Диагностическая карта речевого развития ребенка 5 лет
ольга бакланова
Диагностическая карта обследования уровня речевого развития детей 4–6 лет
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 4-6 лет
(за основу взята тестовая методика младших школьников Т. А. Фотековой; тестовая методика обследования речи детей 4-7 лет Е. С. Зайцева, В. К. Шептунова; методики Е. В. Колесниковой; В. П. Глухова)
По словам Александра Асмолова:
«Формула стандарта: от диагностики
контроля, от диагностики селекции к
диагностике развития ребенка и
определения совместно со взрослым
его зоны ближайшего развития».
При разработке модели мониторинга необходимо ориентироваться на определение термина «качество дошкольного образования», развиваемого С. В.Кузьминым: качество дошкольного образования — это такая совокупность свойств и характеристик, реализация которых в образовательном процессе способствует разностороннему развитию ребенка до уровня, соответствующего его возрастным возможностям и требованиям общества, сохранению его здоровья и обеспечению успешного перехода к следующему возрастному периоду, целью которого является развитие ребенка. Перед началом диагностикилогопеду необходимо познакомиться с документами: анамнестическими сведениями о ребенке, заключениями специалистов (если таковые имеются, характеристикой ребенка, составленной воспитателем, заключением ТПМПк. Побеседовать с родителями для выявления причин нарушения, а также возникновением трудностей в развитии ребенка, которые привели их к логопеду.
В логопедии разработаны методы, позволяющие надежно диагностировать состояние ОНР. Как правило, эти методы предусматривают качественный анализ данных. Однако, чтобы понять структуру дефекта, первичные нарушения, если таковые имеются, то может быть полезна унифицированная система интерпретации полученного при обследовании материала, результаты которой могут быть выражены в количественной форме. Такую форму обследования можно будет сравнить в виде графиков и увидеть динамику речевого развития ребенка в результате коррекционного воздействия.
Методика поможет в работе молодым специалистам: логопедам, психологам, дефектологам, педагогам. Она предназначена для выявления особенностей речевого развития детейдошкольного возраста: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа структуры дефекта речевого профиля, структуры дефекта. Разработана бальная система для оценки выполнения заданий методики.
1) развита достаточно/сформирована – 3б
2) в пределах нормы/на стадии формирования – 2б
3) развита недостаточно/на начальной стадии формирования – 1б
4) не развита/не сформирована – 0б
Логопед проводит обследование в спокойной и доброжелательной обстановке с помощью наглядного и игрового материала. Педагог следует инструкциям и предлагает ребенку выполнить задания. Полученные данные заносит в таблицу. После завершения обследования таблица подсчитывает данные и можно составить график или диаграмму.
Состояние артикуляционной моторики:
1)Выполняет основные артикуляционные движения губами («Трубочка», «Улыбка», языком («Качели», «Часики», «Лошадка», «Грибок»). Длительность выполнения движений и темп движений в норме.
2)Движения замедленные. Трудность в нахождении артикуляционной позы. Объем движений языка полный. Замены движений не отмечаются.
3)Движения выполняет с трудом, наблюдается тремор. Трудность в удержании артикуляционной позы. Синкенизии, саливация.
4)Нарушена координация движений языка и губ. Объем движений языка неполный. Тонус вялый. Синкенезии, отмечаются замены движений.
Звукопроизношение
Инструкция: «Посмотри на картинки и назови»
Оценка:
3 балла – нет ошибок;
2 балла – допускает ошибки в словосочетаниях и предложениях;
1 балл – допускает ошибки и в словах;
0 баллов – речь невнятная, диагностика не возможна.
начало середина конец 4 5 6
С
С’
З
З’
Ц
Ш
Ж
Щ
Ч
Л
Л’
Р
Р’
Й
Т
Т’
В
Вь
Ф
Фь
М
Мь
Н
Нь
Х
Хь
Б
Бь
П
Пь
Слогозвуковая структура
Инструкция: «Давай поиграем: я буду говорить тебе слова. Повторяй»
Оценка:
3 балла – нет ошибок;
2 балла – допускает ошибки в словосочетаниях и предложениях;
1 балл – допускает ошибки и в словах;
0 баллов – речь невнятная.
4 года
Ребята слепили снеговика.
Мотоциклист едет на мотоцикле.
