Диагностика интеллектуального развития ребенка

Варвара Корякина
Методы диагностики уровня интеллектуального развития детей дошкольного возраста

1. Психологическая диагностика (задача).

Психодиагностика — это совокупность способов и средств определения индивидуально-психологических характеристик личности для последующего, при необходимости, коррекционного воздействия на ее развитие. Исходя из этого определения, прежде всего, надо осознать высочайшую ответственность всех тех, кто берется осуществить эту функцию. Уровень профессионализма такой деятельности включает в себя, по крайней мере, два составляющих элемента,способность: а) собрать факты и дать им обоснованное объяснение; б) подобрать адекватные приемы психолого-педагогического воздействия. Очевидно, что для комплексного решения этой двуединой задачи, наиболее эффективно сочетание усилий специалистов-профессионалов психологической службы и опытных практиков. Исходный момент данной комплексной работы — набор первичной информации о личности, поведении и деятельности диагностируемого субъекта. Важна не только диагностика уровня развития отдельных психических процессов или констатация отклонений в развитии личности ребенка, самое главное — это установить взаимосвязь между отдельными особенностями психики ребенка. Ведь индивидуальные особенности, самооценка или тревога могут повлиять не только на характер общения, но и на развитие познавательных процессов у детей. В свою очередь, особенности памяти и уровень мышления определяют и некоторые качества личности, например, уровень притязаний или агрессивность. Поэтому так важно при проведении диагностики использовать целый комплекс методик, что позволит рассмотреть личность ребенка с разных сторон и составить целостное представление о его психике.

2. Этапы психологической работы.

Правильная диагностика — это первый шаг в организации коррекции психики, при этом необходимо не только правильно подобрать методики, но и провести исследования так и в таком порядке, чтобы ребенок не устал, не отказался от участия в работе. Правильная диагностика помогает выявить причины нарушений в психическом развитии, определить, какие качества сформированы хуже всего.

Главная задача при обследовании ребенка определить, что необходимо исследовать в первую очередь, а затем подобрать соответствующие методики. Так как выделение наиболее сложных и глубоких нарушений у исследуемого ребенка в первый момент трудно даже для профессиональных психологов, а в начале работы с ребенком рекомендуется не сосредотачиваться на какой-то одной стороне психического развития или на исследовании одного психического процесса, но постараться изучить ребенка комплексно, применяя по возможности, как можно больше различных тестов для получения более достоверных результатов.

Обследование начинают с беседы со взрослыми (воспитателями, учителями, родителями, если с определенными жалобами на ребенка обратились они. Если же инициатива обследования исходит от того, кто будет проводить диагностику, то ему необходимо самому четко определить характер притязаний к ребенку и причин недовольства им.

Обследование ребенка начинается с анализа его внешнего вида и реакции на ситуацию обследования. При этом надо обращать внимание на то, насколько ребенок открыт для контакта, проявляет ли он активность (например, изучает обстановку в комнате, рассматривает с интересом игрушки, предметы, находящиеся в ней, чем он расторможен, то есть крутится на месте, порывается встать, вертит что-то в руках, просто болтает руками или ногами. Следует отметить и проявление заторможенности, напряженности, проявляемое ребенком, его стремлением сесть или встать, нежелание обращать на себя внимание, боязнь вступить в разговор.

Все эти факты могут быть связаны с психодиагностическими (врожденными) особенностями ребенка, например с импульсивностью или ригидностью, так и с такими качествами как тревожность или демонстративность. Полученные наблюдения в дальнейшем сопоставляют с данными тестов, что помогает понять природу интеллектуальных или эмоциональных отклонений ребенка.

При обследовании важно чередовать методики так, чтобы изучение памяти следовало за анализом мышления, а изучение восприятия — за исследованием креативности. Начинать диагностику рекомендуется с рисования (как на свободную, так и не заданную тему, предоставляя ребенку время войти в ситуацию обследования памяти, так как необходимо время (не меньше 20 минут) для отсроченного воспроизведения. Личностные методики лучше предлагать детям в конце работы, после того, как для них сгладится новизна ситуации и установится контакт со взрослым, проводящим диагностику. Такая же последовательность сохраняется и в том случае, если обследование не за один раз, а на нескольких занятиях.

3. Правила проведения тестового диагностического обследования.

Первые объективные методы диагностики психического развития детей появились в начале XX века. До этого для исследования психики детей применяли только наблюдения и анкеты. Недостатком этих методов является их субъективность, так как часто мы видим только то, что хотим видеть, и не замечаем многих важных вещей. Кроме того, анкеты нельзя использовать при работе с маленькими детьми, так как для ответов на их вопросы необходим определенный уровень самонаблюдения, отсутствующий у детей дошкольного возраста.

