Дизартрия и онр у ребенка 4 года

Дизартрия – это нарушение всей произносительной стороны речи, которое вызвано буквально «отсутствием» связи между мышцами речевого аппарата и центральной нервной системой. В результате речь получается неясная, нарушается ее темп и мелодичность, непонятны почти все звуки.
О том, что у ребенка развивается дизартрия, свидетельствуют следующие симптомы:
- Ему тяжело даются любые сложные движения, которые требуют точности. Например, не получается поднести ложку ко рту, застегнуть одежду (даже на липучки), брать мелкие предметы, делать зарядку, соединить пальцы в определенном порядке.
- Ребенок неуклюжий, с трудом удерживает равновесие, плохо координирует свои движения.
- Для дизартрии характерна излишняя слабость или повышенная напряженность лицевых и мимических мышц, из ротика часто течет слюна. В первом случае уголки рта всегда опущены, язык чаще высунут наружу, губы малоподвижны и почти не смыкаются. Во втором ротик плотно сжат, язык во время разговора часто дрожит и напряжен.
- Очень быстро устает, его нельзя назвать активным.
- Нарушения речевого дыхания: из-за очень короткого выдоха конец фразы еле слышен и сильно смазан.
- Голос либо тихий, либо, наоборот, очень тонкий и высокий. Ему сложно управлять тоном, поэтому кажется, что ребенок что-то бубнит на одной ноте.
- Темп речи слишком медленный, или чересчур быстрый, в любой случае, неясно, что малыш хочет сказать.
- Практически все звуки произносит неправильно.
- Почти не улыбается и вообще проявляет мало эмоций, вяло реагирует на родителей и близких, когда те появляются рядом.
- Плохо различает форму, цвет, размер предметов, их положение в пространстве.
- Навыки самообслуживания развиты слабо или отсутствуют вообще.
Читайте также: Симптомы алалии у детей в 3-4 года
Первые признаки дизартрии могут проявляться еще в грудном возрасте. У таких детей очень слабый сосательный рефлекс, они быстро устают, поэтому не наедаются, даже если у матери много молока. У них очень плохой тревожный сон, они часто плачут, просыпаются. Общее развитие замедляется, например, ребенок поздно начинает держать головку, ползать, сидеть, ходить. К 1,5 годам у него появляются только слабые, очень нечеткие звуки, слова как таковые отсутствуют вообще.
Проверьте, все ли в порядке с вашим малышом
Понять, что нужно срочно обратиться к специалисту, помогут две небольших проверки, которые родители могут провести в домашних условиях.
Первый тест. Все движения нужно выполнять перед зеркалом, сначала проделайте их сами, потом попросите малыша их повторить.
- Улыбнитесь, а затем вытяните губы трубочкой, при этом подбородок оставьте неподвижным, а челюсти сомкнутыми, двигайте только губами.
- Покажите язык и спрячьте его.
- Приоткройте рот, расплющите язык на нижней губе и удерживайте его в течение 3-5 секунд.
- Широко открывайте и закрывайте рот, шлепайте губами.
- Открывайте и закрывайте рот, вытягивайте губы в трубочку.
- Откройте рот и коснитесь уголков рта кончиком языка, поводите им в разные в стороны, как будто это маятник часов.
Второй тест. Сложите руки в замок, а затем попросите это сделать малыша. Разомкните пальцы и поиграйте в такую игру: по очереди соединяйте большой палец с остальными, как будто пальцы здороваются.
Если ребенок правильно понял, что от него требуется, но у него никак не получаются эти движения, он не может удержать язык в нужном положении, улыбка выглядит кривой, а пальцы никак не соединяются, то это серьезный повод для беспокойства. Следует как можно быстрее обратиться к детскому неврологу и логопеду.
Виды и степени дизартрии
Специалисты выделяют несколько видов нарушения в зависимости от причины его появления.
- Бульбарная форма вызвана повреждением черепно-мозговых нервов. Для нее характерен полный паралич мышц языка и глотки, при этом ребенок может пытаться произносить некоторые звуки, но безуспешно. Он говорит очень медленно и непонятно.
- Псевдобульбарная форма проявляется в полной атрофии или сильном спазме мышц. Эта форма развивается из-за нарушения проводимости корково-ядерных путей.
- Подкорковая дизартрия выражается в очень медленной речи и неконтролируемой мимике, внезапных выкриках, неправильной интонации. Возникает при поражении подкорковых узлов мозга.
