Диагностика речевого развития обследование речи 1 ребенка

Ольга Милованова
«Диагностика речевого развития детей раннего возраста»

Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста

В настоящее время проблемы диагностики речевого развития и возможной последующей коррекции выявленных нарушений чрезвычайно актуальны.

Развитиеличности ребенка определяется тремя факторами:

1)предпосылками: генотипом, с врожденными особенностями;

2) условиями, в которые входят социальное окружение, семья, образовательно-воспитательное учреждение, другие социальные структуры и ситуации, определяющие развитие личности посредством заинтересованных близких и профессионалов;

3) внутренней позицией самого человека, формирующийся в процессе его индивидуального развития в зависимости от ценностных ориентаций семьи.

Социально-нравственный эффект помощи детям огромен, он демонстрирует принципиально новые возможности педагогики и отражает степень зрелости социальной политики общества. Возраст с рождения до 3 лет является наиболее важным периодом в жизни ребенка. Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сенситивный период формирования многих функций на этом возрастном этапе определяют большие потенциальные возможности коррекционно-педагогического процесса. Наличие ранней и адекватной помощи ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии малыша и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить отклонения.

При ранней диагностике и своевременно начатом коррекционном воздействии в целом и в речи, в частности, на первом-втором году жизни, часть детей, несмотря на сложность дефекта, к трем-пяти годам приближаются по уровню общего и речевого развития к возрастным стандартам. Это позволяет рекомендовать для них интегрированное обучение в массовом детском саду, а в дальнейшем и в школе, при условии сохранения систематической коррекционной помощи со стороны учителя-логопеда, психолога и т. д.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослым. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык — «важнейшее средство человеческого общения».

Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Речевое общение в его полном виде — понимание речи и активная речь — развивается постепенно.

Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь — специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка.

Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

Эмоциональное общение является стержнем, основным содержанием взаимоотношения взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи — на первом году жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Улыбка рождает покой и устанавливает взаимопонимание. Она — приглашение к общению, выражение положительных эмоций. С улыбкой пробуждается психика ребенка, улыбка предваряет его речь, улыбкой он как бы сообщает о его готовности к общению. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысления произносимых и понимаемых слов.

Различают несколько этапов развитияпотребности в общении ребенка с взрослым:

1. Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия, ребенка в первом полугодии жизни.

2. Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.

3. Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей.

4. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого.

В настоящее время современные психолингвистические,психологические и педагогические исследования основываются на двух принципах: принципа развития и принципа деятельности.

Одним из психологических принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которое все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии. Развитие психических процессов протекает в тесном взаимодействии друг с другом.

Как отмечал известный советский психолог Л. С. Выготский, слишком позднее начало обучения не играет той роли в развитии, какую оно играет тогда, когда происходит в оптимальные сроки. В этот наиболее благоприятный для развития речи период ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение.

А. А. Леонтьев в рамках деятельностного подхода рассматривал речь как деятельность. Определяя речь как деятельность,необходимо выделять ее компоненты: цели, мотивы, речевые действия и средства. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо деятельность, например в игровую.

Диагностика речевого развития детей в возрасте от 1.5 до 3 лет

Детская речь не является личной деятельностью ребенка, индивидуальная речь рассматривается как часть диалога, сотрудничества, она теснейшим образом связана с развитием отношений взаимодействия ребенка и взрослого. В процессе социализации ребенок постепенно овладевает речью как средством общения, усваивая ее фонологические, морфологические и синтаксические формы, овладевая на каждой возрастной ступени новыми типами обобщения, которые в дальнейшем и определяют изменения ситуации общения («кризисы переходного возраста»). Динамика этого процесса во многом определяется гармоническим развитием всех аспектов личности ребенка раннего возраста.

В обследовании детей раннего возраста очень важно правильно выбрать значимые критерии оценки уровня их общего и речевого развития, чтобы избежать гипердиагностики и в то же время не пропустить явные отклонения от нормы.

Читайте также:  Что является отклонением в развитии ребенка

Логопед при осмотре ребенка с отклонениями в речевом развитиииспользует следующие методы обследования:

• анкетирование (анкета для родителей (матери, опросники);

• беседу с родителями;

• наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в естественных условиях (движение, игра, еда, одевание-раздевание и т. п.) и в ходе выполнения специальных заданий;

• изучение медицинской документации;

• беседу с воспитателем, музыкальным руководителем, педагогом по физическому воспитанию, методистом;

•собственно логопедическое обследование ребенка: строения и функционирования основных органов артикуляции, состояния произвольного артикуляционного праксиса (после 1 г. 6 мес, дифференцированности слухового внимания к неречевым и речевым сигналам, сформированности понимания речи, в том числе простых и сложных речевых инструкций, объем пассивного и активного словарного запаса.

