Динамика развития ребенка инвалида

Динамика развития ребенка инвалида thumbnail

                           Консультация для педагогов:

                 «Динамика развития детей с ОВЗ»

                                                                                            Выполнила:        

                                                                                   Коняева Юлия                                    

                                                                                    Сергеевна

Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в совместную деятельность. В дошкольном возрасте увеличиваются требования к обучающей деятельности педагога, ее целенаправленности. Необходимость формировать навыки, значимые для дальнейшей жизни ребенка, ставит перед взрослым задачу обучения ребенка способам усвоения и присвоения общественного опыта. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов, родителей. Важен правильный подбор методов и приёмов и адаптация детей, ранняя диагностика, наблюдение за ребенком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей.

Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это место, где ребенок может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребенка.

Обучение и воспитание в дошкольных учреждениях осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных в деятельности ДОУ. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов, родителей. Важен правильный подбор методов и приёмов и адаптация детей, ранняя диагностика, наблюдение за ребенком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей.

В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, которую необходимо ставить перед собой это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). А также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения.

Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм коррекционной работы с детьми и данная система работы по обеспечению социализации детей с ОВЗ может показать высокую эффективность при её реализации:

           -использования проектного метода в организации непосредственно образовательной деятельности детей.

           -вовлечения детей с ОВЗ в массовые мероприятия (праздники, развлечения и т.д.), проводимые в образовательном учреждении.

Воспитанники с ОВЗ участвуют в совместных мероприятиях, в театрализованной деятельности, в проведении совместных спортивных и традиционных праздников в ДОУ при обязательной предварительной работе воспитателей и всех специалистов детского сада, родителей, их взаимодействии, что даёт положительную динамику развития детей.

Интегрированный характер взаимодействия здоровых детей и детей с особыми потребностями подразумевает совместное пребывание на определенной территории в одно и то же время, а также участие во всех видах совместной деятельности. Подобное образование называется инклюзивным или включенным.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

Читайте также:  Ребенок задерживается в развитии

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Данные принципы позволят ребенку с особыми потребностями, группе здоровых детей и коллективу взаимодействовать друг с другом, исключив непонимание.

Основным условием для возникновения межличностных отношений выступает совместная деятельность. Детей объединяет не только непосредственная симпатия друг к другу, но и отношения, связанные с выполнением тех или иных заданий. Целостная система отношений со своей структурой и динамикой начинает складываться в ходе возникновения ролевой игры. По мере ее развития все более заметными становятся структурные компоненты межличностных отношений, включающие в себя функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые отношения, которые постепенно начинают выполнять роль регуляторов во взаимоотношениях с людьми.

Игротерапия — является одним из методов вовлечения детей с ОВЗ в совместную деятельность в группе и раскрывает познавательные возможности. В игре ребенок с ОВЗ развивается физически, у него воспитывается сообразительность, трудолюбие, инициатива, развиваются познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Игра выступает как средство развития у детей с ОВЗ — мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни. Учитывая, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, она как форма организации жизни и деятельности детей с ОВЗ должна иметь свое место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать и торопить.

Процесс игротерапии проходит в музыкальном зале совместно с музыкальным руководителем, либо в физкультурном зале совместно с инструктором по ФИЗО. Игры применяются разные, для улучшения психологического самочувствия используются следующие игры: «Жмурки», «Полоса препятствий», «Краски», и др., игры помогающие в коррекции агрессии: «Сражение», «Обзывание овощами, фруктами, ягодами», «Злые- добрые кошки» и др., игры направленные на снятия напряжения, расслабляющие: «Снеговик», «Буратино», «Тряпичная кукла», «Насос и мяч», «Цветные ладошки» и другие.

Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу детей с нарушениями в развитии, формирует навыки самоорганизации.

Важным по значимости методом вовлечения детей с ОВЗ в совместную деятельность является ПСИХОГИМНАСТИКА.

Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка).

Психогимнастика примыкает к психолого – педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств.

