Диагностическая карта речевого развития ребенка 3 лет

Диагностическая карта речевого развития ребенка 3 лет thumbnail

РЕЧЕВАЯ КАРТА

ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

3-4-Х ЛЕТ

Состояние когнитивных процессов

(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)

1. Знание основных цветов (показ называние )

2. Пирамидка из 4 колец (собирает самостоятельно по образцу )

3. Матрешка 3-составная (собирает самостоятельно по образцу )

4. Доска Сегена из 6 форм (собирает самостоятельно по образцу )

5. Разрезные картинки из 2 частей (собирает самостоятельно по образцу )

6. Количественные представления «один» — «много» (показать один пальчик, много пальчиков)

7. Конструирование по образцу домика из шести палочек

Состояние речевой деятельности

(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)

1. Понимание речи:

1) «Покажи игрушку» (выполнение инструкций)

— покажи, где кукла

машинка

зайчик

— мяч дай мне, а зайку возьми себе

— покатай мишку

— покачай куклу

2) «Покажи картинку»

(перед ребенком выкладываются картинки: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы)

— покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять?

— если ручки замерзли, что наденешь на ручки?

— что нужно бабушке, чтобы лучше видеть?

— что нужно маме, чтобы пришить пуговицу?

— чем будешь резать бумагу?

— что возьмешь на улицу, если будет дождь?

3) «Спрячь игрушку» (выполнение инструкций на понимание предлогов)

спрячь машинку в коробку под коробку за коробку поставь на коробку

4) «Покажи картинку» (понимание формы множественного числа существительных)

шар шары

гриб грибы

кукла куклы

яблоко яблоки

стул стулья

2. Состояние фонематического слуха:

  1. «Покажи, кто так кричит»:

«му» (корова)

«ме» (овечка)

«мяу» (кошка)

2) «Покажи картинку»:

стол стул

папа баба

мышка мишка

дочка точка

3. Состояние активной речи:

1 ) Звукоподражания:

«Как лает собачка?»

«Как мяукает кошка?»

«Как тикают часы?»

«Как пищит мышка?

  1. «Назови, что покажу» * (предметный словарь)

кукла — шапка — голова —

машина — пирамидка — куртка —

рубашка — руки — нос —

матрешка – платье — глаз –

  1. «Скажи, что делает?»* (глагольный словарь)

играет – танцует —

рисует — кормит –

моет — поливает –

4 ) «Повтори за мной»* (слоговая структура слов)

пила — сапоги — мяч — диван — ложка —

сова — молоко — лук — батон — мишка —

муха — машина — нож — лимон — туфли —

5) «Расскажи, что ты видишь на картинке»* (наличие фразовой речи, состояние грамматического строя речи):

Девочка рисует. ____________________________________________________________

Мальчик кормит голубей. ____________________________________________________

Мальчик играет на дудочке. __________________________________________________

Мама купает малыша. _______________________________________________________

Девочка поливает цветы. _____________________________________________________

6) Составление рассказа по сюжетным картинкам «Покупка».

_____________________________________________________________________________

4. Состояние речевой моторики:

1). Строение артикуляционного аппарата: (нужное подчеркнуть)

— губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)

— зубы (норма, редкие, кривые, отсутствие верхних/нижних зубов, мелкие, вне челюстной дуги)

— прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый передний, открытый боковой, перекрестный)

— язык (норма, массивный, подвижный, малоподвижный)

— уздечка (норма, толстая, укороченная, подрезалась ранее)

— твердое нёбо (норма, высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина)

—  мягкое нёбо (норма, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)

2). Иннервация мимической мускулатуры:

(оценка выполнения заданий фиксируется знаками « + » или « — » )

— «Толстячок» (надувание щек)

— «Худышка» (втягивание)

3). Подвижность артикуляционного аппарата:

(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)

—  «Заборчик» (губы растянуты в улыбку)

—  «Дудочка» (губы трубочкой)

— «Заборчик» — «Дудочка» (чередовать)

—  «Баранка» (округлить губы, как на звук « о »)

—  «Лопатка» (удерживать широкий язык на нижней губе)

—  «Иголочка» (тянуть вперед узкий язык)

—  «Лошадка» (поцокать языком)

—  «Часики» (тянуться высунутым языком вправо-влево)

4). Произношение звуков раннего онтогенеза (ребенок повторяет за логопедом):

А О У Ы Э М П Т Ф X СЬ ЗЬ ЛЬ

Я Ё Ю И Е Н Б Л В Г

5. Состояние эмоционально-волевой сферы (нужное подчеркнуть)

1. Форма общения (контактен, инициативен или пассивен в общении, избирательное общение).

