Диагностика социального развития ребенка тест
Методика 1
Вопросы для собеседования
(тест разработан С.А.Банковым)
1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
3. Ты девочка или мальчик? Кем ты станешь, когда вырастешь:
ей или дядей?
4. У тебя есть брат (сестра), кто из вас старше?
5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, через два?
6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
7. Когда ты завтракаешь — вечером или утром? Обедаешь утром- или днем? Что бывает раньше — обед или ужин? День или ночь?
8. Где живешь? Назови домашний адрес.
9. Кем работает твой отец (мама)?
10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (лентой-
, платье)?
11. Какое сейчас время года — зима, весна, лето, осень? Почему ты так думаешь?
12. Когда можно кататься на санках — зимой или летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
14. Что делает почтальон (врач, учитель)?
15. Зачем нужны в школе звонок, парта?
16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?
17. Покажи у себя правый глаз, левое ухо. Для чего нужны гла-
за, уши?
18. Каких животных ты знаешь?
19. Каких птиц?
20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого
больше ног: у собаки или петуха?
21. Что больше: 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
22. Что ты скажешь, как поступишь, если нечаянно сломаешь
чужую вещь?
Оценка ответов
1. За правильный ответ на все вопросы одного пункта ребенок
может получить 1 балл ( за исключением контрольных).
2. Ребенок может получить 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на дополнительные вопросы пункта.
3. Правильными считаются ответы типа: «Папа работает инженером на заводе», «У собаки ног больше, чем у петуха, у собаки
их четыре, у петуха — две». Неверными считаются ответы типа:
«Мама-Таня», «Папа работает на работе», а также ошибки во
временах года, в признаках «больше — меньше».
4. Кконтрольным вопросам относятся 5, 8, 15, 22. Ответы на
них оцениваются так:
5-й: если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет — 1
балл, если называет года с учетом месяцев — 3 балла.
8-й: за полный домашний адрес с названием своего города — 2
балла, за обоснованный по признакам ответ (не менее 3 признаков) — 2 балла, менее 3 признаков — 1 балл;
15-й: за каждое правильно указанное применение школьной
атрибутики — 1 балл;
22-й: за правильный ответ — 2 балла.
5. Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в
пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на
пункт 16, в протоколе отмечается положительная мотивация к
обучению в школе (общая сумма баллов при этом должна быть не
менее 4).
Оценка результатов беседы
Вполне зрелыми для школы считаются дети, получившие в
сумме 24-29 баллов, менее подготовленными — получившие 20-
24 балла, не подготовленными — получившие 15 — 20 баллов.
Давая заключение, следует помнить, что беседа, как и любой лабораторный метод изучения ребенка, — вспомогательный метод. Психолого-педагогическое заключение можно дать только на основе анализа всех данных комплексного исследования.
Беседа может проходить и по более широкой программе. Ответы —
детей позволяют составить представление об их нравственных занятиях, ценностных ориентациях, умении выйти из проблемной ситуац
ии, руководствуясь личным опытом.
Методика 2
Вопросы для собеседования
I серия
1. Назови, пожалуйста, свою фамилию, имя, отчество.
2. Как фамилия, имя, отчество твоих родителей?
3. Где и кем работают твои отец и мать? Хочешь ли ты быть похожим
на них? Почему?
4. Какую работу выполняет учитель, врач, портниха, продавец,
милиционер?
5. Сколько тебе лет?
6. У тебя есть сестра или брат (родные или двоюродные)? Ты любишь его (ее, их)? Кто из вас старше, кто моложе? Почему ты так думаешь?
7. Какие правила поведения ты знаешь? Их надо выполнять
всегда или нет?
8. Ты сам(а) себе нравишься? За что тебя любят дома и в дет-
ском саду?
9. У тебя есть недостатки? Какие? Ты хочешь их исправить?
10. Чем занимаются дети в школе?
