Диагностика развития ребенка в изобразительной деятельности
Диагностика изодеятельности детей 6 – 7 лет.
Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуального и эстетического развития ребёнка, степени его подготовленности к школе. В связи с этим важно знать критерии оценки уровня овладения ребёнком навыками изобразительной деятельности.
Для выявления степени овладения ребёнком навыками изобразительной деятельностью предлагается методика диагностирования детей перед поступлением в первый класс.
Полный набор соответствующих критериев и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми навыками изобразительной деятельности; для более оперативного диагностирования следует отобрать некоторые из них.
Выделенные критерии объединены в две группы:
- первая применяется при анализе продуктов деятельности;
- вторая – при анализе процесса деятельности.
Анализ продуктов изобразительной деятельности.
1.Содержание изображения (полнота изображения образа )
Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребёнком изображения.
2.Передача формы:
- форма передана точно;
- есть незначительные искажения;
- искажения значительные, форма не удалась.
3.Строение предмета:
- части расположены верно;
- есть незначительные искажения;
- части предмета расположены неверно.
4.Передача пропорции предмета в изображении:
- пропорции предмета соблюдаются;
- есть незначительные искажения;
- пропорции предмета переданы неверно.
5.Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):
а)расположение изображений на листе;
- по всему листу;
- на полосе листа;
- не продумана, носит случайный характер;
б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:
- соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
- есть незначительные искажения;
- пропорциональность разных предметов передана неверно.
6.Передача движения:
- движение передано достаточно чётко;
- движение передано неопределённо, неумело;
- изображение статичное.
7.Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом):
а)цветовое решение изображения:
- передан реальный цвет предметов;
- есть отступления от реальной окраски;
- цвет предметов передан неверно;
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
- многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого;
- преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
- безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
Анализ процесса изобразительной деятельности.
1.Характер линии (в соответствии с проведённым исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей):
а) характер линии:
- слитная;
- линия прерывистая;
- дрожащая (жесткая, грубая);
б) нажим:
- средний;
- сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);
- слабый (иногда еле видный);
в) раскрашивание (размах):
- мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
- крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;
- беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;
г) регуляция силы нажима:
- ребёнок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;
- ребёнок не всегда регулирует силу нажима и размах;
- ребёнок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
2.Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):
а) отношение к оценке взрослого:
- адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности;
- эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
- безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
б) оценка ребёнком созданного им изображения:
- адекватна;
- неадекватна (завышенная, заниженная);
- отсутствует;
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится:
- к предложенному заданию;
- к процессу деятельности;
- к продукту собственной деятельности.
3.Уровень самостоятельности:
- выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
- требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
- необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
4.Творчество:
а) самостоятельность замысла;
б) оригинальность изображения;
в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме.
По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка даётся по трехбалльной системе: 1-й – 3 балла; 2-й – 2 балла; 3-й – 1 балл.
Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребёнок, — 45, низшее – 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности. Для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребёнком баллов к низшему. Такой ранговый ряд можно построить и по каждому критерию отдельно. Ранговый ряд условно можно разделить на три части. Так, если в группе диагностировалось 20 человек, то в каждой подгруппе может в среднем получиться 6 – 7 детей, но могут быть и резкие различия. Каждая из этих подгрупп будет отнесена к высшему, среднему и низшему уровню (по числу набранных балов).
Следующее диагностическое обследование, проведённое после целенаправленных занятий с детьми, должно изменить количество детей в каждой подгруппе за счёт увеличения дошкольников в подгруппах высокого и среднего уровня и сокращения числа тех, кто выполнял изображение на низком уровне, что будет свидетельствовать об эффективности работы воспитателя.
Для текущей диагностики можно ограничиться первой группой критериев, построенной на анализе продуктов деятельности и позволяющей определить уровень овладения детьми навыками рисования, лепки, аппликации (опуская те критерии, которые не характерны для некоторых видов деятельности, как, например, цвет для лепки). Для определения уровня развития творчества к этим показателям следует присоединить диагностику с дорисовыванием кругов.
Можно составить сводную таблицу, в которой будут представлены все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю. Возьмём за основу данные показателей анализа продукта деятельности (их восемь).
