Диагностика звуков у ребенка 5 лет

Диагностика звуков у ребенка 5 лет thumbnail

Наталья Образцова
Обследование звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Формирование звукопроизношения обычно заканчивается к пяти, пяти с половиной годам. К этому возрасту ребенок должен все звуки родного языка произносить правильно, т. е. правильно использовать их в собственной речи и не смешивать между собой.

Самым простым способом обследования звукопроизношения является такой: ребенку показывают картинки и просят их назвать. В словах звукдолжен находиться в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова. Потом просят ребенка придумать короткую фразу с этим словом. Если ему трудно – помогают. Если нужные картинки подобрать не удалось, то просто просят ребенка повторить слова с разными звуками.

Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с’, з, з’, ц, шипящие (ш, ж, ч, щ, сонорные (л, л’, р, р,, j, заднеязычные (к, к’, г, г’, х, х’, звонкие (в, з, ж, б, д, г, мягкие (т,, д,, н,).

У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное, или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное, или полиморфное.

В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения звуков:

— искаженное произношение звука.

— отсутствие звука в речи ребенка, т. е. неумение произносить его

— замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка.

Нарушения групп звуков обозначаются терминами, образованными от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы:

— фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмы, а фонематические — парасигматизмы — от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с;

— фонетические нарушения звуков л и л’ называются ламбдацизмы, а фонематические — параламбдацизмы — от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л;

— фонетические нарушения звуков р и р’ называются ротацизмы, а фонематические — параротацизмы — от названия греческой буквы ро, обозначающей звук р;

— фонетические нарушения звука j называются йотацизмы, а фонематические — парайотацизмы — от названия греческой буквы йота, обозначающей звук;

— фонематические — паракаппацизмы — от названия греческой буквы каппа, обозначающей звук к фонетические нарушения заднеязычных звуков называются каппацизмы.

Нарушения групп звонких и мягких звуков специальных терминов не имеют —их называют:

— дефекты озвончения;

— дефекты смягчения.

Чтобы определить характер нарушения той или иной группы звуков (свистящих, шипящих и др., надо четко знать эти разновидности, а также выработать у себя необходимые для обследования звукопроизношения умения и навыки:

умение слушать, т. е. выделять из речевого потока дефектный звук и определять, как он нарушен;

умение фиксировать работу органов артикуляционного аппарата при произнесении нарушенного звука: видеть, какие движения не получаются, какое участие принимают губы, нижняя челюсть, каждая часть левой и правой половины языка;

умения и навыки общения с детьми, страдающими нарушениями речи (умение вызвать ребенка на беседу, в процессе которой проверяется произношение звуков в речевом потоке, в отдельных словах, при их изолированном произнесении).

Целесообразно придерживаться определенного порядка проверки, чтобы ничего не пропустить и собрать необходимый материал, на основе которого можно будет составить план работы по исправлению у ребенка недостатков звукопроизношения.

Проводя индивидуальное обследование, логопед все ответы детей записывает в речевую карту с указанием даты обследования. В индивидуальной тетради каждого ребенка отводят одну-две страницы для описания результатов обследования. Там педагог отмечает наличие грубых, видимых дефектов в строении артикуляционного аппарата, затем записывает состояние звукопроизношения

Рассмотрим подробнее процедуру обследования звукопроизношения:

1) Обследование звуков речи у детей начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Проверяются следующие группы звуков:

— гласные А, О, У, Э, И, Ы;

— свистящие, шипящие, аффрикаты (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ч, Щ);

— сонорные звуки (Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ);

— глухие и звонкие парные (П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В) в твёрдом и мягком звучании (П-БЬ, ТЬ-ДЬ, КЬ-ГЬ, ФЬ-ВЬ);

— мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т. е. ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ (также ДЬ, МЬ, ТЬ, СЬ).

При обследовании необходимо отметить характер произнесения ребёнком изолированных звуков, указав характер нарушения (например, С-Ш (замена); Ч-ТЬ и т. д.

Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, облегчающие артикулярное переключение с одного звука на другой.

Полезным для логопедического анализа является и повторение вразбивку 2-х звуков или слогов, предполагающее чёткое артикуляционное переключение (например, КАП-ПАК). Сначала предъявляются звуки, резко отличающиеся друг от друга артикуляцией, затем более близкие.

