Диагностики уровня раннего развития ребенка
Татьяна Красникова
Диагностика детей раннего возраста
ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (1-3 ГОДА)
Диагностика развития познавательного уровня
При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действия, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.
Цветовой гнозис (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый)
Нормативы:
различение от 1,5—2 лет;
выбор по названию — в 2—3 года;
самостоятельность названия — в 2,5—3 года.
Стимульный материал: цветные наборы дидактических игр «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» и др.
Пример инструкций:
1) «положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек»;
2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек»;
3) «назови, какого цвета этот цветочек».
• Аналогично предъявляются другие задания.
Форма
Нормативы:
сличение — от 1,5—2 лет;
выбор по названию — в 2 года;
самостоятельность названия — в 3 года.
Стимульный материал: круг (шарик, квадрат (кубик, прямоугольник (кирпичик, треугольник (крыша) по два набора четырех основных цветов.
Пример инструкции:
1) «дай такую же» (форма и цвет совпадают);
2) «покажи, где кубик»;
3)»назови форму».
Предметный гнозис
Стимульный материал: 10—12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам).
Инструкция:
1) «покажи, где нарисован. «;
2) «что нарисовано?» или «что это?»
Нормативы:
В 1,5—2 года называют 4—5 картинок.
В 2,5 года называют многие предметы из групп: игрушки, посуда, одежда, мебель.
В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества,в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.
Методика «Выбор по образцу» (парные картинки)
Стимулъный материал: шесть пар одинаковых предметных картинок.
Нормативы:
выбор из двух карт инок — в 2 года;
выбор из четырех картинок — в 3 года.
Детям старше 4 лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.
Конструктивный праксис (методика «Разрезные картинки»)
Стимульный материал: картинки, разрезанные на две и три части с разной конфигурацией разреза.
Нормативы:
разрезная картинка из двух фрагментов — в 2,5—3 года;
разрезная картинка из трех фрагментов — в 3 — 3,5 года.
Анализ результатов:
1) совершает целенаправленные действия;
2) соединяет части без анализа полученного целого;
3) прикладывание с разворотами;
4) зрительное соотношение частей без прикладывания.
Конструирование по подражанию (методика предлагается детям 2,5— З лет)
Стимульный материал: кубики, прямоугольные бруски (кирпичики, треугольные призмы (крыша, полусферы разных цветов.
Анализ результатов:
1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений (что для детей 3 лет является неадекватным);
2) подражание манипуляциям с учетом формы, величины и пространственного расположения;
3) сопоставление и исправление ошибок;
4) точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений;
5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение.
Пространственный гнозис
Стимулъный материал : мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.
Пример инструкций:
«Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)«, «Иди вперед (назад)«.
Нормативы :
2,5—3 года — дети понимают предложно-падежные конструкции; ошибаются в 1—2 заданиях, легко корректируются;
3,5—4 года — выполняют все задания.
Диагностика способов деятельности.
Складывание пирамидки. Складывание матрешки
Стимульный материал: пирамидка из четырех и шести колец с колпачком.
Нормативы:
снимают кольца с пирамидки — в 1 год;
собирают пирамидку без учета диаметра колец — в 1,5—2,5 года;
собирают пирамидку с учетом диаметра колец и установки на результат без проб и примеривания — в 3—3,5 года; работа зрительным соотношением.
Анализ результатов:
1) неспецифические манипулятивные действия (ребенок стучит об стол, подносит к уху, гремит, берет в рот и др.). Данные действия являются неадекватными;
2) простое манипулирование (специфическая манипуляция);
3) силовая проба (например, ребенок вкладывает маленькую матрешку в нижнюю часть большой и наоборот, при этом использует силу (вдавливает, не учитывая свойств предмета);
4) целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения);
5) примеривание (ребенок еще не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их);
6) зрительное соотношение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы).
Дети 3 лет с сохранным интеллектом могут работать зрительным соотнесением, допустимо примеривание или целенаправленная проба. Отсутствие данных способов к 3 годам свидетельствует о недостатках психического развития. До 2,5 лет правомерно пользоваться силой.
Методика «Вкладыши» («Мисочки»)
Стимульный материал: семь цилиндрических или квадратных чашек (вкладышей) разного размера четырех основных цветов.
