Детские загадки в развитие речи ребенка
Загадки для детей 6-7 лет
(подготовительная группа)
В праздник я приду ко всем,
Я большой и сладкий.
Есть во мне орешки, крем,
Сливки, шоколадки. (Торт)
Он живет в своей фольге,
Быстро тает он в руке.
Очень вкусен, очень сладок,
Мажет мордочки ребяток.
(Шоколад)
Я в стаканчике, рожке,
Вкусное и нежное.
Сделано на молоке,
Чаще — белоснежное.
В морозилках проживаю,
А на солнце сразу таю.
(Мороженое)
Взял я силу из плодов,
Сладких ягод, фруктов.
Для ребят я стать готов
Лучшим из продуктов.
Вы меня побольше пейте,
Наливайте, не жалейте! (Сок)
Мы в кондитерской шуршим
Фантиками яркими.
И на праздник мы хотим
К вам попасть с подарками.
(Конфеты)
Получился торт на славу,
Съем и крошки подберу.
В торт добавили приправу,
Не простую, а кору. (Корица)
Мы в пакете сто нулей
С маком замечаем.
Бабушка, чаек налей,
Их сгрызем за чаем. (Баранки,
сушки)
В печке выпекся он смуглый,
Как баранка, тоже круглый.
Эту мягкую баранку
Съем на завтрак спозаранку.
(Бублик)
Их бабуля с сахарком
Выпекала, сладкие.
Первый вышел — словно ком,
А другие — гладкие. (Блины)
Мы с изюмом, миндалем
Их на пасху испечем.
А лепить их во дворе
Тоже любо детворе. (Куличи)
Может быть оно песочным,
А порой и с кремом.
Иногда бывает с сочным
Аппетитным джемом.
И безе бывает — крошкой,
А в глазурной кожуре
Может быть оно картошкой,
Только вовсе не пюре.
(Пирожное)
Мама, милая, ну где ты?
Доставай скорей сервиз.
Есть тягучие конфеты,
Называются «Кис-кис».
(Ириски)
Сверху — ромбиком узоры,
А начинка в них внутри.
Быстро чайные приборы
В кухне с полочки бери.
Их мы к чаю предлагаем
Деду и младенцу.
И в их честь мы называем
Часто полотенце. (Вафли)
Бабушка из сладких ягод
Наварила что-то.
И его нам хватит на год
К чаю и в компоты. (Варенье)
На варенье я похож,
Только перетерт.
К чаю ты меня возьмешь
И добавишь в торт. (Джем)
Я в стаканчике дрожу,
Будто я боюсь.
На десерт вам предложу
Свой приятный вкус. (Желе)
На витрине магазинной
Долго не скучаю.
Я подсолнечной, тахинной
Прихожу к вам к чаю. (Халва)
Очень ароматные,
Сладкие и мятные.
Сверху мы в глазурном глянце,
Словно в радостном румянце.
(Пряники)
Все мы — сыновья картошки,
Но для нас не надо ложки.
Мы хрустим, хрустим, хрустим,
Угостить ребят хотим. (Чипсы)
В кухне целый вечер скрежет —
Это мама свеклу режет,
И морковку, и картошку,
И огурчиков немножко.
Майонезом все зальет —
То-то будет вкусно!
И готова в Новый год
Славная закуска. (Салат,
винегрет)
И уха он, и бульон,
Щи, рассольник — тоже он.
Он гороховый, капустный
И, конечно, очень вкусный.
(Суп)
Я готовлюсь на кострах,
Иногда в глуши лесной.
Жарюсь там на шампурах,
Вкусный, сочный и мясной.
(Шашлык)
Бабушка достанет банку
С гречкой, рисом или манкой.
Вскипятит потом бабуля
С молоком крупу в кастрюле.
Ешьте, ешьте утром, дети,
Лучшую еду на свете! (Каша)
Бабушка наварит внукам
Суп с морковкой, свеклой,
луком.
Внуки скушают прекрасно
Со сметаной супчик красный.
(Борщ)
Масло я на хлеб кладу
И дырявую еду.
Чем в ней больше круглых
дыр,
Тем богаче будет пир.
