Динамика развития общения у ребенка
Многочисленные психологические
исследования показывают, что общение
ребёнка со взрослым является
главным и решающим условием
становления всех психических
способностей и качеств ребёнка:
мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От
количества и качества общения зависят
уровень будущих способностей ребёнка,
его характер, его будущее.
Личность ребёнка, его интересы,
понимание себя, его сознание
и самосознание могут возникнуть
только в отношениях со взрослыми. Без любви, внимания
и понимания близких взрослых, ребёнок
не сможет стать полноценным человеком.
Наблюдая за общением людей, мы можем видеть
только внешнюю, поверхностную картину
их взаимодействия – кто что говорит,
кто, как смотрит и т.д. Между тем за этой
внешней картиной всегда лежит внутренний,
невидимый, но очень важный слой общения
– межличностные отношения, т.е. то, что
побуждает одного человека тянуться
к другому. За каждым высказыванием или
действием, обращённым к другому человеку,
стоит особое отношение, особая потребность
в общении. Одно и тоже действие или высказывание
может иметь совершенно разную основу
и отвечать разным потребностям. Например,
когда ребёнок задаёт такой вопрос взрослому:
«Серёжа хорошо себя ведёт?» Что побуждает
ребёнка обратиться к взрослому с таким
вопросом? За этим простым вопросом могут
стоять абсолютно разного рода мотивы.
Может, ребёнка действительно интересует
этот вопрос, как знакомый мальчик ведёт
себя сейчас в обществе, и принято ли такое
поведение общественными нормами и правилами.
Может, просто ребёнок испытывает потребность
поговорить со взрослым на какую-либо
тему, привлечь его внимание. Может, это
потребность утвердиться в своей правоте
(« Я так себя не веду», «Я знаю как нужно
правильно себя вести!»). А может быть и
так, что ребёнку хочется, чтобы его товарищ
был наказан, и чтобы он выглядел на его
фоне хорошим. Вот такие разные мотивы
может преследовать такой простой вопрос
ребёнка. И чтобы правильно понимать, чувствовать,
знать внутреннюю потребность ребёнка,
побуждающую его вступить в общение, а
значит и правильно ответить ему, нужно
хорошо знать индивидуальные способности
ребёнка, но и общие закономерности развития
общения в детском возрасте.
Отечественный психолог М.И.Лисина
рассматривает общение ребенка со взрослым
как своеобразную деятельность, предметом
которой является другой человек. Подобно
всякой другой деятельности, общение направлено
на удовлетворение особой потребности.
Потребность в общении нельзя свести к
другим нуждам человека (например, в пище,
во впечатлениях, в безопасности, в активности
и т. д.). Психологическая сущность потребности
в общении состоит в стремлении к познанию
самого себя и других людей. Такое познание
включает два пути или аспекта:
Первый путь заключается
в том, что человек стремится узнать и
оценить свои отдельные качества и способности
(что он может, умеет, знает).
Сделать это он может только с помощью
других людей. Первый путь познания предполагает
отстраненный, объективный анализ отдельных
качеств — их обнаружение, оценку и сравнение
пути познания себя и другого заключается
в соединении, в приобщенности к другим
людям. Пережив определенную связь с другим
человеком (любовь, дружбу, уважение), мы
как бы проникаем в его сущность, и здесь
стремление к познанию удовлетворяется
путем соединения, приобщенности. В таком
соединении не приобретаются новые знания,
но именно в отношениях с другим человеком
осознает себя, открывает и понимает других
во всей их целостности и уникальности
и в этом смысле познает себя и другого.
Ребёнок
никогда не является пассивным
приемником обучающих воздействий
взрослого.
Общение ребёнка со взрослыми усложняется
и приобретает новые формы и новое содержание.
Благодаря речевому развитию значительно
расширяются возможности общения с окружающими.
Теперь ребёнок может общаться не только
на какие-то определённые темы со взрослым,
но и обсуждать предметы, которые ребёнок
вымышляет, которые отсутствуют в конкретной
ситуации. Общение становится внеситуативным,
т.е. выходящим за рамки воспринимаемой
ситуации.
М.И.Лисина выделяет две внеситуативные
формы общения, характерные для дошкольного
возраста, — познавательную и личностную.
В первой половине дошкольного возраста
( 3-5 лет ) складывается внеситуативно –
познавательная форма общения ребёнка
со взрослым. Эта форма включена в теоретическое
сотрудничество в общении со взрослым.
