Дидактические игры как метод развития речи ребенка
Елена Братчик
Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста
Подготовил: воспитатель
Братчик Е. В.
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взрослых – обучении. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Дидактические игры часто рассматриваются всего лишь как игровой прием в ходе занятий.
Вместе с тем дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.
Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребёнка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребёнок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Дидактическая игра имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как эти игры способствуют расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
В соответствии с ФГОС ДОО речевое развитие дошкольниковпредполагает достижение целевых ориентиров: владенье речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонетического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Хорошая речь — важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая пытливости и любознательности.
По мнению Л. С. Выготского, игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающий запросам и влечением самого ребенка. Л. С. Выготский подчеркивал, что ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ принадлежащий ему самому. Особенность игры состоит в том,что она представляет собой воображение в наглядно действенной форме: ребенок использует один предмет, в качестве заместителей реальных предметов, осуществляющих символизацию. Многие дидактические игры побуждают детейпревращаться в разные предметы рукотворного мира и описывать их: форму, цвет, размер, из какого материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит, где его можно увидеть сегодня и т. д. дети выполняют роль «знатоков». Известный педагог Е. И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру, её роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни. Ею разработаны специальные дидактические игры под названием «Парные игры», которые требуют сосредоточенности, внимания, умению выделить в предмете общее и различное, восстановить недостающие части, нарушенный порядок и др.
Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.
Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире (А. С. Макаренко, У. П. Усова, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Е. И. Тихеева и др.).
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Важным является положительное эмоциональное отношение детей к подобным играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны воспитателя оказывают на детей положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности.
Обучающие игры развивают речь детей: пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Дидактическая игра представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление.Поэтому основными функциями игры являются:
• игровой метод обучения;
• форма обучения;
• самостоятельная игровая деятельность;
• средство всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игракак игровой метод рассматривается в двух основных видах: игры — занятия и дидактические игры. В играх-занятиях ведущая роль принадлежит воспитателю, который использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Все это сочетается с вопросами, объяснениями, указаниями.
С помощью игр-занятий воспитатель не только передает определенные знания, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные воспитателем представления о построении игрового сюжета, об игровых действиях с предметами. Очень важно, чтобы затем были созданы все условия для переноса полученных знаний в самостоятельные, творческие игры.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит учебное и игровое начала. Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Использование таких игр способствует решению следующих задач:
— побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
— способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
— совершенствовать разговорную речь;
— обогащать словарь;
— формировать грамматический строй речи и т. д.
В дошкольной педагогике все дидактическиеигры в зависимости от материала можно разделить на три основных вида:
• игры с предметами;
• настольно-печатные;
• словесные.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр состоит в том,что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, величиной.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и задачи,которые решаются при их использовании:
• подбор картинок по парам;
• подбор картинок по общему признаку;
• запоминание состава, количества и расположения картинок;
• составление разрезных картинок и кубиков;
• описание, рассказ о картинке с показом действий, движений.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся у них представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы, отгадывают их по описанию, находят признаки сходства и различия и др.
Методика проведения дидактическихигр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ.
Работы А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьяковой, В. Н. Аванесовой показали, что использование специально сконструированных дидактических пособий, проведение дидактических упражнений и игр должно органически сочетаться с сенсорным восприятием, осуществляемым на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчлененно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. д)
Дидактические игры играют значительную роль и в развитии мелкой моторики. Анализ теоретических подходов показывает, что развитие моторики действительно является средством подготовки ребенка к школе. В ходе работы по развитию движений решаются задачи развития всех психических процессов. Различные виды изодеятельности, физические упражнения, театрализованная деятельность, графические задания, пальчиковые игры и упражнения – все это способствует успешному обучению.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
Источник
Людмила Вишнякова
Дидактическая игра как метод развития речи детей
«Дидактическая игра как метод развития речи детей».
1 слайд
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
2 слайд
Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.
Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок, — уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах его деятельности.
Педагоги-дошкольники справедливо придают огромное значение, развитию речи детей, видя в ней условие повышения общей культуры ребенка, условие его умственного, нравственного и эстетического развития. Чистота, грамотность и связность речи ребенка являются одним из условий его готовности к обучению.
Исследователи детской речи выделяют несколько этапов ее развития у ребенка-дошкольника.
