Диагностика речевого развития ребенка среднего дошкольного возраста
Наталья Викторовна Шурыгина
Диагностический материал для детей среднего дошкольного возраста по развитию речи
Диагностический материал для детей среднего дошкольного возраста
Образовательная область «Коммуникация» Развитие речи
I. Словарный запас.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Игра «Опиши предмет».
Материал: различные предметные картинки.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает по одной картинке,например: шар, шапку, ведро, цветы.
Просит ответить на вопросы:
— Что это? (Шар.)
— Какой он? (Красный, большой, воздушный.)
— Что с ним можно делать? (Играть, катать по полу, подбрасывать, пинать.)
2. Дидактическая игра «Закончи предложение».
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку поиграть в игру «Закончи предложение».
-Я буду начинать предложение, а ты — подумай, как его можно закончить.
— Сахар сладкий, а перец. (горький).
— Дорога широкая, а тропинка. (узкая).
— Пластилин мягкий, а камень. (твердый).
— Мачеха злая, а Золушка.
— Карабас-Барабас злой, а Папа Карло. и т. п.
3. Задание «Расскажи о мальчиках».
Материал:сюжетная картинка с изображением двух мальчиков: один — чистый, аккуратный, веселый, второй — неряшливый, грустный.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку с изображением двух мальчиков.
Затем организовывает беседу по вопросам:
— Что ты можешь сказать о мальчиках? У них одинаковое настроение?
— Один мальчик веселый, а другой какой? (Грустный.)
— Быть неряшливым хорошо?
— А что нужно делать для того, чтобы быть чистым и опрятным?
— А какой мальчик тебе нравится? Почему? И т. п.
Критерии оценки
1 балл — словарный запас бедный, затрудняется в подборе слов антонимов.
2 балла — понимает и употребляет слова-антонимы. Допускает ошибки или затрудняется в определении разнообразных свойств и качеств предметов, эстетических характеристик.
3 балла — ребенок активно употребляет слова, обозначающие эмоциональные состояния (сердитый, печальный, этические качества (хитрый, добрый, эстетические характеристики (нарядный, красивый, разнообразные свойства и качества предметов. Понимает и употребляет слова-антонимы.
II. Уровень сформированности грамматической стороны речи.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Дидактическое упражнение «Сервируем стол».
Материал: чайный сервиз (для кукол, предметные картинки с изображением продуктов питания (муляжи).
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает рассмотреть посуду и ответить на вопросы:
— Как можно назвать все предметы? (Обращает внимание на чайный сервиз.)
— Назови известные предметы посуды.
— Какие продукты нужны для того, чтобы угостить человека чаем? (Сахар, чай, сухарики)
— В какую посуду положить сахар?» (В сахарницу.)
— А сухарики? (В сухарницу.) И т. п.
— Расставь красиво посуду.
— Где лежит чайная ложка? (Рядом с блюдцем или справа от блюдца.) И т. д.
2. Упражнение «Закончи предложение».
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку придумать окончание предложения:
«Наступила ночь и.»
«Мы пошли с мамой в магазин и купили.».
«Мне нравится зима, потому что».
«Мы делаем зарядку, потому что» И т. п
3. Дидактическая игра «Прятки».
Материал: наборы игрушечных животных (медвежата, котята, ежата, лисята) или предметные картинки с их изображением.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель расставляет игрушки (раскладывает картинки) и•просит ребенка назвать группы животных.
— Это лисята.
— Это ежата.
И т. д.
Затем воспитатель просит запомнить все группы животных и предлагает ребенку закрыть глаза.
Воспитатель убирает одну группу игрушек. После того как ребенок открывает глаза, воспитатель просит назвать, кого не стало (медвежат, котят и т. д.).
Критерии оценки
1 балл — ребенок не справляется с заданиями.
2 балла — затрудняется самостоятельно образовывать новые слова (сахар — сахарница, Осмысливает причинно – следственные отношения, преимущественно в речи использует простые предложения или сложносочиненные, исключая сложноподчиненные предложения. Допускает ошибки в образовании множественного числа существительных, обозначающих животных.
3 балла — ребенок образовывает новые слова по аналогии с уже знакомыми. Понимает и употребляет предлоги в речи. Осмысливает причинно-следственные
отношения и составляет сложносочиненные, сложноподчиненные предложения. Правильно образовывает форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.
