Дисгармоничное развитие ребенка до года
25 февраля 2011, 23:08
Физическое развитие детей до года
Первое, что узнают родители о своем новорожденном ребенке – это пол, вес и рост. Почему эти данные так важны, и на какие показатели следует ориентироваться родителям, чтобы быть в курсе развития крохи?
Данные о росте и весе нужны для того, чтобы понять правильно ли развивается ваш малыш. Нормой для новорожденного считается рост: от 46 см до 51 см, а вес: от 2600 до 4000 г. Очень важно и соотношение этих величин, индекс Кетле. Он показывает, достаточно ли питания получал малыш в период внутриутробной жизни. Нормальным считается значение индекса от 60 до 70.Например, ребенок вес, которого 3250 и рост 50 см, имеет индекс 65. Низкий показатель может свидетельствовать о дефиците массы. Но данный индекс считается верным только для детей, рожденных в срок.
Помимо контроля за массой тела, врачи так же проводят замеры окружности головы ребенка. В среднем цифра должна составлять 34-36 см.
Итак, физическое развитие детей до года после выписки из роддома контролирует участковый педиатр. Чтобы следить за правильным развитием крохи, рост, вес, окружность груди и головы измеряются 1 раз в месяц в течение года с момента рождения малыша.
Конечно, ваш малыш индивидуален и физическое развитие детей до года не всегда сходится с календарными нормами. Но отсутствие, каких либо умений или отклонение в росте вашего малыша – повод проконсультироваться со специалистом.
Итак, физическое развитие детей до года по месяцам.
Новорожденный. Рост 46-51 см. Вес 2,6-3,5 кг. Окружности: головы – 34-36 см, груди – 32-34 см. У малыша проявляются врожденные рефлексы: сосание, глотание, моргание, хватательный рефлекс.
1 месяц. Рост 53-54 см. Вес 4,1-4,3 кг. Окружности: головы – 36,6-37,3 см, груди – 36,0-36,3 см. Младенец уже может удерживать голову в вертикальном положении и старается приподнять ее, когда лежит на животике. В ответ на громкие звуки, резкие движения рефлекторно разводит ручки в стороны, сжимая кулачки (рефлекс Моро).
2 месяца. Рост 56-58 см. Вес 5,0-5,3 кг. Окружности головы – 38,4-39,0 см, груди – 38,1-39,0 см. Малыш уже хорошо поднимает и удерживает голову вертикально в течение 1-1,5 минуты. Поворачивает голову, в сторону говорящего. Хватает предметы ладонью и крепко удерживает.
3 месяца. Рост 59-61 см. Вес 6,0-6,3 кг. Окружности головы – 40,0-40,9 см, груди – 40,0-41,3 см. Ребенок свободно удерживает голову в вертикальном положении в течение 5-6 минут. Лежа на животе, приподнимается и опирается на предплечья и локти. Малыш поворачивает головку на знакомый голос взрослого.
4 месяца. Рост 62-64 см. Вес 6,5-6,9 кг. Окружности: головы – 41,0-41,9 см, груди – 41,8-42,0 см. Ваш малыш может приподнимать голову из положения, лежа на спине. Свободно переворачивается со спины на живот. Лежа на животе, приподнимается, опираясь на ладони, и следит за движущимся предметом. Ваш ребенок уже хватает и удерживает в руках мелкие предметы. С удовольствием играет с висящими над кроваткой игрушками, берет их в руки, ощупывает, тянет в рот.
5 месяцев. Рост 64-68 см. Вес 7,4-7,8 кг. Окружности: головы – 42,2-43,2 см, груди – 43,0-44,3 см. Ваш ребенок уже может садиться, но без поддержки спинку держать еще пока не в состоянии. При поддержке под мышки малыш стоит ровно на ножках. Улавливает интонацию речи, не понимая слов. Он уже узнает голос мамы.
