Диагноз логопеда ребенку 5 лет
Логопедическое обследование детей 4-5 лет необходимо для определения уровня их речевого, коммуникативного и эмоционально-волевого развития. Изучение проводится комплексно и состоит из обследования речевых и неречевых возможностей ребенка, анализа анамнестических данных и беседы с родителями и педагогами (если происходит в детском саду).
Тему дополнит наш предыдущий материал о логопедическом массаже для детей.
Логопедическая диагностика дошкольников
Логопедическая диагностика состоит из следующего:
- Заполнения карты анамнеза педагогом и родителями;
- Обследования мелкой, общей и артикуляционной моторики ребенка;
- Изучения объема словаря (пассивного — понимаемого, и активного — произносимого) малыша;
- Проверки состояния грамматического строя, фонематических процессов (восприятие, анализ и синтез звуков) и связной речи.
Методика обследования речи Акименко
В современных детских садах для логопедического обследования детей с речевыми нарушениями используется методика Акименко В. М. Это автоматическая компьютерная программа, проводящая тестирование и обработку полученных данных. Диагностика проводится по 15 основным разделам, включает в себя задания для детей, подробные инструкции и методические материалы для логопеда.
Дополнительная информация! После проведения тестирования программа позволяет вынести логопедическое заключение, поставить точный диагноз речевого нарушения и обозначить процесс коррекционной работы.
Исследование состояния фонематического восприятия
Состояние фонематического восприятия проверяется игрой в «Попугая». Малышу дается задание — повторить два звука: ка — га; па — ба ; ба — на. Затем происходит усложнение — повторить нужно не звуки, а слова: миска — мишка, лак — рак.
Проверка соблюдения рисунка и звуко-слоговой структуры слова
Соблюдение рисунка — это порядок воспроизведения слогов в слове. Дошкольник может «обрезать» сложнопроизносимые звуки в своей речи (ка — мышка), или переставлять их местами (барелина — балерина). При обследовании дошкольников пяти лет можно использовать слова, состоящие из 3-4 слогов, а также материалы со стечением согласных.
Исследование произношения и воспроизведения речи
В исследование произношения и воспроизведения речи включают:
- изучение артикуляционного аппарата и артикуляционной моторики;
- состояние звукопроизношения;
- воспроизведения отдельных звуков и слов, а также связной речи.
В методике обследования артикуляционного аппарата особое внимание уделяется органам артикуляции: язык (длинный, короткий); зубы; мягкое небо (готическое, высокое, нормальное); губы (нормальные, заячья губа, тонкие, толстые). Немаловажную роль в произношении играет артикуляционная моторика. Основные упражнения: язык лопаткой и иголочкой, надуть щеки, улыбнуться и сделать трубочку губами.
Логопедическая диагностика, проводимая детям 3-4 лет, включает в себя большое количество упражнений, выполняемых по подражанию — логопед показывает, затем выполняет вместе с ребенком. В старшем дошкольном возрасте дошкольники выполняют задания по памяти и лишь новые упражнения отрабатывают с педагогом по подражанию (однако они не должны включаться в логопедическое обследование).
Дополнительная информация! Состояние произношения и воспроизведения речи проверяется по картинкам, методом заданий: «Покажи, где …». Картинного материала должно быть много, на каждый звук и слог.
Как проводится логопедическое обследование детей с нарушениями речи
На психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) проводится комплексное логопедическое обследование для детей с нарушениями речи с целью выставления правильного заключения и последующей коррекции в специализированном детском саду. Проведение обследования делится на этапы:
- Беседа с родителями и заполнение карты анамнеза (развитие ребенка до родов и первые 3 года жизни).
- Изучение моторики ребенка, его органов артикуляции. На данном этапе также отмечаются психические особенности ребенка (контактность, поведение) и вид дыхания, используемый малышом.
- Выявляется уровень нарушений звукопроизношения, грамматического и лексического строя речи.
- Диагностирование нарушений в связной речи, а также определение объема пассивного (понимаемого) и активного (произносимого) словаря.
Основные критерии обследования (тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха).
В логопедии у детей различают 3 типа дыхания: грудное (на вдохе грудь расширяется), диафрагмальное (нормальное) и ключичное (поднимаются плечи). Определяется в состоянии покоя, малыш должен сидеть, лежать или стоять.
