Диагностика компетентностного развития ребенка

Диагностика компетентностного развития ребенка thumbnail

Пояснительная записка

Автор материала (ФИО) *

Горелышева Светлана Алексеевна

Должность (с указанием преподаваемого предмета) *

учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

МБОУ Вешкаймская СОШ № 2 имени Б.П. Зиновьева

Название материала *

Диагностика сформированности познавательной компетентности учащихся

Класс (возраст) *

10-11 классы

Учебный предмет *

все предметы

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ  и другие) *

текстовый документ

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.) *

компьютер

Цели,

Задачи материала *

Цель: диагностировать степень сформированности познавательной компетентности  учащихся на основе изучения входящих в нее компонентов.

Цель мониторинга: качественный оценить уровень  деятельности учащихся в познавательной сфере.

Задачи диагностики: изучение состояния мотивационной сферы, ее направленности на познавательную деятельность, установление интереса к занятиям в различных видах научно-исследовательской и проектной деятельности.

Краткое описание работы с ресурсом

(на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора). *

В работе представлена комплексная методика, позволяющая диагностировать степень сформированности познавательной компетентности  на основе изучения входящих в нее компонентов, которая использует такие диагностические методы как опросы, наблюдения за деятельностью и отношениями, количественный и качественный анализ продуктов познавательной, в частности,  проектной  деятельности учащихся.

Содержание диагностики

1.Характеристика объекта, предмета и цели диагностирования.

2.Cтруктура познавательной компетентности, критерии и показатели  ее сформированности.

3.Описание методики: диагностические  процедуры и интерпретация результатов.

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет — источники *

  1. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования).- М.: 2000.- 352 с.
  2. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. /Составители: Гришин В.В., Лушин П.В. — М.: ИКА «Москва», 1990.- 64 с.
  3. Образование родителей и школа: пособие для учителей / Под ред Л.Г. Петряевской – Спб.: Институт образования взрослых, 1997.- 132 с.
  4. Российская школа: от PISA-2000 к PISA-2003 / А.Л. Венгер, Г.Р. Калимуллина, А.Г. Каспржак и др.; под общ. ред. А.Г. Каспржака и К.Н. Поливановой. — М.: Логос, 2006. — 196 с.  
  5. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. — М.: ВЛАДОС, 1995.- 544 с.

ОПУБЛИКОВАНА МНОЙ НА ПЕРСОНАЛЬНОМ САЙТЕ В ЭТОМ ГОДУ И В ИНТЕРНЕТЕ.

Департамент образования Ульяновской области

Ульяновский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

МБОУ Вешкаймская средняя общеобразовательная школа № 2

им. Б.П. Зиновьева

Диагностика сформированности познавательной компетентности учащихся

Зам. директора по НМР – Горелышева Светлана Алексеевна

Научный руководитель – Букина Елена Александровна

Научный консультант – Табарданова Татьяна Борисовна,

кандидат педагогических наук,

                              Пояснительная записка

В работе представлена комплексная методика, позволяющая диагностировать степень сформированности познавательной компетентности  на основе изучения входящих в нее компонентов, которая использует такие диагностические методы как опросы, наблюдения за деятельностью и отношениями, количественный и качественный анализ продуктов познавательной, в частности,  проектной  деятельности учащихся.

 СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………………….. 3

  1. Характеристика объекта, предмета и цели диагностирования ……….. 4                                                                
  2. Cтруктура познавательной компетентности, критерии и показатели  ее сформированности ………………………………………………………………………. 6
  3. Описание методики: диагностические  процедуры и интерпретация результатов…………………………………………………………………………………… 8

Литература……………………………………………………………………………………….. 12Введение.

В «Концепции модернизации российского образования» отмечается, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающегося, то есть ключевые компетентности, определяющие качество современного образования.

Ключевые компетентности, выражающиеся в овладении учащимися определенным набором способов деятельности, позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества, легли в основу формирования компетентности личности.

Компетентность – 1.Выраженная способность применять свои знания и умения. 2. Способность реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт) для успешной творческой деятельности.

