Диагностика развития коррекционного ребенка

Психолого — педагогическое обследование ребенка

с интеллектуальной недостаточностью.

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психодиагностика нарушений развития. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь.

Коррекционно – воспитательная работа с детьми начинается с обязательного всестороннего психолого – педагогического обследования.  Обследование проводиться  3 раза в год (в начале года, в середине года, в конце года). Данные полученные в ходе обследования учитель – дефектолог заносит в  «Карту развития ребенка». По результатам психолого – педагогического обследования, проведенного в начале года, планируется  работа на учебный год. Группа детей делиться на небольшие подгруппы, выстраивается индивидуальная работа с каждым из воспитанников. Проведение контрольных срезов в течение учебного  года дает возможность отслеживать динамику в развитии детей, вносить коррективы в содержание реализуемых программ.

В ходе психолого – педагогического обследования исследуется физическое развитие ребенка, особенности познавательных процессов, речевое развитие, игровая деятельность, конструктивная деятельность, представления о себе и об окружающем мире, элементарные математические представления, культурно – гигиенические навыки, эмоционально – волевая сфера.

Психолого–педагогическое обследование начинается с момент знакомства  с ребенком. Учитель – дефектолог наблюдает за ребенком в группе. Обращает внимание на общий фон настроения, на наличие вялости, возбудимости, тревожности; то, как ведет себя ребенок в небольшом коллективе,  как взаимодействует со взрослыми, со сверстниками; отслеживает уровень сформированности навыков самообслуживания. На этом этапе педагог старается расположить к себе ребенка, наладить эмоциональный контакт с ним.

Педагогическое наблюдение проводится систематически. Оно планируется, выстраивается вместе с воспитателем, с педагогом – психологом. Педагогическое наблюдение позволяет исследовать игровую деятельность детей. При наблюдении спонтанной игры оцениваются ее содержание, характер, поведение ребенка и речевое сопровождение игры.

Игровую деятельность учитель – дефектолог продолжает исследовать в кабинете. В ситуации обследования в кабинете ребенку предоставляется возможность выбрать игрушки и действовать с ними. Наблюдение начинается с момента, когда ребенок подходит к игрушкам. Фиксируется наличие у него эмоциональной реакции на игрушки, интерес к ним, желание поиграть и целенаправленность действий.

Оцениваются:

  •  проявление интереса к игрушкам (эмоциональные реакции и высказывания, просьбы);
  •  выбор игрушек (отбор тематический, с целью организовать какую-то игру или случайный, с целью взять игрушек побольше, безотносительно к их назначению);
  •  адекватность использования игрушек, т.е. соответствие использования предмета его назначению (неадекватное использование: ребенок рвет, ломает, облизывает, сосет, пытается взять предмет в рот; нелепые действия с предметами, не диктуемые их качеством или логикой игры);
  •  возможность организации и уровень самостоятельности игры (манипуляции, процессуальная игра, игра с элементами сюжета);
  •  характер игры (однообразная, творческая);
  •  поведение во время игровой деятельности (эмоциональные реакции, речевое сопровождение, возможность переключения на другие игры, реакция на участие взрослого).

   В диагностике детей используются групповые и индивидуальные формы исследования.  Групповые формы чаще проходят в группе, индивидуальные – в кабинете учителя – дефектолога. В ходе индивидуального взаимодействия педагог исследует особенности познавательных процессов, конструктивную деятельность, представления о себе и об окружающем мире, элементарные математические представления, речевое развитие.

Для получения более достоверной информации о ребенке целесообразно включить в процедуру обследования беседы с родителями и педагогами.

При проведении обследования детей следует соблюдать ряд условий:

  •  создание в ходе обследования комфортности, установление эмоционального контакта;
  •  предъявление заданий с наиболее легкого варианта для создания ситуации успеха, вызывающей желание дальнейшей работы с экспериментатором;
  •  чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;
  •  игровой характер заданий;
  •  учет уровня развития познавательной деятельности.

Методы психолого – педагогической диагностики:

— наблюдение,

-беседа,

— психологический эксперимент .C. Д. Забрамной, Е.А. Стребелевой

-анализ результатов продуктивной деятельности

-метод опроса родителей.

При проведении исследования важно учитывать:

  • как ребенок принимает  задание;
  • как  понимает  условие задания;
  •  способы выполнения  задания (хаотические действия, примеривание, целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка);
  •  обучаемость в процессе обследования;
  • отношение к результату деятельности
  • речевое сопровождение.

