Дидактические игры на развитие речи ребенка зпр
Елена Шиндина
Использование дидактических игр для познавательно-речевого развития дошкольников с ЗПР
Пояснительная записка
В современном обществе всё больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая роль в образовании принадлежит дошкольной педагогике. Именно в дошкольном детстве, в процессе социально-организованной и стимулированной деятельности, происходит становление психических процессов, развиваются качества личности (П П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). В последние годы среди воспитанников дошкольных учреждений увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Особую группу среди них составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития характеризует замедление темпов психического, а иногда и психофизического развития ребенка и его способностей.
Развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности ребёнка дошкольного возраста – важнейшая составная часть его общего психического развития. В свою очередь, речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах.
Нарушения речи у детей с ЗПР могут затрагивать разные её аспекты – мотивацию, программу высказывания, грамматическое структурирование текста и фразы, лексический запас, произношение и голос, темп, плавность. Нередко можно наблюдать сочетание указанных нарушений.
Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовке к школьному обучению принадлежит формированию математических представлений у дошкольников у дошкольников с ЗПР.
Обучение математике даёт широкие возможности для развития интеллектуальных способностей у детей (А. З. Зак, З. А. Михайлова, Н. И. Непомнящая и др.). Задачами математической подготовки являются не только формирование знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, навыков и умений в счёте, но и развитие познавательных интересов и способностей, словесно-логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребёнка.
Нарушения развития речи значительно осложняют обучение математике (А. Гермаковская, Г. С. Гуменная, Н. Л. Крылова, Т. И. Обухова и др.).
Дети с нарушениями речи допускают ошибки в определении пространственного положения предметов, в целостном восприятии предмета, в сравнении, сопоставлении, определении сходства и отличия между предметами. Речевые патологии влияют на процесс понимания и решения арифметических задач.
Исследования, проведённые А. Гермаковской, Г. С. Гуменной, Л. С. Цветковой, раскрывают влияние речевых патологий на процесс понимания и решения арифметических задач. Дети не могут проанализировать содержание, установить зависимости и отношения между данными задачи.
При формировании математических представлений важно не только добиваться усвоения знаний, умений и навыков, но и осуществлять мероприятия по коррекции психофизических возможностей детей, прежде всего речевой деятельности. Содержание коррекционной работы (по ФГТ)должно обеспечивать:
выполнение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
осуществление индивидуально ориентированной психолого- медико- педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого – медико – педагогической комиссии);
Возможность освоения детьми с ограниченными возможностями и здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Коррекционно-развивающие задачи предполагают преодоление недостатков познавательной деятельности: развитие понимания речи, речевого подражания, расширение активного и пассивного словарного запаса, лексико-грамматических структур, формирование связной речи, развитие сенсорного и интеллектуального потенциала, словесно-логического мышления.
Так как игра – ведущий вид деятельности в дошкольные годы, то с её помощью мы и осуществляем коррекцию развития детей с ЗПР.
Дидактические игры носят комплексный характер, позволяют развивать у детей не только математические представления, но и творческое воображение, зрительно-двигательную координацию, словесно-логическое мышление. Включение в работу всех анализаторов – зрительного, слухового, двигательного, — развитие их сложной деятельности – обязательное условие успешности занятий в дошкольном возрасте. Особый акцент при этом в соответствии с профилем группы мы делаем на развитие речевой и мыслительной деятельности, на формировании и актуализации математического словаря.
Предлагая дидактические задачи в процессе игровой деятельности, мы способствуем вычленению отдельных признаков предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определённым общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, развивается произвольное восприятие. В играх с математическим содержанием моделируются логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур и математических представлений.
По мнению У. В. Ульенковой только с помощью дидактических игр можно определить, насколько соответствует уровень развития ребёнка тем нормам, которые характерны для детей определённого возраста. У детей с ЗПР возможность самооценки и самоконтроля значительно снижены поэтому такие игры особенно актуальны для них. В дидактической игре мы создаём такие условия, в которых ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или определёнными предметами, приобретая собственный опыт.
Дидактические игры способствуют знакомству с математическими понятиями, их закреплению, конкретизации математических знаний, усвоению математической терминологии, использованию специальных математических выражений, а также развитию всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической) и связной речи в целом.