Насущными требованиями сегодняшнего дня являются личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом ребенке. Компетентностный подход в образовании характеризуется усилением как практической, так и гуманистической (социальной) направленности образовательного процесса. Одно из стратегических направлений мировой практики развития образования – формирование и развитие интеллектуальных умений и потребностей учащихся, их познавательной сферы. 

Реалии нашего времени требуют, чтобы выпускники школы наряду с аттестатом получали навыки и умения, необходимые для постоянного самосовершенствования и интеллектуального роста. Современные условия жизни человека в обществе требуют от него умений находить среди разнообразных потоков информации существенную и значимую в конкретный момент, принимать решения в условиях высокой степени неопределенности, выстраивать собственное поведение в разнообразный жизненных и профессиональных ситуациях.

Современному человеку необходимо учиться всю жизнь, а поэтому  процесс познания должен стать естественным, привычным делом. Выпускник XXI века попадает в мир компьютеров, в международное информационное сообщество, не имеющее границ, и умение использовать информационные технологии во многом будет определять его жизненный успех.

Информационные компьютерные технологии, несомненно, помогают формирующейся личности получить необходимые навыки познавательной деятельности, творчески развиться, стать специалистом.

Научные исследования методологических, психологических, дидактических и методических аспектов  информатизации привели в последние десятилетия к выделению такого раздела педагогики как информатизация образования. В этой плоскости находятся объект и предмет нашего исследования.

1. Характеристика объекта, предмета и цели диагностирования

В соответствии с программой исследования его объектом является процесс формирования познавательной компетентности школьников в условиях профильного обучения, а предметом — формы и методы применения ИКТ, обеспечивающие формирование данной компетентности. Научиться эффективно использовать ИКТ в познавательной деятельности можно, если начинать с их активного освоения в учебном процессе.

Мировая педагогическая практика показывает, что одной из образовательных технологий, реализующих компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не просто на получение фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем творческого поиска. Именно метод проектов наиболее адекватен при формировании познавательной компетентности. А информационные компьютерные технологии (ИКТ)  сделали метод проектов еще более эффективным. С помощью ИКТ существенно облегчился процесс оформления проектов, т.к. результаты выполненных проектов обрели наглядность.

Понятие «познавательная компетентность» или «компетентность в сфере познавательной деятельности» было сформулировано нами в теоретической разработке следующим образом:

«Познавательная компетентность есть системное качество личности, включающее в себя совокупность знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, позволяющих человеку эффективно осуществлять познавательную деятельность».

Читайте также:  Програмы для развития речи у ребенка

Основная цель разработанной нами комплексной диагностической методики состоит в том, чтобы на основе изучения динамики сформированности познавательной компетентности учащихся определить эффективность исследуемых педагогических условий (содержания, форм и методов педагогической деятельности) на основе использования ИКТ.2. Cтруктура познавательной компетентности,

критерии и показатели ее сформированности

В педагогической науке отсутствует описание структурных компонентов такой ключевой компетентности как познавательная, а потому мы, исходя из данного нами определения познавательной компетентности, выделяем следующие структурные компоненты, образующие данное свойство личности: когнитивный (знания, умения и навыки в сфере познавательной деятельности), деятельностный (ведущий характер и результативность  познавательной деятельности), мотивационный (внутренние мотивы познавательной деятельности, направленнось интересов и ценностных ориентаций на сферу познания). Эти компоненты, на наш взгляд, и будут свидетельствовать в качестве критериев  о сформированности  познавательной (ключевой) компетентности. В рамках проектной деятельности создается педагогическое пространство, в котором  происходит как формирование, так и проявление ключевых компетентностей учащихся, следовательно, может быть оценен уровень их сформированности.

В качестве гипотезы исследования мы выдвинули предположение о том, что если сформировать познавательную компетентность учащихся в условиях профильного обучения на основе ИКТ, то это позволит им:

— освоить знания, умения, навыки использования современных компьютерных программ и сети ИНТЕРНЕТ в целях  самообразования;

— овладеть приёмами исследовательской деятельности по избранному профилю, что представляет собой творческий, наивысший (по В.П. Беспалько), уровень учебно-познавательной деятельности (создавать модели объектов, процессов, явлений);

— повысить познавательную мотивацию.

