Диагностика памяти ребенка до 1 года

Виктория Прядкина
Развитие памяти детей дошкольного возраста. Методики исследования и развития

Памятью — называется познавательный процесс, в ходе которого происходит запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидуумом его опыта, ранее приобретенных знаний. Память — это интегральная следовая форма отражения. Память лежит в основе любого психического процесса. Память является одной из основных форм организации психической жизни.

«Память — это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающего возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. «

Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Физиологические основы памяти.

В основе памяти лежат физиологические процессы, которые у человека протекают в полушариях головного мозга. Всякое поражение коры в той или иной мере нарушает возможность выработки новых навыков. Амнезии (расстройства памяти) вызываются обычно нарушениями нормального функционирования коры.

Согласно теории Геринга, всякий раздражитель оставляет физиологический след, или отпечаток, который и лежит в основе последующего воспроизведения.

Для понимания физиологических основ памяти существенное значение имеет учение И. П. Павлова об условных рефлексах . В нервных механизмах условного рефлекса, в принципе нервного замыкания как основы образования временных связей Павлов вскрыл физиологический механизм ассоциаций по смежности, которые являются существенной основой элементарных форм памяти. При этом исследования Павлова вскрыли процессы, составляющие физиологическую основу образования условно временных – ассоциативных – связей во всей их реальной сложности, обусловленной открытыми Павловым закономерностями возбуждения и торможения, концентрации, иррадиации и индукции в деятельности коры.

Основные процессы памяти

Воспроизведение– это запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения.

Запоминание– это активизация закреплённого ранее содержания психики.

Забывание— активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено.

Сохранение– удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени.

Формы воспроизведения

Узнавание — проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;

Воспоминание — которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;

Припоминание — представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;

Реминисценция — отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;

Интерференция — усвоение нового материала влияет на припоминание ранее усвоенного материала.

Эйдетизм — зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

Виды памяти

Непроизвольная

Информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией. Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

Произвольная

Информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приёмов.

Имплицитная память

память без осознания предмета запоминания, или бессознательная память.

Эксплицитная память

осознаваемая память.

Виды памяти

1. Наглядно-образная память, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет, форму предмета и т. д.

2. Словесно-логическая память, при которой запоминается информация на слух.

3. Эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события.

Критерии памяти

1. Объект запоминания, т. е. то, что запоминается, Это предметы и явления, мысли, движения, чувства. Соответственно этому различают такие виды памяти, как образная, словесно-логическая, двигательная и эмоциональная;

2. Степень волевой регуляции памяти. С этой точки зрения различают произвольную и непроизвольную память;

3. Длительность сохранения в памяти. В данном случае имеют в виду кратковременную, долговременную и оперативную память.

Развитие памяти от 0 до 1 года

Появляется узнавание. В возрасте четырех месяцев ребенок может отличить знакомое лицо от незнакомого. К году ребенок может уже что-то вспомнить даже если перед ним нет сходного объекта.  

Развитие памяти ребёнка от 1 до 2 лет

Годовалый ребенок живет сегодняшним днем. Он не помнит того, что было вчера, и не способен нарисовать в воображении «завтра». Все его внимание сконцентрировано на том, что его окружает в данный момент. Малыш способен различать знакомые предметы, звуки, запахи, вкусы, поверхности. Опираясь на знания, полученные от органов чувств, он учится быстрее распознавать предметы вокруг себя.

Развитие памяти ребёнка от 2 до 3 лет. Упорные исследователи

В этот период развитие памяти у детей идет очень активно: ребенок осваивает связи между предметами, их свойствами, признаками и действиями. Например, если малыш заинтересовался предметом, теперь мало его назвать – нужно сказать, что он делает (плавает, летает, ездит, лает, чирикает и т. д.)  С 2 лет малыш хорошо запоминает небольшие стишки; знает некоторые цифры, буквы, геометрические фигуры, животных, фрукты, овощи, ягоды. По пути на детскую площадку вы можете описывать все, что видите.

Развитие памяти ребёнка от 3 до 4 лет. Начинающие аналитики.

В этом возрасте ребенок учится четко различать основные цвета, знает основные геометрические формы, начинает сравнивать предметы по разным признакам: величине, форме, цвету, количеству. И учится подбирать пару по заданному признаку. Овладевает такими понятиями, как «мало-много», «большой-маленький», «высоко-низко». Может соотнести цифры до 3 (иногда до 5) с количеством пальцев на руке.

