Диагностика развития ребенка в первый год жизни
Обследование детей первого года жизни
В процессе работы с детьми первого года жизни особое внимание следует уделять предупреждению отклонений в их развитии. С этой целью при обследовании детей с первых недель жизни используют следующие методы и приемы: наблюдения за малышами в период бодрствования, беседы с медицинским персоналом, изучение медицинской документации, психолого-педагогическое наблюдение детей в доречевой период, сравнительный анализ их психомоторного и речевого развития.
Такое обследование, носящее комплексный характер, позволяет выделить патологические особенности в доречевом развитии детей, в том числе у детей с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы (ППП ЦНС), выявить структуру нарушения и определить пути коррекции.
Подобная работа с детьми проводится начиная с раннего возраста, так как патологические особенности в их развитии проявляются с самого рождения и препятствуют дальнейшему правильному формированию речевой и психической деятельности.
В процессе обследования детей первого года жизни особое внимание уделяется следующим направлениям работы.
Изучение анамнестических данных. При анализе анамнестических данных учитывается: течение беременности, состояние ребенка при рождении, особенности крика, наличие и характер асфиксии (балл по шкале Апгар). Особое внимание обращается на врожденные безусловные оральные рефлексы, обеспечивающие возможность сосания и глотания. Учитывается время появления ориентировочных реакций на зрительные и звуковые раздражители, момент появления и характер улыбки.
Изучение двигательного развития ребенка. Совместно с невропатологом обследуются двигательные возможности ребенка: наличие патологических тонических рефлексов и распространение их на мышцы языка и глаз; умение удерживать голову, что необходимо для развития ориентировочно-познавательной деятельности; умение поворачиваться, сидеть, что также расширяет возможности познания окружающего мира, способствует развитию предметной деятельности и контактность.
Особое внимание уделяется развитию мускулатуры кисти, положению первого пальца, возможности зрительно-моторной координации, манипулятивной и предметной деятельности (что влияет на развитие речи). Совместно с врачом определяется общий мышечный тонус ребенка, характер гиперкинезов (патологические, внезапно возникающие непроизвольные движения в различных группах мышц), судорог, а также выявляется способность ребенка опираться на ноги и ходить.
Изучение состояния речевого аппарата. Отмечается наличие патологии в строении артикуляционного аппарата. Совместно с врачом обследуется состояние тонуса мышц артикуляционного аппарата, распределение напряжения при эмоциональной нагрузке, особенности движения губ и языка. Определяется состояние оральных рефлексов, оральных синкинезий (непроизвольные сопутствующие движения, которые возникают только при произвольных движениях), характер гиперкинезов. Наблюдая за ребенком в процессе кормления, отмечаются особенности приема пищи: сосания и глотания. Учитываются характер голоса, крика и дыхания.
Исследование голосовой и доречевой активности ребенка. При обследовании доречевош уровня развития логопед отмечает характер крика ребенка, его интонационно-выразительную окраску и коммуникативную функцию. Устанавливает наличие, характер и время появления интонируемого голоса, используемого ребенком как средство общения. Наблюдая за ребенком, необходимо отметить время появления гуления , особенности его развития от спонтанной вокализации до самоподражания и ответного гуления.
Приведем примеры методик выявления возможных голосовых реакций ребенка.
Методика выявления
Ситуация провоцирующая или естественная. Ребенок лежит на спине, спокоен.
1) Взрослый наклоняется над ребенком, соблюдая расстояние 25–30 см от его глаз. Сосредоточивает внимание ребенка на своем лице, ласково произносит слова и звуки в течение 2–3 минут.
2) Ведется только наблюдение, без использования средств воздействия.
3) Наблюдения чередуются с повторным произнесением гласных звуков в течение 8—10 минут.
При наличии у ребенка лепета необходимо определить этап его развития (I, II, III этапы по В. И. Бельтюкову – см. с. 65).
Методика выявления
Ситуация естественная. Ребенок бодрствует. Взрослый наблюдает за ним в течение 30 минут.
1) Перекличка с ребенком.
2) Взрослый повторно произносит слоги, которые есть в лепете ребенка.
3) Ситуация провоцирующая. Взрослый, сидя перед ребенком, эмоционально обращается к нему и четко, с небольшими паузами произносит слоги, которые малыпт ранее произносил сам. Упражнение проводится в течение 30 секунд.
