Динамика развития общения у ребенка

        
Многочисленные психологические 
исследования показывают, что общение 
ребёнка со взрослым является 
главным и решающим условием 
становления всех психических 
способностей и качеств ребёнка: 
мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От
количества и качества общения зависят
уровень будущих способностей ребёнка,
его характер, его будущее.

        
Личность ребёнка, его интересы,
понимание себя, его сознание 
и самосознание могут возникнуть 
только в отношениях со взрослыми. Без любви, внимания
и понимания близких взрослых, ребёнок
не сможет стать полноценным человеком.
Наблюдая за общением людей, мы можем видеть
только внешнюю, поверхностную картину
их взаимодействия – кто что говорит,
кто, как смотрит и т.д. Между тем за этой
внешней картиной всегда лежит внутренний,
невидимый, но очень важный слой общения
– межличностные отношения, т.е. то, что
побуждает  одного человека тянуться
к другому. За каждым высказыванием или
действием, обращённым к другому человеку,
стоит особое отношение, особая потребность
в общении. Одно и тоже действие или высказывание
может иметь совершенно разную основу
и отвечать разным потребностям. Например,
когда ребёнок задаёт такой вопрос взрослому:
«Серёжа хорошо себя ведёт?» Что побуждает
ребёнка обратиться к взрослому с таким
вопросом? За этим простым вопросом могут
стоять абсолютно разного рода мотивы.
Может, ребёнка действительно интересует
этот вопрос, как знакомый мальчик ведёт
себя сейчас в обществе, и принято ли такое
поведение общественными нормами и правилами.
Может, просто ребёнок испытывает потребность
поговорить со взрослым на какую-либо
тему, привлечь его внимание. Может, это
потребность утвердиться в своей правоте
(« Я так себя не веду», «Я знаю как нужно
правильно себя вести!»). А может быть и
так, что ребёнку хочется, чтобы его товарищ
был наказан, и чтобы он выглядел на его
фоне хорошим. Вот такие разные мотивы
может преследовать такой простой вопрос
ребёнка. И чтобы правильно понимать, чувствовать,
знать внутреннюю потребность ребёнка,
побуждающую его вступить в общение, а
значит и правильно ответить ему, нужно
хорошо знать индивидуальные способности
ребёнка, но и общие закономерности развития
общения в детском возрасте.

       
Отечественный психолог М.И.Лисина 
рассматривает общение ребенка со взрослым
как своеобразную деятельность, предметом
которой является другой человек. Подобно
всякой другой деятельности, общение направлено
на удовлетворение особой потребности.
Потребность в общении нельзя свести к
другим нуждам человека (например, в пище,
во впечатлениях, в безопасности, в активности
и т. д.). Психологическая сущность потребности
в общении состоит в стремлении к познанию
самого себя и других людей. Такое познание
включает два пути или аспекта: 
        Первый путь заключается
в том, что человек стремится узнать и
оценить свои отдельные качества и способности
(что он может, умеет, знает).  
Сделать это он может только с помощью
других людей. Первый путь познания предполагает
отстраненный, объективный анализ отдельных
качеств — их обнаружение, оценку и сравнение
пути познания себя и другого заключается
в соединении, в приобщенности к другим
людям. Пережив определенную связь с другим
человеком (любовь, дружбу, уважение), мы
как бы проникаем в его сущность, и здесь
стремление к познанию удовлетворяется
путем соединения, приобщенности. В таком
соединении не приобретаются новые знания,
но именно в отношениях с другим человеком
осознает себя, открывает и понимает других
во всей их целостности и уникальности
и в этом смысле познает себя и другого.

      Ребёнок 
никогда не является пассивным 
приемником обучающих воздействий 
взрослого.

