Диагностика двигательной сферы ребенка 3 года
Татьяна Шипицына
Диагностика по физической культуре детей 3–4 лет
Диагностическая карта по образовательной области «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
раздел «Физическая культура»
Возраст детей: младший (3 – 4 года)
Методы диагностики: наблюдение, игра, практические упражнения, анализ процесса самостоятельной двигательной деятельности детей, беседа.
№ п/п Показатель Диагностический инструментарий Оценивание результатов
1.Прыжок в длину с места Игровые упражнения:
«Через канавку», «Допрыгни до флажка»,
«Перепрыгни ручеек», «Кузнечики»,
«Кто прыгнет дальше»Количественные показатели: (По Е. Н. Вавиловой)
3 балла — М – больше 75 см; Д – больше 70 см.
2 балла — М – 52 – 75 см; Д – 47 – 70 см.
1 балл — М – меньше 52 см; Д – меньше 47 см.
2.Метание на дальность Игровые упражнения:
«Кто дальше бросит»,
«Добрось до флажка»Количественные показатели: (по Г. П. Юрко)
3 балла — М – дальше 4,1 м; Д – дальше 3,4 м.
2 балла — М – 2,5 – 4,1 м; Д – 2,4 – 3,4 м.
1 балл — М – меньше 2,5 м; Д – меньше 2,4 м.
3. Бег на скорость 10 м с хода (конец года)Игровые упражнения:
«Быстро к флажку»Количественные показатели: (По Е. Н. Вавиловой)
3 балла — М – меньше 2,8 сек. ; Д – меньше 2,9 сек.
2 балла — М – 3,0 – 2,8 сек. ; Д – 3,1 -2,9 сек.
1 балл — М – больше 3,0 сек. ; Д – больше 3,1 сек.
4. Навык правильной осанки у ребёнка Игровые упражнения:
«Змейка на четвереньках»
«Не урони мешочек»Количественные показатели: (по А. Б. Лагутину)
3 балла – выполнил правильно, самостоятельно
2 балла — выполнил правильно с помощью взрослого
1 балл – затруднился в выполнении
Оценка уровня индивидуального развития ребенка младшего дошкольного возраста:
Низкий уровень развития (соответствует среднему баллу — 1) — ребёнок затруднился в выполнении упражнения (требуется внимание специалиста).
Средний уровень развития (соответствует среднему баллу — 2) — ребёнок выполнил упражнение самостоятельно частично правильно, либо с помощью взрослого.
Высокий уровень развития (соответствует среднему баллу — 3) — ребёнок выполнил правильно, самостоятельно предложенные упражнения.
Диагностическая карта по образовательной области «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
раздел «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»
Возраст детей: младший (3 – 4 года)
Методы диагностики: наблюдение, беседа, игра, практические упражнения, анализ процесса самостоятельной деятельности ребёнка, игровая ситуация, наблюдение и практические действия в режимные моменты.
№ п/п Показатель Диагностический инструментарий Оценивание результатов
1. Представления об органах чувств, их роли и гигиене. Беседа об органах чувств человека, их роли и гигиене с опорой на сюжетные картинки.
Наблюдение за практическими действиями личной гигиены ребёнка. 1 балл — ребёнок имеет отрывочные, бессистемные представления.
2 балла — ребёнок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления.
3 балла — ребёнок имеет полностью усвоенные представления по указанному показателю.
2. Представления о пользе здоровой пищи. Беседа о здоровом питании.
Чтение произведений:
«Маша обедает» Сильва Капутикян
«Где обедал, воробей?» Самуил Маршак
Беседа о полезной и вредной для здоровья человека пище.
3. Представления о пользе физической активности (игр, зарядки, упражнений, закаливания, о здоровом образе жизни. На6людения за двигательной активностью детей.
Беседа с родителями об особенностях двигательных и спортивных способностей детей.
Беседы-опросы детей по изучению представлений о здоровом образе жизни.
Обобщение опыта наблюдений за детьми в повседневной жизни, на физкультурных занятиях и прогулке.
4. Умение сообщать о своём самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения. Беседа по сюжетной картинке «Надя заболела».
Наблюдение за практическими действиями личной гигиены ребёнка в режимные моменты и в свободной самостоятельной деятельности. 1 балл — ребёнок имеет отрывочные представления и несформированные самостоятельные действия.