Объем и сила воздушной струи выявляются при помощи упражнений на выдох — подуть на одуванчик (в весеннее и летнее время) или специальный логопедический материал (можно распечатать цветок, и «посадить» на него божью коровку, которую необходимо сдуть).
Плавность неречевого и речевого дыхания определяется логичностью остановок в речи ребенка. А длительность речевого выдоха — количеством слов, которые может произнести ребенок на выдохе (в четыре года это 5-7 слов в норме).
Дополнительная информация! Дыхание ребенка важно активно развивать в младшем дошкольном возрасте. Сделать это можно при помощи специальных упражнений из дидактических пособий по ФГОС.
Физиологические особенности и несовершенства в звукопроизношении у дошкольников
В возрасте 4-5 лет у малышей, как правило, стоят все молочные зубы. Несовершенства в звукопроизношении могут быть обусловлены малой подвижностью артикуляторных органов и особым строением артикуляционного аппарата.
Считается нормой, если у дошкольника к 5-и годам еще не стоят сложные звуки, такие как «р», «ш» и «л». Через год-второй они могут встать у него самостоятельно, без логопедической помощи.
Исследование состояния импрессивной (понимаемой) речи
Состояние импрессивной речи проводится на дидактическом материале и специальных пособиях. Педагог называет предмет: «Покажи мне самолет», ребенок должен указать на него.
Проверка неречевых психических функций
К проверке неречевых психических функций относят следующие исследования:
- состояние звукового восприятия (откуда идет звук, дифференциация музыкальных инструментов);
- состояние зрительного восприятия (показать определенный цвет, форму);
- полноты моторики (ручной, общей, мелкой, артикуляционной).
Анкета сбора данных анамнеза
В анкете сбора анамнестических данных основными вопросами являются следующие:
- характер протекания беременности;
- наличие хронических заболеваний у родителей и ближайших родственников;
- травмы во время родов;
- травмы в течение 3-х лет жизни;
- основные умения (во сколько ребенок поднял голову, начал сидеть, стоять и ходить, произнес первые звуки и слова).
Логопедическое обследование неречевого ребенка
Обследование должно нести ненавязчивый характер, т. к. неречевые дети зачастую подвержены агрессии. Нельзя говорить малышу: «Повтори, скажи». Вместо этого: «Покажи».
Например: Состояние фонематического восприятия неречевого ребенка проверяется по наборам картинок.
Задание: «Покажи, где миска? А где мишка?»
Материал для задания: миска, мишка, почка, бочка, рак, лак, глаза, гроза, коза, коса.
Для повышения интереса современных детей к занятиям, вместо обычных дидактических материалов в картинках можно сделать презентацию на электронных носителях.
Исследование состояния дыхательной и голосовой функций
В состоянии дыхательной и голосовой функции отмечается тип дыхания (грудной, ключичный, диафрагмальный), сила и плавность воздушной струи и количество слов, произносимое на выдохе (норма к 5 годам — 5-7 слов).
Изучение невербальных компонентов коммуникации
В качестве невербальных компонентов коммуникации неречевые дети чаще всего пользуются жестами (показывают пальцами, рукой), мимикой и звукоподражаниями или звуко комплексами (на один звук, например «та» может приходиться несколько определений — кукла, собака, машина и т. д.). Для развития речи не стоит углубляться в их изучение, а необходимо обратить внимание на упражнения, «запускающие» речь ребенка.
Дополнительная информация! Хорошим пособием для домашних занятий станет книга Ткаченко Т. А. «Логопедические упражнения», предназначенная для дошкольников 4-7 лет.
Логопедическое обследование — важная часть развития и становления речи детей. В процессе определяются возможные речевые нарушения и сразу же назначаются методы их коррекции (занятия с педагогом, или направление в специализированный детский сад).
Источник
Пояснительная записка
Цель: логопедического обследования – выявление у детей нарушений речи.
Задачи:
· определение уровня речевого развития ребенка;
· разработка плана коррекции речевых нарушений;
Каждый ребенок, посещающий логопедическую группу, обследуется 2 раза в год по следующим параметрам:
• звукопроизношение;
• фонематические процессы;
• словарный запас;
• грамматический строй речи;
• связная речь.
