Диплом по развитию двигательной активности ребенка
Понятие «двигательная активность» детей старшего дошкольного возраста. Особенности развития устойчивого равновесия у дошкольников. Способы повышения двигательной активности детей на физкультурных занятиях. Конспект занятия по физкультуре в старшей группе.
Особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, значение подвижных игр в ее развитии. Оценка физической подготовленности дошкольников, влияние подвижных игр разной направленности на повышение показателей физического развития.
дипломная работа, добавлен 24.06.2011
Значение двигательной активности и средства её повышения у детей старшего школьного возраста. Требования к организации двигательной активности детей. Использование подвижных игр с целью повышения двигательной активности детей шестого года жизни.
дипломная работа, добавлен 23.12.2017
Сущность, значимость и характеристика двигательной активности для детей дошкольного возраста. Средства, методы и приемы руководства двигательной активностью дошкольников. Методика совершенствования работы по руководству двигательной активности детей.
курсовая работа, добавлен 11.07.2013
Содержание, формы, методы и средства, направленные на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с опорно-двигательной системой человека. Анализ нормативных документов и программного содержания по формированию данных представлений у детей.
курсовая работа, добавлен 25.04.2013
Виды двигательной активности оздоровительной направленности и рекомендации для детей. Критерии и методы оценки физической подготовленности дошкольников. Оценка эффективности программы «От рождения до школы». Сравнительная характеристика силы и гибкости.
дипломная работа, добавлен 20.03.2017
Двигательная активность — средство полноценного развития и подготовки детей. Обучение игре в элементарный футбол детей старшего дошкольного возраста. Диагностика физической подготовленности к игре в футбол. Планы физкультурных занятий, футбол на прогулке.
дипломная работа, добавлен 25.05.2009
Методика обучения детей дошкольного возраста игре в баскетбол. Формирование действий с мячом. Правила игры. Двигательная активность и её значение для детей дошкольного возраста. Методика и анализ проведения констатирующего и формирующего эксперимента.
дипломная работа, добавлен 11.02.2011
Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе. Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Диагностика уровня сформированности познавательной активности.
дипломная работа, добавлен 22.10.2013
Взгляды ученых педагогов на двигательную активность. Особенности формирования и средства совершенствования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста. Исследование двигательных умений у детей старшей дошкольной группы, анализ результатов.
курсовая работа, добавлен 22.01.2012
Психологические особенности детей дошкольного возраста. Специфика формирования правосознания дошкольников. Особенности воспитания представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста. Конспект занятий «Что такое права человека?».
дипломная работа, добавлен 01.07.2012
Источник
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования 6
1.1. Роль двигательной активности на открытом воздухе в физическом развитии дошкольника 6
1.2. Структура, содержание, методика проведения физкультурных занятий на воздухе 9
1.3. Анализ программ по физическому воспитанию детей дошкольного возраста и организация физкультурных занятий на воздухе в практике дошкольных учреждений 14
1.4. Обсуждение результатов анализа литературы 19
Выводы по главе 20
Глава 2. Содержание и анализ экспериментальной работы 22
2.1. Постановка экспериментальной части работы 22
2.2. Констатирующий эксперимент 27
2.3. Формирующий эксперимент 32
2.4. Контрольный эксперимент 35
Выводы по главе 36
Заключение 36
Список использованной литературы 36
Приложения 36
Введение
Актуальность. Большое государственное и социальное значение в нашем обществе имеет охрана здоровья подрастающего поколения. Именно дошкольный возраст является важнейшим периодом, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы физического здоровья. Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей маленького ребенка. Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений. Их развитие составляет центральную задачу физического воспитания. Систематические физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, особенно на свежем воздухе, положительно влияют на процессы роста и развития детского организма, повышают функциональные возможности его ведущих систем, что способствует их совершенствованию.
Поискам путей улучшения двигательной активности дошкольников уделяется большое внимание со стороны науки и практики. В частности, результаты физиолого-педагогических исследований последних лет (А.Г. Сухароев, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Г.П. Юрко, Н.Т. Лебедева и др.) позволили рекомендовать практике примерные нормы уровня двигательной активности для детей разных возрастов, некоторые в целом обеспечивают удовлетворение естественной потребности организма в движении.