Наиболее эффективными являются упражнения психогимнастики , которые включают в себя в конце занятия дальнейшие элементы арт – терапии:

— Игра «Кляксы» и многие другие игры (дутье из соломинки, «Монотип», эти упражнения помогают ослабить воображение детей с ОВЗ и развивают воображение.

— Свободное и тематическое рисование, (важным в этом упражнении является выбор цвета ребенком). Для создания комфортной обстановки детям позволяется рисовать лежа на полу. В воспитательных целях, для дружеского эмоционального общения используются изготовление совместных работ на большом листке бумаги. Рисование регулирует поведение, дети становятся спокойнее.

Так же помогает вовлекать в совместную деятельность детей с ОВЗ в группе: сказкотерапия, куклотерапия. Это метод работы с детьми с ОВЗ младшего возраста, которые испытывают затруднение в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. «Сказка – для личностного развития» — это психологический термин, который означает развитие эмоциональной, волевой, нравственной, интеллектуальной сфер методом работы со сказкой. Сказкотерапия способствует формированию психических процессов, помогает детям победить страхи, развить воображение. Работу со сказками можно разнообразить дидактическими играми:

— развитие внимания: «Найди отличия», «Помоги герою сказки пройти через лабиринт», «Где спрятались герои сказки» и др. ,

— развитие памяти: «Кто за кем стоит» (запоминание последовательности героев сказки, «Перескажи отрывок» и др. ,

— развитие мышления: «Собери башенку для Маши», «Разложи сказки по картинкам» и др. ,

-развитие мелкой моторики: «Собери бусы для Аленушки», «Одень медвежонка» и др. ,

— развитие крупной моторики: «Покажи движение каждого героя», «Станцуй как зайчик, как медведь, как лисичка».

Методы и приемы работы со сказкой разнообразны, и это прекрасно: работая всего лишь с одной из сказок, Дети с ОВЗ учатся очень многому – процессу социализации и индивидуальному росту.

Коррекционная работа в сенсорной комнате играет значительную роль в совместной деятельности с детьми с ОВЗ. Сенсорная стимуляция очень важна для детей с ОВЗ. Релаксация и медитация в этой комнате – это не только избавление от эмоционального негатива и укрепление нервной системы – это сохранение и приумножение душевного и физического здоровья. В зависимости от целей занятия в бассейне можно достичь эффекта расслабления (релаксации) или наоборот повышение двигательной и эмоциональной активности. Погружаясь в сухой бассейн, перемещаясь в нем, дети принимают позу, которая соответствует состоянию их мышечного тонуса. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию.

Адаптация к дошкольному учреждению — сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.

Наблюдения показывают, что значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.). Возможны неадекватные поведенческие реакции. Как правило, таким детям не хватает самостоятельности, уверенности в собственных силах.

Читайте также:  Средние показатели развития ребенка 3 лет

Конечно же, успешная адаптация детей с ОВЗ возможна при сотрудничестве родителей и педагогов.

Советы педагогам:

               — изучите медицинские документы, поступившие с ребёнком.

               — побеседуйте с родителями об особенностях ребёнка, о тех условиях, которые необходимы ему для более успешной адаптации к новым условиям и детскому коллективу.

               — сопровождая ребенка, не опекайте чрезмерно ребенка с ОВЗ, но и забывайте о нем.

               — активно взаимодействуйте с педагогом-психологом, изучайте специальную методическую литературу.

               — при взаимодействии не фиксируйте внимание на особенностях ребёнка. Относитесь к ребенку ровно, спокойно, ласково но, в то же время, предъявляйте разумные требования. Ребенок не должен чувствовать себя обиженным и ненужным.

                — в отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

                 — ежедневно рассказывайте родителям как прошел день его ребёнка. Акцентируйте на положительном, но не утаивайте и отрицательные моменты.

Дети с ОВЗ обязательно должны сопровождаться педагогом-психологом. Специалист оказывает консультативную помощь родителям, педагогам, наблюдает за ними, помогает им адаптироваться в детском саду – наладить контакт с детьми, научиться обходиться без мамы.

