Детство как самоценный период в развитии ребенка

Российский государственный педагогический 
университет им. А. И. Герцена

Кафедра педагогики начального образования и художественного развития ребенка

Реферат на тему

«Детство как самоценный этап развития человека. Анализ концепции  Януша Корчака».

Работу выполнила: Паншина Мария,

студентка 2-ого курса, 4-ой группы.
Преподаватель: Ничипоренко Л. К.

Санкт-Петербург

2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Самоценность периода детства в авторской концепции Януша Корчака основные идеи…………………………………………………………………4-5

Самоценность периода детства в авторской концепции Януша Корчака: детали……………………………………………………………………………..6

Отношение педагога к ребенку в свете авторской концепции детства………7

Мое отношение к авторской концепции детства………………………………8

Три вопроса к авторской концепции детства…………………………………..9

Концепция детства Януша Корчака в системе координат образовательных программ для ДОУ: практическое воплощение идеи о детстве………………10

Заключение……………………………………………………………………11-12

Примечания………………………………………………………………………13

Список литературы………………………………………………………………14

Введение

Что такое детство? Нужно ли изучать концепции детства?  Ответы на эти вопросы я постараюсь отразить в своей работе.

«Детство — ранний, до отрочества, возраст; период жизни в таком возрасте».[1]

Такое определение дает  Толковый словарь Ожегова. Определение, естественно, верно, однако, на мой взгляд, слишком обобщённо. Каждый человек понимает это понятие по-своему. Однако каждый знает, что детство – этап жизни, который случается лишь однажды. Детство бесценно. Задача взрослых сделать так, чтобы этот период жизни ребенка был ярким и запоминающимся.

Почему я выбрала для анализа концепцию детства Януша Корчака?

Во-первых, все потому, что я восхищаюсь этим человеком! Выдающийся школьный педагог, который настолько любил детей, что пожертвовал собой ради них. Всем известен подвиг Корчака, когда он не оставил детей, которые были направлены в «лагерь смерти» во время Второй Мировой Войны. Янушу Корчаку, педагогический авторитет которого был велик, немецкие офицеры дарили жизнь. Он мог уйти, но он остался. Не бросил своих воспитанников и добровольно разделил с ними смерть в газовой камере Треблинки в 1942 году. Этот подвиг никогда не забудется!

Во-вторых, я много слышала о работах Корчака, в особенности «Когда я снова стану маленьким» и «Как любить ребенка», поэтому я выбрала именно концепцию детства Корчака. Мне интересно было посмотреть на детство глазами этого автора.

Я уверена, что концепции детства необходимо изучать. Это поможет взрослому лучше понимать своего ребенка. К сожалению, с возрастом люди забывают, что тоже когда-то были детьми, поэтому взрослым так трудно найти общий язык со своим ребенком.

Самоценность периода детства в авторской концепции Януша Корчака: основные идеи

Корчак рассматривал ребенка как личность. Его можно отнести к сторонникам «разумного воспитания». Основным методом этого воспитания является ослабление отрицательных и развитие положительных черт характера детей.

Для педагога было важно, чтоб ребенка уважали и старались понять. Ребенок – личность, следует считаться с ним. Необходимо признавать права ребёнка быть тем, кто он есть, – права на индивидуальность, права на уважение его человеческого достоинства. А для этого следует изменить свое отношение. Ведь мы привыкли пренебрежительно относиться к ребенку, манипулировать им в своих интересах, но самое страшное, что взрослые не понимают, какую ошибку совершают, думают, что так правильно, необходимо: «И о ребенке взрослые совещаются и решают, но кто станет у наивного спрашивать его мнения, его согласия: что он может сказать?».[2]

Корчак считал детство важным этапом в жизни ребенка: «Существует ли жизнь в шутку? Нет, детский возраст  — долгие, важные годы в жизни человека».[3]   

Важно, чтоб воспитание было свободным, чтоб осуществлялось  гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребёнка, формирование его личности в духе идеалов добра, красоты и свободы, личности.

Автор рассматривал детство не как подготовку к взрослой жизни, а как к самой жизни. Не надо сравнивать жизнь детей с жизнью взрослых, ведь жизнь взрослых всегда представляется более значимой, более существенной. Необходимо признать самоценность детства. Корчак пытался показать всю важность «сегодняшнего дня» для ребенка. Этот «сегодняшний день» должен быть ясным, радостным, счастливым. Задача педагога сделать жизнь ребенка солнечной!

