Динамика развития ребенка в школе

Карта отслеживания динамики развития обучающихся

с ОВЗ как элемент комплексного сопровождения.

Аннотация.

Служба сопровождения с начала двухтысячных годов стала неотъемлемой, составной частью

системы образования в МБОУ «Разъезженская СОШ» обеспечивая комплексную психолого-

педагогическую медико-социальную помощь в воспитании, обучении и развитии

обучающихся. Основополагающим фактором эффективного комплексного сопровождения

обучающихся с ОВЗ является согласованность действий всех участников образовательного

процесса. «Карта отслеживания динамики развития обучающихся» — это документ,

посредством которого осуществляется связь между специалистами и педагогами школы,

координируется работа Службы сопровождения образовательной организации.

Ключевые слова: обучающиеся с ОВЗ, комплексное сопровождение, «Карта отслеживания

динамики развития обучающихся».

Каждый «особый» ребенок индивидуален и по психофизиологическим особенностям, и по

характеру проблем, испытываемых им в учебной деятельности, и по социальной ситуации

развития. Поэтому возникает необходимость в оценке индивидуального психологического

развития учащегося с ОВЗ. Проблема обучения, воспитания и развития «особого» ребенка

становится в последнее время актуальной и значимой.

В настоящее время в педагогической литературе уделяется большое внимание проблеме

организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ, но еще недостаточно

разработано практических материалов, пособий для работы педагогов и специалистов,

сопровождающих обучающихся с ограниченными возможностями.

В ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью указывается, что к особым

образовательным потребностям относятся: обязательность непрерывности коррекционно-

развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и в

процессе коррекционной работы.

Также в стандарте выделяют потребность

в

психологическом сопровождении и оптимизирующем взаимодействии со всеми субъектами

образовательного процесса (учащиеся, педагоги, семья) [1].

В нашей школе создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое

сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на

протяжении всего периода его обучения [2].

Целью Службы сопровождения является организация психолого-педагогического и

социального сопровождения учебно-воспитательного процесса путем реализации комплекса

превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий,

направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации

личности.

Важным условием для эффективной работы Службы сопровождения, является соблюдение

ряда принципов: принцип системного целеполагания, который заключается в том, что

цели сопровождения согласованы с целями образования, как на уровне

 образовательного учреждения, так и на уровне ФГОС. Принцип целостности, при соблюдении которого служба рассматривает учебное заведение как систему, в которой все звенья взаимосвязаны,

все специалисты и педагоги взаимодействуют, что также является основой реализации

принципа взаимодействия [3].

Основой для реализации целей сопровождения является

углубленное психолого-

педагогическое изучение обучающегося с ОВЗ,

выявление его индивидуально-

психологических особенностей для оценки актуального состояния, представление прогноза

дальнейшего развития, обучения и разработки рекомендаций, определяемых задачей

обследования и составление целой картины класса.

В Службу сопровождения входят специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог,

социальный педагог, учитель-дефектолог и медицинский работник. Комплексное изучение

ребенка, выбор наиболее эффективных методов работы, отбор содержания обучения с

учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется путем ведения

«Карта отслеживания динамики развития обучающихся».

В нашей школе разработана система мониторинга уровня развития обучающихся с особыми

образовательными потребностями и детей-инвалидов. С момента поступления детей с ОВЗ в

учреждение, с их семьями ведется тесная работа.

На первом этапе, в начале каждого учебного года, проводится медицинский осмотр детей, по

результатам которого врачи составляют рекомендации для обучающихся, родителей,

педагогов.

На втором этапе проводится комплексная диагностика специалистами школы.

На третьем этапе заполняется индивидуальна карта развития на каждого обучающегося,

включающая общие сведения о ребенке, результаты диагностических обследований,

рекомендации по сопровождению обучающегося и план работы с обучающимся.

На четвертом этапе заполняется комплексная карта на класс.

По результатам анализа полученных данных определяется образовательный маршрут или

принимается решение о направлении обучающиеся на территориальную или окружную

ПМПК с целью выработки рекомендаций для составления индивидуального маршрута

развития ребенка.

Основным механизмом работы Службы сопровождения является междисциплинарность –

комплексный подход к сопровождению. Одним из приоритетных направлений Службы

сопровождения

является разработка адаптированной образовательной программы.

