Диагностика развития личности ребенка в деятельности детского объединения
Психолого-педагогическая диагностика на занятиях детского объединения
Романова Г.З., педагог дополнительного образования
МАУДО ЦДТ «Радуга»
Психолого-педагогическая диагностикаи оценка качества образования. Это два неразрывно связанных понятия. В дополнительном образовании нет государственных стандартов. Следовательно, стандартом для каждого педагога являются результаты освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, а диагностика результативности – методом оценки качества образования.
Педагогическая диагностика является неотъемлемым компонентом педагогической деятельности, т.к. осуществление процессов обучения и воспитания требует оценки, анализа и учёта результатов этих процессов.
Определение «педагогическая диагностика» было предложено в 1968 году К. Ингенкампом (эта дата считается официальной датой рождения понятия «педагогическая диагностика»). По его мнению, педагогическая диагностика обеспечивает изучение учебно-воспитательного процесса, способствует выявлению предпосылок, условий и результатов педагогического процесса в целях его оптимизации и обоснования его результатов для развития общества.
Отличительной особенностью педагогической диагностики является наличие специфического объекта диагностики – педагогического процесса. Педагогическая диагностика учитывает и прогнозирует те изменения педагогического процесса, которые обуславливают те или иные изменения в ученике. Иными словами, объектами педагогической диагностики являются: педагог, ученик, содержание педагогической деятельности, педагогические средства и методы, формы организации образовательного процесса, результаты педагогической деятельности.
Педагогическая диагностика является и начальным и завершающим этапом профессиональной деятельности педагога, т.к. она имеет циклический характер.
Педагогическая диагностика играет огромную роль в образовательном процессе.
Для ребенка она выполняет функцию педагогического сопровождения, позволяя ему выбирать и выстраивать свой образовательный маршрут.
Для педагога она направлена на выявление затруднений воспитанников как в предметной области, так в личностном плане с целью оказания помощи в преодолении выявленных затруднений.
Задачи педагогической диагностики
1. Обеспечить реализацию личностно ориентированного подхода.
2. Обеспечить правильное определение результатов профессиональной диагностики педагога.
3. Свести к минимуму педагогические ошибки.
4. Установить предпосылки личности к получению дополнительного образования.
5. Определить условия для эффективного саморазвития личности ребенка.
6. Оценить деятельность педагога (самооценка уровня профессионального развития).
Функции педагогической диагностики (по Голубеву Н.К. и Битинасу Б.П.):
обратной связи (не контролируя своих действий, педагог не может управлять процессом формирования личности);
оценочная (оценка результативности педагогической деятельности основана на сравнении достигнутых педагогических результатов с критериями и показателями);
воспитательная (формирование системы отношений, ценностей, мотивации и стимулирования, включение каждого ученика в отдельности в реальную деятельность, побуждающую к созиданию);
коммуникативная (формирование навыков межличностного общения с учетом индивидуально-типологических особенностей участников образовательного процесса);
конструктивная (внесение изменений и педагогическая коррекция составляющих образовательного процесса);
информационная (информирование участников образовательного процесса о результатах педагогической диагностики или сохранение педагогической тайны);
прогностическая (прогнозирование, определение перспектив развития).
Этапы педагогической диагностики (по И.Ю. Гутнику)
Если технологию рассматривать как систему последовательных этапов, то технология педагогической диагностики будет иметь следующий вид:
1. Определение объекта, целей и задач педагогической диагностики.
2. Планирование предстоящего диагностирования.
3. Выбор диагностических средств (критериев, уровней, методов).
4. Сбор информации о диагностируемом объекте.
5. Обработка полученной в результате проведенной диагностики информации, анализ, систематизация.
6. Синтез компонентов диагностируемого объекта в новое единство на основе анализа достоверной информации.
7. Прогнозирование перспектив дальнейшего развития объекта. Обоснование и оценка педагогического диагноза.
8. Практическое использование результатов педагогической диагностики. Осуществление коррекции по управлению педагогическим процессом с целью преобразования объекта.
Методы педагогической диагностики
Существует классификация методов изучения личности и коллектива (по Фридману Л.М.):
По характеру участия в проведении исследования (пассивные и активные).
По времени наблюдения (одномоментные, долговременные).
По месту проведения (аудиторные, лабораторные).
По целям изучения личности (не экспериментальные, диагностические, объяснение явлений, определение возможностей развития).
