Детское общество в развитии ребенка
Основные понятия: детское общество и его характеристика, социальный опыт ребенка, нормативное поведение, воспитание сочувствия и сопереживания, формирование положительных взаимоотношений дошкольников, Декларация прав ребенка.
Бесспорно, что ребенок раннего и дошкольного возраста ориентирован на взрослого человека, на его оценки, знания, поступки. Однако процесс вхождения ребенка в человеческое общество был бы неполон, если бы ограничился тем социальным опытом, который малыш может приобрести в общении со взрослыми людьми.
Самостоятельное значимое место в процессе социализации каждого конкретного ребенка занимают другие дети. «Одним из решающих факторов общественного воспитания детей является само общество детей, внутри которого и формируется человек как общественное существо… Здесь ребенок выступает перед нами как субъект, лицо, живущее своей жизнью, как член маленького детского общества с его интересами, требованиями, связями, завоевывающий какое-то свое место в этом обществе» (А.П. Усова).
Детское общество живет по законам, которые хоть и являются отражением законов, принятых обществом взрослых, но имеют свою специфику. В чем же заключается эта специфика и почему она так важна в развитии ребенка?
Детское общество является источником информации о социальной действительности. Общаясь, дети рассказывают друг другу о том, что узнали от взрослых, от других детей, что наблюдали в жизни, видели в телепередачах и т.п. Такого рода информация важна и имеет ряд достоинств: она заставляет ребенка думать, сомневаться, обращаться за разъяснением к взрослому, другим детям, т.е. процесс принятия информации, как правило, носит активный характер.
Преимуществом информации, которую дети передают друг другу, является и ее близость интересам ребенка. Дети рассказывают о том, что им взаимно интересно, и это также повышает активность восприятия.
Конечно, у подобного рода информации, как и у способа ее передачи, есть и ряд недостатков. Прежде всего — неточность, связанная с характером понимания увиденного и услышанного ребенком, который впоследствии передает эту информацию другим детям. Следует отметить, что дошкольники (в отличие от подростков) склонны к перепроверке у взрослых сведений, поступающих от сверстников («Миша говорит, что люди на Землю прилетели с неба. Это правда?»), что в определенной мере нивелирует недостаточность или неточность информации. Однако есть вопросы, которые дети обсуждают между собой и не хотят в силу разных причин выяснять их у взрослых. И тогда «закрытость» информации не дает взрослому возможности помочь ребенку в приобретении достоверной и полезной для него информации.
Опираясь на преимущества и учитывая недостатки приобретения детьми информации во взаимном общении, педагог может влиять на данный процесс. Для этого необходимо внимательно наблюдать за детьми, прислушиваться к содержанию их разговоров, выделять тех, кто пользуется среди сверстников наибольшим доверием, слывет «знатоком», хорошим рассказчиком. Воспитатель опирается на таких детей и через них может направлять содержание общения. Так, можно предложить ребенку рассказать товарищам по группе об услышанном от педагога случае, прочитанной книге и др. В индивидуальной работе с таким ребенком воспитатель делает его своим помощником, предлагает в определенное время выступать в роли воспитателя. Обычно дети с удовольствием выполняют такого рода просьбы и действительно становятся источником информации для других воспитанников.
Исследования (А.Г. Рузская, Д.А. Исмаилова и др.) показывают, что дети любят общаться со сверстниками, но содержание общения зачастую очень скудное. Мальчики чаще всего обсуждают последние боевики, которые видели по телевидению, или близкие к этой тематике факты из жизни, иногда обсуждаются вопросы техники, путешествий и др. Девочек больше волнуют бытовые вопросы, взаимоотношения между людьми, наряды. Конечно, бывает и другое содержание, но данное наиболее типично для дошкольников разного пола.