2 балла – ребёнок выполняет с помощью взрослого практические действия личной гигиены.
3 балла – умение сформировано, выполняет действия самостоятельно.
5. Потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни Наблюдения за детьми в режимные моменты.
Беседы-опросы по оценке сформированности культурно-гигиенических навыков.
Оценка уровня индивидуального развития ребенка младшего дошкольного возраста:
Низкий уровень развития (соответствует среднему баллу — 1) — требуется корректирующая работа педагога (ребёнок имеет отрывочные, бессистемные представления и практические действия по выявляемым показателям).
Средний уровень развития (соответствует среднему баллу — 2) — ребёнок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления, частично сформированные действия по выявляемым показателям).
Высокий уровень развития (соответствует среднему баллу — 3) — ребёнок имеет полностью усвоенные представления, стабильно сформированные самостоятельные действия по выявляемым показателям.
Диагностическая карта по образовательной области «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
раздел «Физическая культура»
Возраст детей: средний (4 -5 лет)
Методы диагностики: наблюдение, игра, практические упражнения, анализ процесса самостоятельной двигательной деятельности детей, беседа.
№ п/п Показатель Диагностический инструментарий Оценивание результатов Характеристика уровней
1. Прыжок в длину с места (определение силы ног)Игровые упражнения:
«Перепрыгни ручеек»
«Допрыгни до флажка»
«Кто дальше прыгнет?»
«Прыгни как можно дальше»Количественные показатели:
(по Е. Н. Вавиловой)
Высокий уровень – М – больше 91 см;
Д – больше 88 см.
Средний уровень – М – 68 – 91 см;
Д – 68,5 – 88 см.
Низкий уровень — М — меньше 68 см;
Д — меньше 68,5 см. Высокий уровень – правильное исходное положение ног, выполняет правильный замах руками, энергично отталкивается одновременно двумя ногами и приземляется на обе ноги, перекатом с пятки на носок, движение рук вперед.
Средний уровень – правильное исходное положение ног, правильный, но не энергичный толчок ногами с незначительным взмахом рук вперед и правильное приземление, без движения рук вперед.
Низкий уровень – не правильное исходное положение ног, слабый неодновременный толчок ногами, жесткое приземление на всю стопу или неодновременное приземление на обе ноги.
2. Метание на дальность (определение силы рук) «Кто дальше бросит»
«Добрось до флажка»
«Кто дальше?»Количественные показатели:
(по Г. П. Юрко)
Высокий уровень – М – дальше 5,7 м;
Д – дальше 4,4 м.
Средний уровень – М – 3,9 – 5,7 м;
Д – 3,0 – 4,4 м.
Низкий уровень — М — меньше 3,9 м;
Д – меньше 3,0 м. Высокий уровень –правильное исходное положение ног, замах рукой, перенос массы тела при прицеливании, замахе и броске, бросок завершается кистью руки.
Средний уровень – правильное принятие исходного положения ног, направление замаха, направление броска, отсутствие или незначительный перенос массы тела при прицеливании, замахе и броске.
Низкий уровень – не правильное исходное положение ног, отсутствует прицеливание, не правильный замах, не энергичный бросок, нет переноса массы тела при прицеливании, замахе и броске.
3. Бег на скорость 30 м «Пробеги как можно быстрее»
«Быстро к флажку»Количественные показатели:
(по Е. Н. Вавиловой)
Высокий уровень – М – меньше 7,9 сек;
Д – меньше 8,3 сек.
Средний уровень — М – 9,2 – 7,9 сек;
Д – 9,8 – 8,3 сек.
Низкий уровень — М – больше 9,2 сек;
Д – больше 9,8 сек. Высокий уровень – наклон тела слегка наклонено вперед, плечи не подняты, координация движения рук скрестно, кисти не напряжены, прямолинейный и равномерный бег, отсутствие топанья и шарканья ногами, параллельная постановка стопы.
Средний уровень — наклон тела слегка наклонено вперед, но делаются боковые раскачивания туловища, иногда поднимаются плечи, наличие отдельных неточностей в выполнении элементов, относящихся к координации движений, бег с незначительным отклонением в сторону, постановка стопы с небольшим разворотом.