III. Уровень развития связной речи.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Дидактическая игра «К нам пришел почтальон».
Материал: сюжетные картинки «Времена года».
Содержание диагностического задания:
В игре могут участвовать 4 ребенка. Воспитатель подбирает открытки с несложным сюжетом, но так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие. Воспитатель сообщает, что почтальон принес всем детям открытки. Получив открытку, дети не должны показывать ее друг другу. Нужно рассказать о сюжете так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие.
2. Дидактическая игра «Расскажи об игрушке».
Материал:набор разных игрушек: машинка, мяч, кукла, зайчик и др.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает игрушки и предлагает образец рассказа об одной из них. Повторяет его еще раз, обращая внимание на план описательного рассказа. Затем предлагает описать любую из игрушек по такому же плану.
3. Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко».
Содержание диагностического задания:
Воспитатель достает из сказочного сундучка курочку, петушка, бобовое зернышко.
— Как ты думаешь, из какой сказки данные герои?
— Что произошло с петушком?
— Как ты думаешь, почему петушок подавился?
— К кому сначала побежала курочка за помощью?
— Для чего нужно было маслице?
(Проводится краткая беседа по сказке, для того чтобы вспомнить ее содержание.) Затем воспитатель предлагает ребенку обыграть сказку с использованием настольного театра.
Критерии оценки
1 балл — ребенок не может даже при помощи взрослого рассказать о содержании сюжетной картинки. Не способен по образцу описать игрушку. Во время драматизации сказки преимущественно пользуется ситуативной речью, жестами.
2 балла — ребенок составляет рассказ с помощью наводящих вопросов. Отмечаются единичные случаи нарушения последовательности в описании признаков. С помощью взрослого драматизирует знакомую сказку.
3 балла — ребенок подробно рассказывает о содержании сюжетной картинки, последовательно составляет рассказ об игрушке. Умеет драматизировать отрывки из знакомой сказки.
IV. Звуковая культура речи.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Дидактическое упражнение «Выдели первый звук в слове».
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает поиграть в слова. Просит ребенка внимательно слушать, как он голосом будет выделять первый звук.
ООО-ля, ААА-стра, УУУ-тка и др.
При повторе слов просит назвать первый звук.
Критерии оценки
1 балл — большое количество звуков произносит с искажением, затрудняется в выделении первого звука.
2 балла — не все звуки произносит чисто, выделяет первый звук.
3 балла — осмысленно работает над собственным произношением, выделяет первый звук в слове.
Высокий уровень -10-12 баллов.
Средний уровень — 6-9 баллов.
Низкий уровень — 4-5 баллов.
Образовательная область «Художественное творчество» Диагностические задания
Знакомство с искусством,
Задание: «Украсим группу»
Предложить дымковскую игрушку, филимоновскую игрушку, иллюстрации и картины. Назвать предметы, особенно понравившиеся им. Обратить внимание на оформление помещения группы; спросить, куда лучше поместить выбранный предмет оформления.
Рисование
Что изучается?
Умение правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, соотношение по величине; связывать предметы единым содержанием; самостоятельно определять содержание рисунка на заданную тему
Дидактические игры, упражнения
Самостоятельное рисование по мотивам сказки «Колобок».
Материалы: листы бумаги, кисти, краски, иллюстрации к сказке «Колобок» Ребенку предлагается рассмотреть иллюстрации к сказке «Колобок».
Вопросы:
— Какие герои есть в сказке «Колобок»?
— Кого Колобок встретил первым (последним?
— Какой герой тебе нравится больше всех?
Задание: нарисуй рисунок к сказке «Колобок»
Критерии оценки
3 балла — ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2 балла — ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.
1 балл — ребенок не справляется с заданием
Что изучается?
Умение детей создавать узоры по мотивам декоративно-прикладного искусства
Дидактические игры, упражнения
Рисование по мотивам дымковской игрушки.
Материалы: бумажный силуэт фигурки барыни, гуашь, кисть
Задание: Ребенку предлагается украсить фигурку барыни узором из элементов дымковской росписи (филимоновскую лошадку по мотивам филимоновской росписи)
Критерии оценки
3 балла — ребенок самостоятельно справляется с заданием.