Предлагаемая (методическая разработка, пособие) включает в себя систему коррекционно- развивающей работы по познавательно- речевому развитию дошкольников с ЗПР на основе использования дидактических игр.
(дописать для кого пособие рекомендовано)
Система коррекционных игр
Нами разработана система использования различных групп дидактическихигр в зависимости от возрастных особенностей детей:
— игры с цифрами и числами;
— игры – путешествия во времени;
— игры на ориентирование в пространстве;
— игры с геометрическими фигурами;
— игры на словесно — логическое мышление.
Игры, обучающие детей счету.
В группе детей четвёртого года жизни используется дочисловой метод обучения, задача которого – подвести ребёнка к пониманию количественных отношений. Работа начинается с развития представлений о множестве. Мы предлагаем детям сравнивать два множества, сопоставлять элементы одного множества с элементами другого, различать равенство и неравенство групп предметов,составляющих множество.
Следующая подборка игр направлена на составление групп из отдельных предметов и выделение предметов по одному. Дети учатся различать понятия «много» и «один». При сравнении двух количественных групп с помощью приемов наложения и приложения определять их равенство и не равенство по числу входящих в них элементов. Так же они учатся составлять группу однородных предметов и выделять из нее один предмет, правильно отвечать на вопрос «сколько?». Не умея считать,малыши воспроизводят множество звуков на основе только чувственного восприятия: они хлопают, поднимают руку или стучат молоточками столько же раз, сколько постучал педагог. Мы приучаем ребят к пониманию следующих выражений и активному использованию их в своей речи: столько – сколько, поровну, больше – меньше, по одному – ни одного. Учить согласовывать слова «много», «один», в роде, числе и падеже с существительными; понимать значение вопроса «Сколько» и правильно на него отвечать. Существует множество игр, в которых дети учатся выделять один предмет, составлять группу предметов, овладевают терминами «один» и «много».Например: «Медведь и пчелы», «Фонарики», «Поезд», «Кот и мыши» и т. п.
В играх «Хлопни как я», «Повтори, не ошибись» дети упражняются в воспроизведении хлопков, движений на слух (без счета).
В средней группе важной задачей остается умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине и т. д.
Решение этой задачи подводит детей к пониманию абстрактного числа. В процессе разнообразных игр дети усваивают и используют в речи простые слова и выражения,обозначающие уровень количественных представлений: много, один, по одному, ни одного, совсем нет, мало; такой же, одинаковый; столько же, поровну, столько, сколько; больше, чем; меньше, чем; каждый из., все. В играх «Повтори не ошибись», «Хлопни столько же раз», «Покажи столько же» и др. дается счет по осязанию, счет на слух и счет различных движений в пределах 5. Вводится знакомство с символикой – цифрами в пределах 5. В процессе обучения счету мы одновременно знакомим с цифрами – соответствующими обозначениями чисел. Название дидактических игр часто соответствует поставленной задаче «Сколько всего?», «Который по счету?», «Возьми столько, какую цифру ты видишь» и т. д.
Порядковый счет дается вместе с количественным в целях их отличия.Количественный счет: «Сколько?» — «один, два, три».Порядковый счет: «Который?», «Какой по счету?» — «первый, второй, третий».
Одной из важных задач в этот период является обучение детей умению отсчитывать предметы. Для ребенка считать и отсчитывать не одно и тоже. В играх «Сколько?», «Сколько всего?», «Возьми столько же», «Отсчитай и раздай» мы закрепляем эти умения.
Задачи в старшей группе направлены на расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, дальнейшее развитие деятельности счета. Мы создаём условия для овладения детьми счётом первого десятка, для знакомства с цифрами первого десятка.
В течение всего учебного года предлагаем дошкольникам упражняются в счете в пределах десяти. Они пересчитывают предметы, игрушки, отсчитывают из большего количества предметов меньшее, отсчитывают предметы по заданному числу, по цифре, по образцу. Образец может быть дан в виде числовой карточки с определенным количеством игрушек, предметов, геометрических фигур, в виде звуков, движений. При выполнении этих упражнений учим детей внимательно слушать задания педагога, запоминать их, а затем выполнять.
