Дидактические игры на развитие глазомера ребенка

Дидактические игры на развитие глазомера ребенка thumbnail

Анастасия Гиденко
Картотека упражнений для детей средней группы для развития глазомера

1. Необычные пробки

На картонках проделайте небольшие отверстия круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные. Попросите играющих вырезать из бумаги «пробки», которые точно закрывали бы эти отверстия. Примерять «пробки» нельзя, надо пользоваться только глазомером. Побеждает тот, чьи «пробки» наиболее точно закроют отверстия.

2. Точные промежутки

Для игры необходимы 8-10 одинаковых монет. Положите в ряд три монеты плотно друг к другу и уберите среднюю. Это образец, которого будут придерживаться играющие. Дети должны положить остальные монеты по прямой линии так, чтобы между ними были такие же промежутки, как между двумя первыми. Точность промежутков проверьте монетой.

3. Определите высоту

Перед играющими на расстоянии 2-3 метров расставьте предметы различной высоты. Каждому участнику выдайте лист, на котором перечислены эти предметы. Играющий под каждым названием должен нарисовать отрезок, равный высоте этого предмета. Выигрывает тот, кто более точно определил высоту предметов.

4. Сколько нужно предметов?

Предложите играющим расположить 2 кубика на таком расстоянии один от другого, чтобы между ними вплотную поместилось 4, 7, кубиков.

Вместо кубиков можно использовать пуговицы, монеты, спички.

Выигрывает тот, кто наиболее точно определит расстояние.

5. Разделите отрезок

Начертите прямые линии на листах бумаги. Раздайте листы игрокам. Каждый играющий должен разделить отрезок прямой на 8 (6, 4) равных частей за 2 (1) минуты. Проверьте правильность деления с помощью линейки и объявите победителя. Можно усложнить задание, предложив разделить отрезок на 3, 5, 7 частей.

6. Где больше?

Для игры подберите разнообразную посуду различной формы и величины и стакан. Предложите участникам на глаз определить, сколько стаканов воды понадобится, чтобы заполнить данный сосуд. Они должны проверить себя, наполнив посуду водой из стакана. Можно провести соревнования на скорость в парах, предложив игрокам две одинаковые емкости.

7. Считайте ногами

Нарисуйте на полу квадрат со стороной, равной 1 метру. Вызовите двоих игроков и поставьте их в квадрат друг против друга. Завяжите им глазаи попросите выполнить команды: «Кругом!», «6 шагов вперед!», «2 прыжка на левой ноге вправо!», «Кругом!», «А теперь вернитесь в квадрат и пожмите друг другу руки». Побеждает пара, сумевшая правильно рассчитать весь путь.

8. Верный глаз

Ведущий раздает играющим листы бумаги, на которых нарисованы квадрат, прямоугольник, ромб и параллелограмм. Играющие по команде ведущего должны разделить эти фигуры на равные части. После выполнения задания при помощи линейки определяется, кто был более точен.

9. Телеграмма

Играющие стоят в кругу, взявшись за руки. В центре стоит водящий. Он должен «перехватить» телеграмму, увидеть, кто пожимает руки. Если он это замечает, то встает в общий круг, а попавшийся становится водящим. Если телеграмма доходит до получателя,он говорит: «Получил» и сам отправляет телеграмму кому-то. Нельзя отправлять телеграмму рядом стоящему. Если водящий никак не может перехватить послание, его лучше поменять

10. Нос — пол — потолок

Ведущий называет: «нос» или «пол» или «потолок». И сам показывает пальцем на пол, на потолок или на нос (иногда не на то, что говорит, чтобы запутать играющих). Участники показывают то, что называет ведущий. Те, кто ошибся, получают штрафные очки, которые потом творчески отрабатываются.

Источник

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по развитию зрительного восприятия

Зрительное восприятие.      Дидактические  игры.

Сенсорные          эталоны

1

Д/и «Назови форму предмета»

Цели: закреплять умение зрительно соотносить форму предмета с эталоном.

Ход игры: дети делятся на две команды. Одна команда называет предметы прямоугольной формы, а другая-квадратной. За каждый названный предмет дети получают фишку. В конце игры выясняется, сколько фишек заработала каждая команда.

Усложнение: считать можно предметы объемной формы, определенного цвета.

Зрительное  восприятие.    Дидактические игры

Сенсорные         эталоны.