Взаимодействие педагога – психолога с детьми с ОВЗ рассматривается как комплексная технология психологической поддержки и помощи при совместной деятельности в группе с детьми с ОВЗ и их родителям и педагогам. Эффективность и полезность занятий с детьми с ОВЗ зависит от выбранных форм и методик работы, проводимой коррекционной работы приводит к психологической и социальной реабилитации, способствует повышению самооценки детей с ОВЗ и успешной совместной деятельности их с другими детьми.

Источник

Таблица «Динамика развития сфер социализации ребенка с ОВЗ»

а) испытывает потребность в приветствии, адекватную ситуации;

б) здоровается лишь после того, как поздоровается кто-то из группы, он повторит;

в) только под контролем педагога;

г) не распознает ситуацию, требующую приветствия.

2) Выбирает подходящую случаю формулировку вопроса или ответа:

а) да, свободно формулирует вопросы, дает адекватные вопросам ответы;

б) чаще молчит, но если высказывается, то формулирует свои мысли адекватно ситуации;

в) не может подобрать подходящую случаю формулировку вопроса или ответа;

г) вопросы задает невпопад, ответы же не соответствуют предложенной ситуации.

3) Способен свободно сформулировать слова благодарности:

а) распознает ситуацию, требующую слов благодарности, легко формулирует слова благодарности, когда хочет выразить свои чувства;

б) благодарит тихо, чтоб никто не слышал;

в) осознает необходимость выразить благодарность только под контролем педагога;

г) не распознает ситуаций, требующих слов благодарности.

4) Внимательно слушает собеседника, спокойно ждет, пока тот закончит мысль, поддерживает разговор:

а) испытывает потребность внимательно слушать собеседника, чтобы иметь возможность поддержать беседу на заданную тему;

б) прислушивается к мнению собеседника только в ситуациях личной заинтересованности;

в) может перебить, высказывая свое мнение по данному вопросу;

г) перебивает, перескакивает на другую тему, не слушает собеседника.

5) Понимает и выполняет обращенные к нему просьбы и требования:

а) понимает и выполняет обращенные к нему просьбы и требования, так как осознает необходимость соблюдения правил и норм поведения;

б) делает то, что просят, только в ситуации личной заинтересованности;

в) понимает, но не выполняет просьбы и требования, протестует против правил и норм;

г) не понимает и не выполняет обращенные к нему просьбы и требования.

6) Способен попросить о помощи, если возникли затруднения:

а) просит о помощи, если возникли затруднения, так как испытывает потребность довести начатое дело до конца;

б) только в ситуации личной заинтересованности;

в) только за компанию с кем-либо, так как у самого потребности в преодолении затруднений не возникает;

г) о помощи не попросит, не будет ничего делать.

Б. Критерии развития самосознания

1) Осознает себя субъектом деятельности:

а) всегда способен управлять своими действиями, практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий;

б) только когда ответственность за результат сочетается с личной заинтересованностью;

в) в редких случаях осознает необходимость контролировать ход и оценивать результаты своих действий;

Читайте также:  Центр развития ребенка курсовая

г) не способен управлять своими действиями, планировать деятельность и следить за ходом событий.

2) Способен оценивать себя, свою работу по предложенным эталонам, образцам:

а) оценивает себя по предложенным образцам, так как испытывает потребность выполнять работу на высоком уровне;

б) только в ситуации личной заинтересованности, личностного отношения к эталону;

в) только под контролем педагога;

г) не способен соотнести свою работу с эталонной.

3) Требователен к себе:

а) требователен к себе, стремится к самосовершенствованию;

б) только в ситуациях личной заинтересованности;

в) видит несоответствие работы требованиям, но исправлять не хочет;

г) не видит несоответствия своей работы требованиям.