Разработанные критерии и показатели позволяют определить уровень сформированности познавательной компетентности на основе использования ИКТ для разных возрастных групп школьников (см. табл.1).

Таблица 1.

Показатели сформированности познавательной компетентности на определенных этапах развития школьников

Знания  

Умения

 Показатели

предпрофильные классы

профильные классы

1. Знание основных способов и методов познавательной деятельности с применением ИКТ

 +

+

+

2. Знание приёмов, способов и методов творческой познавательной деятельности с применением ИКТ

+

+

3. Умение применять ИКТ в познавательной  деятельности

2. Умение обрабатывать, систематизировать и передавать информацию с использованием ИКТ

+

+

+

3. Умение презентовать результаты познавательной  деятельности с использованием ИКТ

+

4. Умение решать задачи творческого и поискового характера с использованием ИКТ

Мотивация

1. Ситуативный интерес к процессу познания

+

+

2. Устойчивый  интерес к познавательной деятельности, ориентация на общественное признание.

+

+

+

3. Потребность в саморазвитии в сфере познавательной деятельности.

+

4. Ориентация на самореализацию и творчество в познавательной деятельности.

+

+

Деятельность

1.Пассивность в познавательной деятельности

+

+

2.Ситуативная активность в познавательной деятельности

+

3.Активность в познавательной деятельности, связанная  с интересами личностного роста

+

4. Творческая активность, направленная на самореализацию и передачу своего опыта другим

Объектами оценки являются:

– отношение к познавательной (в частности, к проектной) деятельности;  

– презентация продукта (качество );

– способы деятельности, владение которыми демонстрирует учащийся при работе в группе и во время проведения консультаций.

3. Описание методики: диагностические  процедуры

и интерпретация результатов

Учитывая системный характер измеряемого свойства – познавательной компетентности – нами  была разработана комплексная методика, позволяющая диагностировать степень сформированности входящих в него компонентов, которая использует следующие диагностические методы:

– опросы (анкетирование, беседа);

– наблюдение за деятельностью и отношениями;

– количественный и качественный анализ продуктов деятельности.

Диагностика включает в себя:

  1. Изучение интереса школьников к познавательной деятельности.
  2. Мониторинг занятости учащихся в различных видах познавательной (проектной) деятельности.
  3. Оценку достижений учащихся (портфолио) в познавательной деятельности.

 Диагностика мотивации учащихся к познавательной деятельности

Цель: изучение состояния мотивационной сферы, ее направленности на познавательную деятельность, установление интереса к занятиям в различных видах научно-исследовательской и проектной деятельности.

Методика позволяет определить  мотивацию школьников относительно конкретных видов деятельности. В соответствии с этим были выделены шесть основных направлений внеучебной деятельности школьников: научно-познавательная деятельность (НПД), техническая деятельность (ТД),  экологическая деятельность (ЭД), художественная деятельность (ХД), спортивная деятельность (СД), общественная деятельность (ОД).

Анкета для учащихся.

Прочитайте внимательно каждый из пяти разделов и в каждом обведите кружком только один из пунктов, который для вас наиболее предпочтителен.

А) В телевизионных программах вы предпочитаете смотреть:

  1. Познавательные телепередачи и фильмы о научных достижениях, открытиях.
  2. Художественные фильмы.
  3. Передачи о технических новинках и изобретениях.
  4. Передачи о животных, растениях.
  5. Спортивные программы.
  6. Общественно-политические и информационные программы.

Б) Свободное время вы используете для:

  1. Конструирования моделей и механизмов.
  2. Чтения научной литературы (книг, журналов), поиску в Интернете.
  3. Посещения выставок и музеев, занятий художественным  творчеством.
  4. Занятий спортом.
  5. Работы в саду, на пришкольном участке; похода на природу.
  6. Занятий в политическом клубе и т.п.

В) Из перечисленных ниже видов деятельности для вас предпочтительнее:

  1. Участвовать в спортивных играх: пляжный и дворовый футбол, волейбол, баскетбол, и т.д.
  2. Участвовать в выставках технического творчества, в соревнованиях моделей и конструкций.
  3. Создавать произведения графики, живописи, музыки, поэзии, скульптуры.
  4. Узнавать новое, участвовать в научных дискуссиях.
  5. Участвовать в работе общественных организаций и объединений.
  6. Наблюдать и изучать явления природы, вести календарь погоды, изучать климат.Ухаживать за растениями, животными, птицами.