2

Цели: формировать у детей дифференцированное восприятие качеств величины.

Ход игры: дети стоят вокруг стола. На столе разложены картинки с изображением предметов разной величины по кругу. Например: карандаш длинный и  короткий.

В середине круга лежит стрелка. Дети ее раскручивают и говорят слова: «Стрелка, стрелка покружись,всем картинкам покажись. Покажи нам поскорее, какая из них тебе милее. Дети берут картинку, на которую указывает стрелка и называют величину предметов.

Зрительное восприятие.         Дидактические игры.

Сенсорные эталоны

3

Д/и «Кто больше запомнит».

Цели: закреплять у детей умение зрительно узнавать в

окружающем пространстве  цвет, форму, величину пре-

дметов, развивать зрительное внимание, память.

Ход игры: В игре принимают участие несколько детей.

Им предлагается в течение нескольких минут увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета, величины, формы. По сигналу один ребенок начинает называть, а другой дополняет.

Зрительное восприятие              

Дидактические игры

Сенсорные

эталоны

4

Цели: развивать умение зрительно соотносить предме-

ты по цвету, развивать цветоразличение, внимание.

Ход игры: Играет 5-6 человек. На подносе лежат мел-

кие игрушки четырех основных цветов. Педагог пока-

зывает  4 коробочки. На дне каждой есть кружок опре-

деленного цвета (из 4х). Идя по кругу, педагог откры-

вает одну из коробочек. Дети должны взять с подноса

и положить в эту коробочку игрушку такого же цвета, какого цвета кружок в коробочке. Слова: «На донышке в коробочке огонек горит, какие брать игрушки. Он нам говорит. Смотри не перепутай, внимательно следи, что такого цвета, в коробочку клади.

Зрительное восприятие              

Дидактические игры

Сенсорные

эталоны

5

Д/и «Раз, два, три- назови»

Цели: Закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание, ориентиро-

вку в микропространстве.

Ход игры: Дети шагают по кругу под счет раз, два, три.

Потом педагог говорит: «Раз, два, три- цвет предмета назови» и показывает какой-нибудь предмет. Дети называют цвет предмета. Снова шагают по кругу и на слова «раз, два, три-форму предмета назови», называют форму показываемого предмета. Можно называть объе-

мную форму предметов, величину двух предметов, цвет, оттенки цвета.

Зрительное восприятие

 Дидактические игры            

Сенсорные

эталоны

6

Д/и «Подбери предмет по цвету»

Цели: закреплять умение соотносить цвет-как основной признак с цветностью предметов, развивать зрительное внимание, память, ориентировку в пространстве.

Ход игры: Дети стоят в кругу. В середине стоит стол. На нем лежит карта с кружками разного цвета.( в зависимости от возраста). В середине карты –стрелка.

Карта круглая. Дети по очереди поворачивают стрелку, приговаривая слова «стрелка, стрелка покружись, всем кружочкам покажись. И какой тебе милее, укажи нам поскорее! Стоп!» На какой цветной кружок  укажет стрелка, такого цвета предмет на картинке надо поло-

продолжение

6

жить рядом с кружком. Карточки с контурами и силуэтами предметов лежат на другом столе. Например: стрелка остановилась на бордовом кружке. Рядом с этим кружком нужно положить силуэт или контур свеклы. Стрелку крутят все по очереди. Услож-нение: можно подбирать к цветному кружку несколько силуэтов или контуров предметов данного цвета.

Зрительное восприятие

Дидактические игры

Сенсорные

эталоны

7

Д/и «Подбери предмет по форме».

Цель: развивать умение соотносить форму предмета с эталоном, развивать зрительное внимание.

Те же самые правила, что и в игре «Подбери предмет по цвету». Та же самая стрелочка, те же самые слова, только вместо слова «цвет» говорим слово «форма».

На другом столе лежат картинки с изображением предметов разной формы (объемной и плоской) а на карте нарисованы плоские и объемные формы.

Зрительное восприятие

Дидактические игры

Сенсорные

эталоны

8

Д/и «Разложи как я скажу»

Цель: развивать зрительную память, дифференцировку плоских геометрических фигур, зрительное внимание, ориентировку в микропространстве.

Ход игры: Перед детьми лежат разные геометрические фигуры. Педагог убеждается, что дети знают их назва-

ния. Затем педагог предлагает детям выложить эти фигуры в определенном порядке. Порядок может быть самый разный: слева направо, сверху вниз, по образцу, по памяти, в определенной последовательности , по счету( выложить так, чтобы второй была трапеция, чет-

вертым- ромб и т. д.).

