Диагностика развития ребенка с помощью игры
Костанова
Игра как средство логопедической диагностики
Игра – как средство логопедической диагностики дошкольников
Автор: Костанова Е. В.
учитель – логопед МБДОУ № 25
Опытный педагог прекрасно понимает, что первая и едва ли не главная задача — сделать так, чтобы его маленькому ученику хотелось, очень хотелось заниматься с ним. А это бывает тогда, когда занятия вплетены в жизнь ребенка, привязаны к тем интересам, которыми он живет, когда учебные задания вырастают из главных для него дел. И тут на помощь приходит игра.
Наши отечественные педагоги и психологи доказали, что играположительно влияет на развитие психики ребенка:
— В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
— Игра учит ребенка подчинять свои импульсивные желания правилам. (Появляется соподчинение мотивов — «хочу» начинает подчиняться «нельзя» или «надо»)
— В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
— Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности)
В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
• развлекательная – это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
• коммуникативная – освоение навыков общения, развития коммуникативных способностей, освоение диалектики общения;
• самореализация в игре, как полигоне человеческой практики
• игротерапевтическая – преодоление различных игровых ситуаций, трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
• диагностическая – выявить отклонения от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
• функция коррекции – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
• межнациональная коммуникация – усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
• социализация – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого и межличностного общения.
Игра, как отмечалось выше, имеет разные целевые функции, но особо следует отметить ее диагностическую роль. При использовании игры с целью диагностики педагогу нужно четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;
варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания; осуществлять индивидуально – дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил.
Педагогу важно уяснить, что игра может быть использована не только как метод диагностики, но еще и как средство коррекционной работы. Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста в условиях логопедической группы или логопункта требует обследования языковых и не языковых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития. Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса. На основании этой информации, разрабатываются рекомендации для воспитателей и родителей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе.
Определяют несколько этапов обследования ребенка:
I. Ориентировочный. Целенаправленный опрос родителей, изучение специальной документации и беседа с ребенком. На основании полученных данных заранее определяется речевой дефект.
II. Дифференциальный. Обследование интеллекта и слуха с целью отмежевания детей с первичной речевой патологией от похожего состояния, где основным является нарушение слуха и интеллекта.
III. Обследование речевых и неречевых процессов, тесно связанных с языковым развитием.
IV. Тщательное обследование компонентов речевой системы (словаря, грамматического строя, произношения и др.).
V. Заключительный, уточняющий. Динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.
На основе полученных данных заполняется логопедическая карта и делается логопедическое заключение.
Во время беседы с родителями выясняется анамнез развития речи, определяются договоренности реакции ребенка на ранних этапах развития, в том числе гуление, лепет (модулированный лепет). Важно выявить в каком возрасте появились первые слова и соотношения пассивного и активного словаря в процессе развития речи. А так же выяснить, когда появились двухсловные и многословные предложения, не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то по каким причинам).
В процессе беседы с ребенком логопед устанавливает контакт с дошкольником, нацеливает его на общение. Ребенку задаются вопросы, которые обнаруживают его мировоззрение, интересы, отношения с окружающими, ориентируется ли ребенок во времени и пространстве. Вопросы задаются таким образом, чтобы ответы были развернутыми. Эта беседа дает первые выводы о речи ребенка, выявляет направление дальнейшего обследования различных сторон речи. Особенно подробно исследуется словарный запас, грамматический строй, связную речь и звукопроизношение.
При обследовании связной речи исследуют, как ребенок самостоятельно может составить рассказ по рисунку, серии сюжетных рисунков, перевод, рассказ-описание, повествование из личного опыта, перевод. Составлению рассказа по картине и по серии картин предшествует вступительная беседа, в ходе которой выясняется, понятно ли ребенку содержание картины, уточняется значение отдельных слов. Затем ребенку дается небольшой план, по которому он должен составить рассказ. Если ребенку предлагается составить рассказ по серии картин, то ведется наблюдение за тем, в каком порядке он их раскладывает (самостоятельно, после объяснения и показа, с помощью логопеда).
При задании составить рассказ из личного опыта проводится вводная беседа. На данном этапе диагностикицелесообразно применять следующие игровые приемы:
— Помоги Незнайке правильно разложить картинки и составить рассказ;
— Расскажи сказку кукле, чтобы она поскорее заснула;
— Расскажи Мишутке, как отпраздновали твой день рождения;
При оценке состояния связной речи следует иметь в виду, что в норме до трех лет жизни дети овладевают простыми распространенными предложениями. Довольно рано, примерно с трех-четырех лет, дети начинают употреблять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. На пятом году жизни количество сложных предложений, которые встречаются в речи, уже составляет 11% относительно общего числа предложений. После четырех лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно рассказывают стихотворения, до пяти лет пересказывают только что прочитанные короткие тексты, прослушав их два раза. После пяти лет дети способны достаточно подробно и последовательно рассказать об увиденном или услышанном, объяснить причину и следствие, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от повествования.
