Диагностика развития ребенка дефектологом
№ п/п
Название методики, автор
Исследуемый процесс
Возраст
1.
ГБУ НСО «ОЦДК»
Пакеты диагностических методик для комплексной диагностики в условиях ПМПК. Методические рекомендации для специалистов ПМПК
Пакет № 1
Методические средства, для оценки развития детей младенческого и ясельного возраста (от 0 до 2 лет) различными специалистами ПМПК.
Примерные диагностические средства для диагностики уровня овладения программным материалом дошкольного уровня образования детей раннего возраста (от 2 до 3 лет) (учителем-дефектологом).
Пакет № 4 Методики, используемые учителем-дефектологом ПМПК для оценки уровня овладения программным материалом дошкольного уровня образования детьми старшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет).
Пакет № 6 Методики, используемые учителем-дефектологом ПМПК для оценки уровня овладения программным материалом дошкольного уровня образования детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).
Пакет № 9 Методики, используемые учителем-дефектологом ПМПК для оценки уровня овладения программным материалом начального общего образования детьми младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет).
Пакет № 10 Методические средства для оценки особенностей девиантного поведения несовершеннолетних в возрасте от 11 до 15 лет.
Методические средства для оценки состояния компонентов речевого развития ребенка среднего школьного возраста (от 11 до 15 лет).
Методические рекомендации по специфике проведения диагностики уровня овладения программным материалом общего уровня образования для различных категорий детей среднего школьного возраста (от 11 до 15 лет).
Методические средства для диагностики уровня овладения программным материалом детьми старшего школьного возраста и среднего профессионального образования (от 15 до 18 лет) учителем-дефектологом ПМПК.
от 0 до18 лет
2.
Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»
Пространственно-временные понятия и отношения
Сформированность сенсорных эталонов
Особенности развития мышления
Эмоционально-волевая сфера
Связная речь
3-7 лет
3.
Семаго Н. Я., Семаго М. М. «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка»
Зрительное восприятие («Узнавание недорисованных изображений», «Нелепицы»)
Мышление («Исключение понятий», «Исключение предметов», «Понимание прочитанного текста», «Составление рассказа по последовательному ряду картинок» (Х. Бидструп))
Пространственные представления (Понимание и употребление предлогов, обозначающих взаимное расположение объектов
Складывание разрезных картинок (А. Н. Бернштейн)
3-7 лет
4.
Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А., Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста
Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественна и количественная оценка действий ребенка 2-3 лет.
Задания для обследования детей 3—4 лет.
Задания для обследования детей 4—5 лет.
Задания для обследования детей 5—6 лет.
Задания для обследования детей 6—7 лет.
Дошк.
Мл.шк
5.
Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста/ авт.-сост. М.П. Злобенко и др.
Речь (понимание обращенной речи, связная речь, словарный запас)
ФЭМП (количество, величина, геометрические фигуры, ориентировка в окружающем пространстве, ориентировка во времени)
Логическое мышление: (группировка по цвету, величине, форме; разрезные картинки; выделение лишнего; последовательные картинки; «Сравни пары предметов»; логические задачи)
3-7 лет
6.
Диагностика психофозических процессов и речевого развития детей 3-7 лет/ авт. — сост. О.А. Романович
Запас представлений об окружающем мире (вопросы в соответствии с возрастом ребенка)
Моторная сфера:
— задания на исследование общей моторики
— задания на исследование оптико-кинестетической организации движения (сделать «зайчика», «козу», сложить 1-й и 2-й пальцы в кольцо, «Пальчики здороваются», «Поочередное сгибание и разгибание пальцев на руке», «кулак-ребро-ладонь», «Застегивание пуговиц»)
— задания на исследование зрительно-пространственного гнозиса
— задания на исследование графических навыков
Пространственные представления:
— определи местонахождение предмета, расположение предмета по инструкции в определенном месте
— соотнесение события со временем его происшествия
Мышление:
— «4-й лишний»
— «Разрезные картинки»
— «Назови одним словом все предметы на картинке» (наглядно)
— «Назови одним словом предметы, которые названы» (на слух)
— «Сравни картинки»
— Сериация (по цвету, величине, действию)
— Систематизация («Найди место предмета в пустом окошке»)
Конструктивный праксис:
— «Собери пирамидку»
— «Построй фигуру из палочек»
— «Сложи кубики с картинками»
— «Собери матрешку»
Речь:
Задания на исследования импрессивной речи
Задания на исследование сенсомоторного уровня речи (общее звучание речи, артикуляционная моторика, звукопроизношение, лексика, связная речь)
3-7 лет
7.