- Мозжечковая форма сама по себе встречается сравнительно редко, в основном она сочетается с другими видами дизартрии, возникает при повреждениях мозжечка. Ребенок с трудом контролирует свои движения, выкрикивает отдельные слова и звуки, плохо держит равновесие.
- Корковая дизартрия развивается при поражениях коры мозга. Эту форму часто ошибочно диагностируют как алалию или диалалию. Ребенок может довольно хорошо произносить отдельные звуки, но не слова.
Прогноз при дизартрии зависит от того, как сильно успело развиться нарушение и насколько скоро родители обратились к специалисту.
- Первую степень часто называют стертой дизартрией, поскольку явные признаки отсутствуют, и нарушение может определить только логопед.
- При второй степени дефекты речи заметны, но речь ребенка в целом понятна.
- Третья степень характеризуется очень неразборчивой речью, но можно различить отдельные слова, обычно выражающие просьбу.
- При четвертой, самой тяжелой, степени ребенок не говорит вообще или смысл его слов непонятен даже родителям.
Без лечения дизартрия прогрессирует и приводит к более тяжелым нарушениям развития. Не упустите драгоценное время!
Читайте также: Как научить ребенка читать в 5 лет? – 2 проверенных способа и много важных советов
Что делать, если у ребенка дизартрия?
Диагноз ставится только после тщательного обследования у невролога и логопеда. Лечение всегда комплексное, оно направлено на коррекцию первопричины заболевания и восстановление функций речевого аппарата, постановку звуков, формирование речи. В программу лечения обязательно входят:
- логопедический массаж;
- артикуляционная гимнастика;
- упражнения на формирование речевого дыхания;
- упражнения для мелкой моторики;
- общее укрепление нервной системы.
Важно не только регулярно посещать занятия с логопедом и выполнять все предписания невролога, но и много времени уделять коррекционным играм и упражнениям дома. Родителям важно наладить доверительные отношения с ребенком, не скупиться на похвалу при каждом, пусть небольшом, успехе.
Источник
Дизартрия часто бывает частью ОНР (общего недоразвития речи), поэтому нередко в заключении врача стоят сразу два диагноза: ОНР 2 степени и дизартрия, ОНР 3 степени и дизартрия, ОНР 2 уровня, стертая дизартрия и т.д.
Дизартрия является расстройством произносительной стороны речи, возникновение которого связано с иннервацией артикуляционного аппарата. Речь пациентов с дизартрией – нечеткая, смазанная, приглушенная.
ОНР диагностируется при общем недоразвитии всех компонентов речи. У больных не развито произношение, словарный запас, фонематический слух и восприятие.
Отличие дизартрии от ОНР состоит в том, что дизартрия может быть изолированным заболеванием (если нарушается только иннервация), либо сопровождаться нарушением фонематического слуха, тогда как для ОНР характерны разные нарушения.
ОНР поддается коррекции достаточно сложно, так как логопед должен решать проблему всесторонне – развивать артикуляцию, фонематическое восприятие и другие нарушенные функции. В то время как дизартрия является скорее медицинской, чем педагогической проблемой, поэтому заниматься её преодолением должен, прежде всего, невропатолог.
Для того, чтобы объединить детей с ОНР в группы для проведения специальной коррекционной работы в соответствии с тяжестью речевого дефекта, логопеды выделяют четыре уровня развития речи: ОНР 1 уровня, ОНР 2 уровня, ОНР 3 уровня и ОНР 4 уровня.
Что означает речевое заключение «ОНР 3 уровня, дизартрия»
ОНР 3 степени диагностируется при умеренных отклонениях в формировании разных сторон речи (сложные лексические и грамматические единицы). Для данного состояния характерно наличие развернутой фразы, аграмматичной речи, плохо дифференцированного звукопроизношения, отставание от нормы фонетических процессов. Для установления уровня развития речи необходима логопедическая диагностика. В ходе коррекции недоразвития речевой функции логопед учит пациента произносить связную речь, усваивать лексико-грамматические категории, совершенствовать фонетическую сторону речи.
ОНР 2 степени представляет собой грубую форму нарушения речи у детей, которые не могут самостоятельно продуцировать связные, четкие высказывания. Ребенок с ОНР 2 уровня может изъясняться только простыми фразами, допуская при этом вербальные ошибки, аграмматизмы.