10 заповедей Корчака

Эти правила – золотые. В них вся мудрость педагога, который больше всего на свете любил детей. Это обращение Януша Корчака к каждому родителю.

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь — как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к проблемам ребенка свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай ребенка!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в ней творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», а «свой» ребенок — душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.[4]

Эти заповеди отражают концепцию Корчака. Самое главное – это любовь и уважение. Если ребенок чувствует, что не безразличен вам, то и его отношение к вам будет соответствующим.  

Самоценность периода детства в авторской концепции Януша Корчака: детали

Читайте также:  Влияние среды на речевое развитие ребенка

Нельзя вынуждать ребенка что-то делать, нельзя приказывать ему беспрекословно следовать вашей воле, тогда ребенок будет чувствовать себя пустым местом: «Я ничто. Чем-то могут быть только взрослые».[5]

Многие родители сами того не подозревая лишают детей детства. Чрезмерная опека тоже не выход. Такие родители почти все запрещают ребенку. Это не правильно, ведь ребенок должен познавать мир. А как он это будет делать, если он и шагу один ступить не может? В книге «Как любить ребенка» Корчак пишет: «И он ждет – прозябает, ждет – задыхается, ждет – притаился, ждет – глотает слюнки. Волшебное детство? Нет, просто скучное…».[6]

Дети могут научить чему-то и взрослых. Корчак любил повторять: «Я многому научился у моих учителей, еще больше – у моих товарищей, но больше всего – у своих учеников». Другими словами, ребенок и взрослый занимают равные позиции в процессе воспитании.

Если ребенку запрещать что-либо, то ребенок будет хотеть это еще сильнее. Это защитный механизм сопротивления и самообороны.

«Не настаиваешь – послушается, станешь настаивать, просить или угрожать – заартачится и уступит лишь по принуждению».[7]

Ребенок ничем не отличается от взрослого. У ребенка есть все. Ему только не хватает опыта.

«Вся разница в том, что ребенок не зарабатывает деньги и, будучи на содержании, он вынужден подчиняться».[8]

Януш Корчак пишет, что игры для детей, своего рода отдушина. Ведь только в игре он чувствует себя самостоятельным, в игре он может придумывать что-то свое, то, что интересно для него.

«Лишь в играх ребенок чувствует себя  до некоторой степени независимым».[9] 

Корчак утверждает, что воспитание, основанное на уважении к личности ребенка, бескорыстно и должно исходить только из интересов развития самого ребенка. Именно так можно научиться любить детей по-настоящему.

Отношение педагога к ребенку в свете авторской концепции детства.

Как уже было упомянуто выше, Корчак считал ребенка, прежде всего личностью, ребенка необходимо признавать и уважать, ценить его мнение.

Каждый ребенок уникален. Не следует сравнивать своего ребенка с другим. Необходимо понимать, что ваш ребенок таков, какой он есть, его не изменить. Особенностями характера ребенка нужно гордиться!

Нельзя переделывать ребенка, «ломая» его. Взрослые любят подстраивать детей под какой-то стандарт, придуманный ими же: «Мы требуем стандарта добродетелей и поведения и, сверх того, по нашему усмотрению и образцу».[10]

Ребенок нуждается в родителях. Задача взрослых не пренебрегать малышом, а стараться проводить с ним как можно больше времени. К сожалению, часто родители замечают лишь плохие моменты, связанные с ребенком: «Ребенок привлекает наше внимание, когда мешает и вносит смуту; мы замечаем и помним только эти моменты».[11] Нельзя поступать таким образом. Нужно замечать и светлые, добрые моменты, связанные с вашим ребенком.

Корчак считал, что педагог должен заключить с детьми «общественный договор». Такая идея была реализована в его детском доме. Идея «договорных отношений». В основе педагогических моделей должны лежать законы, единые для взрослых и детей. В этом случае ребенок будет слушаться. Придерживаться закона, также как и педагог. Такие отношения более эффективные. Законы необходимо придумывать педагогу и ученику вместе.

Ребенку характерна любознательность, любопытство. Эти чувства способствуют развитию естественной необходимости познания. Педагог был убежден, что в годы детства самый пик активности человека, ведь ребенок не может жить без действий, без движений, каждая минута его жизни заполнена важным содержанием, что, безусловно, влияет на его развитие.

Корчак был убежден в абсолютной ценности детства. На этом взгляде построена вся воспитательная система Корчака.  Он неоднократно подчеркивал значение счастливого, радостного детства в формировании личности, считая, что без пережитого во всей полноте детства искалечена вся жизнь человека.