При этом отмечаются случаи, когда детям не удаётся моторное переключение с одного звука на другой и они вместо повторения начального звука второй пары персеверируют предыдущий. Отмечается также и появление «усреднённой» артикуляции (например, Т и Д – передаются одним и тем же полузвонким, Т и ТЬ – полумягким).

2) Затем логопед выясняет, как ребёнок пользуется звуками в речи. При проверке обращается внимание на замены, искажения, смешения, пропуски звуков. С этой целью обследуется произношение слов. Предъявляются наборы картинок, включающие слова из проверяемых звуков. Отбираются слова различной слоговой структуры. Особое внимание уделяется тому, как эти звуки произносятся в предложениях.

3) Проверяется умение произносить звуки в предложениях, состоящих из правильно произносимых звуков и из дефектных.

Выявленные дефекты звуков группируются в соответствии с фонетической классификацией.

Игры и игровые приемы для обследования звукопроизношения у детей:

1. «Волшебный колпачок». На игровом поле находятся «лунки», где нарисованы картинки, в названии которых имеется изучаемый звук. Волшебный колпачок попадает в одну из лунок. Ребенок называет соответствующую картинку.

2. «Вертолина». Круглый циферблат разделен на несколько секторов. В каждом из них нарисована соответствующая картинка, посредине циферблата стрелка. Ребенок, продвигая стрелку, останавливает ее у любой картинки, называя ее.

Читайте также:  Если ребенку снятся кошмары в 5 лет

3. «Веселый рыболов». В коробке сложены картинки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок с помощью удочки «вылавливает» картинки и называет их.

4. «Кто самый внимательный». На столе лежат конверты, в каждом из них часть разрезной картинки. Ребенок достает отдельные части, ищет недостающие элементы, складывает их и называет картинку.

5. «Волшебная ромашка». На каждом лепестке ромашки нарисованы картинки с изучаемым звуком. Ребенок, «открывая» лепестки, называет соответствующие картинки.

6. «Загадочный сундучок». В красиво оформленном сундучке разложены игрушки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок на ощупь берет игрушку, угадывает ее и называет.

7. «Украсим нашу елку». На столе устанавливается маленькая искусственная елочка. Ребенок по просьбе логопеда развешивает на ней картинки-игрушки и называет их.

8. Игра «Наоборот». Логопед бросает ребенку мяч, называет прямой слог с заданным звуком, а ребенок, возвращая мяч, называет обратный слог с этим же звуком.

9. «Найди свою пару». На столе разложены картинки с изображением одного или нескольких одинаковых предметов; дети берут любую понравившуюся им картинку, затем по сигналу логопеда разбиваются на пары так, чтобы у одного ребенка были картинки с одним предметом, а у другого — с двумя-тремя. Затем каждый из детей называет свою картинку.

10. «Собери осенний букет». В группе «растет дерево», на которое прикрепляются контуры осенних листьев. На их оборотной стороне нарисованы картинки с обследуемым звуком. Дети гуляют по группе и слушают музыку. Как только музыка прекращается,логопед произносит: «Листья падают, летят, наступает листопад». Дети быстро берут листья и подходят к логопеду. Затем каждый называет картинку, нарисованную на его листочке. Листья ставятся в вазу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. М. Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения, — М., -1999.

2. Л. Н. Ефименокова. Формирование речи у дошкольников. — М. ,1995.

3. Е. И. Негневицкая, А. М. Шахнарович. Основы теории и практики логопедии. – М., 1998

4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. ; Под ред. Т. В. Воло-совец — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 200 с.

5. Грибова, О. Е. Технологии организации логопедического обследования: методическое пособие / О. Е. Грибова. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 96 с.

6. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005.

Источник

 ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ЭКСПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Для зачисления в логопедический пункт учителю-логопеду необходимо провести экспресс-обследование всей группы. В логопедический пункт зачисляются дети с ФФНР. ФФНР обусловлено прежде всего нарушением звукопроизношения. Поэтому у логопеда должен быть материал для оперативного массового обследования детей с целью выявления нуждающихся в логопедической помощи.

Есть пособие ведущих логопедов страны. Коноваленко В.В. и Коноваленко С.В. «Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста». На мой взгляд, оно ничем не отличается по объему от пособий, рекомендованных для углубленного обследования детей.

Поэтому. мною был и разработан речевой материал для экспресс-обследования произношения звуков для детей дошкольного возраста.