3 слайд
1. Подготовительный (от 0 до года). На первом, подготовительном этапе в раннем возрасте дитя готовится к овладению речью. И главным условием является правильная, четкая речь папы и мамы, бабушки и дедушки, а не сюсюканье, которое только тормозит формирование четкой речи детей.
2. Преддошкольный К 11-12 месяцам у детей появляются самостоятельные слова. А уже к полутора годам слова для детей приобретают обобщенный характер. Они понимают то, что говорит взрослый, и появляется возможность усвоения знаний о мире, накопления слов и опыта. Следует отметить, что накопление собственного словарного запаса малыша проходит очень активно на втором и третьем году жизни. К началу третьего года жизни у ребенка формируется грамматический строй речи.
3. Дошкольный (с 3х до 7 лет)
Как известно, период наивысшей речевой активности – пятый год жизни
В пять лет у ребенка улучшается дикция. Он может прекрасно имитировать голоса животных, передавать интонацией голос определенного героя сказки. Его речь богата, грамматически правильная, предложения сложные.
Можно выделить несколько условий успешного развития речи детей.
5 слайд
Создание развивающей предметно-пространственной среды;
Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивает более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.
Потребность общения, или коммуникации.
В развивающем процессе должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят дошкольника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.
Создание благоприятной речевой среды.
От того какая речевая среда окружает ребенка, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда — это речь родителей, окружающих, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в детском саду – речь воспитателей и других работников, речь, звучащая на занятиях.
Значимость материала.
Участие родителей в речевом воспитании детей.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия.
6 слайд
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речии навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:
обогащение активного словаря детей;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
развитие речевого творчества;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение каждой задачи меняются методы средства обучения. Удельный вес той или иной задачи меняется при переходе от группы к группе.
Также ведущим видом деятельности дошкольников — является игра.
7 слайд
Дидактические игры – это игры обучающие, познавательные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей.
Дидактическая игра является игровым методом, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Дидактическиеигры можно разделить на три вида:
8 слайд
словесные игры, игры с предметами и настольно-печатные
В результате использования всех видов дидактических игр у детей формируется грамматический строй речи, самостоятельность в решении задач игры, развивается связная речь, речевая активность, активизируется словарь.
Дидактическая игра – имеет определенную структуру,
9 слайд
Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила отличающую ее от других видов игр и упражнений, что делает ее более интересной перед детьми дошкольного возраста. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчат процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра помогает сделать любой учебный материал легко запоминающим и интересным.
Организация дидактической игры педагогом осуществляется в трёх основных направлениях:
10 слайд
подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.
Дидактическая игра – это эффективный метод всестороннего развития детей (умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового). Она способствует и обеспечивает развитие речи детей, в частности, обогащает речь, формирует связную речь, правильное звукопроизношение и, безусловно, способствует формированию грамматического строя речи.
Таким образом, использование дидактических игр положительно влияет на речевое развитие детей дошкольного возраста, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога, в тесной взаимосвязи с родителями.
Источник
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка»
г. Сухиничи Сухиничского района Калужской области
Использование дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский.
Подготовила:
воспитатель Юрьева
Юлия Евгеньевна
2019г.
Дошкольное детство самый важный период развития для каждого ребенка. Игра – основная деятельность детей дошкольного возраста — в процессе, которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Дети – творцы настоящего и будущего. Окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослыми: ребенок – «новичок», все для него полно новизны, значения; ребенок в игре «открытие» того, что давно известно взрослому. Среди разнообразных игр, проводимых в детском саду, важное место принадлежит дидактическим играм.
В своей педагогической работе больше внимания я уделяю, дидактической игре и благодаря ее использованию, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной игровой форме для детей дошкольного возраста. Я считаю, что дидактическая игра позволяет развивать речь детей: пополняет и активизирует словарный запас слов, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Поэтому, основной целью для моей работы заключается развитие всех элементов устной речи детей с помощью использования дидактической игры. В соответствии с целью я поставила следующие задачи:
- изучить теорию педагогической литературы использования дидактических игр в процессе воспитания;
- оценить уровень развития речи у детей;
- апробировать дидактические игры в педагогической работе по формированию грамматического строя речи, словаря, звукопроизношения, развития связной речи.
Из своего опыта работы хочу сказать, что дидактические игры по праву является одним результативным средством обучения. В практике работы дошкольных образовательных учреждений они используются на всех видах занятиях.