Обострённая познавательная потребность
ребёнка и расширение его познавательных
интересов ведут к тому, что он начинает
задавать взрослому многочисленные вопросы.
Детей этого возраста иногда называют
«почемучками». Вопросы, которые задают
дети, чрезвычайно разнообразны и охватывают
все области знаний о мире, природе, человеке,
обществе и многом другом.
Всё, что ребёнок услышит от
взрослого, увидит сам, он попытается
привести в порядок, установить
связь между всем услышанным
и увиденным, установить закономерные
отношения, в которые укладывается окружающий мир. Ведущий для этой
формы общения мотив – познавательный.
Теперь взрослые выступают перед ребёнком
как источник новых знаний. Главным средством
общения является речь, поскольку только
она позволяет выйти за пределы ситуации
и осуществить внеситуативное общение.
Внеситуативно – познавательное
общение позволяет детям значительно
расширить рамки мира, доступного
для их познания, и приоткрыть
взаимосвязь явлений. Познавательные мотивы возникают в процессе
удовлетворения потребности в новых впечатлениях,
в познании нового.
К концу дошкольного возраста
складывается новая и высшая внеситуативно
– личностная форма общения. Её содержанием
является мир людей, вне вещей. Теперь
в разговорах ребёнка преобладают темы
о правилах поведения, о себе, о своих родителях
и т.д. Ребёнок старается познать человека,
общественную жизнь, разобраться в межличностных
отношениях и найти общую связь между
явлениями и людьми, природой и человеком,
отношениями и миром предметов. Здесь
общение побуждается самим ребёнком, его
личностью. Взрослый выступает для ребёнка
как конкретный индивид, как член общества.
Для старших дошкольников характерно
стремление не просто к доброжелательному
вниманию и уважению взрослого, но и к
его взаимопониманию и сопереживанию.
Эта потребность возникает
при желании поделиться со взрослым
своим мнением, оценками, своим отношением
к какому-либо предмету или ситуации.
Для старших дошкольников становится более важным
достичь общности взглядов со взрослым,
найти что-то общее между собой и взрослым,
стать похожим на взрослого. Средства
общения – речевые.
Внеситуативно — личностное общение играет очень важную
роль в процессе становления личности
ребёнка:
Во-первых, в процессе общения
он сознательно усваивает нормы и правила поведения, что способствует
формированию морального сознания.
Во-вторых, через личностное общение
дети учатся видеть себя как
бы со стороны, что является
условием развития самосознания
и самоконтроля.
В-третьих, в личностном общении дети начинают различать разные
роли взрослых – воспитателя, врача, продавца
и т.д., и в соответствии с этим строить
по-разному отношения с ними.
Потребности и мотивы в общении удовлетворяются
с помощью определённых средств. М.И.Лисина
выделяла три категории средств общения:
- экспрессивно- мимические (взгляды, улыбки, гримасы, различные выражения лица) – эти средства выражают эмоциональное отношение ребёнка к проблеме, к ситуации или к объекту;
- предметно-действенные (позы, жесты, действия с игрушками и т.д.) – эти средства изображают ситуацию или проблему, волнующую ребёнка;
- речевые – эти средства обозначают то содержание, которое ребёнок стремится передать взрослому или получить от него.
Потребности, мотивы и
средства общения образуют устойчивые сочетания – формы общения,
которые закономерно сменяются на протяжении
детского возраста.
Старший партнёр ребёнка служит для него
источником знаний о социальных явлениях
и одновременно сам становится объектом
познания, как член общества, как особая
личность со всеми его свойствами и взаимосвязями.
В этом процессе взрослый выступает как
высший компетентный судья. Наконец, взрослые
служат для ребёнка эталоном, образцом
того, что и как надлежит делать в разных
условиях.
Взрослый человек как особая человеческая личность
— это основное, что побуждает ребёнка
искать с ним контакты. Разнообразие и
сложность отношений, складывающихся
у дошкольников с разными взрослыми, приводят
к иерхаризации социального мира ребёнка
и к дифференцированному представлению
о разных свойствах одного, отдельно взятого
человека.
IV. Общение дошкольников со
сверстниками.
В дошкольном возрасте в жизни ребёнка
все большее место начинают занимать другие
дети. Если в конце раннего возраста потребность
в общении со сверстниками только оформляется,
то у дошкольника она уже становится одной
из главных. В четыре – пять лет ребёнок
точно знает, что ему нужны другие дети,
и явно предпочитает их общество.