Структура экспресс-обследования по каждому звуку такова:

Сначала проверяем звукопроизношение в предложениях, насыщенными заданным звуком. Здесь используются скороговорки, предложения сложной и простой структуры.

Если ребенок произносит правильно, можно дополнительно проверить и в собственной его речи. Для этого попросить придумать предложения по картинкам. По составленным предложения можно будет судить о том, насколько сформированы грамматические категории. Если обнаружится, что отсутствует понимание грамматических форм (ед. и мн. числа существительных, формы женского и мужского рода, не правильное применение падежей), то можно продолжить работу по картинкам: предложить назвать предметы в ед. и в мн. числе, назвать сначала предметы женского, затем мужского рода и т.п.

Затем перейти к проверке другого звука.

При обнаружении дефекта, продолжить обследование в произношении слов разной слоговой структуры. Желательно, чтобы ребенок сам называл предметы (объекты) на картинках. Слова подобраны с учетом последовательности в соответствии с основными группами/классами слоговой структуры слов.

И в итоге проверяется изолированное произношение звука, а также в прямых и обратных слогах, в слогах со стечением.

    Данный дидактический материал отпечатан на фотографической бумаге, разместила листы в папке с файлами на 20 шт. Всегда ношу с собой. Очень удобно. При обследовании просто переворачиваю страницы.

    Буду признательна за отзывы.

    ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет

    (Свистящие звуки. Звуки С — Сь)

    1.Повтори: У маленького Сани сани едут сами. В лесу стоит высокая сосна.

    Сани едут сами у маленького Сани. Соня купила сок.

    2. Назови -повтори: Бусы – собака — суп — лес — носок — самокат – стол – маски – пастух – скамейка

    Диагностика звуков у ребенка 5 лет Диагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 лет

    Диагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 лет

    3. Повтори: С-С-С-С-С  са – со – су – сы; ас – ос – ус – ыс;

    ска – ско – сто – сту – сна – сны – спа – спу;

    4. Повтори: Носит Сеня в сени сено, Ты не бойся — это гусь, На ветке висят сливы.

    Спать на сене будет Сеня. Я сама его боюсь. Вася пасёт гусей.

    5. Назови — повтори: Сито – лисята — семь – гусь — осень – василёк – снег – сливы – светофор

    Диагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 лет

    Диагностика звуков у ребенка 5 лет Диагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 лет

    6. Повтори: ся – сё – сю – си ; ась – ось – усь;

    сля – сли – сме – стя – сте – сти – спя – спи – сне – вся – всё – всю;

    ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет

    (Свистящие звуки. Звуки З — Зь)

    1. Повтори: Зоя — зайкина хозяйка, У Зои мимоза. Зоя ставит мимозу в вазу.

    Спит в тазу у Зои зайка.

    2. Назови – повтори: Коза – азбука — зуб – воз — забор – называть – зонт – гнездо – Незнайка

    Диагностика звуков у ребенка 5 лет Диагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 лет

    Диагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 лет

    3. Повтори: З-З-З-З-З за — зо — зу — зы; аз – оз – уз – ыз; зва – зво – зда — здо — зна – зно;

    Читайте также:  Панцеф ребенку 5 лет

    4. Назови – повтори: Зелёные глаза у моего козлёнка. Козел грызет зелёную капусту.

    Зимой у Зины зябнет нос. Кузя идёт в музей.

    5. Назови – повтори: Зима — газета — козёл – магазин – змея – зерно – обезьяна — земляника

    Диагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 лет

    Диагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 лет

    3. Повтори: зя — зе — зю — зи; азь – озь – узь – изь;

    зве – зви – звя; зня — зне — зню — зни; зме – зми;

    ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет

    (Свистящие звуки. Звук Ц )

    1.Повтори: Из соседнего колодца Цыпленок и курица Заяц сидит под кустом акации.

    Целый день водица льётся. Пьют водицу на улице. В колодце водица.

    2. Назови – повтори: Лицо – курица — цепь — заяц — колодец — блюдце – цветочек — полотенце

    Диагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 лет

    Диагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 лет

    3. Повтори: Ц-Ц-Ц-Ц-Ц ац — оц — уц — эц – иц; ца — цо — цы — це; цва – цве – цви;

    ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет

    (Шипящие звуки. Звук Ш)

    1.Повтори: Тише, мыши, не шумите, Маша шила для мартышки Даша под душем моет шею и уши.