Зрительное восприятие

Дидактические игры

Ориентировка

9

Д/и «Что в левой, что в правой руке».

Цель: закреплять ориентировку по направдениям, на листе бумаги, зрительное внимание, зрит. память.

Ход игры: Педагог показывает детям две картинки, одинаковые по сюжету, но разные по расположению предметов. Дети должны назвать расположение предметов на обеих картинках. Например: на картинке справа солнце находится в левом верхнем углу, а на картинке слева- оно в правом верхнем углу. Картинки можно сделать по любой теме. Чем старше дети, тем больше предметов может быть на картинках и больше отличий.

Зрительное восприятие

Дидактические игры

Ориентировка

10

Д/и « Зайка в гости прискакал».

Цель: развивать зрительные память и внимание, ориентировку в микропространстве.

Ход игры: Перед детьми на столе раскладываются игрушки в определенном порядке: справа вверху, внизу, слева вверху, внизу, посередине. Приходит в гости зайка и меняет местами  игрушки. Слова: «Зай-

Ка к деткам прискакал, прыгал, бегал и играл. Все предметы поменял, а потом он ускакал. Дети должнназвать, как поменял прдметы зайка.

Усложнение: предметы можно заменить на геом. фигуры, на цветные карточки и т. д.

Зрительное восприятие

Дидактические игры

Ориентировка

11

Цель: развивать ориентировку на листе бумаги, зритель

ное внимание, зрит. память.

Ход игры: Дети играют парами. Перед каждым ребенком лежит лист бумаги и 7 разных геометричес-

ких фигур. Все фигуры лежат в центре листа. По сигна-

лу играющие  раскладывают фигуры по всему листу, в центре, в правом верхнем углу, в нижнем левом и т. д. Затем сравнивают расположение фигур на своих листах и рассказывают об этом. Например: У меня квадрат находится в верхнем правом углу, а у тебя? Прямоугольник у меня наверху между квадратом и треугольником, а у тебя?   И т. д. Дети поочередно

Зрительное восприятие

Дидактические игры

Ориентировка

продолжение

11

задают  друг другу вопросы. Усложнение: один ребенок закрывает глаза, а в это время другой меняет положение фигур на листе. Открыв глаза, ребенок рассказывает об изменениях.

Зрительное восприятие

Дидактические игры

Ориентировка

12

Д/и «Раз, два, три-как ты шел- назови».

Цель: развитие ориентировки в микропространстве, по направлениям (право, лево, верх, низ).

Ход игры: Детям показывают лабиринт. Нужно помочь зайке пройти к зайчихе. Чтобы помочь, надо провести пальчиком по лабиринту и сказать слова: « С лабиринтом я играю, по дорожке пробегаю. Пальчик мой идет, идет,но куда он приведет? Раз, два, три- как ты шел-назови». Ребенок рассказывает, как сначала пальчик шел вправо, потом вверх, потом налево и т. д.

Усложнение: лабиринт перекрещивается лабиринтом другого цвета. Можно усложнить направления.

Зрительное восприятие

Дидактические игры

Ориентировка

13

Цель: Развивать умение  ориентироваться на плоскости по клеткам, октивизировать слуховое внимание, зрит.

внимание, различать цвета, оттенки.

Ход игры: игровое поле 5 на 5 клеток. Они окрашены через одну (или оттенки или цвета, в зависимости от поставленной цели). Можно еще геом. фигуры разного цвета. Центральная клетка занята фишкой- мухой. Игровая ситуация: Сидела муха в своем домике, а потом решила пойти погулять. Ведущий говорит, на сколько клеток и в каком направлении муха продвинулась 3-4 раза. Влево, вправо, наискосок вниз  

Зрительное восприятие

Дидактические игры

Ориентировка

продолжение

13

и т. д. Между какими клетками  оказалась? Какая клетка справа вверху, внизу и т. д. Усложнение: можно предложить играть не передвигая муху по индивидуальному полю, а следить глазами путь мухи по демонстрационному полю. Пособия: одно поле демонстрационное, 4- маленьких индивидуальных, 4 фишки.

Зрительное восприятие

Дидактические игры

Ориентировка

14

Д/и «Двенадцать месяцев».

