Диагностика ребенка 5 лет с умственной отсталостью

Диагностика ребенка 5 лет с умственной отсталостью thumbnail

Диагноз «умственная отсталость» ставится при серьезном отставании в развитии у ребенка. Подход к диагностике умственной отсталости должен быть многосторонним. Необходимо уделять большое внимание фиксированию наблюдений родителей за ребенком.

Один из методов выявления задержки психического развития — игровая диагностика.

К обследованию с помощью игрового материала (игрушек) надо обращаться в следующих случаях:

  • ребенок дошкольного возраста;
  • отсутствует возможность установить контакт другими средствами;
  • имеет место тяжелая степень умственной отсталости;
  • отмечаются нарушения речи,
  • слуховой функции или каких-нибудь других анализаторов.

Используют специально подобранные игрушки. Среди них:

  • пирамида
  • матрешки
  • разноцветные палочки и брусочки

Предъявление игрушек сопровождается соответствующей инструкцией. В процессе наблюдения за игровой деятельностью ребенка родители имеют возможность составить первое представление об особенностях развития его психики и моторики.

Делая анализ результатов работы по каждому заданию, сравнивается описание возможного выполнения такого же задания ребенком с:

  • нормальным умственным развитием
  • с задержкой психического развития
  • легкой умственной отсталостью (дебильностью)

Умственное развитие — это способность к распознаванию, анализу и принятию верного разрешения ситуации. Умственные способности объединяют все когнитивные процессы человека. К ним относятся: мышление, воображение, чувствование, понимание и представление.

Необходимо отметить, что при указании возраста на момент выполнения ребенком того или иного задания, надо исходить из показателей наиболее типичных для детей, с которыми не проводилось специальное обучение.

Эти возрастные показатели являющиеся средними в исследуемой большой группе детей. Безусловно, возможны индивидуальные варианты выполнения заданий в сторону более раннего возраста, но эти отклонения не столь велики и в каждом конкретном случае результаты должны оцениваться в пользу ребенка.

Рассмотрим, что и как исследуется с помощью конкретного игрового материала.

Игра № 1

Составление пирамиды из колец

Оборудование. Пирамида из 4—5 крупных колец предлагается детям до 5 лет. Пирамида из 6—8 колец меньшего размера — детям старше 5 лет.

Ребенок играет с пирамидой

Цели исследования.

Исследуют координацию движений руки ребенка, состояние тонких движений кисти (наличие или отсутствие тремора, пореза и других функциональных нарушений); степень сформированности представлений о величине, цвете; умение сравнивать с учетом указанных признаков; адекватность и рациональность способа действий; самоконтроль в процессе работы; наличие и стойкость интереса; обучаемость.

Процедура проведения теста.

Перед ребенком ставят пирамиду и снимают с нее все кольца. Затем дают инструкцию: «Сделай (надень) так, как было». Во время наблюдения за действиями ребенка можно определить состояние его мелкой моторики, сделать вывод о степени сформированности представлений о величине предметов (кольца пирамиды).

В случае затруднения ребенку оказывают помощь, предлагая найти самое большое кольцо и надеть его на стержень. Затем перед ним кладут два следующих кольца и просят: «Дай красное (зеленое, синее) кольцо», «А это кольцо какого цвета?» (ребенок должен последовательно назвать цвет этих колец, что указывает на знание им основных цветов. Кроме того, можно судить и о степени овладения счетом. При этом дают инструкции типа: «Дай два кольца», «Надень четыре кольца».

Анализ результатов.

Дети с нормальным умственным развитием проявляют интерес, сразу понимают смысл задания и приступают к работе. До 3-х лет допустим сбор пирамиды без учета величины.

Неадекватным считается закрытие стержня колпачком до нанизывания колец. С 4-х лет дети собирают пирамиду с учетом величины. При этом у них наблюдаются пробы и примеривания путем прикладывания (с целью сравнения) колец, другие раскладывают кольца в ряд по величине и затем поочередно нанизывают их на стержень.

К 5-и годам дети пользуются способом зрительного соотнесения. Если ребенок ошибается, достаточно бывает повторной инструкции или указания типа: «Посмотри, какое колечко больше? Надень самое большое кольцо».

Дети с задержкой психического развития на указанных возрастных этапах самостоятельно не справляются с заданием. Из-за несформированности произвольной деятельности, невнимания или поспешности в работе они допускают ошибки и не учитывают величину колец. Однако в отличие от умственно отсталых эти дети проявляют интерес и при оказании помощи осуществляют перенос показанного способа деятельности на аналогичное задание.

Умственно отсталые дети — здесь и далее под термином «умственно отсталые» мы имеем в виду детей с легкой степенью умственной отсталости (дебильностью).  