Воспитатель может включаться в разговор детей, уточнять, исправлять их высказывания, но это нужно всегда делать очень корректно, тактично, оставляя за ребенком право на собственное мнение и личные секреты. Особый такт следует проявлять, когда дети обсуждают какие-то сугубо личные вопросы. Важно и то, как ребенок слушает, как воспринимает «острую» информацию. Воспитатель приучает детей быть сдержанными, объясняет в деликатной форме, что не все, что делается, например, в семье и замечается ребенком, следует рассказывать всем.
Итак, находясь среди сверстников и других детей, ребенок приобретает разнообразные знания о фактах, явлениях, событиях социальной жизни, о человеческих взаимоотношениях. У него формируются представления о том, что хорошо и что плохо. Но информация, которой он располагает, может носить субъективный характер и далеко не всегда соответствовать объективному знанию.
Детское общество является школой формирования социальных чувств и личностных качеств. Отношения между людьми всегда окрашены гаммой разнообразных чувств. Дети дошкольного возраста особенно эмоциональны и непосредственны. Когда они общаются со взрослыми, то рассчитывают на понимание, терпение, снисхождение и любовь. Если же ребенок вступает во взаимоотношения с другими детьми, его социальная позиция меняется. В таком общении дети — равноправные партнеры, и каждый предъявляет другому равные требования. Кроме того, дошкольник не всегда может понять эмоциональное состояние сверстника, его настроение, проявить терпимость к недостаткам и т.п.
Рассматривая детское общество как школу формирования социальных чувств и личностных качеств, можно также выделить положительные черты и недостатки.
Положительную роль детское общество играет в формировании чувств, так как дает ребенку возможность многократно, в разных жизненных ситуациях наблюдать проявления чувств со стороны других детей, испытывать на себе эта проявления и самому выражать чувства по отношению к сверстникам.
Одни и те же социальные чувства имеют различную наполняемость и по-разному проявляются в отношениях «ребенок- взрослый» и «ребенок—ребенок». Например, сочувствие, сорадость, сопереживание проявляются по отношению к сверстникам не так, как к взрослому человеку: ребенок лучше понимает чувства сверстника, они ему ближе, понятнее. А переживания взрослых дети могут или не замечать, или не знать, как на них реагировать. Однако возможность на своем уровне наблюдать способы выражения чувств и самому проявлять их по отношению к «себе подобным» весьма ценна.
Взаимоотношения со сверстниками активизируют определенные личностные качества ребенка. В зависимости от микроклимата в детском обществе возникает потребность в том или другом качестве, которое помогает малышу адаптироваться в среде сверстников и испытывать чувство эмоционального благополучия. Приоритет качеств в системах «ребенок—взрослый» и «ребенок—ребенок» также различен. Например, для взрослых важно, чтобы ребенок был послушным, «управляемым», а для его сверстников важнее активность, жизнерадостность, оптимистичность. Ребенок получает практику (часто интуитивно) отбора, активизации качеств, «нужных» конкретному детскому обществу. Такая гибкость, умение приспособиться к среде — положительное явление, оно воспитывает в ребенке уважение к окружающим, удовлетворяет его потребность в положительной оценке, способствует развитию чувства уверенности в себе, раскованности и др.
Но эти достоинства могут быть и недостатками с точки зрения детского общества как школы чувств и личностных качеств. Так, детское общество может активизировать и отрицательные качества, стимулировать проявления заискивания перед лидерами, агрессивности и др.
Задачей воспитателя является забота о микроклимате в группе, о воспитании положительных взаимоотношений, уважения к каждому ребенку, об организации содержательной деятельности, а также общения между детьми.
Детское общество является практикой социального поведения. Дети не только узнают что-то друг о друге и друг от друга, не только испытывают различные чувства. Они постоянно взаимодействуют, совершают поступки, накапливая опыт поведения в своей среде. И также, как и в первых двух позициях, детское общество может быть благоприятным и неблагоприятным с точки зрения его воздействия на социализирующуюся личность ребенка.