Читайте также:  Развитие ребенка с помощью игр от рождения до 5 лет

Новые методы получившие название тестов, отличались абсолютной объективностью и возможностью использования для работы с детьми любого возраста.

Непрофессиональный подход к диагностике может принести больше вреда, чем пользы. Для того чтобы работа считалась успешной,надо знать несколько основных правил:

Для составления психологической характеристики ребенка необходимо использовать не менее 10-15 разных тестов, поскольку каждая отдельная методика направлена на «измерение» очень узкого, специального качества.

Строго соблюдать инструкцию, которая приведена в каждой методике. В противном случае, суть задания может полностью измениться, а следовательно, полученный вами результат будет ошибочным.

Не забывать о том, что каждая методика рассчитана на детей определенного возраста.

Для работы по многим методикам необходимо специальный «стимулирующий материал», то есть, карточки, тексты, картинки, которые предлагают ребенку. Не забывать, что все инструкции о порядке предъявления и способе подачи этого материала обязательны и что не соблюдая их или изменяя материал можно получить иной результат.

Никогда не надо пытаться работать с ребенком через силу, без его добровольного желания.

4. Значение каждого раздела для оценки хода психического развития.

а) Исследование развития восприятия.

Восприятие — это выделение наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств составления на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесение этих образов-эталонов с предметами окружающего мира. При диагностики уровня развития важно определить уровень сформированности всех этих трех процессов. Необходимо также соотнести причины ошибок, допускаемых ребенком, с этими процессами, так как практически не существует детей у которых были бы, нарушены все они одновременно. Поэтому, как правило коррекция всего лишь одного из этих процессов помогает откорректировать всю деятельность восприятия.

Проводя диагностику, важно так подобрать методику, чтобы они отразили особенности всех трех сторон восприятия. Прежде всего нужно проверить наличие у ребенка целостных образов предметов окружающего мира, и их адекватность. Для этого применяют методику «Разрезные картинки». Уровень развития действий восприятия и степень их интериоризации исследуют и с помощью теста «Коробочка форм». Степень обобщенности сенсорных эталонов, а также уровень интериоризации действий восприятия исследуют с помощью методики «эталоны».

б) Исследование развития памяти.

Память — один из ведущих психических процессов, имеющих особенно важное значение для дошкольников и младших школьников, для интеллектуального развития которых необходимо сохранение следов полученной информации. Память является не только одним из важнейших познавательных процессов, но одним из параметров одаренности. Однако при диагностике необходимо помнить, что, хотя хорошая память, как правило, действительно связана с высоким уровнем интеллектуального развития ребенка, низкий уровень памяти еще не говорит о том, что интеллектуальное развитие этого ребенка невысоко, что оно отстает от нормы. То есть связь между памятью и интеллектом односторонняя, а не двухстороннее, и плохая память в отличии от хорошей, мало что говорит о способностях человека.

Следующее при методикиразработаны для исследования разных видов памяти: «10 предметов» — для объема непосредственной образной; «10 слов» — объем и скорость непосредственной вербальной; «пиктограмма» — изучение опосредованной памяти, связанной с образным мышлением.

в) исследование развития мышления.

Мышление — один из важнейших психических процессов. Мышление — это процесс не однородной, он проходит в несколько этапов в своем развитии, состоит из многих операций. Поэтому необходимо разобраться, какое качество мышления можно исследовать тем или иным методом и какие методы лучше всего использовать в диагностике при разных проблемах, которые возникают в процессе обучения детей. Для исследования уровня развития образного мышления у детей 4-7 лет можно исследовать тест «Нахождение недостающих деталей», — на исследование образного схематического мышления, называется «перцентивное моделирование», для исследования схематического мышления у детей применяется «тест Когана», «тест Равена», для диагностики словесно-логического мышления у детей 5-10 лет «последовательные картинки», «исключение четвертого».

г) исследование креативности.

Креативность (творческое воображение) имеет огромное значение не только для познавательного развития детей, но и для формирования их личности. Способность находить новые, нетрадиционные способы решения различных задач не всегда связана с общими интеллектуальными способностями человека. В то же время творческие способности личности откладывают отпечаток и на уровень выполняемой деятельности, и на стиль общения с другими людьми, и на осознание своих достоинств и недостатков. Поэтому при диагностике необходимо исследовать уровень не только познавательного, но и творческого развития личности, который невозможно определить с помощью традиционных тестов интеллекта.

Читайте также:  Проект пальчиковые игры в развитии речи ребенка

Для исследования образной креативности может быть использован тест «Дорисовывание», тесты направленные на исследование только вербальной креативности «назови картину», «что может быть одновременно».

д) исследование общения.