Вот кусочек — красота –
Желтый, твердый, нежный.
Это мышкина мечта!
И моя, конечно. (Сыр)
Мы порой как будто ушки,
Бантики, рожки, ракушки.
Любят взрослые и дети
И колечки, и спагетти.
А добавь в нас тертый сыр –
Будет настоящий пир.
(Макароны)
Прицепились к паровозу
Вкусные вагончики.
Каждый ароматен, розов,
Сочные батончики.
Все мясные, в толстой шкурке,
И вчера достались Мурке.
(Сосиски, сардельки)
Терпкой горечью приправит
Шашлыки на ужин.
И здоровье тем поправит,
Кто лежит простужен.
Хоть спина огнем горит,
Вылечит она бронхит.
(Горчица)
Вот ромашка в сковородке,
Только это не цветок.
Желтый круг у ней в середке
Называется желток.
А белок идет вокруг.
Ну-ка съешь ее, мой друг!
(Яичница)
Он на грядке у бабули
Рос зелененьким в июле.
В Новый год его бы надо
Нам достать из маринада.
(Огурчик)
В крупных шишках нас найдете
На сосне сибирской.
Нас пощелкайте — нальетесь
Силой богатырской! (Кедровые
орехи)
Он ржаной бывает, минский,
Дарницкий и бородинский.
С ним так вкусно есть борщи!
(Черный хлеб)
Он батоном иль буханкой
Нас накормит спозаранку.
С ним и тост, и бутерброд
Так и просятся к нам в рот.
(Белый хлеб)
Мы на хлеб его намажем
И добавим к разным кашам.
Им мы каши не испортим —
Поговорка вторит всем.
Коль его добавим в тортик,
То получим сдобный крем.
(Масло)
Эту вкусную еду
Я в лесу всегда найду.
Их мы с бабушкой пожарим,
И посолим, и отварим. (Грибы)
В белоснежном он халате
Лечит всех больных в палате.
Если вдруг беда случится,
То на «скорой» он примчится.
Папа знает медицину,
Все лекарства и вакцины.
(Врач, доктор)
Мы поднимемся по трапу
И в салоне встретим папу.
Он готов войти в кабину,
В небеса поднять махину.
Ведь уже десятый год
Папа водит самолет. (Летчик,
пилот)
Вьется стружка над станком,
Папа с техникой знаком.
Он из дерева и стали
Ловко выточит детали,
Даже сделает игрушки
Для меня и для Ванюшки.
(Токарь)
Плохо греют батареи
Или кран закапал?
Вы звоните в ЖЭК скорее,
Вызывайте папу!
У него есть инструмент,
Папа чинит всё в момент!
(Слесарь-сантехник)
Состав готов, звучит гудок,
Поехал поезд на восток.
Мелькают шпалы и столбы,
Березки, ели и дубы.
И папа мой ведет состав,
Совсем за сутки не устав.
(Машинист)
Могут днем и даже ночью
Папу вызвать очень срочно.
Если что-то загорится,
Папа мой тотчас примчится!
Он недавно из огня
Вывел первоклашек.
Вот так папа у меня!
До чего бесстрашен!
(Пожарный)
Вот в скафандре смелый папа,
Он идет в ракету.
Перед ним снимают шляпу
Люди всей планеты.
Для него совсем не новость,
Что такое невесомость!
(Космонавт, астронавт)
Стучат колеса — ту-ту-ту! –
Игрушка мчится под тахту!
Вся комната — огромный мир,
От шкафа до дивана.
Здесь у одной стены – Памир,
А у другой – Балканы.
(Железная дорога с поездом)
Я во двор его беру
Погонять с друзьями.
Начинаем мы игру,
Бьем его ногами.
Иногда и головой
Пробиваем угловой.
(Футбольный мяч)
Я вчера пугал бабулю,
Та вздыхала: «Ох!» и «Ах!»
Заряжал я в дуло пули,
А потом стрелял: «Пиф-паф!»
«Ничего себе игрушка!» –
Удивляется старушка.
(Игрушечный пистолет с
пульками)
Сам я из второго класса,
Но сегодня я моряк.
