Дидактический материал для ребенка 1 год
«Шарик в ложке»
Цель: совершенствовать навык брать ложкой шарик из плоской тарелки, переносить его на небольшое расстояние и класть в стаканчик.
Материал: ложка столовая, мелкая тарелка, стакан, четыре шарика.
Ход игры
Воспитатель кладет в тарелку красные шарики и говорит: посмотрите, дети, у меня в тарелочке красные вишенки. Возьму ложечку и наберу в неё вишенок, покормлю куклу. Кормит куклу. Вот как Машенька хорошо ест вишенку. Съела?Косточку положу в стаканчик.
Дети давайте всех куколок накормим вишенками(дети кормят кукол).
Дидактическая игра
«Шнуровка»
Цель: развитие координации мелких движений руки и зрительного контроля.
Материал: картонная карточка(можно в форме ботинка, баночки и т.д.) с дырочками и шнурок.
Ход игры
Воспитатель показывает шаблон. Посмотрите, дети, здесь по краям есть дырочки и привязан шнурок. Мы будем сегодня вышивать. Я шнурок вдеваю в каждую дырочку: то с одной стороны, то с другой. Посмотрите, какая получилась ровная дорожка. А теперь, вы ребята попробуйте. В качестве усложнения
предложить вышивание крест-накрест.
Дидактическая игра
«Собери цветок»
Цель: закрепить знания основных цветов, совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину цветка; развивать мелкую моторику пальцев.
Материал:
цветы красного, синего, желтого, зеленого цветов с вырезанной серединой и кружочками к ним.
Ход игры
Дети, давайте соберём на этом столе красивые цветы. У вас рядом лежат кружочки разного цвета. Нужно отыскать кружочек нужного цвета и вставить в цветок. Когда каждый из вас соберёт свой цветок, мы сделаем букет и покажем его куколке. (Воспитатель спрашивает у детей, какого цвета у них цветы, серединка).
Дидактическая игра
«Прищепки в корзине»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев; развивать умение снимать и надевать прищепки.
Материал: маленькие прищепки, корзинка (с тонкой ручкой).
Ход игры
Входит зайчик. Детки, посмотрите к нам зайчик пришел и что-то с собой принёс. Дети рассматривают корзину
с прищепками. Воспитатель говорит:
зайчик хочет с вами поиграть. И показывает действия с прищепками. Дети пробуют надевать и снимать прищепки на корзинку. После этого происходит обыгрывание. Одну прищепку надевает ребёнок, другую воспитатель (в роли зайчика). И так же снимают.
Дидактическая игра
«Соберем пирамидку»
Цель: упражнять детей в умении собирать пирамидку: снимать и нанизывать кольца. Учить детей находить одинаковые по величине предметы путем накладывания одного предмета на другой.
Материал: пирамидки из пяти колец
Ход игры
Воспитатель показывает детям пирамидку, они рассматривают её. Затем воспитатель снимает с пирамидки кольца, сопровождая свои действия словами: «Была пирамидка, кольца сняли – будем кольца на стержень надевать! Далее снова разбирает и собирает пирамидку. После этого предлагает всё самостоятельно проделать детям.
Дидактическая игра
«Составь картинку»
Цель: учить детей составлять картинку целого предмета из двух — четырёх частей.
Материал: разрезанные картинки предметные, образцы.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, малыши называют, что на них изображено. Затем воспитатель показывает часть картинки и спрашивает: — Как вы думаете, от какой картинки этот кусочек? – От яблока. Воспитатель накладывает часть картинки на целую. – А теперь найдем другую часть яблока. Когда половинки найдены и положены с целой картинкой, воспитатель говорит: — Вот и получилось целое яблоко и т.п.
Дидактическая игра
«Разложи-ка кубики»
Цель: учить детей группировать объекты по величине: большие, маленькие, закреплять цвет.
Материал: большие и маленькие кубики красного цвета.