Общение со взрослыми формируют практически все знания и умения детей, в том числе и знания о самом себе, стимулирует его познавательную активность. Общение со сверстниками актуализирует эти знания, формируя у ребенка более правильный, адекватный образ самого себя. Нарушения в общении, которые фиксируются в дошкольном и мл. школьном возрасте, проявляются в последствии не только в том, что человек не умеет добиваться желаемого, конфликтует с окружающими, не умея построить правильные отношения ни дома, ни на работе. Для исследования общения ребенка со сверстниками, определения его статусного места в группе используют метод «Социометрия», общение детей с членами семьи «Два домика», «Рисунок семьи».

е) исследование индивидуальных особенностей и качеств личности.

Труднее всего диагностировать качества личности детей, и прежде всего из-за отсутствия абсолютно объективных способов интерпретации полученных в ходе тестирования данных. Еще не разработаны нормы развития личности, подобные тем, что были выведены при исследовании познавательного развития, хотя и существует общее понятие об отклонениях в личностном росте. В то же время, именно личные качества детей чаще всего интересуют взрослых, так как именно они нередко становятся причиной конфликтных детей, их плохого поведения, а часто и плохой учебы. Знание индивидуальных особенностей личности помогает выстроить правильное общение с ребенком, наметить план помощи ему. При диагностике необходимо отличать индивидуальные особенности от качеств личности ребенка; индивидуальные особенности — врожденные, они связаны с особенностями работы нервной системы, а качества личности формируются в течении жизни и зависят, таким образом, от социального окружения. Поэтому можно говорить о коррекции, изменении структуры личности, но невозможно изменить индивидуальные особенности человека. Можно только попытаться помочь ребенку создать индивидуальный, основанный на его особенностях стиль деятельности и общения, который использует положительные стороны его индивидуальности, по возможности нейтрализуя отрицательные. Широко распространены тесты, направленные на исследование самооценки. Существуют их модификации — для детей 4-6 лет (тест Лесенка) и 7-10 лет (школа самооценки)«оцени себя». При исследовании личностных качеств часто применяют и рисуночные тесты, которые относятся к проективным, так как предполагается, что ребенок приписывает персонажам рисунка свои чувства и переживания. Одним из самых информативных является тест «Несуществующие животные». Важную информацию о личности детей и их общении с окружающими дает «тест Розенцвейга». Существует еще один тест, который дает возможность провести комплексную диагностику личности ребенка «Детский апперцептивный тест с его помощью можно исследовать не какое-то одно качество, а структуру личности ребенка. В отличие от рисунков, этот тест дает возможность не только диагностировать отклонения, но и понять некоторые причины их появления.

Заключение

Диагностика и коррекция — процессы взаимосвязанные, причем коррекцию можно начинать уже в процессе диагностики отклонений в психическом развитии и их причин. На основе данных диагностики строится программа коррекционных занятий.

Главное в этих занятиях — сформировать у детей умение ориентироваться в задании, находить самые важные качества, характеризующие предметы.

Источник

Екатерина Савинич
Экспресс-диагностика интеллектуального развития детей

(Н. Я. Кушнир). Первый этап в начале года

Экспресс-диагностика интеллектуального развития детей шестого года жизни

(Н. Я. Кушнир)

(сентябрь — октябрь)

1. Вопросник на осведомленность:

— Как тебя зовут? Как твоя фамилия?

— Сколько тебе лет? Когда исполнилось?

— Как зовут твоих родителей?

— Как называется город (село и т. п.) где ты живешь?

— Каких ты знаешь домашних животных? Каких — диких животных?

— В какое время года на деревьях появляются листья?

— Что остается на земле после дождя?

— Чем отличается день от ночи?

— Хочешь ли ты идти в школу?

— Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?

— Как, по-твоему, лучше учиться дома, с мамой или с учительницей?

Оценка результатов.

По результатам беседы в протоколе после номера каждого вопроса ставится знак «+» или «-».

Знак «+» ставится при следующих ответах:

№ 1-4: верный ответ (в том числе если называются уменьшительные имена);

№ 5: названо не менее двух домашних животных, не названы дикие вместо домашних и наоборот;

№ 6: «весной», «когда зима кончилась» и др. ;

№ 7: «лужи», «грязь», «мокрость», «вода», «слякоть» и др. ;

№ 8: «днем светло», «днем солнце, а ночью луна», «ночью спят», и др. ;

Читайте также:  Развитие творчества у ребенка в школе

Итоговый уровень ориентировки в окружающем, запаса знаний определятся на основе подсчёта числа «плюсов» по вопросам № 1-8: «высокий» — 7 -8 плюсов;

«средний» — 5 6 плюсов;

«низкий» — 4 и менее.

2. Методика «Дополнение фраз» выявляет способность устанавливать причинно-следственные связи.

