Диспраксия развития у ребенка

Диспраксия развития у ребенка thumbnail

Диспраксия – это нарушение сферы произвольных движений у детей при отсутствии патологии мышечного тонуса, параличей и прочих отклонений, которое проявляется в трудностях выполнения различных действий (особенно сложных) и проблемах координации.  «Синдром детской неуклюжести» имеет 5-6% детей, и чаще всего диспраксией страдают мальчики. Нередко дети с данным нарушением дополнительно имеют сопутствующие расстройства речи, письма, чтения, дефицит внимания, гиперактивность. Их социальная адаптация часто затруднена, хотя интеллект может быть нормальным и даже высоким.

Изначально диагноз «диспраксия» употреблялся только в неврологии. Но чем больше изучалось данное нарушение и проводилось исследований, тем больше было выявлено причин рассматривать диспраксию не только с точки зрения неврологии, но и с точки зрения нейропсихологии и логопедии (если речь идет про артикуляционную диспраксию).

Общие симптомы при диспраксии:

  • отсутствие чувства направления движения;
  • наличие синкинезий (то есть «со-движений», излишних движений). Например, при выполнении письменного задания ребенок открывает рот, высовывает язык. При выполнении пробы на динамический праксис «кулак-ребро-ладонь» одной рукой может начать двигаться вторая рука, которая в норме участвовать не должна;
  • трудности зрительно-моторной координации – ребенку с диспраксией сложно попасть дротиком в цель, ракеткой по мячу, писать точно по клеточкам, то есть совершать сложные движения, включающие синхронизацию зрительной информации и движения;
  • потеря элементов при выполнении серии движений, когда задана четкая последовательность выполнения, например, в танце, в прописях;
  • трудности в различении правой и левой руки, правой и левой стороны относительно своего тела и пространства вокруг себя. Например, ребенок с диспраксией затрудняется выполнить двигательное задание по инструкции «положи правую руку на плечо, а левую на голову», «дотронься языком до носа»;
  • сложности в тонкой моторике;
  • неуклюжесть после достижения возраста двух лет (дети продолжают спотыкаться и падать на ровном месте), повышенная/пониженная двигательная активность, неосторожность;
  • неопрятность (диспраксия затрудняет формирование навыка поддержания опрятности, поскольку ребенок плохо чувствует свое тело и плохо усваивает алгоритмы действий);
  • нежелание осваивать новые двигательные навыки;
  • замедленная автоматизация навыков.

Формирование любого двигательного навыка происходит за счет составляющих его праксисов – адекватно скоординированных действий. На уровне коры больших полушарий праксис (двигательная функция) обеспечивается тремя важными зонами: моторной, премоторной и префронтальной корой. При поражении одной или нескольких зон коры, отвечающих за праксис, возникает расстройство, именуемое апраксией. Этот диагноз ставится человеку, у которого ранее уже были сформированы двигательные навыки, но были нарушены вследствие поражающего фактора, например, инсульта или черепно-мозговой травмы. В отечественной практике детям с нарушением сферы предметных действий также зачастую ставили диагноз «апраксия» (это встречается и сегодня у некоторых нейропсихологов). Но это не корректно, ведь «апраксия» – это нарушение уже сформировавшегося навыка либо полная его потеря, а у детей сфера произвольных движений еще только развивается. Поэтому относительно детей более корректно употреблять термин «диспраксия». При этом речь не об утрате или разрушении имеющегося навыка, а о его несформированности. Такие дети могут двигаться, но в большинстве случаев хорошо заметна общая моторная неловкость, неуклюжесть и неспособность к некоторым предметным действиям. Движения раскоординированы, такому ребенку сложно ездить на велосипеде, ловить и бросать мяч, играть ракеткой в теннис или бадминтон, держать ручку и столовые приборы правильно (часто ребенок с диспраксией имеет захват по типу «кинжал»), застегивать/расстегивать пуговицы и молнию.

Движения автоматизируются с трудом, и то, что у обычного человека не вызывает больших энергозатрат, у ребенка с диспраксией отнимет много сил и времени. В речи у такого ребенка наблюдаются сложности по произнесению звуков. Надо заметить, что часть детей с диагнозом «дизартрия» на самом деле страдает именно от диспраксии, так как в старой классификации в логопедии не было диагноза «артикуляционная диспраксия». Но структура и происхождение дефекта при дизартрии и диспраксии разные, нарушения требуют различного подхода в коррекции, поэтому очень важно правильно поставить диагноз.