Важной задачей в старшей группе остается установление связей между смежными числами, понимание их отношений в пределах 10. Какое число следует за каким, какое из смежных чисел больше или меньше и как их сделать равными. Для этого проводим игры «Назови большее (меньшее)», «Продолжи ряд» и т. д. Знания закрепляются на разных группах предметах, чтобы дети убедились в постоянстве отношений между числами.
Решение этой программной задачи позволит сформировать у детей представление об отвлеченности числа, покажет независимость числа от направления счета. Мы учим детей считать, начиная с любого указанного предмета в любом направлении, при этом, не пропуская предметы и не пересчитывая их дважды. Для развитиядеятельности счета существенное значение имеют упражнения с активным участием различных анализаторов: счет звуков, движение на ощупь в пределах десяти. В старшей группе продолжается работа над усвоением порядкового числа в пределах десяти. Мы учим детей различать порядковый и количественный счет.
Считая предметы по порядку, необходимо условиться с какой стороны надо считать, как именно от этого зависит результат счета. Например, если дети пересчитывают 10 игрушек слева направо, то матрешка будет третья, а если считать справа налево, то матрешка будет восьмая. На занятиях мы стараемся использовать разнообразный наглядный материал.
Источник
Статья«Дидактические игры на формирование
лексико-грамматического строя речи
у детей с ЗПР»
ЗПР – это нарушение нормального темпа психического развития. Проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в неумении сосредоточиться на выполняемом задании, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности не соответствуют возрасту).
Причины возникновения ЗПР различны. Основной причиной является слабовыраженные органические повреждения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникли при родовом или раннем периоде жизни ребенка, могут быть неблагоприятные течения беременности, патология родов, социальные факторы: педагогическая запущенность, ограниченные эмоциональные контакты с ребенком на ранних этапах развития, двуязычие.
ЗПР не передается по наследству, но в некоторых случаях наблюдается генетическая обусловленность недостаточности ЦНС. Нарушения речи при задержке психического развития преимущественно носят системный характер и входят в структуру дефекта.
У детей с задержкой психического развития отмечается разной степени выраженности недоразвитие лексической и грамматической сторон речи.
По данным И.А. Симоновой специфической особенностью речи детей с задержкой психического развития является обеднённость лексико-семантической стороны, что выражается как в ограниченности словарного запаса, так и в недостаточном владении значениями слова, выражающемся в неправильном их употреблении. Многие слова не имеют чётко дифференцированных значений. Часто из-за отсутствия в словаре нужного слова дети используют имеющиеся в их лексиконе слова, придавая им новое значение. В обиходной речи мало прилагательных, наречий, конкретные прилагательные подменяются более общими. В устных высказываниях отражаются особенности их познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Недостаточный уровень развития всех сторон речи и, особенно, ограниченность её лексического запаса создают дополнительные трудности при обучении детей с задержкой психического развития.
Особенности лексики детей с ЗПР проявляются и в недостаточной сформированности антонимических и синонимических средств языка.
Таким образом, у большинства детей с ЗПР обнаруживается бедность словарного запаса, своеобразие лексики, проявляющееся в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий и родо-видовых соотношений, в недоразвитии антонимических синонимических средств языка; грамматического строя речи, проявляющееся в значительном недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения; обнаруживаются значительные трудности дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида, возвратных и невозвратных глаголов, нарушение словообразования приставочных глаголов.
Дидактические игры и задания для развития лексического строя речи.
Развитие атрибутивного словаря
У детей с ЗПР несформированность прежде всего атрибутивного словаря, и особо относительных и качественных прилагательных. Расширение объёма словаря проводится параллельно с расширением представлений об окружающей действительности.
Примерные игры для развития атрибутивного словаря
1. Игра в лото «Что из чего сделано?»
Цель: обогащение атрибутивного словаря относительными прилагательными (используется приём словообразования).
У детей карточки лото с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например: стакан из стекла. Дети ищут изображение этого предмета на карточках. Тот, кто его находит у себя на карточке, должен ответить на вопрос о предмете: «Какой?», «Какая?», «Какое?» (стеклянный) и закрыть картинку фишкой. Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.
Стакан из стекла – стеклянный Шарф из шерсти – шерстяной.
Варенье из вишни – вишнёвое Ложка из дерева – деревянная.
Сумка из кожи – кожаная Ведро из железа – железное.
Мяч из резины – резиновый Ваза из хрусталя – хрустальная и др.
