Дидактические игры для развития ребенка сделать своими руками
Сегодня как никогда актуальны вопросы раннего развития наших детей. Ребенок должен узнать и освоить как можно больше и как можно раньше – иначе он рискует потерять шансы, например, попасть в сильную группу профильного детсада. Или к хорошему репетитору, который берет не всех. Или не пройти конкурс в нужную школу – и отправиться получать образование по месту прописки. Или маме нечем будет похвастаться перед другими мамами в песочнице.
Так постепенно все время дошкольника занимают всевозможные развивающие занятия. Но не лишается ли он при этом, собственно, детства? И не ставит ли это родителей перед трудным выбором между детством и достижениями?
Дидактика – наука об обучении
Хороший выход из ситуации – развивающие игры. Психологи и педагоги еще в середине прошлого века установили, что наиболее прочно и устойчиво усваиваются навыки и знания, полученные в ходе увлекательной игры.
Кроме того, ребенка проще уговорить на повторение той же игры, чем на повторение тех же уроков. А повторение, как известно, мать учения.
Такие развивающие игры называются дидактическими. Дидактика – это наука, изучающая сам познавательный и обучающий процесс.
Дидактические игры можно пройти на развивающих занятиях или купить в специализированных магазинах – однако, если вы хотите интереснее провести время с вашими детьми, попробуйте сделать дидактические игры для детей своими руками. Вместе.
Увлекательный процесс создания будущей любимой игрушки – тоже своего рода полезная дидактическая игра. Осталось определиться, какие навыки развивать первыми.
Моторика
Отличный вариант игр для развития моторики и пространственного мышления – всевозможные игры-шнуровки. Вам понадобится несколько кусков картона или пластика и яркие разноцветные шнурки.
Пластик удобнее – такую игрушку можно помыть. Если вы делаете дидактические игры для детского сада своими руками, есть смысл сразу делать их моющимися – дети есть дети.
У вас наверняка есть разноцветные крышки от давно потерянных пластиковых контейнеров – это отличный шанс пустить их в дело.
Сделать игру-шнуровку просто. Нужно просто вырезать по трафарету узнаваемые фигурки – например, яблоню и яблоки. Или красный гриб и белые точки. Или синее небо и белое облачко.
В деталях аккуратно проделываются отверстия для шнурков – и ребенок, продевая шнурки в дырочки, может сам повесить яблоки на яблоню или полить дождиком из тучки.
Такие дидактические игры хорошо работают в младшей группе детского сада. Интересное развлечение для малышей – а там и до завязывания настоящих шнурков недалеко.
Речь
Если вы делаете дидактические игры по развитию речи своими руками, начните с кукольного театра. Пальчикового. Персонажей любимых сказок можно нарисовать на бумаге вместе с детьми. Потом к бумажным артистам будущего театра с изнанки приклеиваются колечки из бумаги или ленточек – с их помощью куклы будут крепиться на палец.
Чем больше ваша коробка с героями сказок, тем больше сказок и пьес вы можете разыграть с детьми по ролям.
Вы удивитесь, сколько сказок они способны выучить наизусть за один день – и потом повторять друг с другом день за днем, меняя сюжеты и вариации.
Если бумажные куклы не выдержат такой популярности, можно сделать более прочных кукол из ткани. Или связать крючком. Заодно ребенок сможет попробовать свои силы в шитье и вязании – под вашим присмотром.
Дидактические игры такого уровня сложности в старшей группе детского сада точно будут встречены на ура.
Слух
Запоминать и различать звуки окружающего мира – тоже полезный навык. Можно сделать «конфетки» из пустых коробочек от киндер-сюрпризов, завернутых в цветную бумагу.
В коробочки кладутся разные предметы так, чтобы получилось по две конфетки с одинаковым звучанием. Задача ребенка – найти каждой вытащенной из коробки конфетке пару на слух.
В усложненном варианте — еще и угадать, какая в конфетке «начинка» — если вы начиняли конфетки вместе, процесс угадывания будет особенно увлекательным.
А если обертки парных конфет не будут совпадать по цвету – это поможет понять разницу между звуком и цветом. И, заодно, выучить цвета.
Фото дидактических игр своими руками
Помогите сайту, сделайте репост 😉
Источник
катя шляхина
«Дидактические игры своими руками»
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное,педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры способствуют:
— развитию познавательных и умственных способностей детей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
— развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
— социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.