Лексический запас у детей с ОНР 2 уровня скудный, навыки словообразования и словоизменения отсутствуют. Отмечается тяжелое нарушение звукопроизношения и фонематических операций. Для определения степени ОНР проводится психолого-логопедическое обследование.
Основными приоритетами коррекционной деятельности при ОНР и дизартрии являются следующие:
- совершенствовать восприятие речи;
- расширить словарный запас;
- формировать распространенную фразу;
- развивать грамматические языковые навыки.
Коррекция заболевания
Коррекционная работа по преодолению речевой дисфункции может проводиться как в индивидуальном, так и в подгрупповом и групповом формате (в условиях специализированных логопедических ДОУ).
Задачей логопеда в рамках коррекции ОНР 3 уровня и дизартрии является научить пациента справляться со следующими задачами:
- усваивать грамматические нормы языка. Прежде всего, речь идет о грамотном построении простой распространенной фразы, опираясь на вопросы логопеда и схему, а также об использовании в своей речи сложноподчиненных и сложносочиненных предложений;
- обогатить лексику. С этой целью изучаются различные лексические темы. Для того, чтобы расширить словарь пациент должен усвоить обобщающие понятия, признаки, действия, части и целое предметов, синонимы и антонимы. Необходимо научить ребенка образовывать слова при помощи приставок и суффиксов, изучать значение предлогов, которое отражают пространственное расположение предметов;
- совершенствовать фразовую речь. Пациент должен научиться давать развернутые ответы на вопросы. Особое внимание уделяется составлению рассказов по иллюстрациям, пересказу текстов, описанию событий;
- развивать произносительные навыки. Ребенку помогают уточнять артикуляционные звуки, автоматизировать трудные фонемы, поставить звук, дифференцировать смешиваемые звуки на слух;
- подготовиться к обучению грамоте. Пропедевтическую работу осуществляют для того, чтобы в последующем ребенок успешно освоил навыки письма и чтения. Он должен обучиться слоговому и звуковому анализу (выделению заданных звуков и слогов, ударных гласных), синтезу, преобразованию прямых и обратных слогов в друг друга.
Прогноз и профилактика
Дети с диагностированным ОНР третьей степени могут посещать обычные общеобразовательные школы, однако ввиду некоторых учебных трудностей им необходимо заниматься на школьном логопункте. Благодаря правильно организованному речевому режиму, регулярным занятиям с логопедами и точному выполнению их рекомендаций речь ребенка становится правильной и чистой.
Для профилактики отставания в речевом развитии необходимо предупреждать перинатальные и ранние постнатальные поражения центральной нервной системы, создавать благоприятную речевую среду и семейную обстановку, в которых растут дети.
Для того, чтобы своевременно выявить речевые дефекты, детям в возрасте от двух-трех лет рекомендуется посетить логопеда.
Как правило, речевой прогноз при ОНР 2 степени и дизартрии благоприятен. Грамотное коррекционное обучение позволяет постепенно расширить вербальную активность и повысить уровень речевого развития. При обучении в начальной школе детям необходимы занятия на школьном логопункте, так как они входят в группу риска по формированию нарушений чтения и письма.
В качестве первичной профилактики ОНР необходимо предупреждать ранние повреждения речевых органов и центров, вследствие которых развивается тяжелая логопатология. Для того чтобы предотвратить учебные трудности и отставание в когнитивном развитии следует своевременно выявлять тяжелые речевые дефекты и корректировать их.
Лечение
Построение логопедической работы при ОНР 2 степени и дизартрии предполагает тесный контакт с медицинскими специалистами: педиатрами, детскими неврологами, челюстно-лицевыми хирургами, реабилитологами.
В первую очередь проводятся мероприятия по лечению основного неврологического нарушения: медикаментозная терапия, лечебный массаж, физиотерапевтическое лечение. Открытая ринолалия требует проведения хирургической коррекции деформации лица («заячьей губы», «волчьей пасти»).
В возрасте трех-четырех лет детям рекомендуется посещать логопедические группы ДОУ, не менее трех лет. Это время необходимо для того, чтобы их речь стала фонетически и грамматически правильной, приблизилась к возрастным нормам.