    Нашу кошку не будите. Шубу, шапку и штанишки. У мышки шапка.

    2. Назови – повтори: Каша – камыши — шут — душ – мешок – петушок – шкаф — вишня – бабушка — солнышко

    Диагностика звуков у ребенка 5 лет Диагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 лет

    Диагностика звуков у ребенка 5 лет Диагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 лет

    3. Повтори: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш  ша — шо — шу — ши – ше; аш — ош — уш — иш – ыш; шка — шко — шку

    (Шипящие звуки. Звук Ж)

    4.Повтори: Жук упал, летать не может Не жалея ножек, бежит ёжик.

    Ждет он, кто ему поможет. У ежа ежата.

    5. Назови – повтори: Лыжи – жадина — жук — ёжик – пирожок – ложка – ножницы — лыжник — подснежник

    Диагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 лет

    Диагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 лет

    6. повтори: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж жа — жо — жу — жи – же; жда — жду — жди; жна – жно – жну – жны;

    (Шипящие звуки. Звук Ч)

    7. Повтори: Водичка, водичка, умой моё личико. Танечка качается на качелях. Девочка печёт печенье.

    8. Назови – повтори: Часы – качели — чай – мяч — богач – свеча — бочка – печенье — Снегурочка

    Диагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 лет

    Диагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 лет

    9.Повтори: Ч-Ч-Ч-Ч-Ч ач — оч — уч — ич; ча — че — чу — чи;

    чня — чне — чню — чни; чтя — чти — чте;

    (Шипящие звуки. Звук Щ)

    10. Повтори: Щуку я тащу, тащу, Щенок пищит в ущелье. Дети ищут щенка.

    Щуку я не упущу.

    11. Назови – повтори: Щука — щит — плащ — щенок – клещи — щетка – щелчок — стекольщик – регулировщик

    Диагностика звуков у ребенка 5 лет Диагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 лет

    Диагностика звуков у ребенка 5 лет Диагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 лет

    12. Повтори: Щ-Щ-Щ-Щ — Щ ащ — ощ — ущ — ищ; ща — ще — щу — щи;

    щня – щню – щни; вща – вщу – вщи;

    ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет

    (Соноры: Р – Рь)

    1.Повтори: К нам во двор забрался крот, Вера и Рома барабанят в барабан.

    Роет землю у ворот. В пруду карпы.

    2. Назови – повтори: Перо – корова — рак — шар — баран – помидор – труба – арбуз — трамвай — виноград

    Диагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 лет

    Диагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 лет

    3. Повтори: Р-Р-Р-Р-Р ра — ро — ру — ры; ар — ор — ур — ыр; тра — тро — тру — тры; бра – бро — бру;

    4. Повтори: У моей сестры Марины Рита и Варя варенье варят.

    Щеки, будто мандарины. Марина варит рис.

    5. Назови – повтори: Репа — рябина — фонарь – огурец – грибы – турист – рюкзак — варежки — абрикосы

    Диагностика звуков у ребенка 5 лет Диагностика звуков у ребенка 5 лет Диагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 лет

    Диагностика звуков у ребенка 5 лет Диагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 лет

    6. Повтори: ря — ре — рю — ри; арь — орь – урь — ырь; кря – кре – крю — кри; тря – трю — три;

    (Соноры: Л — Ль)

    7. Повтори:Бегал лось молодой по соломе золотой. Мила мыла пол в классе. Алла ела яблоко.

    8. Назови – повтори: Мыло — молоко — лук — пенал — стол – волк — белка – молния — клумба – иголка

    Диагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 лет Диагностика звуков у ребенка 5 лет

    Диагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 лет

    9. Повтори: Л-Л-Л-Л-Л  ал — ол — ул — ыл; ла — ло — лу — лы;

    кла — кло —клу — слу — сло — слы – пло – плы – гла – гло — глу;

    10. Повтори: Топали да топали, дотопали до тополя, Люда поливает тюльпаны из лейки.

    До тополя дотопали, да ноги-то оттопали. У Лены зелёная лента.

    11. Назови – повтори: Полено — лев – лимон – пылесос – лейка – лягушка — улитка — холодильник

    Диагностика звуков у ребенка 5 лет Диагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 лет

    Диагностика звуков у ребенка 5 лет Диагностика звуков у ребенка 5 летДиагностика звуков у ребенка 5 лет

    12. Повтори: ля — ле — лю — ли; аль — оль — уль — иль; для — дле — длю — дли; вля – слё – злю – пли;

    Источник

    Пояснительная записка

    Цель: логопедического обследования – выявление у детей нарушений речи.