В своей работе я широко использую дидактические игры, которые создаю своими руками. Они ценны тем, что многие из них мы создаем вместе с детьми, тем самым повышаем интерес играм.
Предлагаю вашему вниманию некоторые из них:
1Игра: «Бабушкин дворик».
Цель: способствовать запоминанию названия домашних животных, создать условия к игровым действиям.
Данное дидактическое пособие используется в НОД, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной игровой деятельности детей.
2 ИГРА «Развивалочка».
Дидактическая игра с цветными крышками-способствует сенсорному развитию ребенка, развитию речи, мышлению, логики, вниманию, памяти, восприятию, мелкой моторики, расширяет кругозор у детей.
Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения.
3 ИГРА «Математическое табло».
Методическая разработка игры создана в контексте реализации педагогического опыта по теме-дидактические игры, как средство коррекционного формирования у дошкольников математических навыков и умений.
Цель: Создание условий для формирования элементарных математических представлений о фигурах, цифрах, счете. Сенсорного развития через сенсорно-игровые действия с дидактической игрой.
4 Игра «»Колючки для ежей».
ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ- развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта мышления и становлению речи.
5 Игра «Накорми животных»
Развивающая игра на прищепках «накорми животных».Материал:прищепки;распечатанные картинки с интернета животных и их корм. Животных вырезаем и приклеиваем к прищепкам, на круг приклеиваем корм. Эта игра закрепляет знания о домашних животных (их названия, кто что кушает, так же прищепки разрабатывают моторику рук, что очень важно для ребёнка. Так же игра способствует развитию сообразительности и смекалки. В эту игру можно играть одному ребёнку, а можно сразу двум или трём деткам одновременно, это способствует развитию коллективизма в группе.
6 ИГРА «Угадай что внутри».
Для игры используем пластиковые контейнеры из «Киндер-сюрпризов» в которые насыпаем разные крупы – горох, фасоль, манную и гречневую крупы, рис и т. д., предложите ребенку узнать на слух, что лежит в киндере и положить на картинку с изображением наполнителя. Дети безмерно рады когда содержимое киндера и картинка совпадают.
7 ИГРА «Собери матрешки».
Цель:Учить детей выстраивать предметы в порядке возрастания.
8 Игра «Геометрическое лото для маленьких»
Цель:
Развивать логическое мышление у детей.
Задачи:
Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике.
Формировать умение выделять основные признаки фигур: цвет, форма, величина.
Формировать умение составлять рисунок из геометрических фигур по образцу.
Источник
Ольга Королева
Дидактические игры своими руками для детей раннего возраста
Фоменко т. а. : |
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине). |
Представляю свои игры, созданные из подручных средств.
1) Игра «Песочные червячки»
Цель: развивать мелкую моторику, соотносить и называть цвета-красный, жёлтый, синий, зелёный; развивать речь.
Кроме червячков (из ёлочных бус, покрашенных лаком) в песочек (манку) можно закапывать мелкие игрушки, например, животных и находить каждому малышу маму, упражнять в запоминании названий детёнышей животных (у телёнка мама корова, у ягнёнка овечка и т. д.)
Задания детям:
• Найди червячков для птички;
• Разложи цветных червячков по тарелочкам соответствующего цвета;
• Сколько червячков ты нашёл: одного или много;
• Найди детёныша и отдай его маме.
2) Игра «По дорожке я иду»
Шнурки, разные по толщине, наклеены на цветной картон, в виде неровной дорожки. В начале и в конце дорожки картинки по сюжету: ёжик ищет яблоко, собачка ищет будку и т. д.
Цель: развивать тонкую моторику правой руки, развивать речь.
Задание:
• Проводи телёнка по дорожке пальчиком до мамы-коровы и т. д. по сюжету.
3) Дидактическая игра «Конструктор». Фигуры из солёного теста покрыты гуашью и лаком.
Цель: в процессе игры со строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (шар, кубик, кирпичик, пластина, трёхгранная призма, с цветом; учить сооружать постройки; соотносить цвета.
Задания:
• Построим домик, гараж и т. д.
• Выбери только шары и положи в круглые формочки;
• Разложи фигуры по цветным коробочкам соответствующего цвета;
• Сортер — разложи фигуры в подходящие отверстия.
4) Игра «Весёлые прищепки».
Цель: развивать мелкую моторику, воображение.