     Общение ребёнка со взрослыми усложняется
и приобретает новые формы и новое содержание.
Благодаря речевому развитию значительно
расширяются возможности общения с окружающими.
Теперь ребёнок может общаться не только
на какие-то определённые темы со взрослым,
но и обсуждать предметы, которые ребёнок
вымышляет, которые отсутствуют в конкретной
ситуации. Общение становится внеситуативным,
т.е. выходящим за рамки воспринимаемой
ситуации.

        М.И.Лисина выделяет две внеситуативные
формы общения, характерные для дошкольного
возраста, — познавательную и личностную.

         В первой половине дошкольного возраста
( 3-5 лет ) складывается внеситуативно –
познавательная форма общения ребёнка
со взрослым. Эта форма включена в теоретическое
сотрудничество в общении со взрослым.
Обострённая познавательная потребность
ребёнка и расширение его познавательных
интересов ведут к тому, что он начинает
задавать взрослому многочисленные вопросы.
Детей этого возраста иногда называют
«почемучками».  Вопросы, которые задают
дети, чрезвычайно разнообразны и охватывают
все области знаний о мире, природе, человеке,
обществе и многом другом.

        
Всё, что ребёнок услышит от 
взрослого, увидит сам, он попытается 
привести в порядок, установить 
связь между всем услышанным 
и увиденным, установить закономерные 
отношения, в которые укладывается окружающий мир. Ведущий для этой
формы общения мотив – познавательный.
Теперь взрослые выступают  перед ребёнком
как источник новых знаний. Главным средством
общения является речь, поскольку только
она позволяет выйти за пределы ситуации
и осуществить внеситуативное общение.

        
Внеситуативно – познавательное 
общение позволяет детям значительно 
расширить рамки мира, доступного 
для их познания, и приоткрыть 
взаимосвязь явлений. Познавательные мотивы возникают в процессе
удовлетворения потребности в новых впечатлениях,
в познании нового.

        К концу дошкольного возраста
складывается новая и высшая внеситуативно
– личностная форма общения. Её содержанием
является мир людей, вне вещей. Теперь
в разговорах ребёнка преобладают темы
о правилах поведения, о себе, о своих родителях
и т.д. Ребёнок старается познать человека,
общественную жизнь, разобраться в межличностных
отношениях и найти общую связь между
явлениями и людьми, природой и человеком,
отношениями и миром предметов. Здесь
общение побуждается самим ребёнком, его
личностью. Взрослый выступает для ребёнка
как конкретный индивид, как член общества.
Для старших дошкольников характерно
стремление не просто к доброжелательному
вниманию и уважению взрослого, но и к
его взаимопониманию и сопереживанию.

Эта потребность возникает 
при желании поделиться со взрослым
своим мнением, оценками, своим отношением
к какому-либо предмету или ситуации.
Для старших дошкольников становится более важным
достичь общности взглядов со взрослым,
найти что-то общее между собой и взрослым,
стать похожим на взрослого. Средства
общения – речевые. 

Читайте также:  Основные новообразования в развитии ребенка младшего школьного возраста

        
Внеситуативно — личностное общение играет очень важную
роль в процессе становления личности
ребёнка:

        
Во-первых, в процессе общения 
он сознательно усваивает нормы и правила поведения, что способствует
формированию морального сознания.

        
Во-вторых, через личностное общение 
дети учатся видеть себя как 
бы со стороны, что является 
условием развития самосознания 
и самоконтроля.

        
В-третьих, в личностном общении дети начинают различать разные
роли взрослых – воспитателя, врача, продавца
и т.д., и в соответствии с этим строить
по-разному отношения с ними.

     Потребности и мотивы в общении удовлетворяются
с помощью определённых средств. М.И.Лисина
выделяла три категории средств общения:

  1. экспрессивно- мимические (взгляды, улыбки, гримасы, различные выражения лица) – эти средства выражают эмоциональное отношение ребёнка к проблеме, к ситуации или к объекту;
  2. предметно-действенные (позы, жесты, действия с игрушками и т.д.) – эти средства изображают ситуацию или проблему, волнующую ребёнка;
  3. речевые – эти средства обозначают то содержание, которое ребёнок стремится передать взрослому или получить от него.

