Динамика развития ребенка зпр

Динамика развития ребенка зпр thumbnail

Задержка психического развития (ЗПР) – это замедление темпов психического развития, вследствие которого когнитивные (познавательные) функции (память, восприятие, внимание, мышление) и эмоционально-волевая сфера ребёнка существенно отстают от принятых возрастных норм.

На сегодняшний день ЗПР не является медицинским диагнозом, а употребляется как психолого-педагогическое понятие описательного характера, не указывающее на причины тех или иных нарушений, а лишь обозначающее имеющиеся у ребёнка проблемы развития. Термин применим только для детей дошкольного и младшего школьного возраста (до 10 лет). В более старшем возрасте при необходимости ребёнку ставится уже конкретный диагноз.

В раннем детском возрасте задержка психического развития чаще всего не бросается в глаза. Диагноз ЗПР ставится, когда ребёнок достигает 4-5-летнего возраста. Как правило, первыми начинают бить тревогу воспитатели средних и старших групп детских садов, они обращают внимание на то, что ребёнку приходится много раз объяснять одно и то же, его трудно заинтересовать, он много отвлекается и т.п. Часто родители не придают особого значения этим сигналам и не показывают ребёнка специалисту, предполагая, что это проходящие возрастные трудности, которые можно просто «перерасти». В таком случае ЗПР становится гораздо заметней при поступлении ребёнка в школу (из-за проблем с успеваемостью). Ребёнок с трудом усваивает учебный материал; ему интереснее играть (но сюжетно-ролевые игры для него слишком сложны); занятия интеллектуальной деятельностью его не привлекают (от неё он быстро устаёт); он имеет очень ограниченный запас общих знаний и т.п.

Помимо трудностей в обучении у многих детей с ЗПР есть проблемы с дисциплиной. И в саду, и в школе им часто делают замечания за плохое поведение. Дело в том, что таким детям трудно привыкнуть к саду, школе, вообще к коллективу, они сильно тоскуют по дому, им сложно понять, что существуют определённые общепринятые правила поведения и нужно научиться соблюдать их.

Как проявляется задержка психического развития?

При ЗПР отстают в развитии:

  • все формы мышления — сравнение, абстрагирование, обобщение, анализ и синтез, мыслительная деятельность понижена;
  • память — лучше воспринимается наглядный материал, сложно запомнить информацию на слух. Память детей с ЗПР развита плохо – они с трудом запоминают инструкции, им сложно пересказать текст или повторить задание;
  • восприятие — для переработки информации таким детям нужно намного больше времени, чем их сверстникам. Им тяжело составить представление об окружающем их мире, представить величины (длина, ширина, объём), у них низкий уровень ориентировочно-исследовательской деятельности, пространственное восприятие снижено, они испытывают сложности с формированием целостного образа предмета;
  • эмоционально-волевая сфера — свойственны инфантильность, эмоциональная нестабильность, возбудимость, сложности с организацией своей деятельности;
  • внимание — ребёнку сложно сосредоточиться, сконцентрироваться, дослушать вопрос или задание до конца. Он перебивает, начинает отвечать раньше времени, ему трудно усидеть на месте, он слишком «громкий», импульсивный, нетерпеливый, несобранный. На уроках часто отвлекается, воспринимает информацию частично (фрагментарность внимания).

Ребёнку с ЗПР трудно ориентироваться в пространстве, он не сможет отыскать вещь, если изначально не знает, где она лежит, даже если она находится на самом видном месте. Также таким детям трудно определить какой-либо предмет наощупь, запомнить, как он выглядит, и рассказать о нём по памяти.

При ЗПР у детей часто наблюдаются низкая речевая активность, отставание речевого развития (ЗРР, ЗПРР). Их словарный запас беден, не соответствует возрастным нормам, фонематический слух плохо развит, речь не сформирована, высказывания примитивны и нецеленаправленны, они часто путают, пропускают или заменяют в словах звуки и буквы (парафазия).

Чем ЗПР отличается от ЗРР и ЗПРР?

Задержки речевого и психоречевого развития (ЗРР и ЗПРР) возникают вследствие органических поражений головного мозга, центральной нервной системы. Причинами отставания могут стать: болезни, перенесённые матерью во время беременности, гипоксия плода, патологии родов, хромосомные или генетические заболевания, тяжёлые инфекции, врождённые аномалии ЦНС, патологии сосудов головного мозга, ДЦП, психические заболевания (эпилепсия и т.п.), опухоли головного мозга и проч.