При обследовании словарного запаса исследуют умение ребенка соотнести слово с предметом, действием и правильно использовать его в речи. Обследование словарного запаса проводится в объеме тем из окружающей среды: например, «Одежда», «Транспорт», «Дикие и домашние животные» и другие.Здесь можно использовать следующие игры:
— игры с мячом («Назови одним словом», «Я знаю пять… овощей, игрушек, деревьев и т. п.» «Скажи наоборот», «Кто чем занимается?», «Подскажи словечко»)
— игры на классификацию предметов: «Огородники», «Найди маму для детеныша».
— настольные дидактические игры: «Бюро находок», «Кто где живет?», «Часть и целое».
При этом нужно проанализировать, какие замены лексических значений, нарушения лексического содержания, неоправданные контекстом употребления слов имеют место у обследуемого ребенка. При оценке лексических возможностей стоит помнить, что при нормальном развитии речи активный словарь ребенка увеличивается очень быстро.Словарь пятилетнего ребенка колеблется в пределах 2000 слов и распределяется между различными грамматическими категориями следующим образом: преобладают существительные — 50,2% и глаголы — 27,4%, прилагательные — 11,8%, наречия — 5,8%, числительные — 1,9%, союзы — 1,2%, предлоги — 0,8%.
Исследование сформированности грамматической стороны речи — один из ведущих моментов логопедического обследования дошкольников. Исследуется правильность использования ребенком категории рода, числа, падежа существительных, понимание и употребление предлогов и смыслообразующих частей слова (приставок, суффиксов, окончаний). Для выявления умения использовать морфологические формы слов проверяется способность образовывать множественное число от существительного в единственном и наоборот, образования уменьшительно-ласкательной формы от данного слова и глаголов с оттенками действия, вставки отсутствующих в предложении слов в нужном падеже, роде и числе.На данном этапе обследования более полному получению информации способствуют следующие речевые игры:
— «Какой по цвету и по форме»
— «Один — много» (диагностика навыка образования множ. числа существительных)
— «Веселый поваренок» (образование и употребление относительных прилагательных)
— «Мишка» (диагностика понимания и употребления приставочных глаголов)
— «Чудо — дерево» (образование множ. числа существительных)
— «Машина» (диагностика понимания и употребления предлогов)
Наряду с обследованием экспрессивной стороны речи исследуется и понимание лексико-грамматических отношений: слов, близких по значению (стволы-деревья-корень, двери-стена-подъезд-дом; красит стену-раскрашивает картинку и др.) Категории числа и рода существительных, глаголов, прилагательных (покажи, о чем можно сказать «голубой», «голубая», «голубое», «голубые» и др.) пространственного расположения предметов, выраженных различными предложениями (покажи, кто выглядывает из-за стола, из-под стола, лежащий между столами, за столом и проч.). Выясняется понимание ребенком причинно-следственных связей, а также предложений, имеющих подчиненную связь (как правильно: стало тепло, потому что распустились листочки на деревьях; распустились листочки, потому что стало тепло).
При обследовании общей и мелкой моторики логопед обращает внимание на общее физическое развитие, навыки самообслуживания, особенности при выполнении физических упражнений (бег, упражнения с мячом, походка и т. д., проверяется способность держать равновесие (стоять на левой и правой ноге, прыгать на одной ноге, выполнить упражнения на переключение движений. Оценивается точность выполнения задания по пространственно-временным параметрам, удержание в памяти составных частей и последовательности элементов, наличие самоконтроля при выполнении задания. Рекомендуется сравнить данные понимание грамматических форм слов с их употреблением ребенком и установить характер аграмматизма (импрессивный, экспрессивный) сопоставить результаты разговорной и неразговорной деятельности ребенка.
Исследование артикуляционного аппарата и его моторики имеет важное значение для выявления причин дефекта звуковой стороны речи и для планирования коррекционной работы. Обследование строения артикуляционного аппарата и подвижности важно для выявления возможных причин дефекта звуковой стороны речи ребенка, а также для определения приемов коррекционной работы в дальнейшем обучении. Проведение артикуляционной гимнастики в форме сказки и использование стихов поможет превратить упражнения в увлекательную игру.
Для обследования звукопроизношения подбираются слоги, слова и предложения с различными группами звуков. Для определения уровня фонематического восприятия и запоминания слоговребенку предлагают следующие игры:
— «Выложи домик», «Пуговицы», «Запомни и скажи», «Паровозик».