Г) В системе дополнительного образования вы хотели бы заниматься:

  1. В общественных объединениях вопросами школьного самоуправления.
  2. В научных кружках и обществах учащихся.
  3. В художественных коллективах: вокально-хоровых, хореографических, инструментальных, театральных и т.д.
  4. В кружках технического творчества и компьютерного программирования.
  5. Определенными видами спорта в секциях и кружках.
  6. В биологических кружках, на биостанции, в питомнике, зоопарке, участвовать в экологической деятельности.

Д) Как организатор вы предпочли бы организовывать:

  1. Выставки цветов, животных,  работу экологических отрядов.
  2. Конкурсы, концерты, выступления, театральные студии, музыкальные и литературные вечера и т.д.
  3. Научные клубы, общества, проводить конференции выступать с докладами, писать научные работы и т.д.
  4. Спортивные игры, соревнования, клубы, привлекать к занятиям других.
  5. Общественные объединения, политические клубы и т.п.
  6. Выставки технического творчества или конкурсы технических проектов.

Обработка результатов: по итогам анкетирования определяются преобладающие ориентации учащихся, для чего используется матрица:

НДП

ТД

ЭД

ХД

СД

ОД

А-1

А- 3

А- 4

А- 2

А- 5

А- 6

Б — 2

Б — 1

Б — 5

Б — 3

Б — 4

Б — 6

В — 4

В — 2

В — 6

В — 3

В — 1

В — 5

Г — 2

Г — 5

Г — 6

Г — 3

Г — 4

Г — 1

Д — 3

Д — 6

Д — 1

Д — 2

Д — 4

Д — 5

 Мониторинг занятости учащихся в различных

 видах внеурочной познавательной деятельности.

Цель мониторинга: качественный оценить уровень  деятельности учащихся в познавательной сфере.

Форма: сводная карта (табл. 2), которую заполняет классный руководитель в ходе учебного года. В ней регистрируются виды познавательной деятельности, в которых занят школьник в школе и вне школы в свободное время. Также педагогом дается экспертная оценка уровня данной деятельности (пассивно-исполнительский, активно-исполнительский, организаторский, творческий).

Читайте также:  Раннее развитие ребенка от 1 года свао

Таблица 2.

№ п/п

Фамилия, имя уч-ся

В школе

Вне школы

Оценка

уровня

Оценка достижений учащихся (портфолио)

в познавательной деятельности.

В конце учебного года по количественным и качественным показателям содержимого портфелей достижений (портфолио) по разделу «Познавательная деятельность» выстраивается рейтинг  учащихся в познавательной деятельности, что позволит отслеживать ее динамику и проводить сравнение данного ученика с самим собой, а одного классного коллектива — с другими. Полученные данные сопоставляются с результатами педагогических наблюдений, которые осуществляют педагоги за различными видами познавательной деятельности, и с картой, которую составляет на каждого ученика классный руководитель. С учётом данных показателей, нами выделены 4 уровня сформированности познавательной компетентности:

–  недостаточный,

– удовлетворительный,

– хороший,

–  отличный.

Каждому показателю соответствует определенная степень интеллектуальной и эмоциональной готовности, а также конкретное содержание и результаты деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования).- М.: 2000.- 352 с.
  2. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. /Составители: Гришин В.В., Лушин П.В. — М.: ИКА «Москва», 1990.- 64 с.
  3. Образование родителей и школа: пособие для учителей / Под ред Л.Г. Петряевской – Спб.: Институт образования взрослых, 1997.- 132 с.
  4. Российская школа: от PISA-2000 к PISA-2003 / А.Л. Венгер, Г.Р. Калимуллина, А.Г. Каспржак и др.; под общ. ред. А.Г. Каспржака и К.Н. Поливановой. — М.: Логос, 2006. — 196 с.  
  5. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. — М.: ВЛАДОС, 1995.- 544 с.

Источник

Диагностика социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Начальный этап диагностики (сентябрь – декабрь 2015 г.)

