Диспропорции развития ребенка презентация

Диспропорции развития ребенка презентация thumbnail

Инфоурок

Другое
›Презентации›Презентация «Особенности развития и поведения ребенка оставшегося без попечения родителей. Диспропорции развития. Раздел 3,4»

Особенности развития и поведения ребёнка, оставшегося без попечения родителе...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Особенности развития и поведения ребёнка, оставшегося без попечения родителе

Описание слайда:

Особенности развития и поведения ребёнка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития. КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» Служба по устройству детей в семью Руководитель Службы: Рыбина В.М.

2 слайд

Детям воспитывающимся вне семьи, без попечения родителей- характерны специфич

Описание слайда:

Детям воспитывающимся вне семьи, без попечения родителей- характерны специфические комплексы психологических черт, отличающих их от ровесников, растущих в семье. проблемы интеллектуального развития воспитанников проблемы эмоционально-волевого развития воспитанников проблемы совместной деятельности и общения детей со сверстниками проблемы половой идентификации воспитанников интернатных учреждений проблемы нравственного развития личности воспитанников проблемы социализации детей-сирот

3 слайд

Проблемы интеллектуального развития воспитанников ослабление или несформирова

Описание слайда:

Проблемы интеллектуального развития воспитанников ослабление или несформированность недоразвитие познавательных процессов неустойчивость внимания слабая память слабое развитие мышления низкая эрудиция

4 слайд

Проблемы эмоционально-волевого развития воспитанников нарушение социального в

Описание слайда:

Проблемы эмоционально-волевого развития воспитанников нарушение социального взаимодействия неуверенность в себе низкая самоорганизованность нарушения целеустремлённости недостаточное развитие самостоятельности неадекватная самооценка отсутвие тенденции к сотрудничеству

5 слайд

Проблемы совместной деятельности и общения детей со сверстниками контакты со

Описание слайда:

Проблемы совместной деятельности и общения детей со сверстниками контакты со сверстниками бедны игра носит процессуальный характер неспособность к конструктивному решению проблем притязательность реализуется через физическую силу нарушение в формировании структуры самосознания

6 слайд

Проблема половой идентификации воспитанников интернатных учреждений смутное п

Описание слайда:

Проблема половой идентификации воспитанников интернатных учреждений смутное представление о будущей половой роли в семье отсутствие знаний о различиях полов равнодушное отношение к своему внешнему виду неадекватное психосексуальное развитие психологическая незащищенность личности в целом иждивенческая позиция сексуальные отклонения

7 слайд

Проблемы нравственного развития личности воспитанников недостаточное понимани

Описание слайда:

Проблемы нравственного развития личности воспитанников недостаточное понимание или неприятие моральных норм отсутствие способности к сопереживанию сниженная эмпатия низкая моральная устойчивость сниженная социальная ответственность

8 слайд

Проблемы социализации детей-сирот Социализация- комплекс затруднений ребёнка

Описание слайда:

Проблемы социализации детей-сирот Социализация- комплекс затруднений ребёнка при овладении той или иной социальной ролью. ложное представление о своей социальной роли не решаются задачи адаптации нарушения эмоционально-волевой сферы нарушение социального взаимодействия сниженная самоорганизованность ослабление «силы личности»

9 слайд

Диспропорции развития ребёнка Умственная отсталость – состояние, обусловленно

Описание слайда:

Диспропорции развития ребёнка Умственная отсталость – состояние, обусловленное врождённым или рано приобретённым недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование личности. Умственная отсталость – характеризуется выраженным снижением интеллектуальных способностей: коммуникация, самостоятельность, социальные навыки, самообслуживание, использование общественных ресурсов, поддержание личной безопастности.

10 слайд

Задержка психического развития Задержка психического развития (ЗПР)- нарушени

Описание слайда:

Задержка психического развития Задержка психического развития (ЗПР)- нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) от стают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР конституционального происхождения – эмоционально-волевая сфера ребёнка находится лишь на более ранней возрастной ступени развития.