При составлении логопедического обследования за основу взята методика С. В. Большаковой «Логопедическое обследование ребёнка», М.: А. П. О., 1995.
При проведении логопедического обследования детей для обеспечения объективной последующей оценки состояния ребенка соблюдаются следующие условия:
· создание в ходе всего обследования комфортности, установление эмоционального контакта с ребенком;
· чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;
· предъявление заданий в игровой форме;
· учет уровня развития познавательной деятельности ребенка;
· учет работоспособности ребенка;
· четкое и доступное предъявление инструкции к заданиям.
Критерии оценки речевого развития:
Параметры | Уровни развития | Характеристика |
Звукопроизношение | Низкий | Нарушено несколько групп звуков. |
Средний | Нарушено произношение 1-2 звуков или звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации звуков. | |
Высокий | Звукопроизношение в норме. | |
Фонематические процессы | Низкий | Не слышит данный звук в любой позиции. |
Средний | С заданием справляется, но допускает несколько ошибок. | |
Высокий | Фонематические процессы в норме. | |
Словарный запас | Низкий | Активный словарь ограничен бытовым уровнем. |
Средний | Использует все части речи; использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки; пользуется антонимами; при подборе синонимов испытывает затруднения. | |
Высокий | Активный словарь близок к возрастной норме. | |
Грамматический строй речи | Низкий | Речь резко аграмматична. |
Средний | Допускает незначительное количество ошибок при словообразовании и словоизменении. | |
Высокий | Грамматический строй близок к возрастной норме. | |
Связная речь | Низкий | Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа по картинке, по серии картинок, пользуется вопросно-ответной формой при пересказе. |
Средний | При составлении рассказа и пересказе использует не более 2-3 предложений. | |
Высокий | Умеет построить рассказ, пользуясь простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции. |
План логопедического обследования
- Звукопроизношение.
Назови картинки:
С: сад, коляска, глобус
СЬ: беседка, василёк
З: замок, зонт, Незнайка
ЗЬ: земляника, обезьяна
Ц: цапля, кольцо, индеец
Ш: шашки, ошейник, вишни
Ж: живот, жук, лыжи
Щ: щит, щенок, площадь
Ч: печенье, свеча, мяч
Л: лось, колбаса, стол
ЛЬ: плита, поле
Р: рак, фартук, мухомор
РЬ: рябина, бревно
Й: Егор, лейка, друзья
К: куртка, скрипка, шкаф
Г: грелка, грядка, виноград
Х: хлеб, ткачиха, подсолнух
Повтори:
У сома усы. У Зины зонт. Кузнец куёт цепь.
Шапка и шубка – вот он наш мишутка. У ежа ежата.
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока. Девочки и мальчики скачут, как мячики. Дятел долбил ель. К нам во двор забрался крот. Майя и Юля поют.
- Фонематическая сторона речи.
а) Фонематический слух.
Повтори:
С-Ц: сабля – цапля
С-Ч: сайка – чайка
СЬ-Щ: посёлок – щётка
Ч-Ц: чайка – цапля
Ч-ТЬ: чёлка – тёлка
Ч-Щ: чурка – щука
С-Ш: миска – мишка
З-Ж: зал – жало
Р-Л: рак – лак
б )Фонематическое восприятие.
1.Анализ звукового состава слова.
Назови первый звук в слове: Алик, утка, волк, банка.
Назови последний звук в слове: мука, шары, пух, нос.
2.Слоговая структура слова:
Назови картинки: портфель, крокодил, черепаха, балалайка, милиционер.
- Грамматический строй речи.
а)Образование множественного числа существительных.
Я буду говорить про один предмет, а ты про много предметов. Например: лампа – лампы.
Лист – листья Ведро — вёдра
Глаз – глаза Мост — мосты
Ухо – уши Утёнок — утята
Стул – стулья Дом — дома
Окно – окна Помидор – помидоры
б) Образование родительного падежа существительных множественного числа.
Скажи, чего не стало?