Цель: развивать ориентировку во времени (названиях месяцев), временах года, слуховое внимание.

Ход игры: педагог раскладывает на столе карточки с цифрами от 1 до 12 и перемешивает их. Играющие берут карточки и выстраивают по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Они превратились в 12 месяцев. Педагог задает вопросы: «Первый месяц- как тебя зовут?». «Двенадцатый месяц- как тебя зовут?» «Шестой месяц-а тебя как зовут?» и т. д. Можно сделать подсказку- на обратной стороне написать первую букву месяца.

8

Зрительное восприятие

Дидактические игры

Предметные

представления

15

Цель: развивать умение ориентироваться в расположе-

нии частей предметов, развивать зрительное вниман-е.

Ход игры: перед детьми раскладываются предметные картинки- можно до 20 и больше. Играют двое, трое детей. Ведущий говорит: «Сейчас я сосчитаю до 10, а вы за это время должны выбрать и взять себе картинки с предметами, у которых есть ручки». Ведущий читает до 10, а дети выбирают картинки. Кто выбрал больше всех-выиграл. Теперь нужно назвать положение ручки на предмете. Например: у чашки ручка сбоку. У зонтика внизу и т. д Вопросы к картинка: 1. У кого.

Зрительное восприятие

Дидактические игры

продолжение

15

Или у чего есть ножки? 2. У кого или у чего есть иголки? Задание: выберите картинки с предметами, у которых ручки сбоку, сверху,снизу. Ручки- мебель, инструменты, электроприборы, зонтик, сумка. Ножки: растения, мебель, животные, игрушки. Иголки: люди, животные, инструменты:  

Зрительное восприятие

Дидактические игры

Предметные

представления

16

Цель: развивать зрительное внимание, зрительную память, предметные представления.

Ход игры: На подставке стоят предметы по любой теме: овощи, животные, посуда и т. д.  Или на фланелеграфе картинки или силуэты, геометрические фигуры. Для малышей педагог показывает зайчика и говорит, что он хочет поиграть с детьми. Но сначала надо запомнить картинки или предметы. Дети запоминают, бегают, прыгают вместе с зайчиком. Педагог произносит слова: «Зайка к деткам прискакал, прыгал, бегал и играл. А когда он ускакал, что-то он с собою взял».

Зрительное восприятие

Дидактические игры

Предметность

восприятия

17

Цель: развивать представление о том, что один и тот же предмет выглядит по-разному в зависимости от наблюдателя.

Ход игры: дети сидят парами за столами напротив друг друга. На середине каждого стола стоит предмет, имеющий ярко выраженные различия передней и задней сторон (часы, неваляшка, чайник и т. д. ) Выбирается один водящий. Он отворачивается и произносит считалку. Остальные дети в это время схе-

матично зарисовывают стоящий перед ними предмет так, как они его видят. Затем все рисунки перемешива-

Зрительное восприятие

Дидактические игры

Предметность

восприятия

17

Д/и «Угадай-ка». продолжение

ются и произносятся слова: «угадай-ка, угадай, чей рисунок-отгадай» Водящий поворачивается, берет рисунок и старается найти автора.

Источник

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Народная мудрость гласит: «Ум гибнет не от износа,

он «ржавеет» от неупотребления!»

Актуальность: Средний дошкольный возраст является сензитивным для развития у ребенка представлений о величине предметов, так как на данной этапе у дошкольника происходит активное формирование наглядно-образного мышления, появляются задатки словесно-логического. Однако, понятие величины является для дошкольников достаточно сложным и стихийно сформироваться не может, вне специального обучения дошкольники не овладевают в достаточной степени умением адекватно воспринимать и определять величину. рационально организованное обучение дошкольников формированию понятий о величине предметов обеспечивает общее умственное развитие детей, поскольку умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.

Цель: подобрать комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на формирование представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Выявить возможности дидактических игр в приобретении дошкольниками математических знаний.

2. Изучить психолого-педагогические исследования по формированию представлений о величине у детей дошкольного возраста.

3. Рассмотреть дидактические игры, направленные на развитие представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста.

Реализация: мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, рассмотрели и проанализировали особенности использования дидактических игр в процессе формирования представлений о величине у дошкольников.

Для удобства использования дидактических игр и упражнений мы условно объединили их в четыре основные группы. В каждой группе определены общие мыслительные задачи.

