Диагностика развития ребенка с ограниченными возможностями
Тест различения и выбора фонем.
Тест звукоразличения состоит из 8 основных заданий и 6 заданий для углубленной диагностики. Первое и второе из основных заданий направлены на оценку фонематического восприятия, третье и четвертое — состояния фонематических представлений, пятое, шестое и седьмое – фонематического анализа и восьмое — фонематического синтеза. Для оценки состояния фонематического восприятия в комплекс включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение отдельных звуков в ряду (задание 1) и слов-паронимов (задание 2). Особое внимание в заданиях обращено на различение свистящих и шипящих, аффрикаты глухих и звонких, твердых и мягких фонем. При необходимости с этой целью могут быть использованы дополнительные задания. К моменту применения данного теста необходимо располагать данными о состоянии физического слуха ребенка. Это связано с тем, что даже незначительное снижение слуха в раннем детстве затрудняет различение речевых звуков. Вместе с тем и у детей с нормальным физическим слухом нередко возникают специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем. Эти трудности влияют на ход развития всей звуковой системы.
Задание 1.
Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Сейчас я буду называть различные звуки. Будь внимателен: если среди этих звуков услышишь звук Ш, то подними руку.
Слушай:
Т, Ш, Ч, Ж, Щ, Ш».
После выполнения учеником этой части задания учитель продолжает инструкцию: «А теперь подними руку тогда, когда среди звуков, которые я буду произносить, ты услышишь звук 3′ (зъ). Слушай:
С’, Ц’, 3′, Т ‘, 3’ «.
И, наконец, учитель говорит: «Сейчас я снова буду называть различные звуки. Подними руку только тогда, когда услышишь звук Ц. Слушай:
С, Ч, Т, Ц, С, Ц, Щ».
Примечание: Звуки Ш, 3′, Ц по два раза встречаются в заданных рядах звуков. Поэтому общее количество правильных ответов составляет шесть. Исходя из этого, предлагаются следующие нормы оценок.
Задание для углубленной диагностики.
«Услышав слог ТА среди других слогов, подними руку. Слушай: ДА, НА, ТА». После того как ребенок дает ответ, учитель продолжает: «А теперь подними руку, если услышишь слог СЯ. Слушай:
ЗЯ, СЯ, СА, СЯ, ТЯ».
Задание 2.
Перед ребенком на столе раскладываются 10 рисунков (см. ниже). Далее учитель говорит: «Рассмотри все рисунки и скажи, все ли предметы, изображенные на картинках, тебе известны? Знаешь ли ты названия всех этих предметов? (Обычно ребенок отвечает утвердительно.) Теперь будь особенно внимательным. Я буду показывать эти предметы попарно (по два слова), а ты будешь показывать их на рисунках». Далее учитель называет следующие пары:
трава — дрова, уточка — удочка,
крыша — крыса, мишка — мышка,
бочки — почки.
Задание 3.
Учитель раскладывает на столе перед учеником представленные ниже картинки (за исключением двух картинок с домиками). В названиях предметов, которые изображены на этих картинках, содержится либо звук Д, либо звук Т. Далее учитель спрашивает: «Все ли предметы тебе известны?» Ребенок обычно отвечает утвердительно. Затем учитель раскладывает еще две картинки: на первой изображен белый домик, на второй — черный. Учитель вновь обращается к ученику: «Положи возле белого домика картинки с изображением предметов, в названиях которых содержится звук Т, а возле черного домика — со звуком Д».
Задание 4.
Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Вспомни и назови как можно больше слов, в которых есть звук С. Помни, что этот звук может быть в начале слова, в середине, в конце».
Задание 5.
Вначале учитель просит ребенка написать на листочке слово
«сковородка».
Как правило, ученик отказывается это выполнить, ссылаясь на неумение хорошо писать. Учитель успокаивает его, говоря: «Ну что ж, тогда мы поступим иначе. Записывать слова буду я. Для этого ты мне продиктуешь сначала первый звук в слове, затем — второй, третий и так до конца слова. Но мы начнем с короткого слова, а потом будем брать слова все более длинные и сложные». Затем учитель по очереди называет слова:
нос, паук, школа, палатка, сковородка.
Задание для углубленной диагностики.
«Назови первый и последний звук в слове СЛОН».
Задание 6.
Перед ребенком на столе раскладываются четыре карточки (см. ниже). Учитель уточняет, знает ли ученик названия предметов, изображенных на них, просит назвать их. Затем, обращаясь к ученику, говорит: «Отбери из этих четырех картинок ту, в названии которой первый звук такой же, как и в слове «ласточка».