6 месяцев. Рост 66-70 см. Вес 7,7-8,0 кг. Окружности головы – 43,2-44,2 см; груди – 44,3-45,5 см. ваша кроха уже самостоятельно садиться без всякой поддержки и переворачивается со спинки на животик. Малыш пытается ползать на четвереньках, начинает произносить первые слоги: «ма-ма, „ба-ба“ и т. п.
7 месяцев. Рост 68-71 см. Вес 8,3-8,9 кг. Окружности головы – 44,0-44,8 см, груди – 45,0-46,4 см. Ваш ребенок поднимается на четвереньки и уже свободно ползает. Сидя, наклоняет и выпрямляет туловище. При поддержке за обе руки ровно стоит и хорошо переступает ножками.
8 месяцев. Рост 70-72 см. Вес 8,5-9,5 кг. Окружности головы – 44,3-45,4 см, груди – 46,0-47,2 см. Держась за кроватку, малыш сам встает и садится. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Ваша кроха всерьез увлечена игрушками: рассматривает их, постукивает одной о другую, пытается бросить вниз.
9 месяцев. Рост 71-7.3 см. Вес 9,3-9,9 кг. Окружности головы – 45,3-46,3 см, груди – 46,7-47,9 см. Малыш уже ходит, держась за опору. Уже в состоянии выполнять довольно сложные действия: перебирать кубики, собирать мелкие предметы. Выполняет простые просьбы. Знает свое имя, поворачивается к тому, кто его зовет. Понимает слово „нет“.
10 месяцев. Рост 72-74 см. Вес 9,5-10,4 кг. Окружности: головы – 45,6-46,6 см, груди – 47,0-48,3 см. Ваша кроха сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку или за коляску. Мелкие предметы малыш берет двумя пальцами, не отдает понравившуюся игрушку. Сознательно выполняет сложные движения, например, открывает и закрывает коробочку. Начинает произносить простые слова.
11 месяцев. Рост 73-75 см. Вес 9,8-10,5 кг. Окружности: головы – 46,0-46,9 см, груди – 47,7-48,7 см. Ваш малыш хорошо ориентируется в пространстве. Знает названия многих предметов и частей своего тела. У него заметно возросла точность движений пальцев (крепко держит игрушки, комкает и рвет бумагу).
12 месяцев. Рост 74-76 см. Вес 10,1-10,7 кг. Окружности: головы – 46,0-47,2 см, груди – 47,7-49,0 см. Ваша кроха уже самостоятельно ходит, и подходит к Вам, если зовете по имени. Выполняет сравнительно сложные задания: открывает дверь, приносит отдельные предметы, игрушки. Активно участвует в одевании, умывании. Словарный запас вашего малыша около 10 слов.
После осмотра врач может охарактеризовать состояние развития вашего ребенка как «гармоничное» или «дисгармоничное». Что же это значит? Оценив данные измерений, врач сопоставляет их между собой и делает вывод о соответствии их друг к другу. Например, при средних показателях роста и низком весе, врач делает вывод о дисгармоничном развитии ребенка до года. Но сравнив их с более ранними изменениями, может сказать ускоренно или замедленно развивается ваш малыш.
Нормальному развитию вашего ребенка может помочь:
• массаж для грудных детей
Массаж для ребенка до года способствует нормализации мышечного тонуса и развитию мелкой моторики.
•закаливание детей
Помогает повысить выносливость организма и его сопротивляемость к внешним воздействиям.
• правильное питание ребенка до года
В период интенсивного роста малышу требует правильное питание.
Мамам стоит серьезно относиться к этим цифрам и формулам, которые на первый взгляд кажутся скучными. Ведь именно показатели физического развития детей до года скажут вам, здоров ваш малыш или нет.