Бабкина Н.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития
Блок 1. Диагностика пространственного восприятия
Блок 2. Диагностика произвольного внимания и регуляции деятельности
Блок 3. Диагностика умственного развития
Блок 4. Диагностика знаний и представлений об окружающем мире и развития речи
Блок 5. Диагностика сформированности учебной мотивации
Дошк.
Мл.шк
8.
Л.С. Цветкова «Методика нейропсихологической диагностики детей»
Исследование общего состояния психической сферы и личности ребенка
Развернутая методика нейропсихологического обследования детей:
— двигательная сфера;
— познавательные процессы: восприятие, память, внимание;
— речь и речевые процессы;
— исследование письма;
— исследование чтения;
— интеллектуальная деятельность;
— исследование счета;
— эмоционально-волевая сфера
Дошк.
Мл.шк
9.
Вархотова Е. К., Дятко Н. В., Сазонова Е. В. – «Экспресс-диагностика готовности к школе»
Субтест 1. «Нелепицы»
Субтест 2. Пространственно-арифметический диктант
Субтест 3. Последовательные картинки
Субтест 4. Геометрические фигуры
Субтест 5. Аналогии
Субтест 6. Логопедический
Субтест 7. Запрещенные слова
Субтест 8. Ключи
Субтест 9. Чтение
Субтест 10. Рисунок человека
Субтест 11. Составление слов
Дошк.
10.
Дети-сироты: консультирование и диагностика развития./ Под ред. Е.А.Стребелевой
Методика проведения психолого-педагогического обследования детей-сирот разного возраста
Дошк.
Мл.шк.
11.
Верещага И.В. Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми и множественными нарушениями, включающими нарушения зрения и слуха
Методика проведения психолого-педагогического обследования детей с тяжелыми и множественными нарушениями, включающими нарушения зрения, слуха, двигательной и познавательной функций, так и их различные сочетания
Дошк.
Мл.шк.
12.
Школьный тест умственного развития (ШТУР). К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова
«Общая осведомленность», «Классификация», «Аналогии», «Обобщения», «Правила построения числового ряда»
6-9 кл.
13.
Тест умственного развития младших школьников (ТУРМШ). К.М.Гуревич, В.П.Арсланьян
«Общая осведомленность», «Классификация», «Аналогии», «Обобщения», «Последовательные картинки», «Геометрические аналогии»
2-4 кл.
14.
И.В. Барякина Е.С. Будникова Е.А. Екжанова Н.Д. Копылова Л.М. Лапшина В.А. Левченко Е.Г. Пашнина Т.А. Полуянова Е.В. Резникова М.Б. Хабибулина Ю.Н. Юмадилова «Контрольно-диагностический инструментарий по русскому языку, чтению и математике для учащихся специальной коррекционной школы (к программам С (К) ОУ VIII вида)»
Раздел I. Контрольно-измерительные материалы для обучающихся 1–4 классов с нарушением интеллекта
Раздел II. Контрольно-измерительные материалы для обучающихся 1–9 классов с умеренной умственной отсталостью
Раздел III. Контрольно-измерительные материалы для обучающихся 5–9 классов с нарушением интеллекта
1-9 кл.
15.
Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении.
Анкета «Оценка уровня школьной мотивации».
Дошк.
Мл.шк
16.
https://www.inclusive-edu.ru/materialy-proekta-1-pmpk/reestry-diagnosticheskihmetodik/
(Институт проблем инклюзивного образования МГППУ)
Реестры диагностических методик
- Реестр диагностических методик для организации психолого-педагогического обследования на ПМПК для детей младенческого и ясельного возраста (от 0 до 2 лет)
- Реестр диагностических методик для организации психолого-педагогического обследования на ПМПК для детей раннего возраста (от 2 до 3 лет)
- Реестр диагностических методик для организации психолого-педагогического обследования на ПМПК для детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет)
- Реестр диагностических методик для организации психолого-педагогического обследования на ПМПК для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)
- Реестр диагностических методик для организации психолого-педагогического обследования на ПМПК для детей школьного возраста для уровня начального общего образования (от 7 до 11лет)
- Реестр диагностических методик для организации психолого-педагогического обследования на ПМПК для детей школьного возраста для уровня основного общего образования (от 11 до 15 лет)
- Реестр диагностических методик для организации психолого-педагогического обследования на ПМПК для детей школьного возраста уровня старшего школьного возраста и среднего профессионального образования (от 15 до 18 лет)
от 0 до18 лет
17.