Общение со сверстниками так же немало важный процесс
в жизни ребёнка. Общаясь с детьми своего
возраста, ребёнок ждёт от сверстника
соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения.
Он пытается получить эмоциональный отклик
от партнёра, что и помогает ребёнку совершенствовать
своё эмоциональное общение с детьми.
Ребёнок учится сопереживать, помогать
другим детям, самому обращаться за помощью,
устанавливать определённые связи в общении,
получать заряд эмоций (гарантия хорошего
настроения), находить друзей по интересам
и самореализовываться, развиваться.
Общение
со сверстниками имеет ряд
существенных особенностей, качественно
отличающих его от общения
со взрослым. Эти особенности
были исследованы в цикле работ,
проведённых под руководством
М.И.Лисиной и А.Г.Рузской.
Первая
и наиболее важная черта общения
дошкольников состоит в большом
разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно
широком их диапазоне. В общении со сверстниками
можно наблюдать множество действий и
обращений, которые практически не встречаются
в общении со взрослыми. Общаясь со сверстниками,
ребёнок спорит с ними, навязывает свою
волю, успокаивает, требует, приказывает,
обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении
со сверстниками впервые появляются такие
сложные формы поведения, как притворство,
стремление сделать вид, выразить обиду,
нарочито не отвечать партнёру, фантазирование
и т.д. Столь широкий диапазон детских
контактов определяется богатым функциональным
составом общения сверстников, большим
составом коммуникабельных задач. Если
взрослые до конца дошкольного возраста
остаются в основном источником оценки,
новой информации и образцов действия,
то по отношению к сверстникам уже с 3-4
летнего возраста ребёнок решает значительно
более широкий спектр коммуникабельных
задач: здесь и управление действиями
партнёра, и контроль за их выполнениями,
и оценка конкретных поведенческих актов,
и совместная игра, сравнение с собой.
Второе яркое отличие общения
в среде сверстников заключается
в его чрезвычайно яркой эмоциональной
насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность
контактов дошкольников отличает их от
взаимодействия со взрослым. В общении
сверстников наблюдается больше экспрессивно-мимических
проявлений, выражающих самые различные
эмоциональные состояния – от яростного
негодования до бурной радости. Действия,
адресованные сверстникам, характеризуются
значительно большей аффективной направленностью.
Значимость общения, которая выражает
степень напряжённости потребности в
общении и меру устремлённости к партнёру,
значительно выше в сфере взаимоотношений
со сверстниками, чем со взрослыми.
Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности
и нерегламентированности средств общения.
Если в общении со взрослыми дети придерживаются
определённой формы общения, то в общении
со сверстниками дошкольники используют
самые оригинальные и неожиданные движения
и действия. Этим движениям свойственна
особая раскованность, ненормированность,
незаданность никакими образцами: дети
прыгают, придумывают новые слова и небылицы.
Подобная свобода действий и слов в обществе
сверстников позволяет ребёнку проявить
свою оригинальность. Если взрослый несёт
для дошкольника культурно нормированные
образцы поведения, то сверстник создаёт
условия для индивидуальных, ненормированных,
свободных проявлений ребёнка.
Четвёртая отличительная особенность
– преобладание инициативных действий
над ответными. Эта особенность проявляется
в тот момент, когда ребёнок не видит ответной
реакции и активности своего партнёра,
тогда продолжение и развитие диалога
перестаёт существовать. Для ребёнка важнее
его собственное действие или высказывание,
а инициатива сверстника в большинстве
случаев им не поддерживается.
На протяжении дошкольного возраста
общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам:
меняются содержание, мотивы, потребности
и средства общения.
Перелом выражен не четко, однако
он не менее важен. Он связан
с появлением избирательных привязанностей,
дружбы и с возникновением
более устойчивых и глубоких отношений между детьми.
Такие переломные моменты можно
рассматривать как временные
границы трех этапов в развитии
общения детей. Эти этапы названы
формами общения дошкольников
со сверстниками.
Первая форма – эмоционально-практическое общение со сверстниками
(второй-четвертый годы жизни). Потребность
в общении со сверстниками складывается
в раннем возрасте. На втором году у детей
наблюдается интерес к другому ребёнку,
повышенное внимание к его действиям,
а к концу второго года появляется стремление
привлечь внимание сверстника к себе,
продемонстрировать свои достижения и
вызвать его ответную реакцию.