    Задачи:

    ·       определение уровня речевого развития ребенка;

    ·       разработка плана коррекции речевых нарушений;

    Каждый ребенок, посещающий логопедическую группу, обследуется 2 раза в год по следующим параметрам:
              • звукопроизношение;
              • фонематические процессы;
              • словарный запас;
              • грамматический строй речи;
              • связная речь.

    При составлении логопедического обследования за основу взята методика С. В. Большаковой «Логопедическое обследование ребёнка», М.: А. П. О., 1995.

    При проведении логопедического обследования детей для обеспечения объективной последующей оценки состояния ребенка соблюдаются следующие условия:

    ·       создание в   ходе всего обследования комфортности, установление эмоционального контакта с ребенком;

    ·       чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;

    Читайте также:  Массаж для ребенка 5 лет ижевск

    ·       предъявление заданий в  игровой форме;

    ·       учет уровня развития познавательной деятельности ребенка;

    ·       учет работоспособности ребенка;

    ·       четкое и доступное предъявление инструкции к заданиям.

    Критерии оценки речевого развития:

    Параметры

    Уровни развития

    Характеристика

    Звукопроизношение

    Низкий 

    Нарушено несколько групп звуков. 

    Средний 

    Нарушено произношение 1-2 звуков или звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации звуков. 

    Высокий

    Звукопроизношение в норме.

    Фонематические процессы

    Низкий 

    Не слышит данный звук в любой позиции. 

    Средний 

    С заданием справляется, но допускает несколько ошибок. 

    Высокий

    Фонематические процессы в норме.

    Словарный запас

    Низкий 

    Активный словарь ограничен бытовым уровнем. 

    Средний 

    Использует все части речи; использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки; пользуется антонимами; при подборе синонимов испытывает затруднения. 

    Высокий

    Активный словарь близок к возрастной норме.

    Грамматический строй речи

    Низкий

    Речь резко аграмматична.

    Средний

    Допускает незначительное количество ошибок при словообразовании и словоизменении.

    Высокий

    Грамматический строй близок к возрастной норме.

    Связная речь 

    Низкий 

    Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа по картинке, по серии картинок, пользуется вопросно-ответной формой при пересказе. 

    Средний 

    При составлении рассказа и пересказе использует не более 2-3 предложений.

    Высокий    

    Умеет построить рассказ, пользуясь простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции.

    План логопедического обследования

    1. Звукопроизношение.

    Назови картинки:

    С: сад, коляска, глобус

    СЬ: беседка, василёк

    З: замок, зонт, Незнайка

    ЗЬ: земляника, обезьяна

    Ц: цапля, кольцо, индеец

    Ш: шашки, ошейник, вишни

    Ж: живот, жук, лыжи

    Щ: щит, щенок, площадь

    Ч: печенье, свеча, мяч

    Л: лось, колбаса, стол

    ЛЬ: плита, поле

    Р: рак, фартук, мухомор

    РЬ: рябина, бревно

    Й: Егор, лейка, друзья

    К: куртка, скрипка, шкаф

    Г: грелка, грядка, виноград

    Х: хлеб, ткачиха, подсолнух

    Повтори:

    У сома усы. У Зины зонт. Кузнец куёт цепь.

    Шапка и шубка – вот он наш мишутка. У ежа ежата.

    Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока. Девочки и мальчики скачут, как мячики. Дятел долбил ель. К нам во двор забрался крот. Майя и Юля поют.

    1. Фонематическая сторона речи.

    а) Фонематический слух.

    Повтори:

    С-Ц: сабля – цапля

    С-Ч: сайка – чайка

    СЬ-Щ: посёлок – щётка

    Ч-Ц: чайка – цапля

    Ч-ТЬ: чёлка – тёлка

    Ч-Щ: чурка – щука

    С-Ш: миска – мишка

    З-Ж: зал – жало

    Р-Л: рак – лак

    б )Фонематическое восприятие.

    1.Анализ звукового состава слова.

    Назови первый звук в слове: Алик, утка, волк, банка.

    Назови последний звук в слове: мука, шары, пух, нос.