Ход игры
Воспитатель показывает детям пять больших и пять маленьких кубиков. Выбрав из общего материала один большой кубик, показывает его детям: «Вот какая игрушка». Затем берет маленький кубик и, показав его, поясняет, что есть ещё и такие кубики. Акцентирует внимание малышей на том, что оба кубика разные: такие и вот такие. Затем воспитатель показывает детям, как можно группировать предметы.
Дидактическая игра
«Подбери по цвету»
Цель: закреплять у детей умение подбирать предметы по цвету.
Материал: у каждого ребенка карточка , разделенная на четыре клетки красного, синего, зелёного, жёлтого цветов, мелкие кубики тех же цветов.
Ход игры
Воспитатель раздает детям карточки и кубики. Показывает и рассказывает детям: -Вот у меня красный кубик нарисован, я на него положу красный кубик, на синий кубик – синий, на зелёный кубик – зелёный, а на жёлтый кубик – желтый. После этого предлагает всё самостоятельно проделать детям. Воспитатель спрашивает у детей какого цвета у них кубики.
Дидактическая игра
«Подбери блюдца к чашкам»
Цель: продолжать учить детей соотносить предметы по цвету: желтое блюдце к желтой чашке и т.п.
Материал: чашки и блюдца красного, синего, желтого, зеленого цветов.
Ход игры
Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним придут в гости куклы. Нужно угостить их чаем. И показывает, что на столе стоят только блюдца. – Ребята, а из чего же наши куколки будут пить чай? Воспитатель, показывая блюдце, называет его цвет, и просит детей достать с полочки такую же по цвету чашку.
Дидактическая игра
«Поможем кукле Кате одеться на прогулку»
Цель: учить детей запоминать название одежды, обуви; последовательность одевания на прогулку.
Материал: кукла с комплектом одежды.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям пойти погулять вместе с куклой Катей. И просит их помочь одеть ей одежду. (Одежда куклы по сезону). Рассказывает, какая погода на улице и подводит детей к самостоятельному подбору предметов одежды для прогулки. Дети достают одежду куклы из шкафчика.
Дидактическая игра
«Узнай и назови»
Цель: знакомить детей с круглой формой предмета.
Материал: помидор, яблоко, апельсин.
Ход игры
Воспитатель показывает детям муляжи помидора, яблока, апельсина. И спрашивает у детей, что у меня в руке? Дети должны узнать и назвать. Воспитатель помогает детям описать предмет, находящийся у него в руке. Помидор красный, круглый как шарик, вкусный. Аналогично описываются другие предметы.
Дидактическая игра
«Найди детёныша»
Цель: учить находить детенышей домашних животных.
Материал: два вида картинок : мамы и их детеныши.
Ход игры
Дети с воспитателем рассматривают картинки домашних животных. Воспитатель просит назвать животных, спрашивает, как они кричат (корова мууу, кошечка мяу и т.п.). Потом раскладывает картинки с детёнышами. И спрашивает, а это кто? Если дети затрудняются ответить, то воспитатель поясняет детям, например: это мама корова, а это её детеныш, теленок. Аналогично рассматривают другие картинки.
Дидактическая игра
«Найди свой домик»
Цель: учить детей ощупывать контур и отверстия фигур.
Материал: игра-панно с отверстиями, вкладыши фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Ход игры
Воспитатель показывает детям панно с отверстиями и вкладыши фигур. Пальчиком проводит по контуру отверстий панно и вкладышам фигур. Затем берет фигурку вкладыш, находит такое же отверстие на панно и вставляет его. Аналогично проводит действия со всеми фигурами вкладышами.
Дидактическая игра
«Грибочки по местам»
Цель: побуждать детей вкладывать грибочки в отверстия и различать основные цвета.
Материал: небольшая дощечка, разделенная на четыре квадрата красного, зеленого, желтого и синего цветов и двадцать грибочков (по пять каждого цвета).
Ход игры
Воспитатель показывает детям дощечку с грибами. Затем называет цвет квадратов и грибов. Освобождает дощечку от грибов и говорит, а теперь я поставлю грибочки по местам. И показывает, как это нужно сделать, поясняя свой рассказ. После этого раздает детям по пять грибов (одного цвета) и предлагает самим расположить грибы по местам и назвать их цвет.