В мелкой моторике также заметны проявления этой дисфункции. Отличительной чертой детей с диспраксией является быстрая утомляемость, поскольку простые и привычные, будничные для всех остальных движения вызывают у них чрезмерное напряжение и требуют много усилий.

Многие думают, что ребенок «перерастет» подобные сложности, но это не так. Диспраксия при отсутствии необходимой коррекции остается у человека до конца жизни. Именно поэтому мы часто наблюдаем в жизни взрослых, которые не способны научиться играть в теннис, кататься на велосипеде, плохо владеют собственным телом.

Причины возникновения диспраксии у детей

Если у взрослых нарушение праксиса (апраксия) обусловлено преимущественно корковыми поражениями, то у детей более важную роль играет своевременное созревание (или несозревание) подкорковых структур. Поэтому диспраксия развития носит чаще неспецифический характер (нарушено несколько видов праксиса и общая моторика) и сопровождается нарушениями сенсорного развития и эмоционально-волевыми, поведенческими расстройствами. Среди факторов развития диспраксии выделяют патологию течения беременности и родов и патологию периода новорожденности.

На сегодня выделяют две формы диспраксий с точки зрения этиологии. Первичная форма обусловлена несформированностью собственно двигательного анализатора, то есть тех отделов и зон головного мозга, а также нейронных путей, которые формируют программу действия. Далее мотонейроны  передают последовательно сигнал мышцам, а подкорковые отделы мозга автоматизируют типовые программы движений, такие, как «завязать шнурки».

Читайте также:  Оценка моторного развития ребенка

На картинке видно, как движутся сигналы в нейронах от моторной коры больших полушарий вниз, через ствол, вдоль спинного мозга, образуя так называемый пирамидный путь. Это большой пучок нервных клеток, которые делают возможными сознательные произвольные движения.

Другая форма диспраксий – это так называемые вторичные диспраксии. Они обусловлены нарушением обработки и интеграции сенсорной информации у ребенка. Самая первая форма мышления у ребенка – это сенсомоторная. Получение полноценных ощущений возможно лишь в динамике, когда ребенок может повернуть глаза, голову, перевернуться, подтянуться, сесть, взять в руки интересующий предмет, полизать, почувствовать запах.  Позже – подползти, подойти, подбежать. Все мелкие и крупные движения помогают людям прочувствовать мир во всей его полноте. Но и сами ощущения от всех органов чувств – вестибулярные, проприоцептивные (мышечные), кинестетические, зрительные, слуховые – дают психике информацию о том, как выстроить схему, программу, последовательность движений, расположить тело в пространстве.  Сенсомоторный базис, который постепенно у него накапливается, позволяет сформировать ребенку картину окружающего мира, схему своего собственного тела. И уже на этой основе у него формируется семантическое (смысловое) поле, которое опосредуется знаком (словом), то есть развивается речь и далее вербальный интеллект, высшие формы мышления. Таким образом, при различных формах дизонтогенеза развиваются и дисфункция сенсорной интеграции, и диспраксия как две стороны единого процесса познания мира.

Вторичная диспраксия встречается чаще, чем первичная, и клиническая картина более тяжелая.

Обе группы нарушений праксиса у детей исследовала и описала в своей статье «Проблема постановки диагноза «Диспраксия развития» в детском возрасте» (2011 г.) невролог, доктор медицинских наук Ю. Е. Садовская с соавторами. Она приводит статистику, что при вторичной форме диспраксии намного чаще, чем при первичной, встречаются следующие сопутствующие расстройства: дефицит контроля эмоций и поведения, коммуникативный и сенсорный дефицит. Задержка речевого развития, речевой и когнитивный дефицит встречаются одинаково часто при первичной и вторичной форме диспраксии. Также важно отметить, что при вторичной форме дети чаще стремятся избежать выполнение задания, проявляют негативизм, испытывают психологические трудности, чувствуя себя не такими, как все. То есть социальная адаптация у детей с вторичной диспраксией, как правило, затруднена. Дефект двигательной сферы у них более обширный, затрагивает больше видов произвольных действий (при первичной форме – более «точечный»).