Мое отношение к авторской концепции детства

Мне нравится, что Корчак действительно был на стороне ребенка. Как он его защищает! Я согласна практически со всем, что прочитала в книге «Как любить ребенка». Автор описывает очень важные вещи. Я полностью согласна с автором в том, что ребенка надо уважать и видеть в нем личность. Это не всегда легко сделать, но это необходимо. Также я согласна, что родителям следует проводить с ребенком больше времени.

Что мне еще понравилось, так это то, что в книге нет готовых рецептов воспитания. Корчак хотел показать читателем, что каждый должен сам рассуждать на данную тему, сам придти к решению: «Я хочу, чтобы поняли: никакая книга, никакой врач не заменят собственной зоркой мысли и внимательного наблюдения».[12]

«Велеть кому-нибудь дать тебе готовые мысли – это поручить другой женщине родить твое дитя».[13]

Эти фразы мне запомнились больше всего. Я полностью согласна с данными утверждениями. Лучше и не скажешь! Каждый человек,  прочитавший эту книгу, поймет ее по-своему, и никто не сможет утверждать, что вы не так поняли смысл книги. Корчак всего лишь хотел, чтобы читатели задумались над вопросом детства, чтобы почерпнули что-то новое для себя.

Но несколько моментов мне все же показались не совсем правильными, точнее, не совсем корректными. В своей работе автор относится к взрослым, как к лицемерам, которые не способны на глубокие чувства. По крайней мере мне показалось именно так. Автор полагает, что родители пытаются «улизнуть» от своих обязанностей любыми способами. Родители не желают ничего делать для своего ребенка. Я не совсем согласна с данными утверждениями. Конечно, такие родители существуют, но, я думаю, они встречается не часто. Есть  родители, которые ведут себя не совсем правильно с детьми, но это лишь от незнания каких-то основ. Уверена, они делают все возможное, чтобы стать хорошими родителями, просто не всегда все то, что они делают верно. Никто не знает, каким родителем он будет, можно долго рассуждать на эту тему. Все мы когда-нибудь станем мамами и папами и поймем, что воспитывать ребенка не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Три вопроса автору концепции детства.

1. Понимать ребенка не так легко, как это кажется на первый взгляд. Как же научиться подмечать каждую деталь в поведении ребенка?  Ведь каждая деталь важна и несет в себе глубокий смысл.

Читайте также:  Воображение основа творческого развития ребенка

2. Трудно ли было находить общий язык с каждым вашим воспитанником? Были ли какие-нибудь сложные случаи, когда ребенок не желал открываться вам? Что вы делали, чтобы исправить ситуацию?

3. Всегда ли вы мечтали стать педагогом? Если нет, что подтолкнуло вас связать свою жизнь с детьми?

Концепция детства Януша Корчака в системе координат образовательных программ для ДОУ: практическое воплощение идеи о детстве.

Главный вклад Януша Корчака в современную педагогическую науку состоит  в том, что он следовал принципам гуманизма, которые олицетворяли всю его педагогику.

Ещё одна важная составляющая педагогики Корчака, актуальная именно для современной школы, нацеленной на развитие самостоятельности школьников, детей – «это упор на принципы самоконтроля, самосознания, воспитание навыков самоуправления в детских коллективах. На принципах школьного самоуправления была построена педагогическая работа в «Доме сирот» Корчака. Это принцип самоуправления логично вытекает из признания права ребёнка быть человеком, права ребёнка на уважение».[14]

Именем Януша Корчака названы школы, детские сады и дома. Многие педагоги разделяют принципы Корчака, но далеко не каждый придерживается всех идей автора, все-таки легче принуждать ребенка, давить авторитетом, чем прислушиваться к ним, к их желаниям.

Конечно, некоторые педагогические идеи Корчака сегодня могут показаться странными. Например, в числе основных прав ребёнка польский педагог упоминает «право ребёнка на смерть». Если ребёнок тяжело, неизлечимо, болеет, нельзя мучить его бесполезными процедурами, природа сама сделает своё дело. Эта идея связана с определённой патриархальной религиозностью Корчака, с традициями традиционного патриархального общества.

Педагогическая система Януша Корчака до сих пор актуальна и будет таковой на протяжении еще многих лет.  

Заключение

Книга очень интересная и нужная, на мой взгляд. Однако читать ее было нелегко.  Читалось сложно, очень много неясных моментов, которые нужно додумывать самому. Это, конечно, хорошо, но довольно трудно.

