Диагностика развития ребенка старшего дошкольного возраста с онр

Диагностика развития ребенка старшего дошкольного возраста с онр thumbnail

Диагностика уровня развития детей с ОНР старшей группы по образовательной области «Коммуникация».

Раздел «Развитие речи»
Диагностический материал для обследования. Диагностика уровня развития речи детей дошкольного возраста. (авт.-сост.М.П.Злобенко и др.- Волгоград: Учитель,2011).

Критерии:

  1. Рассматривание и описание сюжетной картинки.  
  2. Пересказ рассказа без наглядной опоры.
  3. Составление рассказа – описания.
  4. Обобщающие понятия. Номинативный словарь
  5. Называние деталей и частей предмета.
  6. Предикативный словарь, «Кто что делает?».
  7. Качественный словарь. Антонимы.
  8. И.п., мн. число.
  9. Р.п., мн. число
  10. Употребление предложно-падежных конструкций.
  11. Согласование числительного с существительным.
  12. Согласование прилагательного с существительным среднего рода
  13. Согласование прилагательного с существительным в падеже (В.п., Т.п.)
  14. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  15. Образование существительных по аналогии со знакомыми словами.
  16. Образование приставочных глаголов.

В процессе работы используются различные цели и методические приемы:

                                             Связная речь

 Цель: выявить уровень сформированности у детей связной речи, умение ребенка отвечать на вопросы взрослого. Используя практически все части речи, простые предложения, предложения с однородными членами.

  • составление предложение по сюжетной картинке (ребенок рассказывает о том, что нарисовано на картинке);
  • пересказ рассказа (Логопед читает ребенку рассказ, задает вопросы по его содержанию, после повторного чтения, с установкой на пересказ,  ребенок должен рассказ пересказать);
  • составление описательного рассказа (Для рассказа – описания игрушки логопед демонстрирует игрушку ребенку и дает инструкцию: «Рассмотри внимательно игрушку и расскажи о ней: что это, какая она, что у нее есть, во что одета, как с ней можно играть?»).

Словарный запас

Цель:  выявить уровень сформированности  у детей словаря, владение обобщающими понятиями;  умение называть части и детали предметов, употреблять в активе различные части речи.

1.Обобщающие понятия. Номинативный словарь.

Ребенку предлагается называть предметы одним словом (по картинкам)

— Стол, стул, шкаф. Что это? (Мебель)

— А какие предметы мебели ты знаешь еще?

— Яблоко, банан, апельсин, что это? ( Фрукты)

— А какие фрукты ты еще знаешь? Ит.д.          

2. Называние деталей и частей предмета (с наглядной опорой)

— Что это у тебя? ( Шея, живот, ноготь, колено, грудь, воротник. Пуговица,.  рукав.)

3. Предикативный словарь, «Кто, что делает».

Ребенку поочередно предъявляется набор картинок.

Педагог предлагает ребенку ответить на вопросы:

— Как передвигаются птицы? ( Летают)

— Как передвигаются рыбы? ( Плавают) и т.д.

4. Качественный словарь. Антонимы.    

Игра «Подскажи словечко» (по предъявлению картинок)

— Волк злой, а  бабушка (какая?)…добрая и т. д.

Для выявления уровня импрессивной речи используется картинный материал, дидактический материал и методические приемы:

  • показ ребенком предметов, названных логопедом («Покажи где мяч, а где мячик?»);
  • показ ребенком действий, названных логопедом («Покажи, где мальчик заходит, выходит?»);
  • показ соответствующей картинки ребенком («Покажи, где мальчик дарит цветы девочке, а где девочка дарит мальчику?»)

   При изучении сформированности грамматического строя речи используются следующие упражнения и соответствующий дидактический и картинный материал:

  • образование множественного числа имен существительных (Игра «Один-много»);
  • образование уменьшительно-ласкательных форм имен существительных

      ( Игра «Назови ласково»);

  • согласование прилагательных с имена существительными в роде и числе;
  • согласование имен существительных с числительными в роде, числе (Игра «Сосчитай»);
  • образование глаголов множественного числа («Девочка идет, а девочки…?»);
  • употребление предлогов («Скажи, где сидит птица?»…);
  • употребление имен существительных в косвенных падежах (Игра «Кому что дадим?», «Кто чем работает?», «О ком рассказывает …?»);
  • образование приставочных глаголов («Скажи, что делает машина?»)