В педагогике выделяют следующие методы педагогической диагностики: наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, беседа, интервью, опрос, тестирование, изучение педагогической документации (программы, УМК, портфолио профессиональной деятельности). Данные методы можно использовать как для текущего и промежуточного контроля освоения образовательной программы, так и при проведении итоговой аттестации воспитанников, анализа достижений учащихся и коллектива.
В отличие от школы в дополнительном образовании доминирует альтернативная система оценки и отслеживания результативности продвижения учащихся (нет оценочной системы).
Дополнительное образование, несмотря на все его особенности, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребенка. К тому же сегодня в качестве одного из требований к деятельности детских объединений дополнительного образования называют результативность.
Образовательная программа – главный документ педагога дополнительного образования. В сфере дополнительного образования нет и не может быть единых образовательных стандартов, в соответствии с которыми можно было бы проверить «уровень обученности» детей в определенном направлении образовательной деятельности. Но в каждой образовательной программе определены результаты обучения, воспитания и развития ребенка на каждый год обучения, которые и могут служить определенным стандартом для каждой конкретной образовательной программы в выявлении реальных достижений воспитанников детского объединения, а также формы и методы педагогической диагностики.
Многие педагоги говорят: «результат нашей работы и так хорошо виден. Это выступления на концертах (выставки, соревнования, показы и т.д.), участие и победы в различных конкурсах. Вот наши грамоты и дипломы». Это очень хорошо, это говорит об общем уровне коллектива и является одним из критериев результативности. Но в таких мероприятиях участвуют не все воспитанники детских объединений, а лишь некоторая их часть. А что же происходит с остальными участниками детского коллектива? Как оценить их результат? И здесь нам поможет образовательная программа, в которой прописаны критерии и формы оценки результата каждого воспитанника. Оба эти параметра соотносятся с ожидаемыми результатами, заявленными в образовательной программе.
При подведении общих итогов диагностики результатов, прежде всего, следует обратить внимание на степень выполнения образовательной программы.
К образовательным результатам относятся: освоение образовательной программы, устойчивость интереса, сохранность контингента.
К результатам воспитательного воздействия относятся динамика личностных изменений воспитанников, характер отношений в коллективе, культура поведения, формирование жизненной позиции, участие в социально значимых мероприятиях и т.д.
Если говорить о решении развивающих задач, то здесь обращается внимание на практические и творческие достижения, на творческую активность воспитанников, приобщение к культурным ценностям. Это результаты социального плана.
В дополнительном образовании используются следующие формы контроля освоения образовательных программ: собеседование, учебное тестирование, беседа, зачет, анкетирование, реферат, викторина, выполнение спортивных нормативов, экзамен, контрольные упражнения, диагностическая игра, анализ и защита творческой работы.
К формам предъявления результата можно отнести: участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках, концертах, спектаклях, открытые занятия, портфолио достижений, защита творческих работ, родительские собрания, компьютерные презентации и т.д.
Источник
В современной школе всякая деятельность, в том числе воспитательная, должна иметь чёткий механизм отслеживания результатов. ФГОС ориентирует нас на то, что любой вид деятельности в школе должен включать в себя воспитательный аспект. Поэтому очень остро встал вопрос о том, как оценить результативность именно воспитательной деятельности: диагностика процесса воспитания – одна из актуальнейших задач современной школы.
Цель проведения такой диагностики – выяснить, насколько организованный процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребёнка, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации процесса воспитания в детском коллективе, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.
Прежде всего, необходимо определить критерии и показатели результативности процесса воспитания.
В школах зачастую распространен и такой подход, когда критерием результативности организуемого процесса воспитания считается уровень воспитанности школьников, а его показателем, естественно, – демонстрируемый большинством учащихся высокий уровень воспитанности.
Проблемой данного подхода является то, что ребёнок может никогда не достичь того уровня воспитанности, который устанавливается как стандартный и желательный для всех. И это может происходить не по вине ребёнка, а по вине сложившихся жизненных обстоятельств.
Исходя из этого, коллектив Лицея принял решение диагностировать не только личностный рост каждого ребёнка, но и развитие детского коллектива. На пути к решению поставленной задачи мы использовали разные методики.