Развитие памяти ребёнка от 4 до 5 лет. Младшие дошкольники.

В этом возрасте уже ясно, какими «талантами» обладает ребенок, что ему легче дается. Также видны слабые места – то, чего не знает или не может понять ребенок и что нужно постараться ему объяснить. У младших дошкольников непроизвольное воспроизведение и запоминание — единственная форма работы памяти, даже к концу дошкольного возраста непроизвольная память остается господствующей.

Развитие памяти ребёнка от 5 до 6 лет

В этом возрасте ребенок бьет все рекорды запоминания. Ничего, абсолютно ничего не способно пройти мимо него без того, чтобы он запомнил хотя бы малую часть данного события. Интересной особенностью психического развития ребенка 5 лет является непроизвольность процесса «запечатления» в памяти. Это значит, что механизмы запоминания работают «сами по себе», без приложения усилий.

Читайте также:  Деринат капли ребенку 1 год

Главным видом памяти является образная память. Именно конкретные, наглядные, детальные образы предметов, их свойств, действий, т. е. представления, составляют основное содержание детской памяти. Они являются тем строительным материалом, которым пользуется ребенок в своих играх, рисунках, рассказах.

Развитие памяти ребёнка от 6 до 7 лет

могут запоминать достаточно большое количество информации. Однако, как и на другие процессы нервной деятельности, на память огромное влияние оказывает отношение (эмоциональное восприятие) к материалу.

дети помнят очень многое, они с удовольствием читают стихотворения, пересказывают любимые сказки, сюжеты мультфильмов. Однако сохранение учебной информации происходит намного сложнее и во многом зависит от запоминания.

Методики исследования памяти

Методика «Образная память».

Цель: Изучение кратковременной памяти.

Описание:

В качестве единицы объёма памяти принимается образ (изображение предмет, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается, за 20 сек. Запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы  Затем, в течение одной минуты он должен воспроизвести запомнившееся.

Методика «Узнавание фигур».

Цель: Исследование процессов восприятия и узнавания.

Описание:

Экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9 фигур и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур  Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры из первой таблицы.

Методика «Опосредованное запоминание».

(Методика предложена Л. С. Выготским и А. Р. Лурия, разработана А. Н. Леонтьевым).

Цель: Исследование уровня опосредованного запоминания, особенностей мышления.

Методика «Заучивание 10 слов».

(Методика предложена А. Р. Лурия)

Цель: Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Методика «Запомни цифры».

Цель: Определение объёма кратковременной слуховой памяти ребёнка.

«Фигуры» (тренировка зрительной памяти).

Дети разбиваются на пары. Сначала один в паре раскладывает спички на столе и накрывает их листом бумаги, затем, подняв его на 10 секунд, показывает своему товарищу полученную фигуру. Посмотрев, второй игрок закрывает глаза и старается усчитать количество использованных спичек. Затем открывает глаза и выкладывает из своих спичек «сфотографированную» фигуру. После этого первый игрок поднимает лист и сверяет количество и правильность расположенных спичек с оригиналом. Затем играющие меняются ролями. По мере тренированности к количеству и месту расположения добавляется для упоминания еще и цвет. Переходить к следующему упражнению можно в случае, если ребенок свободно удерживает в воображении не менее 10 спичек.

«Осознание словесного материала» (используется как для тренировки зрительной памяти, так и слуховой).

Цель этого упражнения — заставить детей поразмышлять о словах. Ведущий говорит: «Сейчас я буду читать (показывать) (в зависимости от тренируемого типа памяти) слова, услышав (увидев) каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т. п. Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно».

Бумага Гнездо Кот Колесо Палка Шерсть Телега Волосы Роза Платок Сапог Палец Лимонад Слон Поцелуй Фильм Блин Счастье Слеза Ботинок Птица Автобус Доктор Мороженое

В качестве предварительной тренировки можно предложить детям сначала описывать вслух вызываемые при помощи чувств образы и лишь после этого переходить к работе «только в уме».