Сводная таблица оценок, полученных детьми
по каждому критерию и показателю.
№ | Ф.И. ребёнка | фор- ма | строе ние | пропо рции | Компози ция | передача движения | цвет | Общее кол-во баллов |
Итого бал- лов по кри- тери-ям | ||||||||
возмо жное выс- шее число |
Ранговый ряд, построенный на основе полученной детьми суммы баллов
(от высшего числа к низшему).
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Общее число баллов |
1. | Петров Иван | 18 |
20. | Иванов Коля | 10 |
Наивысшее число баллов | 21 | |
Низшее число баллов | 7 |
С целью выявления результатов опытно – экспериментальной работы и уровня развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста в конце учебного года можно провести следующее диагностическое обследование.
Всем детям предлагается задание на дорисовывание шести кругов: детям выдаётся стандартный альбомный лист бумаги с нарисованными на нём в два ряда ( по три в каждом) кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их.
Выполнение этого задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность» — количество кругов, оформленных ребёнком в образы, и составляется количество баллов, полученных ребёнком. Так, если в образы оформляются все шесть кругов, по выставляется оценка 6, если 5, то оценка 5 и т.д. Все баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания воспитанниками всей группы.
Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по трехбалльной системе. Оценка «3» – высокий уровень – ставится тем детям, которые наделили предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов (например, яблоко или мордочки зверюшек). Оценка «2» – средний уровень – ставится детям, которые наделяют образным значением все или почти все круги, но допускают практически буквальное повторение (например, мордочка) или оформляют круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мячик и т.п.). Оценка «1» – низкий балл – ставится тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.
Оценивается не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребёнок ограничивался лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания). Подсчитывается общее количество баллов, полученное детьми каждой группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для группы (общее число баллов, полученное группой, делиться на количество детей в ней).
(Т.С.Комарова — доктор педагогический наук. Журнал «Обруч» №1 2007 год)
Источник
Ольга Самойлова
Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества (по программе Т. С. Комаровой)
Критерии оценки уровня овладения изобразительной деятельностью и развитии творчества
Для оценки художественного творчества детей большее значение имеют как количественные показатели, так и эмоционально-эстетические и интеллектуальные качественные критерии.
Поэтому мы выделяем в диагностическом исследовании два этапа – первый из которых заключается в анализе продукта деятельности детей, а второй содержит в себе анализ процесса деятельности. Эти показатели выводятся в количественную оценку на основе выделенных показателей и их числовых значений.
Анализ продукта деятельности
Подразделив качественные показатели по видам рисования (предметное, сюжетное и декоративное)мы выделили ряд критериев:
1. Предметное рисование
Передача формы
А) форма передана точно – 3 балла
Б) есть незначительные искажения – 2 балла
В) искажения значительные, форма не удалась – 1 балл
Строение предмета
А)правильно нарисованы все части предмета– 3 балла
Б) есть незначительные искажения – 2 балла
В)строение передано не точно– 1 балл
Пропорции
А) пропорции переданы точно – 3 балла
Б) есть незначительные искажения в передаче соотношения частей – 2 балла
В) пропорции не верны (значительные искажения)– 1 балл
Решение в цвете
А) ребенок использует сложную цветовую палитру, смешивая краски и красиво подбирает нужные оттенки – 3 балла
Б) цвета переданы правильно но не точно (цвет не смешан на палитре, а взят из баночки) – 2 балла
В) цвета не соответствуют предметам,ребенок использует лишь 1-2 краски, а не все имеющиеся – 1 балл
2. Сюжетное рисование
Расположение на листе
А) предметы расположены с применением простейшей перспективы (загораживание) – 3 балла
Б) предметы расположены на полосе листа без применения загораживания – 2 балла
В) предметы расположены на листе хаотично – 1 балл
Композиционный замысел
А) замысел подчерпнут из реальной жизни ребенка и вызывает яркое эмоциональное отношение – 3 балла
Б) ребенок срисовывает или рисует заученный сюжет – 2 балла