В первую группу входят игры на закрепление умения сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине). Вторую группу составляют игры с помощью которых совершенствуются умения сравнивать несколько предметов по величине и раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке. Дидактические игры на развитие глазомера объединены в третьей группе. В четвертую группу выделены игры на развитие у детей представлений о времени.

Одним из критериев отбора дидактических игр и упражнений для формирования представлений о величине у дошкольников среднего возраста является соответствие их содержания задачам формирования представлений о величине у детей 5-го года жизни. В средней группе задачи следующие:

-совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить способам сравнения предметов по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине;

-учить соизмерять предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего);

-устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины; вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов («Эта (красная) башенка — высокая, эта (оранжевая) — ниже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — еще ниже, желтая башенка — самая низкая» и т. д.);

-формировать представления о последовательности частей суток и времен года.

Предполагаемый результат: предложенная система игр позволит обеспечить эффективную работу с детьми.

1. Дидактические игры на закрепление умения сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине)

Дидактическая игра «Завяжем кукле бантики». Цель: Формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами «длинный», «короткий».Ход игры: Воспитатель говорит, что в гости к детям пришла кукла Маша, она торопилась и по дороге потеряла ленточку. Но у нас есть ленточка, и мы можем Маше завязать бантики. Предлагает подумать, как отрезать ленты одинаковой длины. Дети высказывают свои предложения и месте с воспитателем рассматривают адекватные условные мерки, выбирают картонную полоску. При помощи картонной полоски воспитатель вместе с детьми отмеряет и отрезает ленточку нужной длины и завязывает кукле бантики.

Дидактическая игра «У кого хвост длиннее?». Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», «длиннее», «широкий», «узкий».Ход игры: Шум за дверью. Появляются звери: слоненок, зайчик, медведь, обезьяна — друзья Вини-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый раз вместе с педагогом они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, широкий, узкий и т.д.

Игровое упражнение «Три поросенка». Цель: Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте), обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный — короткий, длиннее — короче; широкий — узкий, шире — уже, высокий — низкий, выше — ниже. Содержание: На столах у детей — дорожки из бумаги. Воспитатель дает задания: «Что можно сказать о длине дорожек? Сравните их по длине. По какой дорожке поросенок добежит до домика быстрее? (По короткой.). Покажите короткую дорожку». Аналогичным образом дети из двух елочек выбирают высокую елочку, чтобы спрятать за ней домик поросенка.

Игровое упражнение «Найди пару». Цель:Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше. (Занятие можно провести на прогулке.) Содержание:Воспитатель уточняет время года и его характерные признаки, предлагает детям поехать в осенний лес. Обращает внимание детей на шишки, предлагает детям рассмотреть их. Воспитатель интересуется: «Шишки одинаковые по величине?» Затем предлагает: «Возьмите по одной большой шишке. Найдите ей пару — маленькую шишку. Что можно сказать о величине маленькой шишки по сравнению с большой? (Маленькая шишка меньше большой шишки.)Что можно сказать о величине большой шишки по сравнению с маленькой шишкой?» (Большая шишка больше маленькой шишки.)

Игровое упражнение «Сравним ленты». Цель: Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный — короткий, длиннее — короче; широкий — узкий, шире — уже. Содержание:Воспитатель объявляет, что в гости к детям приехали клоуны. Клоуны «показывают» упражнения с лентами. Воспитатель спрашивает: «Какого цвета ленты у клоунов? Одинаковые ли они по длине? Как это можно узнать?» Воспитатель вместе с детьми располагает ленты на фланелеграфе друг под другом, предлагает показать длинную (короткую) ленту и спрашивает: «Что можно сказать о длине красной ленты по сравнению с синей? Что можно сказать о длине синей ленты по сравнению с красной?».

Игровое упражнение «Перепрыгнем через дощечки». Цель: Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению. Содержание: Воспитатель показывает детям дощечки и выясняет, одинаковые ли они по ширине или нет. Просит показать широкую (узкую) дощечку и предлагает перепрыгнуть через дощечки.

2. Дидактические игры для совершенствование умения сравнивать несколько предметов по величине и раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке

Дидактическая игра «Собери пирамидку». Цель: Закрепить умение составлять изображение пирамидки из овалов разной величины в порядке убывания.Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку назвать величину разложенных на столе овалов и их цвет, составить пирамидку.