Дидактическая игра
«Что звучит?»
Цель: совершенствовать навык дифференциации звучания различных предметов (барабан, колокольчик, молоток, бубен, дудочка), называть предмет и действие с ним.
Материал: ширма, молоток и два комплекта звучащих инструментов.
Ход игры
Воспитатель показывает детям предметы, лежащие у него на столе (второй комплект лежит на столе у детей), и спрашивает, что это и как оно звучит. Если дети затрудняются, воспитатель поясняет. Прячет за ширму инструменты, играет на них поочередно. Дети слушают (угадывают) и приносят такой же инструмент воспитателю.
Дидактическая игра
«Кто пришёл?»
Цель: формировать умственную активность ребенка в процессе игровой деятельности.
Материал: карточка с изображением животных, ширма.
Ход игры
Дети сидят полукругом , в центре ширма, за ней стол с картинками с изображением животных. Воспитатель предлагает пойти ребенку за ширму и выбрать себе картинку. Ребенок выбирает картинку и изображает животное. Собачка (гав-гав), петушок (ку-ка-ре-ку) и т.п. Эту игру можно провести иначе. Сначала изобразить животных, а потом найти их на картинке.
Источник
Игры-занятия с дидактическим материалом
Октябрь
1.Поехала машина
Цель: учить детей, используя вспомогательное средство – веревочку, притягивать машину к себе. Развивать мелкую моторику. Развивать пассивный словарь: близко, далеко, к себе
2. Молоток. Ди «Забей молотком втулки»
Цель: Развитие движений, силы удара. Учить ударять по детали до тех пор, пока она не пряталась. Развивать упорство, усидчивость (ударять до тех пор, пока все детали не спрятались).
3. Чудесный куб
Цель: учить детей вытягивать веревку с одной стороны, затем с другой стороны. Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения (грани куба, разные по фактуре).
4. Доставание шариков ложкой из банки
Цель: развитие мелкой моторики. Учить детей держать ложку и действовать с ней. Формировать словарь: круглый, шарик.
Ноябрь
5. Поехали собачка и ослик
Цель: учить детей использовать вспомогательные средства-тесемочки, чтобы притянуть к себе игрушки. Формировать словарь: поехала, стоит, ав-ав, на-на. Увидеть связь между тем, что игрушки движутся и крутят головой.
6. Звенит колокольчик
Цель: учить детей для озвучивания колокольчика пользоваться тесемочкой. Формировать пассивный словарь: вперед-назад, и активный: бом, дзынь.
7. Прокатывание шарика через воротики
Цель: развивать координационное движение рук. Учить различать красный и синий цвет. Формировать словарь: шарик, красный, синий, ворота.
8. Доставание шариков ложкой из банки
Цель: учить детей держать ложку и действовать с ней. Формировать словарь: шарик, круглый.
Декабрь
9. Вылавливание игрушек из таза с водой
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами предметов. Продолжать работу по формированию словаря детей (плавает, тонет, мокрая, сухая)
10. Помашем флажками
Цель: учить детей держать флажок в руке, размахивать им. Учить держать флажок сначала в одной руке, затем по слову воспитателя в другой. Предложить помахать двумя флажкам.
11. Откроем и закроем баночки
Цель: учить детей открывать и закрывать баночки. Учить находить крышку для своей баночки.
12. Просовывание шнурка в дырочки
Цель: развивать ручную умелость, учить детей просовывать шнурок в дырочку
Январь
13. Игра «Покатаем куклу» Цель: научить детей пользоваться тележкой для катания куклы в разных направлениях. Словарь: катать, прокатим, едем
14. Игра «Звени колокольчик» Цель: научить детей пользоваться веревочкой для вызывания звучания колокольчика
15. Игры-забавы с использованием народных дидактических игрушек
Цель: закрепить у детей представления о связи средства и цели действия. Материал: бубен, Петрушка, клюющая курочка, грохотушка.