Читайте также:  Задание для логопедического обследования ребенка 5 лет

В тех случаях, когда речь идет об умеренной или тяжелой степени умственной отсталости, на это указывается дополнительно) 3—4 лет дают реакцию радости на яркую пирамидку, но это не интерес к заданию.

Понимание цели задания в этом возрасте не наблюдается. Чем тяжелее степень умственного недоразвития, тем чаще отмечаются манипулирование и неадекватные действия с кольцами (разбрасывают, стучат ими по столу и т. п.).

После 4-х лет дети пытаются выполнить задание, но сводят его лишь к беспорядочному нанизыванию колец на стержень. В ходе работы теряют инструкцию. Необходим поэтапный контроль. Речевая инструкция мало эффективна. Требуется показ, а в более тяжелых случаях — совместное выполнение. Перенос на аналогичные задания вызывает те же трудности.

Как правило, у умственно отсталых детей в возрасте 3—5 лет наблюдается некоординированность, неловкость движений рук, особенно мелкой моторики пальцев рук. Они берут кольцо не двумя—тремя пальцами, а захватывают всей кистью. С трудом попадают отверстием кольца на стержень пирамиды. Помощь малоэффективна.

Игра № 2

Игра с матрешкой

Матрешка 2—3—4—5 составная. Предлагают детям до 5 лет.

Матрешка 6—7—8 составная — детям с 5 лет.

Цели исследования. Исследуют понимание ребенком задания, характер выполнения (действует наугад или с учетом величины игрушки, может ли собирать матрешки на основе зрительного соотнесения); проявление интереса; состояние моторики; обучаемость.

Дети играют с матрешкой

Процедура проведения. Детям показывают большую матрешку, в которую вложено несколько матрешек. Затем обследующий разбирает большую матрешку и показывает находившуюся в ней матрешку меньшего размера, потом разбирает и эту матрешку. Так происходит до тех пор, пока обследующий не дойдет до самой маленькой матрешки. После этого дается инструкция: «Сложи матрешки так, чтобы получилась одна».

Анализ результатов.

При работе с матрешкой у детей обнаруживаются те же особенности, что и при работе с пирамидой.

Игра № 3

Раскладывание счетных палочек (или брусочков) соответственно заданному образцу

Оборудование. 18 палочек по 9 красного и белого цветов.

Цели исследования.

Исследуют особенности деятельности (действует осознанно, сопоставляя с образцом, или механически, располагая палочки наугад); пространственную ориентацию; работоспособность; интерес к выполнению задания; отношение к своим успехам и неудачам.

Ребенок играет со счетными палочками

Процедура проведения.

Перед ребенком раскладывают шесть палочек: 3 красного и 3 белого цвета. При этом обращают внимание на характер чередования цветов: КБКБКБ. Затем дают инструкцию: «Строй заборчик так же». После этого перед ребенком кладут девять палочек двух цветов в следующем порядке: КББКББКББ. Дается то же задание: «Строй заборчик так же». Третье из предлагаемых детям сочетаний: КБКББКБКББ.

Анализ результатов.

Дети с нормальным умственным развитием к 4—5 годам выполняют первые два задания. Они умеют пользоваться образцом, сопоставлять с ним свою работу, находить ошибки. Третье задание оказывается для них трудным. Дети с недостатками внимания, нарушениями пространственной ориентировки допускают ошибки при выполнении этих заданий. Однако, в отличие от умственно отсталых, они пытаются найти закономерность чередования палочек и переживают свои неудачи.

Дети с задержкой психического развития понимают задание, с интересом выполняют его, но нуждаются в постоянной организующей помощи (мимикой недовольства, словами «Внимательнее» и т. д.).

Умственно отсталые дети и в 5—6 лет испытывают трудности при необходимости понять инструкцию и часто приступают к работе без понимания ее цели: раскладывают палочки произвольно, не соотнося с заданным образцом. Действия детей носят стереотипный характер.

Это выражается в том, что они переносят в новую ситуацию свой прошлый опыт в неизменном виде: правильно выполнив первое задание, используют этот же принцип чередования брусочков разных цветов при выполнении последующих заданий того же типа. Деятельность несколько улучшается в том случае, если показ (демонстрация) сочетается с практическими действиями самого ребенка.

Третье задание умственно отсталыми без посторонней помощи (то есть самостоятельно) вообще не выполняется. Даже помощь в виде многократного показа и совместных со взрослым действий оказывается малоэффективной. Со стороны обследующего обязателен поэтапный контроль за выполнением задания.

Мы привели три варианта психологического тестирования ребенка с целью определения его психологического развития и возможных отклонений. Следует отметить, что проведение данных тестов непосредственно мамой или близкими родственниками ребенка чревато необъективностью оценки, поэтому лучше всего если степень психического развития определяет профессионал.

