Диагностика эмоционального развития ребенка раннего возраста
Особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста я в своей работе выявляю, используя метод наблюдения, а также
различные диагностические методики.
Регулярные наблюдения за детьми в естественных ситуациях — в группе, на прогулке, во время
прихода в детский сад и ухода из него, позволяют достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада при взаимодействии с воспитателями, родителями и со
сверстниками, в процессе организации деятельности и отдельных режимных моментах.
Более углубленную диагностику по результатам наблюдения или по запросу педагогов, родителей уже провожу используя ту или
иную, подходящую в конкретном случае, диагностическую методику.
Представляю комплекс методик,
используемых мною для оценки состояния эмоционально-волевой сферы.
Диагностика эмоциональной сферы дошкольник (Л.П.Стрелкова)
Эмоциональная сфера ребенка Стрелкова Л.
Adobe Acrobat Document
291.1 KB
Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребенка предполагает выделение следующих параметров:
— адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;
— дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
— широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане,
терминологическая оснащенность языка;
— адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.
Методика «Волшебная страна чувств»
(Авторская — Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов)
Методика_Волшебная_страна_чувств.PDF
Adobe Acrobat Document
283.5 KB
Бланки Волшебная страна чувств.PDF
Adobe Acrobat Document
624.1 KB
Цель: Выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни. Исследование психоэмоционального
состояния ребенка
Задачи:
• Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями.
• Развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения.
• Развивать у детей навыки самоконтроля.
Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
Методика «Выбери нужное лицо»
Тест тревожности.pdf
Adobe Acrobat Document
611.7 KB
Данная методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных
ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере
взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду.
Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни
ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным
лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо
для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.
Методика «Контурный САТ-Н
(Детский апперцептивный тест
Л. Беллак, О. Беллак)
Test_CAT_H.pdf
Adobe Acrobat Document
427.4 KB
Методика выявляет реальное состояние
ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель
тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то,
что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития
ребенка.
Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует
изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями
зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются в определенном порядке.
Цветовой тест Люшера
Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления
внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.
Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных
цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды
Методика «Лесенка»
Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою
значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье.
Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Нужно определить свое место на лестнице ума, здоровья, красоты
и т.д.
Методика «Два дома»
metodika_dva_doma.pdf
Adobe Acrobat Document
98.8 KB
Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье,
в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.
Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.
Методика
«Несуществующее животное»
Несуществующее животное.pdf
Adobe Acrobat Document
134.9 KB
Методика изучает личностные особенности ребенка: уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов,
уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д.
Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А 4) придумать и изобразить несуществующее в природе
животное, а также назвать его несуществующим названием.
Методика «Кактус»
Методика Кактус.pdf
Adobe Acrobat Document
175.8 KB
Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности
и интенсивности.
Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится
беседа.
Рисунок семьи
Рисунок семьи.pdf
Adobe Acrobat Document
255.0 KB
Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений.
Ребенку предлагают нарисовать свою семью, после чего проводится беседа
Методика «Паровозик» (Велиева С.В.)
методика Паравозик.pdf
Adobe Acrobat Document
270.0 KB
Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния
ребёнка:нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной
среде (выявление тревожности у дошкольников).
Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния.
Источник
Шустова Светлана Владимировна
Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника
Основными методами, которые позволяют оценить эмоциональное состояние и выявить особенности эмоционального развития,являются: наблюдение, эксперимент и проективные рисуночные тесты. Эти методики давно используются в повседневном наблюдении за ребёнком, давая возможность тщательно исследовать поведение детей в реальных жизненных обстоятельствах. Регулярное наблюдение позволяет объективно оценивать состояние ребёнка при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками в детском саду, в процессе организационной деятельности и в отдельных режимных моментах.
Наблюдение за дошкольникамипроисходили в естественной ситуации: в группе и на прогулке, на протяжении всего дня, проведенного в детском саду. В ходе наблюдения я обратила внимание на основные параметры эмоциональных проявлений — эмоциональный фон, имеющий много общего с настроением, который бывает либо положительным, либо отрицательным. Эмоциональный фон, в первую очередь, даёт педагогу информацию о степени эмоционального благополучия ребёнка. Ещё один важный параметр – это выраженность эмоций. В основном дети такого возраста не владеют культурными формами выражения эмоций, не всегда могут сдерживать многие эмоциональные проявления, такие как плачь, крик и другие. Очень важно смотреть за эмоциональным миром ребёнка, усвоил ли он эмоциональные оттенки, или же его эмоции являются отрицательными, «плохими», односторонними и невыраженными. Следующий немаловажный параметр — эмоциональная подвижность. Эмоции любого ребёнка более подвижны, чем у взрослого человека, что внешне выражается в частой и лёгкой смене настроения и состояния в целом. Однако чрезмерно частая смена настроения говорит о неустойчивости эмоциональной подвижности.
