Диагностика коммуникативного развития ребенка раннего возраста
Диагностика и развитие коммуникативных способностей и речи у детей раннего возраста.
По разным причинам малышей с отставанием в коммуникации и речевом развитии становится все больше. Но неразвитость коммуникативных способностей и речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, воспитателей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование. Если же отставание в вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика, и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.
В связи с тем, что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в более ранние сроки.
Речь малыша возникает и первоначально функционирует в процессе общения со взрослыми, поэтому очень важной задачей является развитие коммуникативной функции речи. Это предполагает совершенствование понимания ребенком речи окружающих людей и овладение им активной речью.
Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора, которые определяют специфику речевого расстройства. К таким причинам относятся:
- недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения;
- различные органические нарушения периферических органов речи.
- неблагоприятное влияние окружающей среды, к которому относится воспитание ребенка в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением (глухонемые родители или родители с дефектами речи, длительная госпитализация, ограничение социальных контактов из-за различных тяжелых заболеваний, отсутствие эмоционально положительного окружения, сверхшумное окружение);
- различные психические травмы (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье);
- недостатки педагогического воздействия;
- частые заболевания малыша, ослабляющие его организм;
- сложная адаптация к новым условиям жизни в дошкольном учреждении, и др.
Как выявить отставание в коммуникации и речи: признаки и симптомы.
Признаки:
- 1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
- 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова, использует преимущественно жестовую речь;
- 2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
- 3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Возникает необходимость многократного повторения инструкции. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.
В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими.
Для своевременного и полноценного развития речи в условиях детских учреждений необходимо учесть следующие факторы:
- Обогащение чувственного опыта в сочетании со словесным сопровождением.
Употребляемые взрослыми слова в основном должны опираться на имеющийся чувственный опыт ребенка. Поэтому большое значение имеет совместное со взрослым рассматривание предметов, наблюдения за явлениями природы, действиями окружающих.
- Установление частого эмоционально-положительного контакта воспитателя с детьми и детей между собой.
- Создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.
- Проведение артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастики.
- Проведение диагностики речевого развития детей раннего возраста учителем-логопедом.
Таким образом, если не созданы необходимые условия для оптимального хода развития ребенка, это оказывает отрицательное влияние на дальнейшее его развитие. Поэтому своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.
Занятия с детьми, у которых наблюдается задержка в речевом развитии, следует проводить не индивидуально, так как в этом случае малыши еще больше впадают в заторможенное состояние. На первых порах для занятий таких детей объединяют с другими, с теми, у которых речь развита несколько лучше, но не настолько, чтобы они могли, как говорится, «забить» плохо говорящего ребенка своими умениями. Малыши с задержкой в развитии речи внимательно приглядываются к действиям сверстников, успокаиваются, незаметно подражают их действиям, словам, легче вступают в контакт с окружающими детьми и взрослыми.
Окружающие должны говорить с ребенком как можно чаще; разговаривать о том, что происходит здесь и сейчас, оречевляя при этом свои действия и действия ребенка; говорить простым, понятным языком, правильно, четко произнося каждый звук, правильно ставя ударение; продолжать сказанное малышом, делая его предложения распространенными; поощрять его усилия и не слишком часто исправлять ошибки; при разговоре с ребенком подбирать простые по построению, немногословные предложения, делая между ними небольшие остановки: говорить не спеша, в умеренном темпе, выразительно (подчеркивая голосом более важные слова и ярко выражая в речи свои чувства), приятным, мелодичным, «теплым» голосом.
Если проблемы с речью имеют более тяжелую степень, родителям и воспитателям не справиться с ними, необходимо обратиться в Ц.
- Для проверки развития в том числе и речевого нами проводятся компьютерные диагностики КИД и СДАЙ. В ходе которых родитель с помощью специально подобранных вопросов оценивает развитие своего малыша. После диагностика обрабатывается, и в результате можно понять, есть ли отставание у конкретного ребенка по каким-либо областям.
- Если отставание выявлено, малыш вместе с мамой приглашаются на первичный прием в службу раннего развития. Первичный прием проводит команда специалистов (педагог-психолог, специальный педагог, специалист по ранней речевой коммуникации). Работа начинается с анализа анамнестических данных, беседы с мамой, наблюдения за ребенком. В ходе приема специалисты делают выводы о наличии областей, требующих развития.