Низкий уровень – туловище чрезмерно напряжено, голова опущена, отсутствие содружественных движений и наличие «лишних» движений рук, нечеткость движений, топанье и шарканье, мелкий семенящий шаг, боковые раскачивания туловища, значительное отклонение от заданного направления в сторону, постановка стопы с развернутым наружу носком.
4. Гибкость Контрольное упражнение — наклон вниз, стоя на скамейке
«Наклон вперёд, стоя на полу, руками коснуться пола»Количественные показатели:
(по В. Н. Шебеко)
Высокий уровень – М – больше 4 см;
Д – больше 7 см;
Средний уровень — М – 1-4 см;
Д—3-7 см;
Низкий уровень — М—меньше 1 см;
Д – меньше 3 см.
5. Бег с огибанием препятствий 10 м (ловкость) «Пробеги, не задень»
«Пробеги и не сбей»»Количественные показатели:
(по Е. Н. Вавиловой)
Высокий уровень – М – меньше 7,2 сек;
Д – меньше 8,0 сек.
Средний уровень — М – 7,2 сек. ;
Д – 8,0 сек.
Низкий уровень — М – больше 7,2 сек;
Д – больше 8,0 сек.
6.Выносливость 160 м Количественные показатели:
(А. Б. Лагутин)
Высокий уровень – меньше 1 мин.
Средний уровень – 1 – 1,5 мин.
Низкий уровень – больше 1,5 мин.
Источник
Татьяна Соколова
Психолого-педагогическая диагностика детей 2–3 лет
I. Исследования движений и действий. Моторика.
1.1 Состояние общей моторики и оценка двигательных возможностей ребенка (Статические и изолированные движения. Упражнения на координацию движений):
– синхронно и точно выполняет движения, темп выполнения движений нормальный – 3 б;
– отмечаются незначительные нарушения координации, замедленный или ускоренный темп – 2, 5б;
– отмечаются наличие нарушений – трудности нахождения отдельных поз, переключения с одного движения на другое, персеверации, повышенный тонус – 1,5б;
– действует неадекватно или испытывает серьезные трудности нахождения отдельных поз, движения не координированы –1б.
1.2 Подвижность рук и моторика пальцев («Лови шарик», «Собери изюм в мисочку»):
– манипулятивная функция развита достаточно, использует захват двумя пальцами – большим и указательным, движения рук согласованные владеет предметными действиями, темп нормальный или замедленный – 3б;
– манипулятивная функция несколько ограничена, ребенок использует захват двумя пальцами, но часто работает одной рукой, отмечается не достаточная дифференцированность и координации движений пальцев рук, поэтому ребенок не может самостоятельно зашнуровать ботинки, завязать бантик, темп нормальный или замедленный – 2,5б;
– манипулятивная функция ограничена, ребенок использует ладонный захват, или использует захват верхней или нижней третью пальцев рук, от- сутствует согласованность действий обеих рук, характерны трудности в нахождении поз, наблюдается неловкость пальцевой моторики, нарушения дифференцированности, точности движений координации, тремор, не владеет предметными действиями – 1,5б;
– манипулятивная функция резко ограничена – наблюдаются трудности при манипуляциях с предметами при наличии хватания ребенок, самостоятельно не расстегивает и не застегивает пуговицы на одежде – 1б.
II. Восприятие.
2.1 Практическая ориентировка на величины, наличие соотносящих действий («Спрячь шарик», «Разбери и сложи матрешку», «Разбери и сложи пирамидки»):
– зрительное соотнесение использует соотносящие действия – 3б;
– примеривание или целенаправленные пробы, но трудности при выполнении соотносящих действий эффективно использование указательного жеста или речевой инструкции – 2,5б;
– выполняет задание в условиях подражания действиям взрослого, нет соотносящих действий –1,5б;
– не сформировано восприятие величины или действует неадекватно – 1б.
2.2 Зрительное восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции («Найди парные картинки»):
– зрительное восприятие предметных картинок сформировано – уверенно сличает парные картинки – 3б;
– зрительное восприятие предметных картинок несколько снижено допускает одну ошибку, после обучения действует уверенно – 2,5б;
– зрительное восприятие предметных картинок резко страдает – не сличает парные картинки даже после обучения – 1,5б;
– зрительное восприятие предметных картинок не сформировано – действует неадекватно, не фиксирует взгляд на картинке –1б.