11. Ты хочешь пойти в школу? А почему? Зачем надо уметь читать-
, писать, считать?
12. Если щенок оставил грязные следы на полу, что ты будешь
делать?
13. Кем ты станешь, когда вырастешь?
14. Каким ты хочешь стать?
II серия
15. Алеся — украинка, Чубо — молдаванин (предъявляется цветная картинка с изображением детей в национальных костюмах), а
ты кто? Почему ты так думаешь?
16. Представь себе, что ты отправился путешествовать по родной —
стране, но вскоре соскучился по маме и решил написать ей письмо. Какой адрес ты укажешь на конверте?
17. Как называется твоя Родина? Ты любишь ее? За что ты ее любишь?
18. Как называется страна, в которой ты живешь?
19. Что надо делать, чтобы люди нашей страны жили счастливо?
20. Что больше: Москва или Россия? Почему ты так думаешь?
21. Какие есть страны кроме России?
22. В какой стране ты хотел бы жить? Почему именно в ней?
23. Хотел бы ты жить там, где мир, или там, где война? Почему?
III серия
24. У тебя есть друг? Как бы ты поступил, если бы:
а) во время урока он не смог ответить на вопрос учителя;
б) обидел кого-нибудь из ребят;
в) его кто-нибудь захотел обидеть;
25. Представь, что в комнате два стола. На каждом из них дети
строят улицы большого города. За одним столом играют Таня,
Алеша, Наташа, Варя и Андрей, за другим — Адия, Сара, Моника,
Марат и Хорст. За каким столом ты стал бы играть? Почему
именно за этим? Что для тебя важно?
26. Как бы ты поступил, если бы нечаянно порвал чужую книгу, но никто этого не видел?
27. Представь себе, что ты с мамой едешь в автобусе, немного
устал, в руках у мамы тяжелые сумки с продуктами. Вдруг освобождается место у окна. Как бы ты поступил?
Ответы оформляются в виде протокола на каждого ребенка.
При проведении диагностики социального развития ребенка используйте метод индивидуальной беседы ( тест С.А. Банкова). В ходе ее педагогу легко установить контакт с ребенком, завоевать его доверие, что чрезвычайно важно для правильной диагностики. Чтобы
достичь этого, ведите беседу доброжелательно, непринужденно, со
знанием дела; не торопите ребенка с ответом, предоставьте ему возможность подумать, вернуться к тем вопросам, на которые он затрудняется ответить; если первоклассник устал — сделайте небольшой
перерыв, затем закончите беседу; записывайте ответы дословно, постарайтесь- дать им правильную оценку.
Задание
Задачи:
-пронаблюдать особенности проявления дисциплинированности младших школьников;
-выявить сформированность у детей навыков организации собственной деятельности и поведения;
-выявить приемы и методы, применяемые учителем для организации детей и их дисциплинирования.
ПЛАН НАБЛЮДЕНИЯ
1.Пронаблюдайте, как дети вашего класса готовятся к уроку:
-достают из портфеля все необходимое к уроку до звонка, аккуратно раскладывают на парте;
-забывают подготовиться к уроку, достают все необходимое к уроку со звонком или после звонка;
-готовятся до звонка, но торопливо, небрежно.
2.Пронаблюдайте, как каждый ребенок организует работу в ходе урока:
-успевает за темпом всего класса, быстро включается в любой вид работы;
-постоянно отстает, проявляет несобранность, неорганизованность.
3.Обратите внимание, кто из детей вашего класса нарушает дисциплину( мешает работе одноклассников разговорами, берет без спроса чужие вещи, пытается испортить в тетради работу другого ученика). Подумайте, почему ребенок ведет себя недисциплинированно:
-ему скучно на уроке, так как учебный материал он не понимает;
-ему неинтересно, так как материал урока он знает;
-ребенку не хватает доброжелательного отношения, он привык, что его относят к «плохим» детям.