Дети в младшем дошкольном возрасте бывают скромными, нерешительными, робкими, необщительными. Для решения этой серьезной проблемы немало важно использовать дидактические игры, для достижения поставленной цели.
В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к одной из важнейших педагогических задач. На завершающем этапе дошкольного образования ребенок должен, прежде всего, хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Проблема развития речи является одной из актуальных в дошкольном возрасте. Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, а самое главное, средством совершенного воспитания личности ребёнка.
Нужно знать, что у дидактической игры две цели: одна – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Я думаю, что дидактическая игра представляет собой многообразное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей. Игра развивает язык, а язык организует игру. Если правильно подобрать игры и упражнения, то они дают возможность благоприятно воздействовать на все составляющие речи. В игре ребенок получает возможность пополнять активизировать и закреплять словарь, развивать связную речь, словесное творчество, коммуникативные навыки и уметь правильно выражать свои мысли.
Использование дидактических игр способствует решению многих задач:
- Формировать грамматический строй языка и т.д.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук и произвольное внимание у детей и сосредотачиваться на поставленной цели.
- Побуждать детей к общению друг с другом и объяснению всех своих действий.
- Обогащать словарь и совершенствовать разговорную речь;
- Учить детей четко излагать свои мысли, развивать логическое мышление.
- Воспитывать у детей уверенность в себе.
Для того, чтобы дидактическая игра имела значение в развитии речи детей и повысился интерес к игре, полагаю придерживаться следующих требований.
- дидактическая игра должна наделять упражнения полезные для умственного развития;
- должна быть увлекательной задача, решение которой требует умственного усилия, преодоления трудностей и препятствий;
- игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их удовольствие.
Все дидактические игры можно подразделить на несколько типов, но при всем этом разнообразие игр помогут тренировать память, слух, пополнять словарный запас.
Выделяют следующие виды дидактических игр:
Игры – путешествие имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, простое через загадочное, трудное через преодолимое. Д/Игра «Путешествие в гости к весне». (Цели: развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность; закрепить знания о зимних явлениях в природе; формировать интерес к окружающему).
Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Д/Игра «Вверх – вниз»: (Цели. Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их; помочь детям понять значение слов вверх – вниз, научить отчетливо произносить их).
Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.
Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Д/Игра «Кто я в семье?» (Цели: формирование представлений о родственных связях; учим детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка).
Воспитатель в дошкольных учреждениях должны выбирать игры, направленные на определенную область развития речи, в зависимости от возраста детей и их уровня речевого развития. Игра так же должна заинтересовать всех детей, чтобы у них был азарт выполнять поставленные задачи, совместно достигая цели. Я считаю, что первым условием, при котором дидактическая игра станет средством умственного развития — это наличие: дидактической задачи, правил и игровых действий. Вторым условием является правильная организация дидактической игры мной как воспитателем, включающая в себя подготовительный этап дидактической игры, ее проведение и анализ.
Я знаю, что методика проведения дидактических игр включает в себя: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, краткая беседа); объяснения хода и правил игры. Секрет успешной организации игры заключается в том, что я, обучая детей, сохраняю вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их.
Сами дидактические игры делятся на три типа:
Игры с предметами или игрушками направлены непосредственно на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: Играя с сюжетными дидактическими игрушками, совместно с детьми наделяли их человеческими качествами, заботились о них, укладывали спать. Для формирования словаря я провожу дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром: «Помоги кукле постирать», «Уберемся в своей комнате», «Приготовим обед» «Что изменилось?», «Найди и назови», «Магазин», «Чьи это детки» и др. Игры помогают развивать у детей способность наблюдать, дети узнают разнообразные предметы, а также я знакомлю детей с трудовыми действиями взрослых.
Настольно – печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Что растёт в саду, лесу, огороде?», «Что сначала, что потом?», «Лото», «Логический поезд», «Где это я видел?» и др. Содержание настольно-печатных игр разнообразно. Они основаны на принципе наглядности (изображения). С помощью парных картинок дети знакомятся с отдельными предметами (посудой, мебелью, животными, птицами, овощами и фруктами их качествами и свойствами).
Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а главное развитию связной речи. Развитию внимания и наблюдательности способствуют игры типа «Повтори за мной», «У кого?», в которых я предлагаю выполнить упражнение каждой группе детей (присесть девочкам одетые в одежде розового цвета, подпрыгнуть мальчикам одетые в шорты и т.д.) Д/Игры: «Что за предмет?», «Что за овощ?», «Скажи какой?» подбираю яркие игрушки с новыми признаками (овощи, фрукты, одежда), описывая, дети называют не только видимые признаки, но и показывают знания о свойствах и качествах предмета. (Например: яблоко какое? Круглое, красное, большое, сладкое, кислое, вкусное.) Очень важно в Д/Игре формировать умение видеть начало и конец действий, этому способствуют задания на выполнение раскладывание картинок, изображающих действия героев в их последовательности (сказка «Теремок»). Проводила игры в виде инсценировок, драматизаций знакомых сказок, используя разные виды театра: теневой, «театр в руке». Провожу с детьми индивидуальную работу, где включаю описание игрушек, картинок, составляю совместно рассказы, а затем домашнее задание самостоятельно совместно с родителями. Вне занятий я взяла такой прием, как рассказывание каждое утро о своей любимой игрушке, то есть «секрете». Как известно, в этом возрасте дети очень любят игрушки и часто приносят свои любимые игрушки из дома в детский сад. Дети описывали свои игрушки. При описании многие дети использовали слова, которые они подбирали на занятии при рассматривании игрушек, естественно оказывалась помощь и с моей стороны.
Из всего выше сказанного могу сказать, что использование дидактических игр в своей работе, способствуют развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи детей — попытка учить детей радостно, без всякого принуждения. Важную роль в эффективности дидактических игр занимает использование их верным путем. Игра должна заинтересовать всех детей, чтобы у них был азарт выполнять поставленные задачи, совместно достигая цели. Для этого необходимо добиться достижения нескольких пунктов одновременно:
Дети должны четко понять, что от них требуется. Нужно просто и ясно изложить условия игры и уметь правильно поставить цели и задачи. И родители, и воспитатели должны быть совместно вовлечены в процесс игры и в процессе игры поощрять ребенка. Обычная похвала – морально поддержат каждого ребенка и придадут ему уверенности.
Каждая игра должна быть в радость. Сложно угодить нескольким детям сразу, однако важно, чтобы все между собой были заинтересованы. Если дети ссорятся из-за выбора дидактической игры, то найдите вместе компромисс.
Дошкольники часто играют самостоятельно, развивая свою речь посредством игры. В эти моменты к ним лучше не вмешиваться, чтобы интерес к игре не пропал. Особенно приживаются активные игры с мячом или те игры, которые могут вызвать смех. Например, игра «Съедобное не съедобное»
Игры, направленные на развитие речи могут быть совершенно разными и увлекать не только детей, но и взрослых. Успехом дидактических игр как средство развития речи у детей является элемент соревнования.
Для снятия зрительной нагрузки и смены действий важно проводить физкультминутки в игровой форме. Чтобы ребенок развивался, необходимо для этого создать условия. В группе необходима, оборудованная дидактическая зона, где дети пользуются разнообразным материалом, с которым они играют по своему желанию индивидуально, небольшими группами.
Хочется отметить в работе тесную взаимосвязь с родителями. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет в организации дидактических игр, в домашних условиях. Полезную информацию для родителей необходимо доводить через беседы, консультации, родительские собрания. Например: рубрика «Домашнее задание», где даются родителям практические рекомендации, по формированию речевых навыков.
Интересным и полезным являлся раздел уголка для родителей «Консультации», здесь родители знакомятся с дидактическими играми на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данного раздела, необходимо учитывать большую загруженность родителей домашними делами, поэтому рекомендуется играть с детьми даже на кухне. Например: применяя игровые упражнения на развитие мелкой моторики, дидактические игры: «Помогаю маме» и «Давай искать на кухне слова» или «Угощаю». Родители на опыте убеждались в том, что совместные игры с детьми помогали лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Для подобного общения с детьми нужно всегда находить время. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников
Таким образом, подводя итог, мы можем сделать вывод, что дидактическая игра является широко распространенным методом активности речевого развития дошкольников. Следовательно, педагогам в дошкольных учреждениях необходимо развивать речь детей при помощи дидактических игр. Это поможет детям обогатить свой словарный запас, научит их выражать свои мысли точно, последовательно, улучшит общение с окружающими людьми и сверстниками. Я считаю, что дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, внесут занимательность в процесс образования. И помните, что дидактические игры, как средство развития речи детей, являются одним из лучших методов.
Источник