Есть игрушка из пластмассы,
У нее на мачте флаг.
Мы по лужам-океанам
Поплывем к далеким странам.
(Игрушечный кораблик)
Он крылатый, словно птица,
И мечтает в небо взвиться.
Есть шасси и фюзеляж,
Мишка с куклой — экипаж.
Только почему-то дома
Нет совсем аэродрома!
(Игрушечный самолет)
Папа знает всё на свете —
Как на небе Солнце светит,
Про молекулу и атом
Может рассказать ребятам.
Знает всё про ультразвук.
Папа — кандидат наук! (Ученый-
физик)
Папа у меня — герой!
Ходит в форме, с кобурой!
Посреди ночного мрака
Где-то кража или драка?
Сразу по «02» звоните,
Папу моего зовите!
(Милиционер)
Осень, лето ли, зима,
Зной иль снег идет —
Может возводить дома
Папа круглый год! (Строитель)
Не замерзнет папа мой,
Папе жарко и зимой.
Проберется к полюсам
На широких лыжах,
Чтоб к научным чудесам
Оказаться ближе. (Полярник)
Папа мой не по дорожке
Ходит, а по скалам,
У него ботинки-кошки,
Багажа немало —
Ледоруб, и альпеншток,
И страховочный моток.
(Альпинист)
Бывало, тучи шли угрюмо,
И мачту сильный шторм
срывал,
Вода хлестала в щели трюма,
Но папа не бросал штурвал.
А в бурю папа всех спасает,
Спускает за борт шлюпки,
Но сам в беде не покидает
Он корабельной рубки.
(Капитан)
Камешки лежат в коробке,
Каждый мне давно знаком.
Папа шел по горной тропке,
Отбивал их молотком.
И в коллекции хранит
Мрамор, уголь и гранит.
(Геолог)
Если где-то наводненье,
Извержение вулкана,
Взрыв, обвал, землетрясенье,
Будет папа неустанно
Пострадавших выручать
И в беде им помогать.
(Спасатель)
Пошел служить мой друг во
флот,
На корабле теперь плывет.
И, хоть волна идет горой,
На палубе стоит герой.
На нем морская форма,
Он не боится шторма. (Матрос,
моряк)
Его машина вся в броне,
Как будто черепаха.
Ведь на войне как на войне,
Здесь не должно быть страха!
Ствол орудийный впереди:
Опасно! Враг, не подходи!
(Танкист)
Он поднимает в небеса
Свою стальную птицу.
Он видит горы и леса,
Воздушные границы.
Зачем летит он в вышину?
Чтоб защитить свою страну!
(Военный летник, пилот)
Он защищает поле ржи,
И рощу, и дубраву.
Оберегает рубежи
Далекая застава.
А долг военного такой:
Хранить покой и твой, и мой.
(Пограничник)
У паренька сбылась мечта —
Пришел служить он в роту.
Теперь стреляет: «Тра-та-та!»
Из пушки, миномета.
Недавно служит паренек,
Но самый лучший он стрелок.
(Артиллерист)
Был ранен молодой солдат
На поле утром рано.
А он забрал его в санбат
И обработал раны.
Извлек из тела смельчака
Опасные осколки.
Была тверда его рука:
«Живи, братишка, долго!»
(Военврач)
В этой форме темно-синей
Защищает он страну,
И в огромной субмарине
Опускается ко дну.
Охраняя океан,
Был в портах десятка стран.
(Подводник)
Спешит по вызову отряд,
Готовый разыскать снаряд
И на пшеничном поле,
И в транспорте, и в школе.
Боец отряда очень смел —
Три мины разрядить сумел.
(Сапер)
Крепкий прочный парашют
За спиной его раскрылся,
И за несколько минут
Он на землю опустился.
Он пройдет и лес, и брод,
Но противника найдет.
(Десантник)
Ох, какой у мамы цех!
Ароматный, сладкий!
Мама сахар и орех
Сыплет в шоколадки.
Здесь порядок, чистота,
Не работа — красота!
(Кондитер)
Доброты, тепла души
Мамочке не жалко.
Ждут мамулю малыши —
Вася, Маша, Галка,
Паша, Сеня и Марат —
Ждет ее весь детский сад!
