Диплом на тему эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста
Департамент образования, науки и молодежной политики
Новгородской области
Областное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Новгородский институт развития образования»
Кафедра педагогики и психологии
Дипломная работа по теме
«Развитие эмоциональной сферы личности дошкольника»
Выполнила: Фофашкова Татьяна Владимировна
Прогимназия №675»Талант»
Красносельского района
Санкт-Петербург
Научный руководитель:
Каплунович Татьяна Александровна,
доктор педагогических наук, профессор
Проректор по научной
И опытно-экспериментальной работе
ОАОУ «НИРО»
Великий Новгород
2014 год
Содержание
Введение………………………………………………………3-4стр.
1. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте……….4-6стр.
2. Средства и методы для эмоционального развития детей..6-8стр.
дошкольного возраста применяемые в прогимназии «Талант». …6-8стр.
3. Примеры из практики………………………………………9-9стр.
Литература……………………………………………………..10-10стр.
Приложения……………………………………………………..11стр.
Введение
Проблема развития эмоциональной сферы дошкольников является актуальной, поскольку в настоящее время учеными, психологами (А.Н. Леонтьев, Джайнотт X. и др.) установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста. А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка. Дошкольный возраст – это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка. Проблема развития эмоциональной сферы ребенка является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни.
Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Т.А. Маркова и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.
Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря развитию эмоциональной сферы, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому мы считаем необходимым не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка. Отсутствие же эмоций ведет не только к пассивности мыслительных процессов.
Данная работа может иметь значимость для практической деятельности воспитания, так как раскрывает возможности использования разных средств и в том числе, различные игры, так как это доступное и простое средство развития эмоциональной сферы ребенка.
1. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей.
Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смыслу содержания, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства. Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности.
Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными.
Дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Развитие общения со взрослыми и сверстниками, коллективная деятельность, сюжетно – ролевая игра приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные. Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. Если на предыдущих этапах детства взрослый проявлял по отношению к ребенку доброжелательность, внимание, заботу, любовь, то он заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств.
Практическое овладение нормами поведения является источником развития нравственных чувств. Переживания вызываются общественной санкцией, мнением детского общества. Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно – ролевая игра, передавая эмоционально – выразительное содержание дети учатся разделять переживания других.
В трудовой деятельности достигая результата, полезного для окружающих, возникает радость от общего успеха, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, сочувствие усилием товарищей.
На основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему. Ребенок переживает радость, удовлетворения при совершении им достойных поступков и огорчение, возмущение, недовольство, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования.
Наиболее яркое чувство долга появляется в 6–7 лет. Ребенок осознает необходимость и обязательность правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки. Возрастает способность к самооценке.
Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности. Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребенка, но и вызывает их.
Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно – творческой деятельности детей и художественного воспитания. Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное, доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительными литературными героями, активно ему сопереживая.
Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте.
— ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
— изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
— чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными;
— формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.
2. Средства и методы для эмоционального развития детей дошкольного возраста применяемые в прогимназии «Талант».
Существует достаточно средств и методов, направленных на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, например такие:
1) Этюды
2) Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера)
3) Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные) Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации (передача эмоций, характера героев и отношение их друг к друг.)
4) Дидактические развивающие игры.
Трудовое воспитание – элементарные трудовые поручения (уборка участка, группой комнаты) развивается эмоциональное единство группы дошкольников
6) Совместные праздники, досуги, проекты.
7) Использование художественной литературы – мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы дошкольника. Потешки, сказки, вызывают эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, хороший, обиделся)
8) Использование музыки – вслушиваясь в слова и музыку песен и хоров, ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами.
9) Изобразительная деятельность — использование цветовой гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка.
10) Наглядность – один из основных и наиболее значительных методов обучения дошкольников. Метод наглядности – пример взрослого. Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят и отличают и порой копируют. Целесообразно ввести в практику игры с зеркалом.
11) Моделирование — использование моделей для решения поставленных задач. Освоение детьми метода моделирования влияет на развитие абстрактного мышления, умение соотносить схематический образ с реальным. В качестве моделей эмоционального состояния можно использовать:
· пиктограммы (игры, в которых используются схематические изображения эмоций, называются «Пиктограмма».Эти игры помогают формированию у детей экспрессивных эталонов).