Необходимо также учитывать, что адекватность оценки уровня развития ребенка раннего возраста, в том числе и речевого, во многом определяется состоянием малыша во время проведения обследования, мотивированностью его деятельности, общим фоном настроения ребенка, наличием доброжелательного контакта с исследователем.

При выполнении заданий логопеду следует обращать особое внимание на:

• умение ребенка выполнять действие по словесной инструкции;

• то, какой рукой ребенок берет предметы и как он «работает» руками (использует обе руки или только одну);

• ловкость или неумелость действий с маленькими предметами;

• эмоциональные возгласы и слова, произносимые во время выполнения заданий.

Если, выполнив задание или один из его этапов, ребенок сознательно произносит любой возглас или использует указательный жест в значении «Посмотри, как у меня получилось!», это обязательно отмечается в протоколе обследования. Если ребенок молча выполняет действия, логопеду следует попытаться активизировать его речь, произнося любые эмоционально окрашенные, простые слова, поглаживая его по головке или помогая ему выполнить задание.

Для объективности фиксации результатов исследования целесообразно записывать ход обследования на магнитофон или диктофон, установленный в непосредственной близости от ребенка, но так, чтобы малыш не обращал на него внимание.

Первые речевые задания, предъявляемые ребенку, строятся исключительно с использованием игрушек и игровой ситуации. В дальнейшем игровые задания целесообразно чередовать с более сложными речевыми заданиями, которые проводятся не только на предметном, но и на картинном материале.

Анкета для родителей

Во время обследования ребенка маме малыша следует предложить для заполнения анкету для родителей, которая ориентирована на выявление наиболее типичных причин и характерных проявлений речевого дизонтогенеза у детей раннего возраста. Объективная часть анкеты включает традиционный перечень вопросов, касающийся течения беременности и родов, особенностей периода новорожденности и т. п.

Однако в анкету включены и вопросы, направленные на определение предпосылок формирования полноценного речевого общения.Эти вопросы чередуются с традиционными: например, при сборе анкетных данных о ребенке необходимо отметить не только, какой по счету этот ребенок в семье, но и указать возраст родителей на момент рождения ребенка, полный перечень людей, непосредственно проживающих с ребенком, возраст братьев и сестер, наличие родственников-левшей. В беседе с родителями после заполнения ими анкеты следует уточнить, кто проводит больше всего времени с ребенком в течение дня, какой стиль общения с ребенком предпочтительно использует взрослый.

Заключение

Роль развития речи ребёнка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивают процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию (в частности, отношения со взрослыми и другими детьми).

Раннее речевое развитие и становление когнитивной сферы ребёнка – теоретически и практически значимая проблема логопедии. Важно проводить диагностику речевого развития детей раннего возраста, т. к. пластичность активно формирующегося мозга двух трехлетнего малыша позволяет компенсировать многие недостатки формирования речевой деятельности.

Список используемой литературы

1. Гербова В. В., Казакова Р. Г., Кононова И. М. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ Под ред. Г. М. Ляминой. М., 1981.

2. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Логопедическое обследование детей 2–4 лет. Методическое пособие, стимульный материал. Сфера.

3. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. методическое пособие. — М.: Мозаика – Синтез.

4. Нищева Н. В. Организация Коррекционно – развивающей работы в младшей группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.

5. Психология детей дошкольного возраста. // Под. ред. Запорожца А. В., Эльконкна Д. Б. — М., 1964.

6. Справочник логопеда. /М. А. Поваляева. — Изд. 5-е — Ростов н/Д: Феникс, 2006.

7. Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. / Елена Янушко. – М.: Теревинф, 2007.

Источник

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ,

НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ,

ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ

ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «ДОВЕРИЕ»

УЛ.САФРОНОВА,Д.5А, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,198412 ТЕЛ. /ФАКС (812) 422-48-36

PPMS@INBOX.RU

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

Программа составлена, систематизирована и адаптирована учителем-логопедом высшей квалификационной категории Аленниковой С.В.

Диагностическая программа состоит из нескольких этапов.

   Раскрывается проблема возможных трудностей при поступлении детей в 1 класс в теоретическом и практическом аспектах. Предлагается методика, система работы по эффективной диагностике готовности  дошкольников  к обучению в начальной школе с учётом современных требований к содержанию школьного обучения.