- Если на приеме выявлено отставание в речевом развитии, специалист по ранней речевой коммуникации проводит углубленную диагностику по данному направлению. Для проверки речевого развития были разработаны индивидуальные речевые карты на каждую возрастную группу. Полученные результаты диагностики используются как своеобразный план индивидуальной и подгрупповой работы по развитию речи.
Если выявлено отставание в речевом развитии ребенок направляется на консультацию к невропатологу.
Далее принимает решение о дальнейшем пути развития речи малыша. Это могут быть индивидуальные развивающие занятия, групповые развивающие занятия или же, если возраст ребенка приближается к 3,5, 4 годам маме предлагается пройти ПМПК. Данная информация становится содержанием индивидуальных бесед с родителями, при этом результаты обследования сообщаются близким родственникам строго в конфиденциальном порядке.
Разрабатываются индивидуально-ориентированные программы:
-по развитию экспрессивной, импрессивной речи ребенка,
— накоплению пассивного и активного словарей,
-формированию фразовой речи.
Неотъемленным условиям является присутствие на занятиях родителя, т.к. работа проводится не только непосредственно с малышом, но и с его мамой по научению ее определенным упражнениям, которыми она в домашних условиях закрепляет пройденное на занятиях.
Таким образом, раннее выявление и коррекция различных отклонений в развитии речи малыша позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребенка. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии.
Источник
наталья огнева
Сборник диагностических методик по изучению социально-коммуникативного развития дошкольников
Раздел 1 Диагностические методики изучения осведомленности норм и ценностей, принятых в обществе
1.1 Название методики,автор: Методика «Неоконченные ситуации» (А. М. Щетинина, Л. В. Кирс)
Цель: изучение особенностей принятия и осознания детьми нравственной нормы.
Диагностические показатели: осведомленность норм и ценностей принятых в обществе.
Возрастной диапазон: 3-7 лет
Источник информации: ребенок
Форма и условия проведения: индивидуальная.
Инструкция:Ребенку говорят: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». В каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.
Ситуации:
1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как играют другие.К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать игрушки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила. Что ответила Оля? Почему?
2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть.Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила. Что ответила Катя? Почему?
3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша — зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ей ответила. Что ответила Саша? Почему?
4. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку.Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила. Что ответила Маша? Почему?
5. Петя принес в детский сад игрушечный самосвал. Всем детям захотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя. Что сделал Петя? Почему?
6. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера. Что сделала Вера? Почему?
7. Таня и Оля играли в «дочки-матери».К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть. Мы тебя не возьмем, ты еще маленький» — ответила Оля. А Таня сказала. Что сказала Таня? Почему?
8. Коля играл в «лошадки».Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала.Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста, Света никак не может заснуть» Коля ей ответил. Что ответил Коля? Почему?
9. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша. Что сделал Саша? Почему?
Обработка результатов: В процессе анализа результатов учитывается характер поступка и его аргументации. По особенностям придуманного ребенком поступка героя ситуации можно судить о степени принятия им нравственной нормы, а по характеру аргументации поступка — об осознании этой нормы.
Высокий уровень: ребенок придумывает поступок героя, адекватный социально принятой этической норме, умеет объяснить этот поступок с позиций нормы.
Средний уровень: ребенок домысливает поступок, соответствующий общепринятой норме, но не может аргументировать его.
Низкий уровень: ребенок придумывает окончание ситуации, в которой герой совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме.
1.2 Название методики,автор: Методика «Изучение осознания нравственных норм» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина)
Цель: определение уровня нравственных норм у дошкольников.
Диагностические показатели: Осведомленность о нормах и ценностях принятых в обществе.
Возрастной диапазон: 3-7 лет
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: Воспитатель предлагает ребёнку с перерывом в несколько дней выполнить два задания: сначала ответить на вопросы по стихотворениям и затем закончить рассказы. Малыша просят отвечать полно, развёрнуто, подробно.
Мы поссорились с подругой и уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я её не обижала, только мишку подержала,
только с мишкой убежала и сказала: «Не отдам».