4) Взрослый четко, с небольшими паузами произносит слоги, которых нет в лепете ребенка.
При наличии у ребенка первых слов определяют время их появления и характер аморфных слов-предложений.
Методика выявления
Ситуация естественная или провоцирующая.
1) Взрослый предлагает ребенку игрушки, которыми он играл неоднократно, и наблюдает за его игрой.
2) Взрослый может предложить ребенку назвать игрушку: «Что (кто) это?»
3) Взрослый сидит перед ребенком и с разной интонацией произносит слоги (в разнообразном сочетании), которые малыш ранее не произносил.
4) Взрослый пытается заинтересовать ребенка игрушкой и спрашивает: «Что (кто) это?»
Психолого-педагогическое обследование направлено на изучение состояния ориентировочных реакций у детей в первые недели жизни и ориентировочно-познавательной деятельности у детей первых месяцев жизни. В ходе обследования изучаются сенсорные функции: зрительное и слуховое восприятие, внимание к речи взрослого и уровень развития начального понимания речи.
Приведем пример методики выявления зрительных ориентировочных реакций.
Методика выявления
Ситуация провоцирующая. Ребенок лежит на спине.
1) Взрослый удерживает игрушку (погремушку с шаром диаметром 5—10 см) на расстоянии 40–50 см от лица ребенка и перемещает ее то вправо, то влево на 20–30 см (2–3 раза).
2) Взрослый, привлекая внимание ребенка, раскачивает игрушку, разговаривает с ним, то наклоняясь к малышу, то отдаляясь от него. Вызвав сосредоточение, взрослый остается неподвижным или держит игрушку на высоте 40–50 см от глаз ребенка.
3) Взрослый вызывает сосредоточение ребенка на предмете (яркой игрушке), передвигая его в сторону на 20 см, а затем останавливает предмет на высоте 50–70 см от глаз малыша.
4) С ребенком по очереди разговаривают знакомые и незнакомые взрослые. Упражнение проводится в течение 1,5–2 минут.
Существует множество диагностических методик, предназначенных для изучения детей раннего возраста, например, методики H. М. Аксариной, K.Л. Печоры, Г. В. Пантюхиной, Э.Л. Фрухт, Л. Т. Журбы, О. В. Тимониной, E. М. Мастюковой, Е.А. Стребелевой.
В качестве базовых методик диагностики психомоторного развития детей младенческого возраста, страдающих ППП ЦНС, можно рекомендовать методики Г. В. Пантюхиной, Г.Л. Печоры, Э.Л. Фрухт (1983), О. В. Баженовой (1986), Ю.А. Лисичкиной (2004), М. Гриффитс (2000), М.Л. Дунайкина (2001). Для оценки характера, степени нарушений, прогноза развития, определения коррекционной направленности мероприятий требуется качественный клинический анализ отклонений психомоторного развития. С этой целью используют методики Л. Т. Журбы, E. Н. Мастюковой и Е. Д. Айнгорн (1981).
В качестве примера приведем тест психомоторного развития Гриффитс (перевод Е. С. Кешишян, 2000), которая используется для скрининг-обследования детей (см. таблицу 2).
Таблица 2
Тест психомоторного развития Гриффитс
Оценка психомоторного развития ребенка производится в баллах, которые затем сравниваются с баллами, определенными нормативами (см. таблицу 3).
Таблица 3
Сводная таблица баллов
Приведем пример количественного анализа результатов обследования ребенка в возрасте одного года.
По результатам скринингового обследования ребенок в возрасте одного года набрал: моторика – 17 баллов; социальная адаптация – 16 баллов; слух и речь – 13 баллов; глаза и руки – 19 баллов; способность к игре – 20 баллов. Общая сумма – 85 баллов из 150–155 возможных (см. таблицу 3). Таким образом, годовалый ребенок по развитию моторики соответствует семимесячному ребенку; по уровню социальной адаптации – шестимесячному ребенку; по развитию слуха и речи – пятимесячному ребенку; глаз и рук – семимесячному ребенку; способности к игре – восьмимесячному ребенку.
В результате график уровня психомоторного развития ребенка в возрасте одного года будет выглядеть следующим образом.
Параметры обследования: 1. Моторика. 2. Социальная адаптация. 3. Слух и речь. 4. Глаза и руки. 5. Способность к игре.