Источник
Подростковый возраст — это начало полового созревания, когда системы организма переживают настоящую революцию. Но в организме нельзя изменить все сразу и везде. Нужны время и силы. Все органы и системы должны подрасти, перестроиться, приспособиться к новому способу жизни. Не удивительно, что в такую сложную пору падает школьная успеваемость, снижается работоспособность, нарушается внутренняя гармония личности. Иногда взаимоотношения с родителями ухудшаются настолько, что кажется — ребенка подменили. О физиологических причинах, обуславливющих сложности в поведении подростков, рассказывается в этой статье
За подростковым возрастом следует период окончательного полового созревания. Начинается перестройка с подкорковых структур головного мозга и гипофиза, вызывающих соответствующие изменения гормонального фона, который, в свою очередь, сказывается на работе всех клеток организма. Чувствительность разных тканей к гормонам неодинакова, изменения в них порой разнонаправлены и нелегко переносятся организмом. Но зато эти изменения позволяют решить главную задачу завершения развития — достижение способности к размножению как в биологическом, так и в социальном плане.
Вслед за функциональной перестройкой происходит изменение пропорций тела, появление и развитие вторичных половых признаков, перестройка в деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной, пищеварительной систем, в регуляции совместной работы всех систем на новом уровне. Меняются стереотипы двигательных реакций.
Перестройка деятельности различных органов и систем организма в большей мере связана с изменением размеров, массы и пропорций тела. У девочек эти процессы начинаются приблизительно на 2 года раньше и завершаются быстрее (за 3–4 года), чем у мальчиков (за 4–5 лет).
Рост происходит, в основном, за счет увеличения длины конечностей, причем руки и ноги растут не одновременно и не одинаково. Из-за этого сильно меняется механика движений. Полностью меняется и организация мышечной системы, возрастает роль и доля мышечных волокон, обеспечивающих проявление силы и быстроты. Соответственно укрепляются и кости, на которые теперь приходится большая нагрузка. Строение тела приобретает четко выраженные половые черты.
Занятия оздоровительными физическими упражнениями укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, способствуют повышению работоспособности, экономизации сердечной и мышечной деятельности, становлению взрослого типа энергетического обеспечения мышц.
Развитие сердечной мышцы, соединительной ткани, сосудов у подростков происходит неравномерно. В определенные моменты сердце опережает в развитии кровеносные сосуды или отстает от их развития, а в самом сердце развитие мышечной ткани опережает развитие нервной и соединительной ткани, образующей клапаны сердца. Отставшие в развитии клапаны не полностью перекрывают отверстие между предсердиями и желудочками сердца, при сокращении сердца часть крови из желудочка возвращается обратно в предсердие, в результате может прослушиваться так называемый систолический шум. Когда клапаны в своем развитии догонят мышечную ткань, шум прекратится. Иногда по таким же причинам могут временно наблюдаться резкие изменения артериального давления при изменении положения тела, незначительные нарушения ритма сердца. При хорошем общем состоянии и самочувствии подростка такие явления не должны беспокоить родителей.
Некоторые дети в подростковом возрасте чаще простужаются. Это может быть связано со снижением сопротивляемости организма в сложную пору перестроек, когда к несоразмерной деятельности развивающихся систем организма добавляются еще и серьезные переживания подростков по поводу происходящих с ними перемен — нервные стрессы.
Очень важно, чтобы подростки правильно питались, потому что в это время организму требуется больше витаминов и минеральных веществ, белковых продуктов для строительства костной и мышечной системы, для интенсивной мозговой деятельности и т.п. Особенно могут страдать от недостатка питательных веществ те девочки, которые слишком бдительно следят за своей фигурой, боясь прибавить в весе.
Разумеется, вес, а главное — количество жира в теле надо контролировать в любом возрасте. Переедание, несбалансированное (преимущественно углеводное) питание наряду с недостаточной физической активностью (гиподинамией) могут приводить к ожирению, вредному для здоровья. Однако неверно думать, что жир не нужен организму. Жировая ткань — кладовая наиболее калорийных питательных веществ (1 грамм жира дает вдвое больше энергии клеткам организма, чем такое же количество углеводов), а также биологически активных веществ, в частности стероидных гормонов. Эти вещества при необходимости поступают в кровь и с ней попадают в ткани организма. Чрезмерное снижение жира в организме приводит к нарушениям гормональной сферы, работы половых желез — расстройству менструального цикла у женщин и импотенции у мужчин. Для нормального полового развития и поддержания половой функции в мужском организме должно быть около 15% жира, а в женском — до 25%.
