Диагностика умственного развития ребенка с овз
Тест различения и выбора фонем.
Тест звукоразличения состоит из 8 основных заданий и 6 заданий для углубленной диагностики. Первое и второе из основных заданий направлены на оценку фонематического восприятия, третье и четвертое — состояния фонематических представлений, пятое, шестое и седьмое – фонематического анализа и восьмое — фонематического синтеза. Для оценки состояния фонематического восприятия в комплекс включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение отдельных звуков в ряду (задание 1) и слов-паронимов (задание 2). Особое внимание в заданиях обращено на различение свистящих и шипящих, аффрикаты глухих и звонких, твердых и мягких фонем. При необходимости с этой целью могут быть использованы дополнительные задания. К моменту применения данного теста необходимо располагать данными о состоянии физического слуха ребенка. Это связано с тем, что даже незначительное снижение слуха в раннем детстве затрудняет различение речевых звуков. Вместе с тем и у детей с нормальным физическим слухом нередко возникают специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем. Эти трудности влияют на ход развития всей звуковой системы.
Задание 1.
Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Сейчас я буду называть различные звуки. Будь внимателен: если среди этих звуков услышишь звук Ш, то подними руку.
Слушай:
Т, Ш, Ч, Ж, Щ, Ш».
После выполнения учеником этой части задания учитель продолжает инструкцию: «А теперь подними руку тогда, когда среди звуков, которые я буду произносить, ты услышишь звук 3′ (зъ). Слушай:
С’, Ц’, 3′, Т ‘, 3’ «.
И, наконец, учитель говорит: «Сейчас я снова буду называть различные звуки. Подними руку только тогда, когда услышишь звук Ц. Слушай:
С, Ч, Т, Ц, С, Ц, Щ».
Примечание: Звуки Ш, 3′, Ц по два раза встречаются в заданных рядах звуков. Поэтому общее количество правильных ответов составляет шесть. Исходя из этого, предлагаются следующие нормы оценок.
Задание для углубленной диагностики.
«Услышав слог ТА среди других слогов, подними руку. Слушай: ДА, НА, ТА». После того как ребенок дает ответ, учитель продолжает: «А теперь подними руку, если услышишь слог СЯ. Слушай:
ЗЯ, СЯ, СА, СЯ, ТЯ».
Задание 2.
Перед ребенком на столе раскладываются 10 рисунков (см. ниже). Далее учитель говорит: «Рассмотри все рисунки и скажи, все ли предметы, изображенные на картинках, тебе известны? Знаешь ли ты названия всех этих предметов? (Обычно ребенок отвечает утвердительно.) Теперь будь особенно внимательным. Я буду показывать эти предметы попарно (по два слова), а ты будешь показывать их на рисунках». Далее учитель называет следующие пары:
трава — дрова, уточка — удочка,
крыша — крыса, мишка — мышка,
бочки — почки.
Задание 3.
Учитель раскладывает на столе перед учеником представленные ниже картинки (за исключением двух картинок с домиками). В названиях предметов, которые изображены на этих картинках, содержится либо звук Д, либо звук Т. Далее учитель спрашивает: «Все ли предметы тебе известны?» Ребенок обычно отвечает утвердительно. Затем учитель раскладывает еще две картинки: на первой изображен белый домик, на второй — черный. Учитель вновь обращается к ученику: «Положи возле белого домика картинки с изображением предметов, в названиях которых содержится звук Т, а возле черного домика — со звуком Д».
Задание 4.
Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Вспомни и назови как можно больше слов, в которых есть звук С. Помни, что этот звук может быть в начале слова, в середине, в конце».
Задание 5.
Вначале учитель просит ребенка написать на листочке слово
«сковородка».
Как правило, ученик отказывается это выполнить, ссылаясь на неумение хорошо писать. Учитель успокаивает его, говоря: «Ну что ж, тогда мы поступим иначе. Записывать слова буду я. Для этого ты мне продиктуешь сначала первый звук в слове, затем — второй, третий и так до конца слова. Но мы начнем с короткого слова, а потом будем брать слова все более длинные и сложные». Затем учитель по очереди называет слова:
нос, паук, школа, палатка, сковородка.
Задание для углубленной диагностики.
«Назови первый и последний звук в слове СЛОН».
Задание 6.
Перед ребенком на столе раскладываются четыре карточки (см. ниже). Учитель уточняет, знает ли ученик названия предметов, изображенных на них, просит назвать их. Затем, обращаясь к ученику, говорит: «Отбери из этих четырех картинок ту, в названии которой первый звук такой же, как и в слове «ласточка».
Задание для углубленной диагностики.
«Отбери среди картинок ту, которая начинается со звука В».
Задание 7.
Учитель выкладывает на столе перед ребенком четыре буквы:
Ч Ш Ц Т
Уточняет, знает ли ребенок, какие это буквы, просит их назвать. Далее учитель говорит: «Сейчас я произнесу одно слово — это слово «чашка». А ты отбери из этих четырех букв (Ш, Ч, Ц, Т) ту, которая соответствует первому звуку этого слова».
