Диагностическая карта развития ребенка в школе
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
______________________________________________
(Ф.И.О. ребенка)
______________________________________________
(Дата рождения)
Прибыл из дошкольной образовательной организации: _____________________________________________________________________________
(наименование ДОО, город)
1 «___» класс: ________________________________________________________________
(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)
2 «___» класс: _________________________________________________________________
(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)
3 «___» класс: ________________________________________________________________
(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)
4 «___» класс: ________________________________________________________________
(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)
г. Сургут
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральный государственный образовательный стандарт (далее — ФГОС) направлен на обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; создание благоприятных условий развития и обучения детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; создание условий для формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273, ст.11, п.1).
Основной задачей дошкольного образования является формирование у детей предпосылок универсальных учебных действий (далее – УУД) на этапе завершения ими дошкольного образования (ФГОС ДО, п.4.7.). ФГОС начального общего образования нацелен на достижение учащимися личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД), предметных результатов обучения (ФГОС НОО, ст.1, п.6).
Для обеспечения преемственности в обучении, развитии и воспитании ребенка, соблюдения принципа индивидуализации образования разработана индивидуальная карта развития младшего школьника (далее – ИКР).
Нормативными основаниями разработки ИКР младшего школьника являются:
— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273 (ст.11, ст.28, ст.42, ст.44, ст. 77, ст.79);
— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.11.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ФГОС НОО, ст.1 п.6, ст. 2 п.9-11).
Индивидуальная карта развития младшего школьника внедряется в общеобразовательных организациях, подведомственных департаменту образования Администрации города Сургута.
Индивидуальная карта развития младшего школьника – это необходимый инструмент для достижения эффективных результатов по своевременному выявлению особенностей в развитии ребенка и организации коррекционной и/или развивающей работы.
Внедрение индивидуальной карты развития для начальной школы с сохранением преемственности с ИКР дошкольника и в соответствии требованиям ФГОС начального общего образования позволит:
— обеспечить преемственность дошкольного, начального общего образования, основного общего образования;
— организовать взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам обучения, развития и воспитания ребенка;
— определить особенности развития, задатки и наклонности ребенка, уровень сформированности универсальных учебных действий;
— выявить затруднения в развитии ребенка, требующие психолого-педагогического сопровождения в освоении обучающимся основной образовательной программы начального общего образования, оказания помощи в развитии и социальной адаптации;
Индивидуальная карта развития младшего школьника оформляется на учащихся с момента поступления в общеобразовательную организацию. Хранится карта у классного руководителя.
В том случае, если у учащегося при поступлении в школу отсутствует индивидуальная карта развития младшего школьника, ИКР заводится и заполняется с момента поступления.
При выявлении затруднений в развитии ребенка анализируются причины их возникновения, при необходимости обеспечивается оказание психолого-педагогической помощи учащемуся.
По мере проведения диагностических процедур и заполнения карты необходимо своевременно информировать родителей учащихся о результатах, положительной динамике или возможных трудностях.
В случае, когда ребенок выбывает из школы в связи с переходом в другую образовательную организацию или по окончании обучения в 4 классе, родителям выдается выписка из индивидуальной карты развития.
Содержание и ведение индивидуальной карты развития
младшего школьника.
Индивидуальная карта младшего школьника содержит титульный лист и 5 разделов.
Титульный лист. На титульном листе указывается фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения; наименование дошкольной образовательной организации, которую посещал ребенок; класс, год обучения, наименование общеобразовательной организации.
Раздел 1. Мониторинг формирования универсальных учебных действий. Мониторинг позволяет определить уровень формирования личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД. Мониторинг разработан в соответствии с критериями ФГОС, с использованием опыта работы Воронежской области («Практика административной работы в школе» №7, 2014г.).
Таблица мониторинга заполняется при помощи «Диагностической карты формирования УУД» (приложение 1), в которой уровень формирования УУД определяется по критериям с использованием трехбалльной шкалы оценок (от 0 до 2 баллов). Сумма баллов позволяет определить уровень сформированности (высокий, средний, низкий) каждого из видов УУД.
Заполняет карту классный руководитель (при необходимости – коллегиально с педагогами) по результатам наблюдения за ребенком в учебной деятельности, в ситуациях общения, взаимодействия. Периодичность заполнения – 1 раз в год (в 4 четверти).