При ЗРР и ЗПРР:

  • нарушения интеллекта вторичны, и своевременная коррекционная работа, направленная на речевое развитие, даёт положительную динамику нормализации интеллекта;
  • отставание не синхронно – речевое развитие отстаёт гораздо больше, чем психическое;
  • при своевременной диагностике и грамотной коррекционной работе со специалистами и дома с родителями ребёнок сможет догнать сверстников уже к старшему дошкольному возрасту.

При ЗПР:

  • изначально именно интеллектуальное развитие не соответствует возрасту, как следствие – проблемы с формированием речи;
  • нет специфических речевых ошибок, уровень речевого развития соответствует уровню развития детей более младшего возраста;
  • развитие речи задерживается настолько же, насколько и общее психическое развитие в целом – сохраняется синхронность;
  • речь может развиться спонтанно, просто позднее, чем у сверстников. Для коррекции вторичных проблем с речью могут потребоваться занятия с логопедом.
Читайте также:  Игры умственное развитие ребенка до года

ЗПР = умственная отсталость?

Довольно часто детям с ЗПР ставится неверный диагноз – умственная отсталость (УО). Особенно от этого страдают дети, воспитывающиеся в детских домах. Действительно лёгкая степень УО и ЗПР имеют сходную симптоматику, но это разные нарушения, и для того, чтобы дифференцировать их, необходимо длительное всестороннее наблюдение специалиста.

Схожие симптомы

  • эмоционально-волевая незрелость;
  • инфантильность;
  • низкий уровень познавательной активности;
  • скудность представлений об окружающем мире;
  • нарушения восприятия, мышления, памяти и речи;
  • отсутствие таких умений, как анализ, обобщение, сравнение, синтез.

Различия между ЗПР и УО

Умственная отсталость – обобщённое название многих отклонений, при которых есть стойкое и необратимое снижение интеллектуальных способностей. Это комплекс синдромов, вызванных органическими поражениями, патологиями головного мозга (врождёнными или приобретёнными). При УО страдают мыслительные функции, наблюдается общее психическое недоразвитие, интеллектуальная недостаточность. Интеллект ребёнка с умственной отсталостью не превысит определённого уровня, какая бы тщательная работа с ним не проводилась.

В отличие от УО задержка психического развития обратима, ребёнок развивается в том же направлении, что и обычные дети, но значительно медленнее. Дети с ЗПР обучаемы, поддаются коррекции, адекватны в действиях (например, играя, используют игрушки в соответствии с их назначением). Во время учебных занятий они при помощи учителя способны усвоить принцип выполнения задания и использовать его для решения аналогичных задач. Для детей с ЗПР характерна скачкообразность развития всех форм мыслительной деятельности (например, внимание скачкообразно повышается к 8-9 годам). При ЗПР прогноз более благоприятный и имеется высокая вероятность вывода ребенка в «норму» при условии качественного психолого-педагогического сопровождения и участия семьи. Безусловно, при УО коррекционная работа также необходима, но как правило, динамика более медленная и имеет свой предел.

Очень важно как можно раньше дифференцировать ЗПР от умственной отсталости и вовремя начать коррекционную работу.

Причины ЗПР

  • инфекции, перенесённые матерью во время беременности (токсоплазмоз, грипп, краснуха и проч.);
  • интоксикация беременной (курение, алкоголь, лекарства и т.п.);
  • резус-конфликт матери и ребёнка;
  • внутриутробные инфекции;
  • асфиксия плода;
  • родовые травмы;
  • наследственность;
  • социально-бытовые факторы (условия жизни, воспитания, дефицит внимания (гипоопека), гиперопека, насилие, неблагоприятный психологический климат в семье, педагогическая запущенность).