Анализ результатов:
1) неспецифические манипуляции (использование вкладыша не по назначению; неадекватные действия);
2) специфические манипуляции (познавательные);
3) силовая проба (действие силой, без учета свойств и величины вкладыша);
4) хаотическая проба (промежуточный способ выполнения задания, когда совмещаются пробные и силовые действия);
5) целенаправленная проба (самостоятельное исправление ошибок с нахождением окончательного решения);
6) примеривание (определение несоответствия вкладышей путем поднесения друг к друг у;
7) зрительное соотнесение (правильное решение на основании только
зрительного анализа);
До 2,5 лет возможна силовая проба. К 3 годам формируется зрительное соотношение, допустима целенаправленная проба или примеривание. Неспецифические манипуляции в деятельности к 2,5—3 годам свидетельствуют о снижении интеллектуального развития.
Учет способов деятельности важен для определения уровня психического развития ребенка. Если ребенок достигает результатов, пользуясь при этом более низкими способами, чем положено по возрасту, следует оценить обучаемость или сделать вывод об определенной форме нарушения психического развития. Высокая обучаемость, т. е. быстрый переход от низкого способа к более высокому, свидетельствует в пользу ребенка. Отсутствие обучаемости и упражняемости, а также установки на результат могут быть связаны с нарушением со стороны как эмоционально-волевой, так и познавательной сферы.
Методика «Почтовый ящик» («Коробочка форм») (Л. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард)
Стимульный материал: деревянный ящик или пластмассовая коробка с пятью прорезями — полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной и десять объемных геометрических фигур.
Анализ результатов:
до 3 лет допускается силовая проба;
в 3 года и старше появляются целенаправленные пробы с элементами зрительного соотнесения.
Ребенок действует силой, т. е. толкает фигуру в первую попавшуюся прорезь или в ту, в которую взрослый опустил предыдущую фигуру.Пробы:
ребенок переходит от отверстия к отверстию, пытаясь в каждое из них протолкнуть фигуру;примеривание: ребенок начинает ориентироваться на форму прорези и фигуры. При этом он еще не может соотносить формы зрительно на расстоянии, поэтому прикладывает фигуру к похожей, с его точки зрения, прорези. Так, шестиугольник часто прикладывают к квадрату, затем сразу же переносится в нужную прорезь, полукруг — к треугольнику, и наоборот. При этом способе бывают также затруднения с разворотом треугольника и полукруга.Зрительное соотнесение: ребенок зрительно соотносит форму прорези и фигуры и опускает фигуру всегда в нужную прорезь; разворот фигур при этом производится заранее, в воздухе.
Задания с предметами быта (по О. В. Баженовой)
Стимульный материал и исследование: ребенку предъявляется соответствующий предмет быта с просьбой выполнить с ним определенное действие.
Нормативы:
15 месяцев — подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может
вынуть таблетку из бутылочки, рисует каракули карандашом, проявляет интерес к книге;
18 месяцев — снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая
одновременно 2—3 страницы, указывая на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия; если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем поменять предметы местами, он находит
игрушку на новом месте;
2 года — запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу — каждую страницу отдельно, сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных
действий;
2,5 года — подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре действует взаимосвязанно и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т. д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы;
3 года — подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре исполняет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого.
Диагностика развития игры.
Детям предлагают поиграть со знакомыми игрушками.
Анализ уровня развития игры:
1) неадекватные действия с игрушкой;
2) манипуляция с предметами — до 2 лет;
3) процессуальные игровые действия — с 2 лет (например, возит, машину, одевает и раздевает куклу и т. п.);
4) процессуальная игра с элементами замысла — от 2—3 лет (например, нагружает кубиками машину, катает куклу и т. п.);
5) сюжетная игра — к 3 годам.
Диагностика развития двигательной сферы.
Общая моторика.
Статическая и динамическая координация определяются по следующим параметрам:
1 год — самостоятельная ходьба;
1,5—2 года — поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень; перешагивает через препятствие на полу; встает на лавку 20 см от пола;
2,5 года — подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом;
3 года — поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой 12—15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку; подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге в течение 10 с с открытыми глазами.
Одновременность движений: по бокам от коробки располагаются крупные пуговицы или монеты достоинством в 20 руб. по три с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками одновременно должен брать монету с каждой стороны и класть в коробку. Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременном движении рук.
Отчетливость движений: ребенку 3 лет предлагается сильно ударить перкуссионным молотком по столу. Отмечается наличие (или отсутствие) синкенезий.
Тонкие движения пальцев рук
Оценивается степень дифференцированности движений и возможность действий с мелкими предметами.
Нормативы:
2 года — повторяют штрихи, рисуют круги;
2,5—3 года — рисуют прямые линии, круги по показу; могут нарисовать человека — «головонога».