В) ребенок не имеет замысла, задача вызывает у него трудность – 1 балл
Передача движения
А) движение передано достаточно четко – 3 балла
Б) движение передано неопределенно – 2 балла
В) изображение статичное – 1 балл
Соотношение предметов по величине
А) Предметы нарисованы с учетом из пропорциональных связей – 3 балла
Б) Соотношение верно лишь отчасти (некоторые предметы переданы верно, а то что ребенку кажется значимым – крупнее) – 2 балла
В)Предметы не имеют связей– 1 балл
Цветовая гармония
А) ребенок использует сложные цвета (смешанные на палитре)с верным их расположением – 3 балла
Б) цвета не смешанные, ребенок рисует чистой краской– 2 балла
В) ребенок использует 1-2 краски, палитрой не пользуется – 1 балл
3. Декоративное рисование
Композиция в составлении узора
А) композиция равновесна и гармонична – 3 балла
Б)Есть недочеты в композиции узора– 2 балла
В) композиция не верна – 1 балл
Владение кистью
А) ребенок свободно владеет кистью – 3 балла
Б) часто забывает как работать кистью, изображение имеет недочеты – 2 балла
В) не владеет кистью – 1 балл
Правильность исполнения элементов
А) все элементы росписи изображены в целом верно – 3 балла
Б) некоторые элементы не удались – 2 балла
В) элементы изображены не верно, рисунок не удался – 1 балл
Решение в цвете
А) ребенок использует цвета, приближенные к цветам промысла; различимы оттенки – 3 балла
Б) оттенки не различимы, палитрой не пользуется (почти не пользуется)– 2 балла
В) цвет не соответствует действительному – 1 балл
Все баллы суммируются по каждому ребенку. Соответственно максимальное количество баллов — 39, минимальное – 13.
Анализ процесса деятельности
1. Характер линии
Этот критерий включает в себя четыре группы показателей:
А) характер линии
1)слитная – 3 балла
2) прерывистая – 2 балла
3) дрожащая (жесткая, грубая)-1 балл
Б) Нажим
1) средний-3 балла
2) сильный, энергичный, иногда продавливающий бумагу-2балла
3) слабый (иногда еле видный)-1балл
В) Раскрашивание (размах)
1) мелкими штрихами, не6 выходящими за предел контура – 3 балла
2) крупными, размашистыми движениями, иногда входящими за предел контура-2 балла
3) беспорядочными линиями (мазками, не уменьшающимися в пределах контура-1 балла
Г) регуляция силы нажима
1) регулируется сила нажима – 3 балла
2) не всегда регулируется сила нажима и размах -2 балла
3) не регулируется сила нажима, выход за пределы контура – 1балл
2. Регуляция деятельности
А) Отношение к оценке взрослого
1) адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности – 3 балла
2) эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается)-2 балла
3) безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется)— 1 балл
Б) Оценка ребенком созданного им изображения
1)адекватна – 3 балла
2) неадекватна – 2 балла
3) отсутствует – 1балл
3. Эмоциональное отношение к деятельности (насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относиться
А) к предложенному заданию
1) сильно
2)средне
3) безразлично
Б) к процессу деятельности
1) сильно
2)средне
3) безразлично
В) к продукту собственной деятельности
1) сильно
2)средне
3) безразлично
3. Уровень самостоятельности
1) Выполняет задание самостоятельно без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами
2) Требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко
3) Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается
4. Творчество
1) самостоятельность замысла
2) Оригинальность изображения
3) Стремление к наиболее полному раскрытию замысла
Оценка детских работ по критерию «Творчество» дается педагогом в описательной форме носит качественный а не количественный характер и дается в описательной форме.
Источник
Диагностика изобразительных умений дошкольников
Смирнова Виктория Владимировна, методист ГБОУ школы №655 отделения дошкольного образования детей Приморского района г. Санкт-Петербурга
Развитие детского творчества — это сложный, неравномерный процесс овладения ребёнком под влиянием воспитания и обучения всё более высокими изобразительными умениями для воплощения своего замысла.
Рассмотрим понятие изобразительных умений.
Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными. Выразительность — главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции, использование им в образной характеристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления или характера.
Выразительность детского рисунка (лепки) это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему – считает Г. В. Лабунская (9).
