Диагностика уровня развития ребенка в конструировании

Диагностика уровня развития ребенка в конструировании thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №62»

Параметры мониторинга и диагностический инструментарий

по программе «Конструирование как способ развития мыслительной деятельности дошкольников».

Воспитатель: Л.В. Попова

Параметры мониторинга и диагностический инструментарий рассчитаны на детей в возрасте 3-4 лет.

Мониторинг проводится 2 раза в год с целью выявления эффективности и корректировки программы обучения легоконструированию.

Критерии оценки параметров:

Низкий уровень – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает.

Средний уровень – ребенок с помощью взрослого выполняет лишь некоторые параметры оценки.

Высокий уровень – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки.

Уровень выше высокого – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно

Ф.И. ребенка

Параметры

Умение анализировать простейшие постройки, различать и называть величину деталей (большая, маленькая, длинная — короткая, высокая — низкая, узкая — широкая, такая же как)

Умение строить элементарные предметные конструкции по своему замыслу (мебель, горки, грузовые машины, дома (3-4 варианта каждого вида)

Использова-ние технических навыков  при сооружении постройки (накладыва-ние, приставление, прикладыва-ние).

Умение изменять постройки двумя способами, заменяя детали другими или надстраивая их в высоту, длину (высокая — низкая, узкая — широкая)

Умение конструиро-вать  по образцу

Умение дополнять постройку  в соответствии со схемой

Умение обозначать в речи пространственное расположение детали (вверху, внизу, с боку )

Умение работать по схеме (располо-жить детали в нужной последова-тельности)

Гулемин Егор

Дудкина Кристина

Клоков Тимофей

Козлова Полина

Листопад Диана

Малькова Даша

Савина Яна

Сотчихина Полина

Торопов Никита

Фаттахова Даша

Федосеева Милена

Фёдоров Виктор

Фигурина Даша

Фомина Лиза

Черноскутов Максим

Черепанов Данил

Черных Маша

Яковлев Кирилл

Итого:

Параметр №1. Умение анализировать простейшие постройки, различать и называть величину деталей.

Подготовка исследования. Подобрать 4 бруска одинакового цвета; 3 бруска отличаются длиной грани на 2 см,  4-й брусок равен любому из них.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком.

Задание (вариант 1): Перед ребенком кладут 3 разных по величине бруска, показывают брусок, равный по величине одному из них, просят найти такой же брусок среди лежащих на столе. Предлагают проверить правильность выполнения задания. Ребенку предлагают определить и назвать величину каждого бруска.

вариант 2: Бруски заменяют на кубики. Инструкция остается та же, что и 1 варианте.

Параметр №2. Умение строить элементарные предметные конструкции по своему замыслу.

Подготовка исследования. Подготовить набор строительных материалов для конструирования (детали разной формы, цвета и величины). 

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

Задание: Ребенку предлагается что-либо построить или сконструировать по своему выбору. После выполнения задания ему предлагают рассказать, что он построил или сконструировал, а затем поиграть с этим предметом.

Обработка данных. Процесс детского конструирования анализируются на основе наблюдения по схеме:

  1. Наличие элементов планирования (рассматривает конструктивный материал, формирует замысел в речи или сразу приступает к работе);
  2. Устойчивость замысла (меняется ли по ходу конструирования, по какой причине, какие интересные детали вносит в конструкцию);
  3. Содержание конструкции (какой предмет построен);
  4. Передача формы и пропорций предмета (точная, искаженная во второстепенных деталях, неправильная);
  5. Самостоятельность в процессе конструирования (просит ли взрослого помочь и на каком этапе деятельности, выполняет самостоятельно);
  6. Отношение к процессу и результату конструирования (проявляет интерес, безразличен, конструирует без желания);
  7. Оригинальность (насколько часто встречаются похожие конструкции у детей данного возраста, а также уровень сложности конструкции);
  8. Отражение в речи компонентов конструирования (цели, мотивы, действия и пр.), характеристик постройки («большой дом», «красивый мост»), оценок своей деятельности и ее результата;
  9. использование конструкции в последующей игровой деятельности (как обыгрывает конструкцию, с помощью чего развивает сюжет: игрушки, звукоподражания, выполнения роли и пр.).
Читайте также:  Центр развития ребенка старт обнинск

Параметр №3. Использование технических навыков при сооружении постройки.

Подготовка исследования. Подготовить набор строительных материалов для конструирования (детали разной формы, цвета и величины). 

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

Задание: Ребенку предлагается что-либо построить или сконструировать по своему выбору. После выполнения задания ему предлагают рассказать, что он построил или сконструировал.

Обработка данных. Процесс детского конструирования анализируются на основе наблюдения. Воспитатель отмечает, какие технические навыки использовал ребенок во время конструирования.

Параметр №4. Умение изменять постройки двумя способами, заменяя детали другими или надстраивая их в высоту, длину

Подготовка исследования. Подготовить набор лего блоков для конструирования (детали разной формы, цвета и величины), 2 готовых постройки «башня».

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

Задание: Ребенку предлагается изменить 1 башню так, чтобы она стала высокая (или низкая), а 2 башню так, чтобы она широкая (или узкая).