2 балла — ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
1 балл — ребенок не справляется с заданием
Уровень освоения детьми сенсорных эталонов (цвета)
Дидактическая игра «Назови цвет».
Материал: набор карточек 11 цветов (белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый, розовый, голубой, оранжевый, коричневый, фиолетовый) Перед ребенком выкладывается набор карточек разного цвета.
Задание: назови цвет каждой карточки. Покажи карточку синего (белого, коричневого.) цвета
Критерии оценки
3 балла — ребенок самостоятельно справляется с заданием.
2 балла — ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
1 балл — ребенок не справляется с заданием
Лепка
Что изучается? Умение лепить предметы, состоящие из нескольких частей, используя приемы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания; использовать в работе стеку
Дидактические игры, упражнения
Самостоятельная лепка предметов, состоящих из нескольких частей.
Материал: пластилин, стека, доска для лепки
Задание: Ребенку предлагается вылепить предмет, состоящий из нескольких частей. Примечание. Предварительно можно предложить рассмотреть образцы вылепленных изделий
Критерии оценки
3 балла — ребенок самостоятельно справляется с заданием.
2 балла — ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.
1 балл — ребенок не справляется с заданием
Аппликация
Что изучается? Умение составлять узоры из растительных и геометрических форм в круге Дидактические игры, упражнения
Аппликация «Узор из растительных и геометрических фигур».
Материалы: 6 зеленых листочков, 6 желтых кругов диаметром 3 см, 6 красных кругов диаметром 1,5 см, шаблон тарелки, клей
Задание: Ребенку предлагается выложить и наклеить узор на «тарелке», используя расти-тельные и геометрические формы
Критерии оценки
3 балла — ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2 балла — ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.
1 балл — ребенок не справляется с заданием
Образовательная область «Познание» Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности
Что изучается?
Умение выполнять постройку по схеме
Дидактические игры, упражнения
Конструирование постройки по схеме.
Материал: схема постройки, конструктор.
Вопросы:
-Какая деталь лежит в основании постройки?
— Какая деталь поставлена на основание?
— Что находится на верху постройки?
Задание: Ребенку предлагается рассмотреть схему постройки. выполни постройку по этой схеме
Критерии оценки:
3 балла — ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2 балла — ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.
1 балл — ребенок не справляется с заданием
Что изучается?
Умение строить разные конструкции одного и того же объекта
Дидактические игры, упражнения
Конструирование домов для сказочных героев.
Материалы: мелкий конструктор
Задание:Ребенку предлагается построить дома для сказочных героев: один дом для Колобка, другой дом для Медвежонка (он живет на первом этаже) и для Лисички-сестрички (она живет на втором этаже этого дома)
Критерии оценки:
3 балла — ребенок самостоятельно справляется с заданием.
2 балла — ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.
1 балл — ребенок не справляется с заданием
Что изучается?
Умение складывать квадратные и прямоугольные листы разными способами
Дидактические игры, упражнения
Складывание квадратных и прямоугольных листов разными способами (по диагонали, пополам, вдоль, поперек).
Материалы: 2 квадрата, 2 прямоугольника
Задание:Ребенку предлагается:
— сложи квадратный лист от уголка к уголку;
— сложи квадратный лист пополам;
— сложи прямоугольный лист пополам вдоль;
— сложи прямоугольный лист пополам и поперек
Критерии оценки
3 балла — ребенок самостоятельно справляется с заданием.
2 балла — ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.
1 балл — ребенок не справляется с заданием
Высокий уровень — 21-24 балла;
Средний уровень — 14-16 баллов;
Низкий уровень — 7-8 баллов.
Критерии оценки:
3 балла — делает все самостоятельно,
2 балла — делает самостоятельно, при затруднении обращается за помощью к взрослым,1 балл — в большей степени не справляется с предложенными заданиями.
Образовательная область «Социализация»: Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств
Образовательная область «Здоровье» Воспитание культурно-гигиенических навыков
Исследование осуществляется через наблюдение.
Образовательная область «Социализация»: Игровая деятельность
При заполнении этого раздела воспитатель не только наблюдает за ребенком, но и специально организует игры с детьми.