Потребности, мотивы и 
средства общения образуют устойчивые сочетания – формы общения,
которые закономерно сменяются на протяжении
детского возраста.

        Старший партнёр ребёнка служит для него
источником знаний о социальных явлениях
и одновременно сам становится объектом
познания, как член общества, как особая
личность со всеми его свойствами и взаимосвязями.
В этом процессе взрослый выступает как
высший компетентный судья. Наконец, взрослые
служат для ребёнка эталоном, образцом
того, что и как надлежит делать в разных
условиях.

       
Взрослый человек как особая человеческая личность
— это основное, что побуждает ребёнка
искать с ним контакты. Разнообразие и
сложность отношений, складывающихся
у дошкольников с разными взрослыми, приводят
к иерхаризации социального мира ребёнка
и к дифференцированному представлению
о разных свойствах одного, отдельно взятого
человека.

                   IV. Общение дошкольников со
сверстниками.

      В дошкольном возрасте в жизни ребёнка
все большее место начинают занимать другие
дети. Если в конце раннего возраста потребность
в общении со сверстниками только оформляется,
то у дошкольника она уже становится одной
из главных. В четыре – пять лет ребёнок
точно знает, что ему нужны другие дети,
и явно предпочитает их общество.

      Общение со сверстниками так же немало важный процесс
в жизни ребёнка. Общаясь с детьми своего
возраста, ребёнок ждёт от сверстника
соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения.
Он пытается получить эмоциональный отклик
от партнёра, что и помогает ребёнку совершенствовать
своё эмоциональное общение с детьми.
Ребёнок учится сопереживать, помогать
другим детям, самому обращаться за помощью,
устанавливать определённые связи в общении,
получать заряд эмоций (гарантия хорошего
настроения), находить друзей по интересам
и самореализовываться, развиваться.

       Общение 
со сверстниками имеет ряд 
существенных особенностей, качественно 
отличающих его от общения 
со взрослым. Эти особенности 
были исследованы в цикле работ, 
проведённых под руководством 
М.И.Лисиной и А.Г.Рузской.

      Первая 
и наиболее важная черта общения 
дошкольников состоит в большом 
разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно
широком их диапазоне. В общении со сверстниками
можно наблюдать множество действий и
обращений, которые практически не встречаются
в общении со взрослыми. Общаясь со сверстниками,
ребёнок спорит с ними, навязывает свою
волю, успокаивает, требует, приказывает,
обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении
со сверстниками впервые появляются такие
сложные формы поведения, как притворство,
стремление сделать вид, выразить обиду,
нарочито не отвечать партнёру, фантазирование
и т.д. Столь широкий диапазон детских
контактов определяется богатым функциональным
составом общения сверстников, большим
составом коммуникабельных задач. Если
взрослые до конца дошкольного возраста
остаются в основном источником оценки,
новой информации и образцов действия,
то по отношению к сверстникам уже с 3-4
летнего возраста ребёнок решает значительно
более широкий спектр коммуникабельных
задач: здесь и управление действиями
партнёра, и контроль за их выполнениями,
и оценка конкретных поведенческих актов,
и совместная игра, сравнение с собой.

        
Второе яркое отличие общения 
в среде сверстников заключается 
в его чрезвычайно яркой эмоциональной 
насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность
контактов дошкольников отличает их от
взаимодействия со взрослым. В общении
сверстников наблюдается больше экспрессивно-мимических
проявлений, выражающих самые различные
эмоциональные состояния – от яростного
негодования до бурной радости. Действия,
адресованные сверстникам, характеризуются
значительно большей аффективной направленностью.
Значимость общения, которая выражает
степень напряжённости потребности в
общении и меру устремлённости к партнёру,
значительно выше в сфере взаимоотношений
со сверстниками, чем со взрослыми.