2. Внимание (устойчивое, неустойчивое).

3. Работоспособность (норма, ниже возрастной нормы, наблюдается быстрая утомляемость, неусидчив, не проявляет интереса к заданиям).

  1. Состояние моторики (нужное подчеркнуть)

1. Общая моторика (нормальная моторика; нарушения моторики — моторная напряженность, нескоординированность движений, неловкость, другие нарушения

2. Мелкая моторика (ведущая рука — правая/левая; нормальная моторика несформированная моторика).

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

_____________________________________________________________________________

Дата заполнения: ____________________ Логопед: _____________________

ПРИМЕЧАНИЕ. В заданиях, отмеченных знаком *, ответы ребенка логопед записывает дословно, сохраняя все особенности произнесения слов.

Источник

1. Исследование фонематической стороны речи

  1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом: стол-стул, папа-баба, точка-дочка, косы-козы, горка-корка, миска-мишка.
  1. Показать собачку, когда она зарычит: р-р-р…
  2. Повторить слоги: та-да, ба-па, ка-га, са-ша, за-жа, ца-са-ца.

2. Исследование пассивного словаря.

По словесной инструкции логопеда:

  • Показать предметы: стол, яблоко, кукла, чашка.
  • Части предмета: ножка стола, рука, нога, глазки, ручка чашки.
  • Понимание обобщающих слов

Выбирать картинки по темам: игрушки, посуда, одежда.

  • Понимание действий.

Показать, где девочка: играет, спит, рисует, ест.

  • Выполнить поручения по речевой инструкции: дай куклу, покорми куклу, посади куклу.

3. Исследование грамматического строя импрессивной речи (в пассиве)

  • Понимание форм единственного и множественного числа существительных. Показать на картинках: чашка-чашки, гриб-грибы, кукла-куклы, мяч-мячи.
  • Понимание прежложно-падежных конструкций с предлогами в, на, под.

Положи мячик в коробку. Положи мячик на стол. Положи мячик под стол.

  • Понимание существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Покажи на картинках: дом-домик, ложка-ложечка, мяч-мячик, кукла-куколка.

4. Состояние словарного запаса (эксперессивная речь)

  • Назови существительные
ИгрушкиОдеждаЧасти телаПосуда
МашинаШапкаНосЧашка
КуклаПлатьеУшиЛожка
ПирамидаБрюкиГлазаТарелка
МишкаЮбкаРотВилка
МячШарфВолосыНож
  • Глаголы (вопросы по картинкам)

— Что делает?

— Покажи где ___________? (идет, стоит, сидит, рисует, пьет)

  • Действия, сходные по ситуации. Инструкции —— —- —(~)

Вышивает, вяжет, шьет

  • Прилагательные
  • По картинкам назвать
  • Назови: большой — маленький, тонкий – толстый, длинный -короткий, веселый — грустный.

5. Исследование грамматического строя

экспрессивной речи (активной)

Обследуется при наличии фразовой речи.

  1. Употребление имен существительных в И.п. единственного и множественного числа.

Стол-столы, мяч-мячи, кукла-куклы, рука-руки, шар-шары, глаз-глаза

  1. Употребление имен существительных в В.п единственного числа без предлога. Назови, что видишь на картинке.

Образец: Я вижу мяч, вижу куклу, вижу собаку, вижу дом.

  1. Употребление имен существительных в Р.п. единственного числа без предлога. Назвать по картинкам.