Виды диспраксии

Классифицируют диспраксию либо по структуре (какой именно компонент схемы действия нарушен) и локализации в коре, либо по виду нарушенного праксиса. Праксисы подразделяют по сфере осуществления движений и по органу, который участвует в действии. Например, артикуляторный или оромоторный – это значит праксис, осуществляемый в артикуляторном аппарате. Мануальный праксис – означает, что нарушены действия, осуществляемые рукой. Пространственный – значит связанный с пространственными представлениями. Кинестетический – связанный с недостаточностью интеграции движения и кинестетики. И так далее. Нет единой утвержденной классификации видов праксиса, у разных авторов перечень будет немного разным. Соответственно видам несформированного праксиса подразделяют и диспраксии.

Наиболее часто выделяют следующие виды:

  • моторная (кинетическая) – трудности связаны с выполнением наиболее простых, одношаговых задач и предметных действий (расчесывание, пожимание руки, приветствие и прощание и др.), в том числе подражательных;
  • идеаторная – нарушение составления схемы сложного действия, моторной программы;
  • идеомоторная — трудности вызывает выполнение серии последовательных движений (уборка кровати, чистка зубов, заваривание чая и пр.);
  • артикуляционная (артикуляторная, вербальная) диспраксия – неясная, смазанная речь вследствие затрудненной координации мышц, непосредственно отвечающих за произнесение звуков, и нарушения обработки кинестетической информации от артикуляторного аппарата, вследствие чего затрудняется реализация артикуляционных поз;
  • конструктивная – проявляется сложностями овладения конструктивной деятельности (игры с конструктором, понимание геометрических законов, копирование изображения и пр.);
  • пространственная – трудности овладения понятиями «право-лево», «верх-низ», нарушение ориентации собственного тела в пространстве;
  • выразительная (мимическая) – неспособность выразить эмоциональное состояние через мимику или несоответствие выражения лица окружающей ситуации;
  • кинестетическая – трудности подбора двигательной позы из-за недостаточности сенсорной информации от кинестетического анализатора.

Артикуляционная диспраксия

Вербальная (или артикуляционная) диспраксия является речевым расстройством, а именно нарушением произносительной стороны речи, что связано с недоразвитостью или неправильным формированием артикуляционного праксиса. При такой диспраксии сохранены подвижность и тонус мышц, их сократительные способности.

Обычно данная патология включается устаревшими источниками в круг логопедических нарушений – дизартрий.

Основные отличия артикуляторной диспраксии от дизартрии:

  • если слово знакомо или автоматизировано, то оно с большой вероятностью будет произнесено верно; но те же самые звуки в других словах могут произноситься с нарушением (то есть проблема не в произношении звука как такового, а в формировании навыка произнесения);
  • ребенок самостоятельно ищет артикуляционную позу;
  • количество ошибок во многом зависит от окружающей ситуации и эмоционального состояния ребенка (при повторении за знакомым взрослым в спокойном состоянии произношение будет правильно, в испуганном или нервном – вероятны ошибки).

Основные трудности в вербальной диспраксии: искажения звуков (их пропуск или замена другими, перестановка слогов и пр.) и сложности в построении предложений.

Коррекция диспраксии

Самостоятельная диагностика и коррекция данного нарушения не являются эффективными, поэтому при подозрении на диспраксию необходимо обратиться за консультацией к неврологу и нейропсихологу.

Очень часто дети с диспраксией являются клиентами логопеда или дефектолога, поскольку имеют нарушения речи и познавательных способностей. То есть в таких случаях расстройство сферы произвольных действий отдельно не выделяется и идет «фоном» про отношению к речевым и иным диагнозам (СДВГ, РАС, дизартрия, алалия, ЗПМР, ЗПР, ЗРР, ЗПРР).  Диагноз «диспраксия» при этом отдельно в заключениях логопеда, дефектолога, невролога может не фигурировать (однако при нейропсихологическом обследовании специалист обязан упомянуть о нем).

Читайте также:  Инновации в развитии речи ребенка

Достоверно диагностировать диспраксию можно с 4-х лет. Это нарушение требует длительной коррекции. Полностью избавиться от диспраксии почти невозможно, и фрагментарные последствия будут оставаться и во взрослом возрасте. Но скорректировать диспраксию так, чтобы она не затрудняла повседневную жизнь и не приводила к дальнейшим нарушениям познавательной сферы (например, дискалькулии, дислексии, дисграфии) все же реально.