Раздел 2. Результаты муниципальных диагностических работ. В данный раздел вносится информация об обязательных комплексных диагностических работах, проводимых на муниципальном уровне (в соответствии с приказом департамента образования, по запросу МКУ «Информационно-методический центр»).
В таблице указывается название диагностической работы, цель ее проведения, сроки проведения; количественные и качественные результаты учащегося.
Раздел заполняется классным руководителем.
Раздел 3. Выявление задатков и наклонностей учащегося.
Раздел разработан по материалам авторской карты О.Г. Волкова, профессора, автора проекта АСИ «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в детском саду и школе»
Педагогом заполняется таблица с целью выявления выраженных склонностей ребенка (приложение 2). В столбце «наблюдения педагогов» знаком (+) отмечается мнение педагога о конкретных задатках ребенка в одном или нескольких направлениях деятельности, подтвержденных неоднократными лучшими результатами в сравнительном наблюдении действий ребенка с другими детьми равными или старше его по возрасту. Склонности ребенка к определенному направлению деятельности считаются выраженными, если у ребенка отмечены все или практически все задатки по данному направлению. Наиболее ярко выраженные склонности ребенка отмечаются знаком (+) в таблице результатов.
Далее педагог прописывает по годам обучения участие ребенка во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, конкурсах, способствующих развитию преобладающих склонностей ребенка и их реализации.
Раздел заполняется классным руководителем 1 раз в год.
Раздел 4. Психолого-педагогическая диагностика (вариативная часть). В данный раздел могут быть внесены изменения, исходя из особенностей образовательной организации. Обязательной является информация о результатах адаптации к обучению в школе.
В пункты «Адаптация к обучению в школе», «Познавательная сфера» вносятся количественные показатели и уровень развития (В — высокий; С – средний (соответствует норме); НС — ниже среднего; Н- низкий); в пункты «Мотивационная сфера», «Эмоционально-волевая сфера», «Речевое развитие» — качественные показатели.
В колонке «Используемые методы диагностики» указываются название и автор диагностической методики.
Раздел заполняется классным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом. Периодичность заполнения – 1 раз в год.
Данный раздел заполняет классный руководитель: в характеристике отражаются результаты формирования универсальных учебных действий, уровень усвоения основной общеобразовательной программы, психологические особенности развития, эмоциональное состояние в школе; отмечаются затруднения ребенка.
Содержание и ведение выписки из индивидуальной карты развития младшего школьника.
Выписка из ИКР заполняется и выдается родителям учащихся на момент выбытия из образовательной организации в связи с переходом в другую школу или по окончании 4 класса.
Титульный лист. На титульном листе указывается фамилия, имя, отчество ребенка, класс, наименование общеобразовательной организации.
Раздел 1. Сформированность универсальных учебных действий. В разделе графически отображаются данные о сформированности УУД на момент оформления выписки (по результатам мониторинга формирования УУД). Раздел заполняет классный руководитель.
Раздел II. Выявление задатков и наклонностей учащегося. Педагогом заполняется таблица, в которой отмечаются наиболее ярко выраженные склонности ребенка.
Далее педагог прописывает участие ребенка во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, конкурсах, способствующих развитию преобладающих склонностей ребенка и их реализации.
Раздел заполняется классным руководителем.
Раздел III. Психолого-педагогическая диагностика (вариативная часть). В данный раздел могут быть внесены изменения, исходя из особенностей образовательной организации. Обязательной является информация о результатах адаптации к обучению в школе.
В пункт «Адаптация к обучению в школе» вносятся количественные показатели и уровень развития (В — высокий; С – средний (соответствует норме); НС — ниже среднего; Н — низкий).
В пункте «Познавательная сфера» указывается соответствует ли развитие возрастной норме, отмечаются особенности развития познавательной сферы.
В пункты «Мотивационная сфера», «Эмоционально-волевая сфера», «Речевое развитие» вносятся качественные показатели.
Раздел заполняется классным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом.
- Рекомендации родителям. Раздел заполняется в случае выбытия учащегося из школы в 1-м , 2-м, 3-м классе. В разделе даются рекомендации педагогов, специалистов ППМС сопровождения по развитию, обучению и воспитанию ребенка. Классным руководителем отмечаются особенности усвоения программного материала, взаимоотношений с одноклассниками, педагогами. Специалисты ППМС сопровождения заполняют раздел исходя из данных диагностики, коррекционной работы с ребенком.
