Дидактические игры на речевое развитие ребенка с зпр

Дидактические игры для детей с задержкой психического развития.

         

Задержка психического развития – это неравномерное недоразвитие  отдельных познавательных функций из-за функциональной незрелости отдельных мозговых структур.

В основе задержки психического развития выделяют 3 основных фактора:

  • Частичная недостаточность отдельных познавательных функций;
  • Эмоционально – волевая незрелость;
  • Нарушение умственной работоспособности.

Дети, имеющие такой диагноз, развиваются медленнее, чем их сверстники, на протяжении нескольких возрастных периодов. Задержка развития проявляется рано. Исходной причиной её могут быть алкоголизм родителей, болезни матери в период беременности, родовые травмы, инфекции, перенесённые в первые месяцы жизни, и некоторые другие вредные факторы, вызывающие слабовыраженную органическую недостаточность центральной нервной системы.

Задержка психического развития не относится к стойким и необратимым видам психического недоразвития: это временное замедление темпа развития. Отставание преодолевается с возрастом, причём тем успешнее, чем раньше начинается коррекционная работа с ребёнком (в дошкольном возрасте). Очень важны своевременная диагностика и создание специальных условий воспитания и обучения. К сожалению, родители часто не замечают или не придают значения отставанию в развитии ребёнка до поступления в школу. Только в начале обучения обнаруживаются незрелость мышления и эмоциональной сферы, ограниченность представлений и знаний, недостаточность интеллектуальной активности. Маленький ученик оказывается не в состоянии усвоить учебную программу и становится неуспевающим.

Воспитание и обучение детей осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и в процессе обязательных регулярных занятий.

Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит педагогу-дефектологу.

Одна из основных задач коррекционно-развивающего воспитания и обучения – подготовка детей к школе на занятиях.

Занятия с детьми проводятся педагогом-дефектологом в соответствии с учебным планом в первой половине дня по развитию речевого (фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте, по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, по развитию элементарных математических представлений, по ознакомлению с художественной литературой. Учебный план составлен в соответствии с требованиями программ коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР под общей редакцией С.Г.Шевченко.

Педагог-дефектолог отвечает за коррекционно — развивающюю работу в целом, проводит с детьми групповые и индивидуальные занятия. В обязанности дефектолога входят: динамическое изучение ребёнка, выполнение требований программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания, осуществление взаимодействия в работе с воспитателями, логопедом, психологом, преподавателем ИЗО, инструктором ФК, музыкальным руководителем, осуществление контакта с врачом, взаимосвязь с родителями, осуществление преемственности в работе со школой.

Педагог-дефектолог проводит динамическое наблюдение за продвижением каждого ребёнка, фиксирует в протоколах результаты обследования детей, что помогает ему планировать индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

Только тесная взаимосвязь педагогов и родителей принесёт положительный результат в работе с детьми.

В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – это основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

По выражению С.Я.Рубинштейн «В игре, как в фокусе  собираются, проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности». Поэтому, мы рекомендуем дидактические игры, направленные на коррекцию познавательной сферы.

                                                                              Учитель – дефектолог

             Копытова Л.В.

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром и развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

 Игра: « Что сначала, что потом?»

 Цель: Развитие временных представлений и ориентировки в пространстве.                                

1) Покажи — развитие пассивного словаря.

2) Назови — развитие активного словаря.

Примерные вопросы:

— Какое время года недавно закончилось?

— Какое время года сейчас?                                          

— После, какого времени года приходит весна?

— С какого времени начинается год?

Расставь картинки и назови по порядку все времена года.

Игра: « Найди такую же цифру».

Цель: Развитие зрительного восприятия.

Детям предлагаются разные цифры из разных материалов, разные по размеру.

 Инструкция: Найди все 1 или все 2 и т. д.

Игра:  «  Чудесный мешочек» или «Узнай  цифру  на ощупь ».

Цель:  Развитие  тактильных ощущений.

1.Детям предлагается узнать цифру на ощупь и назвать её.

2. Найти цифры по заданию  (только1).

Читайте также:  Трудности в развитии ребенка младенческого возраста

Игра: « Составь фигуру»

Цель: Развитие целостного восприятия.