Логопедическая коррекция нарушений речи при ОНР 2 степени и дизартрии ставит перед собой следующие задачи:
- активизировать и увеличить лексический запас – программа направлена на изучение лексических тем, проведение предметных и ролевых игр, постановку инсценировок. Дети учатся называть действия, признаки и предметы. Они приобретают навыки использования обобщающих слов, понимания пространственных взаимоотношений между предметами;
- развивать лексико-грамматические средства – логопеды учат детей словообразованию, словоизменению, пониманию грамматических категорий: числа, падежа, рода. В конце обучения ребенок должен приобрести навыки безошибочного употребления порядковых числительных, слов в различных падежах, грамматически правильных ответов на вопросы: «где?», «куда?», «сколько?», «чей?» и пр.;
- формировать фразовую и связную речь – проводятся упражнения на закрепление навыков построения простого предложения, формирование умений составления небольших рассказов. Ребенок должен научиться давать полный и адекватный ответ на поставленный вопрос, самостоятельно формулировать его;
- совершенствовать произносительные умения – в первую очередь ребенок учится различать неречевые и речевые звуки, развивает артикуляцию. Детям с дизартрией, ринолалией рекомендуется проведение логопедического массажа.
Клиника реабилитации Юсуповской больницы предлагает услуги высококвалифицированных логопедов для взрослых лиц, страдающих дизартрией после перенесенных инсультов головного мозга, черепно-мозговых травм и других заболеваний, которые привели к развитию нарушения речи. Для каждого пациента составляется индивидуальная программа занятий, позволяющая восстановить речь в короткие сроки.
Автор
Врач-невролог, ведущий специалист отделения неврологии
Список литературы
- МКБ-10 (Международная классификация болезней)
Наши специалисты
Заведующий отделением неврологии, врач-невролог, к.м.н.
Врач-невролог, ведущий специалист отделения неврологии
Руководитель НПЦ демиелинизирующих заболеваний, врач-невролог, д.м.н., профессор.
Врач-невролог, к.м.н.
Врач-невролог, д.м.н, профессор, руководитель центра диагностики и лечения нарушений памяти
Руководитель НПЦ болезни Паркинсона, врач-невролог, д.м.н, профессор
Врач-невролог
Цены на услуги *
*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.
Скачать прайс на услуги
Мы работаем круглосуточно
Источник
Общее недоразвитие речи 4 уровня – это незначительная, остаточная несформированность фонетико-фонематических и лексико-грамматических процессов. Все пробелы в развитии языковых компонентов выражены в нерезкой форме: страдает правильное воспроизведение слогового образа сложных слов, артикуляция звуков, фонематическое восприятие, словоизменение и словообразование, связная речь. Выявить данную степень ОНР можно лишь в процессе углубленного логопедического обследования. Задачи коррекционного обучения включают совершенствование всех сторон речи с целью подготовки ребенка к успешному обучению в школе.
Общие сведения
ОНР 4 уровня – относительно легкая степень языковой недостаточности. Четвертый уровень был подробно охарактеризован в 2001 г. профессором, д.п.н., логопедом-дефектологом Т.Б. Филичевой в дополнение к ранее описанным трем уровням речевого развития. Выделение этой категории ОНР обусловлено многолетними наблюдениями автора за детьми с нарушениями речи, имеющими недостаточную готовность к усвоению программы по чтению и письму. На момент поступления в школу у них остаются пробелы в формировании всех средств языка, что требует дополнительной логопедической коррекции. 4-ый уровень ОНР обычно диагностируется у детей 5,5-6 лет.
ОНР 4 уровня
Причины
Нерезко выраженные, остаточные признаки речевой недостаточности возникают как вследствие органических (биологических), так и социально-педагогических (средовых) причин. Эти факторы могут воздействовать изолированно или в совокупности друг с другом. Биологические предпосылки включают особенности развития ЦНС и речевых органов, наследственность, состояния общего здоровья; социально-педагогические – речевое окружение, воспитание в семье.
- Органические факторы. В перинатальном анамнезе детей с 4-м уровнем речевого развития имеют место нарушения ЦНС, вызванные гестозами, фетоплацентарной недостаточностью, внутриутробными инфекциями и интоксикациями, осложнениями родов. В раннем детстве нередко возникают нейроинфекции, черепно-мозговые травмы. О нарушении речевого развития может сигнализировать позднее появление доречевых реакций (гуления, лепета), первых слов и фразовой речи. Такие дети могут иметь различные «речевые диагнозы»: ЗРР, стертая дизартрия, открытая ринолалия, заикание.