Это хвост кого? – лисы; это сумка кого? – мамы; это машина кого? – мальчика

  1. Согласование имен существительных с прилагательными. Назвать цвет предметов — шар какой? – красный, машина какая? – зеленая, яблоко какое? – желтое.
  2. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как назвать маленький предмет? (По картинкам.)
Читайте также:  Влияние двигательной активности на физическое развитие ребенка

Стол – столик, нос – носик, дом – домик, ложка – ложечка, кукла – куколка, кровать – кроватка.

6. Состояние связной речи

Обследуется при наличии фразовой речи:

  • перессказ рассказа;
  • составление рассказа по картинке.

_________________________________________________

7. Исследование фонетической стороны речи

Определение симптоматики и механизмов нарушений.

  1. Воспроизведение звукоподражаний. Повторить за логопедом:

кукла плачет – а-а-а…,

ребенок плачет – уа-уа-уа…,

поезд гудит – у-у-у…,

ослик кричит – иа-иа-иа…,

мышка пищит – и-и-и…,

кошка мяукает – мяу-мяу-мяу…

  1. Исследование звуко- слоговой структуры слов. (Назови по картинке.) Повтори за логопедом: дыня, самолет, петушок, велосипед.

8. Состояние звукопроизношения

Гласные___________________________________________

Согласные_________________________________________

б, п, м_____________________________________

    в, ф______________________________________

    д, т, м_____________________________________

    г, х, к_____________________________________

    й________________________________________

  • Свистящие__________________________________________
  • Шипящие__________________________________________
  • Аффрикаты________________________________________

л,р______________________________________

р,р______________________________________

9. Анатомическое состояние артикуляционного аппарата (нужное подчеркнуть)

  1. Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы).
  2. Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов).
  3. Челюсти.
  4. Прикус (прогнатия, прогнетия, открытый передний, открытый боковой, перекрестный).
  5. Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина).
  6. Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка).
  7. Язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).

10. Состояние речевоймоторики

  1. Состояние мимической мускулатуры:
  • Поднять брови вверх (удивиться).
  • Нахмурить брови (рассердиться).
  • Прищурить глаза.
  • Надуть щеки (толстячок).
  • Втянуть (худышка).

Отметить наличие или сглаженность носогубных складок.

  1. Состояние артикуляционной моторики. Выполнить по подражанию:
  • Губы –улыбка –трубочка.
  • Язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник».
  • Мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.

11. Состояние дыхательной и голосовой функции (нужное подчеркнуть)

Характеристика голоса.

  1. Громкость (нормальный, тихий, громкий).
  2. Тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хрпиплый).
  3. Атака голоса (мягкая, твердая).
  4. Модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).

Особенности динамической стороны речи (при наличии фразовой речи).

  1. Тембр (нормальный, быстрый, медленный).
  2. Ритм (нормальный, аритмия).
  3. Паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки).
  4. Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).

Заключение___________________________________________________________________

Источник

Карта диагностического обследования речи детей 2-3 лет

Ф.И. ребенка_____________________________________________________________

Дата рождения___________________________________________________________

1. Поведение и эмоциональная сфера.

Сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм

Характер игровой деятельности:

(Манипуляция с предметами, игры с воображенными предметами, сюжетные игры)

2. Обследование неречевых психических функций.

Слуховое восприятие: (контрастное звучание 2-х игрушек)

Молоточек – дудочка ___ Колокольчик – свисток ___

Зрительное восприятие: величина (большой — маленький)

Большой мяч___ маленький мячик ______ Большой дом___ маленький домик___

Цвета (покажи)

Красный ___ Синий ___

Зеленый ___ Желтый ___

Геометрические формы (покажи)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Разрезные картинки из 2-х частей по образцу

Юла___ Платье___ Чашка___

2. Исследование пассивного словаря.

По словесной инструкции логопеда:

  • Показать предметы: стол, яблоко, кукла, чашка.

  • Части предмета: ножка стола, рука, нога, глазки, ручка чашки.

  • Понимание обобщающих слов

Выбирать картинки по темам: игрушки, посуда, одежда.

  • Понимание действий.

Показать, где девочка: играет, спит, рисует, ест.