Листья – листьев Вёдра – вёдер
Глаза – глаз Мосты – мостов
Уши – ушей Утята – утят
Стулья – стульев Дома – домов
Окна – окон Помидоры – помидоров
в) Предложно-падежное управление. (по картинкам)
В: Куда идут девочки? (в школу) Где лежит лекарство? (в шкафу)
НА: Где висит одежда? (на вешалке) Где лежит торт? (на тарелке)
С: Откуда снимем пальто? (с вешалки) Откуда возьмём торт? (с тарелки)
ПОД: Где сидит ёжик? (под кустом) Где находится крючок? (под водой)
ЗА: Куда прячутся дети? (за дерево) Где сидит ученик? (за партой)
ИЗ-ЗА: Откуда выбегут ребята? (из-за дерева) Откуда встанет ученик? (из-за парты)
в) Согласование прилагательных с существительными
Назови картинки:
Синий чайник Красный трактор Жёлтый песок
Синяя рубашка Красная звезда Жёлтая корзина
Синее небо Красное платье Жёлтое крыльцо
Синие васильки Красные лыжи Жёлтые фонари
г) Согласование числительных с существительными
Посчитай:
Одна машина, две машины, три машины
Одна кукла, две куклы,…пять кукол
Одно дерево, два дерева,…восемь деревьев
д) Уменьшительно-ласкательная форма существительных
Скажи ласково:
Юбка – юбочка Женя – Женечка
Ёлка – ёлочка Саша – Сашенька
Заяц – зайчик Володя – Володенька
Шкаф – шкафчик Стул – стульчик
Лена – Леночка Дом – домик
е) Образование прилагательных от существительных
Шкаф сделан из дерева. Значит он какой? (деревянный)
Чемодан сделан из кожи…
Солдатик сделан из пластмассы…
Рюмка сделана из стекла…
Клещи сделаны из железа…
Книга сделана из бумаги…
Варежки сделаны из шерсти…
Сок сделан из моркови (капусты, огурцов)…
- Словарный запас.
а) Части предметов
Назови части предметов.
Чайник (крышка, носик, ручка, донышко)
Стул (спинка, сиденье, ножки)
Машина (руль, кабина, колёса, кузов)
б) Детёныши животных
Назови детёнышей животных.
Кошка, собака, лошадь, корова, свинья, лев, ёж, овца, заяц, белка, лиса, курица.
в) Слова-антонимы
Скажи наоборот (по картинкам):
Этот мальчик весёлый, а этот какой?…
День светлый, а ночь…
Это бельё сухое, а это бельё…
Эта девочка больная, а эта…
Этот день холодный, а этот…
Этот мяч большой, а этот…
Эта книга толстая, а эта…
Эта линия прямая, а эта…
г) Знание профессий
Назови профессии.
Кто водит машину?
Кто разносит письма?
Кто продаёт продукты, вещи?
Кто стрижёт волосы?
Кто шьёт одежду?
Кто летает на самолёте?
Кто готовит пищу?
Кто рисует картины?
Кто учит детей в школе?
Кто воспитывает детей в детском саду?
- Связная речь.
а) Составление рассказа по картинке.
б)Составление рассказа по серии картинок.
в) Пересказ.
Кот (для детей 5 лет).
В бидоне было молоко. Кот толкнул бидон. Бидон упал, молоко потекло. Кот лакал молоко.
Соня и собака (для детей 6 лет).
У дома сад. В саду сосна. Под сосной стоит скамейка. На скамейке сидит Соня. У Сони собака. Соня даёт собаке кусок хлеба.
Источник
Диагностика включает в себя три этапа:
I. Подготовительный.
II. Основной. I
II. Заключительный.
I этап. Подготовительный
Этап предполагает отобрать диагностический материал, игры, подготовить комплексную карту, бланки для заполнения полученных результатов логопедического обследования, планирование деятельности специалистов в момент обследования детей.
Более подробно рассмотрим подготовку учителя-логопеда к обследованию детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
В системе комплексного обследования особое место занимает оценка речевого развития детей.
Известно, что речь всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребенка.
Логопедическое обследование предполагает, прежде всего; определение собственно речевых расстройств, которые могут выступать избирательно на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной). В этих случаях наиболее распространенным нарушением является недоразвитие фонетико-фонематического уровня речевой функции, недоразвитие лексико-грамматических категорий либо сочетание этих нарушений. 1убительное нарушение произносительной стороны речи может проявиться в различной степени: единичные дефекты звукопроизношения (дислапия), массивные нарушения артикуляции (в виде дизартрии), менее грубые, но стойкие речевые искажения (стертая дизартрия).