Задание:
Посмотри, чего не хватает зайчику — ушей, хвостика; солнышку -лучиков, рыбке- плавников, и прикрепи прищепки.
5) Дидактическая игра «Разноцветное лото».
Цель игры — развитие мелкой моторики, произвольного внимания и координации движений, закрепление знания цветов.
Задание:
• Разложи пробки по кружочкам такого же цвета как пробка.
6) Дидактическая игра «Умное лото».
Цель игры — закрепление знаний о цветах и фигурах, развитие речи. Можно использовать при диагностике.
Задание:
• Разложи фигуры по своим домикам, чтобы совпадали и цвет и форма.
• Разложи фигуры по цветам;
• Разложи детали по фигурам: треугольники, квадраты, круги.
7) Дидактическая игра «Цветные стаканчики».
Цель игры — продолжать формировать знания о цвете (стаканчики красного, жёлтого и синего цвета, развивать координацию движений, воображение.
Задание:
• Построим из стаканчиков разноцветный теремок, или только из красных стаканчиков для зайки, только из жёлтых стаканчиков для лисички и т. д.
• Сделаем сервировку стола: на красные тарелочки нужно поставить красные стаканчики, на синие тарелочки поставим синие стаканчики.
8) Игра «Волшебный ящик». Состоит из спичечных коробков, склеенных между собой попарно. Получается «комодик» с выдвижными ящичками, на которые наклеена цветная бумага с обеих сторон одного цвета. На глазах у ребёнка прячем в один из ящичков крупную красивую пуговицу, перевернём комод и попросим ребёнка отгадать, в каком ящике пуговица.
Цель игры — развивать внимание и память, ловкость рук.
Буду рада, если кому то пригодится в работе с малышами.
Источник
Ольга Королева
Дидактические игры своими руками для детей раннего возраста
В. а. сухомлинский: |
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. |
Дидактические игры — это игры обучающие, дающие возможность обучать детей раннего возраста посредством игры.
Представляю вашему вниманию дидактические игры, которые легко можно повторить из подручных средств.
А теперь о каждой игре поподробнее:
1)Дидактическая игра «Ёжики»
Цель:Способствовать развитию мелкой моторики руки, запоминанию основных цветов (красный, синий, зелёный).
Задание для ребёнка:подбери «иголочки» такого же цвета как ёжик.
2) «Мешочки для метания»
Цель: обогащать чувственный опыт ребёнка за счёт разного содержания (горох, чечевица, греча, манка, знакомят с формой (круг, квадрат, треугольник).
Задания для детей:
— метать мешочки через натянутый шнур;
— найти мешочек с таким же наполнителем как у меня (горох, греча, чечевица, манка);
— найти мешочек такой же формы как у меня (круглый, квадратный, треугольный).
3)Дидактическая игра «Спрячь мышонка».
Цель: учить детей соотносить предметы по цвету.
Задание для ребёнка: спрячь мышонка от кота за дверью такого же цвета как домик.
4)Дидактическая игра «Бусы»
Цель:способствовать развитию мелкой моторики рук, группировать предметы по цвету или форме. Фигурки – это детские макароны в виде транспорта, покрашенные акриловой краской.
Задания для ребёнка:
-собери бусы;
-выбери все фигурки красного (синего, зелёного) цвета и положи их на красную (синею, зелёную) тарелочку;
-выбери только машины (паровозики, мотоциклы).
5)Дидактическая игра «Разноцветные яички»
Цель: способствовать запоминанию и соотнесению основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный).
Задания для ребёнка: разложи красные яички в красные ячейки, жёлтые яички в жёлтые ячейки и так далее, при этом воспитатель раскладывает яичко каждого цвета в соответствующую ячейку, показывая образец выполнения задания.
6)Дидактическая игра «Резиночки»
Цель: развивать мелкую моторику рук, воображение. Может использоваться как для самостоятельного занятия ребёнка, во время которого он старается растянуть резиночки в разных направлениях и воображать что получилось. Для детей постарше можно давать задания: сделай квадрат, треугольник или построй домик, дорогу, или ребёнок сам может придумать картину, развивая воображение.
7)Дидактическая игра «Заколочки».
Цель:развивать мелкую моторику рук и запоминать основные цвета (красный, синий, зелёный, жёлтый)
Задание для ребёнка: прикрепи заколочку кукле такого цвета, какой у неё поясок (например, прикрепи красный цветочек кукле с красным пояском).