Задание для углубленной диагностики.
«Отбери из четырех букв ту, с которой начинается слово АИСТ».
О У А М
Задание 8.
Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Сейчас я буду называть каждый звук в слове отдельно, один за другим. Слушай внимательно и скажи, какое слово получится из этих звуков». (Звуки учителем произносятся с интервалом 4-5 секунд.)
Задание для углубленной диагностики.
«Скажи, какое слово получится из звуков, которые я произнесу». (Звуки произносятся с интервалом 2-3 секунды.)
«Назови первые звуки в словах, которые обозначают названия предметов, изображенных на этих рисунках».
Источник
Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ограниченными
возможностями здоровья
Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
- своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;
- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
- определить оптимальный педагогический маршрут;
- обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении;
- разработать программы коррекционной работы;
- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
- определить условия воспитания и обучения ребенка;
- консультировать родителей ребенка.
Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ОВЗ всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Следовательно, изучение ребенка включает медицинское и психолого-педагогическое обследование.
Медицинское обследование начинается с изучения данных анамнеза. Анамнез собирается врачом и составляется на основании ознакомления с документацией ребенка и беседы с родителями (или лицами, их заменяющими).
Личный анамнез ребенка содержит следующие сведения: особенности беременности матери; длительность приема лекарственных препаратов и влияние вредных факторов на беременность; особенности родов; характер помощи во время родов; наличие у ребенка врожденных пороков развития, судорог и др.; вес ребенка при рождении, время начала его кормления, срок пребывания в роддоме. Перечисляются перенесенные ребенком заболевания, особенности лечения, наличие осложнений. Указывается, где, как и кем воспитывался ребенок до момента поступления вдошкольное учреждение.
В семейном анамнезе анализируются данные о семье ребенка и наследственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого ее члена, характерологические особенности родителей; фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика. Описываются семейно-бытовые условия, з которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей; дается оценка взаимоотношений в семье, отношения к ребенку; фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.
Педагоги и воспитатели знакомятся с результатами медицинского обследования по документации: изучают историю развития ребенка, заключения специалистов. Это поможет им сориентироваться в имеющихся у ребенка проблемах и создать необходимые условия для его развития в дошкольном учреждении.
Психолого-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении умственного развития детей с ОВЗ. Его результаты могут рассматриваться в совокупности с другими данными о ребенке.
Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ ставит вопросы изучения и выявления особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка и дает возможность прогнозировать его развитие.
Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей с ОВЗ, поскольку эта категория дошкольников представляет исключительное разнообразие. Психологическое обследование проводит психолог. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоциокалъко-волевая сфера, личностное развитие). В качестве источников диагностического инструментария можно использовать научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго и др. Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.
Выделяют следующие качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:
- особенности контакта ребенка;
- эмоциональная реакция на ситуацию обследования; У реакция на одобрение;
реакция на неудачи;
- эмоциональное состояние во время выполнения заданий; ^ эмоциональная подвижность;
- особенности общения;
- реакция на результат.
- Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка: ^ наличие и стойкость интереса к заданию;
- понимание инструкции;
- самостоятельность выполнения задания;
- характер деятельности (целенаправленность и активность);
- темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;
- работоспособность; V организация помощи.
Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка:
- особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
- особенности моторной функции.
В комплексной оценке психического развития и потенциальных возможностей детей с комплексными нарушениями для определенного содержания дальнейшего обучения важным является педагогическое обследование. Педагогическое изучение предусматривает получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать наопределенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ. Интересующие сведения можно получить при использовании таких методов, как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ дошкольника (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение должно быть специально спланированным, точно ориентированным и систематическим. Оно позволяет оценить степень сформированности деятельности в целом — ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий. Особенно важно наблюдение за познавательной активностью ребенка, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника. В ходе педагогического наблюдения ребенку предлагается:
- назвать свое полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес;
- рассказать о семье, назвать имя и отчество мамы, папы; место работы родителей;
- назвать имена и отчества близких взрослых, имена сверстников;
- рассказать об основных правилах поведения на улице, в общественных местах; о
любимом занятии дома и др.
Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ
Источник
Методы диагностики обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Педагоги должны разъяснять тему равноправия людей с инвалидностью своим классам/группам, пригласив взрослого или ребенка с инвалидностью, который опишет социальную модель инвалидности, проведет беседу с детьми.
Цель проведения диагностики — выявление динамики интеллектуального развития учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, информационное обеспечение оптимизации интеллектуального развития каждого обучающегося с ОВЗ.
Задачи:
— первичная диагностика обучающихся (определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи);
— динамическое изучение учащихся (отслеживание динамики развития ребенка, дифференциация сходных состояний нарушения развития, выявление детей, не подлежащих обучению в образовательном учреждении VII вида, сопоставление результатов развития учащихся с результатами учебной успешности по предметам);
— этапная диагностика (констатация результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей);
— текущая диагностика(обследование учащихся массовых классов школы по запросу родителей, педагогов, специалистов школьного консилиума). Временных рамок этот этап не имеет, обследование проводится на протяжении учебного года по мере необходимости.