Отдельным речевым диагнозом выступает открытая ринолалия, при которой дефекты артикуляции и резкий носовой оттенок речи обусловлены анатомическими дефектами твердого и мягкого нёба. Все эти нарушения артикуляции, как правило, сопровождаются дефектами фонематических процессов (восприятие близких по акустико-артикуляторным признакам звуков, фонематического анализа и синтеза).
Нарушения лексико-грамматического строя проявляются в виде бедности словаря, аграмматизмов, трудностей словообразования связной повествовательной речи (образование текста). Лексико-грамматические расстройства могут быть относительно самостоятельными либо сочетаться с нарушениями фонематического строя речи.
Задача логопеда — определить степень речевых расстройств и поставить заключительный диагноз.
От степени речевого дефекта зависит отбор методик, технологий, которые использует учителъ-логопед в период обследования.
Перечень методик логопедического обследования
А. Материал для исследования фонетической стороны pew.
1. Предметные картинки, содержащие звук в разном положении в слове (в начале, в середине, в конце).
Картинки на звук О:
овощи, осы
дом, кот
стекло, перо
Таким образом подбираются картинки на все звуки.
2. Речевой материал (фразы, предложения, тексты, стихи, потешки, чистоговорки, содержащие различные звуки).
Например: Звук О.
Игра «Один — много».
Установка логопеда: Я назову несколько одинаковых предметов, а вы назовете один такой же предмет, например: кольца — кольцо, зерна — зерно, стекла — стекло, седла — седло.
Измени слова по образцу:
ведра –
окна —
крылья —
перья —
звенья –
колеса —
Игра «Попугай».
Установка логопеда. Повторите за мной слова: обувь, орден, отдых, ослик, осы, отпуск, область.
Вопрос взрослого: С какого звука начинаются эти слова?
Ответ детей: со звука О.
Игра «Слушай и хлопай».
Установка логопеда. Я буду называть слова, но как только ты услышишь в слове звук О — хлопни в ладоши. Давай попробуем, будь внимателен.
Логопед называет слова: ослик, мак, суп, нос, кит, стекло.
Цепочки слов:
рак, дом, мир, суп (хлопает 1 раз).
кот, шар, мяч, ток (хлопает 2 раза).
Логопед обращается к ребенку: Вспомни слова со звуком О, которые я называла во время игр.
Ребенок должен назвать слова: нос, дом, кот, ток, ослик, стекло.
Логопед: Где находится звук О в слове? (В начале, в середине, в конце.)
Важно отметить, что при обследовании детей логопед использует игровые приемы, сюрпризные моменты. Все задания проводятся в игровой, занимательной форме.
Картинки с действием детей. Логопед предлагает рассмотреть картинку и рассказать, что делает Оля.
Ответ ребенка: Оля рисует дом.
Стихи. Звук О.
Установка логопеда. Слушай и повторяй.
— О! — мы губы округляем.
— О! — мы плавно напеваем.
— О! — свободно голос вьется.
— О! — так звонко раздается.
Обруч, орден, остров, омут,
Окунь, отмель, осы, овод!
Логопед предлагает вспомнить слова со звуком О, которые были названы в маленьком стихотворении.
Ребенок называет: обруч, орден, остров, омут, окунь, отмель, осы, овод.
Количество названных слов зависит от того, сколько ребенок запомнил (от 1 до 8).
Логопед предлагает определить звук, с которого начинаются все эти слова, и назвать местоположение звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
Важно отметить, что после каждого выполненного задания логопед дает эмоционально-положительную оценку, даже если результат отрицательный.
Например: Ты очень старался, молодец, хотя и не смог назвать звук, с которого начинаются все названные мною слова. Это звук О. Не переживай, мы попробуем услышать этот звук в словах в следующий раз.
Стихи:
Буква О как колесо.
Обруч круглый, слово О.
О у Олечки в очках, О у окуня в глазах.
Озеро кругло, как О,
Остров круглый, словно О,
Облако над ним кругло,
Омут в озере, как О.
Б. Материал для исследования фонематической стороны pew.
1. Картинки и речевой материал для определения способностей дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость — глухость; твердость — мягкость; свистящие — шипящие и т.д.