Критерии оценки:
3 балла — делает все самостоятельно,
2 балла — делает самостоятельно, при затруднении обращается за помощью к взрослым,1 балл — в большей степени не справляется с предложенными заданиями.
Источник
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи
СРЕДНЯЯ ГРУППА
1. Назови предметы изображенные на картинке одним словом:
чайник – блюдце – тарелка – кастрюля … /посуда/
куртка – шапка – свитер – брюки…/одежда/
тапочки – сандалии – туфли – ботинки – сапоги…/обувь/
огурец – помидор – капуста – картофель – морковь …/овощи/
яблоко – груша — апельсин — банан …/ фрукты/
Цель: понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.
Материал: картинки с изображением: посуды, одежды, обуви, овощей, фруктов
Критерии: ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла
допускает 1 – 2 ошибки – 2 балла
допускает 3 и более ошибок – 1 балл
2.Назови предметы, которые можно назвать этим словом:
животные, игрушки, мебель
Цель: Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.
Материал: картинки с изображением: медведь, лиса, белка, заяц, волк; машина, кукла, пирамида, и т.д., стол, стул, диван, шкаф.
Критерии: ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла
допускает 1-2 ошибки – 2 балла
допускает 3 и более ошибок – 1 балл
3.Как можно сказать ласково: сын, гриб, дом.
Цель: Знание и умение употреблять существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Материал: картинки
Критерии: ребенок правильно называет – 3 балла
допускает 1 ошибку – 2 балла
допускает 2 и более ошибок – 1 балл
4.Помоги животным найти своих детенышей: у зайца — ….., у белки — ……, у медведя — ……, у волка — ……
Цель: умение образовывать названия детенышей животных
Материал: картинки с изображением животных и их детенышей.
Критерии: ребенок правильно называет и показывает картинки с животными – 3 балла
допускает 1 — 2 ошибки – 2 балла
допускает 3 и более ошибок – 1 балл
5. Скажи правильно:
Яблоко. У Тани много …..
Дерево. В лесу много …..
Туфли. У Оли нет …..
Цель: умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного
числа.
Материал: картинки с изображением названных предметов
Критерии: ребенок правильно называет – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
6.Мышка очень любит сыр. Найди все кусочки сыра в ее комнате и расскажи мышке, где находится каждый кусочек.
Цель: Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.
Материал: картинки
Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов : В, НА, ЗА, ПОД – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
7.Назови какого цвета предметы: шар — …, ведро — …, платье — …, машина — ….
Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе.
Материал: картинки
Критерии: ребенок правильно называет – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
8.Назови, чьи это предметы. Сумка мамы – мамина
Кофта бабушки — …
Газета папы — …
Нора лисы — …
Цель: Умение образовывать притяжательных прилагательных от существительных.
/Чей? Чья? чьё?/
Материал: картинки
Критерии: ребенок правильно называет – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
9.Попроси куклу Олю лечь. /Оля, ляг./
Зайчика догоняет лиса, как мы ему крикнем? /Зайчик, беги./
Попроси водителя игрушечной машины отвезти кубики в уголок конструирования. /Поезжай./
Цель: определить умение употреблять в речи формы повелительного наклонения.
Критерии:
ребенок правильно употребляет в речи формы повелительного наклонения – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
10.Скажи правильно:
У меня есть карандаш. /ручка/
У меня нет …
Я рисую …
Папа пишет …
Цель: выявить умение употреблять существительные в косвенных падежах без предлога.
Материал:
Критерии: ребенок правильно называет – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
Инструкция к проведению:
Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу.
1. Ребенку предлагается выбрать картинки к данным лексическим темам и назвать их.
2. Предложить ребенку выбрать картинки, относящиеся к определенной группе.
3. Предложить ласково назвать предметы изображенные на картинке.
4. Предложить ребенку найти соответствующую картинку и назвать детеныша животного.
5. Предложить ребенку правильно сказать слово во множественном числе.
6. Предложить помочь мышонку найти кусочки сыра в комнате с использованием предлогов.
7. Предложить назвать предмет, и сказать какого он цвета.
8. Предложить назвать, чьи это предметы.
Итоговая оценка:
22 – 27 баллов – высокий уровень
15 – 21 баллов — средний уровень
14 и менее баллов – низкий уровень
Источник