Содержание образа воплощается выразительными средствами в наглядной форме. Выразительность и грамотность исполнения в зрелом искусстве неразрывны. Применительно к детскому творчеству изобразительная грамотность, по определению Г.В. Лабунской (9), — это те элементарные умения и навыки в области реалистического рисунка, формирование которых у детей постепенно подводит их к объективно-достоверному изображению.
В детском творчестве выразительность может быть выделена как самостоятельное качество независимо от обученности ребенка или грамотности его изображения.
Т.С. Комарова в своей работе «Обучение детей технике рисования» рассматривает понятия «умение» и «навык», ссылаясь на работы Е.И. Бойко, Д.Ф. Николенко, К.К. Платонова, в которых навык определяется как часть более общего понятия – умение. Умение, характеризуется, как способность использовать знания и навыки для решения разнообразных практических задач.
Умение – использование ребенком имеющихся знаний и навыков для выбора и осуществления способов действий в соответствии с задуманной поделкой. (5).
Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы.
Ребенок не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, но и учится осознанно их использовать. В этом и суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения и т.п.
Н.П.Сакулина, говоря о возможностях развития изобразительной стороны образа в рисунке дошкольников, поясняла: «…совершенно правильным, т.е. соответствующим натуре, изображение в детском рисунке быть не может… По отношению к детскому рисунку можно говорить о тенденциях реализма, имея в виду конечную цель изображения — приблизиться к возможно большей правдивости и полноте отражения реальной действительности» (16). Однако при любом, даже очень малом объеме изобразительных умений дети должны уметь относительно свободно выражать свои впечатления, чувства, желания. Считая эту задачу главной, Н.П.Сакулина подчеркивала, что обучение изобразительным умениям является условием творческого образного выражения ребенком своих впечатлений.
Выразительность рисунков младших и старших детей неравноценна. Чем старше ребенок, тем в большей степени изобразительные умения становятся средством выражения замысла.
Цвет – одно из средств выражения определенного образного содержания и эмоционального отношения ребенка к процессу творчества.
Э.Г. Пилюгина (13), занимаясь проблемой сенсорного воспитания, определяла цвет как сенсорный эталон. В то время как Л.Н. Павлова (11) считала возможным предоставления выбора цвета для выражения эмоционального состояния в рисовании уже в раннем возрасте.
Н.П.Сакулина в своих исследованиях показала, что очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира.
Исследователи детского рисунка отмечают, что дети, осваивая цвет, начинают использовать его однозначно, земля — всегда черная (коричневая), небо — синее, солнце — желтое (красное), трава — зеленая и т.п. То есть цвет перестает быть выражением отношения ребенка, а служит лишь средством обозначения предмета. Некоторые ученые объясняют это недостатками обучения.
Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему дошкольному возрасту ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Однако, тяга к яркости, красочности, сохраняется у кого в большей, у кого в меньшей степени.
Композиция – творческий процесс создания произведения от появления замысла до его завершения, а также комплекс средств материального воплощения замысла автора.
Композиция – важнейшее средство, целенаправленно ведущее художественное восприятие к проникновению в художественный образ, к осознанию и эмоциональному отклику на содержание и форму художественного произведения. (14)
Изучением освоения детьми композиции занималась и Н.А. Вершинина (3). В ее исследовании, в частности отмечено, что композиция сюжетного рисунка бывает очень выразительной. Главный, более значимый для него образ дошкольник часто выделяет цветом или величиной, расположением отдельных элементов рисунка.
Композиция и величина объектов выражают отношение ребенка к изображаемому, использование композиционных приемов связано с освоением пространства листа (15). Сначала ребенок не воспринимает лист бумаги как ограниченную плоскость. Поэтому рисует, густо заполняя его не связанными друг с другом изображениями, переворачивает разными сторонами, продолжает рисовать на столе, если рисунок не помещается на бумаге. Затем дошкольник выделяет верх и низ листа, делит его на две части по горизонтали на небо и землю, а объекты располагает между ними. Такая композиция, наиболее характерная для рисунков детей дошкольного возраста, получила название «фризовой». Позже ребенок выделяет левую и правую стороны листа, а затем и центр, помещая в нем главный объект. Обычно в рисунках дошкольников совпадают смысловой и структурный центры. Самый важный объект обычно больше других. Причем реальное соотношение размеров изображаемых предметов часто не сохраняется.