Задание для углубленной диагностики.
«Отбери среди картинок ту, которая начинается со звука В».
Задание 7.
Учитель выкладывает на столе перед ребенком четыре буквы:
Ч Ш Ц Т
Уточняет, знает ли ребенок, какие это буквы, просит их назвать. Далее учитель говорит: «Сейчас я произнесу одно слово — это слово «чашка». А ты отбери из этих четырех букв (Ш, Ч, Ц, Т) ту, которая соответствует первому звуку этого слова».
Задание для углубленной диагностики.
«Отбери из четырех букв ту, с которой начинается слово АИСТ».
О У А М
Задание 8.
Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Сейчас я буду называть каждый звук в слове отдельно, один за другим. Слушай внимательно и скажи, какое слово получится из этих звуков». (Звуки учителем произносятся с интервалом 4-5 секунд.)
Задание для углубленной диагностики.
«Скажи, какое слово получится из звуков, которые я произнесу». (Звуки произносятся с интервалом 2-3 секунды.)
«Назови первые звуки в словах, которые обозначают названия предметов, изображенных на этих рисунках».
Источник
Методы диагностики психологических особенностей детей с ОВЗ
М.Ю. Шатрова
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Лесосибирский педагогический институт –
филиал Сибирского федерального университета
г.Лесосибирск
Аннотация
В статье рассмотрены понятия и общая характеристика методов диагностики психологических особенностей детей с ОВЗ, охарактеризованы понятия «беседа», «эксперимент», выявлена классификация всех методов диагностики.
Ключевые слова
Метод, диагностика, наблюдение, беседа, эксперимент, тест, комплексная диагностика.
Психологическая диагностика отклонений развития у детей является составной частью комплексного клинико-психолого-педагогического и социального обследования. Она основывается на ряде принципов, сформулированных ведущими специалистами в области специальной психологии и психодиагностики нарушенного развития.
Проведение комплексного обследования детей позволяет определить индивидуальный уровень ребёнка.
Психологическая диагностика построена на основе следующих принципов:
— Целостно-системное диагностирование: установление взаимосвязей, взаимообусловленности, взаимозависимостей проявлений психической организации ребёнка.
— Структурно-динамическое диагностирование: выявление актуальных и потенциальных возможностей развития, возможных отклонений в развитии.
— Конкретность диагностирования: определение соответствия состояния психического развития ребёнка требованиям конкретной ситуации.
— Единство психического развития и ведущей деятельности: учитываются индивидуальное своеобразие психического развития и успешность игровой и учебной деятельности.
— Комплексность диагностирования: при проведении психодиагностики необходимо учитывать результаты медико-педагогического обследования и социальной ситуации развития ребёнка.
Психологическое диагностирование включает:
— Изучение общих сведений о ребёнке.
— Исследование психического, индивидуально-личностного развития ребёнка в структуре ведущей деятельности.
— Особенности развития мышления.
— Состояние наглядно-действенного, наглядно-образного, понятийного мышления.
— Индивидуальные качества мышления: логичность, критичность, доказательность, избирательность, активность. Затруднения в мыслительных операциях, в умозаключениях, в построении выводов, суждений.
— Особенности развития памяти. Развитие произвольной и непроизвольной памяти. Особенности запоминания, сохранения и воспроизведения, соотношение образной и словесной памяти. Затруднения в кратковременном запоминании, сохранении и воспроизведении.
Методами психологического изучения детей с нарушениями развития являютя: метод наблюдения, метод беседы, метод опроса педагогов (родителей), метод экспериментального изучения ребенка (психологический эксперимент). Экспериментально-психологические методики для обследования детей и подростков. Тесты (Тест Векслера, Тест «Прогрессивные матрицы Равенна», Тест структуры интеллекта Амтхауэра). Графические методы тестирования.
Раскроем содержание перечисленных методов
Метод наблюдения
С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного развития. Такая информация становится основанием для последующего углубленного изучения ребенка.
По результатам наблюдения, выявив признаки нарушенного развития, делаются предположения о качественной стороне и уровне имеющихся у ребенка проблем, что позволяет оптимально подобрать диагностический инструментарий и правильно организовать дальнейшее психологическое изучение ребенка.
Наблюдение всегда начинается с постановки цели, которая помогает определить основные параметры наблюдения. В рамках психологического исследования целью наблюдения является изучение ребенка как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и сопоставление результатов наблюдения с известными признаками имеющихся у детей нарушений развития.