Методические рекомендации по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в РФ
Организация деятельности учителя-дефектолога на ПМПК по определению специальных условий образования
Методики, используемые учителем-дефектологом
от 0 до18 лет
Источник
КАРТА ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ЗПР
Ф.И. РЕБЕНКА________________________________________________________
ГРУППА_____________________________________________________________
ДАТА ЗАЧИСЛЕНИЯ____________________________________________________
ДАТА ВЫПУСКА_______________________________________________________
Данные психолого-педагогического обследования
I. Общие сведения.
1.Контакт и эмоциональная реакция ребенка на обследование (легко вступает в контакт/трудно; волнуется, спокоен, застенчив, весел, неадекватное поведение________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________)
2. Понимает инструкции и цели задания (___ выслушивает до конца, __ задает вопросы, __ необходим показ).
3. Характер деятельности при выполнении задания (интерес, работоспособность, использование помощи и т. д.) _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Представление ребенка о себе и ближайшем окружении (точность представлений)
- Как тебя зовут?
- Какая у тебя фамилия?
- Ты девочка или мальчик?
- Сколько тебе лет?
- Где ты живешь?
- С кем ты живешь?
- Как зовут твою маму?
- Как зовут твоего папу?
- Где и кем работает твоя мама?
- Где и кем работает твой папа?
- Ты сюда пришел или приехал? На чем?
- Какие у тебя есть игрушки?
- Кто водит машину?
- Кто учит детей?
- Какое сейчас время года?
- Как ты догадался?
II. Характеристика интеллектуальной деятельности
Восприятие
Цвет (методика И.В.Дреминой)
4-5 лет (до5 цветов)____________________________________________________________
5-6 лет (до 7 цветов) ___________________________________________________________
6-7 лет (до 9 цветов)___________________________________________________________
Ритм
Простые(—; — — —; — —; — -)_____________________________________________________
Сложные (- — -; — -; — — —;- — -; — — —; — — —)____________________________________
_____________________________________________________________________________
Особенности восприятия – целостность
Предлагается сложить квадрат из нескольких частей
4 года – 3 части_______________________________________________________________
5 лет – 4 части ________________________________________________________________
6 лет – 5-6 частей _____________________________________________________________
Форма
Тест «Найди одинаковые фигуры» (авт.А.Н.Смирнова)
4-5 лет (до 3 геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг)______________________
_____________________________________________________________________________
5-6 лет (до 5 геометрических фигур)______________________________________________
6-7 лет (до 7 геометрических фигур)______________________________________________
Величина
1.Предметные картинки с предметами различной величины
4 года – покажи по картинке: большой, маленький, длинный, короткий,
широкий, узкий, высокий, низкий _________________________________________
5 лет – назови по картинке: большой, маленький, длинный, короткий,
широкий, узкий, высокий, низкий __________________________________________
6 лет – скажи наоборот: большой, маленький, длинный, короткий,
широкий, узкий, высокий, низкий, толстый, тонкий___________________________
_____________________________________________________________________________
2. Разложить полоски в ряд в возрастающем порядке:
4 года – 3 полоски_____________________________________________________________
5 лет – 5 полосок _____________________________________________________________
6 лет – 10 полосок ____________________________________________________________
Внимание
4- 5 лет (методика С.Лиепинь)
5-6+ лет (методика С.Лиепинь)
Мышление
1.Наглядно-действенное
Уровень оценивается по таблицам Сегена – восприятие форы.
4 года________________________________________________________________________
5 лет _________________________________________________________________________
6 лет _________________________________________________________________________
Пирамидка
2. Наглядно-образное
«Свободное рисование» (простым карандашом)
4 года________________________________________________________________________
5 лет ________________________________________________________________________
6 лет _________________________________________________________________________
«Разрезные картинки», «Почтовый ящик»
Методика «Разложи картинки»
4-5 лет — 4 картинки ___________________________________________________________
5-6 лет – 5 картинок ___________________________________________________________
6-7 лет – 6-7 картинок __________________________________________________________
3. Словесно-логическое
4 года – назвать одним словом: огурец – помидор-капуста; платье, кофта, штаны; стакан, тарелка, чашка; стол- стул- кровать______________________________________________
5 лет – назвать одним словом: огурец – помидор-капуста; платье, кофта, штаны; стакан, тарелка, чашка; стол- стул- кровать______________________________________________
6 лет – что лишнее: морковь-капуста-яблоко-картофель; платье-сапоги-рубашка-пальто; чашка-тарелка-стол-кастрюля; диван-стол-кровать-ведро._____
«Четвёртый лишний»
5 лет ________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
6 лет ________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
«Последовательность событий» (сюжетные картинки)
5 лет ________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
6 лет ________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
«Загадки»
6 лет ________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Память
1.Слуховая память
Запомни 10 слов (методика А Лурия)
4 года – до 5 слов_____________________________________________________________________
6 лет – до 10 слов_____________________________________________________________________
2. Зрительная память
Запомни 10 картинок
4 года _______________________________________________________________________________
5 лет ________________________________________________________________________________
6 лет ________________________________________________________________________________
2. Зрительная память
«Чего не стало?»