Положительное воздействие состоит в том, что в среде сверстников устанавливаются благоприятные взаимоотношения, зарождается первая дружба, начальное расположение друг к другу. Дети учатся дружить и осваивают способы поведения, соответствующие дружеским взаимоотношениям (взаимопомощь, поддержка, общение, забота и др.). Явление детской дружбы изучено в педагогических исследованиях (А.В. Булатова, Т.А. Маркова и др.), показаны этапы становления дружеских взаимоотношений и развития у детей понимания значения дружбы. Повседневная жизнь в дошкольной организации дает ребенку возможность реально и действенно овладевать практикой поведения.
В детском обществе существуют нравственные нормы, которые регулируют взаимоотношения между детьми. Дошкольники усваивают эти правила и нормы, принимают их, а иногда создают сами. И, что очень важно, усвоив норму, становятся ее защитниками.
В процессе индивидуальной и коллективной деятельности ребенок накапливает нравственные привычки поведения, которые входят в его социальный опыт. Детское общество является своего рода полигоном для проверки и закрепления усваиваемых норм.
Однако нередки случаи, когда дети обучают друг друга нежелательным формам поведения, провоцируют нарушения норм, с гордостью демонстрируют непослушание и т.п. В таком случае детское общество отрицательно влияет на ребенка, на усвоение им нравственных норм поведения.
Педагогическая задача заключается в том, чтобы воспитывать у ребенка осознанное отношение к нормам поведения в обществе сверстников. Важно обращать внимание на характер складывающихся взаимоотношений между детьми разных национальностей, если таковые есть в группе, между мальчиками и девочками, между сильными и слабыми. Полезно на элементарном уровне ознакомить детей с Декларацией прав ребенка. А начинать эту работу целесообразно с создания «Декларации» жизни детей конкретной группы. Встретившись несколько раз с фактами неуважительного отношения детей друг к другу, неумения следовать общепринятым нормам поведения, воспитатель предлагает детям обсудить причины конфликтов и подводит к заключению, что конфликтов могло не быть, если бы они выполняли определенные правила. Детям предлагают всем вместе составить, сформулировать несколько правил: не обижай слабого, каждой вещи свое место, не забывай помогать товарищам, не жадничай, умей уступать и др. В каждой конкретной группе могут быть свои правила (исходя из наиболее типичных для данной группы мотивов возникавших конфликтов). Составив вместе с воспитателем «Декларацию прав», дети оформляют ее (воспитатель пишет правила, а дети подбирают картинки, иллюстрации) и вывешивают на доске в групповой комнате.
«Декларация» становится ориентиром в разрешении недоразумений и конфликтов. Воспитатель вместе с детьми, а впоследствии и сами дети, подойдя к доске, анализируют, какое право человека было нарушено и что потребуется, чтобы оно не нарушалось в дальнейшем. Данная ситуация дает возможность поговорить с детьми не только об их правах, но и об обязанностях.
Правило можно дописывать по мере необходимости. Полезно стимулировать детей к выполнению норм и правил, отмечая в конце дня звездочкой, цветком или др. успехи и нарушения. При этом следует помнить, что прежде всего соблюдать права ребенка должен воспитатель.
Таким образом, в социализации личности ребенка детское общество занимает самостоятельное место. Оно не может быть заменено обществом взрослых. Даже если ребенок не посещает дошкольную организацию, родители должны позаботиться, чтобы малыш имел возможность систематически общаться с другими детьми, взаимодействовать с ними. Без этого его социальный опыт будет недостаточно полным.
Вопросы для обсуждения на практических занятиях
- 1. Детское общество как источник информации о социальной действительности. Преимущества и недостатки такого рода информации.
- 2. Детское общество как школа формирования социальных чувств и личностных качеств. Методика воспитания сочувствия и сопереживания в дошкольном возрасте.
- 3. Детское общество как практика социального поведения. Методика воспитания нормативного поведения.