упражнение на узнавание

Ребенку предлагают запомнить предметы, изображенные на 3-4 картинках, и назвать их по памяти. Затем ребенок должен отыскивать их изображение на 5-10 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных. Постепенно количество запоминаемых картинок можно увеличивать. Описанные выше упражнения помогут детям научиться упорядочивать запоминаемую информацию. Для извлечения же информации необходимо «ушко» или «ниточка», за которую ее можно было бы вытаскивать. Таким инструментом являются ассоциации. Ассоциация — это психический процесс, в результате которого одни представления и понятия вызывают появление в уме других. Обычно ассоциации устанавливаются скорее интуитивно, чем логично, хотя сама подобная работа невозможна без умения находить сходства или различия.

«Двойная стимуляция памяти».

Перед ребенком раскладывают 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т. д.). Ребенку говорят: «Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону. Затем читается первое слово. После того, как ребенок отложит картинку, читается второе слово и т. д. Далее он должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы. 37 Примерный набор слов: «пожар», «завод», «корова», «стул», «вода», «отец», «кисель», «сидеть», «ошибка», «доброта» и т. д.

Игра «Кто больше запомнит?»

Детям последовательно, одна за другой, показывают картинки с изображением различных предметов, которые они должны рассмотреть и запомнить, и просят назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество.

Все материалы собраны на просторах интернета и скомпонованы в презентацию.

Источник

Когда появляется память у младенца?

Есть мнение, что дети могут помнить даже то, что они чувствовали и слышали в утробе матери. И это действительно так, правда память ребенка в утробный период отличается от привычного нам понимания — она в основном бессознательная и строится на запоминании ощущений и звуков.

И это неудивительно, ведь взрослые люди на 90% используют зрительный источники информации для построения картины мира, а ребенок окружающую среду воспринимает через реакции мамы на химическом уровне.

Читайте также:  Как подобрать автокресло ребенку 1 года

Функционально память ребенка начинает формироваться после 30-й недели развития в утробе. В этот период нейронные клетки устремляются к гиппокампу, области мозга, которая непосредственно отвечает за запоминание информации и формировании долговременных воспоминаний.

Поэтому еще в утробе ребенок запоминает голоса своих родителей и начинает реагировать, к примеру, когда слышит речь своей матери.

Развитие памяти ребенка в утробе

Можно ли развивать память ребенка еще в утробе? Сам процесс развития памяти у младенца по большей части заключается в том, что ест мама, что слушает, в какой обстановке находится и что она чувствует.

Удивительно открытие было сделано итальянскими учеными, которые заметили, что плод, как и взрослый человек, периодически подносит руки к своему лицу, при этом движения замедляются при приближении. При этом после рождения подобные навыки у ребенка исчезают и развиваются заново позже. Возможно, это связано с ориентированием младенца в ограниченном пространстве.

Жирные кислоты при беременности

Замечено, что, если женщины в период беременности добавляли в свой рацион красную жирную рыбу, то их дели в будущем лучше справлялись с тестами на интеллект и обладали хорошей природной памятью. Это связано с большим содержанием Омега-3 ненасыщенных жиров в красной рыбе.

При этом важно подходить к потреблению рыбы с осторожностью и не использовать в пищу большие и взрослые особи, поскольку в рыбе со временем накапливаются тяжелые металлы, типа ртути. Поэтому более безопасны в этом случае молодые и небольшие рыбы.

Вредные привычки для младенца

На 20 й неделе развития младенца в его мозге активно формируются клетки, которые выполняют защитную и питательную функции, поэтому в этот момент мозг малыша существенно увеличивается в размерах.

На это процесс миелинизации, то есть обрастания нейронов защитными клетками, может негативно повлиять плохие привычки матери и отца. Клетки данного типа довольно чувствительные к гипоксии, то есть к недостатку кислорода, поэтому курение или вдыхание дыма в окружающей среде могут привести к умственной отсталости.

Выкуривание сигарет матерью может приводит к том, что ребенок в утробе не набирает достаточный вес, происходит частый спазм сосудов, что в свою очередь может привести к ишемическому инсульту. Более того, у детей, чьи мамы курили в период беременности, зачастую выявляются дефицит внимания и гиперактивность (СДВГ).

Всё это связано с тем, что с 18-й недели начинают активно образовываться синапсы, которые чувствительны ко всем негативным факторам.

Развитие памяти младенца в утробе заключается в основном в сохранении благоприятной и безвредной среды для нормального развития.

