Диагностика гиперактивного ребенка 5 лет
Синдром дефицита внимания и гиперактивности вызывает серьезные проблемы у ребенка. Ему трудно общаться со сверстниками и взрослыми, нелегко учиться. Его поведение сильно отличается от нормы. СДВГ требует своевременной диагностики и адекватной терапии.
Что такое синдром дефицита внимания у детей
По сути это неврологическое нарушение, которое характеризуется странностями в поведении ребенка, не соответствующими возрастной группе. Заболевание вызывает постоянную невнимательность, чрезмерную подвижность и импульсивность. Признаки его проявляются в разных общественных и бытовых ситуациях. СДВГ возникает с раннего детства, сильно прогрессирует в подростковом состоянии и может сохраняться во взрослом возрасте.
Синдром дефицита внимания у детей проявляется в неусидчивости и импульсивности
Разные авторы указывают разную частоту расстройства, но в среднем около 10% дошкольников и 5% детей школьного возраста страдают от данного синдрома. Проведенные исследования у московских школьников показали, что патология присутствует у 7,6% детей. При этом мальчики подвержены ей чаще.
СДВГ – проблема, которая касается всего общества, потому что с возрастом симптомы могут нарастать и усугубляться. Подростки с таким нарушением входят в группу риска. Они чаще склонны к правонарушениям, раннему употреблению алкоголя и наркотиков. Важно своевременно диагностировать проблему и обратиться за помощью к специалисту.
Каковы причины СДВГ
Существует несколько теорий возникновения заболевания, какая из них точна, сказать трудно. Современные исследования показывают, что синдром дефицита внимания в 40–75% случаев имеет генетическую природу. У больного ребенка присутствует минимум один родственник с подобным нарушением.
Нейропсихологическая теория основана на отклонениях в развитии психических функций, которые отвечают за внимание, память и контроль. Некоторые ученые считают, что причина кроется в нарушении функции лобной доли.
Согласно теории токсических веществ, расстройство могут спровоцировать пищевые добавки, ароматизаторы, салицилаты, высокий уровень свинца в организме.
Выделяют следующие факторы риска заболевания:
- Семейные: психиатрические нарушения у членов семьи, неудовлетворительное социальное положение, криминальное окружение, постоянные конфликты в семье, алкоголизм и наркомания.
- Перинатальные причины: внутриутробная гипоксия плода, асфиксия новорожденного, недоношенность, потребление матерью алкоголя, медикаментов, курение.
- Социальные: молодой возраст родителей, неподготовленность к воспитанию ребенка, напряженная обстановка, стрессы и конфликты в семье.
Эти факторы могут вызвать задержку нормального развития мозговых структур, из-за чего их функции нарушаются. В результате риск развития СВДГ вырастает.
Симптомы синдрома гиперактивности
Клинические проявления данного синдрома изменчивы и неспецифичны. Различные признаки могут встречаться даже у вполне здоровых детей – просто таким образом происходит развитие нервной системы на разных этапах.
Диагноз СДВГ ставится в 5–6 лет. В этот период дети, как правило, уже способны в достаточной мере контролировать свое поведение. Больные не в состоянии этого сделать в силу незрелости некоторых мозговых структур. Это делает невозможным правильно формировать навыки, воспринимать информацию и обучаться.
Детям с СДВГ обычно трудно дается учеба
В медицине симптомы синдрома принято разделять на три группы: импульсивности, невнимательности и гиперактивности.
Ребенок с дефицитом внимания:
- не умеет внимательно следить за происходящим, концентрироваться;
- не в состоянии удержать внимание за занятиях или игре;
- не слушает взрослых;
- не может организовать деятельность;
- избегает интеллектуальных нагрузок, теряет вещи;
- не может следовать инструкции или довести начатое до завершения;
- легко отвлекается по мелочам и очень забывчив.
Признаки гиперактивности:
- беспокойные и неконтролируемые движения конечностей;
- ерзанье на месте: не может тихо сидеть, когда необходимо;
- в неуместных ситуациях начинает бегать;
- ребенок очень шумный в тихих играх или заданиях;
- проявляет активность, не задумываясь, насколько это приемлемо в конкретной ситуации;
- игнорирует требования старших.