- 4. Методика ознакомления дошкольников с Декларацией прав ребенка.
Задания для самостоятельной работы
- 1. Запишите несколько бесед детей друг с другом, происходивших в свободное время (на прогулке, в режимные процессы, при рассматривании новой книги и др.). Отметьте реакцию слушающего ребенка.
- 2. Понаблюдайте за поведением детей вашей группы, за их взаимоотношениями. Выделите наиболее часто встречающиеся: причины конфликтов и пути выхода из них; темы для общения; сюжеты для игр; принципы объединения детей для общения. На основе анализа полученных фактов составьте план коррекционных мероприятий. (Продумайте методические приемы коррекции и обогащения содержания общения детей между собой.)
- 3. Ознакомьтесь с исследованием А.А. Рояк по ее монографии «Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка». Заполните таблицу: [1][2][3]
Конфликты, их виды | Основные причины конфликтов | Пути выхода из конфликтов |
- 2. Декларация прав ребенка: учебно-методический комплекс дисциплин / Автор-сост.: С.В. Кожокарь. М.: МГПУ, 2011.
- 3. Козлова С.А. Декларация прав ребенка — педагогический аспект. // Столичное образование-3: теоретические подходы к модернизации дошкольного воспитания / Отв.ред. С.А. Козлова. М.: МГПУ, 2002. С. 7-14.
- 4. Нечаева В.Г. Усвоение детьми младшего и среднего дошкольного возраста правил поведения и их влияние на детские взаимоотношения // Нравственное воспитание дошкольников. М.: Педагогика, 1972. С. 21 — 62.
- 5. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.: Педагогика, 1988.
- 6. Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. М.: Изд-воМУ, 1976.
Вопросы для самоконтроля
- 1. Раскройте особенности понятия «детское общество».
- 2. Почему общество взрослых людей не может заменить ребенку дошкольного возраста детское общество? (Почему детское общество не может быть заменено обществом взрослых людей?)
- 3. В чем заключается преимущество информации, получаемой ребенком в детском обществе?
- 4. В чем заключаются достоинства и недостатки информации, передаваемой в детском обществе?
- 5. Каковы задачи педагога в детском обществе по формированию социальных чувств и личностных качеств ребенка?
- 6. Каковы фазы проявления детьми сочувствия в дошкольном возрасте?
- 7. Каковы задачи педагога в детском обществе как практики социального поведения детей?
Источник
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Красноярского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский педагогический колледж № 2»
Отделение переподготовки и повышения квалификации
Кричко Ирина Викторовна
Детское сообщество как фактор социализации ребенка
эссе
Проверил: Нездолей Людмила Алексеевна
Красноярск 2016
СОДЕРЖАНИЕ
12
Приложение
13
Введение
Ребенок, родившись в человеческом обществе, в социальном мире, начинает его познавать с того, что близко, что доступно, с чем он непосредственно соприкасается, то есть с ближайшим социальным окружением, с которым он начинает взаимодействовать.
Ребенок превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятельности.
С первых дней своего существования ребенок окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения ребенок приобретает еще до того, как научится говорить.
Ребенок – существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.
В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.
Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:
семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся
с ребенком, братья или сестры);
детский сад (в первую очередь воспитатели);
общество (сверстники, друзья).
По своей роли в процессе социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для ребенка, как выстраивается взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.
Семья
Как основной институт социализации семья является персональной средой жизни и развития ребенка на протяжении всей его жизни. Она выполняет определенные социализирующие функции: обеспечивает физическое и эмоциональное развитие ребенка, овладение им социальными нормами, формирует психологический пол ребенка, его ценностные ориентации, определяет последующее интеллектуальное развитие. Поддержка, негативное или безразличное отношение семьи оказывают огромное влияние на притязания ребенка. Благожелательное отношение помогает в адаптации ребенка к жизни, негативное – способствует возникновению барьеров в ее осуществлении, безразличное – является источником многих трудностей на протяжении его жизни. В любой семье ребенок проходит стихийную социализацию, содержание которой определяется ее объективными характеристиками, ценностными установками, стилем жизни и взаимоотношениями членов семьи. Относительно социально контролируемая социализация осуществляется в семье в форме воспитания, понимаемого как осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи.
