Диагностика речевого развития ребенка 2 года
Автор: Бахарева Ирина Николаевна, учитель-логопед МДОУ д/с «Росинка»
Е. А. Стребелёва считает,
что чем раньше начинается целенаправленная
работа с ребенком, тем более эффективной оказывается коррекция и компенсация
нарушений. Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством
нервной системы ребенка — пластичностью, то есть нервная система молодого
организма гибко реагирует на воздействие извне. [3]
В настоящее время
растет количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Причины этого
явления разнообразны и многочисленны. Это и следствие сочетания различных
неблагоприятных факторов: биологических, социальных, и следствие поражения
центральной нервной системы различного характера. Вредные факторы,
воздействующие на мозг в период его развития, приводят к задержке развития
различных функций, в том числе речи.
В нашем городе дети с
речевыми нарушениями попадают в специализированные группы в пять лет, в лучшем
случае в четыре года, и самый значимый для развития ребенка возраст — до
четырех-пяти лет — оказывается упущенным. В школе у такого ребенка возникают
проблемы с устной и письменной речью — при обучении чтению и письму.
Ранняя диагностика нарушений
познавательной деятельности и речи у детей чрезвычайно важна и крайне
необходима. Доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с
ребенком, тем более полной и эффективной может оказаться коррекция, а в
некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.
Как и во
всех детских садах города, в нашем ДОУ в 2005 году был организован ПМПк
(психолого-медико-педагогический консилиум). В своей работе ПМПк
руководствуется письмом Минобразования
РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения»
от 27.03.2000 г. № 27/901-6.
Согласно Положению о
ПМПк, основными задачами ПМПк являются следующие:
–обнаружение и ранняя (с первых дней пребывания воспитанника
в детском саду) диагностика отклонений в развитии;
–выявление резервных возможностей развития
воспитанника;
–определение характера, продолжительности и эффективности
специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в МДОУ возможностей.
Еще
одним не менее важным моментом, побудившим заняться поиском методик диагностики
речи младших дошкольников, является запрос родителей детей раннего и младшего
возраста. Нарушения речи (а именно — ее отсутствие,
непонимание ребенком речи взрослых, непонятность детских высказываний,
нежелание использовать речь в общении со взрослым и др.) вызывают беспокойство
у родителей малышей второго и третьего года жизни и заставляют их обращаться к
специалистам, и прежде всего, к логопедам.
В связи с
вышеназванными причинами встал вопрос всестороннего логопедического
обследования детей начиная со 2-ой младшей группы.
Современный подход к проблеме выявления и
коррекции нарушений речи требует от логопеда четких представлений о том, каким
образом и по каким законам происходит становление речи у нормально
развивающегося ребенка. Эти знания служат основой для грамотного проведения
логопедического обследования детей, своевременного выявления у них речевых
нарушений и их адекватной классификации. Лишь на этой основе возможно
правильное планирование и реализация систематической коррекционной помощи детям
с речевой патологией.
Схема логопедического
обследования детей среднего и старшего возраста в ДОУ хорошо отработана и
обеспечена достаточным количеством методических пособий и материалов. Обследованиеразвития
речи ребенка младшего дошкольного возраста нередко представляет трудности,
обусловленные возрастными особенностями. Также возникли сложности с подбором
методик и пособий для логопедического обследования детей младшего возраста в
условиях дошкольного учреждения. Подобных методик крайне мало, они
многозатратны по времени, что является безусловным минусом, так как логопед
работающий на коррекционной группе не располагает достаточным временем, для
обследования детей массовых групп детского сада по классическим методикам. [1]
Указанные причины послужили
толчком для разработки методики «Экспресс-обследование речи детей 2-3 лет». [2].
Данная методика предназначена для оперативного
массового обследования развития речи у детей 2 – 3 лет с целью выявления
нарушений речи и постановки воспитанников на учет ПМПк.
Методика удобна для использования как в кабинете
логопеда, так и в условиях массовой группы. Обследование занимает мало времени,
в этом смысле практически исключается возможность утомления ребенка.Содержит необходимый
материал для предварительного обследования и анализа общей картины развития
речи у детей 2 – 3 лет: лексического запаса, уровня овладения ребенком
звукослоговой структурой языка, степени сформированности фразовой речи.