       
Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности
и нерегламентированности средств общения.
Если в общении со взрослыми дети придерживаются
определённой формы общения, то в общении
со сверстниками дошкольники используют
самые оригинальные и неожиданные движения
и действия. Этим движениям свойственна
особая раскованность, ненормированность,
незаданность никакими образцами: дети
прыгают, придумывают новые слова и небылицы.
Подобная свобода действий и слов в обществе
сверстников позволяет ребёнку проявить
свою оригинальность. Если взрослый несёт
для дошкольника культурно нормированные
образцы поведения, то сверстник создаёт
условия для индивидуальных, ненормированных,
свободных проявлений ребёнка.

       Четвёртая отличительная особенность
– преобладание инициативных действий
над ответными. Эта особенность проявляется
в тот момент, когда ребёнок не видит ответной
реакции и активности своего партнёра,
тогда продолжение и развитие диалога
перестаёт существовать. Для ребёнка важнее
его собственное действие или высказывание,
а инициатива сверстника в большинстве
случаев им не поддерживается.

       
На протяжении дошкольного возраста 
общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам:
меняются содержание, мотивы, потребности
и средства общения.

       
Перелом выражен не четко, однако 
он не менее важен. Он связан 
с появлением избирательных привязанностей,
дружбы и с возникновением 
более устойчивых и глубоких отношений между детьми.

       
Такие переломные моменты можно 
рассматривать как временные 
границы трех этапов в развитии 
общения детей. Эти этапы названы 
формами общения дошкольников 
со сверстниками.

       
Первая форма – эмоционально-практическое общение со сверстниками
(второй-четвертый годы жизни). Потребность
в общении со сверстниками складывается
в раннем возрасте. На втором году у детей
наблюдается интерес к другому ребёнку,
повышенное внимание к его действиям,
а к концу второго года появляется стремление
привлечь внимание сверстника к себе,
продемонстрировать свои достижения и
вызвать его ответную реакцию.

Читайте также:  Языковое развитие ребенка 1 класс

       Особое 
место в таком общении занимает 
подражание. Дети как бы заражают 
друг друга общими движениями,
общим настроением и через это чувствуют взаимную общность.
Подражая сверстнику, ребёнок привлекает
его внимание и завоевывает расположение.
Подражательные действия сопровождаются
чрезвычайно яркими эмоциями. Это даёт
ощущение сходства с другими детьми.

       В 
младшем дошкольном возрасте содержание потребности
в общении сохраняется в том же виде, как
оно сложилось к концу раннего возраста:
ребёнок ждёт от сверстника соучастия
в своих забавах и жаждет самовыражения.
Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник
присоединился к его шалостям и, действуя
с ним вместе, поддерживал общее веселье.

Источник

       
Каждый участник такого общения озабочен, прежде всего, тем, чтобы привлечь
внимание к себе и получить эмоциональный
отклик партнёра. В сверстнике дети воспринимают
лишь отношение к себе, а его самого ( его
действия, желания, настроения), как правило,
не замечают.

        
Эмоционально-практическое общение 
крайне ситуативно – как по 
своему содержанию, так и по 
средствам. Оно целиком зависит 
от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие,
и от практических действий партнёра.
Введение в ситуацию привлекательного
предмета может разрушить взаимодействие
детей (может возникнуть борьба или спор
за этот предмет).  Основные средства
общения – локомоции или экспрессивно-выразительные
движения.

         
Следующая форма общения сверстников 
– ситуативно-деловая.                       
Она складывается к четырём годам и до
шестилетнего возраста. После четырех
лет у детей сверстник по своей привлекательности
начинает обгонять взрослого и занимать
все большее место в жизни. Это возраст
является периодом расцвета ролевой игры.
Сюжетно-ролевая игра становится коллективной.
Дети играют все вместе. Здесь общение
развивается на двух уровнях: на уровне
ролевых взаимоотношений и на уровне реальных
отношений, т.е. существующих за пределами
разыгрываемого сюжета. Дошкольники отчётливо
разделяют эти два уровня отношений. Главным
содержанием общения детей в середине
дошкольного возраста становится деловое
сотрудничество.