  • Выполнить поручения по речевой инструкции: дай куклу, покорми куклу, посади куклу.

3. Исследование грамматического строя импрессивной речи (в пассиве)

  • Понимание форм единственного и множественного числа существительных. Показать на картинках: чашка-чашки, гриб-грибы, кукла-куклы, мяч-мячи.

  • Понимание прежложно-падежных конструкций с предлогами в, на, под.

Положи мячик в коробку. Положи мячик на стол. Положи мячик под стол.

  • Понимание существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Покажи на картинках: дом-домик, ложка-ложечка, мяч-мячик, кукла-куколка.

4. Состояние словарного запаса (эксперессивная речь)

  • Назови существительные

Глаголы (вопросы по картинкам)

— Что делает?

— Покажи где ___________? (идет, стоит, сидит, рисует, пьет)

  • Действия, сходные по ситуации. Инструкции —— —- —(~)

Вышивает, вяжет, шьет

  • Прилагательные

  • По картинкам назвать

  • Назови: большой — маленький, тонкий – толстый, длинный -короткий, веселый — грустный.

5. Исследование грамматического строя

экспрессивной речи (активной)

Есть, отсутствует, лепетная, отдельными словами, фразовая)

Обследуется при наличии фразовой речи.

  1. Употребление имен существительных в И.п. единственного и множественного числа.

Стол-столы, мяч-мячи, кукла-куклы, рука-руки, шар-шары, глаз-глаза

  1. Употребление имен существительных в В.п единственного числа без предлога. Назови, что видишь на картинке.

Образец: Я вижу мяч, вижу куклу, вижу собаку, вижу дом.

  1. Употребление имен существительных в Р.п. единственного числа без предлога. Назвать по картинкам.

Это хвост кого? – лисы; это сумка кого? – мамы; это машина кого? – мальчика

  1. Согласование имен существительных с прилагательными. Назвать цвет предметов — шар какой? – красный, машина какая? – зеленая, яблоко какое? – желтое.

  2. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как назвать маленький предмет? (По картинкам.)

Стол – столик, нос – носик, дом – домик, ложка – ложечка, кукла – куколка, кровать – кроватка.

6. Исследование фонетической стороны речи

Определение симптоматики и механизмов нарушений.

  1. Воспроизведение звукоподражаний. Повторить за логопедом:

кукла плачет – а-а-а…,

ребенок плачет – уа-уа-уа…,

поезд гудит – у-у-у…,

ослик кричит – иа-иа-иа…,

мышка пищит – и-и-и…,

кошка мяукает – мяу-мяу-мяу…

  1. Исследование звуко- слоговой структуры слов. (Назови по картинке.) Повтори за логопедом: дыня, самолет, петушок, велосипед.

8. Состояние звукопроизношения

Гласные___________________________________________

Согласные_________________________________________

б, п, м_____________________________________

в, ф______________________________________

д, т, м_____________________________________

г, х, к_____________________________________

й________________________________________

  • Свистящие__________________________________________

  • Шипящие__________________________________________

  • Аффрикаты________________________________________

л,р______________________________________

р,р______________________________________

9. Анатомическое состояние артикуляционного аппарата (нужное подчеркнуть)

  1. Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы).

  2. Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов).

  3. Челюсти.

  4. Прикус (прогнатия, прогнетия, открытый передний, открытый боковой, перекрестный).

  5. Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина).

  6. Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка).

  7. Язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).

10. Состояние речевоймоторики

  1. Состояние мимической мускулатуры:

  • Поднять брови вверх (удивиться).

  • Нахмурить брови (рассердиться).

  • Прищурить глаза.

  • Надуть щеки (толстячок).

  • Втянуть (худышка).

Отметить наличие или сглаженность носогубных складок.

  1. Состояние артикуляционной моторики. Выполнить по подражанию:

  • Губы –улыбка –трубочка.

  • Язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник».

  • Мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.

Заключение___________________________________________________________________

Источник

           Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам, которые выстроены с учётом возрастных психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии:

  • понимание речи;
  • сформированность фонематического слуха;
  • предметный и глагольный словарь;
  • слоговая структура слов;
  • уровень развития активной речи;
  • состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношение.