· графические изображения лица,
· силуэты людей, пантомимически отражающие эмоции,
· «подвижные аппликации».
12) Развитие речи – активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь.
13) Этикет- Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого общения (здороваться, благодарить, просить прощение и т. д.)
11) Подвижные игры – высокая эмоциональная насыщенность подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми, жизнерадостными. Они доставляют детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий.
4.Примеры из практики
В прогимназии «Талант» в рамках организации работы по преемственности детский сад-школа я и моя коллега разработали и осуществили на практике проект «Богородская игрушка». (Приложение № 1).
Основная цель таких занятий — это развитие чувственной сферы, эстетических эмоций, творческих способностей, развитие речевого мышления. Чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, приобщая его с самого раннего детства к миру искусства, которое является истоком развития добрых чувств и высших социальных эмоций.
В рамках работы школьники – дошкольники воспитатели школы организуют встречи школьников с малышами детского сада . (Приложение №2).
Как учитель рисования, я использую на занятиях следующие игры и задания на эмоциональное восприятие цвета.( Приложение №3).
Когда в конце занятия остается несколько минут свободного времени я использую следующие игры направленные на развитие эмоциональной сферы (Приложение №4), которые стараюсь подбирать близко к теме занятия по рисованию.
Исходя из проделанной работы (Приложение №5), можно сказать, что мероприятия, проводимые в нашем учреждении, осуществление различных проектов, система игр, подобранная для развития эмоциональной сферы ребенка, оказывает значительное влияние на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста. В результате дети становятся более дружелюбными, внимательными друг к другу, проявляют сочувствие, помощь, что имеет положительное значение во всестороннем развитии личности ребенка.
Заключение.
Одним из условий, необходимых для развития детей, соответствующих специфике дошкольного возраста является:
обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям.
Для того, чтобы у ребенка не угасал познавательный интерес, должно быть сделано самое главное. С самого раннего возраста он должен расти в атмосфере уверенности в том, что его индивидуальные особенности принимаются и уважаются другими, что его инициатива и активность будут должным образом истолкованы и поддержаны, что его стремление познать окружающий мир и себя в нем будет «окультурено» и дополнено не излишней (на вырост), а актуальной – «здесь и сейчас» – информацией.
Литература.
- Агафонова И.Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольника: Учебно-методическое пособие. СПб: АППО. 2006 г..
- Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. Новосибирск.1993г..
- Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста – М.: Просвещение, 1991г.
- Быкова А.И., Мухина В.С. Психология – М.: 1988г..
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребенка до поступления в школу – М.: 2000 – 144 с.
- Данилина Т.А., Задгенидзе В.А., Степина Н.Н. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ – М.: Айрис – пресс. 2004 – 160 с.
- Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. — М, 2002.
- Шипицина Л.М и д.р. Азбука общения. СПб.Детство-пресс.1998.
- Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб. Валерин СПД, 2001.
Приложения
Источник
Особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте. Экспериментальное изучение влияния конфликтов на развитие ребенка. Методика изучения эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок. Опростник «Родительское отношение к ребенку».
Исследование особенностей эмоциональной сферы личности в дошкольном возрасте. Понятие, основные виды и роль эмоций в жизни человека. Изучение технологических этапов работы по развитию и коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
презентация, добавлен 17.02.2014
Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Самосознание. Значение игры для развития психики дошкольника. Социальная природа Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры. Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте. Виды игр.
реферат, добавлен 03.02.2009
Эмоция — процесс оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире, их виды. Проблема развития эмоций в дошкольном возрасте. Закономерности формирования психических процессов у ребенка. Развитие эмоциональной сферы детей от 3 до 7 лет.
курсовая работа, добавлен 08.05.2014
Содержание когнитивной сферы. Семейные факторы, оказывающие влияние на становления познавательных психических процессов ребенка в раннем дошкольном возрасте. Исследование психологических и поведенческих особенностей детей из полных и неполных семей.
курсовая работа, добавлен 17.06.2015
Основные закономерности развития детей в дошкольном возрасте. Методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста. Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте: особенности развития личности и интеллекта.