На начальном этапе, диагностика сформированности изучаемой компетентности прошла по трем направлениям: «ребенок – взрослые», «ребенок – сверстники», «отношение ребенка к себе самому».

Цель: выявление уровня сформированности социальной компетентности дошкольников.

Использовалась методика, разработанная Е.О. Смирновой. Данная методика позволяет выявить, насколько ребенок активен, развит, как относится к себе и к окружающему его миру.

Направление «Ребенок – взрослые»

По направлению «ребенок – взрослые» выявлены следующие представления, умения, навыки (составляющие социальной компетентности):

  • Критерий №1. Имеет знания об общем ходе возрастного развития человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек;

  • Критерий №2. Имеет представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми;

  • Критерий №3. Имеет представления о культурных традициях своей семьи;

  • Критерий №4. Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния взрослого по мимике, жестам, позе;

  • Критерий №5. Правильно понимает слова, выражающие моральную оценку качеств личности (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый);

  • Критерий №6. Имеет представления о многообразии народов мира, некоторых особенностях внешнего вида, национальной одежды.

Диагностика комплекса умений (критерий №1)

Изучаемые умения: Имеет знания об общем ходе возрастного развития человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек;

Диагностический инструментарий:дидактическое упражнение: «Выложи цепочку», беседа.

Детям двух контрольных групп были даны задания:

Задание №1. «Выложи цепочку»;

Задание №2. По какому принципу образована цепочка?;

Задание №3. Кто старше? Кто моложе? Кто самый пожилой?

Результаты представлены в диаграмме №

Диаграмма № Результаты первой контрольной группы (имеет знания об общем ходе возрастного развития человека)

Как видно из диаграммы, дети из первой контрольной группы с первым заданием справились самостоятельно. Не смотря на это, в ходе беседы два ребенка не смогли самостоятельно определить, по какому же принципу они образовали ряд. С третьим заданием, не справился один ребенок.

Диаграмма № Результаты второй контрольной группы (имеет знания об общем ходе возрастного развития человека)

Показатели детей из второй контрольной группы справились намного быстрее и успешнее, чем первая группа. Но не смотря на это, во втором задании один ребенок немного запутался при объяснении своего ответа.

Диаграмма № Сравнительный анализ двух контрольных группы (категория: справились самостоятельно)

Как показал разбор данного задания, у детей из второй контрольной группы имеет намного знания об общем ходе возрастного развития человека сформированы на высоком уровне.

Диагностика комплекса умений (критерий №2)

Изучаемые умения: имеет представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми.

Диагностический инструментарий: индивидуальные беседы.

Во время индивидуальной беседы, были даны установочные вопросы.

Первый комплекс вопросов был направлен на определение, знает ли ребенок о месте работы своих родителей. Второй комплекс вопросов направлен на определение, насколько ребенок осведомлен о профессиях, о рабочем графике своих родителей. И третий комплекс вопросов направлен на выявление домашней атмосферы глазами ребенка.

Таблица №. Результаты диагностики первой и второй контрольных групп (имеет представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми)

Как видно из таблицы, здесь дети из второй контрольной группы на первый вопрос не смогли дать ответа. Это по нашему мнению связано с тем, что у трех респондентов (из второй контрольной группы) матери сидят по уходу за ребенком. Если провести сравнительный анализ ответов, то нужно отметить, что практически все дети осведомлены чем занимаются их родители, а отношения в семье доброжелательные.

Диагностика комплекса умений (критерий №3)

Изучаемые умения: имеет представления о культурных традициях своей семьи.

Диагностический инструментарий: индивидуальные беседы.

Для выявления представлений о культурных традициях своей семьи, для общения с детьми был приглашен школьный психолог Дмитриева К.П.

Таблица №. Результаты диагностики первой и второй контрольных групп (имеет представления о культурных традициях своей семьи)

Первая группа

Вторая группа

Легко вступают в диалог

Вступают непринужденно

Легко вступают в диалог

Вступают непринужденно

4

1

5

2

Из таблицы видно, что дети двух контрольных групп активно вступают в диалог. Дмитриева К.П. проводила беседы таким образом, чтобы выявить, какие семейные традиции заложены в семье, какие праздники в основном запомнились детям, какие праздники они ждут с большим желанием и почему. Как показала беседа, основными любимыми праздниками оказались дни рождения, новый год и восьмое марта.