- Средовые факторы. Речевое недоразвитие отмечается у детей, растущих в условиях эмоциональной отверженности и социальной депривации. Недостаток общения, госпитализм, билингвизм, педагогическая запущенность обусловливают отставание в развитии всех компонентов речи. В некоторых случаях (например, при двуязычии) у ребенка может первично диагностироваться ОНР 4 уровня, поскольку в таких условиях нарушается нормативное усвоение системы родного языка. Однако чаще 4-ый уровень является следствием перехода с более низкого, 3-го уровня языкового развития в результате логопедических занятий по коррекции ОНР.
Патогенез
Для нормального становления речи ребенка необходимы следующие условия: отсутствие патологии ЦНС, органов слуха и речи; нахождение среди говорящих людей; сформированность механизма подражания. Вначале ребенок слышит и научается понимать речь окружающих, затем, по мере достижения речевыми центрами определенного уровня зрелости, на основе подражания он начинает повторять слова вслед за взрослыми. Постепенно, в результате многократных тренировок речевые навыки улучшаются, и ребенок овладевает речью. К 5 годам полностью усваивается фонетическая, а к 6 годам — лексико-грамматическая база речи.
При нарушении одного или нескольких условий нормальный речевой онтогенез протекает с теми или иными (темповыми, количественными, качественными) отклонениями в формировании лексики и грамматики, звукоразличения и звуковоспроизведения, связного высказывания. При тяжелых повреждениях головного мозга, невозможности или низкой степени самостоятельной речевой продукции возникает ОНР 1 или ОНР 2 уровня. Если неблагоприятное влияние биологических и социальных причин выражено незначительно или уже компенсировано предшествующей логопедической коррекцией, то и признаки общего недоразвития речи также проявляются в негрубой форме. В этом случае говорят об ОНР 3 или 4 уровня.
Симптомы ОНР 4 уровня
В целом устная речь близка к норме, отклонения в сформированности языковых компонентов незначительные. На первый план может выходить смазанность, невыразительность речи, обусловленные нечеткой артикуляцией или иннервационной недостаточностью. При более детальном и тщательном обследовании выявляются остаточные признаки общего речевого неблагополучия. Так, при звукопроизношении чаще всего страдает дифференциация вибрантов, шипящих, аффрикат (Р-Р’, Ч-Щ, Ш-Щ, Ц-С). Отсутствие и грубое искажение фонем нехарактерно. Нарушения слоговой последовательности касаются слов со сложной звуконаполняемостью: могут наблюдаться пропуски, повторы, перестановки, сокращения звуков и слогов. Все это свидетельствует о фонетико-фонематическом недоразвитии.
Признаками несовершенства лексических средств языка служат неточно понимание значения малознакомых слов, не входящих в обиходный словарь («кактус», «пограничник», «ступня»), смешение некоторых понятий («высокий» — «длинный», «овальный» — «круглый», «нарисовать» — «раскрасить»). Дети неправильно трактуют пословицы и фразеологизмы, подбирают синонимы и антонимы. Остаются ошибки в образовании слов с помощью уменьшительно-ласкательных или увеличительных суффиксов, притяжательных и относительных прилагательных, приставочных глаголов и др.
В грамматическом плане обнаруживаются нарушения согласования существительных с числительными и прилагательными, неправильное образование множественного числа, неточное употребление сложных предлогов. Лексико-грамматические ошибки непостоянны: если ребенку предложить выбрать между верным и неверным ответом, то выбор делается в пользу правильного варианта. При рассказе и пересказе текста дети с ОНР 4 уровня обычно нарушают последовательность повествования, затрудняются в выделении главного и второстепенного в сюжете, несколько раз повторяют отдельные эпизоды.
Осложнения
Основная опасность ОНР любой степени, даже легкой – это сложности в овладении ребенком чтением и письмом. Следствием этого становятся специфические расстройства школьных навыков: нарушения письма (дисграфия, дизорфография) и чтения (дислексия), учебная неуспеваемость по родному языку. Своеобразию речевого развития часто сопутствует дефицит внимания, нарушение памяти, снижение познавательной активности. Если педагоги не понимают истинных причин неуспеваемости, на ребенке ставится печать «двоечника», «второгодника», «неудачника». Речевые проблемы тормозят интеллектуальное развитие детей, вносят дисгармонию в психическую сферу, формируют невротические черты личности, речевой негативизм, поэтому требуют своевременного решения.