Виды задержки психического развития

  • ЗПР конституционального происхождения. Характеризуется существенной незрелостью эмоционально-волевой сферы ребёнка. Дети с таким типом ЗПР находятся на более раннем этапе развития, чем их сверстники (психический инфантилизм). Они очень привязаны к маме, не самостоятельны, им некомфортно вдали от своих близких, вне дома, трудно освоиться в новой обстановке, в незнакомом коллективе, тяжело приспособиться к непривычным условиям. Такой ребёнок эмоционально нестабилен, он часто бывает взбудоражен, чрезмерно активен. Даже в младшем школьном возрасте (после 7 лет) у него преобладают игровые интересы; учебная мотивация, свойственная детям этого возраста, практически отсутствует. Такой малыш всегда выглядит чуть младше своих ровесников. ЗПР конституционального происхождения может иметь наследственный характер.
  • ЗПР соматогенного происхождения. Задержка такого типа бывает у детей, которые очень часто болеют, слабы физически, имеют какие-либо хронические заболевания, инфекции, врождённые или приобретённые пороки соматической системы, аллергии, детские неврозы и т.п. Из-за обшей ослабленности организма страдает и психическое развитие таких детей. Они отличаются низким уровнем познавательной активности, быстро утомляются, стеснительны, боязливы, не уверены в себе. К этой же категории ЗПР относятся дети, родители которых излишне опекают их, негативно реагируют на любые проявления самостоятельности, пытаются ограничить их общение с другими детьми (потому что «обидят, ничему хорошему не научат» и т.п.). Мешая нормальному формированию личности, гиперопека родителей способствует замедлению темпов психического развития. Проблема гиперопеки часто встречается как раз в семьях, где ребёнок много и часто болеет или имеет какой-то тяжёлый хронический недуг. Родители переживают за него и из лучших побуждений максимально ограждают его от внешнего мира.
  • ЗПР психогенного происхождения. Причина — неблагоприятные социально-бытовые условия, в которых растёт ребёнок. Нарушение проявляется у детей из неблагополучных или неполных семьей, где воспитанию ребёнка уделяется не достаточно внимания. Появлению этого типа ЗПР способствуют: гипоопека, (безнадзорность, ребёнок предоставлен сам себе), напряжённая психологическая обстановка в семье, авторитарность, деспотичность родителей, агрессия, насилие в семье. В таких условиях у ребёнка развиваются невротические состояния, он даже не пытается что-то делать, т.к. заранее уверен в том, что у него ничего не получится (синдром выученной беспомощности). Дети с ЗПР психогенного происхождения безынициативны, нерешительны, не любознательны.
  • ЗПР церебрально-органического происхождения – более распространено, чем остальные виды, и тяжелее поддаётся коррекции. Причинами задержки являются негрубые органические поражения нервной системы, которые могут быть вызваны: патологиями беременности, родовыми травмами, асфиксией плода, нейроинфекциями и т.п. Такие дети отличаются скудностью воображения, они неэмоциональны, равнодушны к тому, как другие люди их оценивают. При ЗПР церебрально-органического происхождения поражения нервной системы имеют очаговый характер и не влекут за собой стойких нарушений интеллекта. Это существенно отличает таких детей от детей с умственной отсталостью.
Читайте также:  Как провести диагностику развития ребенка в подготовительной группе

Диагностика ЗПР

Для определения ЗПР необходимо всестороннее комплексное обследование ребёнка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), в которую могут входить: психиатр, педагог-психолог, нейропсихолог, логопед, дефектолог (олигофренопедагог), невролог, педиатр и другие специалисты (при необходимости).

Специалисты проводят дифференциальную диагностику, которая включает в себя:

  • тщательное изучение анамнеза (включая пренатальный и постнатальный период развития). Это поможет выявить первичные причины нарушения, понять их характер;
  • общение непосредственно с ребёнком (знакомство, беседа, тестирование, психологическое обследование), в результате которого делаются выводы о состоянии его психического развития;
  • разговор с родителями, в ходе которого выясняется, в каких условиях живёт и воспитывается ребёнок, какая в семье психологическая обстановка, какие отношения установлены между членами семьи.

После всестороннего изучения анамнеза ребёнка, состава его семьи, социально-бытовых условий его жизни специалисты выявляют первопричины, степень и характер нарушений, составляют педагогический прогноз и план коррекционной работы.

Коррекция задержки психического развития (ЗПР)

Родителям детей с задержкой психического развития нужно быть готовыми к тому, что процесс коррекции достаточно непростой и длительный. Таким детям нужна комплексная помощь сразу нескольких специалистов. Если ребёнку необходимо медикаментозное лечение, его обеспечивает невролог. Развитием когнитивных функций занимается дефектолог (олигофренопедагог). Психолог со своей стороны отвечает за развитие эмоционально-волевой сферы. При ЗПР показаны такие виды неразговорной психотерапии, как: песочная, игровая терапия, сказкотерапия, арт-терапия и проч. Для коррекции вторичных нарушений речи понадобится логопед.

Как проходит обучение детей с ЗПР?

