Диагностика показателей развития ребенка от 3 лет

Диагностика показателей развития ребенка от 3 лет thumbnail

Татьяна Соколова
Психолого-педагогическая диагностика детей 2–3 лет

I. Исследования движений и действий. Моторика.

1.1 Состояние общей моторики и оценка двигательных возможностей ребенка (Статические и изолированные движения. Упражнения на координацию движений):

– синхронно и точно выполняет движения, темп выполнения движений нормальный – 3 б;

– отмечаются незначительные нарушения координации, замедленный или ускоренный темп – 2, 5б;

– отмечаются наличие нарушений – трудности нахождения отдельных поз, переключения с одного движения на другое, персеверации, повышенный тонус – 1,5б;

– действует неадекватно или испытывает серьезные трудности нахождения отдельных поз, движения не координированы –1б.

1.2 Подвижность рук и моторика пальцев («Лови шарик», «Собери изюм в мисочку»):

– манипулятивная функция развита достаточно, использует захват двумя пальцами – большим и указательным, движения рук согласованные владеет предметными действиями, темп нормальный или замедленный – 3б;

– манипулятивная функция несколько ограничена, ребенок использует захват двумя пальцами, но часто работает одной рукой, отмечается не достаточная дифференцированность и координации движений пальцев рук, поэтому ребенок не может самостоятельно зашнуровать ботинки, завязать бантик, темп нормальный или замедленный – 2,5б;

– манипулятивная функция ограничена, ребенок использует ладонный захват, или использует захват верхней или нижней третью пальцев рук, от- сутствует согласованность действий обеих рук, характерны трудности в нахождении поз, наблюдается неловкость пальцевой моторики, нарушения дифференцированности, точности движений координации, тремор, не владеет предметными действиями – 1,5б;

– манипулятивная функция резко ограничена – наблюдаются трудности при манипуляциях с предметами при наличии хватания ребенок, самостоятельно не расстегивает и не застегивает пуговицы на одежде – 1б.

II. Восприятие.

2.1 Практическая ориентировка на величины, наличие соотносящих действий («Спрячь шарик», «Разбери и сложи матрешку», «Разбери и сложи пирамидки»):

– зрительное соотнесение использует соотносящие действия – 3б;

– примеривание или целенаправленные пробы, но трудности при выполнении соотносящих действий эффективно использование указательного жеста или речевой инструкции – 2,5б;

– выполняет задание в условиях подражания действиям взрослого, нет соотносящих действий –1,5б;

– не сформировано восприятие величины или действует неадекватно – 1б.

2.2 Зрительное восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции («Найди парные картинки»):

– зрительное восприятие предметных картинок сформировано – уверенно сличает парные картинки – 3б;

– зрительное восприятие предметных картинок несколько снижено допускает одну ошибку, после обучения действует уверенно – 2,5б;

– зрительное восприятие предметных картинок резко страдает – не сличает парные картинки даже после обучения – 1,5б;

– зрительное восприятие предметных картинок не сформировано – действует неадекватно, не фиксирует взгляд на картинке –1б.

2.3 Целостное восприятие предмета («Сложи разрезные картинки»):

– целостное восприятие предмета сформировано – действует самостоятельно методом целенаправленных проб, либо практическим примериванием – 3б;

– целостное восприятие предмета несколько снижено – с заданием справляется самостоятельно после обучения – 2,5б;

– целостное восприятие предмета резко страдает – с заданием не справляется и помощь не эффективна – 1,5б;

– целостное восприятие предмета не сформировано – действия беспорядочные, не адекватные – 1б.

III. Пространственные представления.

3.1 Части тела и лица (Беседа):

– различает и называет части тела, дифференцирует их местоположение, но может ошибаться – 3б;

– показывает по просьбе взрослого части тела и лица (голова, лицо, руки, ноги, спина) – 2,5б;

– показывает части тела и лица по подражанию – 1,5б;

– не ориентируется в частях собственного тела, помощь не принимает –1б.

3.2 Ориентировка в помещении (Беседа, наблюдение):

– самостоятельно ориентируется в пространстве группы, понимает вопросы, может показать, где что находится в группе –3б;

– слабо ориентируется в пространстве группы, но после дополнительных уточняющих вопросов выполняет поручение – 2,5б;

– ориентируется в пространстве группы с помощью взрослого–1,5б;

– не ориентируется в помещении группы и на участке детского сада, помощь не принимает, либо ребенок самостоятельно не передвигается – 1б.