Логопедический вывод базируется на многостороннем анализе результатов наблюдения за ребенком, на большом количестве примеров речи ребенка. Результаты комплексного исследования обобщаются в виде логопедического заключения, где указывается уровень речевого развития ребенка и форма речевого дефекта.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что целесообразно проводить обследование в игровой форме. Такая диагностика даст наиболее достоверную информацию о речевых возможностях ребенка. Кроме того, у дошкольника не появится база для формирования негативного отношения к занятиям с логопедом, что имеет огромное значение при проведении дальнейшей индивидуальной коррекционной работы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бессонова Т. П., Грибова О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. – М.: АРКТИ, 2009. – 64с.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480с.
3. Загвязинский В. И., Закирова А. Ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования. – М.: Педагогика. – 1997. — №2. – С. 9-14.
4. Максимова, А. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх // Начальная школа плюс до и после. – 2005. — №1. – С. 3-8.
5. Немов, Р. С.Психология: в 3кн. Кн. 2. Общие основы психологии. Учебник для студентов высших педагогических заведений. – М.: Владос, 1998. – 608с.
6. Спиваковская, А. С. Игра – это серьёзно. – М.: Просвещение,1981. — 145с.
7. Светлова, И. Е. Повышаем интеллект и эрудицию. Учебное пособие. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 96 с.
8. Скворцова И. В. 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет. – СПб.: Нева, 2005. – 240с.
9. Стребелева Е. А., Мишина Г. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2009. – 202с.
10. Рудик О. С. С детьми играем – речь развиваем. Часть 1. Учебно-методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2013. – 176 с.
11. Шмелёва, А. Г. Основы психодиагностики. –Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 554с.
Источник
Елена Владимировна Боровкова (Шентякова)
Диагностика игровой деятельности, последовательность действий по организации сюжетно-ролевой игры в старшей группе.
Игра – вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности. В игре основное – субъективная удовлетворенность от самого процесса.
Игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию действительности. Ребенок вносит в нее свои выдумки, фантазии, поэтому в ней переплетается реальность и вымысел.
В сюжетно-ролевой игре происходит социально-личностное развитие ребенка (тематика игр – семья, магазин, почта и пр.). Основным содержанием сюжетно-ролевой игры в данном возрасте являются социальные отношения между людьми и общественный смысл их деятельности, соотносимые с реальными отношениями между людьми.
Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют развитие мышления, в первую очередь наглядно-образного. Его становление и совершенствование зависят от развитости у ребенка воображения. Сначала ребенок приобретает способность просто механически замещать в игре одни предметы другими, придавая предметам-заместителям не свойственные им по природе, но определяемые правилами игры новые функции. На втором этапе предметы непосредственно замещаются их образами и отпадает необходимость практического действования с ними.
В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролеваяигра имеет свои особенности: замысел игры более устойчивый, развивающийся, динамичный; дети совместно обсуждают замысел игры, намечают общий план; также присутствует планомерность, согласованность, импровизация; роли содержательны; соблюдают правила.
Диагностика игровой деятельностидетей предполагает наблюдение за детьми и беседу с ними:
1. Наблюдение за детьми.
Цель: выявить особенности игрового опыта детей, установить круг игровых интересов, изучить творческие возможности ребенка в игровой деятельности – степень его активности и самостоятельности в организации игры, построении сюжета, выполнении ролей, согласовании замыслов со сверстниками.
Критерии наблюдения:
— преобладающие виды игр, в которые играют дети;
— наличие сюжетных игр;
— кто выступает инициатором игр;
— время, отведенное для игр;
— наличие самостоятельных игр;
— распределение ролей, характер игровых действий, развитие сюжета;
— использование атрибутов, предметов необходимых для организации игры;
— характер взаимодействия детей в игре;
— самостоятельное создание новых сюжетов;
— самостоятельная организация игрового пространства;
— продолжительность игрового действия;
— тематика и содержание творческих сюжетных игр детей;
— действия, направленные на построение игрового сюжета;
— действия, направленные на выполнение роли или создания образа игрового персонажа в режиссерской игре;
— все обращения детей друг к другу, эмоциональный фон общения, адресованность сверстнику инициатив, связанных с предложением тем игры, аргументация замыслов и предложений для партнеров.
2. Беседа с детьми.
Цель — выявление удовлетворенности ребенком участием в игровой деятельности.
Вопросы к детям:
— Любишь ли ты играть?
— У тебя есть любимые игры? Назови их?
— Ты начинаешь игры сам?
— Ты придумываешь новые игры?
— Ты ссоришься во время игры с другими детьми?
— Нравиться ли тебе играть с другими детьми? Почему?
— Кем ты чаще бываешь в играх?
— Кем бы ты хотел быть?
— В какую игру ты хотел бы поиграть, но тебе никак не удается? Почему?