Анализируя результаты, полученные в ходе обследования ребенка в возрасте одного года, и сравнив их с условной нормой, можно отметить отставание в психомоторном развитии по всем функциям на 6 месяцев. Фактически ребенок в один год соответствует полугодовалому ребенку. Выявленные особенности в психомоторном развитии ребенка являются показаниями к его более глубокому исследованию в медико-психолого-педагогическом плане.
В ходе такого обследования можно выявить детей «группы риска» и спланировать корригирующий режим, направленный на стимуляцию тех или иных функций, а также включить психолого-педагогическое сопровождение. Если отставание нарастает с возрастом, например, в 8 месяцев ребенок набирает вместо 100 баллов только 60 баллов, что соответствует уровню развития шестимесячного ребенка, то необходимо более глубокое обследование и, возможно, коррекционно-развивающие мероприятия. Необходимо также изучить условия воспитания младенца, его соматическое состояние и т. д.
Для более глубокого обследования детей следует использовать методики О. В. Баженовой (1986), М. Л. Дунайкина (2001) и др.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
БРАК С РАЗВЕДЕННОЙ ЖЕНЩИНОЙ, ИМЕЮЩЕЙ ДЕТЕЙ ОТ ПЕРВОГО СУПРУЖЕСТВА
В большинстве случаев разведенными бывают оба партнера, причем разница в возрасте обычно невелика. Оба были не удовлетворены в первом браке и в новый вступают с надеждой, что на этот раз супружеская жизнь
Этапы развития детей и их интеллектуальных возможностей. Описание возрастных кризисов 1 года, 3 лет и 6–7 лет. Как пережить детские возрастные кризисы. Как развивать таланты и способности детей
Мы часто оставляли ребенка у нашей бабушки. Она раньше работала в
Основные проблемы изучения ребенка первого года жизни в зарубежной психологии[15]
I. Введение. Современное состояние психологии младенчества
Та часть детской психологии, которая занимается изучением детей первого года жизни, – психология младенчества, – находится в
Особенности психомоторного развития детей первого года жизни
Для предупреждения речевых нарушений и рационального построения системы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими поражения центральной нервной системы, необходимо глубокое знание
Содержание работы с детьми первого года жизни
При составлении программы работы с детьми первого года жизни было выделено 5 этапов (комплексов) с учетом возрастных закономерностей нормального психомоторного
Особенности психомоторного развития детей первого года жизни с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы
Обследование детей с ППП ЦНС показало, что задержка в их развитии начинается с первых недель жизни. Чаще всего у детей отмечаются
Оценка качества привязанности младенцев и детей второго и третьего года жизни
Особенности развития привязанности анализируются с помощью разработанной Эйнсворт методики «Незнакомая ситуация» (Ainsworth & Wittig, 1969). Ее можно проводить начиная примерно с 12-го месяца и ее
Кризис первого года и капризы
Где-то в районе первого дня рождения – плюс-минус пара месяцев – случается первый кризис. Это время не всегда приятного открытия: вот я, вот мама (папа, бабушка, дедушка, тетя). Я – ребенок, она – взрослый. Мы разные. Причем разные не совсем
глава VII
второе убийство. первая и вторая посмертные жизни первого трупа
Наместник Империи Пилат — как о нём, сочиняя, рассказывала жена, сын короля-звездочёта Ата и красавицы Пилы, соединение этих имён будто бы и дало его имя, — облачённый в роскошную тогу с широкой
Источник
ПРОВЕДЕНИЕ И ОЦЕНКА ОБСЛЕДОВАНИЯ
Условия обследования и тестовый материал
Чтобы получить надежные и как можно более объективные данные, большое значение имеет поведение ребенка и одинаковые условия обследования. Методика обследования, которая служит для подтверждения недостаточности психомоторных функций, едва ли может сегодня отказаться от создания известных стандартизированных условий, также как психологическая или лабораторная диагностика. По этой причине при проведении «Мюнхенской Функциональной Диагностики Развития» следует указывать на определенные условия проведения обследования.
Во время обследования младенец не должен спать. Сонливость, усталость, а также крик или голод влияют на результаты исследования. Оптимальное время исследования — через 1-2 ч после кормления. В этой фазе существует большая вероятность, что ребенок сыт, бодр и сконцентрирован.