Для обследования фонематической стороны речи можно использовать альбом В.В.Коваленко, С.В.Коваленко «Экспресс-обследование звукопроизношения детей».
В альбоме представлен словесный и иллюстративный дидактический материал по обследованию звукопроизношения детей.
В. Материал для исследования лексики и грамматического строя речи.
1. Предметные и сюжетные картинки по лексическим темам.
2. Картинки с изображением действий и речевой материал:
мальчик рисует;
девочка поливает цветы;
мама моет посуду;
бабушка вяжет носки;
мальчик играет с мячом;
девочка прыгает через скакалку и т. д.
3. Картинки с изображением разного количества предметов: стол — столы; шапка — шапки; ведро — ведра.
Игра «Один — много».
Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительное множественного числа от существительного единственного числа.
Ход: Логопед показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.
Картинки: шар — шары; дом — дома; ведро — вёдра и т. д.
Логопед показывает картинку и называет: шар.
— А у тебя, — спрашивает логопед, — что на картинке?
Ответ ребенка: У меня на картинке шары.
Таким образом предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).
Игра «Лови и называй».
Логопед: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.
Эта игра напоминает нам правила игры «Один — много».
Логопед бросает мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок возвращает мяч, называя слово «дома». Учить ребенка сочетать движение со словом. Логопед называет от пяти до восьми слов.
4. Картинки с изображением больших и маленьких предметов.
Игра «Большой — маленький».
Цель: Выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.
Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.
Ход: Красные кружки — большой и маленький. Логопед предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.
Логопед предлагает ребенку назвать кружки без слов «большой» и «маленький».
Это? — показывает на маленький кружок. Ответ ребенка: кружок.
А это? — показывает логопед на большой круг.
Ответ ребенка: круг.
Логопед: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.
Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы — под кругом.
Логопед ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.
Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик.
Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.
Логопед предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.
Ответ ребенка: елка, шар, мяч;
елочка, шарик, мячик.
4. Картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина), речевой материал.
Ленточки — длинная, короткая.
Забор — высокий, низкий.
Веревка — толстая, тонкая.
5. Картинки с изображением двух и пяти предметов.
Игра «Назови, сколько».
Картинки перевернуты, Ребенок их не видит.
Цель: Выявить умениедетей согласовать числительные (2 и 5) с существительными в роде, числе, падеже.
Ход: Перед ребенком картинки, которые перевернуты. Логопед предлагает назвать, что на карточке.
— Это… (ребенок наугад называет любой предмет).
Логопед переворачивает картинку и предлагает назвать, что на карточке (мяч). Так переворачиваются последовательно все картинки.
Логопед: Назови предметы, которые нарисованы на карточках.
Ребенок называет: мяч, елочка, ведро, машина.
— Перед тобой 4 карточки, но у меня есть еще и пятая, посмотри, — логопед предлагает ребенку карточку с изображением двух кружков. — Что на карточке?
Ответ ребенка: Кружки.
Логопед: Сколько кружков?
Ответ ребенка: Два.
Логопедкладет карточку с изображением двух кружков перед картинками.
Логопед: Назови предметы, добавляя число 2.
Образец: два мяча, две елочки… продолжай.
Логопед меняет первую карточку на карточку с изображением пяти кружков, предварительно предложив ребенку закрыть глаза.
Логопед: Открой глаза и посмотри, что изменилось. Ребенок: Новая карточка. Логопед: Сосчитай, сколько кружков на карточке. Логопед предлагает назвать те же картинки, но добавлять число 5.
Образец: 5 мячей, 5 елочек.
Г. Материал для исследования состояния связной реги.
1. Картинки с действием.
2. Сюжетные картинки.
3. Серии сюжетных картинок (2,3,4,5) для разных возрастных групп.
4. Серии картинок по сказкам: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».
При подборе картинок, дидактического и речевого материала, заданий, игр и упражнений необходимо учитывать возрастные особенности, структуру речевого дефекта.
Полученная информация в период обследования заносится в блокнот, тетрадь, заготовленные бланки.
Готовясь к обследованию детей надо заранее подготовить:
— комплексную карту;
— бланки для заполнения результатов логопедического обследования;
— бланки анкет для родителей;
— листы для выполнения заданий детьми карандашом;
— бланки комплектования подгрупп (листа занятости) графика работы логопеда.