Программа психолого – педагогическое обследования ребенка с ОВЗ.

  1. Общие сведенья о ребенке. Фамилия, имя, отчество, дата рождения.  Дата поступление в данное учреждение. Посещал ли ранее другое дошкольное учреждение. Занимался ли с учителем – дефектологом, логопедом.
  2. Сведенья о семье. Фамилия, имя, отчество родителей (законных представителей ребенка). Возраст родителей, образование, профессия.  Состав семьи, отношения между членами семьи, отношение к ребенку в семье.
  3. Анамнез. Состояние здоровья родителей. Характер протекания беременности, родов. Раннее психомоторное развитие. Наличие травм, операций.
  4. Физическое развитие ребенка. Антропометрические данные. Оценивается двигательное развитие. Общая моторика. Ручная моторика.
  5. Сенсорное развитие. Исследуется зрительное восприятия, слуховое восприятие, тактильное восприятие, обоняние; полнота  представлений о цвете, форме, величине.
  6. Особенности познавательных процессов. Исследуется наглядно-действенное мышление, наглядно – образное мышление, словесное мышление, память, внимание.
  7. Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Связная речь.
  8. Изучение деятельности. Исследуется игровая деятельность, конструктивная деятельность, изобразительная деятельность.
  9. Культурно – гигиенические навыки. Элементарные трудовые навыки и умения.
  10.  Изучение знаний. Знания о себе и окружающем мире. Исследуются знания о сверстниках, педагогах; о животных, о птицах, о растениях, о предметах быта, о транспорте, о городе, о сезонных изменениях в природе, о деятельности людей.
  11.  Элементарные математические представления. Количественные представления. Решение арифметических задач. Временные представления.  Пространственные представления.
  12.  Развитие эмоционально – волевой сферы. Исследуется умение выражать эмоции, поведение. Наличие агрессии, тревожных состояний. Умение взаимодействовать со сверстниками, со взрослыми.

Методики обследования развития детей:

  • Методика «Оценка зрительного восприятия»  (Выготский Л.С., Лурия А.Р. и другие)
  • Методика «Нанизывание»  (методика используется различными авторами  А.Л.Венгер, Э.Г.Пилюгина и др. )
  • Методика «Сличение предмета и его изображения»
  • Методика Е.А. Стребелевой «Ранняя диагностика умственного развития» (определение интеллектуального развития)
  • Методика «Разборка и складывание пирамидки» (Автор: С. Д. Забрамная)
  • Методика «Узнавание реалистических изображений» (Методика А.Р. Лурия)
  • Методика «Разбери и сложи матрешку»  (Автор: С. Д. Забрамная)
  • Методика «Доски Сегена»  (предложенная Э. Сегеном)
  • Методика «Почтовый ящик (Ящик Сегена)» (Методика описана в работе А. А. Венгер, Г. Л. Выгодской, Э. И. Леонгард).
  • Методика «Разрезные картинки» . (Автор Бернштейн, 1911 . Методика описывается в модификации Л.И. Переслени, О.И. Шурановой).
  • Методика «Детская предметная классификация» (Выготский, 1982).
  • Методика «Оценка уровня сформированности элементарных пространственных представлений» (Впервые важность исследования разноуровневых пространственных представлений была определена А.Р. Лурия)
  • Методика «Сюжетные картинки» (Автор С.Д.Забрамная)
  • Методика Пьерона-Рузера (В своем классическом виде приведена в классическом пособии по диагностике М.П.Кононовой (Кононова, 1963))
  • Методика «Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена» (Тест «Прогрессивные Матрицы» был создан в 1936 году Л. Пенроузом и Дж. Равеном)
  • Методика «Кубики Кооса» (Рубинштейн, 1970). В упрощенном виде входит во многие психометрические тесты, например в тест Векслера
  • Методика «Пространственные ориентации»  (Автор: С.Д. Забрамная).
  • Методика «Чего не хватает?»  (Автор: Немов Р.С.)
  • Методика «Исключение предметов»  (Рубинштейн, 1970) Методика «Четвертое лишнее» (Автор: Е.Л.Агаева)
  • Методика «10 слов» (Автор: А.Р. Лурия)
  • Методика «Понимание скрытого смысла в коротких рассказах»  (Отечественным исследователем, впервые описавшем и использовавшем для исследования эту методику следует считать А.Н. Бернштейна (Бернштейн, 1911))
  • Методика «Нелепицы» (Бернштейн, 1911)
  • Методика «Серия сюжетных картинок» (Автор: С.Д. Забрамная)
  • Методика «Цветовой тест» (Автор: М. Люшер)
  • Методика «Диктант» (Автор: Д.Б. Эльконин)
  • Методика изучения математического развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью (Описание процедуры проведения встречается в работах отечественных дефектологов Е.А. Стребелевой,  С.Д. Забрамной, Л.Б. Баряевой  и др.)
  • Методика «Установление последовательности событий» (Автор Бернштейн, 1911. Описание процедуры проведения встречается в работах отечественных дефектологов Е.А. Стребелевой, С.Д. Забрамной и др.)
  • Методика обследования связной речи (Описана в трудах Г.В.Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Г. А. Каше, О.Е. Грибовой и других исследователей)
  • Методика обследования грамматического речи (Описана в трудах Г.В.Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Г. А. Каше, О.Е. Грибовой и других исследователей).