Симптомы импульсивности:
- перебивает, начинает говорить, отвечает, не дослушав вопрос до конца;
- не может спокойно ожидать своей очереди;
- часто перебивает собеседника.
Синдром дефицита внимания у детей обычно впервые обнаруживается с началом учебного процесса – на развивающих занятиях в старших группах детского сада или в начальной школе. Иногда первыми могут проявляются такие симптомы: излишняя подвижность, неожиданные резкие движения и прыжки, невозможность заниматься спокойными играми.
Таким детям сложно в школе, они не могут быстро научиться читать, с трудом складывают слова в предложения. Плохо выполняют математические задачи и упражнения. Отмечается неразборчивый почерк, неграмотное письмо, затруднена речь. Появляется заикание, неловкие движения.
При отсутствии своевременной коррекции состояния болезнь сохраняется с возрастом, но ее признаки немного уменьшаются.
У взрослых чаще проявляются признаки невнимательности, что приносит проблемы на работе и в семье. Импульсивность может спровоцировать возникновение конфликтов, проявления невоспитанности, выкрикивания, неумение выслушать собеседника и перебивание.
Любые из вышеперечисленных симптомов могут иногда проявляться и у здоровых, но у больных СДВГ они постоянны. Для постановки точного диагноза данные симптомы должны отмечаться минимум в течение полугода.
Коррекция поведения
Проблема является очень сложной, требует вмешательства опытных специалистов в разных областях медицины и психологии. Подход должен быть комплексным и полноценным.
Коррекция поведения должна проводиться в школе и дома непрерывно. Терапия должна быть направлена на точное формулирование и сокращение заданий. Необходимо отмечать позитивные ситуации, не заострять внимание на негативных, поощрять любые, даже крошечные, достижения ребенка. Рекомендуют вести дневник поведения, создать индивидуальную программу для полноценного обучения.
Терапия помогает уменьшить симптомы болезни, повышает самооценку и успеваемость ребенка в учебе. Эффективным также является употребление лекарственных препаратов в комплексе с психологической коррекцией детского поведения.
Фармакотерапия при синдроме дефицита внимания у детей
В комплексном лечении детям в России назначают препараты ноотропного ряда. Считается, что средства на основе ноотропила, кортексина, энцефабола, церебролизина положительно влияют на мозговые структуры и уменьшают проявление болезни.
Данные препараты назначают детям дошкольного возраста, страдающим нарушением речи. Замечено, что они увеличивают внимание, уменьшают проявления гиперактивности и импульсивности.
Лечение с помощью психологической терапии
Для коррекции поведения ребенка с СДВГ нужно посещать психотерапевта
Для лечения СДВГ специалисты применяют аутогенные тренировки, гипноз, медитации, визуализацию. Методики вызывают мышечное расслабление, стимулируют кору головного мозга, снижают эмоциональную возбудимость и двигательную активность, улучшают координацию и способствуют концентрации внимания.
Правильное питание
Рекомендовано исключить продукты питания, которые содержат химические красители и синтетические консерванты, ограничить употребление сахара и салицилатов. Существует диета Файнголда, исключающая продукты с высоким содержанием натуральных салицилатов: вишни, яблоки, виноград, изюм, абрикосы, нектарины, сливы. Сюда же относятся некоторые овощи, например помидоры и огурцы.
Рекомендуют ограничить употребление мучных изделий, конфет, мороженого, маргарина, колбас, сосисок, газированных напитков. В некоторых случаях у детей с СДВГ эффективной является гипоаллергенная диета.
Витаминотерапия
Употребление витаминных препаратов является очень важным при комплексном подходе, особенно для детей, которые придерживаются диеты. Назначаются соответствующие возрасту дозы витамина С, В6, В12, поливитамины с лецитином, Омега-3.
Социальная поддержка
Люди любого возраста с таким заболеванием страдают от стресса, неодобрительного и зачастую предвзятого отношения со стороны окружающих и других социальных проблем. Для поддержки больных созданы центры взаимопомощи. В этих заведениях оказывается психологическая поддержка, осуществляется обмен знаниями между родителями, обучение детей и родителей, просто общение.