Продолжительность подготовительного периода —1—2 дня.
Важно отметить, что подготовительный материал, игры, упражнения и задания используются в период вторичного и заключительного обследования, т. е. 20 января и 20 мая.
Рекомендации: Выделить место для хранения материала для обследования детей. Заранее готовить бланки и материал для продуктивной деятельности детей.
II этап. Основной
Сроки. 16-17 дней.
Цель: Получить информацию о знаниях, умениях, навыках в соответствии с задачами общеобразовательной программы; уточнить логопедический диагноз.
Схема обследования.
Обследование проводит учитель-логопед.
Условие. Доброжелательное отношение к ребенку. Логопед учитывает особенности поведения ребенка в момент обследования, учитывает сформированность психических процессов: памяти, внимания, мышления.
Все задания предлагаются в занимательной игровой форме, независимо от результата. Тактика общения с ребенком — сотрудничество.
Схема обследования (проводит учитель-логопед):
1. Ознакомление с документацией. Медицинские справки.
2. Выяснение акушерского анамнеза и анализа развития ребенка: моторного, речевого, психического. .
Особое внимание обращают на следующее: предречевые вокализации (гуканье, гудение); появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз; качество первых слов, фраз (наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношение).
3. Объективное исследование ребенка.
3.1. Установление эмоционального контакта с ребенком, создание правильного отношения к обследованию; выявление интересов ребенка, его любимых занятий, игр, особенностей представления об окружающем.
3.2. Исследование невербальных функций: изучение психомоторики, тесты Озерецкого (пересчет пальцев, проба на пальцевой гнозис по подражанию, по словесной инструкции):
ладонь — ребро — кулак.
Отмечается наличие персевераций (стереотипное повторение действия), застревания, соскальзывания, выраженной замедленности.
3.3. Исследование предметного гнозиса (знание, узнавание):
а) по контуру;
б) по пунктированию;
в) по наложению одного предмета на другой;
г) предметы с недостающими элементами.
3.4. Исследование мышления.
Расклад серии картин с учетом развития сюжета.
Выяснение причинно-следственных связей. Например: Почему весной из почек появляются на деревьях листочки?
Классификация, обобщения, выделение лишнего предмета из группы однородных.
Определение уровня смысловой целостности рассказа.
3.5. Исследование импрессивной речи.
Понимание связной речи.
Понимание предложений.
Понимание различных грамматических форм (предложно-падежных конструкций, дифференциация единственного и множественного числа существительных, глаголов с различными приставками (пришел — ушел; вошел — вышел) и т. п.
Понимание слов (противоположных по значению, близких по значению).
3.6. Исследование фонематических процессов.
3.6.1. Фонематический анализ:
— выделение звука на фоне слова;
— выделение звука из слова;
— определение места звука в слове по отношению к другим звукам;
— определение количества звуков в слове;
— дифференциация звуков по противопоставлениям (звонкие — глухие, мягкие — твердые, свистящие — шипящие и т.п.).
3.6.2. Фонематический синтез.
Составление слов из последовательно названных звуков (М, А, К —мак).
Составление слов из звуков, названных в нарушенной последовательности (М, К, А — мак). 3.7. Исследование экспрессивной речи.
3.7.1. Строение и подвижность артикуляционного аппарата, исследование орального праксиса. Отметить параметры движений: тонус; активность; объем движения; точность выполнения; длительность; замена одного движения другим; добавочные и лишние движения (наличие синкинезии).
3.7.2. Состояние звукопроизношения:
изолированно;
в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных): са, ас, ста; в словах; в речи;
произношение слов различной слоговой структуры.
Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, перестановка слогов.
3.7.3. Исследование словарного состава языка.
Самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда:
солнышко какое? — теплое, яркое…
какие овощи растут на грядке? — огурцы… подбор синонимов, антонимов, родственных слов; выявление общих категориальных названий. Например: машина, автобус, трамвай — это? (транспорт). Отметить:
— соответствие словаря возрастной норме;
— наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, Местоимений, существительных;
— точность употребления слов.
При моторной алалии отметить разницу между активным и пассивным словарем.
3.7.4. Обследование грамматического строя речи.
а) Состояние функции словоизменения:
— преобразование единствен?