11 слайд

ЗПР соматогенного происхождения – обусловлен влиянием различных тяжёлых сомат

Описание слайда:

ЗПР соматогенного происхождения – обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния). Сопровождается невротическими наслоениями: неуверенность боязливость соматогенный инфантилизм капризность

12 слайд

ЗПР психогенного происхождения – связан с неблагоприятными условиями воспита

Описание слайда:

ЗПР психогенного происхождения – связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. ЗПР такого типа возникает в двух основных случаях: — недостаточная опека, безнадзорность; — гиперопека, или воспитание по типу «кумира семьи»;

13 слайд

ЗПР церебрально-органического происхождения – проявление психической неустойч

Описание слайда:

ЗПР церебрально-органического происхождения – проявление психической неустойчивости и психической тормозимости. Причины ЗПР выделяют следующие: Биологические: патология беременности недоношенность асфиксия и травмы при родах заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних стадиях развития генетическая обусловленность

14 слайд

Причины ЗПР выделяют следующие: Социальные : длительное ограничение жизнедеят

Описание слайда:

Причины ЗПР выделяют следующие: Социальные : длительное ограничение жизнедеятельности ребенка; неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка;

15 слайд

Жестокое обращение с детьми Жестокое обращение с ребёнком представляет собой

Описание слайда:

Жестокое обращение с детьми Жестокое обращение с ребёнком представляет собой любую форму физического или психического издевательства. Виды жестокого обращения: пренебрежение основными нуждами ребёнка ( моральная жестокость) физическое насилие эмоциональное (психологическое) насилие сексуальное насилие

16 слайд

Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Диспропорции развития ребенка презентация

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-библиотекарь

Диспропорции развития ребенка презентация

Курс повышения квалификации

Диспропорции развития ребенка презентация

Курс профессиональной переподготовки

Специалист в области охраны труда

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Презентация «Особенности развития и поведения ребенка оставшегося без попечения родителей. Диспропорции развития». В данной презентации говорится о психическом развитии ребенка в соответствии с периодизацией развития детей. Виды жестокого обращения с детьми. Диспропорции развития детей и их отличия. Данное пособие предложено для специалистов Служб по устройству детей в семью.

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-194524

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

1.

Диспропорция развития ребенка:
умственная отсталость, задержка
психического развития

2. Определение понятия: Диспропорция развития

Диспропорция –приставка (дис)
обозначает нарушение, т.е.
нарушенное развитие ребенка.
Соответствие развития ребенка
условной средневозрастной
нормы

3.

Хронологический возраст
— 8 лет
Интеллектуальный
возраст- 3-7лет- ?
Эмоциональный
возраст – 1 год
Внешний облик6 лет — ?
Школа
1 класс – 7 лет
— ? лет
Социальный
возраст – 2-3 года
— 18-30 лет
Хронологический возраст
облик- 8 лет
Внешний
Интеллектуальный
возраст- 8лет
Школа
2 класс – 8лет
Эмоциональный
возраст – 8 лет
8 лет
Социальный
возраст – 8 лет

Читайте также:  Вокал для развития ребенка

4. Мозаичность развития

Параметры:
Хронологический возраст.
Внешний облик.
Физическое развитие.
Эмоциональное развитие.
Интеллектуальное развитие.
Социальное развитие.

5. Определение понятия: Умственная отсталость

Умственная отсталость-это стойкое
необратимое нарушение познавательной
деятельности, возникшее в результате
органического поражения ЦНС, при
котором страдает интеллект и
эмоционально-волевая сфера в целом.