Взаимодействие разных специалистов в режиме работы Службы сопровождения –

достаточно трудная задача, поскольку на всех участников процесса сопровождения ложится

ответственность за разностороннее изучение потенциала личности, педагогических условий,

причин возникновения трудностей у детей и построение комплексной программы мер по

Читайте также:  Умственное развитие ребенка автор книги

оказанию помощи ребенку.

По результатам мониторинга полученные всеми специалистами данные обследования

оформляются в единую «Карту отслеживания динамики развития обучающихся».

Социальный педагог предоставляет данные о социальном статусе семьи (малообеспеченная

семья, многодетная семья, благополучная, неблагополучная). Медицинский работник

заполняет графу «Состояние здоровья» по результатам медицинского обследования,

указывая группу здоровья и наличие инвалидности. Педагог-психолог заносит в карту

данные по результатам психодиагностического исследования, которое включает в себя

изучение уровня развития познавательных процессов, уровня развития эмоциональной

сферы, уровня развития волевых качеств (учебной мотивации). Учитель-логопед дает

заключение об уровне речевого развития. Учитель-дефектолог предоставляет данные об

уровне учебных действий и рекомендует программу (для обучающихся с легкой, умеренной

и         тяжелой         умственной         отсталостью)         и         группу         обучения.

Карта отслеживания динамики развития обучающихся ____ класса ____________ учебного года.

*м – математика, ч – чтение, р – русский язык.

Параметры

измерения

Социальный

анамнез

Состояние

здоровья

Особенности

эмоционально-

волевой сферы

Уровень развития познавательных

процессов

Программа

обучения

Уровень

учебных

действий

Уровень усвоения

программы

Уровень

развития

трудовых

навыков

Развитие

эмоций

Развитие

волевых

качеств

Внимание

Память

Мышление

Речь

Фамилия, имя

обучающегося

м

р

ч

м

р

ч

1-я группа обучения: обучающиеся усваивают программный материал, могут работать

самостоятельно, не требуются дополнительные инструкции. Руководство практической

деятельностью данной группы учеников с помощью алгоритмов учебных и умственных

действий способствует развитию самостоятельности и активности мышления, формирует

рефлексивно-личностный компонент учебной деятельности.

2-я группа обучения: обучающиеся с выраженным недоразвитием ориентировочной

деятельности и мыслительных операций, не смогут работать с практическими заданиями на

этапе формирования знаний, здесь они выступают лишь слушателями, усваивающими

логику рассуждений, раскрывающих взаимосвязи или свойства изучаемого объекта, явления.

Требуется дополнительная инструкция. Однако на этапе закрепления знаний эта работа

будет им посильна. Они смогут или формулировать ответы на вопросы практического

задания, или находить правильные, нужные ответы из совокупности ответов.

3-я группа обучения: обучающиеся с более выраженным недоразвитием познавательных

процессов. При усвоении материала требуется дополнительная инструкция, опора, показ

действий, помощь и контроль учителя. Работают с подобными практическими заданиями

только на этапах закрепления и повторения пройденного материала посредством чтения

вопросов и соответствующих им ответов. Дидактические задачи обучения умственно

отсталых детей этой группы с помощью практических заданий будут заключаться в усвоении

логики размышления, формировании умений устанавливать простейшие логические связи в

содержании учебного материала.

Исходя из уровней учебной деятельности педагоги проектируют разноуровневые задания на

уроке для учащихся. Обучение идёт в соответствии с требованиями программы и с учётом

индивидуальных возможностей учащихся. От правильности выбранных приемов и методов

(в соответствии с уровнем учебных действий, группой обучения) во многом зависят

динамика личностного развития ребёнка его адаптивные возможности в процессе

социализации.

В процессе обучения по выбранной на основании диагностических данных программе

педагогами-предметниками заполняются графы в соответствии с уровнем усвоения

программы по основным предметам (математика, русский язык, чтение) и уровнем развития

трудовых навыков (оценивается самостоятельность выполнения, необходимость контроля и

помощи со стороны учителя).

Все этапы диагностики, отражаются в

«Карте отслеживания динамики развития

обучающихся», которую ведут специалисты Службы и педагоги. Служба сопровождения –

это постоянно действующий диагностический, консультативный, коррекционный,

просветительский орган школы, защищающий интересы детей с особенностями в развитии в

образовательном   пространстве   школы,   разрабатывающий   целостную   систему

целенаправленных совместных действий всех субъектов образовательного и социально-

педагогического пространства, мобилизирующий и концентрирующий все ресурсы для

разрешения наиболее трудной проблемной ситуации.