Кроме того, следует обратить внимание на спокойную и ничем не нарушаемую атмосферу обследования. Объективно оценить поведение ребенка могут помешать кричащие в приемной дети, входящие и выходящие люди, беспокойные сиблинги. Далее следует подумать о подходящем для младенца освещении и обогреве.
К самому экспериментатору также должны предъявляться определенные требования: он должен быть спокоен, уравновешен, нетороплив в движениях, он не должен быть стеснен в рамках времени, его руки должны быть теплыми, его не следует звать к громко звонящему телефону.
Реакции, которые при исследовании не могут быть точно определены, нельзя оценивать как «отсутствующие» или «патологические», но они должны быть оценены при повторном обследовании, в зависимости от их важности, или при дополнительном расспросе родителей.
В основном мы обследуем младенца в присутствии матери или близкого ему человека, в зависимости от исследуемой функциональной области, в положении «лежа на животе», на спине, в положении сидя и в вертикальном положении. Посредством тщательных наблюдений и, при необходимости используя провоцирование соответствующей реакции, проверяются функциональные области. При этом должна присутствовать мать или близкий человек, а в некоторых случаях следует активно вовлекать их в процесс обследования. При оценке функций грубой моторики младенец должен быть раздет. Дальнейшие по дробности об условиях обследования описаны в соответствующих главах, посвященных отдельным функциональным областям.
Тестовый материал
Для проведения «Мюнхенской Функциональной Диагностики Развития» мы используем стандартный материал. В тестовый комплект для 1-ого года жизни комплект входит (рис. 10):
· колокольчик,
· красная погремушка,
· цветное кольцо диаметром 12 см,
· одноцветные деревянные кубики с длиной ребра 3 см,
· плоские цветные пластиковые кружочки диаметром 26 мм в коробочке с внутренним диаметром 4,6 см,
· кукла,
· коробка с длиной ребра 7,5 см,
· матерчатая пеленка,
· деревянная машинка длиной 14 см со шнурком,
· папиросная (шелестящая) бумага.
Рис. 10. Тестовый материал для «Мюнхенской Функциональной Диагностики Развития», первый год жизни
Документация и оценка результатов обследования
Представляем итоговый оценочный лист (рис. 11), который используется для документирования результатов обследования. Он служит для регистрации результатов выполнения отдельных заданий. Для каждого обследования используется отдельный итоговый лист. На его обратной стороне есть чистое место для замечаний качественного характера (например, наблюдения за сотрудничеством, концентрацией, взаимодействием матери и ребенка, качеством выполнения заданий, отчетливая разница времени выполнения проб и многое другое).
Перед тем, как приступить к обследованию, нужно установить точный возраст ребенка. При этом учитывается длительность беременности. Если роды произошли раньше срока (нормальная длительность беременности 40 недель), то следует указать, на сколько недель раньше срока ребенок родился. Если это число отнять от хронологического возраста, то получится так называемый скорректированный постнатальный хронологический возраст, который в «Мюнхенской Функциональной Диагностике Развития» является основанием для оценки. Отклонением от нормального срока беременности на 1 — 2 недели можно пренебречь. При переношенной беременности всегда указывается только хронологический возраст. При занесении хронологического возраста в профиль развития учитывается только число полных месяцев. Промежуточные значения округляются в сторону увеличения или уменьшения.
Обследование должно начинаться с заданий, находящихся по уровню сложности по крайней мере на один возрастной уровень (месяц) ниже (скорректированного) хронологического возраста. Если экспериментатору уже после первых наблюдений будет понятно, что ребенок явно запаздывает в развитии, то обследование следует начать с более низкой возрастной ступени. В принципе от заданий более низких возрастных ступеней переходят к заданиям более высоких возрастных ступеней. Обследование должно проводиться до того момента, пока экспериментатор не убедится, что задания более высоких возрастных ступеней больше не могут быть выполнены.
При гармоничном развитии относительно легко установить его верхнюю границу. При дисгармоничном развитии или нарушениях в развитии случается так, что отдельные этапы развития ребенка не наблюдались в положенной очередности без пробелов. В этих случаях между двумя выполненными заданиями может находиться несколько невыполненных заданий. Например, ребенок может выполнить все оптические задания в разделе перцепции до 6-го месяца, но не может выполнить акустическое задание на 5-м месяце — «поиск источника звука». В этом случае, во-первых, в «примечаниях» следует отметить этот пробел, во-вторых, указать возраст перцепции «с 4-го по 6-й месяц».