курсовая работа, добавлен 06.05.2011
Понимание конфликта в психологии. Детские конфликты и причины их возникновения. Психологические особенности правосознания в дошкольном возрасте. Теоретические и практические аспекты правового сопровождения разрешения конфликтов в дошкольном возрасте.
дипломная работа, добавлен 04.09.2014
Исследование основных направлений развития воображения в дошкольном возрасте. Анализ предпосылок возникновения творческих способностей в дошкольном возрасте. Показатели влияния особенностей воображения на развитие креативности мышления у дошкольников.
дипломная работа, добавлен 20.05.2010
Развитие памяти в раннем детстве. Методы психологического воздействия. Понятие памяти, ее виды. Особенности воспитания детей. Исследование по развитию памяти в младшем дошкольном возрасте в условиях дошкольного образовательного учреждения.
дипломная работа, добавлен 26.01.2007
Общее представление о восприятии. Развитие восприятия в дошкольном возрасте (5-6 лет). Выявление способностей ребенка к целостному восприятию формы предметов, состояния его графических навыков, способности осуществлять асимметричные изображения.
курсовая работа, добавлен 19.02.2011
Развитие речи дошкольников как процесс овладения родного языка, закономерности усвоения речи, особенности процесса развития функций речи в дошкольном возрасте. Становление и развитие всех сторон речи — фонетической, лексической и грамматической.
курсовая работа, добавлен 16.02.2011
Источник
Ïðîâåäåíèå ñèñòåìàòèçàöèè è òåîðåòè÷åñêèé àíàëèç äàííûõ ïî ïðîáëåìå ýìîöèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ äîøêîëüíèêîâ. Îïðåäåëåíèå ïðèåìîâ è ñïîñîáîâ êîððåêöèè ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû. Ñïåöèàëüíûå ìåòîäèêè è ïðàêòè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû äîøêîëüíèêà.
Íàæàâ íà êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ», âû ñêà÷àåòå íóæíûé âàì ôàéë ñîâåðøåííî áåñïëàòíî.
Ïåðåä ñêà÷èâàíèåì äàííîãî ôàéëà âñïîìíèòå î òåõ õîðîøèõ ðåôåðàòàõ, êîíòðîëüíûõ, êóðñîâûõ, äèïëîìíûõ ðàáîòàõ, ñòàòüÿõ è äðóãèõ äîêóìåíòàõ, êîòîðûå ëåæàò íåâîñòðåáîâàííûìè â âàøåì êîìïüþòåðå. Ýòî âàø òðóä, îí äîëæåí ó÷àñòâîâàòü â ðàçâèòèè îáùåñòâà è ïðèíîñèòü ïîëüçó ëþäÿì. Íàéäèòå ýòè ðàáîòû è îòïðàâüòå â áàçó çíàíèé.
Ìû è âñå ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäåì âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
×òîáû ñêà÷àòü àðõèâ ñ äîêóìåíòîì, â ïîëå, ðàñïîëîæåííîå íèæå, âïèøèòå ïÿòèçíà÷íîå ÷èñëî è íàæìèòå êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ»
Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû ñòàðøèõ äîøêîëüíèêîâ ñ íîðìàëüíûì è íàðóøåííûì ðàçâèòèåì. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû äîøêîëüíèêîâ ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, åå ðàçâèòèå ñ ïîìîùüþ ïðè¸ìîâ ìóçûêàëüíîé òåðàïèè.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [51,4 K], äîáàâëåí 12.03.2012
Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà â íîðìå è ñ íàðóøåíèåì èíòåëëåêòà. Îïðåäåëåíèå ìåòîäîâ è ñïîñîáîâ ôîðìèðîâàíèÿ ýìîöèîíàëüíîãî îïûòà äåòåé-äîøêîëüíèêîâ ñ íàðóøåíèåì èíòåëëåêòà ïîñðåäñòâîì áåëîðóññêîãî ôîëüêëîðà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [53,9 K], äîáàâëåí 14.09.2014