В период ускоренного роста особенно легко возникает нарушение осанки. Из-за интенсивного роста ног происходит перемещение центра тяжести тела вверх. Отставание развития мышц от развития скелета и увеличения длины тела приводит к тому, что подростки начинают сутулиться, опускать голову и плечи. Кроме того, кости в это время могут испытывать недостаток фосфора и кальция, а потому легко искривляться. Это может сказываться на развитии плечевого пояса, изгибов позвоночника, привычки держать свое тело.
Такие нарушения являются функциональными и еще не носят стойкого фиксированного характера. Их можно исправить с помощью упражнений, укрепляющих отстающие группы мышц, и навыка правильно держать тело.
К сожалению, иногда плохая осанка оказывается результатом сознательных усилий подростка. Некоторым мальчикам кажется, что широко расставленные ноги, общее напряженное положение тела есть признак силы и мужества. Многие вырабатывают такую манеру держаться после кратковременного посещения какой-нибудь спортивной секции, например единоборств. Это, конечно, лучше, чем гнуться и сутулиться, но порой выглядит комично. Другой способ приобщения к взрослости — нарочито расслабленная походка, общая вялость мужа, утомленного жизнью.
У девочек — другая беда. Одна девочка страдает от худобы, от того, что выше подруг, поэтому сутулится, чтобы казаться меньше ростом. Другая, наоборот, считает, что слишком толста, и время от времени объявляет голодовку, чтобы похудеть. Девочки пока не понимают, что быть по-своему красивой может каждая, и главное условие для этого — здоровье и правильная осанка. А с помощью специальных упражнений можно не только развивать определенные группы мышц, но и при необходимости уменьшать их объем и толщину подкожного жирового слоя, добиваясь желаемой стройности.
Порой врачи говорят, что ребенок по каким-либо показателям отстает от должных возрастных значений или, наоборот, опережает их на год или два. Как к этому относиться родителям? Спокойно, потому что в таком отклонении нет ничего страшного. Индивидуальное разнообразие темпов физического развития достаточно велико, так что календарный (паспортный) возраст и уровень морфофункционального развития (биологический возраст) ребенка могут различаться.
В подростковом возрасте формируются все важнейшие условия для полового созревания, ведь с точки зрения Природы именно продолжение рода является основной задачей каждого биологического вида.
У мужского и женского организмов свои темпы роста и развития, уровни обмена веществ и различные реакции на одни и те же факторы среды, разная продолжительность жизни, свои болезни, свои типичные проявления психологии, свои эмоциональные реакции… Биологические, физиологические и психологические особенности мужского или женского организма тесно связаны между собой.
В период полового созревания перестройка всех функций и систем организма приводит к временному нарушению согласованности их действий, а это плохо сказывается на общем самочувствии подростка. Особенно неустойчивы в этот период эмоциональная сфера и многочисленные механизмы саморегуляции. Все это обязательно должны учитывать педагоги и родители, которые часто не задумываются об особенностях переходного периода и том физиологическом напряжении, которое испытывают в эту пору подростки. Между тем многие психологические проблемы детей связаны с их плохим самочувствием, частой и резкой сменой гормональной ситуации в организме, появлением новых и не всегда приятных телесных ощущений, к которым надо привыкнуть.
Подростки нередко стесняются происходящих с ними изменений, не умеют объяснить свое состояние. В такой момент родителям и учителям надо проявить особый такт. Это вовсе не значит, что подросткам требуется какая-то особая опека, но предъявлять чересчур строгие требования в некоторых случаях не стоит.
Половое влечение, просыпающееся у юношей и девушек на заключительных стадиях полового созревания, не имея выхода, часто перерастает в серьезную проблему. Многие из них находят для себя разнообразные способы разрядки, в том числе с помощью мастурбации. Раньше отношение к ней было резко отрицательным, врачи считали, что мастурбация может привести к импотенции и психическим сдвигам. Однако современные исследования не подтвердили этого предположения. Напротив, теперь принято считать, что мастурбация — нормальное и приемлемое средство для снятия избыточного напряжения.