         
При сотрудничестве дети заняты общим делом, они должны
согласовывать свои действия и учитывать
активность партнёра для достижения общего
результата.

         
Наряду с сотрудничеством возникает 
потребность в признании и 
уважении сверстника. Ребёнок стремится 
привлечь внимание других, чутко ловит их взгляды и мимику.
Дети внимательно и ревниво наблюдают
за действиями друг друга, постоянно оценивают
и критикуют партнёров. В четырёх — пятилетнем
возрасте дети часто спрашивают у взрослых
об успехах их товарищей, демонстрируют
свои преимущества, пытаются скрыть от
других детей свои промахи и неудачи. В
этот период дети огорчаются, видя поощрение
сверстника, и радуются при его неудачах.

        Всё это позволяет говорить о качественной
перестройке отношения к сверстнику в
середине дошкольного возраста. Суть этой
перестройки в том, что дошкольник начинает
относиться к себе через другого ребёнка.

        Сверстник становится предметом постоянного
сравнения с собой.                       
Это сравнение направлено не на обнаружение
общности, а на противопоставление себя
и другого. Только через сравнение своих
конкретных достоинств (навыков, умений)
ребёнок может оценить и утвердить себя
как обладателя определённых качеств,
которые важны не только как сами по себе,
а в сравнении с другими детьми. Ребёнок
начинает смотреть на себя «глазами сверстника».
В ситуативно-деловом общении появляется
конкурентное, соревновательное начало.

       На этом этапе преобладают речевые средства
общения. Дети много разговаривают друг
с другом, но их речь продолжает оставаться
ситуативной.

        В конце дошкольного возраста у многих
детей складывается новая форма общения
– внеситуативно — деловая. К шести-семи
годам значительно возрастает число внеситуативных
контактов. Дети рассказывают друг другу
о том, где они были и что видели, делятся
своими планами или предпочтениями. В
этом возрасте становится опять возможным
«чистое общение», не опосредованное предметами
и действиями с ними. Дети могут продолжительное
время разговаривать, не совершая при
этом никаких практических действий.

       Общение в этом возрасте происходит
на фоне совместного дела, т.е. общей игры
или продуктивной деятельности. Но в общении
детей до сих пор сохраняется конкурентное,
соревновательное начало. Однако, на фоне
таких отношений всё же появляются ростки
дружбы, умение видеть в партнёре не только
его ситуативные проявления, но и некоторые
внеситуативные, психологические аспекты
его существования – его желания, предпочтения,
настроения. Дошкольники уже рассказывают
не только о себе, но и задают какие-либо
личностные вопросы сверстнику.

       Развитие внеситуативности в общении
детей происходит по двум линиям: с одной
стороны, увеличивается число внеситуативных,
речевых контактов, а с другой – сам образ
сверстника становится более устойчивым,
не зависящим от конкретных обстоятельств
взаимодействия. Ребёнок начинает выделять
и чувствовать внутреннюю сущность другого,
которая хотя и не представлена в ситуативных
проявлениях, но становится все более
значимой для ребёнка.

       К шести годам значительно возрастает
способность дошкольников к сопереживанию
сверстника, стремление помочь другому
ребёнку или поделиться с ним. Эти действия,
направленные на поддержку сверстника
сопровождаются положительными эмоциями
– улыбкой, взглядом в глаза, жестами.
Дети часто вопреки правилам пытаются
оправдать своего партнёра перед взрослыми,
защитить его от наказания. Всё это может
свидетельствовать о том, что поведение,
направленное на сверстника, побуждается
не только стремлением соблюсти моральную
норму, но прежде всего непосредственным
отношением к нему.

