Дисгармоническое физическое развитие ребенка

Дисгармоническое физическое развитие ребенка thumbnail

Сазанова Г.Ю., Донгузова Е.В., Захарова Т.В.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра организации здравоохранения, общественного здоровья и медицинского права

В России повсеместно увеличивается частота дисгармоничного физического развития детей, неуклонно растет число детей с выраженной задержкой роста, снижаются физиометрические показатели. Задержки роста являются большой социальной проблемой. Причины низкорослости могут быть различные, как эндокринного, так и неэндокринного генеза. Выяснение причины низкорослости требует углубленного обследования ребенка. Причина задержки роста может быть установлена на этапе специализированной медицинской помощи.

Цель данного исследования – выявление преобладающего вида задержки роста,определение предрасполагающих факторов низкорослости.

Материалы и методы

Использовались аналитический, статистический  методы. Было проанализировано 126 историй болезни детей в возрасте от 12 месяцев до 15 лет,находящихся на лечении в КПДБ в 2009-2010 году по поводу низкорослости. Доля госпитализированных детей с низкорослостью составила за 2009-2010 г. 7,6 % от всех детей, госпитализированных в клинику пропедевтики детских болезней. Среди них 69% мальчиков и 31% девочек.

Результаты

Почти половина всех случаев задержки роста (46%)выявлялась в пубертатном возрасте. В сельской местности задержка роста встречалась чаще (58%). Основная доля детей с данной патологией (80%) воспитываются в семьях,родители которых имеют среднее или среднее специальное образование.

Основными причинами низкорослости у детей,проживающих  как в городской, так и в сельской местности, являются конституциональная задержка роста и семейная низкорослость.В городе  конституциональная задержка роста составила 57%,семейная низкорослость – 29%; в сельской местности – 68%  и 23% соответственно.

По степени задержки роста умеренно выраженная задержка роста была выявлена в 57% случаев, выраженная задержка роста – в 28% случаев; различные формы нанизма  выявлены у  15% детей.

У детей с различными формами нанизма  недостаточность соматотропного гормона и премордиальный нанизм  были диагностирована в 80% случаев,  синдром Шерешевского-Тернера  — в 20%. Этим детям была назначена заместительная терапия.

У детей, с умеренно выраженной задержкой роста  установлены конституциональная задержка роста (71%), семейная низкорослость (18%) и соматогенные задержки роста(11%).

Выводы:

  • В основном, задержка роста  отмечается  у мальчиков.
  • Отмечается  поздняя диагностика  низкорослости у детей  (в возрасте 11-15 лет), что свидетельствует онедостаточной выявляемости педиатрами причин задержки роста  на ранних этапах развития ребенка.
  • Более половины низкорослых детей  (58%) родились или проживают в сельской местности. У этих детей выше доля конституциональной задержки роста и примордиального нанизма.
  • В 80 % случаев низкий рост имеют дети, родители которых имеют только среднее образование.
  • Различные формы нанизма верифицированы у 15% обследованных, им была назначена заместительная терапия.

Ключевые слова

физическое развитие, дети

Источник

Подростковый возраст — это начало полового созревания, когда системы организма переживают настоящую революцию. Но в организме нельзя изменить все сразу и везде. Нужны время и силы. Все органы и системы должны подрасти, перестроиться, приспособиться к новому способу жизни. Не удивительно, что в такую сложную пору падает школьная успеваемость, снижается работоспособность, нарушается внутренняя гармония личности. Иногда взаимоотношения с родителями ухудшаются настолько, что кажется — ребенка подменили. О физиологических причинах, обуславливющих сложности в поведении подростков, рассказывается в этой статье

За подростковым возрастом следует период окончательного полового созревания. Начинается перестройка с подкорковых структур головного мозга и гипофиза, вызывающих соответствующие изменения гормонального фона, который, в свою очередь, сказывается на работе всех клеток организма. Чувствительность разных тканей к гормонам неодинакова, изменения в них порой разнонаправлены и нелегко переносятся организмом. Но зато эти изменения позволяют решить главную задачу завершения развития — достижение способности к размножению как в биологическом, так и в социальном плане.