Родителям ребенка с подобным синдромом важно набраться терпения и соблюдать все назначения педиатра, невролога и психолога.
Контакт педагога, который занимается обучением детей с трудностями в поведении, очень важен для терапии. Для учителей проводится просветительская деятельность на тему болезни. Грамотные педагоги помогают детям в учебе и учитывают их особенности во время учебного процесса.
Можно сделать вывод, что СДВГ является распространенным заболеванием, которое требует лечения. Данной проблеме уделяется недостаточно внимания, из-за чего страдает много детей и людей в возрасте. Для устранения заболевания необходимо применять комплекс мероприятий. При своевременной коррекции от синдрома можно избавиться или снизить его проявления до минимума.
Читайте также: синдром Туретта у детей
Источник
Диагноз СДВГ не обрушивается внезапно «как снег на голову». Да и сама диагностика гиперактивности начинается задолго до того, как врач даст направление на обследование. Начинается она с наблюдения и анализа эмоциональных реакций и поведения малыша в повседневной жизни.
После бессонных ночей, истерик и проблем с адаптацией в коллективе, невольно возникает мысль о гиперактивности. К этому моменту родители, как правило, уже морально готовы к тому, чтобы провести комплексное обследование и диагностику. Поэтому не буду убеждать Вас в необходимости подобных мероприятий. Только напомню, что, чем раньше проводится диагностика гиперактивности и СДВГ, тем больше шансов (в случае, если диагноз СДВГ подтвердится) оказать своевременную помощь.
Однако, есть некоторые мелочи, помня о которых, Вы можете сэкономить значительную часть материальных средств и избежать ошибок.
Диагностика гиперактивности
Если быть точными, то диагноза «гиперактивность» не существует. Есть иные формулировки, например СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), и обозначают они не само заболевание, а одно из его проявлений. Подобные нарушения выявляются при диагностике различных заболеваний. Тем не менее, название «гиперактивность» прижилось. Чтобы не путаться в диагнозах, оставим его и мы. Итак:
Шаг 1.
Если у Вас есть подозрения на гиперактивность, проконсультируйтесь с доктором. Прежде, чем записаться к врачу, узнайте, какие специалисты есть в вашей детской поликлинике. Подойдут невролог, психоневролог или психиатр. Не помешает и консультация детского психолога. Если же с узкими специалистами напряженка, то уж участковый педиатр точно найдется. Он может дать направление для диагностики гиперактивности и СДВГ в районную или областную поликлинику, а, также, в диагностический центр. И это – абсолютно бесплатно.
Шаг 2.
Для постановки диагноза важно собрать информацию. Поэтому, первое, что сделает врач – проведет опрос. Вам и Вашему ребенку будут предложены вопросы с целью выявления важных симптомов и индивидуальных особенностей маленького пациента. Чтобы ответы на вопросы были максимально полными, подготовьтесь к посещению врача заранее. Понаблюдайте и проанализируйте обычные поведенческие реакции Вашего малыша в повседневной жизни:
- Как он ведет себя в группе детей?
- Во что и как играет?
- Соответствует ли развитие речи его возрастной норме?
- Импульсивен ли ребенок?
- Как он засыпает и спит?
- Имеет ли место двигательная расторможенность (гиперактивность)?
- Наблюдаются ли расстройства пищеварения?
- Беспокоят ли, и как часто, головные боли?
- Возможно, будет предложено пройти тест на гиперактивность
Это – ценная информация, которая поможет врачу при постановке диагноза гиперактивности и СДВГ.
Шаг 3.
Для подтверждения диагноза СДВГ доктор порекомендует вам пройти обследование. Не пренебрегайте этим. В арсенале врачей имеются современные методы диагностики (ЭЭГ, М-Эхо, РЭГ, МРТ), которые, уж точно, не будут лишними.
Вы видите отклонения в поведении гиперактивного ребенка, но не знаете, какими внутренними причинами вызвана гиперактивность. А, в зависимости от причин, подбираются и различные способы лечения. Нервная система ребенка – слишком тонкая материя. И действовать наугад здесь опасно.