Детям предлагается составить и назвать  геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, прямоугольник) из 2,4,6,8 частей.

Игра: « Узнай фигуру».

Цель: Закрепление  формы, цвета, размера.

Перед ребёнком выкладываются разные геометрические фигуры.

 Родители описывают одну из фигур по форме, размеру, цвету.                  Ребёнку необходимо узнать её из других фигур и назвать.                                            Можно произвести смену ролей, когда ребёнок называет, а родители угадывают.

Игра: « Большие, маленькие, одинаковые»

Цель: Развитие зрительного восприятия, отличие фигур по  размеру.

Детям предлагается найти  геометрические фигуры по  размеру.

1. Найти все большие фигуры.

2. Найти все маленькие фигуры.

3.Найти одинаковые фигуры.

Игра: « Подбери пару»

Цель: Соотнесение размера

Перед ребёнком набор одноимённых предметов разного размера (листья, шишки, жёлуди и т.д.)

1. Выбрать большой и маленький предметы и объяснить.

2. Подобрать к большому и маленькому предметам одинаковые предметы по размеру.

Игра: « Что сверху, а что снизу?»

Цель: Ориентировка в окружающем пространстве, умение определять «верх», «низ» на плоскости, на листе бумаги.

Перед ребёнком картинки разных предметов (солнце, облако, птица, цветы, деревья, грибы и т.д.)

1. Выбери предметы, которые должны находиться вверху.                                  2. Найди  предметы, которые должны находиться внизу.

3. Расположи картинки на столе (на листе) вверху и внизу.

Игра: « Угадай, что у меня»

Цель: Узнавание предмета по описанию, умение описывать предмет.

вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

1. Родители загадывают предмет и описывают его, не называя, ребёнок должен узнать его. Например:  Он резиновый, круглый, красный ит.д.

2. Дети сами составляют згадки-описания.

Игра: « Собери разрезную картинку»

Цель: Развитие целостного восприятия.

Ребёнку предлагается собрать  картинку, разрезанную на 2,3,4,6 ит.д. частей.

.

Игра: « Выполни, не ошибись»

Цель: Ориентировка в пространстве по инструкции. Построение предложений с предлогами и наречиями.

Родители выставляют перед детьми игрушки, предлагая выполнить соответствующие инструкции без ошибок. Например: Поставь зайца после машины. Мишку поставь между машиной и куклой. ( Слева, справа, за, перед, около)

Игра: « Что изменилось?»

Цель: Развитие зрительного восприятия.

Перед детьми раскладываются картинки от 4 и более, предлагается посмотреть и запомнить их. Ребёнок отворачивается, родители убирают или добавляют другую картинку. Взрослый просит повернуться и спрашивает:

 « Что изменилось?».

                                                                                                 Учитель-дефектолог  Копытова Л.В.

Источник

Елена Шиндина
Использование дидактических игр для познавательно-речевого развития дошкольников с ЗПР

Пояснительная записка

В современном обществе всё больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая роль в образовании принадлежит дошкольной педагогике. Именно в дошкольном детстве, в процессе социально-организованной и стимулированной деятельности, происходит становление психических процессов, развиваются качества личности (П П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). В последние годы среди воспитанников дошкольных учреждений увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Особую группу среди них составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития характеризует замедление темпов психического, а иногда и психофизического развития ребенка и его способностей.

Развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности ребёнка дошкольного возраста – важнейшая составная часть его общего психического развития. В свою очередь, речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах.

Нарушения речи у детей с ЗПР могут затрагивать разные её аспекты – мотивацию, программу высказывания, грамматическое структурирование текста и фразы, лексический запас, произношение и голос, темп, плавность. Нередко можно наблюдать сочетание указанных нарушений.

Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовке к школьному обучению принадлежит формированию математических представлений у дошкольников у дошкольников с ЗПР.

Обучение математике даёт широкие возможности для развития интеллектуальных способностей у детей (А. З. Зак, З. А. Михайлова, Н. И. Непомнящая и др.). Задачами математической подготовки являются не только формирование знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, навыков и умений в счёте, но и развитие познавательных интересов и способностей, словесно-логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребёнка.