Метод беседы
Беседа предполагает получение психологом информации об особенностях психического развития ребенка в результате обсуждения их с родителями (педагогами). Часто инициаторами беседы в рамках обследования выступают сами родители или педагоги, обращаясь к психологу за консультативной помощью. Цель беседы — обмен мнениями о психическом развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения.
Метод опроса педагогов (родителей)
Метод опроса в отношении проблем развития ребенка осуществляется с применением опросников, т.е. методик, содержащих вопросы, на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме (открытый тип опросника) или выбрать из вариантов, предлагаемых в опроснике (закрытый тип). Опросники также могут содержать утверждения, с которыми родитель или педагог может согласиться или не согласиться.
Метод экспериментального изучения ребенка
Этот метод — более «молодой» по сравнению с методом наблюдения. При его использовании возможно многократное повторение процедуры исследования; проводится статистическая обработка данных; он требует меньших затрат времени на проведение. Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Эксперимент осуществляется с помощью специально подобранных экспериментальных методик. Их выбор и количество определяются задачей, которую необходимо решить исследователю с обязательным учетом требований по организации и проведению экспериментального изучения психического развития ребенка. Остановимся на этом подробнее.
Экспериментально-психологический подход является наиболее традиционным в психодиагностике нарушенного развития. Он предполагает изучение ребенка с отклонениями в развитии в ходе психологического эксперимента. Психологический эксперимент — это изучение нарушенных психических процессов и личности в специально созданных условиях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нарушений. Патопсихологический эксперимент осуществляется с помощью конкретных приемов изучения психических функций — экспериментально-психологических методик.
При организации эксперимента важно соблюдать следующие правила:
— эксперимент должен моделировать психическую деятельность, осуществляемую ребенком в игре, в труде, учебе, общении;
— эксперимент должен помочь обнаружить структуру не только нарушенных, но и оставшихся сохранными психических функций;
— построение экспериментальных приемов должно предоставить психологу возможность учитывать поиски решений обследуемым ребенком, а также вмешаться в его деятельность, чтобы выяснить, как он воспринимает помощь и может ли ею воспользоваться;
— экспериментально-психологические приемы должны быть направлены на раскрытие качественной характеристики психических нарушений;
— результаты экспериментально-психологического исследования должны точно и объективно фиксироваться в протоколе.
Особенно внимательно надо отнестись к подбору методик для психологического обследования ребенка. В этом случае выбор определяется возрастом ребенка, социальными условиями его воспитания (семья, детский дом, длительная депривация), уровнем его интеллектуального развития, наличием или отсутствием речевых, двигательных или сенсорных нарушений.
Специфической особенностью психологического изучения детей является использование обучающего эксперимента. Как известно, с помощью констатирующих методов исследования нельзя получить долговременного прогноза развития ребенка.
Важным условием применения экспериментально-психологических методик является оказание ребенку дозированной помощи во время обследования.
Разнообразные виды такой помощи описаны в работах С.Я. Рубинштейн:
— простое переспрашивание, т.е. просьба повторить то или иное слово, поскольку это привлекает внимание ребенка к сказанному или к сделанному;
— одобрение или стимуляция дальнейших действий, например, «хорошо», «дальше»;
— вопросы о том, почему испытуемый совершил то или иное действие (такие вопросы помогают ему уточнить собственные мысли);
— наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора;
— подсказка, совет действовать тем или иным способом;
— демонстрация действия и просьба самостоятельно его повторить;
— обучение тому, как надо выполнять задание.
При описании отдельных методик обычно приводятся указания на то, какие виды помощи в данном случае уместны. Выбор адекватных способов помощи остается одним из трудных моментов экспериментальной работы, требующих опыта и квалификации.
Еще одним направлением в изучении детей и подростков с отклонениями в развитии является метрический подход, предполагающий количественное измерение тех или иных показателей психического развития. Этот подход осуществляется с использованием тестов.
Тесты представляют собой стандартные наборы заданий и материалов, с которыми работает испытуемый. Стандартна и процедура предъявления заданий: они даются в определенной последовательности, время выполнения и оценка результатов.
В связи с тестированием необходимо остановиться на двух понятиях — надежность и валидность, — относящихся к психодиагностическим методикам. Надежность теста — это независимость его результатов от действия всевозможных случайных факторов (таких, как условия тестирования, личность экспериментатора и испытуемого, предыдущий опыт тестирования или его отсутствие и т.д.) [2].
— Особенности развития внимания. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, переключаемость, врабатываемость, истощаемость, отвлекаемость, рассеянность.