Вслед за функциональной перестройкой происходит изменение пропорций тела, появление и развитие вторичных половых признаков, перестройка в деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной, пищеварительной систем, в регуляции совместной работы всех систем на новом уровне. Меняются стереотипы двигательных реакций.

Перестройка деятельности различных органов и систем организма в большей мере связана с изменением размеров, массы и пропорций тела. У девочек эти процессы начинаются приблизительно на 2 года раньше и завершаются быстрее (за 3–4 года), чем у мальчиков (за 4–5 лет).

Рост происходит, в основном, за счет увеличения длины конечностей, причем руки и ноги растут не одновременно и не одинаково. Из-за этого сильно меняется механика движений. Полностью меняется и организация мышечной системы, возрастает роль и доля мышечных волокон, обеспечивающих проявление силы и быстроты. Соответственно укрепляются и кости, на которые теперь приходится большая нагрузка. Строение тела приобретает четко выраженные половые черты.

Занятия оздоровительными физическими упражнениями укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, способствуют повышению работоспособности, экономизации сердечной и мышечной деятельности, становлению взрослого типа энергетического обеспечения мышц.

Развитие сердечной мышцы, соединительной ткани, сосудов у подростков происходит неравномерно. В определенные моменты сердце опережает в развитии кровеносные сосуды или отстает от их развития, а в самом сердце развитие мышечной ткани опережает развитие нервной и соединительной ткани, образующей клапаны сердца. Отставшие в развитии клапаны не полностью перекрывают отверстие между предсердиями и желудочками сердца, при сокращении сердца часть крови из желудочка возвращается обратно в предсердие, в результате может прослушиваться так называемый систолический шум. Когда клапаны в своем развитии догонят мышечную ткань, шум прекратится. Иногда по таким же причинам могут временно наблюдаться резкие изменения артериального давления при изменении положения тела, незначительные нарушения ритма сердца. При хорошем общем состоянии и самочувствии подростка такие явления не должны беспокоить родителей.

Читайте также:  Уровни развития ребенка в начальной школе

Некоторые дети в подростковом возрасте чаще простужаются. Это может быть связано со снижением сопротивляемости организма в сложную пору перестроек, когда к несоразмерной деятельности развивающихся систем организма добавляются еще и серьезные переживания подростков по поводу происходящих с ними перемен — нервные стрессы.

Очень важно, чтобы подростки правильно питались, потому что в это время организму требуется больше витаминов и минеральных веществ, белковых продуктов для строительства костной и мышечной системы, для интенсивной мозговой деятельности и т.п. Особенно могут страдать от недостатка питательных веществ те девочки, которые слишком бдительно следят за своей фигурой, боясь прибавить в весе.

Разумеется, вес, а главное — количество жира в теле надо контролировать в любом возрасте. Переедание, несбалансированное (преимущественно углеводное) питание наряду с недостаточной физической активностью (гиподинамией) могут приводить к ожирению, вредному для здоровья. Однако неверно думать, что жир не нужен организму. Жировая ткань — кладовая наиболее калорийных питательных веществ (1 грамм жира дает вдвое больше энергии клеткам организма, чем такое же количество углеводов), а также биологически активных веществ, в частности стероидных гормонов. Эти вещества при необходимости поступают в кровь и с ней попадают в ткани организма. Чрезмерное снижение жира в организме приводит к нарушениям гормональной сферы, работы половых желез — расстройству менструального цикла у женщин и импотенции у мужчин. Для нормального полового развития и поддержания половой функции в мужском организме должно быть около 15% жира, а в женском — до 25%.

В период ускоренного роста особенно легко возникает нарушение осанки. Из-за интенсивного роста ног происходит перемещение центра тяжести тела вверх. Отставание развития мышц от развития скелета и увеличения длины тела приводит к тому, что подростки начинают сутулиться, опускать голову и плечи. Кроме того, кости в это время могут испытывать недостаток фосфора и кальция, а потому легко искривляться. Это может сказываться на развитии плечевого пояса, изгибов позвоночника, привычки держать свое тело.

