Дидактические игры развитие ребенка

Елена Авилова
Дидактическая игра, ее роль в развитии дошкольников

Дидактические игры детей дошкольного возраста

Основные функции дидактической игры: является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игракак игровой метод обучения рассматривается в двух видах:

— игры–занятия: ведущая роль принадлежит воспитателю, который использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

дидактические игры.

Дидактическая игракак форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность

основана на осознании этого процесса, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены.

Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого,но носит косвенный характер: например, воспитатель является равноправным участником игры «лото», получает карточку и выполняет задание.

Дидактические игры в младших группах рассматриваются как метод обучения детей сюжетно–ролевым играм: умение взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре «Уложи куклу спать»воспитатель учит детей последовательности действий: аккуратно складывать одежду, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна.

Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребёнка

Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Дидактические игры развивают сенсорные способности,речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Нравственное воспитание: формируется представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

Трудовое воспитание: формируется уважение и интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.

Эстетическое воспитание: дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям, вызывать желание играть с ним.

Физическое воспитание: игра создаёт положительный эмоциональный подъём и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т. е. к обучению в школе.

Основные виды игр

— игры с предметами (игрушками, природным материалом,

— настольно-печатные игры,

— словесные игры.

Игры с предметами: дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета, учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов,знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.По мере овладения новыми знаниями о предметной среде задания усложняются: требуется определить предмет по какому-либо одному признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.). Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам. В средней группе используют предметы, в которых разница между ними менее заметна.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, цветы, камушки, ракушки) помогают закрепить знания детей об окружающей их природной среде, при этом формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактическойигре дети выполняют определенные роли: продавца, покупателя в играх типа «Магазин» и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о нормах поведения «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино.

Подбор картинок по парам:нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др.Затем задание усложняется: объединить картинки не только по внешним признакам,но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета.

Подбор картинок по общему признаку: требуется установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (лесу, городе?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку.

Запоминание состава,количества и расположения картинок: например, в игре «Отгадай какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эти игры направлены на развитие памяти, запоминания и припоминания.

Составление разрезных картинок и кубиков.Задача: учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В младших группах картинки разрезают на 2-4 части, в средней и старших — на 8-10 частей.При этом в младшей группе изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших изображается сюжет из знакомых сказок.

Описание, рассказ о картине с показом действий,движений: задача развивать не только речь детей, но и воображение и творчество. В младшей группе ребенок прибегает к имитации движений, голосу животного.В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие отгадывают кто нарисован на картине, что делают там люди, например пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю и др.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка школьного возраста

Словесные игры построены на словах и действиях играющих.4 группы игр:

1) игры для формирования умения выделять существенные признаки предметов,явлений: «Отгадай-ка?», «Магазин», «Да – нет» и др.

2) игры для развития умения сопоставлять,делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?».

3) игры для развитияумения обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому что нужно?», «Назови одним словом», и др.

4) игры для развития внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки,чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает»

Структура дидактической игры: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Дидактическая задача.

Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности можно формировать (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.).

При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз («воспитывать внимание, мышление, память и др.). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, развитию памяти, в других – мышления, в третьих — внимания. Воспитатель заранее должен знать и соответственно определять дидактическую задачу. Так игру «Что изменилось?» использовать для упражнений в запоминании, «Магазин игрушек» — для развития мышления, «Отгадай что задумали» — наблюдательности, внимания.

Игровые правила призваны организовать действия, поведение детей.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата.

Игровые действия: их развитие зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре,вносят свои предложения: «Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Давайте я считалочкой выберу водящего!»

Рекомендации по планированию дидактических игр:

— планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально;

дидактические игры кратковременны (10-20мин);

— предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня.

Подготовила Авилова Е. С.

2017 год

Источник

Гермогенова Анастасия
Картотека дидактических игр в детском саду

Картотека дидактических игр для детей старшей группы

Выполнила: Гермогенова А. Г. – воспитатель МБДОУ ДСКВ «Сардана»

Дидактическая игра

Карточка № 1

Игры с предметами.

«Чудесный мешочек»

Цель: Развивать осязательное восприятие, учить выделять признаки предмета по структуре, поверхности, группировать предметы по материалу, из которого они сделаны. (металл, дерево, пластмасса). Активизировать словарь; воспитывать наблюдательность, умение чётко выполнять правила игры.

Игровое правило: Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала, что и предмет.

Игровые действия: Угадывание на ощупь предмета, отгадывание предмета по описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка их по качеству; использование «чудесного мешочка».

Пособия и материалы: Чудесный мешочек, предметы, сделанные из разного материала.

Правила игры: Нужно на ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сделан, и рассказать о нём так, чтобы дети по описанию узнали и правильно назвали его.

Дидактическая игра

Карточка № 2

Игры с предметами.

«Кто что слышит?»

Цель: Развивать слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит);

Развивать сообразительность, выдержку.