Вы можете выбрать наиболее приемлемый способ диагностики:
- Взять направление от узкого специалиста или педиатра на те виды диагностики, которые можно пройти в рамках бесплатного медицинского обслуживания.
- Лечь на обследование в больницу (опять же, по направлению врача).
- Провести все, назначенные врачом, обследования быстро, за свой счет, в любом медицинском учреждении, располагающем необходимым оборудованием.
Методы постановки диагноза гиперактивности и СДВГ
Для постановки диагноза гиперактивности или СДВГ требуется пройти обследования с непонятными названиями. Что же означают эти аббревиатуры и сокращения?
ЭЭГ (электроэнцефалография) – сегодня это самый достоверный и информативный способ исследования биоэлектрической активности мозга. Есть несколько видов исследования:
«Рутинная» — начальная диагностика, продолжительностью около 15 минут. Часто этого вида ЭЭГ оказывается достаточно, чтобы установить нарушения, вызывающие гиперактивность и СДВГ или их отсутствие. Пациент «как космонавт» усаживается в кресло, на голову надевается устройство с электродами, напоминающее по форме шапку. В течение процедуры врач может включить мигающую лампу, попросить Вас закрыть или открыть глаза, изменить дыхание.
Никакого дискомфорта этот вид диагностики не вызывает. А дети, и вовсе, воспринимают его как игру.
С депривацией (отменой) или сокращением ночного сна – если в этом есть необходимость. Обычная процедура ЭЭГ проводится в необычное время – когда пациент привык спать.
Длительная (продолженная) с регистрацией дневного сна – позволяет выявить изменения электрической активности мозга во время сна.
ЭЭГ ночного сна – дает возможность наблюдать, как меняются импульсы мозга в процессе засыпания, в разных фазах сна и на протяжении всех циклов, вплоть до пробуждения. Гиперактивность и СДВГ часто вызывают нарушения сна, и такое обследование помогает заметить их. В зависимости от состояния здоровья пациента, могут подключаться различные датчики и проводиться видеомониторинг.
Чтобы не пришлось проходить диагностику гиперактивности и СДВГ повторно, перед проведением электроэнцефалографии проконтролируйте, чтобы ребенок не был голоден и чтобы он оставался спокойным.
При этом нельзя применять успокаивающие и седативные препараты. Придется использовать смекалку: после пешей прогулки (до легкой усталости ребенка) — тихие занятия, мирная беседа. В конце концов — просто посадите к себе на колени и приласкайте малыша.
М-эхо (срединное эхо) – метод эхоэнцефалографии, основанный на отражении ультразвукового сигнала от срединно расположенных структур головного мозга. Благодаря тому, что разные ткани отражают ультразвуковые волны по-разному, врачи получают возможность оценить плотность мозговой ткани. М-эхо проводится лежа. Оно не требует особой подготовки и не вызывает негативной реакции со стороны пациента.
РЭГ (реоэнцефалография) – удобный способ исследования мозгового кровообращения. Данные о состоянии кровеносных сосудов головного мозга позволяют диагностировать как мелкие нарушения, так и серьезные заболевания и быстро принять меры, чтобы предотвратить опасные осложнения.
МРТ (магнитно-резонансная томография) – уникальный вид диагностики, который при помощи магнитного поля и радиоволн позволяет «увидеть» в трехмерном режиме даже самые мелкие части исследуемой области.
Магнитно-резонансный томограф представляет собой широкую трубу. В нее вкатывается кушетка с пациентом. Единственное неудобство – это непривычные звуки, издаваемые аппаратом (гудение и постукивание). Как говорила моя дочка: «Томограф «поет». Правда, слуха у него нет. Но мы ему об этом не скажем. Он, ведь, так старался!»
Для уменьшения дискомфорта уши можно заткнуть. А тем, кому боязно находиться внутри томографа, можно порекомендовать МРТ открытого типа. Там, вместо трубы, над кушеткой располагается лишь «козырек», или «крыша» с аппаратурой.