Источник

Организация психолого-педагогической диагностики учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Специальная (коррекционная) образовательная школа VIII вида ставит задачу создать для каждого ребенка оптимальные условия для обучения, всестороннего развития и коррекции присущих ему дефектов. Организация таких условий предполагает глубокое знание психологических особенностей учеников, учет их недостатков и имеющихся потенциальных возможностей, а также определение условий, способствующих реализации положительных возможностей каждого ученика.

Состав учащихся каждого класса специальной школы разнообразен. Проявления нарушенного развития в пределах одного дефекта различны и зависят от совокупности многих факторов. Поэтому перед педагогом специальной школы особенно остро возникает необходимость всестороннего психолого-педагогического обследования каждого ученика.

Всестороннее обследование учащегося  должно включать в себя обследование восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы, состояния знаний, умений и навыков.

Изучение учеников начинается ещё до начала обучения. Педагог должен познакомиться с личными делами детей: выпиской из протокола окружной ПМПК, школьной ПМПк, характеристиками из других образовательных учреждений, где ранее обучался ребёнок.  На основании изученных документов педагог составляет общие представления о ребёнке: его диагноз, физическое состояние, факторы, отягощающие основной дефект, а также приблизительно подбирает тот комплект методик психолого-педагогического обследования, который подходит для конкретного ребёнка.

В течение первых трех недель пребывания в школе целесообразно провести на разных уроках специальное психолого-педагогическое обследование.

Необходимым условием проведения обследования является соблюдение принципов и основных положений отечественной коррекционной педагогики, возрастной и специальной психологии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, В.В. Лебединский, Б.Ф.  Зейгарник). Принципы таковы:  комплексности, целостности, всесторонности, системности, динамичности. С.Д. Забрамная (одна из ведущих специалистов в области диагностики детей с интеллектуальными нарушениями) выделяет ряд условий, которые следует соблюдать при проведении обследования детей:

  • создание в ходе всего обследования комфортности, установления эмоционального контакта;
  • предъявление в начале обследования более лёгкого задания для создания ситуации успеха
  • чередование словесных и наглядных методик для предупреждения переутомления
  • игровой характер заданий
  • учёт уровня развития познавательной деятельности.

А.Д. Вильшанская выделяет следующие специальные условия, которые актуальны и для проведения обследования детей со сложной структурой дефекта:

* экономичность предъявляемого материала (то есть задания должны быть направлены на обследование сразу нескольких психических процессов)

* вариативность в последовательности предъявления материала (учитывая особенности поведения ребёнка в процессе обследования, необходимо индивидуализировать последовательность предъявляемых заданий: лёгкие- трудные, вербальные- невербальные, учебные- игровые

* учёт уровня работоспособности ребёнка (в случае повышенной утомляемости дать возможность отдохнуть)

* чёткое и доступное предъявление инструкции

* дозирование помощи взрослого (помощь должна предъявляться последовательно от минимальной к максимальной).

Важной особенностью диагностической работы является её направленность не столько на конечный результат, сколько на сам процесс её выполнения. Известно, что симптоматика нарушения у многих детей может быть одна и та же, а его причины и механизмы будут разными. Отсюда и методы коррекционного воздействия на развитие ребёнка будут разными.

В процессе использования каждой конкретной методики следует обращать внимание на ряд критериев:

— понимание инструкции и цели задания. Важно установить, воспринимает ли ребенок инструкцию и делает ли попытки ее понять, какого типа инструкции более понятны: устная; сопровождаемая наглядным показом; безречевая.