В сентябре 2016 года в России был принят образовательный стандарт инклюзивного образования, предписывающий всем детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, обучаться вместе с обычными школьниками. После этого специализированные коррекционные школы были закрыты и появились коррекционные классы в обычных общеобразовательных школах. Они подразделяются на восемь типов – в зависимости от характера отклонений учеников. Большинство таких классов у нас относятся к VII типу (для детей с задержкой психического развития, поддающейся коррекции).

Учитывая, как непросто ребятам с ЗПР даётся учёба, специалисты рекомендуют для них обучение в коррекционных классах.

Занятия в таких классах проводит обычный школьный учитель, ученики получают такой же объём знаний, как и их сверстники из обычных классов, просто занятия проходят в более спокойном темпе. Материал объясняют детям небольшими частями, постепенно. Занятия содержат перерывы на отдых и спортивные игры для того, чтобы избежать переутомления детей.

Преимущества коррекционных классов:

  • небольшое количество учеников (от 5 до 15), что позволяет учителю больше времени уделять каждому ребенку;
  • в обучении используется больше наглядного материала (схемы, картинки, таблицы и т.п.);
  • на занятиях помимо учителя присутствует освобождённый классный руководитель – это педагог, который не обучает детей, а наблюдает за ними и занимается воспитательной работой.

Есть и недостатки в инклюзивной системе образования – раньше с детьми с ЗПР занимались коррекционные педагоги, имеющие необходимые знания и навыки работы с такими детьми. В обычных школах педагоги не имеют такой подготовки. Также в свободное от уроков время, например, на переменах, дети с ЗПР могут столкнуться со сверстниками или с детьми постарше, которые неправильно истолкуют поведение детей из коррекционного класса, могут возникнуть конфликты.

Для ребенка с ЗПР и для его родителей лучше всего, если удастся скорректировать нарушение еще до начала обучения в школе, а для этого важно не пропустить «сигналы», если таковые имеются, регулярно (1-2 раза в год) показываться специалистам: неврологу, детскому психологу, детскому психиатру.

При своевременном обращении ЗПР отлично поддается коррекции, но занятия по коррекции должны быть регулярными, а родителям нужно быть готовыми к тому, что положительный результат будет не сразу.

Автор: дефектолог Королёва В. Н.

Источник

  • Динамика проявлений ЗПР кардинально
    различается от олигофрении. Темп
    развития снижен при воздействии
    неблагоприятных средовых и внутренних
    факторов, возможны эпизоды регресса;
    при правильном обучении и воспитании
    происходит постепенное преодоление,
    так как потенциально сохранены
    возможности развития ВПФ, происходит
    замедление, а не тотальная остановка.
    В отличие от умственной отсталости
    процесс задержки может иметь
    экстрацеребральную природу. Динамика
    развития может меняться в зависимости
    от условий воспитания, нарастание
    темпа развития до нормального уровня
    отмечается при адекватном воздействии,
    коррекционно-психолого-педагогических
    мероприятий. Отсутствие коррекции
    влечет патохарактерологическое
    формирование личности и не реализацию
    потенциальных возможностей.

  • Трудности обучения наиболее часто
    отмечаются у детей с нарушением
    поведения. Среди них выделяются так
    называемые расторможенные,
    двигательно-беспокойные дети. Чрезмерно
    возбудимые, порой агрессивные,
    раздражительные, они с трудом переносят
    напряжение, у них быстро снижается
    работоспособность. Они не в состоянии
    организовать свою деятельность,
    неспособны фиксировать свое внимание
    на работе, не могут установить нормальные
    отношения со сверстниками.

    Читайте также:  Развитие адаптации ребенка к
  • Такие дети резко реагируют на отказ в
    чем либо, не владеют собой, быстро
    забывают хорошие намерения и делают
    только то, что им нравится, доставляет
    удовольствие. Нарушение поведения
    сочетаются у этих детей с целым
    комплексом трудностей в письме, чтении,
    математике.

  • Адаптация ребенка с ЗПР к школе
    происходит не сразу.

  • Успешность процесса адаптации во
    многом определяется состоянием здоровья
    ребенка, поэтому проблемой адаптации
    к школе в зависимости от здоровья давно
    занимаются медики. О «школьном стрессе»,
    «школьном шоке», «школьных страхах»
    (школофобии) медики начали говорить
    еще в середине 50-х годов, и понятие это
    заняло прочное место в документах ВОЗ,
    показывая, что эти явления не исчезают,
    но от года к году проявляются с большей
    остротой.