С фазами биологического созревания совпадают фазы развития интересов. Теряется интерес к тому, что увлекало подростка раньше (презрительное отношение к детским забавам, играм и так далее). Возникают другие интересы — к философии, проблемам происхождения мира, человека. Подростки вдруг начинают любить музыку, самое абстрактное из искусств. Впервые обращают внимание на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. В этом возрасте многие ведут дневник.
Во время смены интересов бывает период, когда кажется, что у подростка вообще отсутствует какой бы то ни было интерес. Эта разрушительная, опустошительная фаза расставания с детством и дала повод Л. Толстому назвать это время «пустыней отрочества».
Еще одно проявление кризиса — негативизм. Подросток как бы отталкивается от окружающих, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже — в 14–16 лет. Однако около 20% ребят не страдают негативизмом сильно и не приводят в ярость родителей и учителей.
Валентина Зайцева, профессор,
Институт возрастной физиологии РАО
Статья предоставлена газетой «Здоровье детей», № 8 2008 год
Источник
Первый вопрос, который задают счастливой паре после рождения малыша, касается пола младенца, во вторую очередь уточняют вес и рост новорожденного.
Нормой для новорожденного считаются: Рост: от 46 до 56 см Вес: от 2600 до 4000 г.
Кроме того, имеет значение соотношение этих величин, так называемый индекс Кетле I: отношение массы тела к его длине.
По этому показателю судят о том, достаточно ли питания получал малыш в период внутриутробной жизни.
Значение индекса в пределах от 60 до 70 считается нормой. Определяется это следующим образом: например, ребенок при рождении имеет вес 3250 г и рост 50 см., нужно разделить 3250 на 50. Получается 65.
Снижение этого показателя может свидетельствовать о наличии внутриутробной гипотрофии — дефиците массы по отношению к росту ребенка.
Однако все это верно лишь по отношению к младенцу, рожденному в срок. А вот вес и рост ребенка, родившегося преждевременно, рассчитывают исходя из времени появления на свет.
Например, средняя масса малыша, родившегося на сроке 32 недели, — от 1520 до 2020 г. Дети, рожденные с массой тела 4000 г и более, считаются крупными.
До сих пор от некоторых врачей можно услышать, что у такого ребенка возможен в будущем сахарный диабет.
Но большой вес – это не признак диабета. Скорее, подобная масса тела новорожденного может рассматриваться как настораживающий фактор в отношении маминого здоровья, а именно – нарушений углеводного обмена у женщины, родившей «богатыря».
Впрочем, это тоже необязательно. Кроме того, как показывают современные массовые исследования, возможность развития сахарного диабета выше как раз у маловесных детей (менее 2500 г при рождении).
А самый низкий риск – у малышей, родившихся с массой 4300 г. и выше. В данном случае имеет значение целый комплекс причин: большая структурная и функциональная зрелость органов и систем у крупного ребенка, и возможное наличие патологии у ребенка, недобравшего массу к положенному сроку (то есть с задержкой внутриутробного развития).
Первые дни после рождения
Многие мамы наверняка замечали: масса тела ребенка к концу его пребывания в роддоме обычно бывает меньше той, с которой он родился, – оба показателя указываются в документах, выдаваемых маме при выписке.
Такое «похудение» — естественный процесс, так называемая физиологическая убыль веса.
А связана она с потерей воды через кожу и легкие при дыхании, усыханием пуповинного остатка, выделением мекония (это содержимое кишечника ребенка, накопившееся перед родами) и мочи, а также тем, что младенец пока получает от матери маленькое количество молока.
Максимальная потеря веса у большинства новорожденных происходит к 3-5 дню и в норме составляет не более 6-8 % массы тела при рождении.
А уже к 7-10 дню жизни у здоровых детей происходит восстановление массы тела.