Читайте также:  Развитие речи ребенка через пальчиковые игры и мелкую моторику

 Для учителей-логопедов школьных логопунктов.

 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.

    Младший школьный возраст характеризуется формированием нового вида деятельности– учебной. Её качество будет зависеть от того, насколько были сформированы необходимые предпосылки в дошкольном возрасте, т.е.:

  • общее физическое развитие ребёнка, состояние слуха, моторики, нервной системы;
  • овладение достаточным объёмом знаний и представлений об окружающем мире, пространстве и времени;
  • владение чёткой, связной, грамматически и фонетически правильной речью, умение осуществлять слоговой и звукобуквенный анализ слов;
  • развитие произвольного внимания, умения слушать речь, сосредотачиваться на задании и т.п.

        Приходя в 1 класс, детям приходится адаптироваться к условиям школьного обучения, и, естественно, у них возникают трудности. Такие дети представляют собой разнородную группу (различны происхождения трудностей, их причины, проявления и характер). Рассматривая различные виды нарушений письма, анализируя их, можно отметить следующие группы детей, подверженных трудностям, связанным с овладением письмом.

       Одна из основных групп «риска» – дети, имеющие в анамнезе патологию беременности и родов у мамы, родовые травмы, инфекционные заболевания. Ещё одна группа «риска» – дети ослабленные и часто болеющие. Значительная часть детей, у которых проявляются трудности – дети с различными неврологическими нарушениями. И, наконец, большую группу составляют дети, у которых имеется задержка в развитии тех или иных функций (моторная неловкость, речевое недоразвитие…). Отдельно следует отметить детей медлительных и леворуких. Т. о. необходимо учитывать своеобразие и индивидуальные особенности  каждого пишущего. Так, детям с нарушением моторной функции очень трудно  усвоить конфигурации элементов букв из-за непонимания соотношения и расположения их на строке. У таких учащихся очень медленный темп письма, иногда присутствует тремор, характерны неправильные соединения букв, буквы «растопыренные», линии неровные, много дополнительных штрихов. Довольно  часто среди трудностей фигурирует «зеркальное» письмо, что особенно характерно для левшей истинных, скрытых или переученных, т.к. у них затруднена ориентировка в «правом – левом». Особые трудности при письме отмечаются у учеников с задержкой речевого развития и неправильной артикуляцией, т.к. из процесса письма исключается элемент проговаривания, значит будет затруднён звукобуквенный анализ слов, что в свою очередь ведёт к пропускам букв или частей слов, недописыванию, замене букв, т.е. на письме могут проявляться все недостатки произношения, ведущие к дисграфии.

         Дети с такими нарушениями нуждаются в особом контроле педагога, в своевременной и качественно организованной логопедической помощи. Для этого организуются специальные  групповые занятия с детьми по обучению грамоте и подготовке к школе.  

Предварительно обследуя детей по предложенной методике,  обращается внимание логопеда на формирование показателей будущей учебной готовности:  развитие мотивационной сферы, зрительно-пространственных ориентировок, состояние латералиты, двигательных функций, слухо-моторных координаций, слухового внимания, фонематических процессов, словарного запаса, грамматического строя речи и звукопроизношения. Используется стандартная методика обследования.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.

        Работа по предлагаемой  диагностической программе  в период до школы приносит положительные результаты прежде всего для самого ребёнка. За летний период,  до поступления в 1 класс, учитывая результаты диагностики, будущий ученик сможет усовершенствовать  свои знания и умения, частично сформировать необходимые для успешного обучения виды деятельности: моторные навыки, навыки чтения, речевые навыки.

ЦЕЛЬ  диагностики:  эффективная помощь в подготовке детей к школе.

ЗАДАЧИ диагностики: исследование.

  1. Формирования фонетико-фонематической базы для усвоения навыков чтения и письма;
  2. Развития слухового внимания и фонематического восприятия;
  3. Развития артикуляционной моторики;
  4. Развития  слухо-произносительных дифференцировок;
  5. Развития  простых форм фонематического анализа и синтеза;
  6. Развития  зрительного восприятия и внимания, анализа и синтеза;
  7. Формирования пространственного восприятия и представлений, умений отображать эти отношения речевыми средствами;
  8. Формирования временных представлений;
  9. Развития зрительно-моторной и графо-моторной деятельностей;
  10. Закрепления связей между зрительно-графическим изображением букв и произнесением звуков;

Диагностика проводится в период с мая по август, перед поступлением в 1 класс. Законный представитель ребёнка заранее записывается на диагностику в удобное для него время и приводит с собой ребёнка.