Как бы ни был серьезен диагноз гиперактивности и СДВГ, диагностика у детей имеет свои любопытные стороны (дети, вообще, народ любопытный)! Конечно, всякое медицинское обследование требует последовательности и терпения. Однако, стоит «разбить» его на несколько простых этапов и зарядиться позитивом, как утомительное, хлопотное и неприятное дело превратится в интересное приключение.
Если Вы уже миновали этап постановки диагноза, поделитесь своими впечатлениями. Возможно, у Вас появились собственные способы ускорить и удешевить диагностику, а, может, и сделать ее приятнее?
Если у Вас есть знакомые, которые тоже воспитывают гиперактивных детей, поделитесь с ними этой информацией в социальных сетях. Возможно она будет им полезна.
Источник
Для постановки диагноза у ребенка должно быть минимум 6 признаков из указанных выше, причем они должны отмечаться длительное время (минимум полгода).
- Ребенок часто встает с места.
- Когда ребенок волнуется, он интенсивно двигает ногами или руками. Кроме того, малыш периодически поеживается в стуле.
- Он поднимается с места очень резко и часто бегает.
- Ему трудно участвовать в спокойных играх.
- Его действия можно охарактеризовать, как «заведенные».
- Во время занятий он может выкрикивать с места или шуметь.
- Ребенок отвечает до того, как услышит вопрос полностью.
- У него не получается дожидаться своей очереди во время занятия или игры.
- Ребенок постоянно вмешивается в занятия других людей или их разговоры
Как проявляется гиперактивность в раннем возрасте
Синдром гиперактивности выявляют не только у школьников, но и у деток дошкольного возраста и даже у грудничков.
У самых маленьких такая проблема проявляется следующими признаками:
- Более быстрым физическим развитием, если сравнивать со сверстниками. Младенцы с гиперактивностью намного быстрее переворачиваются, ползают и начинают ходить.
- Появлением капризов, когда ребенок устал. Гиперактивные детки перед сном нередко возбуждаются и становятся активнее.
- Меньшей длительностью сна. Малыш с СДВГ спит намного меньше, чем это положено в его возрасте.
- Трудностями с засыпанием (многих деток нужно укачивать) и очень чутким сном. Гиперактивный ребенок реагирует на любой шорох, а если просыпается, заснуть снова ему очень тяжело.
- Очень бурной реакцией на громкий звук, новую обстановку и незнакомые лица. Из-за таких факторов малыши с гиперактивностью возбуждаются и начинают больше капризничать.
- Быстрым переключением внимания. Предложив младенцу новую игрушку, мама замечает, что новый предмет привлекает внимание крохи совсем ненадолго.
- Сильной привязанностью к маме и боязнью посторонних людей.
СДВГ или характер?
Повышенная активность ребенка может быть проявлением его врожденного темперамента.
В отличие от детей с СДВГ темпераментный здоровый ребенок:
- После активного бега или другой активности спокойно сидит или лежит, то есть может успокоиться самостоятельно.
- Нормально засыпает, а длительность его сна отвечает возрасту малыша.
- Долго и спокойно спит ночью. Если это грудничок, то он просыпается на кормление, но не плачет и достаточно быстро засыпает снова.
- Понимает понятие «опасно» и испытывает страх. Такой ребенок не будет залезать повторно в опасное место.
- Быстро осваивает понятие «нельзя».
- Может отвлечься во время истерикирассказом или каким-либо предметом.
- Редко проявляет агрессию по отношению к маме или другому ребенку. Малыш может поделиться своими игрушками, пусть иногда лишь после уговоров.
Причины гиперактивности детей
Раньше возникновение СДВГ связывали преимущественно с поражением головного мозга, например, если новорожденный перенес гипоксию, когда находился в материнской утробе или во время родов. В наши дни исследования подтвердили влияние на появление синдрома гиперактивности генетического фактора и нарушений внутриутробного развития крохи. Развитию СДВГ способствуют слишком ранние роды, кесарево сечение, маловесность крохи, долгий безводный период в родах, применение щипцов и подобные факторы.
Что делать
Заподозрив у своего ребенка синдром гиперактивности, первое, что нужно сделать – пойти к специалисту. Многие родители обращаются к врачу не сразу, так как не решаются признать проблему у ребенка и боятся осуждения знакомых. Такими действиями они упускают время, в результате чего гиперактивность становится причиной серьезных проблем с социальной адаптацией ребенка.