Читайте также:  Комплексное развитие ребенка 3 года

Нарушения развития речи значительно осложняют обучение математике (А. Гермаковская, Г. С. Гуменная, Н. Л. Крылова, Т. И. Обухова и др.).

Дети с нарушениями речи допускают ошибки в определении пространственного положения предметов, в целостном восприятии предмета, в сравнении, сопоставлении, определении сходства и отличия между предметами. Речевые патологии влияют на процесс понимания и решения арифметических задач.

Исследования, проведённые А. Гермаковской, Г. С. Гуменной, Л. С. Цветковой, раскрывают влияние речевых патологий на процесс понимания и решения арифметических задач. Дети не могут проанализировать содержание, установить зависимости и отношения между данными задачи.

При формировании математических представлений важно не только добиваться усвоения знаний, умений и навыков, но и осуществлять мероприятия по коррекции психофизических возможностей детей, прежде всего речевой деятельности. Содержание коррекционной работы (по ФГТ)должно обеспечивать:

выполнение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

осуществление индивидуально ориентированной психолого- медико- педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого – медико – педагогической комиссии);

Возможность освоения детьми с ограниченными возможностями и здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Коррекционно-развивающие задачи предполагают преодоление недостатков познавательной деятельности: развитие понимания речи, речевого подражания, расширение активного и пассивного словарного запаса, лексико-грамматических структур, формирование связной речи, развитие сенсорного и интеллектуального потенциала, словесно-логического мышления.

Так как игра – ведущий вид деятельности в дошкольные годы, то с её помощью мы и осуществляем коррекцию развития детей с ЗПР.

Дидактические игры носят комплексный характер, позволяют развивать у детей не только математические представления, но и творческое воображение, зрительно-двигательную координацию, словесно-логическое мышление. Включение в работу всех анализаторов – зрительного, слухового, двигательного, — развитие их сложной деятельности – обязательное условие успешности занятий в дошкольном возрасте. Особый акцент при этом в соответствии с профилем группы мы делаем на развитие речевой и мыслительной деятельности, на формировании и актуализации математического словаря.

Предлагая дидактические задачи в процессе игровой деятельности, мы способствуем вычленению отдельных признаков предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определённым общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, развивается произвольное восприятие. В играх с математическим содержанием моделируются логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур и математических представлений.

По мнению У. В. Ульенковой только с помощью дидактических игр можно определить, насколько соответствует уровень развития ребёнка тем нормам, которые характерны для детей определённого возраста. У детей с ЗПР возможность самооценки и самоконтроля значительно снижены поэтому такие игры особенно актуальны для них. В дидактической игре мы создаём такие условия, в которых ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или определёнными предметами, приобретая собственный опыт.

Дидактические игры способствуют знакомству с математическими понятиями, их закреплению, конкретизации математических знаний, усвоению математической терминологии, использованию специальных математических выражений, а также развитию всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической) и связной речи в целом.

Предлагаемая (методическая разработка, пособие) включает в себя систему коррекционно- развивающей работы по познавательно- речевому развитию дошкольников с ЗПР на основе использования дидактических игр.

(дописать для кого пособие рекомендовано)

Система коррекционных игр

Нами разработана система использования различных групп дидактическихигр в зависимости от возрастных особенностей детей:

— игры с цифрами и числами;

— игры – путешествия во времени;

— игры на ориентирование в пространстве;

— игры с геометрическими фигурами;

— игры на словесно — логическое мышление.

Игры, обучающие детей счету.

В группе детей четвёртого года жизни используется дочисловой метод обучения, задача которого – подвести ребёнка к пониманию количественных отношений. Работа начинается с развития представлений о множестве. Мы предлагаем детям сравнивать два множества, сопоставлять элементы одного множества с элементами другого, различать равенство и неравенство групп предметов,составляющих множество.