Игровое правило: Показывать предмет можно только после того, как дети правильно назовут и предмет, и звуки, которые он издаёт.

Игровые действия: Оперировать звучащими предметами.

Не глядя на предмет, узнавать, какие предметы звучат.

Пособия и материалы: Предметы,издающие звуки: колокольчик, книга, дудочка, ножницы, вода.

Правила игры: За ширму приглашается ребенок, который играет на дудочке или шуршит книгой и т. п. Дети, услышав звук, отгадывают, что звучало, а тот, кто играл, выходит из – за ширмы с звучащим предметом в руках.

Дидактическая игра

Карточка № 3

Игры с предметами.

«Угадай, что изменилось?»

Цель:Выработать навык в определении пространственного расположения предмета: справа, слева, спереди, сзади, сбоку, около и др. ;

Развивать наблюдательность, активное запоминание, речь и активизировать словарь.

Игровое правило: Изменение в расположении предметов называют только те дети, на кого укажет Петрушка.

Игровые действия: За ширмой переставляют предметы так, чтобы дети не видели. С использованием кукольного персонажа дети отгадывают перестановки.

Пособия и материалы: Петрушка или кукла, разные игрушки и предметы.

Правила игры: Игру можно проводить в том случае, если у детей имеются определенные знания и умения в пространственной ориентации.

Дидактическая игра

Карточка № 4

Игры с предметами.

«Магазин»

Цель: Учить устанавливать величинные отношения множеств, использовать в речи слова. Обозначающие величину предметов. Выполнять движения по их словесному обозначению. Продолжать учить ребенка рассуждать; развивать внимание.

Читайте также:  Год и 3 месяца развитие ребенка игры с мамой

Игровое правило: Дети выполняют только те действия, о которых говорит педагог.

Игровые действия: В игре следует использовать только настоящие продукты (не муляжи, чтобы дети почувствовали «лёгкое» и «тяжёлое».

Пособия и материалы: Хозяйственная сумка, продукты.

Правила игры: Дети вместе с педагогом идут в «магазин» и словами обозначают, то, что они купили.

Пример: Я купила в овощном магазине помидор, огурец и положила овощи в сумку. Моя сумка стала тяжелая, я пришла домой, выложила из тяжёлой сумки овощи и моя сумка стала лёгкая.

Дидактическая игра

Карточка № 5

Настольно – печатная игра.

«Парные картинки»

Цель: Развивать умение находить в предметах, изображенных на картинках сходство и различие;активизировать словарь: похожие, разные, одинаковые; Развивать наблюдательность.

Игровые правила: Отбирать следует только одинаковые картинки; выигрывает тот, кто не ошибётся ни разу.

Игровые действия: Поиск одинаковых картинок.

Пособия и материалы: Предметные картинки (10-12 шт., все они разные, но среди них есть 2 одинаковые.

Ход игры: Педагог просит ког либо из ребят найти и показать одинаковые картинки и показать их всем детям. Парные картинки откладываются в сторону. Затем педагог перемешивает все картинки (они должны быть перевёрнуты) и незаметно подкладывает ещё 1 парную картинку. Разложив их лицевой стороной, опять предлагает найти одинаковые. Сложность заключается в том, что среди картинок могут быть очень похожие, но не одинаковые,например: чашки, одинаковые по цвету, но другая без ручки. Дети рассказывают о предметах, отмечают, в чём они схожи, а чем отличаются.

Дидактическая игра

Карточка № 6

Настольно – печатная игра.

«Что лишнее?»

Цель: Учить замечать ошибки в использовании предметов; развивать наблюдательность, чувство юмора, умение доказать правильность своего суждения; закреплять знания об орудиях труда.

Игровые правила: Закрывать картонкой только лишнюю картинку. Выигрывает тот, кто первым обнаружит ненужный предмет.

Игровые действия: Находить и закрывать изображение ненужных предметов.

Пособия и материалы: Карточки с профессиями, предметные картинки с орудиями труда.

Ход игры: В больших квадратах люди разных профессий, в клеточках необходимые им для работы предметы и орудия труда, среди них, те которые им не нужны. Ребёнок должен заметить и закрыть картонокой, листком ненужный предмет.

Дидактическая игра

Карточка № 7

Настольно – печатная игра.

«Когда это бывает?»

Цель: Закреплять знания о частях суток; упражнять в сопоставлении картинки с частями суток: утро, день, вечер, ночь.

Игровые правила: По слову, которое произносит педагог, показывать карточку и объяснять, почему он её поднял.

Игровые действия: Поиск нужной картинки.

Пособия и материалы: Сюжетные картинки, отражающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак и т. п. К каждой части суток должно быть несколько сюжетных картинок.

Ход игры: Дети выбирают себе по картинке, на слово «утро», должны поднять и объяснить, почему он её поднял.

Дидактическая игра

Карточка № 8[/b]

Настольно – печатная игра.

«Домино»

Цель: Закреплять знания о домашних и диких животных, отмечать особенности животных, продолжать воспитывать умение играть вместе, подчиняться правилами игры.