Диагностика уровня знаний детей с ОНР

старшей группы

по образовательной области «Коммуникация».

Раздел «Развитие речи»

Связ-ная речь

Словарный запас

Грамматический строй речи

Словообразование

кол-во баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

н

к

1

Андреев Сергей

1

1

1

2

2

2

2

2

1

2

1

1

1

1

1

1

1,4

2

Власова Полина

1

1

1

1

1

1

2

2

1

2

1

1

1

1

1

1

1,2

3

Зайцева Эльвира

1

1

1

1

1

2

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

1,2

4

Злобин Алеша

1

1

1

1

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1,1

5

Козлов Толя

1

1

1

1

1

2

1

2

2

1

2

1

2

1

1

2

1,4

6

Макарова Настя

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

2

2

1,2

7

Маркин Толя

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

2

1

2

1,6

8

Межнова Даша

1

1

1

2

1

2

1

2

2

1

2

1

1

1

2

2

1,4

9

Обшаров Миша

2

2

2

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

2,8

10

Павлова Алина

1

1

1

2

2

2

2

2

2

1

2

1

2

2

2

2

1,7

11

Томилов Егор

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

2

2

2

1,7

12

Турабаев Милен

1

1

1

1

1

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

2

1,3

13

Фризин Саша

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

1

2

1,7

21

53,8%

Источник

Ольга Петлюк
Методики диагностики уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Для определения уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР мною подобраны и апробированы следующие методики:

Методика №1 Метод наблюдения (Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова,ВЛАДОС, 2003г. (Приложение 1)

Цель: первичная ориентировка в реальности детских отношений, выявление конкретной картины взаимодействия детей.

Данный метод является незаменим при первичной ориентировке в реальности детских взаимоотношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, даёт много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребёнка в естественных для него условиях. При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей:

1. Инициативность- отражает желание ребёнка привлечь к себе внимание сверстника, побудить его к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение.

Читайте также:  Сортер в развитии ребенка

2. Чувствительность к воздействиям сверстника- отражает желание и готовность ребёнка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращение сверстника действиях ребёнка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласовании собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него.

3. Преобладающий эмоциональный фон –проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребёнка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой, негативной.

На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведённой ниже схеме отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности.

Критерии оценки параметров Выраженность в баллах

Инициативность

-отсутствует: ребёнок не проявляет никакой активности,

играет в одиночестве или пассивно следует за другими;

-слабая: ребёнок крайне редко проявляет активность

и предпочитает следовать за другими детьми;

-средняя: ребёнок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым;

-ребёнок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодей-

ствия.

Чувствительность к воздействиям сверстника

-отсутствует: ребёнок вообще не отвечает на предложения

сверстников;

-слабая: ребёнок лишь в редких случаях реагирует на ини- циативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру;

-средняя: ребёнок не всегда отвечает на предложения сверстников;

-высокая: ребёнок с удовольствием откликается на ини- циативу сверстников, активно подхватывает их идеи и

действия.

Преобладающий эмоциональный фон

-негативный;

-нейтрально-деловой;

-позитивный.

1

2

3

1

2

3

На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведённой ниже схеме отмечается наличие данных показателей.

Оценка результатов: ответы «да» оцениваются в 1 балл. Ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Определяется общая сумма баллов.

Методика №2 Изучение коммуникативных умений детей (М. В. Корепанова, Е. В. Харламова, Москва 2005г.) (Приложение 1)

Цель: исследование развития коммуникативных способностей детей в процессе общения со сверстниками.

Подготовка исследования: приготовить силуэтные изображения рукавичек, два набора из 6 цветных карандашей.

Проведение исследования:

1 серия. Двум детям дают по одинаковому набору карандашей и по одному изображению рукавички и просят его украсить, но так чтобы рукавички составили пару, были одинаковыми. Поясняют, что сначала надо выбрать узор, а потом приступать к рисованию.

2 серия. Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами придётся делится.