— Особенности развития мотивации. Ведущий мотив учения. Осознанность, обоснованность, устойчивость мотивов. Отсутствие устойчивого мотива учения.
— Особенности развития межличностных отношений. Индивидуальная потребность личности в общении, степень популярности в межличностных отношениях в учебной и внеурочной деятельности. Сложности общения с одноклассниками, отсутствие потребности в общении.
— Особенности развития системы отношений личности. Отношение ребёнка к семье, к друзьям, к себе, окружающим. Затруднения, неопределённость отношений. Проблемные зоны в системе отношений личности.
— Особенности развития речи. Связность, логичность, развёрнутость, эмоциональность речевых высказываний, бедность, разбросанность, затруднения в речевой деятельности. Общее недоразвитие речи.
— Состояние успеваемости и поведения. Успеваемость школьника по основным предметам, избирательное отношение к учебным дисциплинам, неуспеваемость, затруднения в овладении учебным материалом, соответствие поведения ребёнка требованиям детского учреждения.
— Заключение об индивидуальных особенностях психического развития ребёнка. В заключении необходимо выделить: актуальный и потенциальный уровень психического развития, проблемные зоны в системе отношений личности, отклонения в развитии познавательной деятельности, поведении, трудности в овладении учебным материалом, индивидуальные особенности школьника. Также определяются ведущие коррекционно-оздоровительные условия для развития познавательных функций, возможностей индивидуального коррекционно-развивающего обучения ученика, перспективные психолого-педагогические возможности социальной коррекции и интеграции ребёнка [1].
Таким образом, диагностирование нарушения развития детей с ОВЗ, безусловно, требует комплексного подхода и разных методов для получения надежных результатов, при этом важна дозированная помощь испытуемому на протяжении всей работы и экспериментов.
Список литературы
1. Есиленок, Т. А. Психологические подходы к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. А. Есиленок. — Челябинск, Два комсомольца, 2013. — 256 с.
2. Прокопьева, А. М. Социально-образовательный проект: Методы психологического изучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья / А. М. Прокопьева. – Чебоксары, 2014. – 43 с.
Источник
В процессе психологической диагностики детей с ОВЗ необходимо соблюдать ряд принципов:
1.Деятельностный принцип, направленный на проведение психологического обследования в контексте деятельности, доступной ребенку с ОВЗ: предметно-практической, игровой, учебной.
2.Принцип качественного анализа полученных данных психологического обследования, построенный на концепции Выготского об определяющей роли обучения в процессе развития ребенка. Для психолога важен не только результат выполнения тестового задания, но и способ работы ребенка, умение его переносить усвоенные навыки на новое задание, отношение к хаданию, собственная оценка результатов.
3.Принцип личностного подхода. Психолог анализирует не отдельный симптом, а личность ребенка в целом.
4.Принцип сравнительного подхода. При изучении нарушенного развития психолог должен правильно ориентироватьсяв особенностях психического развития здорового ребенка.
5.Принцип комплексного подхода. Учет множества факторов, лежащих в основе нарушений развития ребенка с ОВЗ: клинических, педагогических, психологических, социальных.
По результатам психодиагностики должны быть выявлены:
1) нарушения психической деятельности, их механизмы для определения перспектив реабилитации
2) наиболее сохранные психические функции, чтобы задействовать компенсаторные механизмы
3) должна быть осущестлена оценка тех особенностейпсихической деятельности, которые будут способствовать успешной социальной интеграции ребенка на разных этапах возрастного развития.
Углубленное психодиагностическое обследование детей, с ОВЗ должно обеспечивать
1)оценку психомоторного развития
2)всестороннюю оценку интеллектуального развития
3)оценку эмоционально-волевой сферы
4)оценку характера и особенностей личности в целом
5)оценку поведения и психологических механизмов его регуляции
Основные трудности психолога при обследовании заключаются в том, что многие методики не могут использоваться полностью или частично в связи с особенностями нарушений.
Психолог должен владеть большим количесвом методов и взаимозаменяемых методик и перед обследованием больного тщательно подбирать наиболее пригодные для обследования с учетом расстройств.
вследствие истощаемости нужно внимательно относиться к дозированию тестовых нагрузок ( до 5-7 лет — 20-30 минут)
Для оценки интеллекта мб использованы, напр., тест Векслера (иногда частично, графические тесты, методика исключения предметов и т.д.