После чтения стихотворения детям можно задать вопросы: «Почему поссорились девочки? Кто из них был виноват? Почему? Почему героиня решила помириться с подругой? Как она хочет это сделать? Есть ли у тебя друзья? Назови их. Ссоришься ты с ними или нет? Почему? Если ты вдруг поссорился с другом (подругой, то, как можно с ними помириться?»
Полезно попросить ребёнка придумать окончание к незаконченному рассказу-ситуации, описывающему нравственную проблемную ситуацию.Например:
Дети играли в песочнице. У Маши было две лопатки. Одной она копала, а другая валялась рядом.Подошла Оля и попросила: «Маша, дай мне, пожалуйста, твою лопатку поиграть, а то моя сломалась». Тогда Маша ответила… Что ответила Маша и почему?
Мама стирала.Витя играл: он строил мост из кубиков. «Витя, помоги мне развесить бельё. Я очень устала», — сказала мама. Тогда Витя ответил… Что ответил Витя и почему?
Вова строил из кубиков башню, высокую-превысокую. Наташа подошла, чтобы посмотреть, как он играет, и нечаянно толкнула башню. Кубики рассыпались. И тут Вова… Что сделал Вова и почему?
Обработка результатов:
Какой способ поведения предлагает ребёнок, соответствует ли он социально одобряемому образцу, описанной ситуации?
Мотивирует ли малышам и как предполагаемый поступок?При правильном ответе ссылается на:
• требования взрослого, выполняя норму только под его контролем («Мама всегда говорит, что надо делиться»);
• предполагаемые нежелательные последствия, стремясь избежать общественных санкций, мер воздействия («Надо правду говорить, а то накажут», «Я с ним поделюсь, а то он не будет со мной играть»);
• свои утилитарные потребности, желания, не понимая смысл общественной нормы, выполняя её в целях личной выгоды («Я ей дам куклу, а потом она мне что-нибудь даст»);
• описанную в рассказе ситуацию, но не понимает общественного содержания нормы («Дала лопатку, потому что она валялась рядом»);
• эмоциональное состояние, желание другого, умея вставать на его позицию, понять, но оставаясь в плену конкретной ситуации («Нужно помочь, потому что больно», «Дать куклу, потому что девочка хочет поиграть»);
• нравственное качество или норму, которые превратились в мотив поведения («Жадничать нельзя, надо делиться», «Даст куклу, потому что она не жадная»). Здесь можно говорить о формировании сознательной, а не стихийной нравственности, ведь ребёнок выполняет общественную норму, потому что иначе поступить не может, т. е. исходит из своей внутренней потребности.
При неправильном ответе ссылается на:
— авторитет взрослого («Не дала куклу, мне мама не разрешает»);
— свои интересы и желания («Не даст игрушку, она же одна», «Я тоже хочу играть»);
1.3. Название методики,автор: Методика «Закончи историю» (Р. Р. Калинина)
Цель: изучение осознания детьми таких нравственных норм,как: доброта — злость; щедрость — жадность; трудолюбие — лень; правдивость — лживость
Диагностические показатели: Осведомленность о нормах и ценностях принятых в обществе.
Возрастной диапазон: 4-7 лет
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: Исследование проводится индивидуально.Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).
1. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал… Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?
2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть.К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила… Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
3. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие.К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?
4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку.Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил… Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Все ответы ребенка, желательно дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка результатов. Если ребенок не может оценить поступки детей, то это говорит о несформированности понятий нравственных норм.
Низкий — ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
Средний — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
Высокий — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
1.4. Название методики,автор: Методика «Сюжетные картинки» (Р. Р. Калинина)
Цель: изучение осознания детьми таких нравственных норм,как: доброта — злость; щедрость — жадность; трудолюбие — лень; правдивость – лживость.
Диагностические показатели: Осведомленность о нормах и ценностях принятых в обществе.
Возрастной диапазон: 4-7 лет
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: Исследование проводится индивидуально.Ребенку говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».
В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения (желательно дословно).
Стимулирующий материал приложение №1
Обработка результатов: Ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков, так и отрицательных, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют, интерпретируется как несформированность понятия нравственных норм.
Низкий(2балла) — ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
Средний (3 балла) — правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
Высокий (4 балла) — ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.