Оральный праксис:
губ (вытянуть губы трубочкой, растянуть в улыбку);
щек (надуть и втянуть щеки);
языка (положить язык на нижнюю губу, облизать верхнюю губу, сделать из языка «горку»).
Наличие девиации языка, асимметрия оскала свидетельствуют о неврологической симптоматике. Отмечаются сила (сильные, слабые, объем (доводятся ли движения до конца, переключаемость (быстрая, медленная) оральных движений.
Исследование памяти
Выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш.
Нормативы :
1,5 года — выполняют 3 действия;
2 года — выполняют 3—4 действия;
3 года — выполняют 5 действий.
Игра «Что изменилось — чего не стало»
Ребенку предъявляют четыре картинки, которые он называет. Затем ребенка просят отвернуться, а экспериментатор убирает одну из картинок и заменяет другой либо меняет их местами. Просит ребенка найти изменения.
Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения.
Исследование внимания
Методика «Зрительный диктант»
Стимульный материал: три таблицы из 16 клеток, где нарисованы знакомые картинки (не по порядку).
Нормативы:
для детей 2—2,5 лет — найти две повторяющиеся картинки;
для детей 3—4 лет — найти две повторяющиеся картинки;
для детей 5 лет — отыскивание картинок в таблице.
Инструкция: «Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и закрой все одинаковые (например, домики). Как можно быстрее. Но не ошибайся».
Анализ результатов:
скорость выполнения одной таблицы — 1,5 минуты.
Нарушения внимания:
1) повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания);
2) генерализация внимания (зависимость внимания от внешних воздействий);
3) «застреваемость» внимания (нарушение переключаемости, слабая способность переходить с одного объекта на другой;
4) ограниченный объем внимания (неспособность воспринять в данный момент нужный объем информации).
При изучении эмоционально-волевой сферы и поведения учитываются: контактность, длительность сосредоточения внимания, эмоциональный фон настроения, реакция на поощрение и порицание, наличие или отсутствие двигательной расторможенности.
1.Контактность:
а) легкий, быстрый контакт;
б) поверхностный;
в) контакт устанавливает с трудом;
г) уходит от контакта;
д) протестная реакция.
2.Внимание:
а) взгляд фиксирует (не фиксирует);
б) устойчивое (неустойчивое);
в) с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой;
г) «застревание»;
д) с явлениями генерализации.
3.Фон настроения:
а) нормальный;
б) несколько повышен (снижен);
в) эйфорический;
г) депрессивный;
д) контрастирующий.
4.Реакция на поощрение и порицание:
а)адекватная;
б) индифферентная;
в) с повышением (понижением) результативности работы;
г) корректировка деятельности;
д) отсутствие реакции;
е) отказ от деятельности при порицании;
ж) агрессивная реакция на порицание;
з) дезорганизация деятельности.
Результаты исследования заносятся в карту цифровыми обозначениями в соответствии с диагностическим уровнем и возрастом испытуемого. Перед началом психологического исследования собираются полные анамнестические сведения, социальная характеристика семьи. При составлении заключения трактовка состояния отклоняющегося развития на основе качественного анализа результатов систематизируется только по нозологическому принципу. Соответственно даются рекомендации о направлении ребенка в тот или иной тип детского воспитательного учреждения.
Источник
Юлия Разенкова
Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста
Исследования в помощь воспитателям и педагогам, работающим с детьми раннего возраста.
Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста (1,5-3 года) (Н. А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, психопрофилактика и коррекция. Практическое пособие для воспитателей и логопедов. — М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.-48 с.)
При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действий, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.
Исследование восприятия
1. Восприятие цвета.Четыре цвета: красный, синий, желтый, зеле
ный.
Стимульный материал:цветные наборы дидактических игр: «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» и др.
Пример инструкций
1) «положи к каждому цветочку (4) подходящий по цвету лепесточек»;
2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек?»;
3) «назови, какого цвета этот цветочек?». Аналогично предъявляются другие задания.
Нормативы:
сличение — от 1,5-2 лет;
выбор по названию — в 2-3 года;
самостоятельность названия — в 2,5-3 года.
Вступление
В связи с тем, что система дошкольного образования часто включает и ясельные группы, которые посещают дети 2-2,5 лет, есть необходимость проведения диагностического минимума с детьми раннего возраста. И в случае выявления нарушений появляется возможность, как можно раньше начать коррекционные действия. Психодиагностическое обследование детей раннего возраста направлено на получение информации об особенностях познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, поведения и общения ребенка.
В ходе диагностикиоцениваются следующие параметры познавательной деятельности ребенка:
— принятие задания;
— способы выполнения задания;
— обучаемость;
— отношение к результату своей деятельности.