— характер деятельности при выполнении задания. Важно выяснить, выполняет ли ребенок предложенное ему задание с интересом или формально. Кроме того, надо обратить внимание на степень стойкости возникшего интереса. Необходимо установить, насколько целенаправленно выполняется предложенная ребенку работа. Следует обращать внимание на то, какими способами ребенок решает предложенные ему задачи, насколько сосредоточенно он работает и какова его работоспособность. Необходимо также установить, умеет ли ребенок в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью, каковы степень и характер помощи. Важным качеством деятельности является способность ребенка осуществлять контроль на каждом этапе выполнения задания, а также волевые усилия, которые требуются от него при решении поставленной задачи.

— реакция ребёнка на результат работы. Правильная оценка своей деятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком ситуации. Дети с нормальным умственным развитием понимают свои успехи и неудачи. Дети с нарушением интеллекта не критичны к результатам своей работы, не понимают того, что  они не выполнили задание, а  поэтому не огорчаются. 

— общая эмоциональная реакция на факт обследования. При  обследовании наблюдаются несколько вариантов поведения детей. В одних случаях — это волнение, настороженность, в других – плач, нежелание вступать в контакт, чрезмерное возбуждение, иногда с агрессивными проявлениями; еще один вариант — неадекватная веселость, фамильярность со взрослыми. Наиболее естественным является волнение, настораживают безразличие, беспричинный смех, несоблюдение дистанции, что является показателем непонимания ситуации при  низком уровне умственного развития.

Диагностическая работа дефектолога является составной частью комплексного изучения ребёнка. Результаты дефектологического обследования обязательно сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными и обсуждаются между специалистами и педагогами. Диагностическое направление работы включает в себя: первичное дефектологическое обследование, систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приёмов обучения реальным достижениям и уровню развития ребёнка.

В обследовании дефектолога выделяют 2 аспекта: психологический и педагогический. Педагогическое обследование проводится для выявления трудностей в обучении, а психологическое – для выявления причин этих трудностей. Дефектолог составляет дефектологическое представление на ребёнка. Оно включает в себя следующие пункты:

1. Сведения ребёнка об окружающем и о себе,

2. Восприятие цвета, формы, величины,

3. Восприятие времени и пространства ,

4. Особенности внимания

5.Особенности памяти,

6. Состояние речи,

7. Учебные знания, умения и навыки,

8. Эмоционально-волевая сфера и поведение, особенности деятельности,

9. Особенности мышления,

10. Состояние общей и мелкой моторики.

Для обследования можно использовать следующие методики и виды заданий:

Обследование общих сведений ребёнка об окружающем. Обследование общей и мелкой моторики

Беседа с ребёнком (насколько это возможно). Повторение движений за учителем, игра в мяч, рисунок на свободную тему.

Обследование зрительного восприятия, пространственных и временных представлений

Выполнение действий по просьбе учителя: «Дай красный (жёлтый)…», «Покажи круг (треугольник)…».Задание на соотнесение цветов. Фигурная вкладка «Черепашка» (для обследования восприятия величины), доска Сегена. Задания на определения право-лево (с игрушками и по картинке), разложение картинок по порядку по теме распорядка дня, времена года.

Обследование внимания и памяти.

Корректурные пробы (фигурные), задания на разложение по памяти 3 и 4 предметов в определённом порядке.

Обследование мышления и речи

«Обобщения» (игрушки, мебель, посуда, фрукты, овощи). Исключение 4-го лишнего. Игра «Что к чему». Беседа по сюжетной картинке.

Обследование учебных знаний, умений и навыков

Показ букв, составление слогов по заданию учителя. Показ цифр по заданию учителя, откладывание заданного числа на счётах. Письмо букв и цифр по заданию учителя.

В настоящее время проводится работа по адаптации методики «Обучающий

эксперимент» (по А.Я. Ивановой) для исследования уровня обучаемости. Ряд исследователей (Л.С. Выготский, Н.А. Менчинская, Б.Г. Ананьев, С.Я. Рубинштейн, А.Я. Иванова)  подчеркивают этот показатель как наиболее важный для оценки успешности обучения ученика с нарушением интеллекта в школе.

В зависимости от решаемых в ходе диагностики частных задач дефектолог может варьировать методы изучения учащихся. Это могут быть наблюдения за ребёнком в учебной деятельности, анкетирование родителей, беседы с педагогом.

Подробное психолого-педагогическое обследование ребёнка позволяет сделать учебный процесс личностно-ориентированным. Это является необходимым условием для обучения учащихся со сложной структурой дефекта.

Источник