Оборудование для обследования: картинный материал (15
шт.), иллюстрации к стихам А.Барто, иллюстрации к сказке «Курочка Ряба».
Картинки однофигурные, с четким контуром, цвета классические достаточно яркие.
Схема
обследования следующая.
Обследование
начинается с приглашения ребенка посмотреть картинки.
Затем следует предварительная беседа с
ребенком о нем самом, о его семье, о любимых игрушках, домашних животных, и
т.д., позволяющая составить общее впечатление о ребенке и его речевом развитии.
В зависимости от желания ребенка, беседа может быть разбита на части и
проводится по ходу обследования.
Далее ребенку
предъявляются комплекты картинок. Всего пять комплектов по 3 картинки.
Предлагается поочередно назвать картинки и выполнить задания логопеда по этим
картинкам.
1 комплект: собака, кошка, утка. Проверяется
воспроизведение звукоподражаний, предъявленных и названных логопедом животных и
птиц. При желании ребенка можно побеседовать о его домашних питомцах.
2 комплект: зайка, мишка, девочка (кукла). Сказать ребенку, что девочку зовут Таня, предложить
ребенку рассказать стихи А.Барто: «Наша Таня», «Зайка», «Мишка»; стихотворение
«Мишка косолапый». Уточняется, знает ли ребенок другие стихи.
3 комплект:юла, кубик, мячик.Предлагается назвать цвета предметов.
4комплект:телефон, лопатка, ведёрко.Подбор глаголов к существительным.
5 комплект:машина, пирамидка, Дед Мороз.Части предметов.
При назывании всех картинок проверяется
словарь, отмечается сформированность звукопроизношения, слоговой структуры
слова.
После
этого ребенку предлагается посмотреть книжку «Курочка Ряба», пересказать сказку
по иллюстрациям.
По
ходу обследования заполняется Карта экспресс-обследования ребенка 2 – 3 лет (Приложение
1).
Раннее выявление различных отклонений в формировании речи позволяет
обратить внимание родителей на задержку речевого развития ребенка,воспитаннику по
показаниям получить своевременную медицинскую помощь. Педагоги разрабатывают
индивидуальный образовательный маршрут, представляют родителям необходимые
консультации. Таким образом имеется возможность компенсировать первичный дефект
и предотвратить вторичные отклонения в развитии речи в более позднем возрасте.
Литература:
1. Громова О.Е.
Логопедическое обследование детей 2 – 4 лет. Методическое пособие/ О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина. М.: Сфера,
2004.
2.Нищева Н.В.
Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста./Н. В. Нищева. Спб.:
Детство-ПРЕСС, 2003.
3. Стреблева Е.А. Психолого-педагогическая
диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/Е. А. Стребелёва. М.: Просвещение, 2007.
Приложение
1.
КАРТА
ЭКСПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА 2 – 3 ЛЕТ
____________________________________________________________________
Фамилия,
имя ребенка возраст
1. Беседа
2. Словарь. Звуко-слоговая структура слов.
Собака | Юла | Красный |
Кошка | Кубик | Зеленый |
Утка | Мячик | Желтый |
Мишка | Телефон | Синий |
Зайка | Лопата | Машина |
Девочка (кукла) | Ведро | Пирамидка |
Дед Мороз |
3. Воспроизведение звукоподражаний
АВ-АВ | ПИ-ПИ |
МЯУ-МЯУ | КО-КО |
КРЯ-КРЯ | ГА-ГА |
4.
Связная речь. Стихи
«Таня» |
«Зайка» |
«Мишка» |
«Мишка |
Пересказ
сказки«Курочка Ряба»
5. Состояние
звукопроизношения(изолированно, в
слогах)
Ы | М | Н | Х | С | Ж | Ц |
Э | П | Б | В | С′ | Ш | Л |
Л′ | Т | Д | Ф | З | Ч | Р |
Й | К | Г | З′ | Щ | Р′ |
Дополнения.
Заключение.