Коррекционная программа включает комплекс следующих направлений:

  • неврологическая коррекция (с целью помочь мозгу наладить работоспособность, скомпенсировать последствия гипоксически-ишемических повреждений и других нарушений);
  • нейропсихологическая коррекция;
  • психологические методы – направлены на систематизацию и организацию мышления ребенка, а также коррекцию сопутствующих расстройств поведения и эмоционально-волевой сферы; психолог помогает родителям найти контакт с ребенком и сделать семейное воспитание более гармоничным;
  • логопедические – предотвращение задержки речевого развития (ЗРР присутствует в большинстве случаев диспраксии), коррекция артикуляторной диспраксии, помощь в формировании связной речи, программы речевого высказывания, профилактика дислексии, дисграфии, дискалькулии;
  • кинезиотерапия, ЛФК, бассейн, сенсорная интеграция.

Сложность коррекции диспраксии заключается в том, что навык не переносится в другие условия. То есть если ребенок научился играть в большой теннис и отбивать ракеткой мячи, то настольный теннис и бадминдтон все равно вызовут большие затруднения. Поэтому каждый навык должен отрабатываться на большом количестве разнообразного материала и в различных условиях. Коррекция диспраксии обязательно должна быть комплексной. В программу должно включаться воздействие на сенсорику (предпосылку формирования праксиса), занятия по составлению алгоритмов действий и выполнению серий движений, а также отработку имеющихся и новых навыков. Также обязательно должна быть профилактика сопутствующих расстройств.

Если у вашего ребенка поставлен диагноз «диспраксия» и он нуждается в коррекции, или вы только подозреваете наличие данного нарушения и хотели бы провести квалифицированную диагностику, звоните в наш Центр по тел.: (812) 642-47-02 и записывайтесь на прием к специалисту.

Читайте также:

  • Формирование праксиса и диспраксия у детей

Источник

Все люди бывают иногда неуклюжи, неповоротливы. Трудности движения в детском возрасте могут быть обусловлены диспраксией. Это непросто неуклюжесть, а именно невозможность интеграции между движением и мыслительными функциями. Поговорим о том, что такое диспраксия, как ее диагностировать и лечить.

Что это

Dyspraxia переводится с латинского как бездействие или бездеятельность. Заболевание возникает на фоне поражений коры головного мозга. Чаще диагностируется у мальчиков.

Ребенок, болеющий диспраксией, крайне уязвим среди сверстников. Ему сложно ходить, говорить, читать, выполнять любые действия.

Необходимо понимать, что такой ребенок не является умственно отсталым. Если диспраксия не сочетается с другими заболеваниями ЦНС, аутизмом, синдромом Аспергера, параличами, педагогической запущенностью, то интеллект развивается на должном возрасту уровне.

Мальчик аутист играет

Виды диспраксии

Классификация болезни зависит от типа действий, которые сложно выполнять ребенку. Чаще всего встречаются следующие виды диспраксии:

Вербальная или артикуляционная

Характеризуется затруднениями в звукопроизношении с точки зрения физиологии. Ребенку сложно воспроизводить фразы в правильном порядке, формировать предложение для выражения мысли.

Моторная

Основные симптомы – это сложность в выполнении движений. Ребенку тяжело самостоятельно одеваться, принимать пищу, ходить, писать, завязывать шнурки и т.д.

Офтальмологическая

Уменьшена способность следить за движениями глаз. Проявляется чаще в школьном возрасте, при подготовке к обучению. Дошкольнику тяжело следить за строчкой при чтении только глазами, он обязательно двигает при этом головой.

Проявляется при быстром движении. Например, ходьбе, прыжках, беге.

Выразительная

Ребенок не в состоянии выразить эмоции через мимику. Движения мышц лица часто не соответствуют психологической обстановке. Например, вместо улыбки возникает выражение гнева, страха и т.д.

Идеативная

Нарушается способность действовать в стандартных, ежедневных ситуациях. Ребенок не соотносит варианты решений сложившейся обстановке, не может применить их на практике.

Конструктивная

Характеризуется потерей в пространстве, больной воспринимает его неадекватно.