Февраль
16. Игры с пластмассовым молоточком
Цель: научить детей целенаправленно пользоваться игрушечным молоточком. Учить находить предмет-втулку такой же формы в другом ряду, такого же цвета в этом ряду.
17. Игры с песком
Цель: учить детей играть с песком, используя формочки, совки. Учить играть с песком руками, делая пирожки.
18. Игра «Ловись рыбка»
Цель: учить детей вылавливать сочком игрушки из таза с водой. Словарь: учить называть игрушку и ее цвет.
19. Игра «Что в трубке лежит»
Цель: учить детей пользоваться палочкой, чтобы выталкивать мелкие предметы из полой трубки. Развивать усидчивость, терпение. Вызвать чувство радости и удивления.
Март
20. Звени колокольчик
Цель: научить детей пользоваться веревочкой для вызывания звучания колокольчика.
21. Покатаем куклу
Закреплять представление детей о назначении тесемочки, привязанной к машине, тележке. Развивать ручную умелость. Закреплять понятие большой и маленький.
22. Ловись рыбка
Цель: учить детей вылавливать сачком мелкие предметы из воды. Учить называть пойманный предмет. Словарь: тонет, не тонет.
23. Игра с воздушными шариками
Цель: познакомить детей с качествами предмета: легкий, прозрачный, воздушный, круглый. Учить при помощи нитки притягивать шарик к себе. Учить различать и называть цвета.
Апрель
24. Игры с султанчиками и флажками
Цель: учить детей махать флажками поочередно
Обеими руками, перекладывая его по словесному указанию воспитателя. Закреплять понятия «вниз», «вверх».
25. Игры с водой «Достань шарик черпачком»
Цель: знакомство с качествами предметов: тонет, не тонет. Развитие ручной умелости. Закрепление цветов: синий, красный.
26. Поехала машина
Цель: учить наматывать веревочку от машины на палочку та, чтобы машина ехала вперед. Развивать ручную умелость. Закреплять величину: большой, маленький. Словарь: вперед, едет, стоит.
27. Салют
Цель: учить детей выталкивать мелкие предметы из трубки
Май
28. Молоток (ударь по квадрату, кругу…: ударь по всем зеленым фигурам….)
Цель: учить детей ориентироваться в форме предметов. Продолжать учить детей различать основные цвета.
29. Колокольчик
Цель: учить детей дергать за веревочку и слышать звон колокольчика. Закреплять понятие: большой, маленький. Развивать слух: какой колокольчик звенит громче. Игра «Где звенит колокольчик», закрепить в речи предлоги.
30. Ловись рыбка
Цель: учить детей ловить рыбку удочкой, на конце которой магнит. Закрепить название цветов, размеров
31. Вылавливание игрушек из таза с водой
Цель: развивать ручную умелость. Знакомить с качествами предметов: тонет — не тонет. Обратить внимание на прозрачность воды: предметы, которые утонули видны
Источник
Дидактические игры для детей от 1,6 – 2 лет:
Дидактическая игра «Шарик в ложке»
Цель: совершенствовать навык брать ложкой шарик из плоской тарелки, переносить его на небольшое расстояние и класть в стаканчик.
Материал: ложка столовая, мелкая тарелка, стакан, четыре шарика.
Ход игры
Воспитатель кладет в тарелку красные шарики и говорит: посмотрите, дети, у меня в тарелочке красные вишенки. Возьму ложечку и наберу в неё вишенок, покормлю куклу. Кормит куклу. Вот как Машенька хорошо ест вишенку. Съела? Косточку положу в стаканчик.
Дети давайте всех куколок накормим вишенками (дети кормят кукол).
Дидактическая игра «Шнуровка»
Цель: развитие координации мелких движений руки и зрительного контроля.
Материал: картонная карточка (можно в форме ботинка, баночки и т.д.) с дырочками и шнурок.
Ход игры
Воспитатель показывает шаблон. Посмотрите, дети, здесь по краям есть дырочки и привязан шнурок. Мы будем сегодня вышивать. Я шнурок вдеваю в каждую дырочку: то с одной стороны, то с другой. Посмотрите, какая получилась ровная дорожка. А теперь, вы ребята попробуйте. В качестве усложнения
предложить вышивание крест-накрест.