Перспективные изменения при пространственных перемещениях предметов дети передавать не могут, так как это связано с овладением сложными изобразительными умениями.
Рисунок – нарисованное изображение, воспроизведение предмета, сделанное карандашом, пером, акварелью или углем.
Исследования Т. Г. Казаковой (7) и Н. Я. Шибановой (18) в области обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста показали, что с самого начала обучения рисованию следует идти от образа предмета, а не от овладения навыком. Образное начало должно быть ведущим для ребенка во всем процессе рисования.
Первые изображения предметов в рисунке очень просты, в них отсутствуют не только детали, но и часть основных признаков.
В более старшем возрасте ребенок приобретает способность передавать основные признаки предмета, соблюдая характерную для них форму.
Первые детские работы отличаются диспропорцией частей. Он рисует каждую часть такого размера, чтобы на ней уместились сразу все важные для него детали. Постепенно под влиянием обучения и общего развития у ребенка появляется способность относительно правильно передавать пропорциональные соотношения между предметами и их частями. Иногда дети сознательно нарушают пропорции, желая передать свое собственное отношение к образу. В этом сознательном нарушении пропорций делается первая попытка к творчеству.
Более сложной изобразительной задачей является передача движения. Вначале действие предмета дети выражают не графически, а игрой, речью, жестами. Статичность позы изображаемого объекта вызывается ритмичным расположением частей, облегчающим процесс изображения.
При любом, даже очень малом объеме изобразительных умений ребенок должен уметь и иметь возможность выражать свои чувства, впечатления свободно, использовать их самостоятельно и творчески.
Мы разделяем точку зрения авторов (В.А.Мелик-Пашаева, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной, и др.), которые считали, что освоение соответствующих знаний, умений и навыков при обучении художественной деятельности людей любого возраста должно быть средством, а не конечной целью. Знания, умения должны осваиваться в связи с созданием образа, с необходимостью выразить себя, свое отношение или характер изображаемого персонажа. Ребенок осваивает не просто изобразительные, а изобразительно-выразительные средства.
Осуществление процессов обучения и воспитания требует оценки, анализа и учета результатов этих процессов. Все это оценить призвана педагогическая диагностика.
Что же такое диагностика? Термин «диагностика» происходит от греческих слов «dia» – между, врозь, после, через, раз, «gnosis» – знание. (1)
Рассмотрим несколько определений педагогической диагностики разных авторов.
Педагогическая диагностика – это совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия. (2).
Педагогическая диагностика – одновременные оперативные изучения и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления на уровне личности ребенка, деятельности педагога или руководителя образовательного учреждения. (17)
Педагогическая диагностика – особый вид педагогической деятельности, который выступает начальным этапом прогнозирования учителем профессиональной деятельности по управлению педагогическим процессом, а также является завершающим этапом технологической цепочки по решению педагогической задачи. (4)
Как видно из приведенных определений, — педагогическая диагностика — это деятельность педагога направленная на управление педагогическим процессом. В современных условиях развития нашего общества педагоги и психологи обращают особое внимание на личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании подрастающего поколения, на развитие творческой инициативы, индивидуальных качеств и способностей. А выявить эти качества и способности личности призвана педагогическая диагностика.
В трудах отечественных и зарубежных ученых рассматривается сам феномен педагогической диагностики в следующих направлениях: ее содержание и применение (К.Ингенкамп), роль педагогической диагностики в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса (Ю.К.Бабанский, Б.П.Битинас и др.). Педагогическая диагностика рассматривается как особый вид профессионально-педагогической деятельности педагога (В.Г.Максимов, и др.), как условие совершенствования профессионально-педагогической деятельности и роста педагогической компетентности (Т.И. Шамова и др.) и как средство совершенствования инновационной деятельности образовательных учреждений ( А.П.Тряпицына и др.).
Для нас наиболее важны исследования К. Ингенкампа (6),которые определяют следующие назначения педагогической диагностики: во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения, в-третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую.
До недавнего времени педагогическая диагностика сводилась к элементарной проблеме оценки каких-либо признаков, причем личность представлялась в виде среза, фотографии (1). Сегодня же педагогическая диагностика становится все более полифункциональной.