     Бескорыстное отношение к сверстнику,
желание помочь ему, что-то подарить или
уступить могут свидетельствовать о том,
что к старшему дошкольному возрасту формируется
особое отношение к другому ребёнку, которое
можно назвать личностным. Суть этого
отношения заключается в том, что сверстник
становится не только предпочитаемым
партнёром по совместной деятельности,
но и самоценной целостной личностью.
Сравнение себя со сверстником и противопоставление
ему превращаются во внутреннюю общность,
которая делает возможным более глубокие
межличностные отношения.

4.1 Роль взрослого в становлении
общения дошкольника со сверстниками.

Для полноценного общения 
детей, для становления гуманных
отношений между ними недостаточно простого наличия других
детей и игрушек. Сам по себе опыт посещения
детского сада или яслей не дает существенной
прибавки к социальному развитию ребёнка.
Ведь общение со сверстником даёт возможность
к развитию у ребёнка умений к сопереживанию,
взаимопомощи, самостоятельной организации
содержательного общения. Для возникновения
этих важнейших способностей необходима
правильная, целенаправленная организация
детского общения, которую может осуществить
воспитатель детского сада или родитель.

Читайте также:  Способность родителей к предвидению перспектив развития ребенка

         Так какое же влияние должен
оказывать взрослый для того, чтобы взаимодействие
детей складывалось успешно? Здесь возможны
два пути:           

во-первых, организация 
совместной  предметной деятельности
детей;

во-вторых, формирование
их субъектного взаимодействия. Для младших дошкольников
предметное взаимодействие оказывается
малоэффективным. Дети сосредотачиваются
на своих игрушках и занимаются в основном
индивидуальной игрой. Их инициативные
обращения друг к другу сводятся к попыткам
отобрать привлекательные предметы у
другого. На просьбы и обращения ровесников
они либо отвечают отказом, либо не отвечают
вовсе.

       
Значительно более эффективным 
является второй путь, при котором 
взрослый налаживает отношения 
между детьми, привлекает их внимание 
к субъектным качествам друг друга: демонстрирует
достоинства сверстника, ласкового называет
его по имени, хвалит партнёра по игре,
предлагает повторить его действия. При
таком поведении взрослого возрастает
интерес детей друг к другу, появляются
эмоционально окрашенные действия, адресованные
сверстнику, возникает эмоционально-практическое
общение.

       
Таким образом, переход детей 
к субъектному, собственно коммуникативному 
взаимодействию становится возможным 
в решающей степени благодаря 
взрослому. Именно взрослый помогает ребёнку открыть
сверстника.

                                            
V. Заключение.

Итак, исходя из данной теории,
можно сделать такие выводы:

Общение не маловажный процесс 
для нормального, целенаправленного 
развития психики человека, и человека как личности в целом. С помощью
общения ребёнок учится сопереживать,
сочувствовать, делиться эмоциями и просто
приобретает опыт в индивидуальной сфере
отношений как со взрослым, так и со сверстником.
Но так же кроме получения эмоций, различных
чувств, ребёнок с помощью общения находит
себя в жизни, в обществе. Рассматривает
себя как целостную личность, познаёт
себя в сравнении с другими детьми. Развивается
самооценка, саморегуляция и самопознание
ребёнка.

   Общение – взаимодействие 
двух или нескольких людей, которых объединяет общая
цель, общее дело или проблема. В общении
выделяют три стороны, регулирующих общение:

— коммуникативную (обмен 
информацией);

— перцептивную (восприятие 
и понимание партнёра);

— интерактивную (обмен 
действиями).

     В дошкольном возрасте перестраивается
вся психическая жизнь ребёнка и его отношение
к окружающему миру. Суть этой перестройки
заключается в том, что у дошкольника возникает
внутренняя психическая жизнь и внутренняя
регуляция поведения. Ребёнок может устойчиво
соотносить мотивы своих действий, долгое
время удерживать цели действия, и даже
выполнять его, несмотря на непривлекательность
ситуации. Ребёнок контролирует свои действия.