4.Пронаблюдайте, какими приемами добивается учитель порядка на уроке, рабочей дисциплины:
-четкой организацией урока, четкими распоряжениями, указаниями (словесными приемами, методами);
-постоянно вовлекает детей в работу, беседу;
-использует на уроке разные виды работ, интересные и практические задания;
-использует в ходе урока разнообразный материал, наглядные пособия;
-использует прием соревнования на уроке;
-применяет метод примера.
5.Пронаблюдайте, как учитель приучает детей к самоорганизации:
-какие указания дает по организации рабочего места, разных видов работ на уроке;
-как поощряет, как порицает за проявление неорганизованности, несобранности, недисциплинированности.
6.Сделайте вывод, какие приемы работы учителя по организации и дисциплинированию детей наиболее результативны.
Тема 4 Речевая подготовка первоклассников
Речь — одна из основных высших психических функций. Известно, что речь у детей формируется на основе восприятия окружающего предметного мира. Понимание речи связано с развитием чувственной основы речи-предметных образов. Важной является та роль речи, которую она выполняет в психической деятельности человека, — она организует все высшие психические функции, входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение, т.е. речь, формируясь и развиваясь каксамостоятельный психический процесс, затем начинает выполнять функции опосредования высших психических функций, их связывания и организации. Фонематический слух, чистота фонематического восприятия.
Наблюдение за уроками, их анализ.
Методические рекомендации для студентов
Предметом наблюдений на этот раз сделайте изучение ново-
го материала на уроках.
1. Исследуйте, прежде всего, эффективность выбора учителем содержания и методов изучения нового материала:
какими способами и насколько удалось учителю подготовить учащихся к восприятию нового материала; как актуализировались опорные знания, умения; насколько эффективно осуществлялась мотивация учения первоклассников;
каково содержание учебного материала (научность, связь с жизнью, воспитательное и развивающее значение);
как происходит объяснение нового материала (система, логика, ясность, доступность, реализация межпредметных связей);
насколько рационально использовались методы, приемы обучения (словесные, наглядные, практические, проблемно-по-
исковые методы). Было ли занятие обеспечено техническими
средствами обучения;
применял ли учитель различные способы повышения самостоятельности и активности детей на уроке: учет возрастных и
индивидуальных особенностей; раскрытие перспективы учебной
деятельности; организация самостоятельной учебной деятельности; использование проблемного объяснения, постановка проблемных вопросов; введение заданий программированного характера (тетради с печатной основой); какие использовал пред-
писания, памятки; уделял ли внимание формированию умений
самопроверки; решению учебных задач в занимательной, игровой форме, включению детей в соревнование в процессе учебной
работы, осуществлению внутрипредметных и межпредметных
связей, использованию элементов новых инновационных педагогических технологий;
насколько эффективно сочетались на уроке индивидуальные, групповые, общеклассные формы учебной работы;
каким образом учитель обеспечивал на уроке атмосферу делово-
го сотрудничества, доброжелательности, доверия, взаимопомощи.
2. Отдельно проанализируйте такой важный этап урока, как закрепление нового материала:
рационально ли учитель отобрал материал для закрепления;
какие использованы пути, способы, средства закрепления, обобщения, систематизации нового материала;
о чем свидетельствуют ответы учащихся.
3. Подумайте и попытайтесь определить общую целевую установку, с которой учитель осуществлял воспитательный процесс на
данном или ряде ранее наблюдаемых уроков:
обеспечить прочное и правильное усвоение детьми материала,
предусмотренного программой;
максимально полно реализовать воспитательные возможности
учебного материала урока; обеспечить нравственное, эстетическое, экологическое воспитание, сформировать основы научного
мировоззрения у детей;
выработать у первоклассников прочные учебные умения и на-
выки (чтения, письма, счета и др.);
сформировать у детей первоначальные умения самообразования;
развить умственные способности учащихся в процессе обучения,
обеспечить постепенный переход от наглядно-действенного к абстрактно-логическому способу мышления; развить память, внимание,
воображение ребенка; создать благоприятные условия для выявления задатков детей и максимального развития их творческих способностей;
комплексное решение ранее перечисленных целей.