Педагогическая диагностика строится на изучении результативности учебно-воспитательного процесса, на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства педагога.
Таким образом, педагогическая диагностика позволяет педагогу получать достоверную информацию для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на объект; выполнять назначение канала обратной связи для получения сообщения о результатах этих воздействий, а в случае необходимости — подсказывает пути их коррекции.
В дошкольной педагогике наиболее ценным, на наш взгляд, является исследование коллектива кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена (12), где под педагогической диагностикой в дошкольном образовании понимают группу задач профессиональной деятельности педагога, направленных на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического процесса, а также прогнозирование тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса. В этом сборнике в главе 2 (автор Полякова М.Н.) рассматривается педагогическая диагностика в дошкольном образовании, ее предмет и объект, а также дана оценка использования диагностики в современной практике дошкольных образовательных учреждений.
Сущность педагогической диагностики в дошкольном образовании определяет ее предмет: кого воспитывать в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания (объект воспитания, критерии воспитанности), при каких условиях (воспитательная ситуация), кто и что при этом должен делать (определение функций общества, семьи, образовательного учреждения, самого ребенка), какими средствами, путями, методами воздействовать на воспитателей и воспитанников (деятельность субъектов воспитания).
Полякова М.Н. (12) рассматривает функции педагогической диагностики в дошкольном образовании, которые определяют назначение самой диагностики.
Первая из них – функция обратной связи, позволяет анализировать достижения целей, выяснять причины неудач;
Вторая – функция прогностическая. Любой диагноз подразумевает прогнозирование – определенные перспективы развития диагностического объекта. Диагностическая деятельность педагога направлена не только на выявление и оценку состояния ребенка, но и на обнаружение условий, положительно или отрицательно влияющих на его развитие.
Третья функция педагогической диагностики – контрольно-корректировочная. Позволяет управлять педагогическим процессом через устранение конкретных затруднений, которые испытывают педагог и ребенок в практической реализации и освоении развивающего потенциала образования.
Четвертая функции – оценочная, основанная на сравнении достигнутых педагогических результатов с критериями и показателями. Эта функция дает возможность качественно и количественно оценить результативность деятельности каждого педагога в отдельности и всего педагогического коллектива в целом.
Педагогическая диагностика в изобразительной деятельности служит выявлению особенностей художественно-эстетического развития и развития изобразительной деятельности дошкольников. Можно выделить несколько направлений, по которым проводят диагностику художественно-эстетического развития дошкольников:
— выявление особенностей проявления эстетического отношения
— изучение особенностей изобразительного творчества
— определение особенностей развития ряда эстетических способностей
— изучение особенностей педагогических условий художественно
— эстетического развития дошкольников.
Библиография
1. | Битинас Б.П., Голубев Н.К. Введение в диагностику воспитания. М., 1989. |
2. | Большая Российская энциклопедия. – М., 2002 |
3. | Вершинина Н.А. Формирование у детей 5-6 лет понимания композиции произведений живописи. — Автореф. дисс … канд.пед.н.- Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1990 |
4. | Гутник И. Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников. Теория. История. Практика. — СПб., РГПУ им А.И. Герцена, 2000 |
5. | Ждан В.Ф. Формирование у детей дошкольного возраста навыков и умений изготовления поделок из природных и других материалов. — Автореф. дисс … канд.пед.н.- К.: НИИ педагогики УССР, 1987 |
6. | Ингенкамп К. Педагогическая диагностика.- Педагогика, 1991 |
7. | Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов вузов / Т.Г. Казакова. – М.: ГИЦ Владос, 2006 |
8. | Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования.- 3-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 2005. |
9. | Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. — М.: Просвещение, 1979. |
10. | Мелик – Пашаев А., Новлянская З. Ступени творчества. – М., 1987 |
11. | Павлова Л.Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1986. |
12. | Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. СПб., РГПУ им А. И. Герцена, 2009, 1 ч. |
13. | Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. М.: Мозаика-Синтез, 2005 |
14. | Подкурганная Г.А. Педагогические условия обучения детей дошкольного возраста основам композиции в изобразительной деятельности. |
15. | Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их р |