Дидактическая игра «Собери цветок»
Цель: закрепить знания основных цветов, совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину цветка; развивать мелкую моторику пальцев.
Материал:
цветы красного, синего, желтого, зеленого цветов с вырезанной серединой и кружочками к ним.
Ход игры
Дети, давайте соберём на этом столе красивые цветы. У вас рядом лежат кружочки разного цвета. Нужно отыскать кружочек нужного цвета и вставить в цветок. Когда каждый из вас соберёт свой цветок, мы сделаем букет и покажем его куколке. (Воспитатель спрашивает у детей, какого цвета у них цветы, серединка).
Дидактическая игра «Прищепки в корзине»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев; развивать умение снимать и надевать прищепки.
Материал: маленькие прищепки, корзинка (с тонкой ручкой).
Ход игры
Входит зайчик. Детки, посмотрите к нам зайчик пришел и что-то с собой принёс. Дети рассматривают корзину с прищепками. Воспитатель говорит:
зайчик хочет с вами поиграть. И показывает действия с прищепками. Дети пробуют надевать и снимать прищепки на корзинку. После этого происходит обыгрывание. Одну прищепку надевает ребёнок, другую воспитатель (в роли зайчика). И так же снимают.
Дидактическая игра «Соберем пирамидку»
Цель: упражнять детей в умении собирать пирамидку: снимать и нанизывать кольца. Учить детей находить одинаковые по величине предметы путем накладывания одного предмета на другой.
Материал: пирамидки из пяти колец
Ход игры
Воспитатель показывает детям пирамидку, они рассматривают её. Затем воспитатель снимает с пирамидки кольца, сопровождая свои действия словами: «Была пирамидка, кольца сняли – будем кольца на стержень надевать! Далее снова разбирает и собирает пирамидку. После этого предлагает всё самостоятельно проделать детям.
Дидактическая игра «Составь картинку»
Цель: учить детей составлять картинку целого предмета из двух — четырёх частей.
Материал: разрезанные картинки предметные, образцы.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, малыши называют, что на них изображено. Затем воспитатель показывает часть картинки и спрашивает: — Как вы думаете, от какой картинки этот кусочек? – От яблока. Воспитатель накладывает часть картинки на целую. – А теперь найдем другую часть яблока. Когда половинки найдены и положены с целой картинкой, воспитатель говорит: — Вот и получилось целое яблоко и т.п.
Дидактическая игра «Разложи-ка кубики»
Цель: учить детей группировать объекты по величине: большие, маленькие, закреплять цвет.
Материал: большие и маленькие кубики красного цвета.
Ход игры
Воспитатель показывает детям пять больших и пять маленьких кубиков. Выбрав из общего материала один большой кубик, показывает его детям: «Вот какая игрушка». Затем берет маленький кубик и, показав его, поясняет, что есть ещё и такие кубики. Акцентирует внимание малышей на том, что оба кубика разные: такие и вот такие. Затем воспитатель показывает детям, как можно группировать предметы.
Дидактическая игра «Подбери по цвету»
Цель: закреплять у детей умение подбирать предметы по цвету.
Материал: у каждого ребенка карточка, разделенная на четыре клетки красного, синего, зелёного, жёлтого цветов, мелкие кубики тех же цветов.
Ход игры
Воспитатель раздает детям карточки и кубики. Показывает и рассказывает детям: -Вот у меня красный кубик нарисован, я на него положу красный кубик, на синий кубик – синий, на зелёный кубик – зелёный, а на жёлтый кубик – желтый. После этого предлагает всё самостоятельно проделать детям. Воспитатель спрашивает у детей какого цвета у них кубики.
Дидактическая игра «Подбери блюдца к чашкам»
Цель: продолжать учить детей соотносить предметы по цвету: желтое блюдце к желтой чашке и т.п.
Материал: чашки и блюдца красного, синего, желтого, зеленого цветов.