Следующая подборка игр направлена на составление групп из отдельных предметов и выделение предметов по одному. Дети учатся различать понятия «много» и «один». При сравнении двух количественных групп с помощью приемов наложения и приложения определять их равенство и не равенство по числу входящих в них элементов. Так же они учатся составлять группу однородных предметов и выделять из нее один предмет, правильно отвечать на вопрос «сколько?». Не умея считать,малыши воспроизводят множество звуков на основе только чувственного восприятия: они хлопают, поднимают руку или стучат молоточками столько же раз, сколько постучал педагог. Мы приучаем ребят к пониманию следующих выражений и активному использованию их в своей речи: столько – сколько, поровну, больше – меньше, по одному – ни одного. Учить согласовывать слова «много», «один», в роде, числе и падеже с существительными; понимать значение вопроса «Сколько» и правильно на него отвечать. Существует множество игр, в которых дети учатся выделять один предмет, составлять группу предметов, овладевают терминами «один» и «много».Например: «Медведь и пчелы», «Фонарики», «Поезд», «Кот и мыши» и т. п.

Читайте также:  Центры развития ребенка до года в пензе

В играх «Хлопни как я», «Повтори, не ошибись» дети упражняются в воспроизведении хлопков, движений на слух (без счета).

В средней группе важной задачей остается умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине и т. д.

Решение этой задачи подводит детей к пониманию абстрактного числа. В процессе разнообразных игр дети усваивают и используют в речи простые слова и выражения,обозначающие уровень количественных представлений: много, один, по одному, ни одного, совсем нет, мало; такой же, одинаковый; столько же, поровну, столько, сколько; больше, чем; меньше, чем; каждый из., все. В играх «Повтори не ошибись», «Хлопни столько же раз», «Покажи столько же» и др. дается счет по осязанию, счет на слух и счет различных движений в пределах 5. Вводится знакомство с символикой – цифрами в пределах 5. В процессе обучения счету мы одновременно знакомим с цифрами – соответствующими обозначениями чисел. Название дидактических игр часто соответствует поставленной задаче «Сколько всего?», «Который по счету?», «Возьми столько, какую цифру ты видишь» и т. д.

Порядковый счет дается вместе с количественным в целях их отличия.Количественный счет: «Сколько?»«один, два, три».Порядковый счет: «Который?», «Какой по счету?»«первый, второй, третий».

Одной из важных задач в этот период является обучение детей умению отсчитывать предметы. Для ребенка считать и отсчитывать не одно и тоже. В играх «Сколько?», «Сколько всего?», «Возьми столько же», «Отсчитай и раздай» мы закрепляем эти умения.

Задачи в старшей группе направлены на расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, дальнейшее развитие деятельности счета. Мы создаём условия для овладения детьми счётом первого десятка, для знакомства с цифрами первого десятка.

В течение всего учебного года предлагаем дошкольникам упражняются в счете в пределах десяти. Они пересчитывают предметы, игрушки, отсчитывают из большего количества предметов меньшее, отсчитывают предметы по заданному числу, по цифре, по образцу. Образец может быть дан в виде числовой карточки с определенным количеством игрушек, предметов, геометрических фигур, в виде звуков, движений. При выполнении этих упражнений учим детей внимательно слушать задания педагога, запоминать их, а затем выполнять.

Важной задачей в старшей группе остается установление связей между смежными числами, понимание их отношений в пределах 10. Какое число следует за каким, какое из смежных чисел больше или меньше и как их сделать равными. Для этого проводим игры «Назови большее (меньшее)», «Продолжи ряд» и т. д. Знания закрепляются на разных группах предметах, чтобы дети убедились в постоянстве отношений между числами.

Решение этой программной задачи позволит сформировать у детей представление об отвлеченности числа, покажет независимость числа от направления счета. Мы учим детей считать, начиная с любого указанного предмета в любом направлении, при этом, не пропуская предметы и не пересчитывая их дважды. Для развитиядеятельности счета существенное значение имеют упражнения с активным участием различных анализаторов: счет звуков, движение на ощупь в пределах десяти. В старшей группе продолжается работа над усвоением порядкового числа в пределах десяти. Мы учим детей различать порядковый и количественный счет.

Считая предметы по порядку, необходимо условиться с какой стороны надо считать, как именно от этого зависит результат счета. Например, если дети пересчитывают 10 игрушек слева направо, то матрешка будет третья, а если считать справа налево, то матрешка будет восьмая. На занятиях мы стараемся использовать разнообразный наглядный материал.

Источник