Параметр №5. Умение конструировать  по образцу.

Подготовка исследования. Подготовить набор лего блоков для конструирования (детали разной формы, цвета и величины), постройку «домик» из лего блоков.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

Задание: Ребенку предлагают построить такой же домик.

Параметр №6. Умение дополнять постройку  в соответствии со схемой.

Подготовка исследования. Подготовить незавершенную постройку «башня» из лего блоков и схему этой башни (в готовом варианте), несколько блоков лего (детали завершения постройки + лишние детали).

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

Задание: Ребенку предлагают посмотреть на схему и на недостроенную башню, определить чего не хватает, дополнить постройку в соответствии со схемой.

Параметр №7. Умение обозначать в речи пространственное расположение детали.

Подготовка исследования. Подготовить постройку «домик» из лего блоков.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

Задание: Ребенку предлагают посмотреть на постройку, определить и назвать где находится крыша у дома, фундамент, окна относительно двери.

Параметр №8. Умение работать по схеме.

Подготовка исследования. Подготовить набор лего блоков для конструирования (берутся только те детали, которые есть на схеме), схему башни.

Читайте также:  Межполушарная асимметрия мозга развитие мозга ребенка

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

Задание: Ребенку предлагают рассмотреть схему и построить башню такую, как на схеме. Анализируется расположение деталей, их цвет и размер.

Список использованной литературы

  1. Диагностика педагогического процесса во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) дошкольной образовательной ситуации.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 16с.
  2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС; Москва; 2003
  3. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 192с.
  4. Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста: методические рекомендации /авт.-сост. И.В. Анянова, С.М. Андреева, Л.И. Мизанова; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» нижнетагильский филиал.- Нижний Тагил: ГАОУ ДПО СО «ИРО» ТНФ.- Нижний Тагил, 2015. – 168с.

Источник

Диагностика уровня развития конструктивной деятельности  детей IIмладшей   группы Детского сада № 252.

Воспитатели:                                                                        Дата:

Фамилия, имя ребёнка

Конструирование по образцу

Конструирование по условиям

Средний балл

%

1

Опт. –

Выс. –

Сред. –

Низ. —

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Средний балл:

Диагностика уровня развития конструктивной деятельности  детей средней группы Детского сада № 252.

Воспитатели:

Фамилия, имя ребёнка

Конструирование по образцу

Конструирование по условиям

Средний балл

%

1

Опт. –

Выс. –

Сред. –

Низ. —

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Средний балл:

Дата:

Диагностика уровня развития конструктивной деятельности детей старшей группы Детского сада № 252.

Воспитатели:                                                                                                    Дата:

Фамилия, имя ребёнка

Умение создавать замысел (образ будущей пост-ки)

Умение определять ср-ва его реализации

Умение намечать послед-ть практических дей-ий приводящих к реал-ии задуманного

Умение отбирать материал по форме, цвету, величине в определ-ом сочетании

Умение практически осущес-ть намеченное

Положитель-ное отношение

к процессу деят-ти и к её результату

Средний

балл

%

1

Опт. –

Выс. –

Сред. –

Низ. —

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Средний балл:

Диагностика уровня развития конструктивной деятельности детей подготовительной группы Детского сада № 252.

Воспитатели:                                                                       Дата:

Фамилия, имя ребёнка

Умение создавать замысел (образ будущей пост-ки)

Умение определять ср-ва его реализации

Умение намечать послед-ть практических дей-ий приводящих к реал-ии задуманного

Умение отбирать материал по форме, цвету, величине в определ-ом сочетании

Умение практически осущес-ть намеченное

Положитель-ное отношение

к процессу деят-ти и к её результату

Средний

балл

%

1

Опт. –

Выс. –

Сред. –

Низ. —

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Читайте также:  3 месячный ребенок и нормы развития

Источник

Батуева Екатерина Владимировна

Диагностика знаний и умений по конструированию для детей 5-7 лет по методике Т.В. Фёдоровой

Скачать:

Предварительный просмотр:

Диагностика уровня знаний и умений по лего-конструированию

и робототехнике у детей 5 — 7 лет по методике Т.В. Фёдоровой

Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей (первый этап – в октябре, второй этап – в мае).

Диагностика уровня знаний и умений по конструированию

у детей 5 — 6 лет.

Уровень развития ребенка

Умение правильно конструировать поделку по по образцу, схеме

Умение правильно конструировать поделку по замыслу

Высокий

Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практичесаки без ошибок в размещении элементов конструкции относительно друг друга

Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения). Самостоятельно работает над постройкой.

Средний

Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении.

Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого.

Низкий

Ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга.

Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может.  

Диагностика уровня знаний и умений по конструированию

у детей 6 — 7 лет.

Уровень развития ребенка

Умение правильно конструировать поделку по по образцу, схеме

Умение правильно конструировать поделку по замыслу

Высокий

Ребенок самостоятельно делает постройку, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого.

Ребенок самостоятельно создает развернутые  замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые  из возможных способов конструирования.

Средний

Ребенок допускает незначительные ошибки в конструировании по образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их.

Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей.

Низкий

Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого

Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

Источник