(Воспитатель).
В школе я ученый самый —
Повезло мне очень с мамой.
От нее узнают дети
На уроке всё на свете.
Станут лучше и умней,
Справедливей и добрей.
(Учитель)
Приготовит мама суп
Малышам из разных групп,
Ловко вылепит котлеты
И нарежет винегреты.
И с такой умелой мамой
Я бываю сытый самый!
(Повар)
Мама всех важней, поверьте!
С толстой сумкой ходит мама.
Принесет письмо в конверте,
Бандероль и телеграмму.
Люди маму очень ждут,
Уважают мамин труд!
(Почтальон)
Здесь особенное царство:
В нем живут одни лекарства,
Мимо ваты, йода, шприцев
Мама ходит, как царица.
(Аптекарь, провизор, фармацевт)
Есть у мамы-мастерицы
Тушь, румяна, пудра, клей.
И меняет мама лица
Исполнителям ролей.
Из красотки Бабку-Ёжку
Нужно сделать? Не вопрос!
Мама помудрит немножко
И кривой приладит нос.
(Гример)
Нужно маме для работы
На пюпитр поставить ноты.
Маму только попроси,
И сыграет: «Ми, соль, си!»
Я скажу ребятам гордо:
«Мама знает все аккорды!»
(Музыкант)
Он бывает очень острым
И рисует ярко, пестро.
Грифелёк со всех сторон
Древесиной окружен.
Это друг надежный ваш
И художник — … (карандаш)
Нарисует он картину
И раскрасит Буратино,
Он напишет объявленье
И открытку-поздравленье.
Рисовать плакаты мастер
Яркий тоненький…
(фломастер)
Познакомимся: я — краска,
В круглой баночке сижу.
Вам раскрашу я раскраску,
А еще — картинки к сказке
Нарисую малышу.
Ярче я, чем карандаш,
Очень сочная… (гуашь)
Источник
Жанна Нарышева
Методические рекомендации «Загадка как средство речевого развития детей дошкольного возраста»
Введение
В настоящее время вопросу о «Загадке как средстве речевого развития детей дошкольного возраста» посвящено ряд публикаций, на основе которых можно выявить общее состояние его решения в теории и практике.
Эту тему изучали: Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохин, А. М. Бородич, Ю. Г. Илларионова. Выдающиеся русские и советские педагоги К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, А. П. Усова, А. М. Леушина, неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм, как средство развития речи и воспитания культуры речи детей. Е. И. Тихеева и Е. А. Флерина также утверждали, что фольклор дает прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку.
Развитию речи детей оказывают большое внимание педагоги, логопеды.
Речь становится образной, непосредственной и живой при том условии, если будет у ребенка воспитываться интерес к языковому богатству, развиваться умение использовать в речи самые разнообразные выразительные средства, важнейшим источником развития которых является загадка, язык которой прост, точен, выразителен.
Загадка имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей. Вот почему проблема развития речи детей так актуальна в настоящее время.
Целью данных методических рекомендаций является развитие речи детей с помощью загадки.
Работа осуществляется в тесном взаимодействии с педагогами – логопедами и родителями. Для этого используются активные формы и методы работы:
• составление тематического плана занятий по развитию речи детей (приложение 1);
• оформление наглядных пособий и игр с использованием загадок, направленные на развитие речи детей;
• игры и упражнения по развитию речи детей;
• консультации, родительские собрания и рекомендации для родителей;
• оформление папок – раскладушек и информационных альбомов;
• разработка системы занятий, способствующих развитию речевой активности детей (приложение 2).
Достижению цели способствует решение следующих задач:
• воспитывать у детей любовь к художественной литературе, учить бережно обращаться с книгами;
• вызвать у детей эмоциональный отклик через загадку;
• воспитывать любовь к фольклору, народному творчеству;
• учить детей внимательно слушать загадку, понимать их смысл, выявлять характерные признаки того предмета или явления, о котором идет речь в загадке;
• развивать у детей слуховое восприятие, воображение, мышление в процессе отгадывания загадок.