Диагностика
Схема обследования ребенка с ОНР 4 уровня в целом не отличается от таковой при других уровнях недоразвития речи. С учетом возраста ребенка и его речевых возможностей может различаться предъявляемый материал (по объему, тематике, сложности). Программа логопедической диагностики складывается из анализа анамнестических данных, результатов обследования устной (у дошкольников) и письменной (у школьников) речи. При сборе сведений учитываются условия течения беременности и родов у матери, раннее развитие ребенка, заключения педиатра, детского психолога и детского невролога, специалиста-логопеда (при ранее проводимой коррекции). В речевой карте ребенка с ОНР должны быть отражены данные обследования следующих компонентов:
- Владение связной речью. Проверяется способность ребенка к пересказу, составлению рассказа на заданную тему, по картинке или серии иллюстраций. Оценивается умение планировать высказывание, пользоваться разными типами предложений, точно передавать сюжет, давать развернутые ответы на вопросы.
- Лексический запас. Предъявляются задания на обобщение, категоризацию предметов по признаку, подбор слов-антонимов и синонимов, объяснение переносного значения слова или фразы. Для выявления лексических пробелов рекомендуется использовать материал, редко употребляемый в речевой практике.
- Сформированность грамматических навыков. Изучается понимание предлогов, умение изменять слова по числам и падежам, образовывать слова суффиксальным и приставочным способом, согласовывать существительные с прилагательными и числительными.
- Состояние фонетических и фонематических функций. Для анализа этой стороны речи проводится обследование артикуляционной моторики, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического слуха. Важнейший этап — оценка навыков звукового анализа и синтеза как основы успешного освоения грамоты.
Обследование письменной речи осуществляется у младших школьников, начиная со 2-го класса. При анализе письменных работ и навыков чтения выясняются типичные ошибки, делается вывод об их связи с общим речевым недоразвитием, устанавливается вид дисграфии и дислексии. 4-й уровень ОНР дифференцируют с ФФН, ОНР 3 уровня, тугоухостью у ребенка, ЗПР.
Коррекция ОНР 4 уровня
Главной целью коррекционной работы является устранение пробелов в формировании языковых функций и подготовка ребенка к школьному обучению. Дети с четвертым уровнем речевого развития с 6 лет поступают в логопедическую работу, где с ними проводятся систематические логопедические занятия по следующим направлениям:
- Совершенствование произносительных навыков и фонематических процессов. Первоочередной задачей является развитие слуховых дифференцировок фонем и их произношения с опорой на артикуляционные и акустические признаки. Отрабатывается правильное воспроизведение многосложных слов и слов со стечением согласных. Ведется работа над звуко-буквенным анализом. В качестве вспомогательных методов используется артикуляционная гимнастика и логопедический массаж.
- Расширение словарного запаса. Подразумевает не только наращивание бытового словаря, но и уточнение значений новых слов. Параллельно ведется обучение словообразованию с помощью суффиксов и приставок, подбору синонимов, омонимов, антонимов, родственных слов. Ребенку разъясняют переносное значение слов и оборотов речи.
- Формирование грамматического строя языка. Закрепляются навыки изменения слов по падежам, числам и родам. С помощью правильного интонирования дети учатся различать повествовательные и вопросительные предложения. Отрабатываются умения задавать вопросы и отвечать на них полным предложением. Изучаются предлоги, передающие пространственные и временные отношения.
- Обучение связной речи. Детей обучают строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения и использовать их в устной речи. При работе над связным рассказыванием предъявляются требования к раскрытию темы, соблюдению последовательности повествования, использованию прямой речи и выразительных средств. Навыки закрепляются в различных коммуникативных ситуациях.
- Овладение элементами чтения и письма. С целью закрепления приобретенных речевых умений детей с ОНР 4 уровня начинают обучать основам грамоты. Осуществляется подготовка руки к письму. Детей знакомят с буквами алфавита, учат складывать слова из букв разрезной азбуки. Проводится анализ предложений с использованием графических схем.
Прогноз и профилактика
Речевой прогноз при ОНР 4 уровня благоприятный. После завершения курса коррекционного обучения дети догоняют сверстников, идут в массовую школу и успешно усваивают программу по родной речи. Во избежание учебных трудностей в начальных классах такие ученики должны находиться на учете у школьного логопеда. Игнорирование речевых проблем чревато нарушениями письменной речи. Профилактическая работа заключается в создании условий для благоприятного физического и психического развития ребенка. Залогом успешной коррекции речевых проблем является их раннее выявление и немедленное начало логотерапии.
Источник