Диагностическая карта речевого развития ребенка 5 лет

ольга бакланова
Диагностическая карта обследования уровня речевого развития детей 4–6 лет

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 4-6 лет

(за основу взята тестовая методика младших школьников Т. А. Фотековой; тестовая методика обследования речи детей 4-7 лет Е. С. Зайцева, В. К. Шептунова; методики Е. В. Колесниковой; В. П. Глухова)

По словам Александра Асмолова:

«Формула стандарта: от диагностики

контроля, от диагностики селекции к

диагностике развития ребенка и

определения совместно со взрослым

его зоны ближайшего развития».

При разработке модели мониторинга необходимо ориентироваться на определение термина «качество дошкольного образования», развиваемого С. В.Кузьминым: качество дошкольного образования — это такая совокупность свойств и характеристик, реализация которых в образовательном процессе способствует разностороннему развитию ребенка до уровня, соответствующего его возрастным возможностям и требованиям общества, сохранению его здоровья и обеспечению успешного перехода к следующему возрастному периоду, целью которого является развитие ребенка. Перед началом диагностикилогопеду необходимо познакомиться с документами: анамнестическими сведениями о ребенке, заключениями специалистов (если таковые имеются, характеристикой ребенка, составленной воспитателем, заключением ТПМПк. Побеседовать с родителями для выявления причин нарушения, а также возникновением трудностей в развитии ребенка, которые привели их к логопеду.

В логопедии разработаны методы, позволяющие надежно диагностировать состояние ОНР. Как правило, эти методы предусматривают качественный анализ данных. Однако, чтобы понять структуру дефекта, первичные нарушения, если таковые имеются, то может быть полезна унифицированная система интерпретации полученного при обследовании материала, результаты которой могут быть выражены в количественной форме. Такую форму обследования можно будет сравнить в виде графиков и увидеть динамику речевого развития ребенка в результате коррекционного воздействия.

Методика поможет в работе молодым специалистам: логопедам, психологам, дефектологам, педагогам. Она предназначена для выявления особенностей речевого развития детейдошкольного возраста: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа структуры дефекта речевого профиля, структуры дефекта. Разработана бальная система для оценки выполнения заданий методики.

1) развита достаточно/сформирована – 3б

2) в пределах нормы/на стадии формирования – 2б

3) развита недостаточно/на начальной стадии формирования – 1б

4) не развита/не сформирована – 0б

Логопед проводит обследование в спокойной и доброжелательной обстановке с помощью наглядного и игрового материала. Педагог следует инструкциям и предлагает ребенку выполнить задания. Полученные данные заносит в таблицу. После завершения обследования таблица подсчитывает данные и можно составить график или диаграмму.

Состояние артикуляционной моторики:

1)Выполняет основные артикуляционные движения губами («Трубочка», «Улыбка», языком («Качели», «Часики», «Лошадка», «Грибок»). Длительность выполнения движений и темп движений в норме.

2)Движения замедленные. Трудность в нахождении артикуляционной позы. Объем движений языка полный. Замены движений не отмечаются.

3)Движения выполняет с трудом, наблюдается тремор. Трудность в удержании артикуляционной позы. Синкенизии, саливация.

4)Нарушена координация движений языка и губ. Объем движений языка неполный. Тонус вялый. Синкенезии, отмечаются замены движений.

Звукопроизношение

Инструкция: «Посмотри на картинки и назови»

Оценка:

3 балла – нет ошибок;

2 балла – допускает ошибки в словосочетаниях и предложениях;

1 балл – допускает ошибки и в словах;

0 баллов – речь невнятная, диагностика не возможна.

начало середина конец 4 5 6

С

С’

З

З’

Ц

Ш

Ж

Щ

Ч

Л

Л’

Р

Р’

Й

Т

Т’

В

Вь

Ф

Фь

М

Мь

Н

Нь

Х

Хь

Б

Бь

П

Пь

Слогозвуковая структура

Инструкция: «Давай поиграем: я буду говорить тебе слова. Повторяй»

Оценка:

3 балла – нет ошибок;

2 балла – допускает ошибки в словосочетаниях и предложениях;

1 балл – допускает ошибки и в словах;

0 баллов – речь невнятная.