Деамбулаторная

Ребенок не может по команде перестроиться с бега на медленную ходьбу и наоборот. Возникают трудности при смене вида движения.

Кинестетическая

Связана с нарушениями артикуляционного уклада, выполнением мелких движений руками. Например, застегивание пуговиц.

Аутист выполняет задание

Симптомы

Проявления заболевания зависят от индивидуальных особенностей развития ребенка. Есть лишь небольшой список наиболее часто встречающихся симптомов:

  • Нарушения осанки
  • Задержки физического развития (роста, размеров тела, пропорций, нарушения циклов у девочек и т.д.)
  • Нарушения в развитии до 2 лет. Ребенок не сидит, не ползает и т.д.
  • Проблемы с концентрацией взгляда на одном предмете
  • Изменения сна
  • Излишняя раздражительность
  • Трудности с равновесием
  • Сложности в обучении. Особенно при освоении математики, письма, чтения
  • Чрезмерная медлительность при списывании, копировании
  • Путаница сторон
  • Дисграфия
  • Симптоматика зависит от вида заболевания и возраста пациента.

Мальчик у психолога

Причины

Диспраксия возникает у детей по нескольким причинам, связанным с внутриутробным развитием и генетической предрасположенностью:

  • Микротравмы мозга в родах или послеродовом периоде
  • Мутации
  • Недоношенность
  • Наследственность.

Точных причин заболевания на сегодняшний день ученым выявить не удалось. Можно говорить о совокупности проблем при развитии плода, влиянии экологии, образе жизни родителей, генов.

Диагностика

Скрининг диспраксии проводят психиатры, неврологи, офтальмологи, логопеды. Тесты и задания для оценки степени развития болезни и уточнения ее вида избираются лечащим врачом, родителями.

Читайте также:  Социологическая теория развития ребенка

Для начальной диагностики чаще используют следующие общие тесты:

  1. Ребенка просят раздеться – одеться.
  2. Нарисовать простой предмет, животное.
  3. Ходить попеременно быстро, медленно, на цыпочках и т.д.
  4. Дотронуться до уха слева-справа попеременно по команде.
  5. Проследить за предметов глазами.
  6. Собеседование с доктором для выявления сформированности речевых навыков, способности отвечать на вопросы, поддерживать беседу.
  7. Перекрещивание ног по образцу, команде.
  8. Собрать пазл, выполнить задания головоломки.
  9. Вырезание несложной фигуры ножницами.

Психолог проводит диагностику

Стабильные затруднения при выполнении нескольких диагностических тестов может стать причиной постановки диагноза “диспраксия”.

Далее собирается анамнез жизни, пациент направляется на подробную диагностику к узким специалистам.

Особенности речи детей с вербальной диспраксией

Поговорим подробнее об артикуляционной диспраксии. Это один из видов недоразвития речи. Состояние характеризуется нарушениями произносительной функции из-за паралича артикуляционного аппарата.

При диспраксии, связанной с вербальными нарушениями, обнаруживаются следующие отклонения в звуковой речи:

  • искажение фонетических характеристик звуков;
  • замены фонем;
  • отсутствие автоматизации звуков;
  • пропуски согласных и гласных звуков;
  • перестановки слогов;
  • смешение освоенных фонем;
  • лексико-грамматические нарушения;
  • сложность в построении фраз, предложений.

Вербальная диспраксия отличается от дизартрии и моторной алалии по многим показателям. Эти заболевания не стоит путать, поскольку подход к коррекции нарушений разный.

Девочка не может говорить

Отличия от дизартрии

Артикуляционная диспраксия отличается от дизартрии следующим:

  • Ребенок ищет артикуляционную позу
  • Если фонема, слово знакомы ребенку и автоматизированы, то он произнесет его правильно с большей вероятностью
  • Наличие ошибок в речи зависит от произносительных условий. Если малыш повторяет чужую фразу, фонему, то произнесет ее правильно. При условии эмоциональной возбужденности в речи ошибки встречаются намного чаще.

Отличия от моторной алалии

Оральная диспраксия имеет следующие отличительные признаки:

  • богатый словарный запас;
  • правильное грамматическое оформление предложений, фраз;
  • относительная свобода при составлении текстов для собственных высказываний;
  • способность играть со словами, например, составлять рифмы.