8)Дидактическая игра «Баночки»
Цель:развивать слуховое внимание. В каждых двух коробочках одинаковое содержимое: макароны, горох, соль, греча. Коробочки из-под теста для лепки закрываются плотно,но лучше крышки посадить на клей-момент.
Задание для ребёнка: найди две коробочки, которые звучат одинаково.
Коробочки представлены на общей фото слева.
9)«Волшебная коробочка»— это коробочка со всякими интересными штучками разными на ощупь, там можно найти и шишку, и зеркальце, и мягкие помпушки, и каштаны и многое другое. С помощью этой «волшебной коробочки» можно отвлечь малыша от ухода мамы.
10)Поднос с наклейками засыпаем тонким слоем манки и рисуем пальчиком узоры, находя при этом разные картинки.
Цель:развивать речь, мелкую моторику, тактильные ощущения.
Источник
Дидактические игры своими руками
Здравствуйте, уважаемые коллеги, друзья!
Хочу поделиться с вами идеями изготовления игр своими руками(эти игры были сделаны мною за последние три года),захотелось собрать все игры в одной рубрике.
Макет «Домашние животные»
был изготовлен из бросового материала (картона и газетных трубочек), для детей дошкольного возраста.
Ознакомиться с мастер-классом по изготовлению макета можно здесь
Цель: закрепить представления о домашних животных.
Задачи:
Образовательная:
Закрепить знания детей о домашних животных. Отмечать характерные признаки животных.
Закрепить умения сравнивать, находить сходства и различие.
Формировать умения различать животных и их детенышей.
Формировать навык составления короткого рассказа о животных.
Развивающая:
Развивать у детей память, мышление, воображение.
Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Воспитательная:
Воспитывать у детей любовь к родному краю.
Воспитывать у детей доброе отношение к животным, вызвать желание помогать им.
Макет «Дворик мельника»
Назначение: макет предназначен для непосредственно образовательной и игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, для украшения интерьера.
Цель – способствовать возникновению и развитию эмоционально – познавательного интереса к историческому и культурному наследию России.
Задачи:
1. Закреплять знания об особенностях крестьянского труда, о профессии мельника.
2. Расширять представление о жизни крестьянской семьи на Руси.
Дидактическая игра: «Накорми колобка»
Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Оборудование: не высокие пластиковые баночки с крышечками, фасоль.
Изготовление пособия: на крышечке изобразить колобка (или другого персонажа) из самоклеющейся бумаги. Сделать отверстие во рту канцелярским ножом (удобно вырезать отверстие, если крутить ножом по кругу)
«Рыболов»
Вариантов этой игры очень много. Ее можно усложнять в зависимости от возраста детей. Я предлагаю свои варианты с детьми младшей, средней группы.
Ребенок ловит удочкой рыбку.
1.»Какого она размера, цвета»
Цель: упражнять детей в определении размера рыбки; закреплять знания цвета.
2.»Где, что растет»
Цель: учить классифицировать предметы по темам «Овощи», «Фрукты».
3.»Кто, где живет»
Цель: учить классифицировать предметы по темам «Домашие, дикие животные»
4.»Где чья мама»
(нужны дополнительные карточки с изображением животных)
Цель: учить подбирать домашних и диких животных, правильно их называть.
5.»Четвертый лишний»
Цель: учить классифицировать предметы по темам.
«Гвоздики и резиночки»
Для этой игры нужна деревянная фанера, канцелярские гвоздики и банковские резиночки.
Цель: для развития мелкой моторики, зрительного, цветового и пространственного восприятия, воображения;; закреплять знания разнообразных видов геометрических фигур, линий.
Игра «Веселые гномики».
Цель:выучить названия дней недели и порядок следования, закрепить понятия вчера, сегодня, завтра.
Первый вариант.
«Какого гномика не стало».
Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одного гномика. Дети открывают глаз и отгадывают, какой гномик убежал.
Второй вариант.
Дети закрывают глаза, воспитатель меняет порядок следования гномиков. Дети открывают глаза и расставляют их в правильной последовательности.
Третий вариант.
Учим вместе с детьми вчера и завтра, если сегодня понедельник, вчера и завтра, если сегодня вторник и т. д. цель: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику.
«Тактильные крышечки»
для игры я взяла:
— крышечки из-под бутилированной воды;
— разнофактурные ткань, мех, наждачную бумагу, кожу, бисер;
— клей.