— Нравятся ли тебе игры и игрушки, которые есть в группе?
На основе анализа беседы с детьми и наблюдения можно определить уровни развития позиции субъекта игровой деятельности детей:
1 уровень,низкий: использование игрушки, в качестве партнера по игре, вместо общения со сверстниками. Построение сюжета на основе предметно-действенного замещения. Контактов между играющими нет.
2 уровень: дети, которые играют в сюжетно-ролевые игры и отражают в них традиционные бытовые, профессиональные темы. Используются замещающие и изобразительные игровые действия. Вербальное пояснение изобразительных игровых действий отсутствует. Дети копируют действия друг друга. Ролевые диалоги короткие с обозначением игровых событий. Характерно разыгрывание одних и тех же сюжетов и ролей от игры к игре.
3 уровень: построение сюжета по ходу игры на основе изменения ролевого поведения, смены ролей. Началу игры предшествует сговор. В игре появляется замысел. Широко представлен ролевой диалог. Роли постоянно меняются, что позволяет разворачивать сюжет. Переход от сюжетно-ролевой игры к режиссерской, слияние этих игр. Появляются различия в играх и мальчиков и девочек. Часто выдвигается лидер-организатор. Недостаточная ориентированность на сверстника как на партнера по совместной игре.
4 уровень: появление предварительного обозначения не только темы игры, но и 1-2 игровых событий. Снижение числа конфликтов внутри игровых объединений. Согласованность в игровой деятельности своих интересов с интересами партнеров. Дети умеют объяснить замысел и адресовать обращение партнеру.
Комплексный план руководства сюжетно-ролевой игрой «Цирк».
• Обогащение жизненного опыта детей.Цель: создать основы для развития и обогащения игры. Поход в цирк. Беседа о цирке. Рисование на тему «Я в цирке». Чтение книг и рассматривание иллюстраций («Каштанка», стихи Маршака и т. д.). Совместная организация пространства, изготовление атрибутов игры. Конструирование из бумаги весёлых атрибутов (колпачки, носы и т. д.).
• Обогащение игрового опыта детей.Цель: развивать умения детей передавать жизненный опыт в условиях игры. Имитационные игры, типа «Изобрази животное», экспериментирование с природным материалом (для проведения «фокусов» в условиях игры, физические игры-упражнения, типа «Удержи равновесие», «Кто быстрей, кто сильней, кто выше» и т. п.
• Проектирование предметно-игрового пространства.Цель: создание условий, соответствующих уровню развития игровых умений детей, содержанию игр. Создание билетов, программ выступления, афиши и т. д.
• Распределение ролей для игры (фокусник, силач, канатоходец, клоун, зрители и т. д.)
• Развитие навыков общения со сверстниками.Цель: Развитие у детей навыков общения со сверстниками. Беседа с детьми о том, что они видели в цирке, что знают о нем. Игра-имитация «Волшебные слова» для развития навыков культурного общения.
• Игровое сотрудничество родителей и детей.Цель: педагогическое просвещение родителей. В вечернюю прогулку совместная игра детей и родителей. Беседа с родителями на тему «Мир игры — мир ребенка».
3. Организация сюжетно-ролевой игры «Цирк».
Первое знакомство.
Показ и изготовление атрибутов для игры совместно с детьми. Беседа, для чего они предназначены.
Организация игры.
Распределение ролей для игры (фокусник, силач, канатоходец, клоун, зрители и т. д.). Воспитатель исполняет роль конферансье, если вводится роль кассира, воспитатель берет ее на себя, демонстрирует ее проигрывание. В процессе освоения игры детьми возможно поменяться ролями.
Вопросы по ходу игры (Как ты купишь билет? Что нужно отдать кассиру? Как поблагодарить артистов за понравившееся выступление)
Помощь в затруднительных ситуациях, напоминание.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ИГРЫ
Старшая группа
Сюжетно-ролевая игра
1) Ф. И. ребенка
2) Уровень развития игры как деятельности:
• Умеет самостоятельно выбирать тему для игры
• Развивает сюжет на основе полученных знаний
• Самостоятельно распределяет роли
• Способствует установлению в игре ролевого взаимодействия
• Принимает участие в изготовлении необходимых атрибутов в игре
3) Уровень взаимоотношений
• Умеет согласовать свои действия с действиями партнеров по игре
• Умеет объективно оценивать действия партнеров
• Стремится к выполнению правил в совместной игре
• Устанавливает дружеские взаимоотношения
• Совместно планирует игру
4) Уровень развития творческих способностей
• Создание и использование условий
• Создание новых персонажей (новые роли)
• Придумывание новых сюжетов
• Ярко выражает себя через мимику, жесты, интонации голоса
Источник