Лечение и коррекция

Включает в себя медикаментозное лечение и занятия со специалистами: неврологами, физиотерапевтами, логопедами, дефектологами. Немаловажную роль играют физические нагрузки, занятия спортом.

Коррекция двигательных функций

На практике применяются следующие методы коррекции сенсомоторных нарушений:

  1. Координация двигательных функций путем постоянно наблюдения за выполнением команд, упражнений. Например, утреннюю зарядку можно превратить в метод лечения. Просите ребенка ходить на пяточках, потом на носочках; бег сменяйте прыжками, остановками для передышки и т.д. Тренируйте ориентацию в пространстве: просите повернуться направо-налево
  2. Складывание пазлов, кубиков по образцу и фантазийно
  3. Копирование рисунков
  4. Плавание
  5. ЛФК
  6. Массаж
    С помощью него можно развивать оральный праксис, мелкую и крупную моторику
  7. Музыкальное сопровождение на физкультуре
  8. Шитье
  9. Дыхательная гимнастика Стрельниковой обучает контролировать движение мышц, дыхательного аппарата, руководить процессом
  10. Трудотерапия

Девочка на занятии ЛФК

Коррекция вербальной диспракции

Направлена на улучшение словесной и артикуляционной функции ребенка. Систему реабилитации подбирают логопеды, психиатры, дефектологи. Задача коррекционных упражнений состоит в том, чтобы ребенок мог научиться выражать мысли вслух, понимать чужую речь полностью, а не отрывочно, контролировал звукопроизношение, мимику во время речи.

Используются следующие упражнения и методы:

  • Перевоспитание фонетики.
    Направлено на автоматизация звуков. Обучение контроля над речью.
  • Увеличение запасов фонем, слов.
    Это практические занятия для составления предложений, небольших текстов, их артикуляции.
  • Контроль за мимикой.
    Во время речи малышу необходимо повторять за взрослым простые движения руками, головой, губами для улыбки и т.д. Жесты должны соответствовать высказыванию. Таким образом, тело будет участвовать в процессе общения с оппонентом.

Диагностируя вид диспраксии, узкие специалисты индивидуально подбирают систему реабилитации для ребенка школьного и дошкольного возраста. При систематических занятиях прогноз всегда остается положительным.

Мальчик на логопедическом занятии

Советы логопеда

Занятия со специалистом приносят лишь небольшие улучшения в процессе говорения, социальной адаптации ребенка. Основная нагрузка лежит на родителях. Занимаясь дома, следуя советам логопедов, вы достигнете максимального эффекта при лечении диспраксии.

На что нужно обратить особое внимание:

  • Играйте, а не занимайтесь
    Для дошкольника важно понимать, что еще ребенок. Игра – ведущий вид его деятельности. Обучайте, тренируйте, корректируйте нарушения в процессе игры. Пусть вам и малышу будет весело и интересно.
  • Развивайте не только правильное говорение, но и другие способности ребенка
    Например, координация движения хорошо развивается во время ощупывания предметов, рисования, догонялок.
  • Развиваете мелкую моторику
  • Рисуйте, лепите, собирайте мозаику
  • Не забывайте об артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастиках
    Для занятий можно использовать методы Стрельниковой, Бутейко, Толкачевой

Мальчик показывает рисунок

Советы родителям

Панацеи от диспраксии в детском возрасте не существует. Родителям стоит быть терпеливыми, выполнять советы педагогов и медиков. Научитесь сами и привейте ребенку следующие навыки:

  • радуйтесь каждому успеху, хвалите ребенка чаще
  • не торопите малыша при выполнении заданий
  • фиксируйте внимание на мелочах
  • не напоминайте дошкольнику о неудачах
  • ставьте перед ребенком понятные и доступные цели
  • требуйте выполнения задач
  • отбирайте материал для занятий на основе предпочтений малыша
  • усложняйте задачи постепенно, не торопитесь приступать к самому сложному в начале пути.

Диагноз диспраксия – это не приговор. Не стоит замыкаться в себе, понижать самооценку ребенку. Большинство симптомов и проявлений заболеваний можно устранить в детском возрасте. Ваша помощь необходима ребенку для успешной адаптации и к взрослой жизни.

Анна Ровенская учитель

Автор статьи

Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.

Источник