Таким образом, «Карта отслеживания динамического развития обучающегося» позволяет

координировать и объединять усилия специалистов (медицинских работников, психологов,

логопедов, социального педагога, дефектолога) педагогов и родителей, направленные на

решение вопросов обучения, развития, воспитания и адаптации детей с особенностями в

развитии в условиях школы, на создание оптимальной модели оказания специальной

коррекционно-педагогической помощи обучающимся.

Список литературы.

1. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие

для учителя-дефектолога/ Под ред. Л.М. Шипициной. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,

Читайте также:  Развитие ребенка от рождения до полового созревания

2003. – 528с. – (Коррекционная педагогика).

2. Турищева Л. В. 101 схема и таблица: в помощь школьному психологу/Л.В.Туищева.-

Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 94с. – (Золотая педагогическая

 коллекция).

3.

Приказ № 1599 МИОНОБРНАУКИ России «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Москва 19 декабря 2014 г.

Источник

 ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ  НРАВСТВЕННОГО    

                ОПЫТА УЧАЩИХСЯ .

Также мы провели диагностику сформированности нравственной воспитанности учеников класса. Диагностика включает в себя 3 пункта:

—  Метод ранжирования (данные I и II замера).

— Диагностический метод «Работа над ошибками» (I и II замер).

— Метод диагностической ситуации «Эксперимент»        

         Для сравнения сформированности нравственного воспитания у учащихся, I замер мы делали в , конце ноября, а II замер – в  конце ноября. В диагностике участвовали 21 человек.

Метод ранжирования. Учащиеся получили анкету с заданием: «Пронумеруй по порядку те качества человека, которые ты оцениваешь выше: веселый, модный, нарядный, честный, справедливый, умный, культурный».

 Обработав данную анкету, мы видим, что по результатам 1-ого замера главным качеством человека учащиеся выбрали «честность» — 52 балла, затем следуют: «культурный» — 68 баллов, «умный» — 72 балла, «справедливый» — 80 баллов, «веселый» — 93 балла, «нарядный» — 104 балла, «модный»- 116 баллов. Выбор, главным качеством человека — честность, мы объясняем тем, что дети, имели разный уровень нравственных навыков. Познакомившись друг с другом в классе, дети приступили к главной деятельности данного возраста — игре. А честность в игре занимает одно из главенствующих мест.

На II месте — культурный. В это понятие дети вкладывали умение общаться друг с другом и с учителем. Ведь в это время дети искали себе новых друзей, учились работать в коллективе.

  Во 2-ом замере, спустя год, главным качеством человека было выбрано «умный» — 50 баллов, «честный» — 52 балла, «справедливый»    и «культурный» — по 64 балла каждое качество, «веселый» — 96 баллов, «нарядный» — 119 баллов, «модный» — 141 балл. Анализируя данные 2-ого  замера, мы видим четкий «отпечаток» учебной деятельности. Главное — быть умным. «Умный» равнозначно отличнику. Умного ученика больше хвалит учитель, значит он нравится взрослому. С ним все хотят дружить. Отвечая на уточняющий вопрос: «Почему главное качество человека — умный?», некоторые дети говорили, что умный человек должен быть и культурным, и честным, и справедливым.

А вот такое качество человека как «культурный» оказалось лишь на 3 месте, уступив «честности».

Однако, сравнивая данные 1-ого и 2-ого замеров в целом, мы видим, что в 1 классе (1 замер) детей, имеющих низкий уровень нравственной воспитанности, было 4 человека, средний уровень — 10 человек, высокий уровень — 8 человек.

А спустя год, после проделанной работы по формированию нравственности у младших школьников, мы имеем следующие результаты: низкий уровень — 1 человек, средний уровень — 2 человека, высокий уровень — 18 человек.

Здесь хорошо видна динамика роста нравственной воспитанности у детей: низкий — 3, средний — 8, высокий — 10.

2 метод диагностики «Работа над ошибками». Смысл этой диагностики заключался в следующем: детям был прочитан текст, в котором содержалось 5 ошибок. Дети должны были отыскать эти ошибки и записать их количество.

 Текст: « Елена Николаевна объясняет ребятам правило сложения. В это время открывается дверь. В класс вбегает запыхавшийся, разгоряченный Федя.

— Я встретил Витю. Мы вместе ходили в детский сад. Витя учится в 1 «Б». А я и не знал. Вот здорово!