    У ребёнка 
развивается произвольность, т.е. 
способность управлять своими 
действиями, контролировать их. Главной
чертой произвольного и волевого действия
является его осознанность. Без осознания
своих действий невозможно управлять
ими и контролировать их.  

     Центральную 
роль в становлении осознанности 
поведения ребёнка принадлежит речи и речевому общению со взрослым.
Важнейшая функция речи состоит в том,
что она является средством преодоления
актуально воспринимаемой ситуации и
связывает действия ребёнка во времени,
благодаря чему становится возможным
«действовать во времени»,

т.е. планировать своё
поведение.

      Особенностями 
развития психики ребёнка являются:

— ведущий мотив деятельности;

— социальная ситуация 
развития;

— новообразования.

     В дошкольном возрасте общение со взрослыми
приобретает внеситуативный характер.
Выделяются две внеситуативные формы
общения ребёнка со взрослым: познавательная
и личностная. В 4-5 лет складывается
внеситуативно — познавательная форма,
для которой характерны познавательные
мотивы и потребность в уважении взрослых.
К старшему дошкольному возрасту появляется
внеситуативно — личностная форма общения,
которую отличают потребности во взаимопонимании,
сопереживании и личностные мотивы общения.
Главным средством для внеситуативных
форм общения является речь.

     В дошкольном 
возрасте общение со сверстниками становится важной частью
жизни ребёнка. Примерно к четырем годам
сверстник является более предпочитаемым
партнёром по общению, чем взрослый. Общение
со сверстниками отличает ряд специфических
особенностей, среди которых: богатство
и разнообразие коммуникативных действий;
чрезвычайная эмоциональная насыщенность;
нестандартность и нерегламентированность
коммуникативных проявлений; преобладание
инициативных действий над ответными,
нечувствительность к воздействиям сверстника.

      Развитие 
общения со сверстниками в дошкольном возрасте
проходит через ряд этапов. На первом из
них (2-4 года) сверстник является партнёром
по эмоционально-практическому взаимодействию,
«невидимым зеркалом», в котором ребёнок
видит в основном себя.

      На втором 
этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом
сотрудничестве со сверстником; содержанием
общения становится совместная игровая
деятельность; параллельно возникает
потребность в признании и уважении сверстника.

       На 
третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстником приобретает черты
внеситуативности, общение становится
внеситуативно — деловым; складываются
устойчивые избирательные предпочтения.

Список используемой
литературы:

1. Смирнова Е.О.  Детская психология.
– М.,2010

2. Смирнова Е.О. Особенности общения с
дошкольниками. – М.,2000

3. Шаграева О.А. Детская психология.Теоретический
и практический курс. – М.,2001

4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения
в детском возрасте.- СПб.,2008

5.Межличностные отношения от рождения
до семи лет /  Под ред. Е.О.Смирновой.
–   М. – Воронеж, 2001.

6. Гамгузова А.С., Смирнова Е.О. Искусство
общения с ребёнком от года до шести лет.
– М.,2004

7. Ильина М.Н. Развитие ребёнка с 1-го дня
жизни до 6-ти лет. – М.,2004

8. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка
в общении. – СПб.,2009

9. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных
способностей у дошкольников. – Ростов-на-Дону.,2005

10. Обухова Л.Ф., Возрастная психология,
М.,2004.

11. Крайг Г., Бокум Д.. Психология развития,
СПб.,2005.

12. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М.,1975.

13. Развитие общения 
дошкольников со сверстниками / Под ред.

А.Г.Рузской. – 1989.

14. Развитие личности и деятельности дошкольника
/ Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина.
– М., 1965

15. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие
отношения к сверстнику в дошкольном возрасте
// Вопросы психологии, 1996 — №3.

Источник