СЕРИЯ  1

Задания направлены на понимание ребенком обращен­ной к нему речи.

  1. ПОКАЖИ ИГРУШКУ. Выясняется умение ребенка выделять определенную игрушку среди других (выбор из четырех), выполнять действия по словесной инструкции.
Читайте также:  Развитие креативной личности ребенка

Оборудование: игрушки – машинка, матрешка, миш­ка, зайчик.

Методика обследования: перед ребенком на столе рас­кладывают игрушки, а затем педагог предлагает: «Пока­жи, где зайчик. Возьми матрешку. Возьми машинку. Поставь матрешку в машинку»

Фиксируются: выбор ребенком игрушки и выполнение действий соответственно инструкции.

  1. ПОКАЖИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.

Оборудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с нит­кой, зонт, ножницы.

      Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и предъявляют речевую инструкцию, которая не соответствует последовательности разложенных карти­нок. Ребенок должен выбрать картинку среди других, ори­ентируясь на следующие задания и вопросы: «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять. Если ручки замерзнут, что наденешь на них? Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? Что нужно бабушке, чтобы луч­ше видеть? Чем будешь резать бумагу? Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь?»

Фиксируется: выбор ребенком картинки в соответствии с инструкцией.

  1. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ. Проверяется понимание простых предлогов типа: на, под, в, за

Оборудование: машинка,  коробка.

Методика обследования: ребенку предлагают выпол­нить следующие действия:   «Спрячь машинку в коробку. Поставь машинку на коробку. Спрячь машинку под ко­робку. Поставь машинку за коробку».

Фиксируется: выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией.

  1. НАЙДИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком единственного и множественного числа имени существи­тельного.

Оборудование: картинки с изображением одного и не­скольких предметов.

    Методика обследования: перед ребенком попарно рас­кладывают картинки и предлагают: «Покажи, где шар и шары. Покажи, где гриб и грибы. Покажи, где кукла и куклы. Покажи, где яблоко и яблоки. Покажи, где стул и стулья. Покажи, где карандаш и карандаши»

Фиксируется: показ картинок в соответствии с инст­рукцией.

Формирование связной речи у ребенка и тесно связан­ное с ним усвоение грамматического строя родного языка невозможно вне овладения звуковой системой речи. В ус­воение звуковой стороны языка входят два взаимосвязан­ных процесса: развитие восприятия звуков (фонематиче­ский слух) и формирование произнесения звуков речи. Поэтому в предпосылках к развитию речи рассматривают­ся состояние фонематического слуха, готовность артику­ляционного аппарата к произнесению звуков и произно­шение отдельных звуков.

СЕРИЯ 2

Задания направлены на проверку уровня сформирован­ности фонематического слуха.

  1. ПОКАЖИ, КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ. Проверяется слу­ховое восприятие близких по звучанию звукоподражаний.

Оборудование: картинки с изображением животных: кошки, барашка, коровы.

    Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и просят: «Покажи, кто кричит му, бе, мяу». Затем и ему предлагают произнести звукоподражания: «Скажи, как мычит корова. Скажи, как мяукает кошка. Скажи, как кричит барашек».

Фиксируются: показ картинок в соответствии с инст­рукцией и возможность произнести звукоподражание.

  1. ДАЙ КАРТИНКУ. Выясняется умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию.

Оборудование: предметные картинки.

   Методика обследования: перед ребенком раскладывают парные картинки, его просят: «Покажи, где коса, а где коза (уточка и удочка, ложки и рожки, мышка и миш­ка, сабля и цапля, уши и усы)»

Фиксируется: показ картинок в соответствии с инст­рукцией.

СЕРИЯ 3

Задания этой серии направлены на обследование уров­ня развития предметного и глагольного словаря.

  1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ. Выясняется состояние пред­метного словаря по темам: «Игрушки»,  «Одежда»,  «Наше тело»

Оборудование: игрушки – кукла, машина, пирамидка, матрешка; картинки: одежда – куртка, рубашка, платье; части тела и лица – голова, рука, нос, глаза.