5 лет
Водопроводчик чинит водопровод.
Волосы подстригают в парикмахерской.
6 лет
Экскурсовод проводит экскурсию.
Регулировщик стоит на перекрестке.
Фонематические представления
Инструкция: «Давай поиграем в игру «Эхо». Я буду говорить разные звуки, а ты повторяй за мной. Ребенку предлагается повторить слоги с оппозиционными звуками.
(Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности о слове, слоге, звуке, ударении (без определения, о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой, о выразительных средствах речи).
Оценка:
3 балла – воспроизводит слоги без ошибок;
2 балла – неправильно воспроизводит 1-3 столбика слогов, но исправляется после повтора слогов;
1 балл – неправильно воспроизводит 2-3 столбика слогов и не может исправиться после повтора;
0 баллов – неправильно воспроизводит все слоги.
•Дифференциация звуков:
С-З С-Ш Ш-Ж Ж-З Ш-Щ Ш-СЬ Ц-С
Ц-ТЬ Ч-С Ч-ТЬ Ч-Ш Щ-Ж Л-Р П-Б
Т-Д К-Х Ы-И
•Повторение слогов с оппозиционными звуками:
та-да-та са-ша
ба-па___да-та-та
за-жа да-та ка-га-га
ла-ра га-ка
кот — год – кот бочка – почка том – дом – ком
усы – уши лак – рак
гора – кора
• Дифференциация оппозиционных звуков в словах
Инструкция: «Покажи картинку, на которой нарисована бочка, а теперь ту, на которой нарисована почка». Так ребенку предлагаются все пары картинок.
Оценка:
3 балла – задание выполнено без ошибок;
2 балла – допущено 1-2 ошибки;
1 балл – допущено 3-4 ошибки;
0 баллов – неправильное выполнение 5 и более заданий.
• Определение наличия заданного звука в слове.
Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе слова, если в слове услышишь р-р-р-р-р, хлопни в ладоши». Рак, корова, волк, ракета, облако, тыква.
• Выделение ударного гласного звука в начале слова (с 6-ти лет).
Инструкция: «Назови первый звук в слове «А-а-а-аня», Ко-о-от, и т. д.»
•Выделение звука из ряда слов: мак, дом, кот
• Отобрать (показать) картинки, в которых есть заданный звук (с 5-ти лет): «Б»
• Выделение первого звука в слове (с 4-х лет):
Алик___утка Оля эхо
• Выделение последнего звука в слове (с 5-ти лет):
Пух мука нос луна _ шары кот
• Назови все звуки в слове (с 6-ти лет) МАК ___
Инструкция: сколько всего звуков в слове «МАК»? Какой первый, второй, последний?
• Составь слово из звуков (с 6-ти лет) Д О М ___
Инструкция: Послушай и назови, какое слово я загадала? Д О М
• Называние слов на заданный звук (с 6-ти лет)
Инструкция: Послушай.Я умею придумывать слова на со звуком И: Инна, Ира, игрушка, ива. Давай вместе придумаем несколько слов со звуком А.
Грамматический строй речи
•Образование множественного числа имен существительных:
4 года
5 лет
6 лет
•Образование уменьшительно-ласкательных форм:
4 года
5 лет
6 лет
•Согласование существительных с числительными:
4 года
5лет
6лет
•Префиксальное словообразование:
Шл пришел Едет приехал летел прилетел___
•Предложно-падежные конструкции:
Где лежит карандаш? (в)
Откуда я достала карандаш? (из) Где лежит книга? (под, над)
Откуда я достала книгу? (из-за) Где находится книга (между)
Словарь
•Объяснить значение слов:
Холодильник —
Листопад — Пылесос — Винегрет — Спица —
•Назвать части предметов и показать их:
Чайник: донышко, носик, ручка, крышка
Стул: сиденье, спинка, ножки
Машина: кабина, кузов, колса, стекло, сиденье, руль
• Уровень обобщений (с 4-х лет):
Яблоко, персик, груша, банан
Помидор, огурец, свкла,лук:
Кукла, кубики, машинка,юла:
:
(с 5-ти лет):
Блюдце, кастрюля, сковорода,ложка:
Шкаф, стол, диван,кресло:
Корова, коза, свинья,лошадь:
Комар, муха, кузнечик,бабочка:
Медведь, заяц, лиса,ж:
Петух, индюк, утка,гусь:
(с 6-ти лет)
Воробей, ворона, сорока,голубь:
Автобус, троллейбус, поезд,самолт :
• Детныши / (птенцы):
(с 4-х лет) Коза (козленок, свинья (поросенок, утка (утенок, кошка (котенок)
(с 5-ти лет)Корова (теленок, курица (цыпленок, лиса (лисенок, заяц (зайчонок)
(с 6-ти лет)
Лошадь (жеребенок, собака (щенок, индюк (индюшонок, еж (ежонок)
Овца (ягненок, медведь (медвежонок, волк (волчонок, белка (бельчонок)
• Подбор прилагательных к им.существительному:
Лимон какой?