Основная часть
Литературные произведения оказывают огромное влияние на развитие речи детей. В детских садах детям читают сказки и рассказы, беседуют с ними о прочитанном, учат их пересказывать и т. д. В работе с детьми по развитию речи необходимо использовать доступные образцы литературных произведений. При этом важную роль играют произведения фольклора. Особое значение в работе по развитию речи придается использованию малых форм фольклора, которые несут в себе важное для детей содержание, такие как загадка.
Загадки – распространенный и любимый детьми жанр народного творчества. Обращение к ним на занятиях неизменно вызывает детскую улыбку, а для многих педагогов — молодых и опытных – загадка является необходимым дидактическим материалом, поскольку ее лаконичность в сочетании с художественной выразительностью позволяет и занятие оживить, и задачи занятия успешно решить. Являясь элементом игровой деятельности, загадка ненавязчиво, деликатно воспитывает ребенка, приобщая к нравственным ценностям русского народа, его житейские мудрости. Образность, красочность, эмоциональность, загадок, развивают поэтическое чувство, языковое чутье, восторженное отношение к языку, подготавливают к восприятию литературы, учат наслаждаться «искусством слова».
Загадки являются благодатным средством, способствующим развитию речи детей, образного и логического мышления, умственных реакций. Главная же особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадывая загадку,ребенок совершает довольно сложные мыслительные операции: сравнивает признаки различных предметов, находит общее, отсекает несущественное, анализирует предметное и явления окружающей действительности, классифицирует их.
Однако совершают дети в процессе отгадывания своеобразные «умственные упражнения» с радостью, воспринимая их как развлечения, и как проверку на сообразительность. Загадка развивает ум, смекалку, будит мысль. Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления. Они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из различных областей человеческой жизни. Загадки развивают наблюдательность ребенка, чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки.
Знание загадок развивает мысль, они легко усваиваются детьми за счет игры слов, рифм, ритма. Поэтика выступает как форма сохранения и распространения народной мудрости, поэтического взгляда на действительность.
Работа с загадками также применяется и для обогащения словарного запаса детей. Лексика загадок меткая, ясная, общедоступная, способствует увеличению пассивного и активного словаря детей, более эффективной организации словарной работы, знакомит с различными пластами лексического запаса нашего языка. Обычно используют загадки для объяснения или уточнения лексического значения слова.
Загадка используется как средство формирования разных сторон речи.
Загадки построены на повторах, повторяются отдельные слова, словосочетания и даже предложения. А это способствует запоминанию слов, а затем их активному употреблению. В загадках встречаются слова в уменьшительно-ласкательной форме. Частое прослушивание их помогает детям постепенно усваивать новые формы слов, обозначающих предметы. Загадки способствуют развитию речи и тем, что в них обозначение одного и того же предмета довольно часто дается в разных вариантах (в полной или уменьшительно-ласкательной форме).
В загадках обнаруживается диалогическая и обращенная речь. Примеры такой речи можно использовать в качестве образца для подражания в обучении детей обращенной речи. В загадках встречаются количественные числительные, которые употребляются в числовом ряду от 1 до 5-6. Знакомясь с ними, используя их в игре, дети непроизвольно запоминают числовой ряд. Загадки можно использовать с целью выделения ударных слогов. они способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и формы. Загадки целесообразно также использовать с целью описания предмета. Их можно брать как образец для подражания при обучении детей описательных рассказов.
Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку. Загадка приобщает детей к народному складу мышления, поэтому служит эффективным средством патриотического воспитания детей.
Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству, развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это дает возможность использовать загадки для развития наблюдательности детей, а также для закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями.
Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей, обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов.
Обращаясь к загадке, нужно уметь видеть её мудрую педагогическую глубину и эстетическую привлекательность.
Заключение
Результатом данных методических рекомендаций являются высокие показатели развития речи детей, слухового восприятия, воображения памяти, внимания, логического мышления в процессе отгадывания загадок. На основе полученных данных можно сделать вывод, что систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное речевое и художественное развитие ребенка.
На основе полученных результатов можно утверждать, что планомерное использование загадок на занятиях будет наиболее эффективно влиять на речевое развитие детей.
Источник