Читайте также:  Мрт головного мозга ребенку 5 лет

Дополнительно по теме:

Умственная отсталость у ребенка. Причины, диагностика.

Источник

Государственное казённое учреждение

Детский дом-интернат для умственно-отсталых детей «Южное Бутово» Департамента социальной защиты населения города Москвы

«Педагогическая диагностика уровня развития детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью, находящихся на индивидуально-дифференцированном обучении»

Составитель

Учитель – дефектолог ГКУ ДДИ

«Южное Бутово»

Щербакова Е.И.

г. Москва 2012

Педагогическая диагностика уровня развития детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью, находящихся на индивидуально-дифференцированном обучении.

Методы педагогической диагностики:

1.Изучение документации:

а) медицинской: заключение городской ПМПК при направлении в интернат, основной диагноз и анамнез развития, заключение отоларинголога, офтальмолога, педиатра, невролога. Историю развития. Обратить внимание на снижение слуха или зрения, так как это поможет дефектологу заранее подобрать соответствующий для обследования материал. (н-р: при сниженном слухе, речевых нарушениях детям предлагаются задания наглядного характера, не требующих речевых инструкций).

б) педагогической: характеристики, тетради, рисунки.

2.Наблюдение за поведением детей в естественных условиях.

3.Наблюдение за игровой деятельностью:

а)характер эмоциональной реакции при виде игрушки,

б)способность самостоятельно выбрать игрушку,

в)разумность производимых действий,

г)стойкость интереса.

4.Беседа с воспитателем

5.Беседа с ребёнком. Выявляет запас сведений и точность представлений:

а)о себе,

б)об окружающем,

в)о времени, явлениях природы, ориентировки в пространстве,

г)особенности речи.

6.Специальные задания диагностического характера, направленных на получение сведений о ребёнке и затем на основе их составления индивидуальной программы обучения и развития.

В обследование важно включить:

1.Элементы обучения,(задания на выявление спос к обуч)

2.Варианты помощи,

3.Задания аналогичного характера, в которых проявляется способность ребёнка к переносу показанных приёмов деятельности.

Задания:

1.вербальные,

2.невербальные.

При обследовании необходимо учитывать следующие показатели:

1.Эмоциональную реакцию ребёнка на сам факт обследования (волнение, чрезмерную весёлость, фамильярность, неадекватность).

2.Принятие заданий: понимание инструкций и цели задания (слушать инструкцию до конца, какого типа инструкция понятна: устная или устная с наглядным показом, удержание инструкции, следование инструкции).

3.Характер деятельности при выполнении (наличие и стойкость интереса к заданиям, целенаправленность деятельности, умение доводить дело до конца). Общая работоспособность, возможность использовать помощь (учесть меру и характер оказываемой помощи). Перенос на аналогичное задание.

4.Уровень самостоятельности: совместно со взрослым, по подражанию, по образцу, самостоятельно.

5.Реакция на результат работы (радость при успехе, огорчение при неудаче, безразличие, неадекватные реакции).

Эти параметры составляют качественную оценку результатов обследования детей. Количественная оценка выражается в балльной оценке познавательного развития ребёнка. Такой подход к оценке действий ребёнка позволяет определить не только актуальный уровень развития ребёнка, но и потенциальный, т.е. зону ближайшего развития, что даёт возможность составить индивидуальную программу коррекционного обучения для каждого ребёнка.

Педагогическая диагностика уровня развития детей с выраженной умственной отсталостью дошкольного возраста, находящихся на индивидуально-дифференцированном обучении.

Представления о себе и окружающем мире. Развитие речи.

Сенсорное развитие и формирование элементарных математических представлений

Знает времена года, их последователь-ность, характерные признаки

29.Части суток

Не ориентируется

Различает утро, ночь

Знает части суток нестойко, соотносит с режимом дня

Соотносит части суток с режимом дня, деятельностью детей, движением ночного и дневного светил

30.Выделение предметов из множества

Не принимает инструкцию, не может выделить единичного предмета из множества

Может выделить предметы из множества по одному заданному признаку

Может выделить одинаковые предметы из множества по 2 признакам с помощью педагога

Может выделить группу предметов по цвету, форме

31.Восприятие количества: ни одного, один, мног

Не принимает задачу

Может практически выполнить задание «Дай один»

Может показать «один», «много»

Может высказать «ни одного», «один», «много»

Предметно — практическая деятельность

Владеет формообразующими движениями лепки: раскатыванием прямыми и круговыми движениями, между ладонями, вдавливает углубления на поверхности шара, делит на части, соединяет части. Использует в лепке знания о цвете, форме, величине

7.Работа с бумагой

Не умеет

Читайте также:  Оаэ с ребенком 5 лет

Выполняет действия сопряжено со взрослым

Владеет некоторыми умениями: мять, разглаживать, разрывать по подражанию

Изготавливает аппликацию из 2-3 деталей по образцу

Графо — моторные навыки и ориентировка в пространстве

Специальные задания диагностического характера, направленных на получение сведений о ребёнке.