Дидактическая игра «Наведи порядок на кухне». Цель: Закрепить умение различать величину предметов: большой, поменьше, самый маленький.Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть посуду, которая лежит перед ними на столе, уточняет названия, цвет и величину. Предлагает навести порядок на кухне, расставив посуду в порядке убывания, возрастания слева направо.

Дидактическая игра «Поможем мишкам». Цель: Дать первоначальное представление о практическом построении сериационного ряда, ввести в словарь детей слова «поменьше», «побольше», обозначающие промежуточную величину.Ход игры:В гости к детям «приходят» три медведя из сказки. Педагог обращает внимание малышей на разные по величине игрушки. В процессе игры педагог соотносит размер игрушки с определённым образом: «Большой медведь — папа, поменьше — мама, самый маленький — сынок». Детям предлагается набор мебели (столы, стулья и кровати) трёх величин и аналогичный набор тарелок. Даётся задание сперва «покормить» медведей (посадить каждого медведя на соответствующий по размеру стул, за такой же стол и поставить необходимую по величине тарелку), а затем уложить спать (аналогично подбираются кровати и постельное бельё).

Игровое упражнение «Постройте ребят по росту». Цель: Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий. Содержание: Воспитатель вызывает троих детей разного роста. Остальные дети помогают ему построить ребят по росту. Дети называют рост каждого ребенка в ряду. Под музыку дети двигаются по группе, по окончании мелодии они останавливаются в разных местах группы и строятся по росту в порядке возрастания. Дети называют рост каждого ребенка. Упражнение повторяется еще раз с участием других детей.

3. Дидактические игры на развитие глазомера

Дидактическая игра «Собери из частей» Цель: развитие сенсорного восприятия. Ход игры: Воспитатель раскладывает перед ребёнком готовый силуэт насекомого (гусеницы, божьи коровки, бабочки или пчелы), части насекомого (голова, туловище, лапки, крылья, элементы узоров на туловище). Воспитатель предлагает ребёнку, рассмотреть, назвать из каких частей состоит данное насекомое на готовом силуэте (гусеница, божья коровка, бабочки или пчела) и собрать части насекомого вместе.

Дидактическая игра «Подбери пару варежке». Цель:закрепить название геометрических фигур, понятий один — много, большой — меленький, Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что кукла Маша собралась на улицу, но она не может найти две одинаковые варежки и просит помочь ей. Воспитатель показывает ребенку одну из варежек, предлагает подобрать ей пару, уточняет рисунок (форму, цвет, количество, размер).

Дидактическая игра «Собери яблоки». Цель: Закрепить умение различать величину предметов: большой, поменьше, самый маленький.Ход игры: Воспитатель на столе перед ребенком раскладывает картинку яблони с яблоками разной величины, уточняет одинаковые ли по величине яблоки на яблоне. Демонстрирует ребенку корзинки, уточняет какие они по величине, предлагает собрать яблоки в нужные корзинки.

4. Дидактические игры для формировать представления о последовательности частей суток и времен года

Игровое упражнение «Наш день».Задача: знакомить детей с характерными свойствами единиц измерения времени. Содержание: У каждого ребенка сюжетные картинки с изображением детей, играющих в зимние игры. Воспитатель задает детям вопросы и предлагает показать соответствующие картинки: «Вспомните, во что вы играли вчера на прогулке? Во что бы вы хотели поиграть сегодня? Во что вы будете играть завтра?». Упражнение можно провести и без картинок (в зависимости от того, насколько хорошо дети владеют понятиями вчера, сегодня, завтра).

Игровое упражнение «Разложи картинки». Задача: закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

На доске в произвольном порядке расположены картинки, на которых изображен мишка в разное время суток. Воспитатель предлагает детям помочь мишке разложить картинки по порядку: «Что изображено на картинках? Что делает мишка? Когда это бывает?»

Дидактическая игра «Продолжай». Задача:усвоение последовательности частей суток. Ход игры:дети встают в круг. Воспитатель называет любую часть суток, например день и кидает мяч кому-нибудь из детей. Тот должен последовательно назвать остальные три части суток: вечер, ночь, утро.

Дидактическая игра «Назови соседей» (с мячом, с карточками, с круговой моделью). Задача:закрепление последовательности смены частей суток.Ход игры: Воспитатель называет любую часть суток, а дети ее соседей. Желательно, чтобы сначала назывался левый сосед, а затем правый.

Источник