Такие нарушения являются функциональными и еще не носят стойкого фиксированного характера. Их можно исправить с помощью упражнений, укрепляющих отстающие группы мышц, и навыка правильно держать тело.

К сожалению, иногда плохая осанка оказывается результатом сознательных усилий подростка. Некоторым мальчикам кажется, что широко расставленные ноги, общее напряженное положение тела есть признак силы и мужества. Многие вырабатывают такую манеру держаться после кратковременного посещения какой-нибудь спортивной секции, например единоборств. Это, конечно, лучше, чем гнуться и сутулиться, но порой выглядит комично. Другой способ приобщения к взрослости — нарочито расслабленная походка, общая вялость мужа, утомленного жизнью.

У девочек — другая беда. Одна девочка страдает от худобы, от того, что выше подруг, поэтому сутулится, чтобы казаться меньше ростом. Другая, наоборот, считает, что слишком толста, и время от времени объявляет голодовку, чтобы похудеть. Девочки пока не понимают, что быть по-своему красивой может каждая, и главное условие для этого — здоровье и правильная осанка. А с помощью специальных упражнений можно не только развивать определенные группы мышц, но и при необходимости уменьшать их объем и толщину подкожного жирового слоя, добиваясь желаемой стройности.

Порой врачи говорят, что ребенок по каким-либо показателям отстает от должных возрастных значений или, наоборот, опережает их на год или два. Как к этому относиться родителям? Спокойно, потому что в таком отклонении нет ничего страшного. Индивидуальное разнообразие темпов физического развития достаточно велико, так что календарный (паспортный) возраст и уровень морфофункционального развития (биологический возраст) ребенка могут различаться.

В подростковом возрасте формируются все важнейшие условия для полового созревания, ведь с точки зрения Природы именно продолжение рода является основной задачей каждого биологического вида.

У мужского и женского организмов свои темпы роста и развития, уровни обмена веществ и различные реакции на одни и те же факторы среды, разная продолжительность жизни, свои болезни, свои типичные проявления психологии, свои эмоциональные реакции… Биологические, физиологические и психологические особенности мужского или женского организма тесно связаны между собой.

Читайте также:  Центр развития ребенка островок

В период полового созревания перестройка всех функций и систем организма приводит к временному нарушению согласованности их действий, а это плохо сказывается на общем самочувствии подростка. Особенно неустойчивы в этот период эмоциональная сфера и многочисленные механизмы саморегуляции. Все это обязательно должны учитывать педагоги и родители, которые часто не задумываются об особенностях переходного периода и том физиологическом напряжении, которое испытывают в эту пору подростки. Между тем многие психологические проблемы детей связаны с их плохим самочувствием, частой и резкой сменой гормональной ситуации в организме, появлением новых и не всегда приятных телесных ощущений, к которым надо привыкнуть.

Подростки нередко стесняются происходящих с ними изменений, не умеют объяснить свое состояние. В такой момент родителям и учителям надо проявить особый такт. Это вовсе не значит, что подросткам требуется какая-то особая опека, но предъявлять чересчур строгие требования в некоторых случаях не стоит.

Половое влечение, просыпающееся у юношей и девушек на заключительных стадиях полового созревания, не имея выхода, часто перерастает в серьезную проблему. Многие из них находят для себя разнообразные способы разрядки, в том числе с помощью мастурбации. Раньше отношение к ней было резко отрицательным, врачи считали, что мастурбация может привести к импотенции и психическим сдвигам. Однако современные исследования не подтвердили этого предположения. Напротив, теперь принято считать, что мастурбация — нормальное и приемлемое средство для снятия избыточного напряжения.

С фазами биологического созревания совпадают фазы развития интересов. Теряется интерес к тому, что увлекало подростка раньше (презрительное отношение к детским забавам, играм и так далее). Возникают другие интересы — к философии, проблемам происхождения мира, человека. Подростки вдруг начинают любить музыку, самое абстрактное из искусств. Впервые обращают внимание на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. В этом возрасте многие ведут дневник.