Более высокие показатели потери веса или затянувшееся восстановление, как правило, свидетельствуют о неблагополучии в здоровье малыша, например, об инфекции или врожденной патологии.
Помимо контроля за массой тела, врачи оценивают и другие антропометрические параметры новорожденного. В частности, производят измерение окружности головы ребенка.
В среднем эта цифра составляет 34-36 см, но это не означает, что малыш, у которого окружность головы при рождении равна 33 см, не укладывается в нормальные показатели. Наличие возможной патологии определит врач-неонатолог, а при отсутствии таковых можно считать, что енбольшая окружность головы – индивидуальная особенность ребенка.
Окружность груди новорожденного тоже измеряется в обязательном порядке и обычно бывает меньше, чем окружность головы (32-34 см.). С того момента, как мама с ребенком выписались домой, контроль за физическим развитием малыша осуществляет участковый педиатр.
Рост, вес, окружность груди и головы ребенка на первом году жизни должны измеряться 1 раз в месяц, поскольку малыш в это время очень интенсивно растет.
Внимание – росту
Показатель того, насколько вырос ребенок, в большей степени, нежели все остальные параметры, должен соответствовать возрасту.
Наиболее простой способ оценить рост малыша – расчет по так называемым эмпирическим формулам.
Известно, что в возрасте 6 мес. длина тела в среднем равна 66 см. Если ребенок младше, из этой величины нужно вычесть по 2,5 см за каждый месяц, а если старше – прибавить по 1,5 см за тот же период.
Например, для расчета примерного роста ребенка 4 месяцев нужно из 66 см вычесть разницу – по 2,5 см за два «недостающих» месяца (в сумме 5 см). Итак, 66-5 = 61 см
К сожалению, этот метод не учитывает, что рост при рождении может варьироваться в достаточно широких пределах. Поэтому лучше оценивать рост малыша на первом году жизни с учетом ежемесячных прибавок (см. таблицу 1).
За первый год жизни ребенок вырастает в среднем на 25 см.
таблица 1
Прибавки в росте на первом году жизни Сроки Ежемесячная прибавка в росте Прибавка в росте всего (за квартал)
1-3 мес.(1 квартал) по 3-3,5 см 9-10,5 см
3-6 мес.(2 квартал) по 2,5 см 7,5 см
6-9 мес.(3 квартал) по 1,5-2 см
4,5-6 см 9-12 мес.(4 квартал) по 1 см 3 см
Конечно, в практической деятельности для более точного суждения о росте ребенка врачи пользуются и другими методами: в частности, центильным. Те, кто уже посещал поликлинику с малышом, наверняка заметили, что, измерив ребенка, врач открывает таблицы с длинными рядами цифр, сверяет с ними показатели ребенка, а затем пишет рядом с ними цифру — от 1 до 7.
Не будем вдаваться в подробности методики, отметим лишь, что врач сравнивает рост конкретного малыша со среднестатистическими показателями роста детей того же пола и того же возраста.
Что же означают эти цифры?
1 – очень низкий рост
2 – низкий рост
3 – рост ниже среднего
4 — средний рост
5 – рост выше среднего
6 – высокий рост
7 – очень высокий рост
Понятно, что большинство детей имеет средний рост. Но не нужно впадать в панику, если будет выставлена оценка «ниже среднего» или «выше среднего», так как по 15 % здоровых детей этого возраста и этого пола имеют такие же показатели роста.
Настораживают лишь самые крайние величины: «очень низкий рост» или «очень высокий рост», так как они встречаются лишь у 3 % здоровых детей. В этих случаях необходимо обследовать ребенка дополнительно для выявления возможной патологии.
Причинами задержки роста ребенка могут быть: нерациональное, несбалансированное, недостаточное, не соответствующее возрасту питание, наследственность (низкий рост родителей), хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, мочевой системы, печени и других органов, а также врожденные пороки сердечно-сосудистой и нервной систем, аномалии почек, эндокринные заболевания, хромосомные болезни.