Следует учитывать, что оценивается не каждый ответ испытуемого, а его ответы в целом. Возрастной нормой считается результат в 3 балла, указывающий на то, что эмоциональные реакции ребёнка адекватны, а нравственные ориентиры сформированы в достаточной степени. Результат в 2 балла также считается удовлетворительным. Если ребёнок справляется с заданиями плохо, набрал 0–1 баллов, рекомендуется индивидуальная беседа с психологом, занимающимся вопросами развития.
Раздел 2 Диагностические методики изучения общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми
2.1. Название методики,автор: «Диагностика развития общения со сверстниками» (Орлова И. А., Холмогорова В. М.)
Цель: выявить уровень сформированности коммуникативного навыка детей раннего возраста со сверстниками.
Диагностические показатели: коммуникативная деятельность со сверстниками.
Возрастной диапазон: 2-4 лет
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: диагностика общения предполагает регистрацию интереса ребёнка к сверстнику, чувствительности к воздействиям, инициативности ребёнка в общении, просоциальных действий, сопереживания и средств общения. Для определения уровня развитияобщения со сверстниками предполагается использовать:
• параметры общения со сверстниками;
• шкалы оценки параметров развития общения со сверстниками.
Показателями общения детей со сверстниками служат такие параметры общения как:
Интерес к сверстнику (обращает ли ребенок внимание на сверстника, рассматривает его, знакомится с его внешностью (подходит ближе к сверстнику, рассматривает его одежду, лицо, фигуру).
Инициативность (стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, взгляды в глаза, адресованные улыбки, демонстрация своих возможностей, вовлечение в совместные действия).
Чувствительность (активность) — стремление ребенка к взаимодействию со сверстником, желание ребенка действовать совместно, способность реагировать на воздействия сверстника и отвечать на них, наблюдение за действиями сверстника, стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника.
Просоциальные действия (способность ребенка учитывать желания сверстника, умение поделиться, помочь, делать что-то вместе).
Средства общения (действия, посредством которых ребенок стремится привлечь к себе внимание сверстника, вовлекает его в совместные действия и участвует в них).Показателями данного параметра являются:
Экспрессивно-мимические средства (эмоциональная окрашенность действий детей, раскованность сверстников);
Активная речь (предречевые вокализации, лепет, отдельные слова, фразы).
Обработка результатов:
Интерес к сверстнику:
0 баллов — ребенок не смотрит на сверстника, не замечает его;
1 балл — ребенок иногда поглядывает на сверстника, внимание не устойчиво, быстро переключается на другой предмет, не проявляет интерес к деятельности сверстника;
2 балла — ребенок обращает внимание на сверстника, с любопытством наблюдает за его действиями, но издалека, не решается приблизиться, сократить дистанцию (пассивная позиция);
3 балла — ребенок сразу же замечает сверстника, приближается к нему, начинает внимательно рассматривать, трогать, сопровождает свои действия вокализациями, речью, не теряет интереса к сверстнику на протяжении длительного времени, не отвлекается.
Инициативность:
0 баллов — ребенок не обращается к сверстнику, не стремится привлечь его внимание;
1 балл — ребенок первым не вступает во взаимодействие, начинает проявлять инициативу только после того, как сверстник проявил активность или с участием взрослого, чаще всего ждет инициативы сверстника (изредка поглядывает в глаза, не решаясь обратиться);
2 балла — ребенок проявляет инициативу, но не всегда, действует неуверенно, инициативные обращения к сверстнику не отличаются настойчивостью, смотрит в глаза сверстнику, улыбается;
3 балла — ребенок постоянно проявляет инициативу в общении, часто смотрит в глаза сверстнику, адресует ему улыбки, демонстрирует свои возможности, пытается вовлечь сверстника в совместные действия, проявляет ярко выраженную настойчивость в общении.
Чувствительность:
0 баллов — ребенок не отвечает на инициативу сверстника;
1 балл — ребенок реагирует на воздействия сверстника, но лишь изредка отвечает на них, не проявляет желания действовать совместно, не подстраивается под действия сверстника;
2 балла — ребенок откликается на инициативу сверстника, стремится к взаимодействию, отвечает на воздействия сверстника, иногда стремится подстроиться по действия сверстника;
3 балла — ребенок охотно откликается на все инициативные действия сверстника, активно подхватывает их, согласовывает свои действия с действиями сверстника, подражает его действиям.