Основными принципами семейного воспитания являются: сочетание близких и срочных, возможных и необходимых задач, упор на настоящий момент, принцип преодоления трудностей и достижения заслуженного успеха. Особое значение имеет социальная направленность семейного воспитания, которая заключается в развитии и укреплении духовной силы ребенка.
Основой педагогической деятельности родителей должна стать педагогическая культура как составная часть общей культуры человека. В процессе овладения педагогической культурой ставится задача формирования знаний, которые помогут родителям узнать своего ребенка. Наряду с теоретическими знаниями о том, какие методы и приемы следует использовать, чтобы достичь поставленной цели, родители должны обладать определенными умениями, которые будут способствовать претворению данных приемов в жизнь. Заботой родителей является формирование внутреннего мира ребенка в целом.
Детское общество
Непременным условием социализации ребенка является его общение со сверстниками, которое складывается в таких малых группах, как группы детского сада, школьные классы, различные неформальные детские и подростковые объединения.
Бесспорно, что ребенок раннего и дошкольного возраста ориентирован на взрослого человека, на его оценки, знания, поступки.
Однако процесс вхождения ребенка в человеческое общество был бы неполон, если бы ограничился тем социальным опытом, который малыш может приобрести в общении со взрослыми людьми.
Самостоятельное значимое место в процессе социализации каждого конкретного ребенка занимают другие дети. Детское общество (термин А. П. Усовой) живет по законам, которые хоть и являются отражением законов, принятых обществом взрослых, но имеют свою специфику. Детское общество является источником информации о социальной действительности.
В детских группах выделяются функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые отношения между детьми.
Общаясь, дети рассказывают друг другу о том, что узнали от взрослых, от других детей, что наблюдали в жизни, видели в телепередачах и т. п. Такого рода информация важна и имеет ряд достоинств: она заставляет ребенка думать, сомневаться, обращаться за разъяснением к взрослому, другим детям, т. е. процесс принятия информации, как правило, носит активный характер.
Преимуществом информации, которую дети передают друг другу, является и ее близость интересам ребенка. Дети рассказывают о том, что им взаимно интересно, и это также повышает активность восприятия.
Конечно, у подобного рода информации, как и у способа ее передачи, есть и ряд недостатков. Прежде всего — неточность, связанная с характером понимания увиденного и услышанного ребенком. Однако есть вопросы, которые дети обсуждают между собой и не хотят в силу разных причин выяснять их у взрослых. И тогда закрытость информации не дает взрослому возможности помочь ребенку в приобретении достоверной и полезной для него информации.
Опираясь на преимущества и учитывая недостатки приобретения детьми информации во взаимном общении, педагог может влиять на данный процесс. Для этого необходимо внимательно наблюдать за детьми, прислушиваться к содержанию их разговоров, выделять тех, кто пользуется среди сверстников наибольшим доверием, слывет знатоком, хорошим рассказчиком. Воспитатель опирается на таких детей и через них может направлять содержание общения. Так, можно предложить ребенку рассказать товарищам по группе об услышанном от педагога случае, прочитанной книге и др. В индивидуальной работе с таким ребенком воспитатель делает его своим помощником, предлагает в определенное время выступать в роли воспитателя. Обычно дети с удовольствием выполняют такого рода просьбы и действительно становятся источником информации для других воспитанников.