Особое
место в таком общении занимает
подражание. Дети как бы заражают
друг друга общими движениями,
общим настроением и через это чувствуют взаимную общность.
Подражая сверстнику, ребёнок привлекает
его внимание и завоевывает расположение.
Подражательные действия сопровождаются
чрезвычайно яркими эмоциями. Это даёт
ощущение сходства с другими детьми.
В
младшем дошкольном возрасте содержание потребности
в общении сохраняется в том же виде, как
оно сложилось к концу раннего возраста:
ребёнок ждёт от сверстника соучастия
в своих забавах и жаждет самовыражения.
Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник
присоединился к его шалостям и, действуя
с ним вместе, поддерживал общее веселье.
Источник
Каждый участник такого общения озабочен, прежде всего, тем, чтобы привлечь
внимание к себе и получить эмоциональный
отклик партнёра. В сверстнике дети воспринимают
лишь отношение к себе, а его самого ( его
действия, желания, настроения), как правило,
не замечают.
Эмоционально-практическое общение
крайне ситуативно – как по
своему содержанию, так и по
средствам. Оно целиком зависит
от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие,
и от практических действий партнёра.
Введение в ситуацию привлекательного
предмета может разрушить взаимодействие
детей (может возникнуть борьба или спор
за этот предмет). Основные средства
общения – локомоции или экспрессивно-выразительные
движения.
Следующая форма общения сверстников
– ситуативно-деловая.
Она складывается к четырём годам и до
шестилетнего возраста. После четырех
лет у детей сверстник по своей привлекательности
начинает обгонять взрослого и занимать
все большее место в жизни. Это возраст
является периодом расцвета ролевой игры.
Сюжетно-ролевая игра становится коллективной.
Дети играют все вместе. Здесь общение
развивается на двух уровнях: на уровне
ролевых взаимоотношений и на уровне реальных
отношений, т.е. существующих за пределами
разыгрываемого сюжета. Дошкольники отчётливо
разделяют эти два уровня отношений. Главным
содержанием общения детей в середине
дошкольного возраста становится деловое
сотрудничество.
При сотрудничестве дети заняты общим делом, они должны
согласовывать свои действия и учитывать
активность партнёра для достижения общего
результата.
Наряду с сотрудничеством возникает
потребность в признании и
уважении сверстника. Ребёнок стремится
привлечь внимание других, чутко ловит их взгляды и мимику.
Дети внимательно и ревниво наблюдают
за действиями друг друга, постоянно оценивают
и критикуют партнёров. В четырёх — пятилетнем
возрасте дети часто спрашивают у взрослых
об успехах их товарищей, демонстрируют
свои преимущества, пытаются скрыть от
других детей свои промахи и неудачи. В
этот период дети огорчаются, видя поощрение
сверстника, и радуются при его неудачах.
Всё это позволяет говорить о качественной
перестройке отношения к сверстнику в
середине дошкольного возраста. Суть этой
перестройки в том, что дошкольник начинает
относиться к себе через другого ребёнка.
Сверстник становится предметом постоянного
сравнения с собой.
Это сравнение направлено не на обнаружение
общности, а на противопоставление себя
и другого. Только через сравнение своих
конкретных достоинств (навыков, умений)
ребёнок может оценить и утвердить себя
как обладателя определённых качеств,
которые важны не только как сами по себе,
а в сравнении с другими детьми. Ребёнок
начинает смотреть на себя «глазами сверстника».
В ситуативно-деловом общении появляется
конкурентное, соревновательное начало.
На этом этапе преобладают речевые средства
общения. Дети много разговаривают друг
с другом, но их речь продолжает оставаться
ситуативной.
В конце дошкольного возраста у многих
детей складывается новая форма общения
– внеситуативно — деловая. К шести-семи
годам значительно возрастает число внеситуативных
контактов. Дети рассказывают друг другу
о том, где они были и что видели, делятся
своими планами или предпочтениями. В
этом возрасте становится опять возможным
«чистое общение», не опосредованное предметами
и действиями с ними. Дети могут продолжительное
время разговаривать, не совершая при
этом никаких практических действий.
Общение в этом возрасте происходит
на фоне совместного дела, т.е. общей игры
или продуктивной деятельности. Но в общении
детей до сих пор сохраняется конкурентное,
соревновательное начало. Однако, на фоне
таких отношений всё же появляются ростки
дружбы, умение видеть в партнёре не только
его ситуативные проявления, но и некоторые
внеситуативные, психологические аспекты
его существования – его желания, предпочтения,
настроения. Дошкольники уже рассказывают
не только о себе, но и задают какие-либо
личностные вопросы сверстнику.