      Методика обследования: ребенку предлагают показать и назвать игрушки, части тела и предметы одежды.

Фиксируется: умение называть предметы звуком, сло­гом, звукоподражанием, словом или показывать жестом.

  1. СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ. Обследуется состояние глагольного словаря, называние слов-действий.

Оборудование: картинки с изображением действий, зна­комых детям из их опыта: играет, рисует, поливает, мо­ет, танцует, катается, кормит, прыгает.

     Методика обследования: ребенку предлагают рассмот­реть картинки с изображением различных действий и от­ветить на вопросы: «Что делает мальчик? Что делает де­вочка? Что делает мама? Что делают дети?»

Фиксируется: умение ребенка объясняться жестом, сло­гом, звукоподражанием, словом.

  1. СКАЖИ КАКОЙ. Проверяется наличие у ребенка слов, обозначающих признаки предметов.

Оборудование: набор разноцветных (красный, желтый, синий, зеленый) больших и маленьких мячей.

Методика обследования: взрослый играет с ребенком: сначала ему катит маленький мяч, затем – большой. По­сле того как ребенок поймает мяч, у него спрашивают: «Какой это мяч?» Сначала мячи отличаются только по размеру, а затем отличаются только по цвету.

Фиксируются: понимание инструкции и наличие слов, обозначающих признаки предметов.

СЕРИЯ 4

Задание направлено на проверку состояния слоговой структуры слов.

  1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. Выясняется умение ребенка про­износить слова различной слоговой структуры. Слова да­ются с учетом усложнения. Ребенок отраженно повторяет за психологом 5 наборов слов (дву- и трехсложные с от­крытыми слогами, односложные без стечения согласных, двусложные с закрытым слогом, двусложные со стечени­ем согласных в середине слова: пила, рыба, часы; сапо­ги, молоко, корова; мяч, лук, нож; диван, лимон, ба­тон; ложка, мишка, туфли).

Оборудование: набор сюжетных картинок по три на каждый набор слов.

     Методика обследования: взрослый показывает картин­ку, произносит слово и просит ребенка его повторить.

Фиксируется: умение ребенка отраженно повторять сло­ва различной слоговой структуры.

СЕРИЯ 5

Задания направлены на проверку уровня развития ак­тивной речи.

  1. ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ.  Проверяется уровень развития активной речи.

Оборудование: игрушки – зайка, мишка.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть с зайкой и мишкой. Вначале взрослый показы­вает разные действия с игрушками: зайка прыгает, бега­ет; мишка медленно идет, топает. Затем взрослый, демон­стрируя ребенку действия с игрушкой, просит его назвать это действие: «Назови, что делает зайка. Назови, что делает мишка».

Фиксируются: высказывания ребенка – звукоподража­ния, лепет, слова, фразовая речь.

  1. РАССКАЖИ СТИШОК. Выясняется уровень развития связной речи.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку рассказать стихи (А. Барто. «Зайка», «Мишка косола­пый»). Если ребенок затрудняется, то взрослый начинает читать первым.

Фиксируются: высказывания ребенка – звукоподража­ния, лепет, слова, фразовая речь.

  1. РАССКАЖИ. Проверяется состояние фразовой речи и грамматического строя.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением дей­ствий,   часто   встречающихся   в   жизни   детей:   мальчик играет на дудочке, девочка рисует, девочка поливает цве­ты, мама моет малыша, мальчик кормит голубей, девоч­ка танцует, девочка катается на коньках, девочка прыга­ет со скакалкой.

     Методика обследования: ребенку предлагают рассмот­реть картинки, затем дается инструкция: «Расскажи». Ес­ли ребенок не справляется с заданием, то задаются во­просы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама?»

Читайте также:  Светлана плотникова развитие лексикона ребенка

Фиксируются: умения ребенка отвечать на вопрос сло­вом, фразой, грамматически правильно строить предложе­ния, употреблять простые предлоги.

СЕРИЯ 6

Задания этой серии направлены на выявление состоя­ния артикуляционного аппарата и звукопроизношения.