  • Одним из основных критериев,
    характеризующих успешность адаптации
    к систематическому обучению, являются
    состояние здоровья ребенка и
    изменения его показателей под влиянием
    учебной нагрузки. Легкую адаптацию и
    в определенной степени адаптацию
    средней тяжести можно, по всей
    вероятности, считать закономерной
    реакцией организма детей на изменившиеся
    условия жизни.

  • Большое значения для адаптации детей
    с ЗПР играет общение. Когда ребенок
    приходит в школу, то он сталкивается
    не только с новой средой, но и с новыми
    людьми. Дети с ЗПР очень общительные
    и хорошо идут на контакт, но некоторые
    могут негативно и неадекватно реагировать
    на других детей из-за своих психических
    особенностей. Поэтому очень важно,
    чтобы дети безболезненно приняли новое
    окружение.

  • Одна из основных задач, которые ставит
    перед ребенком школа, — это необходимость
    усвоения им определенной суммы знаний,
    умений и навыков. И, несмотря на то, что
    общая готовность учиться (желание
    учиться) практически одинакова у всех
    детей, реальная готовность к обучению
    различна. Поэтому у ребенка с недостаточным
    уровнем интеллектуального развития,
    с плохой памятью, с низким уровнем
    развития произвольного внимания, воли
    и других качеств (то есть у ребенка с
    ЗПР) необходимых при обучении, будут
    самые большие трудности в процессе
    адаптации. Сложность в том, что начало
    обучения меняет основной вид деятельности
    ребенка с ЗПР (игру), но и новый вид
    деятельности — учебная деятельность
    — возникает не сразу.

  • На первых этапах адаптации мотивы,
    связанные с познанием, учением, имеют
    незначительный вес, а познавательная
    мотивация учения и воля еще недостаточно
    развиты, они постепенно формируются
    в процессе самой учебной деятельности.
    Ценность учения ради знания, потребность
    постижения нового не ради оценки или
    избегания наказания — вот что должно
    быть основой учебной деятельности. Но
    мало того что дети с ЗПР учится не умеют
    и не хотят, но у них совсем не сформирован
    мотивационный компонент. Дети на уроке
    не воспринимают материал, отвлекаются,
    не могут усидеть долго на месте. Поэтому
    учителю нужно излагать материал
    эмоционально и интересно в различных
    формах; проводить на уроке различные
    виды деятельности. Для успешной
    адаптации ребенка с ЗПР нужна помощь
    педагога, родителей, психолога и
    дефектолога.

  • Большое значение имеют такие факторы,
    как особенности жизни ребенка в семье
    (насколько резко отличался привычный
    для него режим от школьного). Безусловно,
    первоклассники, посещавшие ранее
    детский сад, значительно легче
    адаптируются к школе, чем «домашние»,
    непривычные к длительному пребыванию
    в детском коллективе и режиму дошкольного
    учреждения.

  • Особенности поведения у детей с ЗПР

  • 1. Адаптивное поведение —
    ежедневная деятельность ребёнка,
    обеспечивающая взаимодействие с
    другими детьми, у детей ЗПР
    адаптация снижена.

  • 2. Агрессивное поведение — действия
    ребенка, направленные на нанесение
    физического или психического
    вреда (ущерба) другому человеку
    или самому себе. Ребенок также может
    проявлять агрессивность против животных
    или материальных объектов.
    Агрессивность детей может
    проявляться в нанесении ударов кулаками
    родителям и незнакомым, а также в том,
    что ребенок мучает животных, разбивает
    посуду, портит мебель, рвет тетради,
    книги братьев и сестер, кусается,
    забрасывает сверстников камнями.
    Нередко агрессивность детей
    направляется на самого себя:
    они рвут свою одежду, наносят себе
    раны, головой бьются о дверь и т. д.

  • 3. Гиперактивное поведение —
    состояние, при котором активность и
    возбудимость человека превышает норму.
    В случае если подобное поведение
    является проблемой для других,
    гиперактивность трактуется
    как поведенческое расстройство.
    Гиперактивность чаще встречается
    у детей и подростков, чем у взрослых
    людей, так как вызывается эмоциями.
    Гиперактивность является признаком
    слабой нервной системы, с быстрым
    переутомлением. Относится к легко
    протекающим синдромам, не требующих
    какого-либо медицинского вмешательства.
    Ребёнок находится в постоянном движении,
    не может себя контролировать, быстро
    и много говорит, перебивает, не
    дослушивает. Его невозможно уложить
    спать, ребёнок не реагирует на запреты
    и ограничения.

  • Источник