Исследования (А. Г. Рузская, Д. А. Исмаилова и др.) показывают, что хотя дети и любят общаться со сверстниками, но содержание общения зачастую очень скудное. Мальчики чаще всего обсуждают последние боевики, которые видели по телевидению, или близкие к этой тематике факты из жизни, иногда обсуждаются вопросы техники, путешествий и др. Девочек больше волнуют бытовые вопросы, взаимоотношения между людьми, наряды. Конечно, бывает и другое содержание, но данное наиболее типично для дошкольников разного пола.
Воспитатель может включаться в разговор детей, уточнять, исправлять их высказывания, но это нужно всегда делать очень корректно, тактично, оставляя за ребенком право на собственное мнение и личные секреты. Особый такт следует проявлять, когда дети обсуждают какие-то сугубо личные вопросы. Важно и то, как ребенок слушает, как воспринимает острую информацию. Воспитатель приучает детей быть сдержанными, объясняет в деликатной форме, что не все, что делается, например, в семье и замечается ребенком, следует рассказывать всем.
Итак, находясь среди сверстников и других детей, ребенок приобретает разнообразные знания о фактах, явлениях, событиях социальной жизни, о человеческих взаимоотношениях. У него формируются представления о том, что хорошо и что плохо. Но информация, которой он располагает, может носить субъективный характер и далеко не всегда соответствовать объективному знанию.
Детское общество является школой формирования социальных чувств и личностных качеств.
Отношения между людьми всегда окрашены гаммой разнообразных чувств. Дети дошкольного возраста особенно эмоциональны и непосредственны. Когда они общаются со взрослыми, то рассчитывают на понимание, терпение, снисхождение и любовь. Если же ребенок вступает во взаимоотношения с другими детьми, его социальная позиция меняется. В таком общении дети — равноправные партнеры, и каждый предъявляет другому равные требования. Кроме того, дошкольник не всегда может понять эмоциональное состояние сверстника, его настроение, проявить терпимость к недостаткам и т. п.
Рассматривая детское общество как школу формирования социальных чувств и личностных качеств, можно также выделить положительные черты и недостатки.
Положительную роль детское общество играет в формировании чувств, так как дает ребенку возможность многократно, в разных жизненных ситуациях наблюдать проявления чувств со стороны других детей, испытывать на себе эти проявления и самому выражать чувства по отношению к сверстникам.
Одни и те же социальные чувства имеют различную наполняемость и по-разному проявляются в отношениях ребенок—взрослый и ребенок—ребенок. Например, сочувствие, сорадость, сопереживание проявляются по отношению к сверстникам не так, как к взрослому человеку: ребенок лучше понимает чувства сверстника, они ему ближе, понятнее. А переживания взрослых дети могут или не замечать, или не знать, как на них реагировать. Однако возможность на своем уровне наблюдать способы выражения чувств и самому проявлять их по отношению к себе подобным весьма ценна.
Взаимоотношения со сверстниками активизируют определенные личностные качества ребенка. В зависимости от микроклимата в детском обществе возникает потребность в том или другом качестве, которое помогает малышу адаптироваться в среде сверстников и испытывать чувство эмоционального благополучия. Приоритет качеств в системах ребенок—взрослый и ребенок—ребенок также различен. Например, для взрослых важно, чтобы ребенок был послушным, управляемым, а для его сверстников важнее активность, жизнерадостность, оптимистичность. Ребенок получает практику (часто интуитивно) отбора, активизации качеств, нужных конкретному детскому обществу. Такая гибкость, умение приспособиться к среде — положительное явление, оно воспитывает в ребенке уважение к окружающим, удовлетворяет его потребность в положительной оценке, способствует развитию чувства уверенности в себе, раскованности и др. Но эти достоинства могут быть и недостатками с точки зрения детского общества, как школы чувств и личностных качеств. Так, детское общество может активизировать и отрицательные качества, стимулировать проявления заискивания перед лидерами, агрессивности и др.
Задачей воспитателя является забота о микроклимате в группе, о воспитании положительных взаимоотношений, уважения к каждому ребенку, об организации содержательной деятельности, а также общения между детьми.