Во время смены интересов бывает период, когда кажется, что у подростка вообще отсутствует какой бы то ни было интерес. Эта разрушительная, опустошительная фаза расставания с детством и дала повод Л. Толстому назвать это время «пустыней отрочества».

Еще одно проявление кризиса — негативизм. Подросток как бы отталкивается от окружающих, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже — в 14–16 лет. Однако около 20% ребят не страдают негативизмом сильно и не приводят в ярость родителей и учителей.

Валентина Зайцева, профессор,
Институт возрастной физиологии РАО
Статья предоставлена газетой «Здоровье детей», № 8 2008 год

Источник

    Дисгармоничность физического развития. Это отклонение проявляется в резком нарушении пропорций тела: несоответствие массы тела его длине, а также – обхватных размеров продольным. Кроме того, дисгармоничным следует считать появление женских черт строения тела (большой объем бедер и таза при узкой грудной клетке) у мальчиков (юношей) и мужских (узкий таз в сочетании с широкими плечами, избыточная мускулинизация) –у девочек (девушек).

    Дисгармоничность может возникнуть в результате некоторых видов спортивной тренировки, особенно в случаях ранней спортивной специализации. Прежде всего это касается девочек и девушек. Такие виды дисгармонии могут оказывать отрицательное влияние на динамику роста и развития и сказываться в дальнейшем в течение всей жизни. Травмы, полученные в детстве, и ряд других заболеваний, особенно повреждающие позвоночник, могут оказаться причиной физической дисгармоничности и более серьезных отклонений состояния здоровья. Наиболее распространенными видами дисгармоничности физического развития являются плоскостопие и нарушение осанки.

    Плоскостопие – это разная степень уплощения стопы. У человека хорошо развитый свод стопы, приспособленный для прямохождения, обеспечивает равномерное распределение силы тяжести тела и выполняет рессорную функцию при ходьбе, беге и прыжках, предохраняя мозг от сотрясения. Уплощенная стопа приводит к повышенной усталости ног при состоянии, ходьбе и беге. Сильно выраженное плоскостопие приводит к нарушению координации движений и ограничению двигательных возможностей.

    Для профилактики и лечения плоскостопия наиболее эффективным являются специальные физические упражнения, укрепляющие мышцы свода стопы, массаж стопы, контрастные ванны ног, а также применение специальных супинаторов – обувных прокладок, дозирующих нагрузку на разные участки подошвы ног.

    Осанка – это привычное непринужденное положение тела человека во время ходьбы, стояния, сидения и работы. Нарушение осанки, как правило, связано с искривлением позвоночника в том или ином его отделе. Причинами возникновения этого отклонения чаще всего являются: не соответствующая возрасту детей мебель и неправильная поза во время занятий. Наиболее эффективным средством профилактики нарушений осанки являются физические упражнения,

Читайте также:  Развитие по месяцам слепого ребенка

тренирующие мышцы спины и шеи, а также – систематическое поддерживание правильной позы во время занятий и при ходьбе.

    В студенческий период обучения, когда особенно часто начинают проявляться нарушения осанки из-за повышения объемов статических нагрузок, связанных с продолжительным неподвижным сидением (часто в неправильной позе) необходим постоянный контроль за позой и применение специальных упражнений, формирующих мышечный каркас. Определенный эффект может дать также массаж и электростимуляция боковых мышц. В тяжелых случаях бывает необходимо хирургическое вмешательство.