IV. Мышление.

4.1 Наглядно-действенное мышление («Достань тележку»):

– самостоятельно анализирует условия задачи, решает задачу либо методом проб, либо на уровне зрительной ориентировки, имеется почти постоянная потребность помочь себе осмыслить ситуацию путём анализа своих действий и «оречевить» её – 3б;

– анализирует условия, поиск орудия и способа его применения происходит на уровне проб, после двух – трех попыток достигает результат – 2,5б;

– отсутствует этап осмысления ситуации, требующей применения общепринятого орудия, не отбрасывает ошибочные варианты и не фиксирует верные, после некоторых неудачных попыток отказывается от выполнения задания – 1,5б;

– в условиях практической проблемной задачи действует неадекватно – 1б.

4.2 Умение анализировать образец, действовать по подражанию, показу («Построй из палочек»):

– действует целенаправленно, работает по показу или образцу, заинтересован в конечном результате – 3б;

– целенаправленность резко снижается из–за неустойчивости внимания, пресышения деятельностью, выполняет задание только после подражания действиям взрослого – 2б;

– не целенаправленная деятельность, после обучения пытается строить фигуру, но соответствие образцу не достигается – 1,5б;

– действует неадекватно, бесцельно, хаотично, не доступны даже совместные действия – 1б.

4.3 Элементарные математические представления (Беседа)

– различает количество предметов один и много, большой и маленький, кирпичик, куб, шар –3б;

– принимает и выполняет задание по показу, либо по подражанию, но затрудняется различать предметы по величине, форме по слову –2б;

– не различает много и один, предметы по форме и величине, не понимает и не выполняет задание, действует неадекватно – 1б.

V. Запоминание.

Особенности мнемических процессов («Послушай и выполни»):

– действует в соответствии с инструкцией, запоминает и выполняет 3 – 4 действия – 3б;

– инструкцию понимает, запоминает и выполняет 2 – 3 действия – 2,5б;

– запоминает и выполняет одно действие после неоднократного повторения – 1,5б;

– задание не принимает и не выполняет – 1б.

VI. Общий запас знаний и представлений.

Точность осознанность представлений «Беседа»

– представления об окружающем конкретны, развёрнуты, отвечает на все вопросы – 3б;

– представления об окружающем конкретны, осознанны, но знаний недостаточно, в ответах на вопросы допускает грамматические ошибки – 2,5б;

– представления об окружающем неполноценны, ограничены, знания бессистемны, фраза односложная, аграмматичная – 1,5б;

– представления об окружающем резко ограничены, или отсутствуют, не дифференцирует имя и фамилию или только откликается на свое имя, узнает себя и родителей на фотографии, либо на вопросы не отвечает и отказывается сотрудничать со взрослым – 1б.

VII. Игровая деятельность.

Уровень развития игры (Наблюдение):

– оптимальный уровень (высокий) – выполняет 2–3 предметно-игровых действия, игровые действия носят отобразительный, сюжетный характер,

начинает играть вдвоём со сверстником; использует заместители; игровые действия сопровождает речью – 3б;

– достаточный уровень (средний)– проявляет интерес к играм сверстников, но неустойчивый предпочитает играть в одиночестве или рядом, игровые действия носят отобразительный характер, заместители почти не использует, игру речью не сопровождает, игра не продолжительна – 2б;

– допустимый уровень (ниже среднего) – интерес к игрушкам поверхностный, игровые действия процессуального характера, действиям других детей не подражает, интерес к игрушкам кратковременный – 1,5б;

– критический уровень (низкий) значительное отставание от возрастных нормативов – ребенок самостоятельно не играет, использует игрушки не по назначению (грызёт, стучит, бросает, ломает) – 1б.

VIII. Продуктивные виды деятельности.

Предпосылки к предметному рисунку, согласованность действий обеих рук («Нарисуй», (дорожку, домик, наблюдение):

– предпосылки к предметному рисунку ярко выражены – уверенно держит карандаш, чертит линии, узнает, и называет, что нарисовал, четко определена ведущая рука, наблюдается согласованность действий обеих рук – 3б;

– предпосылки к предметному рисунку на достаточном уровне – пытается нарисовать дорожку, изображая ее многократными, прерывистыми линиями без определенного направления, понимает конечный результат своих действий, определена ведущая рука, но нет согласованности действий обеих рук – 2,5б;

– предпосылки к предметному рисунку на допустимом уровне – есть стремление что-то изобразить (черкание, к конечному изображению безразличен, не выделена ведущая рука, нет согласованности действий обеих рук –1,6б;

– предпосылки к предметному рисунку не сформированы, не использует карандаш для черкания по бумаге, либо действует неадекватно – 1б.