-Садись, Федя, — сказала Елена Николаевна и нахмурилась. — Сейчас ты допустил несколько ошибок». Сколько?

Ошибок мы выделили 5:

1. Само опоздание. Опаздывать невежливо.

2. Надо постучаться и спокойно войти.

3. Извиниться и попросить разрешения сесть на место .

4. Тихо приготовиться и начать заниматься.

5. О встрече друга рассказывать на перемене.

Читайте также:  Способствующие нормальному развитию ребенка

1-й замер был произведен в 1 классе, когда дети только начали привыкать к правилам поведения в школе. Поэтому был получен довольно низкий результат. Нашли мало ошибок. Низкий уровень — 4 человека, средний уровень — 13 человек, и только 4 человека смогли сразу найти все ошибки (высокий уровень). Зато через год результат резко возрос. Низкий уровень — 0, средний уровень — 7 человек, высокий уровень — 14 человек.  

       Такой резкий скачок результатов мы можем объяснить тем, что уже первичный разбор текста дал четкое определение ошибок. Во- вторых, посещая школу некоторые дети опаздывают и им приходилось быть в роли опаздывающего, а классу в роли зрителя и даже судьи. Неоднократно повторявшаяся ситуация, выработала у учеников «навык» разрешения этого конфликта.

Как видим, теоретические знания нравственных проблем у младших школьников данного класса довольно хороши. Но какова ситуация на практике мы увидим из 3-го пункта диагностики.

3 пункт диагностики — «Диагностическая ситуация». Перед учащимися была поставлена проблема морального выбора. В эксперименте участвовали ученики класса и «подставное лицо»  Перед каждым ребенком была разыграна сценка.

«По дороге в столовую ученик находит 2 монетки по 5 рублей. Довольный находкой ребенок подходит к буфету, но замечает плачущего сверстника (ученик 2 класса), который спрашивает его, не находил ли он монеток, полученных им от мамы на мороженое и потерянных где-то поблизости.»

Варианты ответов (поступков детей):

1.Нашедший деньги сказал: «Ты словно Маша — растеряша, не будешь деньги терять!»- и не отдал деньги.— 0 баллов.

2. Первый ученик отдал второму 1 монетку, а другую оставил себе —1 балл

3. Первый ученик отдал обе монеты, но сказал: «Скажи всем,  что это я нашел и вернул тебе деньги» — 2 балла

4. Первый ученик отдал монетки и сказал: «Не плачь! Вот твои монетки, ты обронил их на лестнице.» —3 балла.

Для чистоты эксперимента мы проводили разыгрывание сценки во время урока, исключив при этом возможность нахождения монеток другими учениками школы. Наблюдение за реакцией детей мы вели незаметно для них самих, со стороны, чтобы дети не чувствовали «морального давления» взрослых. Т.к. появление взрослого может повлиять на выбор ученика. Эксперимент проводился в течение месяца. Мы провели два замера (1 — декабрь, 2 — декабрь). Результаты эксперимента мы занесли в таблицу 3.

Экспериментальная работа показала, что в 1 классе низкий уровень сформированности сопереживания другому  человеку в беде имели 2 человека. Эти дети не захотели расстаться с монетами, оставив сверстника наедине со своим горем. Возможно, так произошло в силу того, что семья, в которой живут эти)  дети, имеет не очень большой достаток. Однако, через год учащихся с низким уровнем сформированности сопереживания не зафиксировано.

 Средний уровень выявлен в 9 случаях (1 замер). Здесь дети больше хотели обратить внимание на себя (5 человек из 9 выбрали ответ «Скажи всем, что это Я нашел…»). Но 4 человека решили разделить находку поровну. Интересно, что через год, 3 человека не изменили своего решения. («Скажи всем, что это Я нашел…»), но к ним еще примкнули 4 человека, согласившись с этим утверждением. Все эти дети желают выделить свою значимость (Я нашел, Я отдал) и этим поднять свой авторитет среди сверстников, не понимая, что авторитет можно поднять только действиями, поступками, а не словами.

Высокий уровень сформированности сопереживания другому человеку, показали в 1 классе — 8 человек, а во 2 классе — 4. Динамика роста нравственной воспитанности, хоть и небольшая,  но есть (+4).

Проведенные мероприятия дали динамику развития нравственных качеств школьников в сторону увеличения.

Опытная работа показала необходимость проведения занятий по нравственному воспитанию с младшими школьниками.  

  Этой работой мы подтвердили «закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру — …в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.      

Источник