Ход работы:
— вырезала из различного материала кружочки такого же размера, как и крышечки и приклеила их.
Как играем:
— Положить все крышечки в непрозрачный мешочек и попросить ребенка вытащить крышечку с гладкой фактурой и т.д.
—
«Найди пару»
—
«Найди не похожие крышечки»
(например, мех и кожа)
—
«Угадай на что (кого) похоже»
—
«Угадай, кто я»
(рыжий мех — лиса, наждачная бумага — ежик, гладкая кожа — лягушка)
Развивающая игра «Квадратики с секретом»
Цель: обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, мелкую моторику.
Осязание или тактильное восприятие играет важную роль в развитии. И связано с развитием воображения, образного мышления и творческих способностей речи у детей. А тренировка мелкой моторики пальцев рук стимулирует своевременное развитие речевых навыков.
Каждый «квадратик» сшит из непрозрачной ткани. Это плоская подушечка размером 6х6, внутри которой находится картонный каркас, а в центре – один маленький предмет. «Квадратиков » с одинаковыми предметами внутри должно быть парное количество. Эта игра многофункциональная.
Первый вариант «Найди пару».
Ребенок ощупывает «квадратик» и находит к нему пару.
Второй вариант.
Нужно разделить «квадратики» на две кучки так, чтобы в каждой не было одинаковых. Первую кучку разложите на столе, а «квадратики» из второй раздайте игрокам поровну. Свои «квадратики» игроки кладут перед собой. Взрослый становится ведущим, но тоже может принимать участие в игре. Ведущий берет «квадратик», ощупывает его и описывает его содержимое словами. Например, говорит, что там большой гладкий камень. Игрок, у которого есть парный «квадратик», берет его себе. Выигрывает тот, кто первым получит пару для каждого из своих «квадратиков».
Развивающая игра «Конфетки»
Цель: учить дифференцировать неречевые шумы, находить одинаковые по звучанию «конфетки», развивать логическое мышление, внимательность, память.
Слух не менее важный инструмент постижения окружающего мира, чем зрение и осязание. Умение слышать и различать звуки тоже нуждается в постоянной тренировке. Чем лучше ребенок слышит, тем быстрее он научится понимать смысл того, что ему говорят и тем быстрее речевое общение станет для него эффективным способом получения новых знаний.
Каждая «конфетка» изготовлена из киндер – сюрприза. Наполнены «конфетки» разным наполнителем, производящим при встряхивании определенный звук, и обшиты яркой тканью. Пару составляют «конфетки», издающие при тряске одинаковый звук, с одинаковым наполнителем. Это могут быть бусины, крупы, скрепки и др.
Первый вариант «Найди такую же».
Играют двое. «Конфетки» раскладывают на столе, игрок берет одну любую «конфетку» и гремит ею, а затем берет еще одну и тоже трясет. Больше двух «конфеток» брать нельзя. Если звук разный, то игрок кладет каждую на прежнее место, а ход переходит к следующему игроку. Если звук одинаковый, то игрок забирает обе конфетки себе, и получает право сразу сделать еще один ход. Игра продолжается, пока на столе не закончатся «конфетки».
А это подобная игра «кофеткам», пособие сделано из шоколадных яиц и обклеено термопленкой
Игра для развития мелкой моторики»Коробочка с сюрпризом»
«Коробочка ощущений»
Это пособие изготовлено из коробки от обуви.На крышке вырезаны два круга, рукава сшиты из х.б ткани вся коробка и обклеена самоклейкой
Буду рада, если кому — нибудь пригодятся идеи!
На сайте столько интересных идей, хочется многое сделать, но не хватает на все время!
Желаю всем творческих успехов, идей и времени побольше для их реализации!
Спасибо всем,кто заглянул на страничку и досмотрел до конца!
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра для детского сада своими руками «Всезнайка»
Дидактическое пособие «Посадил дед репку»
Игры с прищепками. Дидактическое пособие «Кто что ест»
Развивающие игрушки своими руками «Шарики – смешарики»
Похожие статьи:
Дидактические игры для дошкольников своими руками по теме «Органы чувств»
Дидактическая игра для дошкольников своими руками. Мир флоры и фауны
Дидактическая игра для детского сада своими руками по теме «Транспорт»
Дидактическая игра для дошкольников своими руками
Дидактическая игра для детей 4-7 лет «Сказочная гостиница»
Источник