Двигательная активность дошкольника часто обусловлена предложенным ему двигательным режимом, который состоит из организованной и самостоятельной деятельности. При разработке рационального двигательного режима в детском саду важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности ребенка в физической активности, но и предусмотреть, чтобы она соответствовала его двигательному опыту, интересам, желаниям и функциональным возможностям организма. Необходимость того, что педагогу необходимо позаботиться об организации двигательной активности, разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию привела к постановке проблемы исследования: какое влияние оказывает двигательная активность на открытом воздухе на физическое развитие детей?
Объект исследования: физическое развитие дошкольников.
Предмет исследования: двигательная активность на открытом воздухе как средство физического развития детей.
Цель исследования: выявить и экспериментально проверить влияние организации двигательной активности на открытом воздухе на физическое развитие детей.
Гипотеза исследования: организация двигательной активности дошкольников на открытом воздухе способствует улучшению общего физического развития детей.
С учетом поставленной цели и выдвинутой гипотезы, а также в соответствии с предметом и объектом исследования определены задачи исследования:
1. Рассмотреть роль двигательной активности на открытом воздухе в физическом развитии дошкольников.
2. Определить структуру, содержание и методику проведения физкультурных занятий на воздухе.
3. Проанализировать программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста и организация физкультурных занятий на воздухе в практике дошкольных учреждений.
4. Провести практическую работу по организации двигательной активности в старшей группе на открытом воздухе.
5. Провести диагностическое обследование уровня физического развития детей.
6. Сравнить и обобщить полученный материал.
Для достижения поставленной цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) теоретические (анализ, обобщение, сравнение),
2) эмпирические (изучение литературы, наблюдение, эксперимент).
Опытно-экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад» г. Иваново.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях педагогами, психологами, воспитателями при работе с детьми.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Список литературы
1. Борисова М. М. Дополнительные программы по физическому воспитанию дошкольников / М. М. Борисова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2009. — №6. – С. 20-25.
2. Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов / Э.Н. Вайнер. — М.: Флинта: Наука,2001. — 416 с.
3. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 3- 7 лет / Л. Н. Волошина, Т. В. Курилова. — Б. :Изд-во Белый город, 2013. — с. 239.
4. Двигательная активность и реакция вегетативных систем орга-низма младших школьников на физические нагрузки: учебное пособие /отв. Ред. Р. А. Шабунин. Свердловский гос. пед. ин-т — Свердловск: [б. и.], 1981. — 80 с.
5. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева [ и др.] — СПб. : «Детство-Пресс», 2014 – 280 с.
6. Ермилова Е. Я. Роль двигательной активности в формировании личности детей дошкольного возраста / Е. Я. Ермилова // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 363-365.
7. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.
8. Кирилова Ю. А. Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе / Ю. А. Кириллова. – СПб.: «Детство — Пресс», 2005.
9. Кенеман А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология»/ А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Просвещение, 1978. — 272 с.
10. Ковалева И. В., Пушкова Н. А., Ушакова Т. А. Организация двигательной активности детей на прогулке / И. В. Ковалева, Н. А. Пушкова, Т. А. Ушакова // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 128-132.
11. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка. (пособие для практических работников детских дошкольных учреждений) / М. Д. Маханева. — М.: Просвещение, 2009. – 88 с.
12. Оптимальная двигательная активность: Учебно-методическое пособие для вузов [Электронный ресурс] / И. В. Рубцова [и др.]. – Воронеж, 2007. — < http: // https://window.edu.ru/resource/517/59517/files/may07035.pdf
13. Образовательная программа дошкольного образова-ния «Радуга» [Электронный ресурс] / Под редакцией Е.В. Соловьевой. — <https:// www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Raduga.pdf
14. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду / Т. И. Осо-кина. – М.: Просвещение, 1982. – 304 с.
15. Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5 — 7 лет в дошкольных учреждениях (методические рекомендации) [Электронный ресурс] // Правовая Россия. — <https:// https://lawru.info/dok/1984/10/29/n1182968.htm
16. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр / Э. Я. Степаненкова. – М.: «Мозаика – синтез», 2014. – 144 с.
17. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2006. — 368 с.
18. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный документ] // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
19. Физическое воспитание и развитие дошкольников: Учебн. пособие / Под ред. С. О. Филипповой. – М.: Академия, 2007. – 224 с.
20. Фролов В. Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке / В. Г. Фролов. – М.: Просвещение, 1986. – 159 с.
21. Черненко Е. А. Формирование двигательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ средствами здоровьесберегающих технологий физической культуры / Е. А. Черненко // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 31-34.
22. Шебеко В. Н. Физическое воспитание дошкольников: учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак, В. А. Шишкина. 4-е изд., перераб. – М.: Академия, 2000. – 176 с.
23. Юрко Г. П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми до-школьного возраста / Г. П. Юрко, В. П. Фролов. – М.: Просвещение, 1987. – 215 с.
24. Яковлева Л. В. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: Пособие для педагогов дошк. Учреждений / Л. В. Яковлева, Р. А. Юдина. — В 3 ч. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Ч. 1: Программа «Старт». Методические рекомендации. — 320 с.
Общий объем: 52
Год: 2017
Источник
Светлана Мельникова
Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования всех органов и систем организма. Именно в этом возрасте развиваются те личностные свойства, двигательные качества, навыки и умения ребёнка, которые служат основой его нормального физического и психического развития, функциональной готовности к обучению в школе, формирования здоровья. Основополагающим компонентом личности в педагогике личностно-ориентированного образования и обучения считается приоритетность здоровья, что находит своё отражение в Конституции РФ, Основах Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В настоящее время проблема состояния здоровья и физического развития дошкольников приобрела особую актуальность и социальную значимость. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, в течение последних 10 лет наблюдается неблагоприятная тенденция в изменении показателей здоровья подрастающего поколения. Анализ исследований по вопросам развития двигательных способностей и качеств детей (Е. А. Вавилова, Н. А. Ноткина, В. И. Зуева и др.) свидетельствует, что почти у 40% старших дошкольников уровень развития двигательных способностей ниже среднего. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период интенсивного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения, дыхания, терморегуляционной системы, является одной из причин ухудшения здоровья старших дошкольников, снижения их жизненного тонуса. В этом контексте становится ясно, что сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную задачу. Для её решения необходимы совместные усилия всех субъектов образовательно-оздоровительного процесса в детском саду и семье. Выдающиеся педагоги считали, что «движение — важнейшее условие и средство всестороннего развития, в том числе и речевого» [6]. Функционирование дыхательной, сердечно — сосудистой систем, состояние ОДА, слаженная работа всех органов и систем во многом зависят от состояния мышц, работоспособность которых связана с организацией двигательной активности. «Двигательная активность – это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья. Поэтому повышение двигательной активности в течение дня способствует его потребностей в движении» [5]. Двигательная активность дошкольника должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Но следует учитывать и то что «Оптимальный двигательный режим — важнейшее условие здорового образа жизни» [7]. Поэтому нам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, её разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к её содержанию. «Дети должны двигаться не менее 45-50% всего периода бодрствования, что позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребёнка в движении [8]. Немаловажное значение в работе по физическому воспитанию дошкольников играет развитие интереса к двигательной деятельности, так как интерес – это средство увлекающего обучения, сильный мотив. Интерес к разучиваемым двигательным упражнениям, интерес к игре вызывает у детей эмоциональный подъём. Наблюдая за деятельностью детей своей группы, проводя анкетирование среди родителей,я пришла к выводу: дети находятся в движении гораздо меньше времени, чем это необходимо для их полноценного физического развития; родители недостаточно осведомлены о важности двигательной активности. В период эпидемий и из-за неблагоприятных факторов окружающей среды дети заболевают.