Гомеостаз Адаптация  Возрастные особенности Развитие  Образовательные услуги  Задачи высшей школы при формировании личности, нового социокультурного типа Умственное развитие Услуги, которые оказываются в системе образования Проблемы в сфере образовательных услуг  Платные и бесплатные образовательные услуги  

Источник

Величина признака

Центили 3 10 25 75 90 97

Для составления центильных таблиц необходимо большое количество измерений по каждому параметру в каждой возрастной группе – 500 или 1000. Но, если допустим, взять 100 мальчиков в возрасте 10 лет и поставить их в порядке возрастания, т.е. первый мальчик самый маленький, а последний – самый большой, то получиться, что мальчик, который будет стоять третий по порядку, имеет рост 126,4 см (это третья центиля). Десятый в ряду мальчик имеет рост 129,2 см (это десятая центиля). И так далее.

Центили указывают процент детей, которые имеют показатель физического развития (рост, вес, окружность головы, груди) ниже указанного в таблице. Например, 10 % мальчиков 10-летнего возраста имеют рост меньше 129,2 см. и, соответственно 90 % – больше.

Показатели физического развития, находящиеся в интервале между 25 и 75 центилями, называются средние; между 75 и 90 центилями – выше среднего; между 90 и 97 центилями – высокие; более 97 центили – очень высокие, как правило это патология. Показатели, находящиеся в интервале от 25 до 10 центили – ниже среднего; от 10 до 3 центили – низкие; ниже 3 центили – очень низкие, как правило это патология.

Например, мальчик 10-летнего возраста имеет рост 128 см. Этот показатель находится в интервале между 10 и 25 центилями, он называется ниже среднего. Заключение: рост мальчика ниже среднего.

Для правильной оценки показателей по центильным таблицам необъходимо правильно определить возрастную группу.

От 1 до 12 месяцев интервал между возрастными группами составляет 1 месяц (1, 2, 3 месяца и т.д.). От 12 до 36 месяцев (до 3 лет) интервал между возрастными группами составляет 3 месяца (12, 15, 18 месяцев и т.д.). С 3 до 7 лет интервал между возрастными группами составляет ½ года – 6 месяцев (3, 5 года, 4 года, 4,5 года и т.д.). После 7 лет интервал между возрастными группами составляет 1 год (7, 8, 9 лет и т.д.).

В возрастную группу входят дети в возрасте от ½ предыдущего интервала до ½ последующего интервала.

Например, к 3-месячным детям относятся дети в возрасте от 2,5 месяцев до 3,5 месяцев. К 18-месячным детям относятся дети в возрасте от 16,5 месяцев до 19,5 месяцев. К 5-летним детям относятся дети в возрасте от 4 лет и 9 месяцев до 5 лет и 3 месяца. К 10-летним относятся дети в возрасте от 9,5 месяцев до 10,5 месяцев.

Возраст вычисляется следующим образом:

Возраст = дата обследования – дата рождения = полное количество лет, месяцев и дней.

Гармоничным считается такое физическое развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки соответствуют росту. Если масса тела и окружность грудной клетки не соответствуют росту, такое развитие считается дисгармоничным.

Гармоничность можно оценить по центильным таблицам.

Интервалы между центилями называются коридорами. Если показатели физического развития (рост, вес, окружность груди) находятся в одном центильном коридоре или соседних, такое развитие называется гармоничным. Например, вес ребенка – выше среднего, рост – выше среднего, окружность груди – средняя.

Если показатели физического развития находятся не в соседних коридорах, т. е. расстояние между ними 1 центильный коридор и более, такое развитие считается дисгармоничным. Например, рост ребенка ниже среднего, а вес – выше среднего.

Третий способ оценки – по таблицам антропометрических стандартов или таблицам сигмальных отклонений.

Возрастные группы в данных таблицах те же.

Также используются параметры нормального распределения Гаусса.

Принцип оценки следующий. Показатели физического развития, находящиеся в интервале от М-1σ до М+1σ называются средними, от М+1 σ до м+2σ – выше среднего, больше, чем М+2σ – высокий. Аналогично в сторону уменьшения: от М-1σ до М-2σ – ниже среднего, меньше, чем М-2σ – низкий.

В таблицах сигмальных отклонений указывается М – средняя арифметическая величина и σ – среднее квадратическое отклонение.

Определить количество сигмальных отклонений можно по формуле:

Фактический показатель – М

σ

Источник