Важно наблюдать за ребенком в таких ситуациях, в которых эмоциональное состояние проявляется наиболее ярко, что даёт возможность оценить степень эмоционального реагирования ребёнка на данные воздействия.К таким ситуациям относят:
Выражение страха:
— приход в детский сад;
— сломанная любимая игрушка;
— негативное поведение (крик, плач) сверстника, друга;
— агрессия сверстника, друга;
— появление (приближение) незнакомых людей;
— запрет, ругань, крик со стороны взрослого;
— незнакомые звуки;
— незнакомая обстановка, помещение.
Проявление гнева:
— уход матери, близкого взрослого;
— желание иметь то, что запрещено;
— желание иметь то, чем обладает другой ребенок;
— желание иметь то, чем обладает взрослый;
— сложная в использовании игрушка;
— ласковое внимание на другого ребёнка, а не на себя;
— сверстник забирает (прячет) игрушку, навязывает драку, оскорбляет;
— сверстники не принимают в игру;
— неудачи на занятиях;
— наличие какого-либо препятствия.
Выражение радости:
— нахождение в детском саду/дома;
— восприятие собственного отражения в зеркале;
— выполнение приятного задания, действия;
— положительная оценка, внимание другого человека при взаимодействии и общении;
— восприятие отражения другого ребёнка в зеркале;
— совместные игры, времяпрепровождение;
— сверстник дурачится, играется, смешит;
— смешные незнакомые звуки;
— воспитатель заигрывает с детьми, веселит их.
Олицетворение печали:
— уход матери, близкого взрослого;
— приход в детский сад;
— отсутствие внимания со стороны взрослого;
— наказание со стороны взрослого;
— игры, общение со сверстниками;
— трудности при выполнении задания;
— сверстники не принимают в игру.
Порождение интереса:
— переход (приход) в новую группу;
— взрослый незнакомец;
— незнакомый сверстник;
— проявление интереса к окружающим предметам, явлениям природы;
— новые игрушки;
— незнакомая игра;
— подготовка к праздникам.
Возникновение удивления:
— незнакомые игрушки;
— новая игра;
— появление чего-либо/ кого-либо нового в группе;
— близкий взрослый общается иначе;
— услышанное или увиденное что-то нового;
— знакомый сверстник, необычное поведение знакомого.
Фиксация результатов оценки эмоционального состояния детей.
Предложенная классификация предполагает наблюдение за группой в режимные моменты, в процессе учебной, спортивной, игровой деятельности.
Так как основным методом оценки эмоционального состояния детей является наблюдение, в основном используются таблицы фиксации результатов, оцениваются в баллах, применены цвета. Мы применяем различные цвета для наглядности и выделения тех ситуаций из жизни ребёнка в детском саду, в которых он чувствует себя комфортно или неблагополучно. Кроме того, использование различных оттенков позволяет избежать классификации детей по тому или иному признаку (деление их на «хороших» и «плохих»). В результате наблюдений выявляются причины неблагополучия и трудности, возникающие у ребёнка в различных ситуациях, оценить собственные ошибки, что поможет понять причины затруднений взаимодействия с ребёнком и преодолеть их.
У каждого ребёнка эмоции проявляются индивидуально, поэтому необходимо обращать внимание на степень их проявления у конкретного ребёнка в той или иной ситуации и именно эту реакцию положить в основу оценки. Для этого используем шкалу оценки проявления эмоционального неблагополучия и комфорта (Таблица 1).
Таблица 1. Шкала оценки проявления эмоционального состояния.
Наблюдая за ребёнком, за его эмоциональным состоянием в ситуациях взаимодействия с родителями, с воспитателем, со сверстниками фиксируется по соответствующей индивидуальной схеме (Таблица 2).
Таблица 2. Оценка эмоционального состояния ребёнка в группе детского сада.
Код ребёнка _Василиса___ возраст_3 года___ № группы _7___
Источник
(от 1 года до 3 лет).