4 года

Ребята слепили снеговика.

Мотоциклист едет на мотоцикле.

5 лет

Водопроводчик чинит водопровод.

Волосы подстригают в парикмахерской.

6 лет

Экскурсовод проводит экскурсию.

Регулировщик стоит на перекрестке.

Фонематические представления

Инструкция: «Давай поиграем в игру «Эхо». Я буду говорить разные звуки, а ты повторяй за мной. Ребенку предлагается повторить слоги с оппозиционными звуками.

(Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности о слове, слоге, звуке, ударении (без определения, о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой, о выразительных средствах речи).

Оценка:

3 балла – воспроизводит слоги без ошибок;

Читайте также:  Сколько петель набрать для шапки ребенку 5 лет

2 балла – неправильно воспроизводит 1-3 столбика слогов, но исправляется после повтора слогов;

1 балл – неправильно воспроизводит 2-3 столбика слогов и не может исправиться после повтора;

0 баллов – неправильно воспроизводит все слоги.

•Дифференциация звуков:

С-З С-Ш Ш-Ж Ж-З Ш-Щ Ш-СЬ Ц-С

Ц-ТЬ Ч-С Ч-ТЬ Ч-Ш Щ-Ж Л-Р П-Б

Т-Д К-Х Ы-И

•Повторение слогов с оппозиционными звуками:

та-да-та са-ша

ба-па___да-та-та

за-жа да-та ка-га-га

ла-ра га-ка

кот — год – кот бочка – почка том – дом – ком

усы – уши лак – рак

гора – кора

• Дифференциация оппозиционных звуков в словах

Инструкция: «Покажи картинку, на которой нарисована бочка, а теперь ту, на которой нарисована почка». Так ребенку предлагаются все пары картинок.

Оценка:

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущено 1-2 ошибки;

1 балл – допущено 3-4 ошибки;

0 баллов – неправильное выполнение 5 и более заданий.

• Определение наличия заданного звука в слове.

Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе слова, если в слове услышишь р-р-р-р-р, хлопни в ладоши». Рак, корова, волк, ракета, облако, тыква.

• Выделение ударного гласного звука в начале слова (с 6-ти лет).

Инструкция: «Назови первый звук в слове «А-а-а-аня», Ко-о-от, и т. д.»

•Выделение звука из ряда слов: мак, дом, кот

• Отобрать (показать) картинки, в которых есть заданный звук (с 5-ти лет): «Б»

• Выделение первого звука в слове (с 4-х лет):

Алик___утка Оля эхо

• Выделение последнего звука в слове (с 5-ти лет):

Пух мука нос луна _ шары кот

• Назови все звуки в слове (с 6-ти лет) МАК ___

Инструкция: сколько всего звуков в слове «МАК»? Какой первый, второй, последний?

• Составь слово из звуков (с 6-ти лет) Д О М ___

Инструкция: Послушай и назови, какое слово я загадала? Д О М

• Называние слов на заданный звук (с 6-ти лет)

Инструкция: Послушай.Я умею придумывать слова на со звуком И: Инна, Ира, игрушка, ива. Давай вместе придумаем несколько слов со звуком А.

Грамматический строй речи

•Образование множественного числа имен существительных:

4 года

5 лет

6 лет

•Образование уменьшительно-ласкательных форм:

4 года

5 лет

6 лет

•Согласование существительных с числительными:

4 года

5лет

6лет

•Префиксальное словообразование:

Шл пришел Едет приехал летел прилетел___

•Предложно-падежные конструкции:

Где лежит карандаш? (в)

Откуда я достала карандаш? (из) Где лежит книга? (под, над)

Откуда я достала книгу? (из-за) Где находится книга (между)

Словарь

•Объяснить значение слов:

Холодильник —

Листопад — Пылесос — Винегрет — Спица —

•Назвать части предметов и показать их:

Чайник: донышко, носик, ручка, крышка

Стул: сиденье, спинка, ножки

Машина: кабина, кузов, колса, стекло, сиденье, руль

Уровень обобщений (с 4-х лет):

Яблоко, персик, груша, банан

Помидор, огурец, свкла,лук:

Кукла, кубики, машинка,юла:

:

(с 5-ти лет):

Блюдце, кастрюля, сковорода,ложка:

Шкаф, стол, диван,кресло:

Корова, коза, свинья,лошадь:

Комар, муха, кузнечик,бабочка:

Медведь, заяц, лиса,ж:

Петух, индюк, утка,гусь:

(с 6-ти лет)

Воробей, ворона, сорока,голубь:

Автобус, троллейбус, поезд,самолт :

• Детныши / (птенцы):

(с 4-х лет) Коза (козленок, свинья (поросенок, утка (утенок, кошка (котенок)

(с 5-ти лет)Корова (теленок, курица (цыпленок, лиса (лисенок, заяц (зайчонок)

(с 6-ти лет)

Лошадь (жеребенок, собака (щенок, индюк (индюшонок, еж (ежонок)

Овца (ягненок, медведь (медвежонок, волк (волчонок, белка (бельчонок)

• Подбор прилагательных к им.существительному:

Лимон какой?

Платье какое?

Лиса какая?

Ёж какой?

Чай какой?

Цветы какие? ___

•Подбор антонимов:

широкий — сухой —

длинный — высокий —

прямой — большой —

веслый — молодой — светлый — больной —

•Образование притяжательных прилагательных:

чей хвост? чья морда? чей дом?

•Образование прилагательных от имен существительных:

Матрешка из дерева —

Сумка из кожи —

Ручка из пластмассы — Стакан из стекла — Со

Варенье из вишни —

Сапоги из резины — Дом из кирпича —

• Что делает?

Повар

Врач

Почтальон

Учительница

Строитель

Водитель

• Кто как голос подает?

утка собака кошка

гусь корова свинья петух мышь лягушка

•Согласование прилагательных с существительными:

Связная речь

4 года

Составление по картинке простых предложений 5 лет

Читайте также:  Как привить уверенность ребенку 5 лет

Составление рассказа по сюжетной картинке

(с 6-ти лет) Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Логопедическое заключение

___

Дата:___Подпись:___(___)

Использованные источники:

— Е. С. Зайцева, В. К. Шептунова, «Тестовая методика обследования речи детей 4-7 лет». СПб.: КАРО, 2012. -72с. -(Серия «Мастер-класс логопеда»). Санкт-Петербург

— Н. В. Нищева, Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). С-Пб., ДЕТСТВО-ПРЕСС 2013 г. ;

— В. П. Глухов «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием»- М: «Аркти», 2004

— Е. В. Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».Москва: Издательство ЮВЕНТА, 2010 г.

— Е. В. Колесникова. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей у детей 5-6 лет».Москва: Издательство ЮВЕНТА, 2011г.

— интернет источник LogoPortal.ru.

Источник

Протокол логопедического обследования.

Фамилия, имя: _________________________________________________________________________        

Возраст: ________________________________________________________________________________

Домашний адрес: ________________________________________________________________________

Дата обследования  ______________________________________________________________________

Сведения о семье

Ф.И.О. родителей, дата рождения, место работы, должность:

Мать ________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Отец _________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Анамнез

Наличие у родителей наследственных (нервно-психических, хронических сомат.) заболеваний до рождения ребёнка__________________________________________________________________________________________

От которой по счету беременности_________________________________________

Протекание беременности (токсикоз — 1-я половина, 2-я половина; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции)_____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)_______________________________________

Когда закричал ребенок___________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя)____________________________________

Общее развитие ребенка

Раннее физическое развитие

Когда стал держать голову (в норме с 1,5 мес.) _________;  когда стал сидеть (в норме с 6 мес.) ________

когда стал ходить (в норме с 11-12 мес.) ____________;

когда появились первые зубы (в норме с 6-8 мес.) _______________.