На момент беседы учителя-логопеда с ребёнком, родитель заполняет бланк анамнеза развития будущего ученика. Пример бланка прилагается .

Учитель-логопед записывает в журнал данные ребёнка: Ф. И.О., год рождения, возраст при поступлении в 1 класс. Далее начинается диагностика.  

Схема обследования формирования готовности к обучению в 1 классе.

     1. Состояние латералиты и пространственных ориентировок:  

  • методика «рука — ухо-глаз»;
  • схема тела;
  • пробы Хэда;
  • ориентировка в пространстве;
  • ориентировка на листе бумаги, зрительно- моторные координации (графические упражнения по копированию точек, геометрических фигур, копирование буквенных сочетаний);
  • зрительное восприятие, память (узнавание предмета по частям, пунктирные изображения предметов, узнавание фигур, наложенных друг на друга, поиск недостающих деталей предметов);
  • пространственный праксис, буквенный гнозис и мнезис (для детей, знающих буквы и читающих);
  1. Состояние процессов ориентировки во времени.
  • рядоговорение с помощью опорных слов или картинок (дни недели, части суток, месяцы, времена года);
  • узнавание временных категорий по логическим признакам с использованием картинок;
  • лингвистические пробы;
  • понимание категорий времени глаголов;  
  1. Состояние двигательных функций рук:
  • исследование динамического праксиса (ритмы, стуки);
  • проба «кулак- ребро- ладонь»;
  • пальцевый праксис;
  • штриховка, обводка предмета.
  1. Состояние слухо- моторной координации:
  • тест на рисование бусин;
  • рисование картинки по команде.
  1. Состояние артикуляционного аппарата. Состояние звукопроизношения.
  2.  Состояние словарного запаса. Лексика.
  • понимание и знание слов- предметов, действий и признаков;
  • понимание и знание обобщенных понятий;
  • понимание слов, редко употребляемых;
  • лексическое сочетание слов;
  • понимание и употребление предлогов;
  • понимание смысла слов, сходных по звучанию.
  1. Состояние грамматического строя речи:
  • согласование слов- предметов и действий, слов- предметов и признаков;
  • согласование сущ. мн. ч. с глаголами;
  • понимание смысла приставок  глаголов;
  • составление предложения по опорным словам;
  • составление сложноподчинённого  предложения;
  • самост. составление предложения по картинке;
  • определение количества слов в предложении;
  • составление предложения из слов, данных в нарушенной последовательности;
  1. Связная речь.
  2. Исследование состояния слоговой структуры слова:
  • повторение  слов и предложений;
  • самостоятельное называние предметов по картинкам;
  • умение определять количество слогов в слове;
  • придумывание слов на заданный слог;
  • самост. составление слога из 2-3 звуков.
  1. Состояние фонематических процессов:
  • фонематическое восприятие (повторение серии слогов из акустически близких звуков; повторение слов- паронимов);
  • фонематические представления (придумывание слов на заданный звук, звук дан в определённой позиции);
  • фонематический анализ (выделение звука на фоне слова, определение места звука, количества звуков в слове, порядковое называние звуков в слове, графический диктант);
  • фонематический синтез (составление слога из заданных звуков, составление слова из звуков).
  1. Исследование процесса чтения (для читающих детей). Для чтения используются наборы слов, различные по слоговой структуре (прилагаются к программе).    
Читайте также:  Ускорение и замедление развития ребенка это

                                 (Исследование предрасположенности ребенка к ошибкам чтения и письма) для учащихся 1 классов

I. Анкетные данные учащегося

1  Фамилия _________________ Имя _________________________Отчество____________________________

2 Год рождения_______________

3  Школа, класс

Адрес

4  Дата обследования                      «___» _________201_ г

5  Дата зачисления на логопункт   «___»_________201_г

II. Данные о ходе развития

> раннее психо-моторн. развитие

>     болезни на 1 г жизни _______________________________________________________________________

>        наличие  неблагоприятных  факторов в семье ________________________

>        слоговый лепет

>        фразовая речь _____________________________________________________________________________________________

>      обращались  ли  к специалистам  (повод) ______________________________________________________________________

III. Раннее развитие

  • воспитывался (лась) дома  __________________________________________________________________
  • увлечения ребенка _______________________________________________________________________
  • возраст  при поступлении в школу ____________________________________________________________
  • биологический слух _______________________________________________________________________
  • биологическое зрение  ____________________________________________________________________
  • общее физиологическое развитие ____________________________________________________________
  • состояние общей моторики ______________________________________________________
  • состояние мелкой моторики __________________________________________________________