В книге много небольших рассказов, которые затрагивают определенные области жизни ребенка и взрослого. Я не сказала бы, что почерпнула для себя что-то новое. Но мои знания определенно стали шире в этой  области. Например, меня поразило, с каким трепетом автор относится к ребенку, к детству в целом. Я знала, что этот этап очень важен, но то, как автор описывает его, как превозносит его, было удивительно. Действительно, детство – фундамент, на котором строится будущее ребенка. Эта книга заставила меня немного по-другому взглянуть на это понятие. Интересно было почитать этого автора. С удовольствием прочту другие работы Корчака.

   «Уважайте, если не почитайте, чистое, ясное, непорочное, святое детство!»[15]

Необходимо помнить, что этап детства для ребенка очень значим. Нельзя пренебрегать этим отрезком времени. Детство должно быть счастливым и красочным, но ребенку одному не справиться, поэтому взрослые должны всячески помогать ему в этом.

«Мы должны наставлять, направлять, приучать, подавлять, сдерживать, исправлять, предостерегать, предотвращать, прививать, преодолевать».[16]

Часто родители забывают, что детство пройдет невозвратно и это самая страшная ошибка, которую взрослые могут допустить.

Воспитательная система Януша Корчака была исключительным явлением в педагогической жизни Европы XX века. Его детские дома были новым типом воспитательного учреждения, где организация жизни и быта детей была проникнута глубоким гуманизмом, заботой о благе ребенка, о создании условий для его развития и воспитания, для гарантий защищенности каждого ребенка.

Эта же книга — размышление о том, каковы права ребенка в этом мире, и вообще, как он живет в мире взрослых. Бывает, мы забываем, что ребенок стоит не ниже нас, а на одном уровне с нами.  Мы привыкли считать, что, если ребенку не хватает опыта, потому что он маленький, то он не имеет права голоса, мы все решаем за него, естественно, из лучших побуждений.  Мы забываем, как чувствовали себя в детстве, когда нам  приходилось мириться с решениями взрослых, даже если они были нам не по душе, только от того, что выбора не было.

Не нужно снисходительного пренебрежения к детским проблемам, не нужно учить его лжи от самих себя же, не нужно строить образец, на который ребенок обязан равняться, нельзя требовать от ребенка того, что мы сами не в силах сделать.

Януш Корчак одинаково относился ко всем детям, всех любил и ценил. Этот человек должен стать примером для всех воспитателей, педагогов, родителей.

Примечания

[2] Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с польск. – М.: Политиздат, 1990. – 493 с.: ил. Стр. 5

[3] Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с польск. – М.: Политиздат, 1990. – 493 с.: ил. Стр. 14

[5] Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с польск. – М.: Политиздат, 1990. – 493 с.: ил. Стр. 48

[6] Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с польск. – М.: Политиздат, 1990. – 493 с.: ил. Стр. 48

[7] Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с польск. – М.: Политиздат, 1990. – 493 с.: ил. Стр. 60

[8] Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с польск. – М.: Политиздат, 1990. – 493 с.: ил. Стр. 65

[9] Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с польск. – М.: Политиздат, 1990. – 493 с.: ил. Стр. 73

[10] Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с польск. – М.: Политиздат, 1990. – 493 с.: ил. Стр. 19

[11] Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с польск. – М.: Политиздат, 1990. – 493 с.: ил. Стр. 18

[12] Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с польск. – М.: Политиздат, 1990. – 493 с.: ил. Стр. 23

[13] Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с польск. – М.: Политиздат, 1990. – 493 с.: ил. Стр. 23

[15] Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с польск. – М.: Политиздат, 1990. – 493 с.: ил. Стр. 22

Читайте также:  Эмоциональное развитие матери и ребенка

Источник

Яна Васильева
Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?

Что такое детство, какое оно?У каждого из нас оно было разное: счастливое и легкое, светлое и радостное, наполненное смехом и любовью. Но осмелюсь сказать, почти все мы хотим хоть на чуть-чуть попасть туда снова, ведь в основном для многих это счастливая, беззаботная пора, когда можно было лазить по деревьям, лепить куличики в песочнице, играть в «Дочки-матери», классики, прятки, казаки-разбойники. А этот незабываемый вкус леденцов «Монпасье» и конфет «Петушок»? Казалось, нет ничего вкуснее!

Наступила «взрослая жизнь», завертевшись в ней с многочисленными проблемами, мы становимся серьезными и забываем о том, что было мило нашему сердцу в далеком детстве.

Изучая детство, исследователи всёчаще приходят к заключению: этот период в жизни человека — самоценен.