4 года – до 5 игрушек __________________________________________________________________
5 лет – 6-7 игрушек ___________________________________________________________________
6 лет -7-10 игрушек ___________________________________________________________________
Развитие элементарных математических представлений
1. Количество и счет
4 – 5 лет – до 5 _______________________________________________________________________
5-6 лет – до 10 ________________________________________________________________________
6-7 лет – до 10 (прямой и обратный счет) _________________________________________________
2. Геометрические фигуры
4-5 лет – узнавание геометрических фигур ________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
5-6 лет – различение геометрических форм _______________________________________________
_____________________________________________________________________________________
6-7 лет – преобразование геометрических форм ___________________________________________ _____________________________________________________________________________________
3. Величина
Сравнение предметов разной длины, ширины, высоты
4-5 лет – 5 предметов__________________________________________________________________
5-6 лет – до 10 предметов ______________________________________________________________
6-7 лет – измерение длины предметов ____________________________________________________
4. Ориентировка в пространстве
4-5 лет – определение направления от себя________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
5-6 лет- определение своего положения среди окружающих предметов________________________ _____________________________________________________________________________________
6-7 лет – ориентировка на листе бумаги в клетку __________________________________________
_____________________________________________________________________________________
5. Ориентировка во времени
4-5 лет – различение частей суток _______________________________________________________
5-6 лет – называние дней недели_________________________________________________________
6-7 лет – определение последовательности частей суток, дней недели, месяцев, времен года _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
6. Составление и решение арифметических задач
7 лет________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Конструктивная деятельность
1. Умение строить по образцу___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Умение строить по графическому рисунку______________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3. Умение строить самостоятельно_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
4. Умение зарисовать, обыграть постройку________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Особенности речи
1.Фонематическое восприятие
1.Повторение слоговых рядов с оппозиционными звуками
с 4 лет па-ба та-да ка-га с 5 лет мы-ми та-да-та ка-га-ка с 6 лет па-пя-па са-са-за ши-жи-ши
2. Выделение заданного звука (м) или (р) из слов: мышь, комар, доска, окно, рама,
дом, рыба, дрова, стол, шар с 4 лет – из ряда звуков выделить звуки:
с 4 лет____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3. Выделение заданного звука с 5 лет – из ряда слов выделить звуки
Ш-стена, шум, дом, наш, нос, кошка __________________________________________
У-нос, ухо, кот, иду, лак, суп_________________________________________________
К-сом, кот, лоб, мак, дом, окно
4. Определение первого согласного в словах: мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка
с 6 лет______________________________________________________________________
5. Определение последнего согласного: дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба
с 6 лет______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
6. Определение количества и последовательности звуков в словах: мак, лук, каша, рама
с 6 лет______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
7. Придумать слово с заданным звуком
с 4 лет – придумать по 1 слову на гласные звуки А, У, И
с 5 лет – придумать по 2 слова со звуками К, А, М (звуки в любой позиции)_____________ _____________________________________________________________________________
с 6 лет – придумать слова со звуками С. Ч, И (в начале , середине, конце слова)_________
_____________________________________________________________________________
2. Звукопроизношение (5-6 лет)
произносит все звуки __________________________________________________________
нарушено произношение 1-2 звуков, звуки в стадии автоматизации____________________
нарушена одна группа звуков____________________________________________________
нарушены две группы звуков____________________________________________________
______________________________________________________________________________
3. Лексика-грамматика
Исследование состояния экспрессивной речи
1. Активный словарь
1.1. Названия частей тела и предметов (на ребёнке, на предметах):
4 года | 5 лет | 6+ лет | 4 года | 5 лет | 6+ лет | ||
Ноги | Сиденье | ||||||
Руки | Спинка | ||||||
Голова | Ножки | ||||||
Глаза | Рукав | — | |||||
Уши | Воротник | — | |||||
Нос | — | Пуговица | — | ||||
Рот | — | Молния | — | ||||
Шея | — | Петля | — | ||||
Живот | — | Кузов | |||||
Грудь | — | Колеса | |||||
Локоть | — | — | Кабина | — | |||
Ладонь | — | — | Руль | — | |||
Затылок | — | — | Фары | — | — | ||
Висок | — | — | Мотор | — | — |
1.2 Обобщающие понятия.