6. Умственная отсталость

Причины возникновения умственной отсталости:
Внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).
Внешние причины , приводящие к резким нарушениям развития:




Тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные во
время беременности: вирусные гриппы, краснуха, ветряная
оспа и др.
Различные интоксикации (воздействия на организм
беременной различных ядовитых веществ, неумеренное
употребление лекарств)
Тяжелые дистрофии женщины во время беременности
(нарушения обмена веществ)
Заражение плода различными паразитами (токсоплазмоз)
Заболевание беременной женщиной сифилисом
Травматические поражения плода, длительная асфиксия
Неблагоприятные экологические условия

7. Умственная отсталость

Причины возникновения умственной отсталости:
Внутренние (эндогенные).
Внутренние причины , приводящие к резким нарушениям
развития:
Фактор наследственности
Нарушение белкового обмена в организме (особая форма
тяжелого слабоумия-фенилкенотурия)
Воспалительные заболевания мозга и его оболочки
(менингиты, менингоэнцефалиты различного происхождения)
у младенца
Резко повышенная радиация местности, неблагополучная
экологическая обстановка местности
Алкоголизация и наркотизация населения
Тяжелые материальные условия (отсутствие полноценного
питания, необходимого для физического и умственного
развития).

8. Классификация умственной отсталости

1.
2.
3.
4.
Легкая умственная отсталостьотносительно неглубокая отсталость.
Легкая умственная отсталость с
нарушением деятельности
анализаторов (зрение, слух,
эмоционально-волевая сфера)
Имбецильность (глубокая умственная
отсталость)
Идиотия (самая тяжелая умственная
отсталость)

9. У детей наблюдается:

— Отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему
Очень низкая познавательная активность
Общая патологическая инертность
Крикливость, раздражительность, расторможенность
Выраженное недоразвитие двигательной сферы, координации, точности и темпа произвольных
движений.
Внимание нарушено: малоустойчиво, отвлекаемость значительная, активное внимание слабое,
объем недостаточен.
Восприятие фрагментарное.
Память логическая, механическая на низком уровне; замедленность запоминания, быстрота
забывания. Неточность воспроизведения; эпизодическая забывчивость, плохая переработка
воспринимаемого материала.
Мышление-все формы нарушены, развиваются крайне тяжело. Наиболее доступно нагляднодейственное мышление. Словесно-логическое, наглядно-образное мышление труднодоступно.
Речь- звукопроизношение нарушено, фразовая речь полна фонематическими и грамматическими
искажениями, пассивность в речевом общении.
Эмоции развиваются в зависимости от клинического варианта дефекта (возбудимые,
заторможенные).
Волевая сфера находится на начальных этапах развития, так как ее становление связано с
появлением речи (не могут контролировать свои поступки, желания, большинство из них не
могут подчинять поведение требованиям взрослого, они в большинстве своем
безынициативны, несамостоятельны, очень низкая мотивация к какой-либо деятельности,
как учебной, так и трудовой и игровой)

10. Задержка психического развития (ЗПР):

Задержка психического развития (ЗПР)-это замедление темпа развития психики
ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний,
незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой
пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.
Это понятие, которое говорит не о стойком, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его
темпа, которое чаще обнаруживается у ребенка при поступлении в школу.
Причины возникновения ЗПР:
1) Причины биологического характера;
2) Причины социально-психологического характера.
Причины биологического характера:
Различные варианты патологии беременности (тяжелые интоксикации, резус-конфликт)
Недоношенность ребенка
Родовые травмы
Различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит, хронические болезни-пороки
внутренних органов, туберкулез);
Нетяжелые мозговые травмы.
Причины социально-психологического характера:
Ранний отрыв от матери и воспитание в условиях депривации (двигательная, сенсорная,
информационная, социальная, материнская)
Дефицит соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со взрослыми
Искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека, авторитарный тип
воспитания).
В основе ЗПР лежит взаимодействие биологических и социальных причин, когда причины возникновения
ЗПР накладываются друг на друга.

11. Классификация задержки психического развития (ЗПР):

1. ЗПР конституциального происхождения
гармонический инфантилизм;
дисгармонический психический инфантилизм;
психофизический инфантилизм при эндокринной
недостаточности.
2. ЗПР соматогенного характера.
3. ЗПР психогенного характера (психогенный инфантилизм).
4. ЗПР церебрально-органического происхождения:
астенический тип ММД (тормозимый вариант
органического инфантилизма);
реактивный (гиперактивный) тип ММД
Педагогическая запущенность

12. Специфические особенности детей с ЗПР:

Память: снижение объема памяти и скорости запоминания, снижение
продуктивности первых попыток запоминания; преобладание наглядной
памяти над словесной; снижение произвольной памяти; нарушение
механической памяти; слабая, ограниченный объем запоминания, преобладает
механический тип, забываемость быстрая.
Внимание: низкая концентрация внимания, низкий уровень устойчивости внимания,
узкий объем внимания.
Речь развивается в целом с отставанием от возрастной нормы, плохой произношение
свистящих и шипящих звуков и звука «р», недостаточно сформирован
фонематический слух и фонематическое восприятие, бедность словаря.
Моторика: отклонения в двигательной сфере : нарушение произвольности движений,
страдает и крупная, и мелкая моторика.
Мышление: неравномерно развиваются виды мышления, наблюдается отставание в
развитии: низкая познавательная активность, избегание интеллектуального
напряжения; отсутствие потребности ставить цель ,планировать свои действия;
длительная несформированность операций анализа, синтеза, обобщения,
сравнения, абстрагирования.
Эмоции: наблюдается отставание в развитии эмоций (неустойчивость, легкая смена
настроений, тревожность, не нуждаются во взаимодействии с сверстниками,
играют в одиночку, нет эмоциональных предпочтений кого-то из сверстников;
если сталкиваются с трудностями могут либо замкнуться в себе, либо
разозлиться).

13. Сходства и отличия ЗПР и УО

1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
Сходства:
У всех детей с ЗПР и УО не сформирована готовность к школьному обучению.
Сходны некоторые причины возникновения ЗПР и УО: интоксикации, инфекции,
болезни, алкоголизм и наркомания родителей, патологии беременности, родовые травмы.
Незрелость эмоциональной сферы и недоразвитие познавательной деятельности.
При работе с детьми и с ЗПР и с УО нужно опираться на «зону ближайшего развития».
Задействовать компенсаторную возможность организма.
И в том, и в другом случае необходима ранняя диагностика и коррекция.
И при ЗПР и при УО дети нуждаются в медикаментозной поддержке, только на разном
уровне.
Различия:
Основное отличие от ЗПР, умственная отсталость является необратимым нарушением
вследствие органического поражения головного мозга, а ЗПР – это замедление темпа
развития психики ребенка. Ребенка с ЗПР можно докоррегировать до условной
средневозрастной нормы, а ребенка с УО нельзя, можно только не допустить развития
вторичных отклонений.
В отличие от УО детей, у детей с ЗПР намного выше обучаемость. Они лучше используют
помощь учителя или старшего и способны применить показанный способ действия при
выполнении аналогичных заданий.
Дети с ЗПР обучаются в массовой школе, либо по общей программе, либо в
коррекционных классах, дети с УО обучаются в специальных (коррекционных) школах 8
вида.

Читайте также:  Развитие ребенка дома поделки

14. Роль замещающей семьи в воспитании ребенка с диспропорцией развития

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
В каждом ребенке заложены возможности и способности, которые
необходимо раскрыть, поддерживать и развивать.
Каждый ребенок является уникальной личностью.
Нарушение интеллектуального развития – это нарушение в сфере
понимания. Неудовлетворительное окружение превращает это в
недостаток, значит это проблема окружения, а не больного.
Ребенок с нарушенным развитием растет и взрослеет, его жизненный
цикл такой же , как у других людей.
Такой ребенок имеет возможность прожить хорошую и разнообразную
жизнь.
Необходим благоприятный психологический климат в семье,
зависящий от внутренних стратегий адаптации и от успешности
внешних способов приспособления (важно семье с таким ребенком «не
замыкаться», не стесняться своего ребенка).
Сотрудничество с узкими специалистами: невролог, дефектолог,
логопед, психолог, массажист, психиатр, педиатр

Источник

Лекция: «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергшегося жестокому обращению. Диспропорции развития».

Обычно выделяется четыре типа жестокого обращения с ребенком: физическое насилие; пренебрежение; сексуальное насилие; жестокое психологическое обращение.