Есть также и родители, которые приводят вполне здорового ребенка к психологу или психиатру, когда не могут или не желают отыскать к нему подход. Это часто наблюдается в кризисные периоды развития, например, в 2 года или при трехлетнем кризисе. При этом никакой гиперактивности у малыша нет.
Во всех этих случаях без помощи специалиста определить, действительно ли ребенку нужна медицинская помощь или у него просто яркий темперамент, не получится.
Если у ребенка подтвердится синдром гиперактивности, то в его лечении будут использоваться такие методы:
- Разъяснительная работа с родителями.Врач должен объяснить маме и папе, почему у ребенка появилась гиперактивность, как проявляется такой синдром, как вести себя с ребенком и как правильно его воспитывать. Благодаря такой просветительской работе родители перестают винить себя или друг друга в поведении ребенка, а также понимают, как вести себя с малышом.
- Изменение условий обучения. Если гиперактивность диагностирована у школьника с плохой успеваемостью, его переводят в специализированный класс. Это помогает справиться с задержкой формирования школьных навыков.
- Медикаментозная терапия.Лекарственные препараты, назначаемые при СДВГ, отличаются симптоматическим действием и эффективны в 75-80% случаев. Они помогают облегчить социальную адаптацию деток с гиперактивностью и улучшить их интеллектуальное развитие. Как правило, лекарства назначают на длительный период, иногда до подросткового возраста.
Мнение Комаровского
Популярный врач много раз сталкивался в своей практике с детьми, у которых диагностирован СДВГ. Главным отличием такого медицинского диагноза от гиперактивности, как черты характера, Комаровский называет тот факт, что здоровому ребенку гиперактивность не мешает развиваться и общаться с другими членами общества. Если же у ребенка заболевание, он без помощи родителей и врачей не может стать полноценным членом коллектива, нормально учиться и общаться со сверстниками.
Чтобы убедиться, здоров ли ребенок или у него СДВГ, Комаровский советует обратиться к детскому психологу или психиатру, поскольку лишь квалифицированный специалист не только с легкостью выявит у ребенка гиперактивность, как болезнь, но и поможет родителям понять, как растить ребенка с СДВГ.
Известный педиатр рекомендует при воспитании гиперактивного ребенка руководствоваться такими правилами:
- При общении с малышом важно устанавливать контакт. Если требуется, для этого ребенка можно тронуть за плечо, развернуть к себе, убрать из его поля зрения игрушку, выключить телевизор.
- Родители должны определить для ребенка конкретные и выполнимые правила поведения, но при этом важно, чтобы их придерживались всегда. Кроме того, каждое такое правило должно быть понятно ребенку.
- Пространство, в котором пребывает гиперактивный ребенок, должно быть полностью безопасным.
- Режима следует придерживаться постоянно, даже если у родителей выходной. Гиперактивным детям, по мнению Комаровского, очень важно просыпаться, есть, гулять, купаться, укладываться спать и совершать другие привычные ежедневные действия в одно и то же время.
- Все сложные задания для гиперактивных детей необходимо разбивать на части, которые будут понятны и легко выполнимы.
- Ребенка следует постоянно хвалить, отмечая и подчеркивая все положительные действия малыша.
- Отыщите то, что гиперактивному ребенку удается лучше всего, а затем создайте такие условия, чтобы малыш мог выполнять такую работу, получая от нее удовлетворение.
- Обеспечьте ребенку с гиперактивностью возможность тратить избыток своей энергии, направляя ее в нужное русло (например, гулять с собакой, посещать спортивные секции).
- Собираясь с ребенком в магазин или в гости, обдумайте детально свои действия, к примеру, что взять с собой или что купить ребенку.
- Родителям следует заботиться и о собственном отдыхе, поскольку, как подчеркивает Комаровский, для гиперактивного малыша очень важно, чтобы папа и мама были спокойными, мирными и адекватными.
Из нижеследующее видео вы сможете узнать еще больше о гиперактивных детях.
Источник