Самоценность детства – период жизни человека значимый сам по себе, без всяких условий; значимый тем, что происходит с ребенком сейчас.

Об этом говорили многие ученые психологи и педагоги,такие как: Ж. Ж Руссо, Л. Н. Толстой, М. Монтессори и другие.

Великий русский педагог К. Д.Ушинский писал: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в первые годы, — ложится прочно, становится второй натурой человека. Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы».

На сегодняшний день гарантом такого развития любого современного дошкольника является Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.

Самоценность дошкольного детствапрослеживается в основных принципах ФГОС:

1. поддержка разнообразия детства;

2. сохранение его уникальности и самоценности,

3. полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства;

4. создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

Работая в детском саду, я заметила, что многие родители считают, что ценность дошкольного этапа жизни ребенка состоит лишь в том, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к школе, как можно большему успеть его научить, что, безусловно, сужает и обедняет психическое и личностное развитие ребенка. Родители пытаются начать подготовку к школьной программе, едва их ребенок начинает разговаривать, и хотят помощи от воспитателя, возят к педагогам на подготовку к школе. На мой взгляд, они не понимают, что лишают своих детей «настоящего» детства, т. е. всего того, что происходит «здесь и сейчас». Широко известный, небезразличный к судьбам детей психолог А. В. Запорожец также выступал против неразумной торопливости, акселерации детского развития.

«Ребенок должен быть ребенком, школьником он еще успеет побыть после семи лет», – говорит Татьяна Волосовец, один из разработчиков ФГОС. В период детства следует, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Надо объяснить, что именно в детской деятельности развиваются такие базовые свойства личности как активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, умственные и познавательные способности. А вычисление примеров, письмо и чтение ребенок освоит позже. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Главное к семи годам, чтобы мышление было наглядно-образным, воображение и речь развитыми, восприятие дифференцированным, запоминание осмысленным, внимание произвольным.

Сегодня образование в ДОУ мы рассматриваем не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка. Как сказал Александр Асмолов «Не ребенок должен готовиться к школе, а школа – к ребенку».

Но здесь существует проблема — противоречие стандарта дошкольного образования и ФГОС начальной школы. Наш итог — целевые ориентиры. В начальной школе итог стандарта — универсальные учебные действия. Полагается, что целевые ориентиры — это основа, «подушка» для формирования УУД. Но как это в реальном измерении сделать — непонятно. Задачи ФГОС дошкольного образования — сохранение уникальности и самоценности детства, развитие ребенка как субъекта деятельности в игре, в которой обучение не лидирует. И все было бы радужно и прекрасно, если бы наш стандарт воспринимала и школа в том же ключе, на одной волне с нами. Начальная школа по-прежнему ждет ребенка, который бы умел читать и писать, с уже сформированными начальными универсальными учебными действиями и безупречным поведением (программы «Школа 2100», «Перспектива» и др.).

Модернизация российского образования предполагает переход от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия к личностно-ориентированной, в которой главным из ценностей является развитие ребенка, его становление как личности. Поэтому педагог должен создать условия для его саморазвития, самовыражения, самоопределение и самореализации. Почему везде звучит «само»? Потому что важно, чтобы это развитие исходило от самого ребенка. Вот тогда мы можем получить те целевые ориентиры,прописанные в ФГОС ДО: самостоятельность, активность, инициативность, любознательность, уверенность в своих силах, способность к волевым усилиям.

Зачем нам, педагогам, понимать смысл самоценности детства? Это необходимо для того, чтобы задуматься по поводу смысла и ценностей собственных профессиональных действий, определить приоритетные задачи воспитания и обучения дошкольника.

Отношение к детству как самоценности способствует своевременному развитию важных психических функций ребёнка, его разностороннему и гармоническому развитию. И вместе с тем обеспечивает готовность к преодолению жизненных трудностей, переходу на новую возрастную ступень.

Таким образом, подчеркнув всё выше сказанное, можно сказать, что сохранить самоценность дошкольного детства можно при помощи:

1. Создания условий, в которых ребёнок будет развиваться, полноценно проживая период детства,

2. Развитие ребёнка проходит в игре, а не в учёбе. Не нужно торопить детей учиться читать и писать,

3. Личностно-ориентированной модели взаимодействия, где учитываются интересы и желания ребёнка

4. Сотрудничества между дошкольником и взрослым, когда их цели совпадают

В заключение хочется процитировать мудрого поэта С. Маршака,с которым трудно не согласиться:

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить, готовясь, в детстве не живёт.

Источник