Во всех сериях дети выполняют задание самостоятельно.

Обработка данных. Анализируется, как происходило взаимодействие детей в каждой серии.

Оценка результатов: ответы типа «да» оцениваются в 1 балл. Ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. По количеству набранных баллов делают выводы о сформированности коммуникативных умений детей.

Методика №3 «Маски» (М. В. Корепанова, Е. В. Харламова, Москва 2005г.) (Приложение 1)

Цель: изучение уровня развития общения, эмоциональное состояние детей.

Подготовка исследования: приготовить изображения четырёх масок,символизирующих: хорошее и плохое настроение, стремление к доминированию или подчинению.

Проведение исследования. Четыре маски выкладывают перед ребёнком со словами: «Посмотри на эти лица. Как ты думаешь, какое лицо чаще всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своей группы? А на кого из них ты смотришь обычно вот так (показывают каждую из масок по очереди? А кто из ребят на тебя смотрит чаще всего вот так (опять показывают по очереди каждую из масок?После того как ребёнок выбрал одну из четырёх масок для ответа на первый вопрос, каждую из масок ему дают по очереди, спрашивая, на кого он так смотрит или кто на него так смотрит.

Полученные данные заносятся в протокол.

Оценка результатов: проводится качественный анализ полученных результатов; исходя их критериев «популярный» или «непопулярный», за каждый утвердительный ответ 1 балл, за ответ «нет» 0 баллов, принимается даже отказ.

Источник

Диагностика моторной сферы у дошкольников с ОНР

   Для установления характера нарушений произвольной моторики, а также выявления степени задержки или отставания в моторном развитии необходимо обследование детей. Полученные данные служат дополнительным материалом для дифференциальной диагностики речевых нарушений. Они помогают определить средства коррекционного воздействия в процессе занятий и выбрать способы индивидуальной работы.  

Для обследования состояния произвольной моторики у детей были использованы тесты Л. А. Квинта в модификации Г. Гельнитца, которые включают  в себя следующие разделы:

  • обследование произвольной мимической моторики

   (качество и объем движений мышц лба, глаз, щек);

  • обследование речевой моторики

   (сила, точность, объем, переключаемость движений губ, языка, щек);

  • обследование тонкой моторики пальцев рук

   (качества и степени дифференцированного движения, возможности                             действий с предметами).

   Также при обследовании мелкой моторики рук использовались ряд статических и динамических упражнений, направленных на выявление стабильности выполнения движений, напряжения мышц, силы тонуса и координации движений.

Читайте также:  Развитие ребенка 4 лет кировского района

Обследование произвольной мимической моторики

  1. Поднять брови («Удивление»).
  2. Слегка сомкнуть веки.
  3. Прищурить глаза («Яркое солнце»).
  4. Плотно сомкнуть веки («Стало темно»).
  5. Сжать губы.
  6. Придать губам такое положение, которое требуется для игры на духовом инструменте.
  7. Вытянуть губы как для произнесения звука «о».
  8. Надуть щеки.
  9. Оскалить зубы («Заборчик»).

10.Вытянуть губы, как для свиста.

   Задания повторяются подряд 3 раза.

   Оценка производится по трехбалльной системе:

3 балла — полноценное, четкое выполнение;  

2 балла — частичное, недостаточно четкое выполнение;

1 балл — невыполнение более 7 заданий.

Обследование речевой моторики

  1. Открывание и закрывание рта.
  2. Рот полуоткрыть, широко открыть, закрыть.
  3. Имитация жевательных движений.
  4. Попеременное надувание щек.
  5. Втягивание щек.
  6. Оттягивание углов рта как для произнесения звука «и»,
    затем губы сделать круглыми — «о», вытянуть губы — «у».
  7. Высовывание «широкого» и «узкого» языка, удержание
    заданной позы на счет до пяти.
  8. Покусывание кончика языка.
  9. Касание кончиком языка поочередно правого и левого
    углов рта, верхней и нижней губы («Часы»).
  1. Упор кончика языка в нижние зубы с одновременным
    выгибанием спинки языка («Кошка сердится»).
  2. Присасывание спинки языка к небу, пощелкивание («Поцокаем», «Поехали на лошадке»).
  3. Поднять кончик языка вверх, облизать верхнюю губу
    сверху вниз («Вкусное варенье»).
  4. Произнесение гласных звуков на твердой и мягкой атаке.
      Каждое движение повторяется 3 раза.