Раннее речевое развитие

Гуление (в норме — 2-3 мес.)_______________; лепет (в норме — 4-8 мес.)_________________;

первые слова (в норме — около года) _______________; первые фразы (в норме — от 1.5 до 2л)________;

Замена слов жестами______________; Отношение ребёнка к речевому дефекту _____________________.

Перенесенные заболевания

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы,
травмы, судороги при высокой температуре)

До года_________________________________________________________________________________________

После года:___________________________________________________________________________________

     От года до трёх лет  _________________________________________________________________

     После 3 лет ________________________________________________________________________

Функция

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Слуховое восприятие:

Дифференциация звучащих игрушек.

Направление источника звука

Восприятие и воспроизведение ритма.

Зрительное восприятие:

Подбор картинок к данному цветовому фону.

Показ основных цветов.

Зрительно – пространственный гнозис и праксис:

Показать части тела (левая-правая);

Показать предметы, которые находятся слева  — справа – вверху –   внизу – впереди – сзади;

Разбор и складывание разрезной картинки.

Разбор и складывание пирамидки.

Счет (возьми 2-3-4)

         Рисование (дом, дерево, человек) (приложение)

Умение держать карандаш __________________ Уровень развития предметного рисунка (чирканье, каракули, предметное изображение) __________________________________________________________

Ориентировка на листе _________________________________________________________________________ Использование цвета __________________________________________________________________________

Срисовать рисунок (приложение)

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

                               состояние речевого аппарата, голосовой функции и просодики

Экспрессивная речь

Общее звучание речи.

Показатели

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Разборчивость

Темп и ритм

Дыхание

Голос

Паузация и интонация

_____________________

Строение артикуляционного аппарата:

              ∙ строение языка______________________________________________________________

∙ подвижность языка__________________________________________________________

∙ строение неба_______________________________________________________________

∙ прикус______________________________________________________________________

∙ подъязычная связка_________________________________________________________

∙строение зубов_______________________________________________________________

∙строение губ_________________________________________________________________

∙ подвижность губ_____________________________________________________________

Состояние артикуляционной моторики:

первичная диагностика:______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

вторичная диагностика______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Состояние мимической мускулатуры: _________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Состояние общей моторики: __________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Состояние мелкой моторики __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

РАЗГОВОРНО-ОПИСАТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

Как тебя зовут? ______________________________________________

Сколько тебе лет (сейчас, было в прошлом году, будет в следующем)?_________________

Где ты живешь? _______________________________________________________________

Ты мальчик или девочка? _______________________________________________________

Как зовут маму? _______________________________________________________________

Как зовут папу? _______________________________________________________________

У тебя есть домашние питомцы? ________________________________________________________

Кто приводит тебя в сад? ______________________________________________________________

Понимание речи:____________________________________________________________________

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Звуки

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Изолир.

В слоге

В слове

Во фразе

Изолир.

В слоге

В слове

Во фразе

(С)

(С’)

(З)

   (З’)

(Ц)

(Ч)

(Щ)

(Ш)

(Ж)

(Л)

(Л’)

(Р)

(Р’)

Другие нарушения ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА

Читайте также:  Способности ребенка 5 лет

Произнеси правильно

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Ско-во-ро-да

Ак-ва-ри-ум

Сапожник чистит сапоги

Птенчик весело щебечет

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.

Фонематический слух

Повтори

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

та-да-та

са-ша

па-та-на

па-ба-па

ка-га

да-та-да

том-дом

суп-зуб

почка-бочка

уточка-удочка

крыша-крыса

Фонематический анализ

Выдели и назови

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Первый звук в слове:

Аист ___, утка ____, суп ____

Последний звук:

Стул___, мак ____, кот _____

Наличие звука Р в словах:

Шапка_ , майка__, корова___, грач__, стол__, крот__.

Выделение звука из ряда других звуков Ш.

Фонематический синтез

Задания

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Составление слов из звуков, данных в правильной последовательности

М.А.К.________

К.А.Ш.А ________

Д.О.М. ________

Составление слов из звуков, данных в неправильной последовательности

Т.К.О ______

Р.Т.О ______

С.К.О ______

Определение количества звуков в слове:

Вата_____, нос_____, утка____,

Мост______.