Следует отметить, что рост и развитие ребенка подчиняются определенным закономерностям.
Например, известно, что с возрастом скорость роста снижается (и это отчетливо прослеживается на первом году жизни).
Кроме того, существует сезонная и суточная периодика. Это значит, что прибавка в росте преимущественно происходит в летние месяцы, а также в ночное время суток.
Быстрее растут те части тела, которые наиболее удалены от головы (то есть, стопа малыша растет быстрее, чем голень, а голень, в свою очередь, — быстрее, чем бедро), с этим связано возрастное изменение пропорций тела ребенка.
Выделяют периоды, когда рост ребенка в длину преобладает над прибавками в массе: период первого «вытягивания» происходит примерно с 5 по 7 год жизни, второго – с 10 до 14 лет у девочек и с 12 до 17 лет у мальчиков. Заглянем в будущее?
Существуют способы приблизительного расчета роста ребенка, когда он станет взрослым. Это делается исходя из роста его родителей.
Формула очень проста: прогнозируемый конечный рост ребенка составляет половину от суммы показателей роста его родителей, только для мальчиков к полученному результату прибавляют 5 см, а для девочек – вычитают 5 см.
Например, если рост мамы составляет 165 см, а рост папы – 185 см, конечный рост сына может составить: (165 + 185): 2 + 5 = 180 см, а дочери: (165 + 185): 2 — 5 = 170 см. Однако, есть семьи, собственным примером опровергающие данный способ расчета.
Кроме этого, весьма приблизительного метода, существуют и другие: определение костного возраста ребенка по рентгенограмме костей запястья с прогнозированием длительности роста ребенка в длину.
Следим за весом
Изменения массы тела ребенка в первый год жизни тоже можно контролировать, воспользовавшись уже известными эмпирическими формулами.
В 6 месяцев младенец в среднем должен весить 8200 г. На каждый «недостающий» месяц из этой массы нужно вычесть по 800 г., а на каждый последующий – прибавить к ней по 400 г.
Так, примерная масса тела у малыша 9 месяцев рассчитывается по формуле 8200 + (400 г Ч 3) и составляет 9400 г.
Но, учитывая недостаток этого метода в оценке развития конкретного ребенка, лучше обратиться к средним показателям прибавки массы. В первый месяц жизни, принимая во внимание наличие физиологической убыли массы тела, ребенок прибавляет не так много – 400-600 г.
Зато во второй месяц происходит своеобразная компенсация: малыш, в среднем, набирает 900 – 1100 г.
В течение третьего месяца вес младенца становится больше примерно на 750 г.
Таким образом, средняя ежемесячная прибавка в первые три месяца жизни составляет около 750 г (см. таблицу 2).
таблица 2
Прибавка в весе на первом году жизни
Сроки Ежемесячная прибавка в весе Прибавка в весе всего (за квартал)
1-3 мес.(1 квартал) по 750 г 2250 г
3-6 мес.(2 квартал) по 700 г 2100 г
6-9 мес.(3 квартал) по 550 г 1650 г
9-12 мес.(4 квартал) по 350 г 1050 г
При оценке массы тела нужно учитывать, что вес ребенка должен соответствовать его росту (и – в меньшей степени – возрасту). Только оценивая вес младенца относительно роста, можно судить о состоянии упитанности ребенка. Кроме того, при осмотре малыша педиатр обращает внимание на выраженность подкожно-жирового слоя и его распределение. Здесь тоже можно взять за основу эмпирические формулы.
Итак, при росте 66 см полугодовалый малыш должен весить 8200 г. На каждый недостающий сантиметр роста вычитаем по 300 г, на каждый дополнительный сантиметр -прибавляем по 250 г.
Например, для расчета массы тела ребенка, имеющего рост 68 см, нужно к 8200 г прибавить по 250 г за каждый дополнительный сантиметр. В итоге получается 8700 г.
При помощи центильного метода, уже упомянутого в связи с контролем за показателями роста, можно получить гораздо более точную оценку состояния питания малыша.