Îñîáåííîñòè ýìîöèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ â ìëàäåí÷åñêîì âîçðàñòå. Èçìåíåíèÿ â ýìîöèîíàëüíîé ñôåðå äîøêîëüíèêà â ñâÿçè ñ ðàçâèòèåì ìîòèâàöèîííîé è ïîçíàâàòåëüíîé ñôåðû ëè÷íîñòè. Îñîáåííîñòè âîëåâîãî ðàçâèòèÿ äîøêîëüíèêîâ, èçìåíåíèå ìîòèâîâ ïîâåäåíèÿ.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [42,8 K], äîáàâëåí 23.11.2009
Îñîáåííîñòè ýìîöèîíàëüíîãî èíòåëëåêòà. Àíàëèç ïðåäñòàâëåíèé îá îáóñëîâëåííûõ ïîëîì îñîáåííîñòÿõ ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû ëè÷íîñòè. Ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèå ïðåäïîñûëêè ãåíäåðíûõ ðàçëè÷èé. Ñðàâíèòåëüíûé àíàëèç îñîáåííîñòåé ýìîöèîíàëüíîé ýêñïðåññèè è ðåôëåêñèè.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [309,0 K], äîáàâëåí 03.01.2016
Âèäû íàðóøåíèé â ðàçâèòèè ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû ñòàðøèõ äîøêîëüíèêîâ. Êðèòåðèè îöåíêè âîçìîæíîñòè îòêëîíåíèÿ â ëþáîì ïîâåäåíèè. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå âëèÿíèÿ èãðîòåðàïèè íà óðîâåíü íàðóøåíèé â ýìîöèîíàëüíîé ñôåðå äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [837,0 K], äîáàâëåí 28.05.2013
Îñîáåííîñòè ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû ìëàäøåãî øêîëüíèêà. Øêîëüíàÿ òðåâîæíîñòü êàê ïñèõè÷åñêîå ñîñòîÿíèå, å¸ ïðîÿâëåíèå. Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ ýìîöèîíàëüíîé òðåâîæíîñòè. Ôàêòîðû è óñëîâèÿ, ñïîñîáñòâóþùèå ñîõðàíåíèþ ýìîöèîíàëüíîãî áëàãîïîëó÷èÿ ðåáåíêà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [251,4 K], äîáàâëåí 10.03.2012
Àíàëèç ïîíÿòèÿ ýìîöèîíàëüíîãî èíòåëëåêòà è ïîäõîäîâ ê åãî èçó÷åíèþ. Ôîðìèðîâàíèå ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû äîøêîëüíèêîâ. Îðãàíèçàöèÿ è îïèñàíèå ìåòîäîâ èññëåäîâàíèÿ ïðîöåññà äàííîãî ïñèõîëîãè÷åñêîãî ÿâëåíèÿ ó äåòåé ìëàäøåãî âîçðàñòà, à òàêæå åãî ðåçóëüòàòîâ.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [74,8 K], äîáàâëåí 26.05.2017
Àíàëèç âëèÿíèÿ äåòñêî-ðîäèòåëüñêèõ îòíîøåíèé íà ôîðìèðîâàíèå ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Âèäû è ôèçèîëîãè÷åñêèå ìåõàíèçûì ýìîöèîíàëüíîãî ðåàãèðîâàíèÿ. Âçàèìîñâÿçü ñòèëÿ ðîäèòåëüñêîãî âîñïèòàíèÿ ñ ïîêàçàòåëÿìè ýìîöèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [1,9 M], äîáàâëåí 25.06.2011
Ðîëü ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè ðåáåíêà. Ðàçâèòèå ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå. Îðãàíèçàöèÿ è ìåòîäèêè ïðîâåäåíèÿ îáñëåäîâàíèÿ îñîáåííîñòåé ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû è ñïåöèôèêè îáùåíèÿ óìñòâåííî îòñòàëûõ ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [69,5 K], äîáàâëåí 30.08.2011
Èññëåäîâàíèå îñîáåííîñòåé êîððåêöèîííîé ðàáîòû ïî ðàçâèòèþ ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîé ñôåðû äîøêîëüíèêîâ. Èçó÷åíèå âîçäåéñòâèÿ ýìîöèé íà ïñèõè÷åñêèå ïðîöåññû îðãàíèçìà. Îïðåäåëåíèå óðîâíÿ òðåâîæíîñòè ó ãðóïïû äîøêîëüíèêîâ, îáðàáîòêà è èíòåðïðåòàöèÿ äàííûõ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [2,8 M], äîáàâëåí 22.06.2012
Источник