Состояние артикуляционного аппарата проверяется по следующим параметрам.

И н н е р в а ц и я    м и м и ч е с к о й    м у с к у л а т у р ы:

движение оскаливания (улыбнись Петрушке);

надувание щек (надуй щечки, как воздушные шары);

наморщивание (удивись, увидев Петрушку);

нахмуривание (рассердись на Петрушку).

Если выполнение задания по словесной инструкции не доступно ребенку, то оно выполняется по показу и обяза­тельно в игровой форме.

С т р о е н и е    а р т и к у л я ц и о н н о г о    а п п а р а т а:

губы (толстые, тонкие, расщепление верхней губы и т. д.);

зубы (норма, редкие, кривые, отсутствие зубов);

прикус (прогения, прогнатия, открытый передний, от­крытый боковой);

язык (норма, массивный, маленький, подвижный, малоподвижный);

уздечка (толстая, укороченная, подрезалась ли ранее);

твердое и мягкое небо (аномалии строения).

Д в и ж е н и я    а р т и к у л я ц и о н н о г о    а п п а р а т а:

уточнение возможности движений губами:

  • раздвинуть углы губ («улыбка» – улыбнись Петрушке);
  • выдвинуть губы вперед («трубочка» – вытяни губки и поцелуй киску);
  • округлить губки («баранка»);

уточнение возможности движений языком:

  • высунуть язык на нижнюю губу (покажи киске язы­чок);
  • высунуть язык на верхнюю губу (достань язычком нос);
  • пощелкай язычком (лошадка поскакала);
  • «часики»;

упражнение для выявления подвижности мягкого неба:

произнести звук а при широко открытом рте.

При обследовании важно отметить, производится тре­буемое движение по словесной инструкции или по пока­зу. Если ребенку не доступен уровень воспроизведения движений по показу, отмечается непроизвольный уровень движений (тянется ли ребенок губами к конфете, сладко­му шпателю, слизывает ли варенье с нижней губы, с верх­ней губы, может ли захватить трубочку губами, а также особенности движений органов артикуляции во время еды, мимических проявлений, во время произнесения звуков, слогов, фраз). Выясняется, все ли движения доступны ре­бенку и, если доступны, с какой точностью и в каком темпе они производятся. Отмечаются явления истощаемости, паретичности, напряженности, наличие непроизволь­ных движений, насильственных движений, саливация. Су­щественное значение имеют упражнения на переключение движений губ, языка. Отмечаются трудности переключе­ния, застревания на одном движении. С этой целью мож­но использовать следующие упражнения:

«улыбка» – «трубочка» (улыбнись Петрушке – поце­луй его);

«трубочка» – «улыбка» (поцелуй Петрушку – улыб­нись ему);

высовывание языка на нижнюю губу – высовывание языка на верхнюю губу (покажи Петрушке язычок – по­тяни его к носику);

высовывание языка на верхнюю губу – высовывание языка на нижнюю губу (потяни язычок к носику – по­кажи его Петрушке).

Выясняется возможность удержания определенной позы:

«улыбка» (улыбнись Петрушке, он тебя будет фотогра­фировать);

«покажи язычок киске».

При обследовании артикуляционного аппарата обраща­ют внимание на общее выражение лица ребенка: осмыс­ленное, выразительное, с живой и активной мимикой или безучастное, амимичное.

При обследовании произношения отдельных звуков де­тям предлагаются звуки раннего онтогенеза:

гласные: а, и, у, о;

согласные:  м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х;

йотированные: я, ю, е, ё;

мягкие согласные: сь, зь, ль.

Задание: «Скажи, как гудит поезд (у-у-у-у-у), как пла­чет маленькая девочка (а-а-а-а-а), как кричит лошадка (и-и-и-и-и)»  и т. д.

Фиксируются: способность ребенка к звукоподражанию; особенности дыхания, темпа речи и общего звучания го­лоса.

В случае затруднений прибегают к отраженному про­изнесению звуков в звукоподражаниях. Кроме того, ана­лизируется звуковой состав слогов и слов, произносимых самим ребенком в других заданиях обследования. Отмечаются особенности собственного и отраженного произнесе­ния звуков. Методика предъявления изолированных зву­ков не используется, так как она нецелесообразна в данном возрасте.