Дети не только узнают что-то друг о друге и друг от друга, не только испытывают различные чувства. Они постоянно взаимодействуют, совершают поступки, накапливая опыт поведения в своей среде. И так же, как и в первых двух позициях, детское общество может быть благоприятным и неблагоприятным с точки зрения его воздействия на социализирующуюся личность ребенка.
Положительное воздействие состоит в том, что в среде сверстников устанавливаются благоприятные взаимоотношения, зарождается первая дружба, начальное расположение друг к другу. Дети учатся дружить и осваивают способы поведения, соответствующие дружеским взаимоотношениям (взаимопомощь, поддержка, общение, забота и др.). Явление детской дружбы изучено в педагогических исследованиях (А. В. Булатова, Т. А. Маркова и др.), показаны этапы становления дружеских взаимоотношений и развития у детей понимания значения дружбы. Повседневная жизнь в дошкольном учреждении дает ребенку возможность реально и действенно овладевать практикой поведения.
В детском обществе существуют нравственные нормы, которые регулируют взаимоотношения между детьми. Дошкольники усваивают эти правила и нормы, принимают их, а иногда создают сами. И что очень важно, усвоив норму, становятся ее защитниками.
В процессе индивидуальной и коллективной деятельности ребенок накапливает нравственные привычки поведения, которые входят в его социальный опыт. Детское общество является своего рода полигоном для проверки и закрепления усваиваемых норм.
Однако нередки случаи, когда дети обучают друг друга нежелательным формам поведения, провоцируют нарушения норм, с гордостью демонстрируют непослушание и т. п. В таком случае детское общество отрицательно влияет на ребенка, на усвоение им нравственных норм поведения.
Педагогическая задача заключается в том, чтобы воспитывать у ребенка осознанное отношение к нормам поведения в обществе сверстников. Важно обращать внимание на характер складывающихся взаимоотношений между детьми разных национальностей, если таковые есть в группе, между мальчиками и девочками, между сильными и слабыми. Полезно на элементарном уровне ознакомить детей с Декларацией прав ребенка. А начинать эту работу целесообразно с создания Декларации жизни детей конкретной группы. Детям предлагают всем вместе составить, сформулировать несколько правил: не обижай слабого; каждой вещи свое место; не забывай помогать товарищам; не жадничай, умей уступать и др. В каждой конкретной группе могут быть свои правила (исходя из наиболее типичных для данной группы мотивов возникавших конфликтов).
Воспитатель вместе с детьми, а впоследствии и сами дети, подойдя к доске, анализируют, какое право человека было нарушено и что потребуется, чтобы оно не нарушалось в дальнейшем. Данная ситуация дает возможность поговорить с детьми не только об их правах, но и об обязанностях.
Таким образом, в социализации личности ребенка детское общество занимает самостоятельное место. Оно не может быть заменено обществом взрослых. Даже если ребенок не посещает дошкольное учреждение, родители должны позаботиться, чтобы малыш имел возможность систематически общаться с другими детьми, взаимодействовать с ними. Без этого его социальный опыт будет недостаточно полным.
Заключение
Социализация детей — специфический социальный процесс. Социальное развитие — это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.
В дошкольном возрасте у детей происходят значительные качественные перемены, которые носят кардинальный характер. Эти перемены имеют решающее значение для социального становления и развития ребенка. В детские годы закладываются основы социального облика социальных установок личности.
Процесс социализации детей осуществляется через многие досуговые социальные институты и организации: семью, детские дошкольные образовательные учреждения, школы, детские организации и др. Воздействие каждого из них обусловлено системой общественных отношений, существующих в обществе.
Литература
Общая педагогика /Голованова Н.Ф/2005 -320с
Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. /Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средн. пед. учебных заведений./ – М., — 1998.
Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. Ребёнок пошёл в детский сад//Дошкольное воспитание. – 1998 — № 4.
11
Источник