2.3 Целостное восприятие предмета («Сложи разрезные картинки»):
– целостное восприятие предмета сформировано – действует самостоятельно методом целенаправленных проб, либо практическим примериванием – 3б;
– целостное восприятие предмета несколько снижено – с заданием справляется самостоятельно после обучения – 2,5б;
– целостное восприятие предмета резко страдает – с заданием не справляется и помощь не эффективна – 1,5б;
– целостное восприятие предмета не сформировано – действия беспорядочные, не адекватные – 1б.
III. Пространственные представления.
3.1 Части тела и лица (Беседа):
– различает и называет части тела, дифференцирует их местоположение, но может ошибаться – 3б;
– показывает по просьбе взрослого части тела и лица (голова, лицо, руки, ноги, спина) – 2,5б;
– показывает части тела и лица по подражанию – 1,5б;
– не ориентируется в частях собственного тела, помощь не принимает –1б.
3.2 Ориентировка в помещении (Беседа, наблюдение):
– самостоятельно ориентируется в пространстве группы, понимает вопросы, может показать, где что находится в группе –3б;
– слабо ориентируется в пространстве группы, но после дополнительных уточняющих вопросов выполняет поручение – 2,5б;
– ориентируется в пространстве группы с помощью взрослого–1,5б;
– не ориентируется в помещении группы и на участке детского сада, помощь не принимает, либо ребенок самостоятельно не передвигается – 1б.
IV. Мышление.
4.1 Наглядно-действенное мышление («Достань тележку»):
– самостоятельно анализирует условия задачи, решает задачу либо методом проб, либо на уровне зрительной ориентировки, имеется почти постоянная потребность помочь себе осмыслить ситуацию путём анализа своих действий и «оречевить» её – 3б;
– анализирует условия, поиск орудия и способа его применения происходит на уровне проб, после двух – трех попыток достигает результат – 2,5б;
– отсутствует этап осмысления ситуации, требующей применения общепринятого орудия, не отбрасывает ошибочные варианты и не фиксирует верные, после некоторых неудачных попыток отказывается от выполнения задания – 1,5б;
– в условиях практической проблемной задачи действует неадекватно – 1б.
4.2 Умение анализировать образец, действовать по подражанию, показу («Построй из палочек»):
– действует целенаправленно, работает по показу или образцу, заинтересован в конечном результате – 3б;
– целенаправленность резко снижается из–за неустойчивости внимания, пресышения деятельностью, выполняет задание только после подражания действиям взрослого – 2б;
– не целенаправленная деятельность, после обучения пытается строить фигуру, но соответствие образцу не достигается – 1,5б;
– действует неадекватно, бесцельно, хаотично, не доступны даже совместные действия – 1б.
4.3 Элементарные математические представления (Беседа)
– различает количество предметов один и много, большой и маленький, кирпичик, куб, шар –3б;
– принимает и выполняет задание по показу, либо по подражанию, но затрудняется различать предметы по величине, форме по слову –2б;
– не различает много и один, предметы по форме и величине, не понимает и не выполняет задание, действует неадекватно – 1б.
V. Запоминание.
Особенности мнемических процессов («Послушай и выполни»):
– действует в соответствии с инструкцией, запоминает и выполняет 3 – 4 действия – 3б;
– инструкцию понимает, запоминает и выполняет 2 – 3 действия – 2,5б;
– запоминает и выполняет одно действие после неоднократного повторения – 1,5б;
– задание не принимает и не выполняет – 1б.
VI. Общий запас знаний и представлений.
Точность осознанность представлений «Беседа»
– представления об окружающем конкретны, развёрнуты, отвечает на все вопросы – 3б;
– представления об окружающем конкретны, осознанны, но знаний недостаточно, в ответах на вопросы допускает грамматические ошибки – 2,5б;
– представления об окружающем неполноценны, ограничены, знания бессистемны, фраза односложная, аграмматичная – 1,5б;
– представления об окружающем резко ограничены, или отсутствуют, не дифференцирует имя и фамилию или только откликается на свое имя, узнает себя и родителей на фотографии, либо на вопросы не отвечает и отказывается сотрудничать со взрослым – 1б.