Основные задачи психологической диагностики в раннем возрасте:
· изучение сформированности навыков самообслуживания;
· исследование адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения;
· исследование уровня развития познавательных процессов;
· изучение особенностей эмоциональных проявлений;
· выявление симптомов кризиса 3 лет;
· выявление особенностей предметной деятельности;
· изучение темперамента;
· исследование взаимоотношений со взрослыми (родителями, педагогами) и сверстниками.
Краткая характеристика периода
Раннего детства — от 1 года до 3 лет.
Новообразования.Восприятие, речь, наглядно — образное мышление, выделение «Я» в структуре самосознания.
Ведущая деятельность.Предметно – манипулятивная
Поведение.Поведение ребенка раннего возраста называют «полевым». Ребенок раннего возраста бесконечно активен, он постоянно чем- то занят. Все, что ребенок видит вокруг себя, он хочет потрогать руками. Л.С. Выготский объясняет это особенностями сознания ребенка, а именно единством восприятия, аффекта, действия. Каждая воспринимаемая вещь эмоционально притягательна и соответствующим образом провоцирует ребенка на действие, поэтому каждый предмет окружающей действительности для него мотивационно заряжен.
Развитие предметной деятельности.Около 1 года действие с предметамиимеет манипулятивный характер. В 1г. 6мес. — 2г. действия и способы обращения ребенка с предметами начинают подчиняться функциональному назначению предметов. К 1г.6мес. дети начинают выполнять действия, которые они наблюдают у взрослых: укачивает куклу, катит машинку, чисти, моет и др. На третьем году жизни дети от полного выполнения действий начинают переходить к его символическому изображению. Дети используют предметы в игре не только по их прямому назначению, но и подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям, замыслу игры. В раннем возрасте возникает индивидуальная предметная игра. К 3 годам дети много играют игрушками, конструируя, строят из них что- то новое. В этот период появляются первые попытки к рисованию.
Развитие когнитивной сферы.
Восприятие.Раннее детство – сензитивный период развития восприятия, от которого зависит совершенствование всех других познавательных способностей. На третьем году жизни ребенок может дифференцировать величину предмета (большой — маленький), основные цвета и геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник).
Речь.В возрасте одного года ребенок произносит отдельные слова. Примерно до 1г. 6мес.- 1 г. 8мес. у ребенка в основном развивается понимание речи при незначительном приросте активного словаря, при этом активно используется мимика и жесты. До 1г. 6 мес. ребенок усваивает от 30-40 до 100 слов, но употребляет их редко. После этого происходит резкий скачок в развитии речи, и к 2годам дети знают около 200 слов. К 2 годам в норме ребенок говорит двух – трех словные предложения, используя слова заменители, например: «Мама дай лялю». На третьем году ребенок начинает прислушиваться к тому, что говорят взрослые. Детям нравится слушать рассказы, сказки. Словарный запас составляет около 1200-1300 слов.
Мышление.От 1года до 3 лет происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, действия с предметами заменяются действиями с их образами. Однако способность решать задачи во внутреннем плане несколько отстает от способности решать задачи в практическом плане. Ребенок может абстрагировать и выделять форму и цвет предмета, способен к классификации по цвету, форме, величине.
Развитие личности.В этот период значительные изменения происходят в структуре самосознания ребенка. К 3 годам происходит разделение ситуации «пра-мы», которая формируется в период младенчества и суть, которой Л.С.Выготский определяет как первоначальное сознание психической общности, предшествующее сознанию собственной личности. Проявляется это в том, что ребенок не осознает себя независимым от окружающих и, в первую очередь, от матери. Говоря о себе, он видит себя как будто со стороны: «Петя хочет гулять», «Маше больно». К 3 годам в речи ребенка появляется местоимение «Я», что свидетельствует об осознании себя и противопоставлении себя другим. Это выражается в возрастном кризисе в следующих симптомах: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм.
Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение
(Печора К.Л.)