Игровые правила: Выигрывает тот, кто первый закончит подбор картинок,положит их по правилу: собака к собаке, медведь к медведю – и ни разу не ошибиться.

Игровые действия: Поиск нужных картинок, соблюдение очередности.

Пособия и материалы: Настольная игра «Домино»

Ход игры: Играют 4 – 6 детей, кто первый положит последнюю карточку, тот и побеждает.

Дидактическая игра

Карточка № 9

Словесная игра.

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

Цель: Учить называть действие словом; правильно употреблять форму глаголов (время, лицо); развивать творческое воображение, сообразительность.

Игровые правила: Все дети должны правильно изображать предложенное действие, чтобы можно было отгадать его и назвать.

Игровые действия: Имитация движений, отгадывание; выбор водящего.

Пособия и материалы: (нет)

Ход игры: Выбирают ведущего, он выходит, остальные договариваются, что они будут изображать действием, водящий должен отгадать, что за действие выполнили дети.

Дидактическая игра

Карточка № 10

Словесная игра.

«Так бывает или нет».

Цель: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Игровые правила: Кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает.

Игровые действия: Отгадывание небылиц.

Пособия и материалы: (нет)

Ход игры: Педагог может рассказать, что — нибудь неправильное,например: «Летом, когда солнце светит ярко, мы вышли и слепили из снега снеговика».

Дидактическая игра

Карточка № 11

Словесная игра.

«Добавь слово»

Цель: Упражнять в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе; развивать ориентацию в пространстве.

Игровые правила: Отвечает только тот, кому педагог бросит мяч.

Игровые действия: Дети ищут правильные слова, обозначающие разные расположения предметов в пространстве. Тот, кто поймал мяч, должен быстро дополнить предложение нужным словом.

Пособия и материалы:

Ход игры: Дети стоят по кругу, педагог бросает мяч ребёнку и спрашивает, где стоит стол? Или шкаф? ребенок поймавший мяч,отвечает: Стол стоит позади меня.

Дидактическая игра

Карточка № 12

Словесная игра

Дидактическая игра «Найди ошибку».

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное.Например: «Собака читает. Может собака читать?»Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

Читайте также:  Физическое развитие и воспитание ребенка от 1 года до 3 лет

Источник

Наталья Яковлева
Значение дидактических игр в развитии ребенка младшего дошкольного возраста

Отечественные педагоги и психологи считают, что наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. В эти годы закладывается фундамент дальнейшего развития ребенка. Для того чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, другими жизненно необходимыми умениями, их этому надо научить. В этой связи роль и значение дидактических (обучающих) игр в воспитании и развитии детей младшего возраста очень высока.

В дидактических играх формируется познавательная деятельность ребенка, активизируется сам процесс обучения. Помимо закрепления и расширения, имеющихся у ребенка знаний, в дидактической игре у него воспитываются такие качества, как находчивость, сообразительность, инициатива, усидчивость, умение преодолевать трудности, считаться с товарищами, т. е. умение жить в коллективе сверстников.

Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включены в современные программы дошкольного воспитания. С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».

Дидактическая игра — игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Характерной особенностью дидактических игр является то, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей, однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми.

Дидактические игры являются одним из компонентов воспитательной и образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом.

Дидактическая игра выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра представляет собой многоплановое,сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения детей. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако, если ребенок не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога.

Дидактическиеигры можно подразделить по содержанию:

— игры по сенсорному воспитанию,

— игры по ознакомлению с природой,

— математические и др.

По дидактическому материалу:

— игры с предметами и дидактическими игрушками,

— настольно-печатные игры,

— словесные игры,

Дидактические игры имеют большое значение в развитии ребенка младшего дошкольного возраста.

Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет его знания. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают доступные их восприятию и пониманию факты, явления (игры с куклой «Оденем Катю на прогулку», «Напоим куклу чаем», «В гости» и др.). Также дидактические игры развивают сенсорные способности детей, а игры с дидактическими игрушками, укрепляют мелкую моторику рук.

Дидактические игры развивают мышление и речь детей. Пополняется словарь ребенка, формируется правильная, речь, умение правильно выражать свои мысли. Многие дидактические игры вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.

Дидактические игры служат целям художественного воспитания, воспитания любви к прекрасному. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы.

Дидактические игры имеют определенное значение в нравственном воспитании детей. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать все сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. У детей формируются нравственные представления о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности у них вырабатывается умение действовать в среде сверстников.

В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи. Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющиеся у детей, причем часто в одной игре они могут использовать знания и представления, полученные на занятиях по разным разделам программы.

Дидактические материалы и настольно – печатные игры должны быть красочными, крупными, прочными, иметь познавательное и доступное содержание.

Таким образом, при правильном руководстве игра становится школой воспитания детей младшего дошкольного возраста. Руководя игрой, взрослый воспитывает активное стремление детей что-то узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию.

Источник