Основные требования к психодиагностике детей с ОВЗ
1)Психодиагносика должна быть максмально ранней, те проводиться непосредственно после установки медицинского диагноза
2)должна обеспечить обоснованность разработки программ психокоррекции, текущиц контроль её резульативности в процессе сопровождения психическогог развития ребенка, оказания ему психологической помощи
3)Психодиагностике подлежат не только сами дети, но и их родители
4)программа должна по возможности определить все нарушения психического развития, а используемые методы и методики должны отличаться надежностью, валидностью и быть адекватными возрасту и степени тяжести заболевания ребенка
5)результаты носят конфиденциальный характер и к проведению могут привлекаться только специалисты
Структура и содержание работы психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК).
Значение психодиагностического исследования при отборе детей в разные виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений и для интегрированного обучения в массовые школы.
1926г. В России вышло 1 постановление о медицинско-педагогических комиссиях, которые предназначаются для того, чтобы обосновано можно было уточнять состояние ребенка и поставить ему медицинский диагноз.
Выготский говорил о том, как должно проходить исследование:
1. Принцип комплексного подхода к обследованию ребенка на ПМПК.
( обследование разными специалистами)
Психологическое обследование является неотъемлемой частью ПМПК.
1)Данные социального педагога
-состав семьи
-возраст, образование
-проф. занятость родителей,
-материально-бытовые условия, (наличие рабочего места у ребенка, сколько времени за ним проводит, рабочий стереотип, если нет – мб неустойчивость внимания)
-психологический климат
-кто воспитывает ребенка кроме родителей
2) Врачи
-медицинский анамнез всех членов семьи, отклонения, протекание беременности и родов, болезни, лечения; -история развития самого ребенка
-Педиатр – на момент обследование необходимо заключение педиатра об общем соматическом состоянии ребенка
-Окулист — острота зрения, глазное дно, широта поля зрения
-ЛОР – острота слуха, состояние всей системы
-Хирург-ортопед – заключение
-невропатолог (+ЭЭГ)
Психиатр
3) Педагогическая характеристика
-посещал ли образовательные учреждения (сколько и какие), если нет, то кто занимался воспитанием ребенка, возможное влияние
-какие трудности возникали в учебном процессе
4) Логопед
5) Психолог
Специалисты обсуждают, психиатр ставит диагноз
2. Принцип всестороннего и целостного обследования ребенка на ПМПК
( ребенок должен быть обследован психологом всесторонне – все сферы личности)
1) когнитивная (-внимание,-память, -воображение, -представление, -мышление)
2) эмоциональная
3) волевая (сформированность произвольной регуляции деятельности)
4) коммуникативная
5) мотивационная
6) самооценка
7) индивидуально-типологические особенности – особенности поведения
3. Принцип возрастной и содержательной валидности использованных методик
Методы должны соответствовать возрасту, уровню развития и предмету исследования
4. Принцип динамического подхода и обследования ребенка.
5. Принцип деятельностного подхода.
Учитывает сформированность ведущего вида деятельности.
6. Принцип соотнесения результатов обследования ребенка с нормами.
В данный момент существует проблема с нормативами, поэтому опора идет на среднегрупповые показатели, если показатели ребенка ниже, то на него стоит обратить внимание педагогов и психологов, или же он попадает в группу риска.
7. Принцип качественно-количественного анализа результатов обследования
Значение количественного и качественного анализа очень хорошо дополняют друг друга ( н-р, профиль интеллекта)
8. Соблюдение условий проведения психодиа
.Цель ПМПК — организация помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимого медицинского обслуживания, пропаганда здорового образа жизни среди школьников, родителей, педагогов.
.Основными задачами ПМПК являются:
• Своевременное выявление и динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии;
• Комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии ребенка и его потенциальных возможностей;
• Определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с отклонениями в развитии;
• Содействие и инициирование организации условий развития и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;
• Внедрение современных технологий диагностики и коррекционной работы с детьми;
• Формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии;
• Своевременное направление детей в научно-исследовательские, лечебно-профилактические, оздоровительные, реабилитационные и другие учреждения при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;
• Консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;
• Координация деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений;
• Участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;
• Профилактическая работа с детьми и подростками по предупреждению потребления психоактивных веществ;
• Разработка и реализация программ, содействующих приобретению знаний, умений и навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровый образ жизни;
• Содействие процессам интеграции в обществе детей с отклонениями в развитии.
Думаю, речь здесь должна идти о том, чтобы ребенок получил образование, соответствующее способностям и возможностям в маскимально комфортной для ребенка среде
Источник