Если отсутствуют рекомендации педагога-психолога, учителя-логопеда, прописывается «Развитие соответствует возрастной норме». При отсутствии рекомендаций социального педагога – «Социальная ситуация благополучна. В поведении девиаций не проявляет».
Если в образовательной организации отсутствуют специалисты ППМС сопровождения – в соответствующих пунктах ставится прочерк.
Раздел заполняется на выпускника начальной школы. Классный руководитель пишет характеристику на учащегося, в которой должны быть отражены результаты формирования универсальных учебных действий, уровень усвоения основной общеобразовательной программы, психологические особенности развития, эмоциональное состояние в школе; отмечаются затруднения ребенка. Текст характеристики должен быть доступен для понимания родителей.
Источник
Ф.И. воспитанника_____________________________________________класс_______
Пояснительная записка
Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных проблем теории и методики воспитания детей. Диагностика позволяет воспитателю понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность. Она призвана, свести к минимуму ошибки в оценке знаний детей.
Главная цель диагностирования- получить не столь качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.
Общими признаками диагностического обследования являются:
— наличие целей педагогического оценивания состояния диагностируемого объекта;
— систематичность и повторяемость диагностирования как вида профессионально- педагогической деятельности, осуществляемой в типичных ситуациях на определённых этапах педагогического процесса (вводная диагностика, промежуточная диагностика, итоговая диагностика);
— доступность процедур для их проведения.
При проведении диагностического обследования необходимо руководствоваться следующими принципами.
Принцип последовательности и преемственности диагностики проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев, форм и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности в воспитательно- образовательном процессе, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.
Принцип доступности диагностических методик и процедур. Общепедагогические принципы наглядности и доступности обучения применительно к задачам диагностического изучения воспитанников означают необходимость такого подбора (построения) методик, вопросов, заданий, которые были бы рассчитаны на реальный уровень развития детей, их опыт. Зрительная наглядность заданий практического характера становиться главным условием получения необходимой информации.
Доступность диагностики требует создания естественных условий диагностирования, что как раз и стимулирует естественность поведения.
Среди специфических принципов педагогической диагностики выделяют её прогностичность. Она проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» воспитанника.
Понятие «Зона ближайшего развития» введено Л.С. Выготским: «Существенным является не столько то, чему ребёнок уже научился, сколько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребёнка в плане овладения тем, чем он ещё владеет, он может овладеть с помощью, по указанию взрослых, в сотрудничестве».
Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова одобрения.
Существует большое количество методов психологической диагностики. При разработке диагностической процедуры учитывалось соответствие возрастных особенностей детей и возможность включения в воспитательно- образовательный процесс. В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации и оценить уровень развития детей, предлагаются: наблюдения за детьми, изучение продуктов их деятельности (рисунков, аппликаций), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребёнку, проведения дидактических игр и пр.), беседы. Регулярные наблюдения позволяют достаточно объективно оценить присущие возрасту достижения ребёнка (освоение им определённых способов умственных действий, уровень овладения знаниями).
Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них – субъективизм наблюдателя. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдения по возможности длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов.
Наблюдения за ребёнком должны происходить в естественной ситуации: в группе, на занятиях, на прогулке, в столовой, во время прихода в интернат и ухода из него.
Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход педагога с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это неизбежно влечёт за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы основная цель- дать знания, добиться правильного ответа в данный момент, воспитывать, то в процессе проведения диагностики- получить достоверные данные об уровне развития ребёнка, сформированности тех или иных умений.
Данная диагностическая карта социализации учащегося рассчитана для воспитанников младшего звена. Задания максимально учитывают особенности и возможности детей 5-6лет, обеспечивают адекватное понимание ими содержания, опираются на имеющийся у старших реальный опыт. Результаты диагностического обследования каждого ребёнка заносится в диагностическую таблицу. Система комплексной диагностики позволит качественно и оперативно оценивать динамику подготовленности детей. После завершения диагностики подводится общий уровень развитии (социализации) воспитанника, где отслеживается динамика развития учащегося с учётом индивидуального подхода.