Но тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Методики для обучения детей с ОВЗ
В целом в школе педагоги работают с детьми по специальным методикам обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося. Педагогом используются следующие методические приемы:
— Поэтапное разъяснение заданий.
— Последовательное выполнение заданий.
— Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
— Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
— Близость к учащимся во время объяснения задания.
Перемена видов деятельности
— Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
— Чередование занятий и физкультурных пауз.
— Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
— Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
— Работа на компьютерном тренажере.
— Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
— Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
— Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
— Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
— Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
— Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
— Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
— Оценка переделанных работ.
— Использование системы оценок достижений учащихся.
Выявление одаренных детей среди детей с ОВЗ. Психолого-педагогическая поддержка детей, имеющих высокий уровень учебной мотивации и высокий уровень обучаемости, осуществляется педагогами школы и сотрудниками службы сопровождения. На этапе диагностической работы определяется группа сопровождения. При входной диагностике (при поступлении в школу, в первый год обучения) для каждого ученика разрабатывается индивидуальная программа сопровождения.
Организация процесса познания. Познавательная деятельность – это средство достижения главной цели – самоопределения детей-инвалидов в нашем обществе и их социальная адаптация.
Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения. Это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, включая:
— создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения;
— рациональная организация образовательного процесса, использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей;
— организация физкультурно-оздоровительной работы;
— просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья, здорового образа жизни, правильного отношения учащихся к урокам физической культуры к занятиям спортом и личностной рефлексии учащихся по проблеме коррекции мнения о себе и о своем здоровье;
— организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, сотрудничество со специалистами наркологического диспансера с целью профилактики вредных привычек;
— медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся, сотрудничество с медицинским персоналом школы и поликлиникой с последующей коррекцией с их помощью физического здоровья учеников школы.
Существенное влияние на состояние здоровья школьников оказывают условия обучения: воздушно-тепловой режим; комплектация кабинетов школьной мебелью и ТСО; рациональная организация учебно-воспитательного процесса и питания; двигательная активность учащихся и т. д. Соблюдение основных гигиенических требований к школьным помещениям, оборудованию и организации школьных занятий является основой здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Все эти параметры школьной среды регулируются требованиями действующих компонентов.
Психодиагностические методики
Прежде чем психодиагностические методики могут быть использованы для практических целей, они должны пройти проверку по ряду формальных критериев, доказывающих их высокое качество и эффективность. Эти требования в психодиагностике складывались годами в процессе работы над тестами и над их совершенствованием. К числу основных критериев оценки психодиагностических методик относятся надежность и валидность.
Надежность – устойчивость процедуры относительно объектов исследования.
Степень надежности методик зависит от многих причин.
нестабильность диагностируемого свойства;
несовершенство диагностических методик (небрежно составлена инструкция, задания по своему характеру разнородны, нечетко сформулированы указания, как методику предъявлять испытуемым, и т. д.);
меняющаяся ситуация обследования (разное время дня, когда проводятся эксперименты, разная освещенность помещения, наличие или отсутствие посторонних шумов и т. д.);
различия в манере поведения экспериментатора (от опыта к опыту по-разному предъявляет инструкции, по-разному стимулирует выполнение заданий и т. д.);
колебания в функциональном состоянии испытуемого (в одном эксперименте отмечается хорошее самочувствие, в другом — утомление и т. д.);
элементы субъективности в способах оценки и интерпретации результатов (когда ведется протоколирование ответов испытуемых, оцениваются ответы по степени полноты, оригинальности и т. п.).
В самом широком смысле надежность теста – это характеристика того, в какой степени выявленные у испытуемых различия по тестовым результатам являются отражением действительных различий в измеряемых свойствах и в какой мере они могут быть приписаны случайным ошибкам.
В более узком, методическом смысле под надежностью понимают степень согласованности результатов теста, получаемых при первичном и вторичном его применении у одних и тех же испытуемых в различные моменты времени с использованием разных (но сопоставимых по характеру) наборов тестовых заданий или при других изменениях условий обследования.
Одним из важнейших средств повышения надежности психодиагностической методики является единообразие процедуры обследования, его строгая регламентация: одинаковые для обследуемой выборки испытуемых обстановка и условия работы, однотипный характер инструкций, одинаковые для всех временные ограничения, способы и особенности контакта с испытуемыми, порядок предъявления заданий и т. д.
Валидность (от англ. valid – «действительный, пригодный, имеющий силу») – комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним.
Вопрос о валидности методики решается лишь после того, как установлена достаточная ее надежность, поскольку ненадежная методика не может быть валидной. Но самая надежная методика без знания ее валидности является практически бесполезной.
Наиболее укоренившимся определением этого понятия является то, которое приведено в книге А. Анастази: «Валидность теста — понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает». ( (Т.А. Фотекова. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод, пособие / Т. А. Фотекова. — 2-е изд. — ■ М.: Айрис-пресс, 2007. — 96 с. — (Библиотека логопеда-практика))
Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для П863 студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Издательский центр ≪Академия≫, 2003. — 320 с.
Источник