2. Игра «Кто, что умеет делать?»
Цель: обогащение и активизация предикативного словаря.
Логопед предлагает детям картинки с изображением людей различных профессий. Дети называют, кто что делает.
Учитель учит, доктор лечит, повар варит (готовит), уборщица убирает, дворник подметает, художник рисует, парикмахер стрижет, строитель строит, продавец продает, покупатель покупает и др.
3. Игра «Кто как передвигается?»
Цель: обогащение предикативного словаря глаголами движения.
Логопед показывает картинки, изображающие животных, дети определяют их и называют, как они передвигаются.
Лошадь – скачет, змея – ползает, птица – летает, рыба – плавает, лягушка – прыгает.
Развитие номинативного словаря
Также у детей с ЗПР недостаточная сформированность номинативного словаря. Хуже всего дети знают названия животных (диких, домашних), одежды, мебели и другие лексические темы.
Примерные игры для развития номинативного словаря:
1. Игра «Угадай».
Цель: развитие мышления, актуализация номинативного словаря из группы животных.
а). Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами.
Он на севере живёт, вместо сена мох жуёт (олень).
б). Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом (лиса).
в). Он большой, серый и злой (волк).
2. Игра «Придумай слово», отвечающее на вопрос «Что?» по теме «Овощи, фрукты, ягоды».
Цель: обогащение номинативного словаря, активизация процесса припоминания, воображения.
Большой (что?) арбуз, желтая…, маленькая…, крупный…, круглый…, мелкий…, твёрдый…, мягкая…, сладкая…, вкусное…, горький…, синяя…, красная…, зелёный…, черная…, длинный…, спелая…, сочный…, свежий…, хрустящий….
3. Игра «Придумай слово», отвечающее на вопрос «Кто?» по теме «Дикие животные».
Цель: обогащение номинативного словаря, активизация процесса припоминания, воображения.
Большой (кто?) слон, маленькая…, пушистая…, колючий…, могучий…, пятнистая…, полосатая…, длинноногий… и прочее
Развитие грамматического строя речи
Наряду с несформированностью лексического строя речи у детей с ЗПР встречается большое количество ошибок при употреблении предложно-падежных конструкций.
Примерные игры для развития грамматического строя речи:
1. Игра «Кто подберёт больше слов?»
Цель: закрепление в речи формы винительного падежа.
Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. Можно использовать предметы и картинки.
— Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, скатерть, салфетку и т.д.)
— Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, платье, плащ, колготки и т.д.)
— Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги, сандалии и т.д.)
Побеждает тот, кто подобрал больше слов.
2. Игра «Кому что дадим?»
Цель: закрепление в речи формы дательного падежа.
Расставить картинки с изображением корма для животных (морковь, орехи, грибы, малина, мёд, косточка, овощи, молоко и т.д.). На столе – игрушечные животные (корова, лошадь, ёж, заяц, белка, медведь, кошка, собака, свинья).
В процессе игры дети берут по одной картинке с изображением корма для животных, кладут её около соответствующей игрушки и отвечают на вопрос: «Кому это дадим?» Сено дадим корове, лошади. Яблоко дадим ежу. Грибы дадим белке. Орехи дадим тоже белке. Малину дадим медведю. Молоко дадим кошке. Мёд дадим тоже медведю. Косточку дадим собаке. Овощи дадим свинье.
3. Игра «Кто где живёт?»
Цель: закрепление формы существительных предложного падежа.
На доске выставляются картинки с изображением жилищ животных. Логопед предлагает детям ответить на вопрос: «Где живет (или зимует) лиса (медведь, ёж, мышь и т.д.)? Лиса живёт в норе. Медведь зимует в берлоге. Волк живёт в логове. Корова живет в коровнике. Телята живут в телятнике. Кролики живут в крольчатнике. Белка живет в дупле. Мышка живёт в норе. Лошади живут в конюшне. Свиньи живут в свинарнике.
Список используемой литературы
1. Александрова Т.В. «Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников»: Пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
2. Жукова Н.С., Мастюкова. Е. М., Филичева Т. Б.«Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников». М.: Просвещение, 1990.
3. «Логопедия». /Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. – М.: ВЛАДОС, 1999.
4. Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет». СПБ.: КОРОНА принт, 2004.
Источник