Первой из них стала методика «Уровень воспитанности учащихся» (методика Н.П. Капустина). Суть её заключается в том, что по пяти качествам сначала ребёнок, а затем учитель ставят оценку по пятибалльной системе. Затем выводится среднеарифметическая оценка и по шкале определяется уровень развития личности. Данная методика хороша в комплексной диагностике именно развития личности, но не даёт картины уровня развития коллектива.
Методика диагностики воспитанности учащихся Фридмана ставит своей целью изучение воспитанности учащихся, определение изменений, происшедших в личности школьника, в течение учебного года методом наблюдения. Недостатком данной методики является человеческий фактор и, как следствие, – проблема профессиональной этики.
В упражнении «Самооценка личностных качеств» наше «внутреннее Я» выступает как комплекс качеств, выраженных более или менее ярко. Учащимся предлагается вглядеться в себя и увидеть эти качества, а затем опять же дать оценку по пятибалльной системе. Это упражнение по формированию самооценки школьников прекрасно справляется со своей задачей, но объективного результата по сформированности личности не даёт.
Исходя из практического опыта работы Пушкинского лицея хорошие результаты дает методика диагностики развития личности (П.В. Степанов, Д.В. Григорьев). К её недостаткам можно отнести большой объём, но методика представляет возможность получить как индивидуальные показатели развития личности, так результаты развития коллективов (как классных, так и общественных). Данная методика проводится не чаще, чем 1 раз в два года. Такой подход позволяет проследить динамику развития ценностных отношений ребёнка без снижения результативности методики. Опросники рассчитаны на учащихся 4–11-х классов, что позволяет охватить большую часть обучающихся. Анализ результатов также позволяет составить коллективную диаграмму: посмотреть динамику развития класса, органа ученического самоуправления или другого детского коллектива, сделать выводы о наличии лидеров, рядовых членов коллектива, «отверженых» и одиночек (т. е. ребят с очень узким кругом общения в коллективе).
Список литературы:
1. Волохов А.В, Кочергин В.Н, Фришман И.И. Система самоуправления в детских общественных объединениях. – Нижний Новгород, 2007. – 87 с.
2. Педагогические технологии. Серия «Детское общественное движение и ученическое самоуправление» «ХОЧУ БЫТЬ ЛИДЕРОМ!». Выпуск 4. – Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006. – 96 с.
3. Прутченков А.С., Фатов И.С. Ученическое самоуправление: организационно-правовые основы, система деятельности: учебно-методическое пособие / А.С. Прутченков, И.С. Фатов. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. – 112 с.
4. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М.: Владос, 2002 – 160 с.
Мозжухина Наталья Михайловна
заместитель директора по воспитательной работе
Пушкинского лицея № 1500
mozna@pochta.ru
Материал опубликован в электронном издании Городского методического центра «Слово учителю». Авторские права защищены.
Источник
Лилия Куксова
Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста
Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.
Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга).
Предмет педагогической диагностики – это индивидуальное развитие детей. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории развития ребёнка, а также для решения образовательных задач.
Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса.
Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.
Педагогическая диагностикадостижений ребенка направлена на изучение:
• деятельностных умений ребенка
• интересов, предпочтений, склонностей ребенка
• личностных особенностей ребенка
• поведенческих проявлений ребенка
• особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками
• особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми
Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада.
Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.
Принцип целостного изучения педагогическогопроцесса предполагает: Для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга.
Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии. Правила, детализирующие принцип процессуальности, состоят в том, чтобы
• не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без выявления закономерностей развития;
• учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально-личностного становления ребенка;
• обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных условиях педагогического процесса.
Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому. Этот принцип раскрывается в правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике);
• в безопасности для испытуемого применяемых методик;
• в доступности для педагога диагностических процедур и методов;
• во взвешенности и корректном использовании диагностических сведений (разумной конфиденциальности результатов диагностики).
Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.
Прежде чем проводить диагностику, необходимо спроектировать ее.
Первый этап – проектировочный. Определяем цели диагностики (например, оценить проявления детьми старшей группы активности и любознательности, выявить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).
Второй этап – практический. Проведение диагностики. Для этого необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках, на магнитофон, видеокамеру и т. д.).
Третий этап – аналитический. Анализ полученных фактов, получение количественных данных. Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижение или большая проблема).
Четвертый этап – интерпретация данных. Интерпретация воспитателем полученных фактов – основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Любые количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного.
Пятый этап –целеобразовательный: он предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом. Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.
Таким образом, полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь. Искусство педагога как раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной, богатой, неповторимой.
Источник