IX. Состояние речевой деятельности (Беседа, наблюдение, логопедическая диагностика):

9.1 Понимание речи

– понимание речи в полном объеме, принимает активное участие в речевом диалоге 3б;

– понимание речи ситуативное, на бытовом уровне – 2б;

– понимание речи недостаточно (импрессивный аграмматизм) плохое понимание жеста, употребление примитивных стандартных жестов – 1,5б;

– не понимает обращенную речь, не может осуществлять функцию общения, не компенсируется мимико–жестикуляторными средствами –1б.

9.2 Состояние речевого аппарата

– анатомическое строение артикуляционного аппарата без отклонений – 3б;

– незначительные нарушения – 2б;

– значительные нарушения строения артикуляционного аппарата –1б.

9.3 Наличие фразовой речи и ее характеристика

– собственная речь фразовая, хорошо понятная для окружающих – 3б;

– собственная речь фразовая, но малопонятная для окружающих – 2б;

– собственная речь состоит из звукоподражаний и отдельных слов – 1,5б;

– собственная речь отсутствует, либо нет даже отраженной речи – 1б;

9.4 Сформированность грамматического строя речи

– отвечает на вопросы фразой, грамматически правильно строит предложения, употребляет простые предлоги –3б;

– отвечает на вопросы словом – 2,5;

– высказывания на уровне звукоподражания, либо лепета –1б.

9.5 Сформированность фонетической стороны речи

– звукопроизношение соответствует возрасту –3б;

– отмечаются незначительные дефекты произношения – 2,5б;

– не сформирована фонетико-фонематическая сторона речи (звуки отсутствуют или замены и смешение звуков) – 1б.

Вывод: (среднее значение данного блока в баллах):

– развитие речи в пределах возрастной нормы

– незначительное отставание в развитии речи

– значительное или выраженное отставание в развитии речи.

Анализ данных, полученных в результате диагностики детей группы, позволит определить фактический уровень развития каждого ребенка, своевременно отследить отклонения в развитии или поведении малыша и общими усилиями с родителями скорректировать коррекционно-развивающие воздействия, опираясь на зону ближайшего развития, не забегая вперед (что может вызвать у детей перенапряжение, потерю интереса к какой-либо деятельности, и не пропуская ни одну ступень в развитии.

В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником Программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтверждённых в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией или психолого-педагогическим консилиумом учреждения, содержание коррекционно-развивающей программы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически– ориентированных навыков

Источник

Диагностика развития детей 3 – 4 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает шесть небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени. Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса. В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.

Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.

Процедура проведения. Возьмите ящик с фигурными прорезями и соответствующими фигурками, который, наверняка найдется у Вас среди игрушек ребенка. Поставьте этот ящик перед ребенком. Дайте ребенку фигуры-вкладыши.

Инструкция: «В этом домике живут фигуры. У каждой своя дверка. Найди дверку для каждой фигуры».

Критерии оценки:

  • Ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения — 2 балла.
  • Ребенок часто примеривает, прикладывает фигуру-вкладыш к подходящей прорези и выполняет задание правильно — 1 балл.
  • Ребенок не справился с заданием — 0 баллов.

Цель: выявление понимания ребенком инструкции, сформированности понятия величины; оценка уровня развития наглядно-действенного мышления.

Процедура проведения. Ребенку показывают матрешку, взрослый ее разбирает, а затем собирает. После этого матрешку ставят перед ребенком и предлагают ему сделать то же самое. Кроме того, ребенка просят показать самую большую матрешку, самую маленькую, поставить их по росту.

Критерии оценки

  • Ребенок понимает инструкцию, самостоятельно путем проб разбирает и собирает матрешку — 2 балла.
  • Ребенок справляется с заданием при помощи взрослого — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ).

Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на две части, как показано на рисунке. Разложите части так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?»

После выполнения задания картинку убирают и предлагают ребенку собрать другую картинку, разрезанную уже на три части.

Критерии оценки

  • Ребенок узнал, что нарисовано на картинке, и верно собрал части в обоих случаях — 2 балла.
  • Ребенок выполнил задание путем проб — 1 балл.
  • Ребенок составляет картинки после многочисленных неадекватных проб или не справляется с заданием — 0 баллов.

Цель: оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции.

Процедура проведения. У взрослого и ребенка по одинаковому комплекту цветных кубиков (синий, желтый, зеленый, красный).

  1. Взрослый берет один из кубиков и предлагает ребенку показать такой же. Аналогично выполняются задания со всеми кубиками.
  2. Ребенку предлагают показать красный кубик, затем синий, желтый, зеленый.
  3. Взрослый поочередно берет кубики и спрашивает, какого они цвета.