Развитие внеситуативности в общении
детей происходит по двум линиям: с одной
стороны, увеличивается число внеситуативных,
речевых контактов, а с другой – сам образ
сверстника становится более устойчивым,
не зависящим от конкретных обстоятельств
взаимодействия. Ребёнок начинает выделять
и чувствовать внутреннюю сущность другого,
которая хотя и не представлена в ситуативных
проявлениях, но становится все более
значимой для ребёнка.
К шести годам значительно возрастает
способность дошкольников к сопереживанию
сверстника, стремление помочь другому
ребёнку или поделиться с ним. Эти действия,
направленные на поддержку сверстника
сопровождаются положительными эмоциями
– улыбкой, взглядом в глаза, жестами.
Дети часто вопреки правилам пытаются
оправдать своего партнёра перед взрослыми,
защитить его от наказания. Всё это может
свидетельствовать о том, что поведение,
направленное на сверстника, побуждается
не только стремлением соблюсти моральную
норму, но прежде всего непосредственным
отношением к нему.
Бескорыстное отношение к сверстнику,
желание помочь ему, что-то подарить или
уступить могут свидетельствовать о том,
что к старшему дошкольному возрасту формируется
особое отношение к другому ребёнку, которое
можно назвать личностным. Суть этого
отношения заключается в том, что сверстник
становится не только предпочитаемым
партнёром по совместной деятельности,
но и самоценной целостной личностью.
Сравнение себя со сверстником и противопоставление
ему превращаются во внутреннюю общность,
которая делает возможным более глубокие
межличностные отношения.
4.1 Роль взрослого в становлении
общения дошкольника со сверстниками.
Для полноценного общения
детей, для становления гуманных
отношений между ними недостаточно простого наличия других
детей и игрушек. Сам по себе опыт посещения
детского сада или яслей не дает существенной
прибавки к социальному развитию ребёнка.
Ведь общение со сверстником даёт возможность
к развитию у ребёнка умений к сопереживанию,
взаимопомощи, самостоятельной организации
содержательного общения. Для возникновения
этих важнейших способностей необходима
правильная, целенаправленная организация
детского общения, которую может осуществить
воспитатель детского сада или родитель.
Так какое же влияние должен
оказывать взрослый для того, чтобы взаимодействие
детей складывалось успешно? Здесь возможны
два пути:
во-первых, организация
совместной предметной деятельности
детей;
во-вторых, формирование
их субъектного взаимодействия. Для младших дошкольников
предметное взаимодействие оказывается
малоэффективным. Дети сосредотачиваются
на своих игрушках и занимаются в основном
индивидуальной игрой. Их инициативные
обращения друг к другу сводятся к попыткам
отобрать привлекательные предметы у
другого. На просьбы и обращения ровесников
они либо отвечают отказом, либо не отвечают
вовсе.
Значительно более эффективным
является второй путь, при котором
взрослый налаживает отношения
между детьми, привлекает их внимание
к субъектным качествам друг друга: демонстрирует
достоинства сверстника, ласкового называет
его по имени, хвалит партнёра по игре,
предлагает повторить его действия. При
таком поведении взрослого возрастает
интерес детей друг к другу, появляются
эмоционально окрашенные действия, адресованные
сверстнику, возникает эмоционально-практическое
общение.
Таким образом, переход детей
к субъектному, собственно коммуникативному
взаимодействию становится возможным
в решающей степени благодаря
взрослому. Именно взрослый помогает ребёнку открыть
сверстника.
V. Заключение.
Итак, исходя из данной теории,
можно сделать такие выводы:
Общение не маловажный процесс
для нормального, целенаправленного
развития психики человека, и человека как личности в целом. С помощью
общения ребёнок учится сопереживать,
сочувствовать, делиться эмоциями и просто
приобретает опыт в индивидуальной сфере
отношений как со взрослым, так и со сверстником.
Но так же кроме получения эмоций, различных
чувств, ребёнок с помощью общения находит
себя в жизни, в обществе. Рассматривает
себя как целостную личность, познаёт
себя в сравнении с другими детьми. Развивается
самооценка, саморегуляция и самопознание
ребёнка.