Вопросы к матери ребенка | Параметры | Оценка в баллах |
1. Какое из перечисленных настроений преобладает? | Бодрое, уравновешенное Раздражительное, неустойчивое Подавленное | |
| Быстро, до 10 минут Медленно | |
| Ничего Укачиваю, лежу рядом и пр. |
|
| Соответствует возрасту Спит меньше нормы Сон существенно нарушен | |
| Хороший Неустойчивый, избирательный Плохой | |
| Просится Нет, но бывает сухой Нет, ходит мокрый |
|
| Положительно Отрицательно | |
| Нет Есть (какие именно?) | |
| Проявляет Только в привычной обстановке | |
| Проявляет Недостаточно Не проявляет | |
| Способен сам найти себе дело Играет только со взрослыми Не умеет играть |
|
| Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт, но общается по инициативе взрослого Не идет на контакт со взрослыми | |
| Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт Не умеет общаться с детьми |
|
| Нет Да | |
| Очень тяжело Спокойно |
Исходя из анализа ответов на вопросы анкеты, можно сделать выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44 балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения. Минимальное количество баллов – 16. Печора К.Л. предлагает вычислить средний балл по перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:
3 – 2,6 балла – готов к поступлению в ясли-сад;
2,5 – 2 балла – готов условно;
2 – 1,6 балла – не готов.
Мы предлагаем качественный анализ ответов на вопросы, который позволяет выделить сферы, требующие развивающей работы: взаимоотношения со взрослыми, отношения с детьми, культурно-гигиенические навыки, развитие предметно-манипулятивной деятельности.
Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
Для изучения психофизиологической адаптации детей к условиям детского сада можно использовать методику «Лист адаптации» (журнал «Обруч» № 3, 2000 г). Методика основана на методе экспертных оценок, в качестве экспертов могут выступать воспитатели. Критериями адаптации служили: эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит
Экспертам предлагается оценить поведенческую реакцию в соответствии с представленной шкалой.
1. Эмоциональное состояние
+3. Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
+2. Улыбается, настроение хорошее, спокоен.
+1. Иногда задумчив, замкнут.
–1. Легкая плаксивость.
–2. Плачет за компанию, плач приступообразный.
–3. Сильный профилактический плач, подавленное настроение.
2. Социальные контакты ребенка
+3. Много друзей, охотно играет с детьми.
+2. Сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми.
+1 Безразличен к играм, отстранен, замкнут.
–1. Невесел, с детьми не контактирует, даже вовлечен в игру.
–2. Проявляет тревогу, бросает начатые игры.
–3. Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.
3. Сон ребенка
+3. Сон спокоен, глубокий, засыпает быстро.
+2. Сон спокойный.
+1. Засыпает нескоро, спит спокойно, но недолго.
–1. Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.
–2. Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.
–3. Отсутствие сна, плач.
4. Аппетит ребенка
+3. Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.
+2. Нормальный аппетит, ест до насыщения.
+1. Аппетит выборочный, но насыщенный.
–1. Отвергает некоторые блюда, капризничает.
–2. Приходится следить затем, чтобы ел, ест долго, неохотно.
–3. Отвращение к еде, кормление мучительно.
Каждый из факторов может оцениваться от +3 до – 3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации. Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или –12 в интервале чего определяются уровни адаптации. Продолжительность адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в детском саду) или быть долгой. Уровень, то есть успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода и поведенческих реакций.
Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста (1,5-3 года). (По Н.А. Рычковой, 2001)
При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действий, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.
Исследование восприятия.
1. Восприятие цвета.Четыре цвета: красный, синий, желтый, зеленый. (приложение 12)
Спгимулъный материал: цветные наборы дидактических игр: «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» и др.
Пример инструкций:
1) «положи к каждому цветочку (4) подходящий по цвету лепесточек»;
2) покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек?»;
3) «назови, какого цвета этот цветочек?». Аналогично предъявляются другие задания.
Нормативы:
- сличение — от 1,5-2 лет;
- выбор по названию — в 2-3 года;
- самостоятельность названия — в 2,5-3 года.
Восприятие формы.
Стимульный материал: круг (шарик), квадрат (кубик), прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша) по 2 набора 4-х основных цветов.
Пример инструкции:
1) «дай такую же» (форма и цвет совпадают);
2) «покажи, где кубик?»;
3) «назови форму».
Нормативы:
- сличение — от 1,5-2 лет;
- выбор по названию — 2 года;
- самостоятельное название — в 3 года.
Предметное восприятие.
Стимулъный материал: 10-12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам) (приложение 10).
Инструкция:
1) покажи, где нарисован…?;
2) что нарисовано? или Что это?
Нормативы:
В 1,5-2 года называют 4-5 картинок.
В 2,5 года называет многие предметы из групп: игрушки, посуда, одежда, мебель.
В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.
Источник