Дата ______________Учитель-логопед ____________ /_____________/
Источник
Карта диагностического обследования речи детей 2-3 лет
Ф.И. ребенка_____________________________________________________________
Дата рождения___________________________________________________________
1. Поведение и эмоциональная сфера.
Сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм
Характер игровой деятельности:
(Манипуляция с предметами, игры с воображенными предметами, сюжетные игры)
2. Обследование неречевых психических функций.
Слуховое восприятие: (контрастное звучание 2-х игрушек)
Молоточек – дудочка ___ Колокольчик – свисток ___
Зрительное восприятие: величина (большой — маленький)
Большой мяч___ маленький мячик ______ Большой дом___ маленький домик___
Цвета (покажи)
Красный ___ Синий ___
Зеленый ___ Желтый ___
Геометрические формы (покажи)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Разрезные картинки из 2-х частей по образцу
Юла___ Платье___ Чашка___
2. Исследование пассивного словаря.
По словесной инструкции логопеда:
Показать предметы: стол, яблоко, кукла, чашка.
Части предмета: ножка стола, рука, нога, глазки, ручка чашки.
Понимание обобщающих слов
Выбирать картинки по темам: игрушки, посуда, одежда.
Понимание действий.
Показать, где девочка: играет, спит, рисует, ест.
Выполнить поручения по речевой инструкции: дай куклу, покорми куклу, посади куклу.
3. Исследование грамматического строя импрессивной речи (в пассиве)
Понимание форм единственного и множественного числа существительных. Показать на картинках: чашка-чашки, гриб-грибы, кукла-куклы, мяч-мячи.
Понимание прежложно-падежных конструкций с предлогами в, на, под.
Положи мячик в коробку. Положи мячик на стол. Положи мячик под стол.
Понимание существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Покажи на картинках: дом-домик, ложка-ложечка, мяч-мячик, кукла-куколка.
4. Состояние словарного запаса (эксперессивная речь)
Назови существительные
Глаголы (вопросы по картинкам)
— Что делает?
— Покажи где ___________? (идет, стоит, сидит, рисует, пьет)
Действия, сходные по ситуации. Инструкции —— —- —(~)
Вышивает, вяжет, шьет
Прилагательные
По картинкам назвать
Назови: большой — маленький, тонкий – толстый, длинный -короткий, веселый — грустный.
5. Исследование грамматического строя
экспрессивной речи (активной)
Есть, отсутствует, лепетная, отдельными словами, фразовая)
Обследуется при наличии фразовой речи.
Употребление имен существительных в И.п. единственного и множественного числа.
Стол-столы, мяч-мячи, кукла-куклы, рука-руки, шар-шары, глаз-глаза
Употребление имен существительных в В.п единственного числа без предлога. Назови, что видишь на картинке.
Образец: Я вижу мяч, вижу куклу, вижу собаку, вижу дом.
Употребление имен существительных в Р.п. единственного числа без предлога. Назвать по картинкам.
Это хвост кого? – лисы; это сумка кого? – мамы; это машина кого? – мальчика
Согласование имен существительных с прилагательными. Назвать цвет предметов — шар какой? – красный, машина какая? – зеленая, яблоко какое? – желтое.
Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как назвать маленький предмет? (По картинкам.)
Стол – столик, нос – носик, дом – домик, ложка – ложечка, кукла – куколка, кровать – кроватка.
6. Исследование фонетической стороны речи
Определение симптоматики и механизмов нарушений.
Воспроизведение звукоподражаний. Повторить за логопедом:
кукла плачет – а-а-а…,
ребенок плачет – уа-уа-уа…,
поезд гудит – у-у-у…,
ослик кричит – иа-иа-иа…,
мышка пищит – и-и-и…,
кошка мяукает – мяу-мяу-мяу…
Исследование звуко- слоговой структуры слов. (Назови по картинке.) Повтори за логопедом: дыня, самолет, петушок, велосипед.
8. Состояние звукопроизношения
Гласные___________________________________________
Согласные_________________________________________
б, п, м_____________________________________
в, ф______________________________________
д, т, м_____________________________________
г, х, к_____________________________________
й________________________________________
Свистящие__________________________________________
Шипящие__________________________________________
Аффрикаты________________________________________
л,р______________________________________
р,р______________________________________
9. Анатомическое состояние артикуляционного аппарата (нужное подчеркнуть)
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы).