Инструкция к проведению

Психолог обращается к ребенку: «Мы будем сейчас играть с тобой в интересную игру. Я буду говорить тебе начало предложения, а ты будешь заканчивать. Давай попробуем. Если кусочек льда принести в комнату, то … Продолжай»». Можно задать вопрос: «Что случится?». Если ребенок не понял правила игры, предложите ещё одно предложение. «Воспитательница похвалила мальчика, потому что …». Затем ребенку предлагается 10 тестовых фраз.

1. Мальчик весело смеялся. потому что.

2. Если зимой будет очень сильный мороз, то.

3. Если взлететь высоко, как птица, то.

4. Девочка стояла и плакала, потому что.

5. Мальчик заболел, у него поднялась высокая температура, потому что.

6. Если наступит День рождения, то.

7. Девочка стояла одна около дома, потому что.

8. Если весь снег растает, то.

9. В комнате погас свет, потому что.

10. Если пойдет сильный дождь, то.

В процессе тестирования не следует торопить ребенка с ответом. Если ему трудно, можно использовать дозированную помощь, одобрение: «Молодец, ты обязательно ответишь. Ты всё знаешь. Как считаешь нужным, так и говори!». Наводящих вопросов задавать не следует.

Оценка результатов:

Правильный ответ – в содержании ответа даны причина или следствие предложенной ситуации. Например, «Мальчик весело смеялся, потому что ему было смешно»; неверный ответ: «Потому что снег растаял».

3 балла – 1-2 ошибки;

2 балла – 3-4 ошибки;

1 балл – более 5 ошибок.

3. Отношение к школе:

— хочешь ли ты ходить в школу?

— почему ты (не) хочешь идти в школу?

— как надо готовиться к школе?

— какие занятия тебе больше всего нравятся в детском саду?

— хочешь ли ты еще остаться в детском саду, дома?

— кто бы ты хотел, чтобы тебя учил в школе: учительница, воспитательница, мама?

— в какой школе ты бы хотел учиться: где дети много читают, пишут, считают, или где дети много рисуют. играют, поют, танцуют?

4. Методика «Самое непохожее» выявляет способность вычленять совокупность признаков в предметах.

Есть 8 геометрических фигур (2 больших квадрата — синий и красный, 2 маленьких квадрата — синий и красный, 2 больших круга — синий и красный, 2 маленьких круга — синий и красный) педагог показывает 1 фигуру, ребенок из оставшихся подбирает самую непохожую по форме, цвету, размеру.

Оценка результатов:

3 балла – по трем признакам;

2 балла – по двум признакам;

1 балл – по 1 признаку и менее.

5. Методика «Четвёртый лишний» выявляет способность детей находить обобщающее понятие для трех объектов.

Инструкция к проведению

Ребенку предлагается рассмотреть изображение четырех картинок, три из которых объединены между собой по понятийному признаку. Ребенку необходимо указать на картинку, которая является лишней. Если выбор сделан, обосновать его «Почему?».

Оценка результатов:

3 балла – исключает предметы по понятийному признаку, мотивирует выбор;

2 балла – исключает предметы на функциональном и понятийном уровне, не всегда может обосновать выбор;

1 балл – обосновать не может.

6. Методика «Назови одним словом» выявляет уровень сформированности понятий

Инструкция к проведению

«Я буду говорить тебе слова. Тебе надо подумать и назвать их одним словом».

1. тарелки, миски. (посуда)

2. столы, стулья, диваны.

3. рубашки, брюки, платья.

4. воробьи, гуси, голуби.

5. караси, щуки, окуни.

6. малина, земляника, вишня.

7. башмаки, галоши, валенки.

8. супы, каши, кисели.

9. одуванчики, розы, ромашки.

10. березы, липы, ели.

11. морковь, капуста, огурцы.

12. яблоки, груши, мандарины.

13. танкисты, пехотинцы, артиллеристы.

14. столяры, маляры, плотники.

Оценка результатов:

3 балла – 1-2 ошибки

2 балла – 3-4 ошибки

1 балл – 5-6 ошибок

7. Последовательность событий. Выявляет способность устанавливать логическую последовательность событий.

Инструкция к проведению.

Предложить ребенку рассмотреть 4-5 картинок, расположенных в случайном порядке. Затем попросить разложить их по порядку и рассказать, что получилось.

Оценка результатов:

3 балла – выстраивает картинки в логической последовательности, дает обоснование;

2 балла – нарушает логическую последовательность, но корректирует ошибку;

1 балл – нарушает логическую последовательность, обосновать не может.

Дифференциация по итоговому уровню

12-15 баллов – высокий уровень, 9-11 баллов – средний, 0-8 баллов – низкий.

Источник