   Оцениваются сила речевых движений (слабые, сильные), точность (неточные, точные), объем (неполный, полный) и переключаемость (медленная, быстрая). Отмечаются наличие синкинезий, девиации языка, быстрота формирования артикуляционного уклада, длительность удержания позы.

Оценка:

3 балла — четкое выполнение движений;

2 балла — незначительные изменения объема, силы и точности движений;

1 балл — отсутствие удержания поз, выраженные изменения силы, точности, объема; трудности переключения речевых движений; девиация языка.

Обследование тонкой моторики пальцев рук

Обследование тонких движений пальцев рук

Определение качества и степени дифференцированности движений:

  1. Сжать пальцы в кулак.
  1. Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой,
    то на левой руке («Пальчики прячутся»).
  2. Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).

Обследование действий с предметами

  1. Выложить узор мозаики.
  2. Самостоятельно застегнуть пуговицы.
  3. Вычертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради.
  4. Нанизывать на нитку бусинки.
  5. Укладывать в коробку правой и левой руками по одной 5 спичек (палочек).

   Оценка:

3 балла — четкое выполнение всех заданий;

2 — четкое выполнение одного-двух заданий из предложенных;

1 — выполнение одного-двух заданий из числа предложенных; плохая координация, неловкость движений.

Кинестетический праксис

1.        «Кольцо».

Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет до 10. Упражнение выполняется 3 раза.

2.        «Коза».

Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется 3 раза под счет до 10.

3.        «Три богатыря».

Поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони. Упражнение выполняется под счет.

Ребенок должен удержать три пальца вместе в напряженном состоянии под счет до 10.

4.        «Заяц».

Вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется 3 раза под счет до 10.

5.        «Солдатики» (упражнение для пяти пальцев).

Удерживать вытянутые напряженные пальцы руки под счет до 10.

Упражнение выполняется 2 раза.

   Цель обследования — проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц.

   Оценивается как долго каждый ребенок может сохранять напряжение мелкой моторики (пальцев). В норме ребенок в 5 лет может сохранять напряжение в течение 2 мин (с небольшими паузами на расслабление).

   Оценка:

3 балла — четкое выполнение всех заданий, удержание напряжения в течение 2 минут;

2 — неустойчивое выполнение заданий,  удержание напряжения менее чем на 2 минуты;

1 — неверное выполнение заданий, удержание напряжения менее чем на 1 минуту.

Кинетический праксис

Сила тонуса

1.Сжатие рук взрослого двумя руками.

2.Сжатие руки взрослого одной рукой («Рукопожатие»).

Оценивается сила и длительность мышечного напряжения кистей рук.

Координация движений

1. Вдевание нитки в иголку.

В иголку длиной 35 мм с большим ушком продеть тонкую хлопчатобумажную нить.

2.Упражнение «Ладонь — ребро — кулак».        .

Ребенок сам устанавливает удобный темп, проговаривая вслух: «Ладонь — ребро — кулак». Упражнение выполняется 3—4 раза.

3.Упражнение «Коза — заяц».        .

Быстрая смена статических упражнений (2, 4), описанных выше.

Упражнение выполняется в среднем темпе, для наглядности можно использовать картинки или одноразовый показ позиций педагогом.

   В 5 лет оценивается быстрота переключения с одного движения на другое.

   Оценка:

3 балла — правильное выполнение всех заданий;

2 — незначительные изменения объема, силы и точности движений;  

1 — неверное выполнение заданий.

   При обследовании и в процессе наблюдений учитываются: общий вид ребенка, осанка, отношение к речевой инструкции, активность, ориентировка в пространстве, координация слова с движением, наличие патологических или сопутствующих речи движений, состояние мышечного тонуса, признаки утомляемости, темп движений, упражняемость в моторных навыках.