VII. Игровая деятельность.
Уровень развития игры (Наблюдение):
– оптимальный уровень (высокий) – выполняет 2–3 предметно-игровых действия, игровые действия носят отобразительный, сюжетный характер,
начинает играть вдвоём со сверстником; использует заместители; игровые действия сопровождает речью – 3б;
– достаточный уровень (средний)– проявляет интерес к играм сверстников, но неустойчивый предпочитает играть в одиночестве или рядом, игровые действия носят отобразительный характер, заместители почти не использует, игру речью не сопровождает, игра не продолжительна – 2б;
– допустимый уровень (ниже среднего) – интерес к игрушкам поверхностный, игровые действия процессуального характера, действиям других детей не подражает, интерес к игрушкам кратковременный – 1,5б;
– критический уровень (низкий) значительное отставание от возрастных нормативов – ребенок самостоятельно не играет, использует игрушки не по назначению (грызёт, стучит, бросает, ломает) – 1б.
VIII. Продуктивные виды деятельности.
Предпосылки к предметному рисунку, согласованность действий обеих рук («Нарисуй», (дорожку, домик, наблюдение):
– предпосылки к предметному рисунку ярко выражены – уверенно держит карандаш, чертит линии, узнает, и называет, что нарисовал, четко определена ведущая рука, наблюдается согласованность действий обеих рук – 3б;
– предпосылки к предметному рисунку на достаточном уровне – пытается нарисовать дорожку, изображая ее многократными, прерывистыми линиями без определенного направления, понимает конечный результат своих действий, определена ведущая рука, но нет согласованности действий обеих рук – 2,5б;
– предпосылки к предметному рисунку на допустимом уровне – есть стремление что-то изобразить (черкание, к конечному изображению безразличен, не выделена ведущая рука, нет согласованности действий обеих рук –1,6б;
– предпосылки к предметному рисунку не сформированы, не использует карандаш для черкания по бумаге, либо действует неадекватно – 1б.
IX. Состояние речевой деятельности (Беседа, наблюдение, логопедическая диагностика):
9.1 Понимание речи
– понимание речи в полном объеме, принимает активное участие в речевом диалоге 3б;
– понимание речи ситуативное, на бытовом уровне – 2б;
– понимание речи недостаточно (импрессивный аграмматизм) плохое понимание жеста, употребление примитивных стандартных жестов – 1,5б;
– не понимает обращенную речь, не может осуществлять функцию общения, не компенсируется мимико–жестикуляторными средствами –1б.
9.2 Состояние речевого аппарата
– анатомическое строение артикуляционного аппарата без отклонений – 3б;
– незначительные нарушения – 2б;
– значительные нарушения строения артикуляционного аппарата –1б.
9.3 Наличие фразовой речи и ее характеристика
– собственная речь фразовая, хорошо понятная для окружающих – 3б;
– собственная речь фразовая, но малопонятная для окружающих – 2б;
– собственная речь состоит из звукоподражаний и отдельных слов – 1,5б;
– собственная речь отсутствует, либо нет даже отраженной речи – 1б;
9.4 Сформированность грамматического строя речи
– отвечает на вопросы фразой, грамматически правильно строит предложения, употребляет простые предлоги –3б;
– отвечает на вопросы словом – 2,5;
– высказывания на уровне звукоподражания, либо лепета –1б.
9.5 Сформированность фонетической стороны речи
– звукопроизношение соответствует возрасту –3б;
– отмечаются незначительные дефекты произношения – 2,5б;
– не сформирована фонетико-фонематическая сторона речи (звуки отсутствуют или замены и смешение звуков) – 1б.
Вывод: (среднее значение данного блока в баллах):
– развитие речи в пределах возрастной нормы
– незначительное отставание в развитии речи
– значительное или выраженное отставание в развитии речи.
Анализ данных, полученных в результате диагностики детей группы, позволит определить фактический уровень развития каждого ребенка, своевременно отследить отклонения в развитии или поведении малыша и общими усилиями с родителями скорректировать коррекционно-развивающие воздействия, опираясь на зону ближайшего развития, не забегая вперед (что может вызвать у детей перенапряжение, потерю интереса к какой-либо деятельности, и не пропуская ни одну ступень в развитии.
В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником Программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтверждённых в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией или психолого-педагогическим консилиумом учреждения, содержание коррекционно-развивающей программы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически– ориентированных навыков
Источник