Ход игры
Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним придут в гости куклы. Нужно угостить их чаем. И показывает, что на столе стоят только блюдца. – Ребята, а из чего же наши куколки будут пить чай? Воспитатель, показывая блюдце, называет его цвет, и просит детей достать с полочки такую же по цвету чашку.
Дидактическая игра
«Поможем кукле Кате одеться на прогулку»
Цель: учить детей запоминать название одежды, обуви; последовательность одевания на прогулку.
Материал: кукла с комплектом одежды.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям пойти погулять вместе с куклой Катей. И просит их помочь одеть ей одежду. (Одежда куклы по сезону). Рассказывает, какая погода на улице и подводит детей к самостоятельному подбору предметов одежды для прогулки. Дети достают одежду куклы из шкафчика.
Дидактическая игра
«Узнай и назови»
Цель: знакомить детей с круглой формой предмета.
Материал: помидор, яблоко, апельсин.
Ход игры
Воспитатель показывает детям муляжи помидора, яблока, апельсина. И спрашивает у детей, что у меня в руке? Дети должны узнать и назвать. Воспитатель помогает детям описать предмет, находящийся у него в руке. Помидор красный, круглый как шарик, вкусный. Аналогично описываются другие предметы.
Дидактическая игра
«Найди детёныша»
Цель: учить находить детенышей домашних животных.
Материал: два вида картинок: мамы и их детеныши.
Ход игры
Дети с воспитателем рассматривают картинки домашних животных. Воспитатель просит назвать животных, спрашивает, как они кричат (корова мяу, кошечка мяу и т.п.). Потом раскладывает картинки с детёнышами. И спрашивает, а это кто? Если дети затрудняются ответить, то воспитатель поясняет детям, например, это мама корова, а это её детеныш, теленок. Аналогично рассматривают другие картинки.
Дидактическая игра
«Найди свой домик»
Цель: учить детей ощупывать контур и отверстия фигур.
Материал: игра-панно с отверстиями, вкладыши фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Ход игры
Воспитатель показывает детям панно с отверстиями и вкладыши фигур. Пальчиком проводит по контуру отверстий панно и вкладышам фигур. Затем берет фигурку вкладыш, находит такое же отверстие на панно и вставляет его. Аналогично проводит действия со всеми фигурами вкладышами.
Дидактическая игра
«Грибочки по местам»
Цель: побуждать детей вкладывать грибочки в отверстия и различать основные цвета.
Материал: небольшая дощечка, разделенная на четыре квадрата красного, зеленого, желтого и синего цветов и двадцать грибочков (по пять каждого цвета).
Ход игры
Воспитатель показывает детям дощечку с грибами. Затем называет цвет квадратов и грибов. Освобождает дощечку от грибов и говорит, а теперь я поставлю грибочки по местам. И показывает, как это нужно сделать, поясняя свой рассказ. После этого раздает детям по пять грибов (одного цвета) и предлагает самим расположить грибы по местам и назвать их цвет.
Дидактическая игра
«Что звучит?»
Цель: совершенствовать навык дифференциации звучания различных предметов (барабан, колокольчик, молоток, бубен, дудочка), называть предмет и действие с ним.
Материал: ширма, молоток и два комплекта звучащих инструментов.
Ход игры
Воспитатель показывает детям предметы, лежащие у него на столе (второй комплект лежит на столе у детей), и спрашивает, что это и как оно звучит. Если дети затрудняются, воспитатель поясняет. Прячет за ширму инструменты, играет на них поочередно. Дети слушают (угадывают) и приносят такой же инструмент воспитателю.
Дидактическая игра
«Кто пришёл?»
Цель: формировать умственную активность ребенка в процессе игровой деятельности.
Материал: карточка с изображением животных, ширма.
Ход игры
Дети сидят полукругом, в центре ширма, за ней стол с картинками с изображением животных. Воспитатель предлагает пойти ребенку за ширму и выбрать себе картинку. Ребенок выбирает картинку и изображает животное. Собачка (гав-гав), петушок (ку-ка-ре-ку) и т.п. Эту игру можно провести иначе. Сначала изобразить животных, а потом найти их на картинке.
Источник