Физическое насилие – умышленное нанесение человеку физических травм, телесных повреждений, лишение его свободы, жилья, пищи, одежды или иных нормальных условий жизни, а также уклонения родителей или лиц, их заменяющих, от удовлетворения потребностей малолетних в уходе, заботе о здоровье и личной безопасности, что может привести к смерти, причинить вред физическому или психическому здоровью, личностному развитию ребенка.

Эти действия могут осуществляться в виде избиений, истязаний, сотрясения, ударов (в том числе с использованием самых различных предметов в качестве орудий насилия), пощечин, таскания за уши, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов. Физическое насилие включает в себя также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, принуждение к приему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.

Выделяют подвиды физического насилия, одним из которых является физическое насилие над младенцами. Это когда младенца начинают трясти с такой силой, что вольно или невольно наносят ему повреждения. Энергичное укачивание младенца или его встряска могут вызвать травму головного мозга, связанную с тем, что мозг ребенка еще не полностью сформирован. Последствиями таких воздействий могут быть задержка в умственном развитии, дефекты речи, нарушения двигательных функций, потеря слуха и даже смерть.

К физическому насилию относят и такой его редко распознаваемый подвид, как синдром, который заключается в том, что человек, обязанный заботиться о ребенке, выдумывает фиктивную болезнь или провоцирует заболевание, вследствие чего «ребенок подвергается неприятным и часто вредным медицинским вмешательствам».

Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:

  • убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;
  • родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
  • родители (или один из них) имеют психические заболевания;
  • нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
  • родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
  • родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;
  • дети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.

Как распознать, что ребенок подвергается физическому насилию?

Характер повреждений:

  • синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
  • ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
  • повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;
  • выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
  • участки облысения, кровоподтеки на голове;
  • повреждения внутренних органов;
  • «синдром сотрясения» у грудных детей.

Особенности поведения:

Возраст до 3 лет

  • боязнь родителей или взрослых;
  • редкие проявления радости, плаксивость;
  • реакция испуга на плач других детей;
  • плохо развитые навыки общения;
  • крайности в поведении — от агрессивности до полной безучастности.

Возраст от 3 до 7 лет

  • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
  • пассивная реакция на боль;
  • негативизм, агрессивность;
  • жестокость по отношению к животным;
  • лживость, воровство;
  • отставание в речевом развитии.

Младший школьный возраст

  • стремление скрыть причину повреждений и травм;
  • боязнь идти домой после школы;
  • одиночество, отсутствие друзей;
  • плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться;
  • агрессивность.

Подростковый возраст

  • побеги из дома;
  • употребление алкоголя, наркотиков;
  • попытки самоубийства;
  • криминальное или антиобщественное поведение.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, медицинской помощи в силу ряда объективных причин (бедность, психические заболевания, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям являются оставления их без присмотра, что часто приводит к несчастным случаям. Пренебрежение нуждами ребенка не всегда вызывается бедностью. Во многих неимущих семьях дети, испытывающие недостаток в хорошей одежде и еде, тем не менее, чувствуют себя любимыми и защищенными. Пренебрежение включает ряд таких проявлений, как пренебрежение потребностями в образовании, присмотре, медицинском уходе, физическом и эмоциональном здоровье.

Читайте также:  Развитие языка 7 летнего ребенка

Пренебрежение медицинской помощью – несогласие на вакцинацию и иммунизацию и др. – может оказаться очень опасным, особенно для детей с хроническими заболеваниями, и также требовать вмешательства со стороны

Сексуальное насилие – это вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли. Это широкое определение, и оно включает внутрисемейные и несемейные формы насилия и все типы сексуальной активности (например, обнажение, оральные, анальные и сексуальные генитальные контакты, детскую порнографию, демонстрацию непристойных действий, сексуальные ритуалы). Инцестом называют всякую сексуальную активность между взрослыми и детьми, которые являются близкими родственниками (включая отчимов и опекунов).