    2.Слоговая структура слова:

    Назови картинки: портфель, крокодил, черепаха, балалайка, милиционер.

    1. Грамматический строй речи.

    а)Образование множественного числа существительных.

    Я буду говорить про один предмет, а ты про много предметов. Например: лампа – лампы.

    Лист – листья                        Ведро — вёдра

    Глаз – глаза                            Мост — мосты

    Ухо – уши        Утёнок — утята

    Стул – стулья        Дом — дома

    Окно – окна        Помидор – помидоры

    б) Образование родительного падежа существительных множественного числа.

    Скажи, чего не стало?

    Листья – листьев                   Вёдра – вёдер

    Глаза – глаз             Мосты – мостов

    Уши – ушей         Утята – утят

    Стулья – стульев         Дома – домов

    Окна – окон         Помидоры – помидоров

    в) Предложно-падежное управление. (по картинкам)

    В: Куда идут девочки? (в школу)  Где лежит лекарство? (в шкафу)

    НА: Где висит одежда? (на вешалке) Где лежит торт? (на тарелке)

    С: Откуда снимем пальто? (с вешалки) Откуда возьмём торт? (с тарелки)

    ПОД: Где сидит ёжик? (под кустом) Где находится крючок? (под водой)

    ЗА: Куда прячутся дети? (за дерево) Где сидит ученик? (за партой)

    ИЗ-ЗА: Откуда выбегут ребята? (из-за дерева) Откуда встанет ученик? (из-за парты)

    в) Согласование прилагательных с существительными

    Назови картинки:

    Синий чайник             Красный трактор        Жёлтый песок

    Синяя рубашка        Красная звезда        Жёлтая корзина

    Синее небо        Красное платье        Жёлтое крыльцо

    Синие васильки        Красные лыжи        Жёлтые фонари

    г) Согласование числительных с существительными

    Посчитай:

    Одна машина, две машины, три машины

    Одна кукла, две куклы,…пять кукол

    Одно дерево, два дерева,…восемь деревьев

    д) Уменьшительно-ласкательная форма существительных

    Скажи ласково:

    Юбка – юбочка           Женя – Женечка

    Ёлка – ёлочка            Саша – Сашенька

    Заяц – зайчик             Володя – Володенька

    Шкаф – шкафчик            Стул – стульчик

    Лена – Леночка                          Дом – домик

    е) Образование прилагательных от существительных

    Шкаф сделан из дерева. Значит он какой? (деревянный)

    Чемодан сделан из кожи…

    Солдатик сделан из пластмассы…

    Рюмка сделана из стекла…

    Клещи сделаны из железа…

    Книга сделана из бумаги…

    Варежки сделаны из шерсти…

    Сок сделан из моркови (капусты, огурцов)…

    1. Словарный запас.

    а) Части предметов

    Назови части предметов.

    Чайник (крышка, носик, ручка, донышко)

    Стул (спинка, сиденье, ножки)

    Машина (руль, кабина, колёса, кузов)

    б) Детёныши животных

    Назови детёнышей животных.

    Кошка, собака, лошадь, корова, свинья, лев, ёж, овца, заяц, белка, лиса, курица.

    в) Слова-антонимы

    Скажи наоборот (по картинкам):

    Этот мальчик весёлый, а этот какой?…

    День светлый, а ночь…

    Это бельё сухое, а это бельё…

    Эта девочка больная, а эта…

    Этот день холодный, а этот…

    Этот мяч большой, а этот…

    Эта книга толстая, а эта…

    Эта линия прямая, а эта…

    г) Знание профессий

    Назови профессии.

    Кто водит машину?

    Кто разносит письма?

    Кто продаёт продукты, вещи?

    Кто стрижёт волосы?

    Кто шьёт одежду?

    Кто летает на самолёте?

    Кто готовит пищу?

    Кто рисует картины?

    Кто учит детей в школе?

    Кто воспитывает детей в детском саду?

    1. Связная речь.

    а) Составление рассказа по картинке.

    б)Составление рассказа по серии картинок.

    в) Пересказ.

    Кот (для детей 5 лет).

    В бидоне было молоко. Кот толкнул бидон. Бидон упал, молоко потекло. Кот лакал молоко.

    Соня и собака (для детей 6 лет).

    У дома сад. В саду сосна. Под сосной стоит скамейка. На скамейке сидит Соня. У Сони собака. Соня даёт собаке кусок хлеба.

    Источник