Платье какое?
Лиса какая?
Ёж какой?
Чай какой?
Цветы какие? ___
•Подбор антонимов:
широкий — сухой —
длинный — высокий —
прямой — большой —
веслый — молодой — светлый — больной —
•Образование притяжательных прилагательных:
чей хвост? чья морда? чей дом?
•Образование прилагательных от имен существительных:
Матрешка из дерева —
Сумка из кожи —
Ручка из пластмассы — Стакан из стекла — Со
Варенье из вишни —
Сапоги из резины — Дом из кирпича —
• Что делает?
Повар
Врач
Почтальон
Учительница
Строитель
Водитель
• Кто как голос подает?
утка собака кошка
гусь корова свинья петух мышь лягушка
•Согласование прилагательных с существительными:
Связная речь
4 года
Составление по картинке простых предложений 5 лет
Составление рассказа по сюжетной картинке
(с 6-ти лет) Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Логопедическое заключение
___
Дата:___Подпись:___(___)
Использованные источники:
— Е. С. Зайцева, В. К. Шептунова, «Тестовая методика обследования речи детей 4-7 лет». СПб.: КАРО, 2012. -72с. -(Серия «Мастер-класс логопеда»). Санкт-Петербург
— Н. В. Нищева, Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). С-Пб., ДЕТСТВО-ПРЕСС 2013 г. ;
— В. П. Глухов «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием»- М: «Аркти», 2004
— Е. В. Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».Москва: Издательство ЮВЕНТА, 2010 г.
— Е. В. Колесникова. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей у детей 5-6 лет».Москва: Издательство ЮВЕНТА, 2011г.
— интернет источник LogoPortal.ru.
Источник
Протокол логопедического обследования.
Фамилия, имя: _________________________________________________________________________
Возраст: ________________________________________________________________________________
Домашний адрес: ________________________________________________________________________
Дата обследования ______________________________________________________________________
Сведения о семье
Ф.И.О. родителей, дата рождения, место работы, должность:
Мать ________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Отец _________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Анамнез
Наличие у родителей наследственных (нервно-психических, хронических сомат.) заболеваний до рождения ребёнка__________________________________________________________________________________________
От которой по счету беременности_________________________________________
Протекание беременности (токсикоз — 1-я половина, 2-я половина; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции)_____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)_______________________________________
Когда закричал ребенок___________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя)____________________________________
Общее развитие ребенка
Раннее физическое развитие
Когда стал держать голову (в норме с 1,5 мес.) _________; когда стал сидеть (в норме с 6 мес.) ________
когда стал ходить (в норме с 11-12 мес.) ____________;
когда появились первые зубы (в норме с 6-8 мес.) _______________.
Раннее речевое развитие
Гуление (в норме — 2-3 мес.)_______________; лепет (в норме — 4-8 мес.)_________________;
первые слова (в норме — около года) _______________; первые фразы (в норме — от 1.5 до 2л)________;
Замена слов жестами______________; Отношение ребёнка к речевому дефекту _____________________.