Диагностика комплекса умений (критерий №4)

Изучаемые умения: Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния взрослого по мимике, жестам, позе.

Диагностический инструментарий: работа с дидактическими картинками: серия «Эмоциональные состояния человека», наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

При работе с картиной, детям предлагалось определить состояние человека на картине с изображением разных эмоциональных состояний и изложить свою точку зрения, почему что чувствует этот человек? Какое у него настроение?

Таблица №. Результаты диагностики первой и второй контрольных групп (узнаёт и называет разные эмоциональные состояния взрослого по мимике, жестам, позе)

Читайте также:  Карта оценки особенностей развития ребенка

Первая группа

Вторая группа

Определили состояние, «оживили» картину

Определили состояние, «оживили» картину

Картина №1 «Злость»

4

6

Картина №2 «Радость»

5

7

Картина №3 «Смех»

5

7

Картина №4 «Плачь»

5

7

Картина №5 «Раздумье»

3

5

Больших затруднений при работе с картинами у детей не возникло. Но картина №5 «Раздумье», у детей двух групп вызвал неоднозначные оценки. Предлагались самые разные варианты.

Диагностика комплекса умений (критерий №5)

Изучаемые умения: Правильно понимает слова, выражающие моральную оценку качеств личности (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый).

Диагностический инструментарий: анализ героев литературных произведений. Оценка качеств личности персонажей, беседа.

Для того, чтобы определить, насколько ребенок понимает слова, выражающие моральную оценку качеств личности, в течение двух дней было организовано просмотр мультфильма в доме культуры им. А.Н. Громова – Агди. В первом мультфильме нужно было определить отрицательные и положительные категории персонажей. А также, как отрицательные герои (птицы марабу) перешли на сторону добра:

Вопрос №1: кто из героев отрицательный персонаж?

Вопрос №2: кто из героев положительный персонаж?

Вопрос №3: кого из героев Вы считаете добрым, а кого злым, хитрым.

Вопрос №4: нарисуйте понравившегося персонажа.

На второй день эмоциональные состояния человека были продемонстрированы во втором мультфильме «Головоломка».

Таблица №. Итоги сравнительного анализа просмотренных мультфильмов (правильно понимает слова, выражающие моральную оценку качеств личности)

Во время обсуждения, три ребенка (один из первой группы, два из второй группы) не принимали должного участия в диалоге. Это связано с языковым барьером, возникшее с тем, что обсуждение велось на русском языке.

Диаграмма №. Сравнительный анализ двух контрольных групп (правильно понимает слова, выражающие моральную оценку качеств личности)

По итогам разбора было выявлено, все дети правильно понимают слова, выражающие моральную оценку качеств личности и открыто высказывают свое мнение.

Диагностика комплекса умений (критерий №6)

Изучаемые умения: имеет представления о многообразии народов мира, некоторых особенностях внешнего вида, национальной одежды.

Диагностический инструментарий: Дидактическое упражнение: работа с картинками серии «Народы мира».

Детям было предложено по картинкам определить, какой персонаж в какой стране живет и определить основные отличительные черты между народами.

Таблица № Результаты диагностики первой и второй контрольных групп (имеет представления о многообразии народов мира, некоторых особенностях внешнего вида, национальной одежды)

Если во второй группе, дети более или менее ориентируются в странах и народах, имеют представления об особенностях внешнего вида и национальной одежды, то дети из первой группы встретили определенные трудности.

Направление «Ребенок и сверстники»

По направлению «ребенок – сверстники» выявлены следующие представления, умения, навыки (составляющие социальной компетентности):

  • Критерий №1. Имеет представления о некоторых характерных особенностях детей разного возраста и пола, некоторых характерных особенностях их внешнего вида, любимых занятиях

  • Критерий №2. Умеет самостоятельно объединяться в небольшой группе детей для деятельности (труд, игра), определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнёров, оценивать результат и характер взаимоотношений.