Название методики / оборудования

Цель

1.Пирамида

Понимание инструкции, состояние моторики, различение цветов, способ собирания, различение величины

2.Предметные и геометрические вкладки

Понимание инструкции, способ деятельности, состояние моторики, запас сведений об окружающем, знание г/ф

3.Коробка форм

Уровень развития ориентировки на форму, понимание задания, способ выполнения, состояние моторики

4.Разбери и сложи матрёшку

Проверка развития ориентировки на величину, сформированность понятий «большой – маленький», «один – много», обучаемость

5.Найди такую же

Картинки половинки

Соотносит слово с изображением, сформированность понятия тождества, процессы сравнения, понимание названий предметов и действий с ними

6.Группировка игрушек

Уровень развития восприятия форм, умение использовать геометрические эталоны при определении общей формы конкретных предметов, способ выполнения

7.Поиграй

Наличие и стойкость интереса к игрушке, характер действия с ней

8.Разрезные картинки

Понимание инструкции и цели задания, умение видеть целое на основе составляющих частей, сформированность наглядно – действенного и наглядно – образного мышления, способ деятельности, реакция на результат, состояние моторики, перенос на аналогичное задание

9.Поймай рыбку

Уровень развития наглядно – действенного мышления, способ выполнения, отношение к результату, моторные навыки

10.Найди пару

Умение анализировать и сравнивать изображения, находить сходство и различие.

11.Построй из кубиков

Умение работать по показу, подражанию, действовать целенаправленно; уровень развития зрительного анализа и воспроизведения заданных конструкций

12.Нарисуй

Уровень развития предметного рисунка, умение держать карандаш, интерес к рисованию, зрительное восприятие, раскрашивание

13.Построй из палочек

Особенности деятельности (действует осознанно или механически), уровень развития пространственной ориентации в расположении объектов на плоскости, зрительного анализа и воспроизведение заданных конструкций, работоспособность, стойкость интереса к выполнению задания, отношение к своим успехам и неудачам

14.Работа с картинкой (дети, выполняющие различные действия: держит мяч, надевает сапог и т.д.)

Исследовать умение различать правую и левую стороны в изображении на картинке, у собеседника. Уровень сформированности представлений о частях тела

15.ГМН: обводка по пунктиру, штриховка, умение самостоятельно проводить линию.

Уровень сформированности графо – моторных навыков, состояние мелкой моторики, умение держать карандаш, зрительно – двигательная координация

17. Дорисуй (круги, треугольники)

Выявить наглядно – образные представления, целостность восприятия, зрительно – двигательную координацию, графические навыки, знание г/ф

18.Времена года

Оценить степень развитости у ребёнка представлений о временах года. Словарный запас. Звукопроизношение.

19.Дни недели. Части суток

Оценить степень развитости у ребёнка представлений о днях недели, частей суток

20.Шумовые коробочки

Знание цвета, понимание инструкции, зрительное, слуховое восприятие, сформированность понятия «одинаковые»

21.Чудесный мешочек

Уровень развития тактильного восприятия: мягкий — твёрдый, гладкий – колючий; тактильное восприятие формы, величины

22.Задания на определение «холодный – тёплый, гладкий – колючий, мокрый – сухой»

Уровень сформированности понятий: не определяет, определяет при тактильном контакте, по картинке

23.Работа с мозаикой

Способы деятельности: по подражанию, по образцу, по замыслу; состояние мелкой моторики

24.Работа с пластилином

Способы деятельности: по подражанию, по образцу, по замыслу; состояние мелкой моторики

25. Работа с бумагой

Способы деятельности: по подражанию, по образцу, по замыслу; состояние мелкой моторики

Протокол обследования уровня развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений (Пример).

Ф.И. ________________________ Возраст _______________________

Количество баллов

Уровень усвоения знаний в %

Список литературы

1.Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. М.: Просвещение, 1988.

2.Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию. Практический материал для проведения психолого – педагогического обследования детей. М.: Владос, 1999.

3.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: бук – мастер, 1993.

4.Программы коррекционно – развивающего обучения и воспитания детей – инвалидов дошкольного возраста (4-8 лет) для детских домов – интернатов для умственно

отсталых детей под редакцией Худенко Е.Д. М.:АНМЦ «Развитие и коррекция», 2007.

Источник