Перенесенные заболевания
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы,
травмы, судороги при высокой температуре)
До года_________________________________________________________________________________________
После года:___________________________________________________________________________________
От года до трёх лет _________________________________________________________________
После 3 лет ________________________________________________________________________
Функция | Первичная диагностика | Вторичная диагностика |
Слуховое восприятие: Дифференциация звучащих игрушек. | ||
Направление источника звука | ||
Восприятие и воспроизведение ритма. | ||
Зрительное восприятие: Подбор картинок к данному цветовому фону. | ||
Показ основных цветов. | ||
Зрительно – пространственный гнозис и праксис: Показать части тела (левая-правая); | ||
Показать предметы, которые находятся слева — справа – вверху – внизу – впереди – сзади; | ||
Разбор и складывание разрезной картинки. | ||
Разбор и складывание пирамидки. | ||
Счет (возьми 2-3-4) |
Рисование (дом, дерево, человек) (приложение)
Умение держать карандаш __________________ Уровень развития предметного рисунка (чирканье, каракули, предметное изображение) __________________________________________________________
Ориентировка на листе _________________________________________________________________________ Использование цвета __________________________________________________________________________
Срисовать рисунок (приложение)
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
состояние речевого аппарата, голосовой функции и просодики
Экспрессивная речь
Общее звучание речи.
Показатели | Первичная диагностика | Вторичная диагностика |
Разборчивость | ||
Темп и ритм | ||
Дыхание | ||
Голос | ||
Паузация и интонация |
_____________________
Строение артикуляционного аппарата:
∙ строение языка______________________________________________________________
∙ подвижность языка__________________________________________________________
∙ строение неба_______________________________________________________________
∙ прикус______________________________________________________________________
∙ подъязычная связка_________________________________________________________
∙строение зубов_______________________________________________________________
∙строение губ_________________________________________________________________
∙ подвижность губ_____________________________________________________________
Состояние артикуляционной моторики:
первичная диагностика:______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
вторичная диагностика______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Состояние мимической мускулатуры: _________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Состояние общей моторики: __________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Состояние мелкой моторики __________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
РАЗГОВОРНО-ОПИСАТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
Как тебя зовут? ______________________________________________
Сколько тебе лет (сейчас, было в прошлом году, будет в следующем)?_________________
Где ты живешь? _______________________________________________________________
Ты мальчик или девочка? _______________________________________________________
Как зовут маму? _______________________________________________________________
Как зовут папу? _______________________________________________________________
У тебя есть домашние питомцы? ________________________________________________________
Кто приводит тебя в сад? ______________________________________________________________
Понимание речи:____________________________________________________________________
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Звуки | Первичная диагностика | Вторичная диагностика | ||||||
Изолир. | В слоге | В слове | Во фразе | Изолир. | В слоге | В слове | Во фразе | |
(С) | ||||||||
(С’) | ||||||||
(З) | ||||||||
(З’) | ||||||||
(Ц) | ||||||||
(Ч) | ||||||||
(Щ) | ||||||||
(Ш) | ||||||||
(Ж) | ||||||||
(Л) | ||||||||
(Л’) | ||||||||
(Р) | ||||||||
(Р’) |
Другие нарушения ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА
Произнеси правильно | Первичная диагностика | Вторичная диагностика |
Ско-во-ро-да | ||
Ак-ва-ри-ум | ||
Сапожник чистит сапоги | ||
Птенчик весело щебечет |
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.
Фонематический слух
Повтори | Первичная диагностика | Вторичная диагностика |
та-да-та | ||
са-ша | ||
па-та-на | ||
па-ба-па | ||
ка-га | ||
да-та-да | ||
том-дом | ||
суп-зуб | ||
почка-бочка | ||
уточка-удочка | ||
крыша-крыса |
Фонематический анализ
Выдели и назови | Первичная диагностика | Вторичная диагностика |
Первый звук в слове: | Аист ___, утка ____, суп ____ | |
Последний звук: | Стул___, мак ____, кот _____ | |
Наличие звука Р в словах: | Шапка_ , майка__, корова___, грач__, стол__, крот__. | |