Возможно, вы обнаружите дополнительные, не названные выше задачи (укажите их).
2.Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития
детей дошкольного возраста (Ф.Г.Даскалова)
1-й тест. Свободные словесные ассоциации по определенному слову
. Задача: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово,
а ты скажешь мне другое — какое хочешь».
1 — стул;
2 — мяч;
3 — Иван;
4 — зайчик;
5 — пою;
6 — красный.
Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т.е. адекватные слову —
-раздражителю ассоциации).
2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении – подбор и активное употребление имен существительных
1 — Ребенок толкает….
2 — Девочка качает….
3 — Зайчик хрупает….
4 — Мама стирает….
5 — Девочка поливает….
Оценка: 5 верных ответов.
Источник
Диагностика социально – личностного развития детей по Шипициной Л.М. «Азбука общения».
1. раздел «Мир познания».
Планируемый результат. Ребёнок должен уметь:
— правильно определять времена года,
— наблюдать за животными, играть с ними и заботиться о них,
— наблюдать за растениями и ухаживать за ними,
— определять по жестам, позе, эмоциям настроение животного.
* Метод – дидактическая игра.
1. «Времена года».
Цель: изучить умение детей понимать и оценивать природные
явления, их влияние на эмоциональное состояние человека;
оценивать природные явления и находить в любом хорошее
и радостное.
* Метод – дидактическая игра.
2. «Расскажи о животных, которых ты знаешь».
Цель: изучить знания детей о жизни диких и домашних животных;
умение ухаживать, понимать общие и специфические
особенности общения разных животных между собой и знать
меру понимания их человеком (по жестам, движениям,
эмоциональным реакциям).
* Метод – дидактическая игра.
3. «Посажу я семена».
Цель: изучить умение понимать и любить красоту окружающего
мира, бережно относиться к растениям, ухаживать за ними,
понимать значение растительного мира для состояния
человека – его настроения, самочувствия.
2. раздел «Языки общения».
Планируемый результат. Ребёнок должен уметь:
— узнавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение,
эмоциональное состояние собеседника;
— правильно выражать эмоциональные реакции, мысли и чувства;
— по выражению лица и тела, жестам, эмоциям понимать своего
собеседника;
— соблюдать правильную осанку, жестикуляцию при общении.
* Метод – беседа.
1.Цель: изучить знания детей о роли наших «умных помощников» —
органов чувств, их значение для развития общения (в процессе
восприятия, внимания, памяти, двигательной и эмоциональной
сферах).
* Вопросы:
— Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «умные помощники»
что это?
— Зачем человеку уши ? Глаза ? Рот ?
— Как ты ухаживаешь за ними ?
— Как они помогают общаться тебе с другими людьми ?
— Что ты можешь делать глазами ? Ушами ? Ртом ?
* Метод – дидактическая игра.
2. «Настроение».
Цель: изучить представление детей об их собственных эмоциях и
эмоциях других людей ( хорошем и плохом настроении), умение
быть внимательными к чувствам и желаниям других людей,
передавать свои эмоции другим людям разными средствами.
3. раздел «Тайна моего «Я»».
Планируемый результат. Ребёнок должен уметь:
— понимать собственное «Я», свою индивидуальность,
— уметь радоваться удаче, успеху, игрушке, развлечению,
— понимать «нельзя» и «надо»,
— быть самостоятельным.
* Метод – творческая игра.
1. «Угадай, кто это ?».
Цель: изучить умение мысленно воспроизводить образ себе подобного
через собственное видение человека.
* Метод – дидактическая игра.
2. «Мой день».