Общение – взаимодействие
двух или нескольких людей, которых объединяет общая
цель, общее дело или проблема. В общении
выделяют три стороны, регулирующих общение:
— коммуникативную (обмен
информацией);
— перцептивную (восприятие
и понимание партнёра);
— интерактивную (обмен
действиями).
В дошкольном возрасте перестраивается
вся психическая жизнь ребёнка и его отношение
к окружающему миру. Суть этой перестройки
заключается в том, что у дошкольника возникает
внутренняя психическая жизнь и внутренняя
регуляция поведения. Ребёнок может устойчиво
соотносить мотивы своих действий, долгое
время удерживать цели действия, и даже
выполнять его, несмотря на непривлекательность
ситуации. Ребёнок контролирует свои действия.
У ребёнка
развивается произвольность, т.е.
способность управлять своими
действиями, контролировать их. Главной
чертой произвольного и волевого действия
является его осознанность. Без осознания
своих действий невозможно управлять
ими и контролировать их.
Центральную
роль в становлении осознанности
поведения ребёнка принадлежит речи и речевому общению со взрослым.
Важнейшая функция речи состоит в том,
что она является средством преодоления
актуально воспринимаемой ситуации и
связывает действия ребёнка во времени,
благодаря чему становится возможным
«действовать во времени»,
т.е. планировать своё
поведение.
Особенностями
развития психики ребёнка являются:
— ведущий мотив деятельности;
— социальная ситуация
развития;
— новообразования.
В дошкольном возрасте общение со взрослыми
приобретает внеситуативный характер.
Выделяются две внеситуативные формы
общения ребёнка со взрослым: познавательная
и личностная. В 4-5 лет складывается
внеситуативно — познавательная форма,
для которой характерны познавательные
мотивы и потребность в уважении взрослых.
К старшему дошкольному возрасту появляется
внеситуативно — личностная форма общения,
которую отличают потребности во взаимопонимании,
сопереживании и личностные мотивы общения.
Главным средством для внеситуативных
форм общения является речь.
В дошкольном
возрасте общение со сверстниками становится важной частью
жизни ребёнка. Примерно к четырем годам
сверстник является более предпочитаемым
партнёром по общению, чем взрослый. Общение
со сверстниками отличает ряд специфических
особенностей, среди которых: богатство
и разнообразие коммуникативных действий;
чрезвычайная эмоциональная насыщенность;
нестандартность и нерегламентированность
коммуникативных проявлений; преобладание
инициативных действий над ответными,
нечувствительность к воздействиям сверстника.
Развитие
общения со сверстниками в дошкольном возрасте
проходит через ряд этапов. На первом из
них (2-4 года) сверстник является партнёром
по эмоционально-практическому взаимодействию,
«невидимым зеркалом», в котором ребёнок
видит в основном себя.
На втором
этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом
сотрудничестве со сверстником; содержанием
общения становится совместная игровая
деятельность; параллельно возникает
потребность в признании и уважении сверстника.
На
третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстником приобретает черты
внеситуативности, общение становится
внеситуативно — деловым; складываются
устойчивые избирательные предпочтения.
Список используемой
литературы:
1. Смирнова Е.О. Детская психология.
– М.,2010
2. Смирнова Е.О. Особенности общения с
дошкольниками. – М.,2000
3. Шаграева О.А. Детская психология.Теоретический
и практический курс. – М.,2001
4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения
в детском возрасте.- СПб.,2008
5.Межличностные отношения от рождения
до семи лет / Под ред. Е.О.Смирновой.
– М. – Воронеж, 2001.
6. Гамгузова А.С., Смирнова Е.О. Искусство
общения с ребёнком от года до шести лет.
– М.,2004
7. Ильина М.Н. Развитие ребёнка с 1-го дня
жизни до 6-ти лет. – М.,2004
8. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка
в общении. – СПб.,2009
9. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных
способностей у дошкольников. – Ростов-на-Дону.,2005
10. Обухова Л.Ф., Возрастная психология,
М.,2004.
11. Крайг Г., Бокум Д.. Психология развития,
СПб.,2005.
12. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М.,1975.
13. Развитие общения
дошкольников со сверстниками / Под ред.
А.Г.Рузской. – 1989.
14. Развитие личности и деятельности дошкольника
/ Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина.
– М., 1965
15. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие
отношения к сверстнику в дошкольном возрасте
// Вопросы психологии, 1996 — №3.
Источник