4) Переживает свои учебные удачи и неудачи:

а) переживает свои учебные удачи и неудачи и старается в дальнейшем действовать так, чтобы закрепить успех и избежать повторения неуспеха;

б) переживает свои неудачи, но ничего не делает для их исправления;

в) замечает свои учебные удачи, а к неудачам относится спокойно;

г) равнодушен как к успехам в учебе, так и к неудачам.

5) Стремится к улучшению своих результатов:

а) да, стремится к улучшению своих результатов;

б) только в ситуации личной заинтересованности;

в) только под контролем педагога;

г) не стремится к улучшению своих результатов.

1) Темп продвижения в новом материале (степень успешности овладения алгоритмом решения задач, характеризующуюся временем их решения).

а) быстро осваивает алгоритм решения новой задачи и применяет его для подобных задач;

б) для понимания алгоритма требуется время, спустя которое ребенок успешно справляется с подобными задачами;

в) для освоения способа решения требуется время и существенная помощь педагога;

г) ребенок не может перенести усвоенный алгоритм на подобные задачи.

2) Особенности обобщения и абстрагирования признаков. По значению данного критерия можно судить об уровне осуществления операций анализа и синтеза.

а) ребенок с легкостью находит признаки, по которым можно обобщить ситуации, а так же способен выделить отличающийся элемент из ряда предложенных;

б) на осуществление операций анализа и синтеза требуется довольно много времени, но по истечении необходимого времени ребенок самостоятельно и верно дает решение предложенной ситуации;

в) для осуществления операций анализа и синтеза требуется существенная помощь педагога;

г) ребенок не способен обобщить по существенным признакам и не может выделить отдельные элементы ситуации.

3) Экономичность мышления (рациональность, объективную простоту способа решения задач, стремление испытуемого к достижению наиболее красивого, изящного решения).

а) ребенок стремится к нахождению наиболее короткого и красивого пути решения задачи;

б) некоторые задачи ребенок решает шаблонно, по образцу, а для некоторых видит рациональные и в то же время нестандартные пути решения;

в) при значительной помощи педагога ребенок способен найти для задачи наиболее простой способ решения;

г) ребенок не способен перенести рациональный способ решения задачи на аналогичную, не видит объективно простых выходов из ситуации.

4) Самостоятель-ность мышления (возможность испытуемого преодолевать затруднения без помощи других, характер помощи, чувствительность к этой помощи).

а) ребенок способен самостоятельно справиться с возникшими затруднениями, но в критических случаях может обратиться за помощью к педагогу;

б) в ситуациях, вызывающих затруднения, ребенок старается самостоятельно найти выход, отказывается от помощи педагога;

в) ребенку требуется существенная помощь педагога, которую он с легкостью принимает;

г) ребенок не пытается самостоятельно справиться с возникшими затруднениями, ждет, пока педагог поможет ему.

5) Гибкость мышления (проявляется в быстроте преобразования способа действия в соответствии с изменениями объективной ситуации).

а) ребенок способен выделить существенные стороны изменений, отойти от привычных действий, от стереотипа;

б) для большинства задач ребенок способен найти нестандартные решения, но иногда действует по шаблону;

в) отойти от привычных действий ребенок способен только при помощи педагога, самостоятельно найти новые пути решения он не может;

г) ребенок всегда придерживается старого, проверенного пути решения задачи, возвращается к нему, даже если педагог подсказывает новый путь; мышление инертно.

6) Осознанность действий.Степень осознанности обучающимся своих действий может оцениваться по способности адекватно их аргументировать.

а) ребенок осознает свои действия, способен адекватно аргументировать, что, почему и зачем он делает;

б) ребенок может усвоить алгоритм решения задачи, но для того, чтобы осознать, что и почему он делает, ему необходимо время;

в) некоторые задания выполняет осознанно, а при решении других задач просто опирается на предложенный педагогом алгоритм, без потребности вникнуть в смысл задания;

г) при решении заданий опирается только на помощь педагога, на предложенный им алгоритм, не способен объяснить, почему этому заданию необходимо именно это решение, а не какое-либо другое.

Источник