Выделение звука из ряда других звуков Ш. |
Фонематический синтез
Задания | Первичная диагностика | Вторичная диагностика |
Составление слов из звуков, данных в правильной последовательности | М.А.К.________ К.А.Ш.А ________ Д.О.М. ________ | |
Составление слов из звуков, данных в неправильной последовательности | Т.К.О ______ Р.Т.О ______ С.К.О ______ | |
Определение количества звуков в слове: | Вата_____, нос_____, утка____, Мост______. |
Фонематические представления
Придумай и подбери | Первичная диагностика | Вторичная диагностика |
Слово на звук С | ||
Слово на звук Ш | ||
Слово на звук Р | ||
Картинка на звук Ц | ||
Картинка на звук Ч | ||
Картинка на звук Л |
Импрессивная речь
Покажи, где… | Первичная диагностика | Вторичная диагностика |
Спинка стула | ||
Колесо велосипеда | ||
Кукла | ||
Мячик | ||
Кот-коты | ||
Стол-столы | ||
Кукла-куклы | ||
Где собачка? | За___, на___, в___, перед___, около____, справа___, слева___ | |
Девочка шьет | ||
Мальчик играет в мяч | ||
Понимание словосочетаний и простых предложений | ||
Покажи карандаш ключом/покажи ключ карандашом | ||
Что делает мальчик? | ||
Во что он одет? | ||
Кто вместе с ним пришел на рыбалку и зачем? |
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
Задания | Первичная диагностика | Вторичная диагностика |
Словоизменение | ||
Ед. и мн.число им.сущ. (кот-коты) | Ухо _______, дом ________, дерево __________ | |
Род.п мн.числа (коты-много котов) | Птицы____________________, Книги ____________________, Бананы ____________________ | |
Согласование числительных 2 и 5 с существительными: | Яблоко: 2 __________ 5 ___________ Гусь: 2____________ 5 ___________ Тетрадь: 2 __________ 5 ___________ | |
Изменение по падежам | Стулья (нет чего?)___________ Карандаши (нет чего?)____________________ Гнезда (нет чего?) ___________ | |
Употребление существительных в косвенных падежах без предлога. | У меня есть карандаш, а у тебя нет ______________________ Папа чертит _______________ | |
Словообразование | ||
Уменьшительно-ласкательная форма сущ.-х. | Ложка- ________________ Звезда — _________________ Ухо-____________________ | |
Образование прилагательных от существительных | Стакан из стекла __________________________ Сапоги из резины __________________________ Сок из яблок __________________________ | |
Образование глаголов движения с помощью приставок. | Идет _____________________ Плывет ___________________ Бежит ____________________ | |
Образование притяж. прилагательных | Чей хвост? _________________ Чья морда? _________________ Чей дом? _________________ |
СЛОВАРЬ
∙ Объяснить значение слов:
Пылесос — ___________________________________________________________________
Холодильник — __________________________________________________________________
_________________
Первичная диагностика | Вторичная диагностика | |
Назови, что это …(по описанию) | Морковь Яблоко | |
Назови что-то из… | Посуда ___________________________ Игрушки ___________________________ Одежда ____________________________ | |
Назови части предметов. | Машина ____________________ Человек ___________________ | |
Обобщи слова (по картинкам) | Овощи _____, фрукты_____, мебель ______, посуда _______. | |
Назови детенышей | У утки __________________ У свиньи ________________ У собаки _________________ У кошки __________________ | |
Подбери признак к предмету (какой?) | Лимон_____________________ Лиса ______________________ Ежик ______________________ | |
Скажи наоборот | Большой -_____________ Горячий ______________ Мягкий ________________ Веселый ________________ | |
Что делает…. | Врач ______________________ Учитель ___________________ Строитель _________________ | |
Кто как двигается? | Птица _____________________ Змея ______________________ Рыба ______________________ | |
Кто как голос подает? | Петух ______________________ Свинья ____________________ Мышь _____________________ Собака ____________________ |
_________
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Первичная диагностика | Вторичная диагностика | |
Пересказ (чтение 2 раза) На улице холодно. Валя гуляет с куклой. У Вали шуба, шапка, шарф. На ногах – сапоги, на руках – варежки. А кукла без пальто, без шапки, без шарфа. Кукле холодно, кукла заболела. Валя лечила куклу, а потом сшила ей одежду. | ||
Понимание связной речи. Ответы на вопросы по тексту. Черный котенок увидел мышку и захотел ее съесть. Мышка побежала и прыгнула в банку с мукой. Котенок за ней. Мышка убежала, а из банки вылез белый котенок. | Почему котенок стал белым? Это был другой котенок? За кем погнался котенок? Где спряталась мышка? | |
Рассказ по представлению | Любимая игрушка | |
Рассказ по серии сюжетных картинок | ||
Рассказ по картинке |
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Первичное обследование ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ Дата: | Вторичное обследование ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ Дата: |
Учитель-логопед: Деева Т.В.
Источник