Назвать одним словом | 4 ода | 5 лет | 6+лет |
Мяч, кукла, машинка | |||
Чашка, тарелка, ложка | |||
Футболка, куртка, шорты | |||
Тапки, сапоги, ботинки | |||
Стол, стул, шкаф | — | ||
Яблоко, банан, апельсин | — | ||
Огурец, помидор, морковь | — | ||
Автобус, самолет, пароход | — | ||
Клубника, смородина, малина | — | — | |
Кошка, собака, свинья | — | — | |
Волк, лиса, заяц | — | — | |
Ворона, сова, воробей | — | — |
1.3Глагольный словарь
Назвать действие (по картинкам) | 4 года | 5 лет | 6+лет |
Что делает мальчик? (ест) | |||
Что делает девочка? (спит) | |||
Что делают дети? (играют) | |||
Что делает птица? (летит) | |||
Что делают рыбки? (плавают) | |||
Что делают машины? (едут) | |||
Как передвигается птица | — | ||
рыба | — | ||
змея | — | ||
лягушка | — | ||
Как подает голос кошка | — | ||
собака | — | ||
корова | — | ||
петух | — | ||
ворона | — | — | |
кукушка | — | — | |
лошадь | — | — | |
овца | — | — | |
волк | — | — | |
Что делает врач | — | — | |
учитель | — | — | |
продавец | — | — | |
повар | — | — | |
швея | — | — |
1.4. Словарь прилагательных.
параметры | название | ||
4 года | 5 лет | 6+лет | |
Цвета | |||
Красный | |||
Синий | |||
Зеленый | |||
Желтый | |||
Белый | |||
Черный | |||
Оранжевый | |||
Голубой | |||
Фиолетовый | |||
Розовый | |||
Коричневый | |||
Серый | |||
Формы | |||
Мяч круглый | |||
Доска квадратная | |||
Солнце круглое | — | ||
Подушка квадратная | — | ||
Пирамидка треугольная | — | ||
Огурец квадратный | — | ||
Руль круглый | — | ||
Окно квадратное | — | ||
Ёлка треугольная | — | ||
Лимон овальный | — | ||
Антонимы | |||
Большой-маленький | |||
Длинный-короткий | |||
Высокий-низкий | — | ||
Толстый-тонкий | — | ||
Широкий-узкий | — | — |
2. Состояние словоизменения.
2.1. Употребление формы именительного и родительного падежа множественного числа существительных (много чего?):
Ответить по картинкам | 4 года | 5 лет | 6+ лет |
Дом | |||
Стул | |||
Глаз | |||
Дерево | |||
Стул | |||
Глаз | |||
Дерево | |||
Воробей | |||
Береза | |||
Карандаш | — | ||
Лист | — | ||
Рот | — | — | |
Сон | — | — | |
Лев | — | — |
2.2. Употребление предложно-падежных конструкций
Ответить по картинкам | Предлог | 4 года | 5 лет | 6+лет |
Где стоят свечи? | НА | |||
Где лежат фрукты? | В | |||
Где летает бабочка? | НАД | |||
Где спрятался мальчик? | ПОД | |||
Где сидит сова? | НА | — | ||
Где стоит коза? | ЗА | — | ||
Где растет ёлка? | ОКОЛО | — | ||
Где спрятался ёжик? | ПОД | — | — | |
Откуда вылезает ёжик? | ИЗ- ПОД | — | — | |
Где спряталась кошка? | ЗА | — | — | |
Откуда вылезает кошка? | ИЗ- ЗА | — | — |
2.3. Согласование прилагательных с существительными в ед. числе:
Назвать по картинкам 5 лет 6 лет
Красный мяч
Синий шар
Жёлтое ведро
2.4.Согласование числительных два и пять с существительными:
Назвать по картинкам 5 лет 6 лет
Две тетради
Пять тетрадей
Два яблока
Пять яблок
Два карандаша
Пять карандашей
3. Состояние словообразования.
3.1. Образование существительных с ум. – ласк.