Сравнив показатели веса и роста конкретного ребенка со среднестатистическими, педиатр может выявить какое-то неблагополучие в его развитии. Например, низкий или высокий уровни упитанности, так называемые дистрофии (нарушения питания).
К дистрофиям относятся гипотрофии, представляющие собой дефицит массы тела относительно роста ребенка и паратрофии — избыток массы тела относительно роста малыша.
Среди возможных причин дистрофий следует назвать недостаточное или избыточное, несбалансированное, питание, а также заболевания органов пищеварения, инфекции, болезни эндокринной системы, хромосомные болезни, врожденные пороки развития. Перечисленные состояния могут вызывать и задержку роста ребенка.
Догоним и перегоним!
Окружности груди и головы, как правило, становятся одинаковыми к 4 месяцам жизни. После этого грудь в окружности растет быстрее и опережает окружность головы. У ребенка в возрасте в 6 мес. окружность груди составляет 45 см.
Рассчитывая этот показатель для младшего возраста, нужно вычесть по 2 см на каждый месяц, а для малыша постарше – прибавить по 0,5 см за тот же период времени.
Например, средний показатель окружности груди у малыша 5 месяцев рассчитывается так: 45 — 2 = 43 см. У годовалого ребенка окружность груди равна примерно 48 см. По аналогии с ростом или уровнем упитанности, при центильной оценке грудная клетка может иметь средние параметры, а также – развиваться ниже или выше среднего, но это укладывается в возрастные нормативы.
Широкая или очень широкая грудная клетка может сочетаться с избыточной массой тела и выраженным развитием подкожно-жирового слоя, а может быть и особенностью телосложения ребенка.
Что касается узкой грудной клетки, это также может быть особенностью телосложения или результатом скудного питания, но может и указывать и на некоторые пороки развития (например, со стороны костной или дыхательной систем). Окружность головы у ребенка 6 мес. составляет 43 см.
Расчеты для детей более старшего или младшего возраста производятся по уже известному принципу: на каждый предшествующий месяц вычитается по 1,5 см, на каждый последующий — прибавляется по 0,5 см.
Например, окружность головы для ребенка 9 месяцев рассчитывается по формуле: 45 см + (0,5 см Х 3). Получается 44,5 см.
К году окружность головы составляет примерно 46-47 см. Однако при осмотре педиатра интересуют не столько абсолютные величины окружности головы, сколько их темповые прибавки.
Слишком быстрый или очень медленный рост головы малыша может свидетельствовать о патологии в развитии головного мозга, и в этом случае требуется консультация невролога.
Что-то «не так»?
Во время осмотра может оказаться, что некоторые показатели физического развития малыша отступают от нормы. Например, ребенок должен весить 8200 г, а весит всего 8000 г.
Что делать?
Срочно увеличивать число кормлений?
Или их объем? Ни то, ни другое.
Нужно помнить, что все дети разные, и не обязательно каждому младенцу к 6 месяцам достигать веса 8 кг 200 г. Тем более что вес, как следует из сказанного выше, в большей степени зависит от роста, нежели от возраста. Кроме того, существуют пределы допустимых колебаний показателей роста, веса, а также окружностей груди и головы (см. таблицу 3).
таблица 3
Предел допустимых колебаний антропометрических показателей на первом году жизни ребенка
Предел допустимых колебаний
Длина тела ± 4 см
Масса тела ± 1 кг
Окружность груди ± 3 см
Окружность головы ± 2,5 см
Педиатр также может охарактеризовать развитие маленького пациента как «гармоничное» или «дисгармоничное». Что это такое? Врач оценивает антропометрические показатели и делает вывод о соответствии их друг другу. Например, при средних показателях роста и развития грудной клетки, но низком уровне упитанности, можно говорить о дисгармоничном развитии малыша. Оценив уровень физического развития ребенка на данный момент, специалист сравнивает полученные данные с результатами более ранних измерений и может сделать вывод о том, стабильно, ускоренно или замедленно развивается ребенок.
Источник