Эмоциональное или психологическое насилие, включает в себя постоянное отвержение, унижение, превращение ребенка в «козла отпущения» людьми, которые должны беречь его и заботиться о нем. Сюда же относятся такие действия по отношению к детям, как запирание ребенка в темной комнате, угрозы и запугивания. Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, чувствуют себя ненужными, плохими, глупыми, никчемными, часто имеют низкую или неустойчивую самооценку, переживают ощущение собственной несостоятельности. Эмоциональное насилие трудно доказать, многие авторы считают, что оно так широко распространено, что каждому человеку приходилось хоть раз переживать его в семье или школе. Однако длительное переживание эмоционального насилия или повторяющееся грубое психологическое давление могут оказывать серьезное влияние на формирование личности ребенка.

Одним из проявлений жестокого обращения является отсутствие любви у женщин к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, т.е. нежелание беременности. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутым, еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению с детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.

В реальной практике редко встречаются отдельные категории насилия, обычно дети переживают одновременно несколько его видов. Физическое насилие, как правило, содержит компонент эмоционального; сексуальное насилие часто сопровождается принуждением, физическим насилием и переживается ребенком как унижение.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно – ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни, не говоря уже о нарушении прав ребенка. Многие годы считалось, что дети – привилегированный класс в нашем обществе. Лишь совсем недавно мы нашли в себе силы и мужество признать, что это совсем не так. Оказалось, что признать и поверить в широкое распространение проституции, наркомании, рост уголовной преступности значительно легче, чем согласиться с горьким выводом о широком распространении жестокого обращения.

Одна из наиболее важных концепций развития человека состоит в том, что, взрослея, человек проходит последовательность определенных стадий, ни одна из которых не может быть пропущена.

Эти стадии логически связаны друг с другом, и каждая предыдущая служит базой для формирования последующей. Наглядной иллюстрацией неблагополучного развития может послужить образ кирпичной стены, в которой в разных местах выбиты кирпичи. Что произойдет с участками стены, расположенными над поврежденными кирпичами? Разумеется, они провалятся и заполнят поврежденное место. Верх стены окажется неровным – какие-то участки будут выше, какие-то ниже.

  • То же самое происходит с развитием ребенка.  Если сравнить стену с процессом развития, то поврежденые участки стены будут соответствовать  периодам, в которые жизнь ребенка складывалась неблагополучно. Это приводит к диспропорции в формировании  тех сфер, становление которых в норме происходит равномерно.
  • Это означает, что в норме 10-летний ребенок физически, социально, интеллектуально и эмоционально находится на уровне 10 лет развития. Если представить все эти сферы в виде «пазла» (сборной картинки), то на всех кусочках будет написано «10 лет». У детей с неблагополучным развитием жизненный опыт приводит к тому, что в некоторых сферах их развитие соответствует возрасту, в других – опережает, а в третьих – значительно отстает от нормы, т.е. из целостного становится «мозаичным».
  • Условно можно выделить следующие 5 сфер:

1)       физическое развитие и внешность

2)       поведение и социальные навыки

3)       интеллект и образование

4)       эмоции и чувства

5)       сексуальное развитие

  •  Если представить себе развитие, как стену, то возраст ребенка – высота «стены», а «кирпичи» – жизненные события. Условно вертикальными линиями «стену» можно поделить на следующие сферы:

Физическое развитие

и внешность

Поведение и социальные

навыки

Интеллект и

образование

Эмоции и чувства

Сексуальное

развитие

  • Негативные жизненные события образуют пустоты в стене. При этом легко понять, что «выпадение» «кирпича» в одной сфере может привести к нарушениям в других сферах.
  • Чем тяжелее жизненная травма, и чем раньше она произошла — тем большее количество сфер она «заденет» и разрушит. По степени тяжести травмирующее обращение с ребенком делится на 4 уровня– по возрастающей: пренебрежение интересами ребенка, эмоциональное отвержение, физическое насилие, сексуальное насилие (эти уровни будут подробнее рассмотрены на следующих занятиях).
  • Так, например, ребенок, которым пренебрегают, выглядит неухоженным и может отставать в знаниях от сверстников, но, попав в благоприятную обстановку, быстро «догоняет» ровесников. Ребенок, систематически страдающий от жестокого обращения, не только отс?