Читайте также:  Развитие ребенка развивающие игры для детей

Источник

Логопедическое обследование детей с ОНР

Автор: Агафонова Ирина Анатольевна, учитель-логопед
Место работы: МКС(К)ОУ школа-интернат V вида № 13, г.Ижевск
Описание работы: данная презентация поможет учителю-логопеду в легкой игровой форме провести диагностику речи детей с общим недоразвитием речи, позволяя не тратить время на поиск диагностического материала и не утомляя детей. Используется для учеников первого класса с общим недоразвитием речи для уточнения диагноза.
Цель: выявление детей с проблемами в речевом и психофизическом развитии, оценка структуры речевого дефекта и степень выраженности нарушений входящих в него компонентов.

Диагностика развития ребенка старшего дошкольного возраста с онр

На предварительном этапе логопедического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР неврологом, педиатром и другими детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития.

Обследование речи детей с ОНР начинается с изучения состояния связной речи (слайд 2,3)- способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу и т.д.
Затем логопедом исследуется уровень развития грамматических процессов
— где проверяется способность понимания и использования ребенком предлогов (слад 4)
— проверка способности образовать форму множественного числа имен существительных. Ребенку предлагается назвать пары картинок (слад 5)
-проверка способности пользоваться суффиксальным способом словообразования, где предлагается назвать большой и маленький предметы. Причем маленький предмет ребенок должен назвать ласково (слад 6)
далее ребенок образует приставочные глаголы с опорой на картинки, продолжая рассказ начатый логопедом (слайд 7)

-образование притяжательных и относительных прилагательных (слайд 8,9)
— проверка способности согласовывать имена существительные с именами прилагательными (слайд 10)
— проверка способности ребенка согласовывать имена числительные с именами существительными. Предлагается сосчитать на картинках предметы и ответить на вопрос «сколько?» (слайды 11,12,13)
— проверка навыков управления и согласования (слайды 14,15,16)

Обследование словарного запаса при ОНР позволяет оценить умение детей правильно соотносить то или иное слово-понятие с обозначаемым предметом или явлением.
— подбирается материал по разным лексическим темам, где выявляется способность ребенка к обобщению (слайды 17-30)
— также предлагаются картинки с предметами для называния деталей составляющих данный предмет (слайд 31)
— картинка для называния частей тела(слайд 32)
— подбор слов-антонимов (слайды 33,34)
— слов — синонимов (слайды 35,36)

Состояние артикуляционной моторики – ученикам предлагается выполнить по подражанию серию упражнений: «Улыбка», «Хоботок», «Блинчик», «Иголка», «Заборчик», «Качели», «Лошадка». Отмечаются выполнение с точным соответствием всех характеристик движения: доступность движений; объём; тонус; темп выполнения и переключаемость; длительный поиск позы; отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы (слайд 37)
Состояние звукопроизношения – подбирается картинный материал на все группы звуков, которые обследуются в разных позициях: в начале, середине, конце слова (слайды 38-57)
— состояние слоговой структуры слов – сначала «выплывают» картинки в названиях которых более простая структура слов, затем сложная слоговая структура (слайды 58-59)
Обследование фонематических процессов – ребенок должен указать картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком. Предоставляются картинки на дифференциацию различных групп звуков (слайды 60,61,62)
Обследование навыков звукового анализа и синтеза – (на слайде 63) представлены картинки односложных слов, которые позволят выявить навыки звукового анализа и синтеза.
— «Назови первый звук в слове сок …»
— «Назови последний звук в слове мак…»
— «Какой звук в слове нос слышен в середине?»
— «Определи последовательность звуков в слове сом»
— «Определи количество звуков в слове рак»
— «Догадайся, какое слово загадано. В этом слове есть звуки: [к], [ о], [ т]
Аналогично обследование навыков звукового анализа и синтеза происходит в сложных словах (слайд 64)

Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с дизартрией). ОНР (общее недоразвитие речи) следует отличать от ЗРР (задержки речевого развития) при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.
Применение компьютерных технологий предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи. В процессе занятия с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Диагностический материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание.

Презентация на тему: Обследование речи детей

Рекомендуем посмотреть:

Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах

Консультация для родителей логопедической группы. Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов

Эмоциональное благополучие детей в группах компенсирующей направленности

Из опыта работы учителя-логопеда ДОУ. Мнемотехника

Источник