Диагностика уровня воспитанности
Поведение дома | Проявляет интерес к семье | Переживает совместно с другими радости и невзгоды | Формирую-тся навыки самообслу-живания | Выполняет задание старших | Проявляет заботу о старших и младших | Правильно реагирует на замечания | Проявляет чувство ответствен-ности за порученное дело | Вежлив в общении со всеми членами семьи | Трудолюбив | Средний балл | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | ||||||||||||||||||||||||||||
Поведение в школе | Проявляет интерес к делам школы, класса | Внимателен на уроках | Старательно выполняет задание | Трудолюбив и аккуратен в учебной деятель-ности | Разумно относится к успехам и неудачам в учении | Проявляет чувство ответс-твенности | Бережно относится к школьному имуществу | Дисципли-нированно ведёт себя на уроках | Не опаздыват на уроки | Средний балл | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | ||||||||||||||||||||||||||||
Поведение на улице и в общест- венных местах | Соблюдает правила дорожного движения | Бережно относится к природе | Соблюдает культуру поведения, правила этикета в обществен. местах | Соблюдает чистоту и порядок в обществен. местах, на улице | Бережно относится к животным | Средний балл | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | ||||||||||||||||||||||||||||
Критерии оценки: В- высокий (10-12 баллов),Х- хороший (7-9 баллов),С- средний (4-6 баллов),Н- низкий (1-3 балла).
Диагностика развития межличностных отношений
Отноше-ние к старшим | Вежлив в общении | Послушен в выполне-нии заданий, поручений | Оказывает посильную помощь, нуждаю-щимся в ней | Вежливо обращается к старшим при встрече и прощании | Добрый, отзывчивый | Средний балл | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Отноше-ние к сверстни-кам | Активно учавствует в совместной деятель-ности и играх | Стремиться полелиться своими радостями и огорче-ниями с товарищами | Готов бес-корыстно помогать товарищам | Вежливо обращается к товарищам при встрече и прощании | Уважает мнение сверстников | Общите-льный | Сдержан в спорах | Не боится указывать на недостатки | Добр к людям | Держит слово и точно выполняет обещенное | Средний балл | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | |||||||||||||||||||||||||||||
Отноше-ние к самому себе | Аккуратен и бережлив в одежде и обуви | Соблюдает правила личной гигиены | Выполняет режим дня | Самокрити-чен в моценке своего поведения и поступков | Правдив | Самостоя-телен | Верен своему слову | Постоянно занят делом | Привычка не брать чужих вещей | Средний балл | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии оценки: В- высокий (10-12 баллов),Х- хороший (7-9 баллов),С- средний (4-6 баллов),Н- низкий (1-3 балла).
Диагностика развития культурно – гигиенических навыков
Чистота тела | Регулярно следит за чистотой тела: руки,уши, лицо,шея, ноги | Пользуется индивидуаль-ным полотенце для рук и ног | Выполняет вечерние гигиениче-ские проце-дуры | Осуществ-ляет уход за полостью рта | Соблюдает правила ухода за волосами | Пользуется носовым платком | Соблюдение правил пользования туалетом | Средний балл | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | ||||||||||||||||||||||||||||
Гигиена личных вещей | Своевре-менно меняет бельё | Перед сном одевает пижаму | Одевается по сезоне и по погоде | Стирает свои вещи | Чистит и просуши-вает верхнюю одежду | Складывает вещи в стопку | Содержит в чистоте свою обувь | Производит своевре-менный мелкий ремонт своих вещей | Бережно относится к своим вещам и правильно хранит их | Средний балл | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | ||||||||||||||||||||||||||||
Содержа-ние своего жилого помеще- ния | Своевре-менно убирает игрушки и другие принад-лежности, использ.в своб.время | Содержит в чистоте и аккуратности кровать и прикроват- ную тумбочку | Аккуратно хранит школьные принадле-жности, личные вещи | Убирает за собой посуду | Учавст- вует в эстетиче-ском оформлении своей комнаты | Правильно заправляет кровать | Правильно заправляет постельное бельё | Экономия воды и электро-энергии | Влажная уборка комната | Средний балл | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | ||||||||||||||||||||||||||||
Критерии оценки: В- высокий (10-12 баллов),Х- хороший (7-9 баллов),С- средний (4-6 баллов),Н- низкий (1-3 балла).
Источник