Про социальные действия:
0 баллов — ребенок не обращается к сверстнику, не желает действовать с ним совместно, не реагирует на просьбы и предложения сверстника, не хочет ему помогать, отнимает игрушки, капризничает, сердится, не желает делиться;
1 балл — ребенок сам не проявляет инициативы, но иногда откликается на предложения взрослого сделать что-нибудь вместе со сверстником (построить домик, поменяться игрушками, но предложение отдать игрушку сверстнику вызывает протест;
2 балла — ребенок согласен играть со сверстником, иногда сам проявляет инициативу, но не во всех случаях, иногда делится игрушками, уступает их, откликается на предложение делать что-то совместно, не мешает сверстнику;
3 балла — ребенок проявляет желание действовать совместно, сам предлагает сверстнику игрушки, учитывает его желания, помогает в чем-либо, стремится избегать конфликтов.
Средства общения:
Экспрессивно-мимические
0 баллов — ребенок не смотрит на сверстника, не выражает мимикой своих чувств, равнодушен ко всем обращениям сверстника;
1 балл — ребенок иногда смотрит в глаза сверстнику, эпизодически выражает свое эмоциональное состояние (улыбается, сердится, мимика преимущественно спокойная, не заражается эмоциями от сверстника, если и использует жесты, то не для выражения собственных эмоций, а в ответ на обращения сверстника;
2 балла — ребенок часто смотрит на сверстника, его действия, адресованные сверстнику эмоционально окрашены, ведет себя очень раскованно, заражает сверстника своими действиям (дети вместе прыгают, визжат, кривляются, мимика оживленная, яркая, очень эмоционально выражает и отрицательные эмоции, постоянно привлекает к себе внимание сверстника.
Активная речь
0 баллов — ребенок не произносит слов, не «лепечет», не издает выразительных звуков (ни по собственной инициативе, ни в ответ на обращения сверстника или взрослого);
1 балл — лепет;
2 балла — автономная речь;
3 балла — отдельные слова;
4 балла — фразы.
Протокол регистрации параметров общения со сверстником
Ф. И. ребёнка ___ Возраст ___
Интерес
Непосредственное общение 0 1 2 3
Общение с участием взрослого 0 1 2 3
Совместная деятельность с предметами 0 1 2 3
Один предмет на двоих 0 1 2 3
Инициативность
Непосредственное общение 0 1 2 3
Общение с участием взрослого 0 1 2 3
Совместная деятельность с предметами 0 1 2 3
Один предмет на двоих 0 1 2 3
Чувствительность
Непосредственное общение 0 1 2 3
Общение с участием взрослого 0 1 2 3
Совместная деятельность с предметами 0 1 2 3
Один предмет на двоих 0 1 2 3
Просоциальные действия
Непосредственное общение» не фиксируется 0 1 2 3
Общение с участием взрослого» не фиксируется 0 1 2 3
Совместная деятельность с предметами 0 1 2 3
Один предмет на двоих 0 1 2 3
Средства общения:
экспрессивно-мимические
Непосредственное общение 0 1 2
Общение с участием взрослого 0 1 2
Совместная деятельность с предметами 0 1 2
Один предмет на двоих 0 1 2
активная речь
Непосредственное общение 0 1 2 3 4
Общение с участием взрослого 0 1 2 3 4
Совместная деятельность с предметами 0 1 2 3 4
Один предмет на двоих 0 1 2 3 4
Результаты диагностических исследований заносятся в специальные протоколы.
Для оценки степени развитияобщения со сверстниками используются три уровня: низкий (3 балла, средний (2 балла) и высокий (1 балл).
Низкий уровень общения характеризуется слабой выраженностью всех параметров. Уровень развития общения оценивается как средний, если большинство показателей всех параметров имеют средние значения. Если выраженность разных показателей существенно различается. Ребенок обладает высоким уровнем общения, если по большинству из параметров в каждой пробе, он получил высшие баллы.Допускаются средние баллы по параметрам: активная речь и про социальные действия.
Источник