Звуковая память ребенка

На 24-й недели у младенца начинают формироваться уши, поэтому возникает возможность воспринимать и запоминать аудиальную информацию окружающего мира. Эксперименты исследователей показывают, что ребенок в утробе может по памяти отличить интонацию и тембр голоса своей мамы от голоса другой женщины. На той же основе происходит запоминание звуков и музыки, которые младенец слышит в этот период, что естественным образом может сказаться на дальнейшей жизни.

Наверняка вы слышали о влиянии на плод классической музыки и о том, как благоприятно она действует на развитии будущих интеллектуальных способностей малыша. Но это не всегда правда, поскольку в этом случае более важным фактором является синхронность ощущений малыша и мамы.

Если мама будут через силу ежедневно прослушивать композиции известных классиков, то ребенку помимо аудиальной составляющей будет передаваться и негативное эмоциональное восприятие. А это вряд ли сможет помочь привить младенцу хороший музыкальный вкус.

Поэтому музыка как таковая не может быть вредной или полезной для ребенка, все зависит от того, как на нее реагирует ребенок и как к ней относится мама. Важным моментом при прослушивании является громкость музыки, она должна быть умеренной и не должна навредить ребенку.

Как работает мозг малыша

Когнитивные, то есть познавательные, способности и способности к обучению возникают у младенца еще в утробном периоде, и то, как именно они проявляются и развиваются, зависят в том числе и от генетической предрасположенности.

Каждый ребенок по-разному развивается, и считается, что наследственные способности — это 20% от полного потенциала. Это означает, что развивать ребенка крайне важно вне зависимости от генетической составляющей.

Могут ли младенцы думать

Мышление взрослого человека основывается на логике, все процессы рассуждения подвергаются четырём законам логики: тождества, непротиворечия, исключения и основания. Ребенок же не делает сознательные выводы и не размышляет над тем, что происходит вокруг, поскольку он по большей части просто воспринимает мир целиком без разделения информации на фрагменты.

Мыслительный процесс ребенка как в утробе, так и в дальнейшем заключается в синкретичном восприятии реальности. Другими словами, всё что, они воспринимают идет в неразрывной связи с различными эмоциями, поэтому ребёнок видит и ощущает мир горазго ярче и интереснее, чем взрослые люди. Отсюда и исходит более устойчивая долговременная память на многие события и эмоции.

Способность нервных клеток и из окончаний в детстве проявляется максимально, поэтому ребенок способен запоминать, к примеру, иностранные языке лучше и эффективнее, чем многие люди в зрелом возрасте. Память и способность к обучению малышей гораздо лучше, чем у взрослого, за счет фактора новизны информации, ведь для детей в мире практически всё является новым, загадочным и неизведанным, что порождает и сопровождается эмоциями.

Позитивные эмоции являются важным ключом к процессу обучения, чем больше ребенку нравится то, чем он занимается, тем эффективнее будет его умственное развитие и укрепление памяти, поэтому обучение из-под «палки» редко приводит к позитивным результатам.

Читайте также:  Что рисовать с ребенком 1 год и 4 месяца

Память ребенка в первый год

В первый год жизни ребенок начинает осваивать окружающий мир посредством органов зрения. Несмотря на то, что ребенок в первые месяцы обладает довольно слабым зрением, в отличие от взрослых, он начинает следить и наблюдать за тем, что происходит вокруг. Более или менее хороший уровень зрения у малышей формируется к 3му месяцу и постепенно улучшается, что позволяет рассматривать окружающих людей и предметы более детально.

Несмотря на плохое зрение в памяти ребенка уже сформирован аудиальный и визуальный образ матери. Это подтверждается специальными опытами, в ходе которых перед ребенком находилась мама, но говорила несвойственным ей голосом, измененным за счет технических средств, а после перед ним оказывался незнакомый человек, но говоривший голосом матери. Во всех этих случаях ребенок давал негативную реакцию на человека.

Еще с советских времен ученые ввели такой термин, как «комплекс оживления» — ответная улыбка ребенка на улыбку матери и активные движения ног и рук. Как оказалось в дальнейшем при изучении подобной реакции, комплекс оживления является неким сигналом малыша на желание и нежелание начать общение со взрослым.