Что определило цель моей работы: «Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста». Для еёреализации поставила следующие задачи: — обогащать состав движений и содержание двигательной деятельности в целом; — воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий; — формировать готовность и интерес к участию в различных видах двигательной деятельности; — поддерживать индивидуальную, совместную двигательную активность детей; — развивать инициативность, самостоятельность, активизировать творчество во всех формах двигательной деятельности; — повысить компетентность родителей в вопросах укрепления здоровья детей. Определяя приоритеты в режиме дня, установлено, что первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно — оздоровительным мероприятиям.К ним относятся: индивидуальная работа, утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок; физкультурные минутки и динамические паузы в совместной деятельности, а так же проблемные ситуации и т. д.Использую различные варианты гимнастики: разминка в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера, с использованием спортивного оборудования, пробежки по массажным коврикам. «Утренняя гимнастика – один из важнейших компонентов двигательного режима дошкольников, направленная на оздоровление, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Утренняя гимнастика ценна ещё и тем, что у дошкольников вырабатывается полезная привычка каждое утро выполнять различные движения. Со временем она переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь» [4]. В своей работе использую сюжетные комплексы и комплексы с предметами (ленты, мячи, косички, палки, кубики, обручи). Дети с интересом сами проводят утреннюю гимнастику. Ознакомление с алгоритмом проведения физического упражнения осуществляю в дидактических играх: «Придумай движение», «Покажи, что нарисовано», «Разложи карточки по порядку». Поощряя активность каждого ребёнка, стараюсь развивать в них стремление заниматься, играть ещё и ещё. В этом мне помогает максимальное сближение и интеграция двух видов детской деятельности – развитие движений и игровой деятельности.Ребята с удовольствием входят в игровой образ: «Пожарные», «Обезьянка на дереве» (лазанье по гимнастической лестнице, «Автогонки» (прокатывание мяча между предметами, «Ванька-встанька» (упражнения на развитие мышц живота). Также утром предлагаю знакомые игры малой и средней подвижности. Дети любят играть в хороводные игры, они яркие, образные, с динамическим сюжетом, в них могут играть все желающие. Интересное содержание, непринуждённая обстановка, радостная атмосфера, музыкальное сопровождение, художественное слово способствуют активизации детской двигательной деятельности. Второе место в двигательном режиме занимает совместная деятельность по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. С детьми проводятся различные типы физкультурных занятий (игровые, сюжетные, тематические, по интересам детей, комплексные, в структуру которых входят также ритмические, танцевальные движения, продуктивная деятельность. Для повышения интереса к двигательной активности организуюопытно-познавательную двигательную деятельность. Например, после сна в процессе беседы и выполнения упражнений на различные группы мышц дети приходят к выводу, что сильными должны быть все мышцы человека. Большое внимание уделяю организации двигательной активности на прогулке. Перед прогулкой интересуюсь, в какие игры хотели бы поиграть дети,создаю для них условия: поддержка инициативы, творчества, необходимое оборудование. «Длительные повторяющиеся циклические упражнения рассматриваются как наиболее важный компонент двигательного режима растущего организма, которые на физиологическом уровне способствуют нормализации работы сердечно — сосудистой и дыхательной систем, а также повышению умственной, и физической работоспособности, созданию и укреплению позитивного фона» [2]. Поэтому для прогулки планирую ходьбу, оздоровительный бег, ходьбу на лыжах, катание на велосипеде и самокате. Исследователи свидетельствуют, что оздоровительный бег на воздухе в среднем темпе – важнейшее средство воспитания общей выносливости дошкольников. Во время проведения оздоровительного бега учитываю состояние здоровья детей, их двигательную активность, желание и настроение. Важно, чтобы воспитанники получали от беговых тренировок максимум удовольствия. Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельное приобретение детьми двигательного опыта, в процессе которого ребёнок получает дополнительную двигательную нагрузку. С этой целью в группе оборудован центр юного спортсмена с набором спортивного инвентаря для мальчиков и девочек, пособия, шапочки, а так же нестандартное оборудование (коврики, дорожки здоровья, камешки, мишени, массажёры и др.) – это всегда дополнительный стимул к двигательной деятельности.Спортивное оборудование использую рационально: минимум оборудования максимально обыграть. Для создания условий развития самостоятельной двигательной деятельности взят принцип сочетания спортивной среды и предметно-средовой. Всё спортивное оборудование дети используют в сюжетных играх. Работа по опорным карточкам-схемам позволяет подобрать движения для каждого ребёнка индивидуально, способствует развитию навыков самоконтроля. Например, детям с высокой двигательной активностью подбираю движения, в которых требуется точность выполнения. Заменяю те движения, которые не рекомендуется выполнять по медицинским предписаниям или в которых ребёнок испытывает затруднения. Поощряю желание детей заниматься по собственному побуждению. Используя метод творческих заданий, постепенно подвожу детей к придумыванию подвижных игр и самостоятельной их организации. Я предлагаю придумать упражнение, игру. Ребёнок выполняет их один, в группе, в колонне, в шеренге, с предметами и без них. В результате у него формируется умение реализовать свой замысел. Предоставление детям свободы выбора упражнений, двигательных заданий, спортивного оборудования и участников совместной деятельности стало предпосылкой проявления активности, инициативы. Осознанность движений обеспечивает возможность их рационального и экономического использования, выполнения с наименьшей затратой сил и наибольшим эффектом. «Работа с родителями — ответственный, трудный и главный момент, требующий к себе особое внимание. Прежде чем начать какую — либо работу с родителями нужно создать доверительную и доброжелательную атмосферу. Познакомиться с родителями, объяснить им суть предстоящей работы, вызвать у них интерес к проблеме, сообщить необходимую информацию. Только в благоприятной психологической обстановке люди будут вести себя естественно, непринужденно и отнесутся к работе с большой ответственностью»[1]. Родители – наши помощники, единомышленники, поэтому стараюсь активно вовлекать их в жизнь группы,используя различные формы:консультации: «Как заинтересовать ребёнка заниматься физической культурой», инструктаж «Самостоятельное проведение зарядки»,спортивный досуги: «Поляна любимых игр», «Папа, мама, я – спортивная семья», дни открытых дверей,информационные материалы: «Модель двигательного режима», «Влияние движения на развитие интеллекта», круглый стол «Что даёт участие ребёнка в утренней гимнастике», семинар-практикум «Определение у детей силы мышечных групп»,оздоровительные проекты: «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», «Мир движений», обобщение семейного опыта по теме «Здоровая семья», презентации на спортивные темы, деловая игра «Пути расширения физических способностей у детей», создание модели «Дерево здоровья», привлечение родителей к проведению утренних гимнастик, подвижных игр, посещению физкультурных занятий. Одной из инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников является организация детско-родительского клуба выходного дня «Юный лыжник». Осуществление проекта проходит поэтапно. На первом этапе к нам в группу приходит тренер по лыжным гонкам детско – юношеской спортивной школы «Летающий лыжник», проводит с детьми беседы, вместе с родителями подготавливает лыжню на территории детского сада и обучает навыкам передвижения на лыжах. На втором этапе семьи воспитанников каждую субботу выезжают на лыжную базу, где продолжается обучение элементам техники спуска, проводятся подвижные игры на лыжах. Третий этап – это лыжные прогулки и походы, эстафеты, городские Спартакиады. Посещение спортивных объектов, занятий творческого объединения «Здоровячок» (станция юных натуралистов, участие в городских спортивных соревнованиях,встречи с интересными людьми: врачом, хореографом, спортсменом, тренером повышают интерес детей к занятиям физической культурой. Показателем результативности моей работы свидетельствует снижение заболеваемости, дети с большим желанием посещают спортивные секции, повысился интерес воспитанников и родителей к здоровому образу жизни. Дети показывают стабильные положительные результаты в овладении движениями, улучшилась культура выполнения движений; дети выступают инициаторами двигательной активности.
Источник