План работы
Введение….
Методика 1….
Методика 2. …
Заключение….
Список литературы…
Испытуемая – Новоселова Лиза-2,5 года
Методика 1 «Выбор по образцу» (парные картинки)
Стимульный материал: шесть пар одинаковых предметных картинок — цветочков.
Нормативы:
выбор из двух картинок — в 2 года;
выбор из четырех картинок — в 3 года.
Детям старше 4 лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.
Инструкция:
1) «положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек»;
2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек?»;
3) «назови, какого цвета этот цветочек?».
Результат исследуемой:
• выбор 4 картинок соответствует возрастным нормам.
• Выбор цвета – цвета различает по названиям, что так же соответствует возрастным нормам
Общая оценка: Ребенок принял задание после повторной просьбы, понял его, но выполнить задание самостоятельно у него не получилось, после обучения задание выполнил безошибочно, положительно и адекватно оценил результат.
Общий результат обследования:
Уровень развития психической деятельности соответствует возрастной норме. Ребенок понимал задания и стремился к их выполнению. У него не получалось самостоятельно выполнить задание, но после обучения взрослого мог самостоятельно справиться с ним. После выполнения задания адекватно оценивал свой результат и радовался правильному решению задачи.
Рекомендации: развитие ребенка соответствует возрастным нормам.
Методика 2
Пространственный гнозис (методика подходит детям-2,5-3 лет).
Стимульный материал: мелкие игрушки и картинки уложенные в коробку. В моем случае в корзинку.
Пример инструкций:
Посади мишку в корзинку. Положи мишку в корзинку. Положи картинку под корзинку. Достань из-под корзинки. Покажи, где верх; где низ.
Нормативы:
2,5-3-года дети понимают предложно-падежные конструкции, ошибаются в 1-2 заданиях, легко корректируются.
Анализ результатов:
1. подражание внешним манипуляциям взрослого без учета пространственных отношений.
2. подражание манипуляциям с учетом пространственного расположения;
3. самостоятельный анализ образца и воспроизведение.
Инструкция:
Сейчас мы будем с тобой складывать игрушки в корзинку. Я начну, а ты будешь мне помогать.
1) Посади мишку в корзинку.
2) Положи куклу в корзинку.
3) Положи картинку под корзинку.
4) Достань картинку из-под корзинки.
5)Покажи, где верх; где низ.
Результат исследуемой:
1) подражает манипуляциям с учетом и пространственного расположения, понимает предложно-падежные конструкции;
2) самостоятельное исправление ошибок с нахождением окончательного решения;
3) определяет несоответствия вкладышей путем поднесения друг к другу;
4) результаты исследования развития говорят, что оно соответствует возрастным нормам.
Рекомендации: развитие ребенка соответствует возрастным нормам.
Список литературы
1. Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. -сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. –176 с.
2. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
3. Справочник педагога-психолога, 01-2011, 02 -2011
Заключение
Новоселова Лиза-2,5 года. Обследование проводилось 3 сентября 2015г. в ГБОУ Школа 878 д/о «Лучик».
Цель: исследование познавательных процессов ребенка 2 -3 лет
Сведения о ребёнке
Ребёнок от 1-ой беременности. Беременность проходила без
осложнений
Показатели при рождении:
вес — 3500г,
рост — 53см,
по шкале Апгар — 7-8 баллов.
Развитие:
На первом году жизни – без осложнений.
На втором году жизни — без осложнений.
По достижении трёх лет — без осложнений.
На настоящий момент:
Наблюдается высокий уровень познавательных способностей.
Ребёнок идёт на контакт, отвечает на вопросы. В выполнении поставленной задачи заинтересована, охотно принимает помощь и ждёт похвалу. Выполняет задание старательно, с результатом, следит за реакцией взрослого. При указании на ошибки быстро пытается исправить их, успешно. Восприятие пространственных отношений не снижено.
Обращенную речь понимает в полном объеме.
Выводы
Проведенное исследование показало, что у ребёнка до конца не сформированы прогнозирование и планирующая деятельность, пространственное ориентирование и соотнесение форм предметов. Движения мелкой моторики не затруднены. Наблюдается высокий уровень развития речи и уровня развития словесно-логического мышления.
Список литературы
1) Психология в 3-х кн. кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическоеисследование с элементами математической статистики:
Уч. для студ. высш. пед. учебн. завед. /Р. С. Немов
2) Психология развития. Словарь/ Под ред. А. Л. Венгера// Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред. -сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. -М.: ПЕР СЭ, 2005
3) Специфика психического развития ребенка.
https://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=542
Источник