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов).
Челюсти.
Прикус (прогнатия, прогнетия, открытый передний, открытый боковой, перекрестный).
Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина).
Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка).
Язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).
10. Состояние речевоймоторики
Состояние мимической мускулатуры:
Поднять брови вверх (удивиться).
Нахмурить брови (рассердиться).
Прищурить глаза.
Надуть щеки (толстячок).
Втянуть (худышка).
Отметить наличие или сглаженность носогубных складок.
Состояние артикуляционной моторики. Выполнить по подражанию:
Губы –улыбка –трубочка.
Язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник».
Мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.
Заключение___________________________________________________________________
Источник
Логопедическое обследования ребенка 2-3 года жизни
Схема протокола обследования речевого развития ребенка 1 год 1 мес. — 1 год. 3 мес.
1.Понимание названий окружающих предметов (три-четыре игрушки):
Где машина,часы, мячик, собака?______________________________________________
Где штаны, шапка, ботинки, платье?____________________________________________
2.Понимание действий:
Дай мяч____________________________________________________________________
Покорми куклу_____________________________________________________________
Положи куклу _______________________________________________________________
3.Ориентируется в комнате:
Найди часы________________________________________________________________
Подойди к столу____________________________________________________________
4.Активная речь:
лепетные слова____________________________________________________________
звукоподражания___________________________________________________________
облегченные слова__________________________________________________________
Заключение._______________________________________________________________
Рекомендациии.____________________________________________________________
Схема протокола обследования речевого развития ребенка 1 год 4 мес. — 1 год. 6 мес.
1.Понимание речи:
Обобщение предметов по существенным признакам в понимании речи:
Покажи, где игрушки________________________________________________________
Покажи , где посуда_____________________________________________________________
2.Понимание предлогов в,на:
Спрячь машинку в коробку ___________________________________________________
Поставь машинку на коробку _________________________________________________
3.Слуховое внимание и фонематический слух (неречевые звуки):___________________
Покажи, что звучит часы, поезд, машина________________________________________
4.Активная речь:
лепетные слова_____________________________________________________________
звукоподражания___________________________________________________________
облегченные слова__________________________________________________________
слова______________________________________________________________________
Заключение._______________________________________________________________
Рекомендациии.____________________________________________________________
Схема протокола обследования речевого развития ребенка 1 год 7 мес. — 1 год. 9 мес.
1.Понимание несложного рассказа по сюжетной картинке «Дети поливают цветы» :______________________________________________________________________________
2.Понимание предложно-падежных конструкций с предлогом «под»:
Спрячь машинку под коробку__________________________________________________
3.Понимание единственного и множественного числа:
Покажи, где машина и машины_______________________________________________
Покажи, где кукла и куклы____________________________________________________
Покажи, где мяч и мячи_____________________________________________________
4.Понимание слов-действий:
Покажи, где рисует, поливает, моет, прыгает, кормит
______________________________________________________________________
5.Понимание слов с уменшительно-ласкательным суффиксом:
Покажи, где мячик, домик, машинка ______________________________________ _______________________________________________________________________
6.Слуховое внимание и фонематический слух (различение речевых звуков):
гласные звуки__________________________________________________________________
согласные звуки_______________________________________________________________
7.Активная речь:
полные слова______________________________________________________________
образцы двухсловных предложений __________________________________________
характер аграмматизма в предложении_________________________________________
8.Слоговая структура:
употребление односложных слов____________________________________________
употребление двухсложных слов____________________________________________
9.Звуковая сторона слова:
гласные звуки_______________________________________________________________
согласные звуки____________________________________________________________
Заключение._______________________________________________________________
Рекомендациии.____________________________________________________________
Схема протокола обследования речевого развития ребенка 1 год 10мес. — 2 года
1.Понимание короткого рассказа без показа, бывшего в опыте ребенка:
___________________________________________________________________________
2. Понимание предложно-падежных конструкций с педлогами «у», «с»:
Поставь машинку у дома ________________________________________________
3.Понимание единственного и множественного числа глагола:
Покажи, где едут машины — едет машина_____________________________________
Покажи, где летят самолеты — летит самолет__________________________________
4.Слуховое внимание и фонематический слух — различение высоты голоса
Игра «Тихо-громко»: _________________________________________________________
5.Активная речь:
пользуется трехсложным предложением, употребляя прилагательные и местоимения
_____________________________________________________________________________
характер аграмматизма_________________________________________________________
употребление винительного падежа___________________________________________
употребление предложного падежа слов уменьшительно-ласкательной формы
__________________________________________________________________________
употребление винительного падежа множественного числа с окончанием»ы» и «и»
__________________________________________________________________________
6.Слоговая структура слова:
употребление трехсложных слов без стечения согласных машина, сапоги
_________________________________________________________________________
7.Звуковая сторона речи:
гласные звуки____________________________________________________________
согласные звуки___________________________________________________________
Заключение._______________________________________________________________
Рекомендациии.____________________________________________________________
Схема протокола обследования речевого развития ребенка 2 года 1мес. — 2 года 6 мес.