IV. Исследование гнозиса

  • ориентировка на теле______________________________________________________________________

 — в пространстве

  — во времени  ________________________________________________________________________________________________

  • зрительно- пространств. ориентировки
  • на листе бумаги __________________________________________________________________________
  • узнавание предмета по детали _____________________________________________________________
  • поиск недостающего элемента _____________________________________________________________
  • составление фигур по образцу _______________________________________________________________
  • пространств.  праксис

•        составление букв из палочек, элементов ______________________________________________________

•        рисунок по словесной  инструкции __________________________________________________________

  • динамический  праксис
  • воспроизведение ритмов _______________________________________________
  • тест Озерецкого  ______________________________________________________
  • пробы  Хэда __________________________________________________________
  • тест  рука — ухо — глаз

V. Состояние артикуляционного аппарата

Губы

Зубы________________________

Язык

Челюсти _______________________________________________________________

Мягкое нёбо ____________________________________________________________

Подъязычная связка ______________________________________________________

Подвижность артикуляционного аппар. _______________________________________________

VI.  Общая  характеристика  речи

  • Словарный запас (использование картинного материала)

называние предметов _______________________________________

    действий ________________________________________

   признаков _____________________________________________

знание  обобщенных понятий ___________________________________________________________

лексическая сочетаемость слов ___________________________________________________________

понимание и употребление предлогов _________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

 понимание сходных по звучанию слов ________________________________________________________

  • Грамматический строи речи

согласование сущ. с прилаг. ____________________________________________________________________

согласование сущ. с глаг. ______________________________________________________________________

согласование сущ. с пригяж. местоим. ____________________________________________________________

согласование сущ. с числит. 2 и 5 ________________________________________________________________

составление предложения по опорн. словам ______________________________________________________

составление сложноподчиненных предлож. ______________________________________________________

составление предлож. из слов в нарушенной последовательности ___________________________________

образование существ.  мн. числа _____________________________________________________________

употреблен. приставок в образовании существ. и глагол. ____________________________________________

понимание смысла слов, редко употребл. в речи __________________________________________________

определ. к-ва и послед. слов в предложении _____________________________________________________

  • Пересказ краткий_______________________________________________________________________________

выборочный

                       по плану__________________________________________________________________________

рассказ по серии картинок

рассказ по сюжетной картине ___________________________________________________________________

VII. Состояние звукопроизношения

• дифференц, звуков на слух ___________________________________________________________

по зв.-глух.

тв.мягк.     _____________________________________________________________________

• темп, внятность речи

VIII. Состояние фонематических процессов

  • Анализ. Умение определять:
  • выделять звук в слове
  • место зв. в слове _________________________________________________________________
  • кол-во зв. в слове ___________________________________________________________________
  • порядок зв. в слове
  • дифф. слов, сходн. по звучанию __________________________________________________________
  • Синтез

•        умение состав, слоги и слова из последов. данн. зв. ________________________________________

•        умение сост. слоги и слова из зв., данн. в наруш. последов. _________________________________

•        представления ______________________________________________________________________

IX. Исследование слоговой структуры слова

  • умение определять к-во и послед, слогов в слове __________________________________________  
  • придум. слов с заданн. слогом в нужн. позиции _______________________________________________
  • состав. слов по звукам, заданн. в определ. порядке  _____________________________________________

X. Буквенный гнозис  

  • знание и назыв. букв печатн. шрифта ________________________________________________________
  • узнавание налож. др. на др. букв _____________________________________________________________
  • дифф. прав. и зеркально написанн. букв _______________________________________________________
  • сравнение букв, сходн., графически __________________________________________________________
  • конструиров. букв из палочек _______________________________________________________________

XI. Чтение

  • побуквенное _____________________________________________________________________________
  • послоговое _______________________________________________________________________________
  • словесно-фразовое _______________________________________________________________________
  • темп чтения______________________________________________________________________________

ХII. Заикание

ХШ. Проводилась ли коррекция нарушения зв./пр. Результат ____________________________

_____________________________________________________________________________________________

XIV. Результаты обследования. Выявлены нарушения

в лекс.- грамм, строе

в зр. простр. ориент.

  • букв. гнозис ______________________________________________________________________________
  • ориент. в простр-ве _______________________________________________________________________

в формиров. фонематич. процессов ______________________________________________________________

в динамическ. праксисе ________________________________________________________________________

XV. Характеристика ребенка ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

XVI. Результаты обучения __________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Источник