Цель: изучить умение видеть и понимать себя, свой внешний и
внутренний мир, умение быть самостоятельным.
* Метод – наблюдение – этюд.
3. «Зайчики и волк».
Цель: изучить развитие осознания детьми и сравнения собственных
мышечных и эмоциональных ощущений.
4. раздел «Этот странный взрослый мир».
Планируемый результат. Ребёнок должен уметь:
— понимать основы взаимоотношений с родителями, бабушками,
дедушками и другими близкими людьми,
— проявлять заботу и добрые чувства к своим близким,
— понимать значение труда взрослых; понимать в доступной для них
форме, особенности профессиональной деятельности взрослых.
* Метод – беседа.
1. «Семейная фотография».
Цель: изучить отношение детей к самым близким людям, знание о
повседневном труде родителей, понимание взаимоотношений в
семье, потребность радовать своих близких добрыми делами и
заботливым отношением к ним.
Вопросы:
— Кто изображён на фотографии ?
— Узнали ли они своего товарища по группе ?
— Где его мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра ?
— Какое у них настроение ?
— Что они делают ?
— Где работают родители ?
— Кем работают ?
— Как ты помогаешь дома ?
— Чем любит заниматься твоя бабушка ?
— Как проводит выходной день твоя семья ?
— Какой подарок ты хотел бы подарить маме ?
5. раздел «Как мы видим друг друга».
Планируемый результат. Ребёнок должен уметь:
— применять полученные навыки общения в игровых и жизненных
ситуациях,
— радоваться самим и пытаться понять чувство радости других,
— воспитывать в себе потребность в общении со сверстниками,
— представить себе, что такое «иметь друзей», также свою роль в семье
(сын, дочь, внук, внучка).
* Метод – дидактическая игра.
1.«Мы – разные».
Цель: изучить знания детей о том, что все люди не похожи друг на
друга, развивать восприятие образа ровесника по внешности и
индивидуальным особенностям, умение общаться со сверстниками
смотреть в лицо и глаза друг другу.
* Метод – дидактическая игра.
2.«Дружба».
Цель: уточнить у детей понятия «друг», «дружба», умение детей видеть,
понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать,
объяснять свои суждения.
*Метод – дидактическая игра.
3.«Клоун Тяп – Ляп».
Цель: изучить диапазон эмоций у детей через понимание и переживание
радости, наличие положительных чувств и эмоций через улыбку,
умение эмоционально воспринимать весёлое настроение людей.
* Метод – дидактическая игра.
4.«День рождения».
Цель: выяснить знания детей о правилах гостеприимства, умение
общаться со сверстниками, согласовывать свою деятельность с
деятельностью других людей, чувства доброжелательности,
участия, умение дарить и принимать подарки.
6. раздел «Фантазия характеров».
Планируемый результат. Ребёнок должен уметь:
— иметь представление о том, что можно, а что нельзя делать,
— различать положительные и отрицательные качества персонажей
литературных произведений,
— иметь представление о хороших и плохих привычках, о необходимости
избавления от дурных привычек,
— видеть, понимать и сравнивать свои положительные и отрицательные
поступки и привычки с примерами поведения близких людей,
сверстников, героев сказок и пр.
*Метод – дидактическая игра.
1. «Что такое хорошо и что такое плохо».
Цель: выяснить у детей представления о хороших и плохих поступках
поведении, умение правильно оценивать себя и других, видеть
положительные и отрицательные качества персонажей.
* Метод – дидактическая игра.
2. «Не поделили игрушку».
Цель: изучить умение благополучно выходить из конфликтных
ситуаций, находить компромиссное решение.
* Метод – беседа.
3. «Какие бывают привычки»
Цель: уточнить представления о дурных привычках, наличие желания
следить за своим внешним видом, представления о страхах
и путях их преодоления.
Вопросы:
— Какие плохие привычки вы знаете ?
— Почему их так называют ?
— Как можно справиться с ними ?