Результаты обследования речевого развития ребенка фиксируются в протоколе.

                                      СХЕМА ПРОТОКОЛА

   ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ

СЕРИЯ  1

  1. ПОКАЖИ ИГРУШКУ

Покажи, где зайчик _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Возьми матрешку ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Возьми машинку _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Поставь матрешку в машинку ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. ПОКАЖИ КАРТИНКУ

Покажи,  что ты наденешь  на голову,  когда пойдешь гулять __________________________

Если ручки замерзнут, что наденешь на них?     ______________________________________

Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? ________________________________________

Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? ___________________________________________

Чем будешь резать бумагу? ______________________________________________________

Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь? _________________________________________

  1. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ

Спрячь машинку в коробку______________________________________________________

Поставь машинку на коробку______________________________________________________

Спрячь машинку под коробку____________________________________________________

Поставь машинку за коробку _____________________________________________________

  1. НАЙДИ КАРТИНКУ

Покажи, где шар и шары ________________________________________________________

Покажи, где гриб и грибы _______________________________________________________

Покажи, где кукла и куклы_______________________________________________________

Покажи, где яблоко и яблоки_____________________________________________________

Покажи, где стул и стулья________________________________________________________

СЕРИЯ 2

  1. ПОКАЖИ, КТО КАК КРИЧИТ

Кто так кричит: му, бе, мяу? ______________________________________________________

Скажи, как мычит корова _______________________________________________________

Скажи, как мяукает кошка_______________________________________________________

Скажи, как блеет барашек _______________________________________________________

  1. ДАЙ КАРТИНКУ

Покажи, где коса и коза __________________________________________________________

Покажи, где уточка и удочка_____________________________________________________

Покажи, где ложки и рожки______________________________________________________

Покажи, где мышка и мишка_____________________________________________________

Покажи, где сабля и цапля _______________________________________________________

СЕРИЯ 3

  1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ

Игрушки _____________________________________________________________________

Предметы_____________________________________________________________________

Части тела______________________________________________________________________

  1. СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ

Что делает мальчик? ____________________________________________________________

Что делает девочка? ____________________________________________________________

Что делает мама? _______________________________________________________________

Что делают дети?_______________________________________________________________

  1. СКАЖИ КАКОЙ

Какой это мяч (по размеру)?_____________________________________________________

Какой это мяч (по цвету)? _______________________________________________________

СЕРИЯ 4

  1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ

Пила, рыба, часы_______________________________________________________________

Сапоги, молоко, корова _________________________________________________________

Мяч, лук, нож _________________________________________________________________

Диван, лимон, батон ____________________________________________________________

Ложка, мишка, туфли ___________________________________________________________

СЕРИЯ 5

  1. ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ

Назови, что делает зайка ________________________________________________________

Назови, что делает мишка _______________________________________________________

  1. РАССКАЖИ СТИШОК

«Зайка» ______________________________________________________________________

«Мишка косолапый» ___________________________________________________________

  1. РАССКАЖИ

Мальчик играет на дудочке ______________________________________________________

Девочка рисует________________________________________________________________

Девочка поливает цветы _________________________________________________________

Мама купает малыша ___________________________________________________________

Мальчик кормит голубей ________________________________________________________

Девочка танцует________________________________________________________________

Мальчик катается на коньках ______________________________________________________

СЕРИЯ 6

Иннервация мимической мускулатуры:

движение оскаливания __________________________________________________________

надувание щек _________________________________________________________________

наморщивание_________________________________________________________________

нахмуривание _________________________________________________________________

Строение артикуляционного аппарата:

губы _________________________________________________________________________

зубы _________________________________________________________________________

прикус _______________________________________________________________________

язык _________________________________________________________________________

уздечка _______________________________________________________________________

твердое и мягкое небо_____________________________________________________________

Движения артикуляционного аппарата:

раздвинуть углы губ ___________________________________ __________________________

выдвинуть губы вперед _________________________________________________________

округлить