Регистрация способов поведения производится проставлением в итоговом листке напротив каждого предложенного ребенку задания плюса или минуса, в зависимости от того, справился ли ребенок с этим заданием или нет.[1]
Рис.11. Итоговый листок для документирования результатов обследования.
ДЛЯ ИЗДАТЕЛЯ: ПРАВИЛЬНЫЕ СЛОВЕСНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ В ЯЧЕЙКАХ ТАБЛИЦЫ НА РИС.11 СМ. НА РИСУНКАХ 14-15-16
Неоцененные способы поведения должны обозначаться вопросительным знаком (?). При накоплении таких результатов следует как можно быстрее повторить обследование в соответствующих функциональных областях 2
В «Мюнхенской Функциональной Диагностике Развития» часть заданий расположена в таком порядке, что тестируемые образцы поведения каждый раз совпадают с определенным месяцем. В других местах 2 месяца объединяются в одну возрастную ступень. Если для этой ступени дается 2 задания, то оба задания считаются равноценными для каждого из этих 2-х месяцев (см. например, возраст хватания, 7-й — 8-й месяц: если из двух заданий будут выполнено одно, все равно какое, то возраст хватания соответствует 7-ми месяцам; если выполнены оба задания — 8-ми месяцам).
Напротив, если для ступени, охватывающей два месяца, дается только одно задание (см., например, возраст речи, 11—12-й месяц), то при отсутствии у ребенка нужных способов поведения выбирается нижеследующий месяц (10-й), при наличии поведения — верхний месяц данного уровня (12-й месяц). Если к одному месячному уровню отнесены 2 или 3 задания, то они должны быть выполнены все, чтобы возрастная ступень считалась достигнутой. Если выполнено одно из двух или два из трех заданий, то засчитывается полмесяца. Так, например, чтобы достичь 6- месячного возраста хватания, ребенок должен уметь хватать целенаправленно, хватать ладонью и перекладывать игрушку из руки в руку. Если он хватает целенаправленно, а также хватает ладонью, но не перекладывает игрушку из руки в руку, то указывается возраст хватания 5 1/2 месяца.
Профиль развития
После получения значений для отдельных функциональных областей профиль развития наносится на предусмотренный для этого профиль-лист. Сначала в левом поле листа отмечается скорректированный хронологический возраст ребенка. В следующих колонках маленьким крестиком указывается возраст ползания, сидения, ходьбы, хватания, перцепции, речи, понимания речи и социальный возраст. Эти отмеченные пункты связываются между собой, и в итоге получается профиль развития (рис.12).1
1 При патологической моторике в профиль развития в соответствующей функциональной области добавляется «п»
*) При недоношенности у ребенка от хронологического возраста следует отнять число недель, на которое ребенок родился раньше. Например, если 4-х месячный ребенок родился на 4 недели раньше, хронологический возраст составляет 3 месяца (4 месяца минус 4 недели).
Рис.12. Пример нанесения данных на лист профиля развития
*) При недоношенном ребенке от возраста жизни следует отнять число недель, на которое ребенок родился раньше Например, если 4-х месячный ребенок родился на 4 недели раньше, хронологический возраст составляет 3 месяца (4 месяца минус 4 недели).
Рис.13. Профиль развития в случаях разброса результатов достижений
Если в пределах функциональной области установлено наличие разброса достижений, то маркируется как самый низко расположенный месяц, до которого все задания были выполнены, так и самый высоко расположенный месяц, в котором было выполнено какое-либо задание. Оба крестика соединяются вертикально пунктирной линией. Линия профиля через эту функциональную область не проводится (рис.13). Как уже указывалось, в «примечаниях» должны указываться более подробные данные о том, какие задания были выполнены, а какие — нет. Вычисление среднего значения могло бы привести к неверному оцениванию уровня развития и пренебрежению данными наблюдения, важными для установления отклонений в развитии.
Если в отношении какого-либо ребенка проводятся повторные обследования, то профили могут наноситься на этом же листке. Тем самым можно быстро визуально проанализировать весь процесс развития. В случае повторного наличия у одного и того же ребенка разброса достижений в той же самой функциональной области рекомендуется вычерчивать профиль развития каждый раз на отдельном листе.