Этапы развития ребенка по неделям

Внутриутробный период

Ребенок в утробе матери воспринимает и запоминает информацию из окружающего мира благодаря слуху и ощущений мамы за счёт тех или иных гормонов. Несмотря на то, что считается, что малыш учится двигаться осознанно в 3-4 месяца, он активно совершает организованные действия.

12-я неделя

С 12-й недели малыш начинает слышать и развивает способность различать звуки окружающей среды.

1-я неделя жизни

Новорожденный привыкает к распорядку дня, узнает звуки и запахи, которые предваряют кормление: звон посуды, звуковой сигнал нагревателя бутылочек, запах теплого молока.

2 недели

На сроке в две недели после рождения ребенок уже запоминает и отчетливо воспринимает неразделимым образом голоса и внешности матери.

1 месяц

Грудничок начинает запоминать голоса всех членов семьи, которые слышит. В этот период зрение ребенка довольно слабое, но он активно наблюдает за окружающим миром движением глаз.

1,5 месяца

Ребенок начинает запоминать эмоции, которые родители передают при помощи мимики. При этом он понимает в каких ситуациях используются те или иные гримасы.

2 месяца

Со второго месяца ребенок начинает различать простые контрастные цвета, поэтому он начинает обращаться внимание на яркие цветные игрушки и следить за ними взглядом. В этом возрасте начинает проявлять себя более привычная для взрослых память причинно-следственных алгоритмов. Он способен вычленять присутствующих людей от окружающих предметов.

3 месяца

На третьем месяце у ребенка развивается способность различать формы предметов. Время сохранения в памяти образа увеличивается и становится более 1 секунды.

4 месяца

Продолжается развитие способности фиксировать в памяти новые образы более одной секунды. В этот период ребенок начинает узнавать визуальный образ матери в любое время дня и отличать лица знакомых людей от незнакомых.

6 месяцев

Ребенок начинает осознавать различия предметов по их размерам и при игре с исчезновением игрушки прекрасно понимает, что она всё равно существует, ее просто не видно.

8 месяцев

В этом возрасте усиливается негативная реакция на незнакомые лица людей, особенно ярко это проявляется, если ребенок остается наедине с незнакомцем.

Начинает формироваться так называемый «Страх расставания» — если мама вышла в другую комнату и ее долго нет, ребенок начинает беспокоиться и дает это понять громким криком. С этого возраcта до 12 месяцем у малыша проявляется и развивается способность узнавать различные предметы, игрушки или вещи не только в целом, но и по отдельным их частям, это означает, что у ребенка начинает развиваться долговременная память.

9 месяцев

К этому периоду у ребенка начинают проявляться признаки мышления за счёт сенсорно моторного интеллекта. Малыш начинает осознавать, что слова, которые он слышит, являются не просто определенными звуками, но и обладают значением.

1 год

Продолжает формироваться долговременная память. При общении с мамой или папой ребенок стремиться не только к эмоциональному контакту, но и к совместному действию, вовлекая родителей во что-нибудь, к примеру, указывая пальцем на то, что нужно посмотреть вместе.

Советы родителям для развития памяти младенца

Все родители хотят, чтобы из ребенок вырос развитым интеллектуально и стараются нагрузить его порой непомерно, что зачастую является ошибкой и не несет никакой пользы ребенку. Для того, чтобы развитие ребенка происходило нормально и в нужное время, есть несколько советов для родителей:

  • Утробный период
    Чаще разговаривайте со своим ребенком, начиная с 12 недели у него прорезаются уши и он начинает активно познавать мир аудиально. Избегайте вредных привычек и нахождения в среде неблагоприятной для плода: курящие люди, загазованность, токсичность помещений, ремонтные работы и т.д. Страйтесь чаще бывать на свежем воздухе в парках или в лесу. Слушайте ту музыку, которая нравится и вам, и ребенку.
  • Со второго месяца
    Для игры с малышом используйте игрушки контрастных и простых цветов, в этом период он начинает различать простейшие цвета.
  • С третьего месяца
    С этого возраста начинаете играть с ребенком в игрушки разных форм и цветов, с 3-4 месяцев жизни у детей развивается способность различать формы.
  • С четвертого месяца
    К концу четвертого месяца память ребенка на новый объекты постепенно становится крепче и он способен задержать его в памяти более чем на одну секунду. Игры в исчезновение и появление игрушек будет отличным способом развивать его способности.

Источник