Фонематические представления

Придумай и подбери

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Слово на звук С

Слово на звук Ш

Слово на звук Р

Картинка на звук Ц

Картинка на звук Ч

Картинка на звук Л

Импрессивная речь

Покажи, где…

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Спинка стула

Колесо велосипеда

Кукла

Мячик

Кот-коты

Стол-столы

Кукла-куклы

Где собачка?

За___, на___, в___, перед___,

около____, справа___, слева___

Девочка шьет

Мальчик играет в мяч

Понимание словосочетаний и простых предложений

Покажи карандаш ключом/покажи ключ карандашом

Что делает мальчик?

Во что он одет?

Кто вместе с ним пришел на рыбалку и зачем?

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Задания

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Словоизменение

Ед. и мн.число им.сущ.

(кот-коты)

Ухо  _______, дом ________,

дерево __________

Род.п мн.числа (коты-много котов)

Птицы____________________,

Книги ____________________,

Бананы ____________________

Согласование числительных 2 и 5 с существительными:

Яблоко: 2 __________

               5 ___________

Гусь: 2____________

          5 ___________

Тетрадь: 2 __________

                5 ___________

Изменение по падежам

Стулья (нет чего?)___________

Карандаши (нет чего?)____________________

Гнезда (нет чего?) ___________

Употребление существительных в косвенных падежах без  предлога.

У меня есть карандаш, а у тебя нет ______________________

Папа чертит _______________

Словообразование

Уменьшительно-ласкательная форма сущ.-х.

Ложка- ________________

Звезда — _________________

Ухо-____________________

Образование прилагательных от существительных

Стакан из стекла __________________________

Сапоги из резины

__________________________

Сок из яблок

__________________________

Образование глаголов движения с помощью приставок.

Идет _____________________

Плывет ___________________

Бежит ____________________

Образование притяж. прилагательных

Чей хвост? _________________

Чья морда? _________________

Чей дом? _________________

СЛОВАРЬ

∙ Объяснить значение слов:

Пылесос — ___________________________________________________________________

Холодильник — __________________________________________________________________

_________________

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Назови, что это …(по описанию)

Морковь

Яблоко

Назови что-то из…

Посуда ___________________________

Игрушки ___________________________

Одежда

____________________________

Назови части предметов.

Машина ____________________

Человек ___________________

Обобщи слова (по картинкам)

Овощи _____, фрукты_____,

мебель ______, посуда _______.

Назови детенышей

У утки __________________

У свиньи ________________

У собаки _________________

У кошки __________________

Подбери признак к предмету (какой?)

Лимон_____________________

Лиса  ______________________

Ежик ______________________

Скажи наоборот

Большой -_____________

Горячий ______________

Мягкий ________________

Веселый ________________

Что делает….

Врач ______________________

Учитель ___________________

Строитель _________________

Кто как двигается?

Птица _____________________

Змея ______________________

Рыба ______________________

Кто как голос подает?

Петух ______________________

Свинья ____________________

Мышь _____________________

Собака ____________________

_________

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Пересказ (чтение 2 раза)

На улице холодно. Валя гуляет с куклой. У Вали шуба, шапка, шарф. На ногах – сапоги, на руках – варежки. А кукла без пальто, без шапки, без шарфа. Кукле холодно, кукла заболела. Валя лечила куклу, а потом сшила ей одежду.

Понимание связной речи. Ответы на вопросы по тексту.

Черный котенок увидел мышку и захотел ее съесть. Мышка побежала и прыгнула в банку с мукой. Котенок за ней. Мышка убежала, а из банки вылез белый котенок.

Почему котенок стал белым?

Это был другой котенок?

За кем погнался котенок?

Где спряталась мышка?

Рассказ по представлению

Любимая игрушка

Рассказ по серии сюжетных картинок

Рассказ по картинке

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Первичное обследование

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Дата:

Вторичное обследование

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Дата:

Учитель-логопед: Деева Т.В.

Источник