Интерпретация результатов обследования
Хотя выделенные в «Мюнхенской Функциональной Диагностике Развития» функциональные области рассматриваются по отдельности, в каждом случае требуется принимать во внимание связи между ними. Для этого нам служит профиль развития. В первую очередь мы анализируем, не показывает ли профиль развития негативных отклонений, т.е. не находятся ли отдельные «возрасты развития» на более низком уровне по отношению к хронологическому возрасту. Позитивные отклонения, опережения развития в младенческом возрасте имеют слабую показательную силу. Большое значение имеет как можно более раннее обнаружение задержек и нарушений в развитии, поэтому экспериментатор и обращает внимание прежде всего на негативные отклонения.
Поскольку мы, как уже многократно указывалось, ориентируемся на результаты 90 % наших выборочных проб, следует обращать внимание на каждое отклонение вниз от уровня хронологического возраста. Если обнаруживается отклонение в 1 месяц в одной или многих функциях, то должны быть взвешены возможные причины задержки развития, по меньшей мере, должно быть проведено контрольное обследование. Задержка в 2 месяца на первом году жизни внушает подозрение на наличие патологии и в любом случае требует более детального выяснения.
Если установлено отставание, мы должны рассмотреть профиль развития, чтобы выяснить, не заметны ли ретардационные «центры тяжести» в определенных функциональных областях, нет ли на кривой зубцов, направленных вниз. Если профиль в целом проходит равномерно низко, без заметных переломов, то мы говорим об общей задержке развития. Такой рисунок кривой профиля развития чаще всего встречается у детей с умственными ограничениями.
Если на кривой профиля развития имеются отдельные зубцы, направленные вниз, то следует подумать, не связаны ли в целом подверженные ретардации функции между собой, например, задерживаются ли в развитии все моторные функции, лежит ли «центр тяжести» ретардации в умственном или социальном развитии. Чем младше ребенок, тем реже возможны выраженные отклонения и тем меньше специфические типы профилей отличаются друг от друга. Поэтому трудно установить связь с определенным синдромом. Также и в более старшем возрасте не все профили развития можно соотнести с определенной картиной болезни. Кроме того, было бы «гиблым делом» попытаться оценить каждый профиль со схематических позиций.
Следующие примеры должны только дать указания на то, какой ход развития при определенных картинах заболеваний встречается чаще и на какие связи следует обращать особое внимание
Примеры для интерпретации профилей развития
Пример А: Симптомы, указывающие на синдром депривации(см. рис.14).Кривая А уходит вниз вправо все круче. Сущность нарушений и «центр тяжести» ретардации лежит в социальном поведении. Так же сильно или почти так же сильно затронуты функции речи, несколько слабее, но тоже сильно выражена задержка в развитии перцепции, сравнительно в меньшей степени наблюдается отставание в развитии моторики, имеющаяся все же в большинстве случаев. Поскольку нарушение социального поведения особенно бросается в глаза, следует предполагать, что причиной отставания в развитии речи является недостаточное внимание близких. С социальной депривацией, как правило, связан также недостаток сенсорной стимуляции, который приводит к задержке развития перцепции.
Пример В: Симптомы, указывающие на церебральное двигательное нарушение*
*Примечание редактора перевода: в русскоязычной литературе данное нарушение принято называть детским церебральным параличом
(ср. рис.15)
На кривой В видны четкие переломы: в первую очередь в возрасте ползания, сидения, ходьбы, во вторую — в возрасте речи. Первые три функциональные области «ползания», «сидения», «ходьбы» связаны, конечно, между собой самым тесным образом, и поэтому чаще всего нарушаются вместе. Если они показывают такое четко выраженное отклонение по отношению к остальным функциональным областям, как здесь то следует подумать о церебральном двигательном нарушении как самой частой причине. Это можно более подробно выяснить при помощи «Мюнхенской Функциональной Диагностики Развития» на основе примеров возможных патологических движений. Если имеются патологические нарушения двигательных функций, то следует провести их качественный анализ и пометить на профиле развития буквой «п» в соответствующей функциональной области.
Второй четкий перелом кривая В имеет в области развития речи. Скорее всего, в данном случае ретардация речевого развития связана с нарушением моторики. Следует выяснить, нет ли у ребенка патологии моторики артикуляционного аппарата.
Источник