— Как воспринимают окружающие люди дурные привычки ?
— К каким отрицательным последствиям приводит та или иная
привычка ?
7. раздел «Умение владеть собой».
Планируемый результат. Ребёнок должен уметь:
— владеть игровыми приёмами произвольного расслабления,
— уметь сосредоточиться на зрительной и слуховой информации,
адекватно реагировать на неё,
— контролировать своё поведение в общении с окружающими людьми,
— уметь принимать верные решения в различных жизненных ситуациях,
— уметь осознавать и бороться с отрицательными чертами своего
характера.
* Метод – дидактическая игра.
1. «Умей расслабиться».
Цель: выяснить умение детей чувствовать разницу между состоянием
напряжения и покоя, знание некоторых игровых приёмов
произвольного расслабления.
* Метод – дидактическая игра.
2. «Будь внимателен».
Цель: выяснить умение детей быть внимательными, быстро
сосредоточиваться на зрительной и слуховой информации и
адекватно реагировать на неё.
* Метод – дидактическая игра.
3. «Как поступить ?».
Цель: уточнить умение детей принимать правильные решения в
различных жизненных ситуациях, умение контролировать своё
поведение в общении с другими людьми, подавлять чувство
страха и уметь бороться с ними.
* Метод – дидактическая игра.
4. «Не хочу быть плохим».
Цель: уточнить знания детей о положительных привычках, умение
преодолевать отрицательные черты характера.
8. раздел «Культура общения».
Планируемый результат. Ребёнок должен уметь:
— владеть приёмами вежливого обращения с окружающими, употребляя
в речи «волшебные» слова,
— учить вести доброжелательный диалог, используя различные средства
выразительности, не обижая и не унижая партнёра, в том числе по
телефону,
— иметь представление о том, что свои мысли и чувства можно
передавать и в письменном виде,
— уметь культурно вести себя за столом, усвоив основные правила
этикета.
* Метод – дидактическая игра.
1. «Секрет «волшебных» слов».
Цель: уточнить значение вежливых слов, представления и потребность
в доброжелательном общении с окружающими.
* Метод – дидактическая игра.
2. «Давай поговорим».
Цель: выяснить у детей умение вежливо общаться друг с другом и
с окружающими взрослыми, вести диалог, используя различные
средства выразительности.
* Метод – дидактическая игра.
3. «За столом».
Цель: выяснить знания детей об основных правилах этикета, умение
культурно вести себя за столом.
9. раздел «Мальчик и девочка».
Планируемый результат. Ребёнок должен уметь:
— иметь представление о женственности и мужественности,
— иметь представление о внешности и манере держаться представителей
разного пола,
— понимать различия между мальчиками и девочками – как внешние,
так и в основных чертах характера и поведения,
— проявлять свои возможности при общении с партнёрами
противоположного пола в различных ситуациях и игровой
деятельности.
* Метод – дидактическая игра.
1. «Внешность».
Цель: уточнить умение различать мальчиков и девочек по внешности
и действиям.
* Метод – игра – соревнование.
2. «Самый сильный и ловкий».
Цель: выяснить наличие качеств личности: смелость, ловкость,
активность.
* Метод – беседа.
3. «С кем бы я хотел дружить».
Цель: уточнить знания о положительных чертах характера и
поступках мальчиков и девочек, представления о дружбе
между мальчиками и девочками.
Вопросы:
— С кем ты дружишь ?
— Почему ?
— Кого не хотел бы брать с собой в игру ?
— С кем иногда даже ссорятся ?
— Почему происходят ссоры ?
— Каким должен быть мальчик ? Девочка ?
— С каким мальчиком или девочкой ты хочешь играть ? Дружить ?
* Метод – подвижная игра.
4. «Играем вместе».
Цель: выяснить умение детей общаться друг с другом, самостоятельно
выражать свою симпатию и предпочтение сверстнику.
Источник