Критерии оценки

  • Ребенок правильно показывает и называет цвета кубиков — 2 балла.
  • Ребенок верно показывает кубики, но путается в названиях цветов — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинки (или предметы). Аналогичный набор находится у взрослого. Ребенку поочередно предъявляют картинки, предлагают найти такую же и сказать, что на ней изображено.

Критерии оценки

  • Ребенок правильно сказал, что изображено на картинках, и нашел пары — 2 балла.
  • Ребенок правильно назвал 3—5 изображений, но испытывал затруднения при выполнении задания — 1 балл.
  • Ребенок назвал меньше трех изображений на картинках, не смог подобрать пары — 0 баллов.

Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания.

Процедура проведения. Перед ребенком размещают шесть игрушек и предлагают назвать их, затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает две игрушки: «Сейчас игрушки будут играть с тобой в прятки. Ты закроешь глаза, а какие-то игрушки спрячутся. Когда ты откроешь глазки, надо будет сказать, каких игрушек нет».

Критерии оценки

  • Ребенок запомнил 2 игрушки — 2 балла.
  • Ребенок запомнил 1 игрушку — 1 балл.
  • Ребенок не назвал ни одной спрятанной игрушки или не понял инструкции — 0 баллов.

Оценка результатов

Высокий уровень —8 —12 баллов.
Средний уровень —5—7 баллов.
Низкий уровень — 0—4 балла.

Перейти к Списку Тестов

Источник

Приложение №1

 Мониторинг развития ребенка от 3 до 4 лет

  Умственное воспитание.

1. Группировать предметы по нескольким признакам: величине, форме, цвету.

2. Устанавливать тождество и различие предметов по свойствам: величине, форме, цвету.

3. Знает формы: круглая, треугольная, прямоугольная, квадратная.

4. Отвечает на разнообразные вопросы взрослых, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

5. Застегивать кнопки и пуговицы (рамки).

6. Зашнуровывать ботинок (рамка) .

7. Застегивать молнию (рамка).

Физическое воспитание.

  1. Ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное педагогом направление, выполнять задания: остановиться, присесть, повернуться.
  2. Бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, тип бега в соотношении с указаниями педагога.
  3. Сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая через предметы.
  4. Прыжок с места на 2х ногах, не менее чем на 40 см.
  5. Катать мяч в заданном направлении.
  6.  бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы.

Развитие речи:

1.  По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого   рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.

2. Достаточно легко находить общий язык с детьми.

3. Наизусть или по азбуке произносить буквы и слоги.

Развитие элементарных

математических представлений:

1. Группировать предметы по цвету, форме, величине.

2. Составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из  группы.

3. Находить в окружающей обстановке один или много одинаковых предметов.

4. Сравнивать два контрастных по величине предмета (используя приемы наложения, приложения их друг к другу), показывать, какой из предметов длинный – короткий, широкий – узкий, высокий низкий.

5. Понимать слова: впереди – сзади, верху – внизу, слева – справа,  над – под, верхняя – нижняя

 (пространственные ориентировки относительно себя самого).

 Нравственное воспитание:

1. Сказать «Привет», «Пока», «Здравствуйте», «До свидания»  

2. Сказать «Пожалуйста» и «Спасибо» при какой-либо просьбе или помощи.

Художественная литература:

1. Заинтересованно слушать стихи и сказки в течение 10-15 минут.

2. Без сопровождения взрослого рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книжке.

3. Отвечать на вопросы воспитателя.

Называть произведение, прослушав отрывок из него.

Рисование:

1. Свободно держать фломастер, кисть, карандаш, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы.  Использовать акварельные краски при рисовании.

2. Знает основные цвета и оттенки (розовый, голубой, серый)

3. Умеет изображать предметы разной формы: округлой, прямоугольной, и предметы, состоящие из комбинации разных форм и линий: неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.

4. Передать сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (сад, елочки в лесу) или изображать разнообразные предметы.

Лепка:

1. Украшать вылепленные предметы, используя палочки с заточенным концом.

2.  Создавать предметы, состоящие из 2-3 частей.

Аппликация:

1. Сам складывать на листе предварительно вырезанные детали в определенной последовательности.  

2. Намазывать детали клеем и распределять на листе.

3. Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам или по собственному желанию.

Конструирование:

1. Знать, называть, использовать детали строительного материала.

2. Уметь располагать кирпичики, пластины вертикально.

3. Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

4. Различать части постройки по величине (большая – маленькая, узкая –  широкая.)

Источник