Диагностика комплекса умений (критерий №1)

Изучаемые умения: Имеет представления о некоторых характерных особенностях детей разного возраста и пола, некоторых характерных особенностях их внешнего вида, любимых занятиях

Диагностический инструментарий: Дидактическая игра «Кому что?» Предлагается набор картинок с изображением мальчика, девочки, младенца, подростка. Набор предметных картинок: соска, машина, кукла, портфель. Предлагается разложить картинки по парам.

Во время занятий, детям было предложены два ряда картинок, которые они должны были разложить.

Таблица №. Результаты диагностики первой и второй контрольных групп (имеет представления о некоторых характерных особенностях детей разного возраста и пола, некоторых характерных особенностях их внешнего вида, любимых занятиях)

Как видно из таблицы, с заданием в каждой группе не справились с по одному ребенку. Это было связано с тем, что дети недоумевали, почему подростку должна была достаться машина.

Диагностика комплекса умений (критерий №2)

Изучаемые умения: Умеет самостоятельно объединяться в небольшой группе детей для деятельности (труд, игра), определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнёров, оценивать результат и характер взаимоотношений.

Диагностический инструментарий: педагогическое наблюдение за ребёнком в  повседневной жизни, сюжетно-ролевые  игры.

В течение эксперимента мы наблюдали за детьми в разных условиях: во время занятий, игры, концертов и соревнований. Диагностика проводилась по трем основным показателям (смотри таблицу №).

Таблица №. Показатели первой экспериментальной группы детей

Умеет самостоятельно объединяться в небольшой группе детей для деятельности (труд, игра) (макс. 3 балла)

Определяет общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнёров (макс. 3 балла)

Оценивает результат и характер взаимоотношений

(макс. 3 балла)

ИТОГО

Респондент №1

2 балла

2 балла

1 балл

5 б. (55%)

Респондент №2

1 балл

2 балла

1 балл

4 б. (44%)

Респондент №3

2 балла

1 балл

1 балл

4 б. (44%)

Респондент №4

1 балл

1 балл

2 балла

4 б. (44%)

Респондент №5

2 балла

1 балл

1 балл

4 б. (44%)

Средний показатель

53%

33%

40%

Данная диагностика показывает, что первой контрольной группы еще не умеют оценивать результат и характер взаимоотношений и определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнёров.

Диаграмма №. Показатели первой экспериментальной группы детей

Лишь у респондента №1 имеются более высокие показатели.

Далее приводим анализ результатов второй контрольной группы.

Таблица №. Показатели второй экспериментальной группы детей

Умеет самостоятельно объединяться в небольшой группе детей для деятельности (труд, игра) (макс. 3 балла)

Определяет общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнёров (макс. 3 балла)

Оценивает результат и характер взаимоотношений

(макс. 3 балла)

ИТОГО

Респондент №1

2

2

1

5 б. (55%)

Респондент №2

2

1

2

5 б. (55%)

Респондент №3

2

3

2

7 б. (78%)

Респондент №4

3

3

2

8 б. (88%)

Респондент №5

2

3

1

6 б. (67%)

Респондент №6

1

1

1

3 б. (33%)

Респондент №7

2

2

2

6 б. (67%)

Средний показатель

67%

71%

52%

По сравнению с первой контрольной группы, дети из второй группы имеют более чем высокие показатели. Это по нашему мнению связано с тем, что дети 5 лет не только намного самостоятельнее и развиты, но и принимают участие во всех мероприятиях и конкурсах организуемых и проводимых в наслеге и районе. Дети из первой группы, не могут принимать участие в силу возрастных ограничений.

Диаграмма № Показатели второй экспериментальной группы детей

В данной диаграмме можно увидеть, что у респондента №6 очень низкий уровень показателей. Здесь нужно отметить, что респондент не очень активен, не смотря на то, что в предыдущих диагностиках, респондент особо не выделялся.

Далее приводим сравнительный анализ двух экспериментальных групп.

Диаграмма №. Сравнительный анализ двух экспериментальных групп

На основе диаграммы можно наглядно увидеть, что дети из первой экспериментальной группы в силу возраста и социальной активности на низком уровне определяют общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнёров.

Направление «Отношение ребенка к самому себе»

Изучаемые умения:

Диагностический инструментарий:

Источник