1.Понимание слов , обозначающие предметы, действия,признаки:________________________________________________________________________
2.Понимание предложно-падежных конструкций с педлогами «за», «по», «до», «над»:
__________________________________________________________________________
3.Понимание единственного и множественного числа прилагательного:
Покажи, где маленький мяч и маленькие мячи _____________________________________
Покажи, где красное яблако и красные яблаки____________________________________
4.Понимание настоящего и прошедшеге времени глагола:
Покажи, где мальчик нарисовал?_______________________________________________
Покажи, где мальчик рисует?____________________________________________________
5.Слуховое внимание и фонематический слух , разлечение слов близких по звучанию: Покажи, где мышка и мишка___________________________________________________
Покажи, где стол и стул______________________________________________________
Покажи, где коза и коса____________________________________________________
6.Активная речь:
пользуется многословным предложением______________________________________
характер аграмматизма_____________________________________________________
употребление родительного падежа___________________________________________
употребление дательного падежа_____________________________________________
употребление творительного падежа___________________________________________
употребление единственного и множественного числа существительного ___________________________________________________________________________
употребление возратных глаголов_____________________________________________
употребление единственного и множественного числа глаголов
_________________________________________________________________________
появляются вопросы__________________________________________________________
7.Слоговая структура слова:
употребление двухсложных слов (лимон)_______________________________________
8.Звуковая сторона слова:
гласные звуки_______________________________________________________________
согласные звуки_____________________________________________________________
Заключение._______________________________________________________________
Рекомендациии.____________________________________________________________
Схема протокола обследования речевого развития ребенка 2 год 7 мес. — 3 года
1.Понимание предложно-падежных конструкций с педлогами «через», «около», «перед»:
Встань перед стулом________________________________________________________
Встань около стола__________________________________________________________
Перепрыгни через веревочку_________________________________________________
2.Понимание слов с суффиксом увеличительности:
Покажи, где дом — домище______________________________________________________
Покажи, где дуб — дубище_____________________________________________________
_
3.Понимание префиксальных отношений:
Где, машина уехала- приехала____________________________________________________
где девочка входит-выходит____________________________________________________
4.Слуховое внимание и фонематический слух :
Покажи, где уточка и удочка____________________________________________________
Покажи, где мышка и мишка___________________________________________________
5.Активная речь:
Употребления сложных придаточных предложений
_________________________________________________________________________
Появления вопросов: почему? когда?
___________________________________________________________________________
6.Усвоения частей речи:
существительные____________________________________________________________
глаголы___________________________________________________________________
прилагательные, наречия, местоимения________________________________________
числительные______________________________________________________________
предлоги__________________________________________________________________
союзы___________________________________________________________________
употребление единственного и множественного числа существительного и связанного с ним прилагательного:
___________________________________________________________________________
7.Слоговая структура слова:
употребление слов со стечением согласных (вилка, чашка, мишка, зайка)
__________________________________________________________________________
8.Звуковая сторона слова:
гласные звуки______________________________________________________________
согласные звуки_____________________________________________________________
Заключение._______________________________________________________________
Рекомендациии.____________________________________________________________
Источник